Научная статья на тему 'Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования'

Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / STUDENT / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY YOUTH / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шельпова Е.В.

В статье раскрыта сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the concept of "education" in relation to the institutions of secondary vocational education. The features of the subjects of the educational process in institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРОЛИIЩИ научный журнал

УДК 37

Е.В. Шельпова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: воспитание, обучающийся, ранняя юность, среднее профессиональное образование, педагог.

Под воздействием кризиса последних лет единый процесс образования в нашей стране оказался разрушен, а его духовная сердцевина - воспитание - выхолощена абсолютным отрицанием прошлого, нигилизмом нравственности. Во многом именно это стало причиной противоречий в реформе системы образования и следствием принижения ее воспитательной, гуманистической миссии. Тенденции к утере значимости воспитания как явления не имеют под собой никаких разумных оснований. Более того, если образование совершенствуется за счет новых педагогических технологий, методик и учебного оборудования, то воспитание остается самым трудным процессом становления человека как личности.

Воспитание как фактор развития личности отличается особой целенаправленностью, высокой степенью организации и систематизации. Это специально организованный и целенаправленный процесс в рамках учебных заведений и общественных институтов, воздействующий на человека всей совокупностью идеологических, политических, информационных и иных ориентирующих средств.

Проблема воспитания рассматривалась в концепциях различных авторов: В.Е. Гурина, А.И. Кочетова, Ситак Л.А.,Н.М. Таланчук и др.

Авторская концепция профессора Е.В. Гурина представляет собой целостный подход к развитию личности старшеклассника, генезис ведущих компонентов его образа жизни. Социальный аспект концепции состоит в том, что развитие образа жизни рассматривается в социальной среде сквозь призму воспитания в личности качеств созидателя, способного трудиться хорошо и творчески, взаимодействовать с людьми и

умело защищать гуманное начало в себе и других. Воздействия на образ жизни реализуется через новое содержание и новую методику нравственного воспитания старшеклассников [2, 34].

Аналогичный подход определяет А.И. Кочетов. Он пишет: «Мы выдвигаем новую концепцию воспитательной работы, которая строится на единой направленности всякой педагогической деятельности. При этом воспитательная работа обеспечивает формирование интегративных качеств личности. Поскольку в каждом из качеств имеются мотивы и опыт поведения, педагоги, воспитывая разные качества личности, в совокупности формируют мотивационную сферу ученика. Совокупность же мотивов определяет развитие сознания и самосознания, включается в мировоззрение личности» [3].

Ситак Л.А. отмечает, что целью экологического воспитания является формирование высокого уровня экологической культуры, что основывается на формировании целостного мировоззрения, которое предполагает функционирование системы жизненных ценностей, экологической этики и развитии экологической грамотности.[4, 5]

Н.М. Таланчук, основываясь на системно-ролевом подходе к формированию личности (каждый человек в своей жизни призван выполнять систему социальных ролей), рассматривает воспитание как «целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей» [6, 53].

Анализируя различные трактовки понятия «воспитание», можно выделить наиболее общие для них признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

- целенаправленность воздействий на воспитанника;

- социальная направленность этих воздействий;

- создание условий для усвоения личностью определенных норм отношений;

- освоение личностью комплекса социальных ролей [7, 19].

Разумеется, такая трактовка воспитания относится к

общепедагогическому его пониманию. Специфика учреждений среднего профессионального образования предъявляет свои требования к характеристике его сущности. Ряд исследователей считают приоритетным в образовательных учреждениях данного типа профессиональное воспитание.

Цель деятельности учреждений среднего профессионального образования, направленной на воспитание обучающихся, - это формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования - это динамичная совокупность последовательных взаимодействий педагога и обучающихся, направленных на формирование личности будущего специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

Исследователями проблематики среднего профессионального образования (С.Я.Батышев, Н.Н.Дьяченко, Г.Е.Зборовский, Э.Ф.Зеер, Н.И.Макиенко, А.Я.Найн, А.П.Сейтешев, В.А.Скакун, Н.М.Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательного процесса в учреждениях такого типа, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. При этом в основу исследуемых особенностей принимается, как правило, особенности субъектов воспитания.

Обобщая результаты имеющихся исследований, выделим три группы специфичных особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, находящиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:

- особенности обучающихся учреждений среднего профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи;

- особенности обучающихся учреждений среднего профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования;

- особенности воспитательного потенциала личности и деятельности педагогических работников СПО.

В психолого-педагогической литературе по проблемам воспитания достаточно широко освещены вопросы формирования личности обучающегося учреждения среднего профессионального образования.

Разработчики данной проблемы в 70-80-е годы XX века (С.Я. Батышев, М.Я. Любин, Н.И. Макиенко, В.А.Мосолов, В.А. Саюшев, М.П.Старостин. И.С. Хазова, С.А. Шапоринский и др.) в качестве приоритетных направлений воспитательного процесса в учебных заведениях СПО называли: воспитание интереса к профессии; содействие профессиональной адаптации молодых специалистов; формирование ученического коллектива и воспитание коллективизма; предъявление к обучающимся единых педагогических требований; использование возможностей производственного обучения в целях воспитания; воспитание потребности в труде; опора на положительные качества личности преподавателя.

В немногочисленных публикациях последних лет по проблемам воспитания в учреждениях СПО (Г.А. Герцог, Ситак Л.А.,Е.В. Ткаченко,

В.С. Шеметова и др.) выдвигается ряд требований к организации воспитательного процесса в этих учреждениях: учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

обеспечение индивидуального, личностного подхода к учащимся; оказание обучающимся педагогической поддержки в приобретении ими необходимого для их развития и саморазвития статуса.

В последние годы появились исследования (Э.Ф. Зеер, П.Ф. Зеер, В.А. Водеников, Н.А. Доронин, И.А. Колобков, О.Н. Шахматова) по проблеме формирования ключевых квалификаций личности обучающегося учреждения среднего профессионального образования.

Однако число исследований, ориентированных на организацию воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, сегодня явно ограничено.

Ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы свидетельствует о том, что на всех этапах ее развития особое внимание в педагогической науке уделялось изучению личности учащегося как необходимому условию исследуемой эффективности (Э.Ф.Зеер, Г.А.Карпова, А.И.Кочетов и др.)

В ряду научных исследований последних лет особый интерес вызывает точка зрения С.А. Батышева, выдвигающего в качестве приоритетного условия данной эффективности осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса посредством реализации «обоснованной программы воспитательной деятельности, разработанной на основе прогностической социально-психологической модели современного рабочего» [1, 194].

Итак, анализ теории и практики проблемы организации воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования позволяет констатировать наличие большого количества потенциально плодотворных идей по данной проблеме. Однако, вопросы этнокультурного воспитания в учреждениях среднего профессионального образования в условиях рыночной экономики пока еще не стали предметом широких научных изысканий. Между тем успешная реализация ключевой цели профессионального воспитания - формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни, -возможна только в условиях эффективно организованного воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. - М., 1999. - 672 с.

2. Гурин В.Е. Концепция нравственного воспитания учащихся. // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. Под ред. В.Е. Гурина, Москва - Краснодар, 1998.- С.33-44.

3. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / И.М.-Дуранов, М.Е.Дуранов, В.И.Жернов, О.В.Лешер/Магнитогор. гос. пед. ин-т. - Магнитогорск, 1996. -315 с.

4. Crnrn: Л.А.Актуальные проблемы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза// В сборнике: Научная интеграция Сборник научных трудов. 2016. С. 1156-1159.

5. Crnrn: Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов- будущих педагогов // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 24-28.

6. Таланчук Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы, теория. - М.: Педагогика, 1971. -112с.

7. Шельпова Е.В., Петьков В.А. Организация и управление воспитательной системой учреждения профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 18-21.

E.W. Shelpova

Features of process of education of students in secondary vocational education

Abstract. The article reveals the essence of the concept of "education" in relation to the institutions of secondary vocational education. The features of the subjects of the educational process in institutions of secondary vocational education. Keywords: education, student, early youth, vocational education, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.