Научная статья на тему 'Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования'

Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2638
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / STUDENT / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY YOUTH / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шельпова Е.В.

В статье раскрыта сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шельпова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the concept of "education" in relation to the institutions of secondary vocational education. The features of the subjects of the educational process in institutions of secondary vocational education

Текст научной работы на тему «Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования»

УДК 37.01

Е.В. Шельпова Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, Россия

Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: воспитание, обучающийся, ранняя юность, среднее профессиональное образование, педагог.

Под воздействием кризиса последних лет единый процесс образования в нашей стране оказался разрушен, а его духовная сердцевина - воспитание -выхолощена абсолютным отрицанием прошлого, нигилизмом нравственности. Во многом именно это стало причиной противоречий в реформе системы образования и следствием принижения ее воспитательной, гуманистической миссии. Тенденции к утере значимости воспитания как явления не имеют под собой никаких разумных оснований. Более того, если образование совершенствуется за счет новых педагогических технологий, методик и учебного оборудования, то воспитание остается самым трудным процессом становления человека как личности.

В буквальном смысле «воспитание» как понятие происходит от слияния двух слов: «вос» (восхождение) и «питание» (вскармливание) [7, с. 18]. Определение же сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество исторически характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач.

Воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая государством, образовательным учреждением, семьей, производством и другими социальными институтами.

Воспитание - это обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности.

Воспитание как фактор развития личности отличается особой целенаправленностью, высокой степенью организации и систематизации. Это специально организованный и целенаправленный процесс в рамках учебных заведений и общественных институтов, воздействующий на человека всей совокупностью идеологических, политических, информационных и иных ориентирующих средств. Особую значимость в настоящее время приобретают средства массовой информации, которые все более монополизируют процесс «производства человека как человека».

Воспитание является сложной, нелинейной системой, имеющей стахостический характер, требующей многомерного и многоаспектного подхода к ее анализу и проектированию, выбора приоритетов для каждой исторической эпохи и каждой конкретной ситуации.

Образовательные учреждения остаются действенным институтом воспитания молодёжи. Во многих из них в настоящее время воссоздаются структуры, осуществляющие воспитательные функции.

Проблема воспитания рассматривалась в концепциях различных авторов: В.Е. Гурина, А.И. Кочетова, Н.М. Таланчук и др.

Авторская концепция профессора Е.В. Гурина представляет собой целостный подход к развитию личности старшеклассника, генезис ведущих компонентов его образа жизни. Социальный аспект концепции состоит в том, что развитие образа жизни рассматривается в социальной среде сквозь призму воспитания в личности качеств созидателя, способного трудиться хорошо и творчески, взаимодействовать с людьми и умело защищать гуманное начало в себе и других. Воздействия на образ жизни реализуется через новое содержание и новую методику нравственного воспитания старшеклассников [3].

Аналогичный подход определяет А.И. Кочетов. Он пишет: «Мы выдвигаем новую концепцию воспитательной работы, которая строится на единой направленности всякой педагогической деятельности. При этом воспитательная работа обеспечивает формирование интегративных качеств личности. Поскольку в каждом из качеств имеются мотивы и опыт поведения, педагоги, воспитывая разные качества личности, в совокупности формируют мотивационную сферу ученика. Совокупность же мотивов определяет развитие сознания и самосознания, включается в мировоззрение личности» [6].

Н.М. Таланчук, основываясь на системно-ролевом подходе к формированию личности (каждый человек в своей жизни призван выполнять систему социальных ролей), рассматривает воспитание как «целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей» [8, с. 53].

Хорошо организованное воспитание, по мнению ученых, должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

Анализируя различные трактовки понятия «воспитание», можно выделить наиболее общие для них признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

- целенаправленность воздействий на воспитанника;

- социальная направленность этих воздействий;

- создание условий для усвоения личностью определенных норм отношений;

- освоение личностью комплекса социальных ролей.

Разумеется, такая трактовка воспитания относится к общепедагогическому его пониманию. Специфика учреждений среднего профессионального образования предъявляет свои требования к характеристике его сущности. Ряд исследователей считают приоритетным в образовательных учреждениях данного типа профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание в этой связи есть «передача опыта осуществления профессиональной деятельности», а также, в соответствии с мнением Н.Н.Дьяченко, «идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся, которое направлено на формирование сознательного отношения к труду» [4, с. 5].

Понятие профессионального воспитания входит в понятийное пространство воспитания. Его специфика характеризуется направленностью на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего рабочего.

С учетом данной специфики профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование следующих качеств и свойств личности: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; развитые общие, специальные и профессиональные знания; деловитость и предприимчивость; творческое отношение к труду; профессиональная ответственность; знание правовых норм и законов.

Эти качества и свойства в совокупности характеризуют желаемый образ гражданина, профессионала, который общество ожидает получить на выходе будущего рабочего (специалиста) из системы начального профессионального образования. Ведущими чертами такого специалиста должны быть творческая профессиональная деятельность и активность в общественной жизни.

Исходя из этого, цель деятельности учреждений среднего профессионального образования, направленная на воспитание обучающихся, - это формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования - это динамичная совокупность последовательных взаимодействий педагога и обучающихся, направленных на формирование личности будущего специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

При изучении тех или иных аспектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования объективно необходимо учитывать его особенности, поскольку ярко выраженная профессиональная направленность образовательной подготовки в этих учреждениях оказывает на него самое непосредственное влияние.

Исследователями проблематики среднего профессионального образования (С.Я.Батышев, Н.Н.Дьяченко, Г.Е.Зборовский, Э.Ф.Зеер, Н.И.Макиенко, А.Я.Найн, А.П.Сейтешев, В.А.Скакун, Н.М.Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательного процесса в учреждениях такого типа, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. При этом в основу исследуемых особенностей принимается, как правило, особенности субъектов воспитания.

Обобщая результаты имеющихся исследований выделим три группы специфичных особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, находящиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:

- особенности обучающихся учреждений среднего профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи;

- особенности обучающихся учреждений среднего профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования;

- особенности воспитательного потенциала личности и деятельности педагогических работников СПО.

Охарактеризуем каждую из перечисленных групп.

I. Особенности обучающихся учреждений среднего профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.

1. Социальная общность обучающихся учреждений среднего профессионального образования отличается непродолжительностью пребывания в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости вообще и даже со временем его пребывания в иных образовательных группах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рассматривается в границах 15-20-летней продолжительности.

2. Обучающиеся учреждений среднего профессионального образования находятся в возрастном периоде ранней юности.

«Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью» [5, с. 66]. Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психического развития наиболее противоречивы.

Биологически период ранней юности - это период завершения физического созревания.

А.С. Белкин период развития (от 15 до 18 лет) называет «старшим детством» и отмечает следующие его характеристики:

а) сохранение материальной эмоционально-комфортной функции семьи; усиление ее роли в самоопределении на будущее; возрастание собственных возможностей в удовлетворении части материальных потребностей;

б) сохранение решающей роли образовательного учреждения в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;

в) значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; становление полной юридической дееспособности;

г) замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее [2].

В качестве доминирующих направлений педагогической деятельности с учащимися, относящимися к возрастному периоду «старшего детства», автор выделяет ориентацию их на самодеятельность, помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками, в формировании научного мировоззрения и осознанной гражданской позиции [2].

В качестве важнейших специфических особенностей раннего юношеского возраста ряд авторов выделяют возникающее чувство взрослости,

формирующееся мировоззрение, нравственные убеждения и принципы, самосознание, углубление устойчивых интересов (к технике, общественно-политическим вопросам, спорту), развитие способностей (технических, конструкторских, художественных), формирование умений управлять своими познавательными процессами; развитие познавательной активности и внимания.

II. Особенности обучающихся учреждений среднего профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования.

Данные особенности проявляются в следующем.

1. Воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования характеризуется кратковременностью воспитательного воздействия на учащихся, обусловленной одно- или трехгодичным сроком обучения;

2. Учебная деятельность у обучающегося учреждения среднего профобразования значительно шире, чем у учащегося общеобразовательного учреждения, так как первый, наряду с общеобразовательными предметами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, одновременно сочетая теоретическое обучение с производственным.

3. Обучающиеся учреждений среднего профессионального образования заняты производительным трудом (во время производственных занятий в мастерских, в период производственной практики).

4. У обучающихся учреждений среднего профессионального образования более широкая, чем у учащихся общеобразовательных учреждений, сфера общения: они являются членами двух коллективов - ученического и производственного.

Обучающийся учреждения среднего профессионального образования - это социально еще не зрелая, развивающаяся, но уже сформировавшаяся личность. В образовательных учреждениях данного типа за сравнительно короткий срок происходит социально-психологический скачок в общественном статусе и сознании будущих молодых специалистов: подросток, еще зависящий во всех отношениях от взрослых, превращается в самостоятельного работника.

III. Особенности воспитательного потенциала личности и деятельности педагогических работников.

Ключевая фигура системы среднего профессионального образования -педагогический работник.

Особенности воспитательного потенциала личности и деятельности педагогических работников находят отражение в следующем.

1. Характер и содержание их деятельности выступает как синтез умственного, физического, педагогического (обучение и воспитание подрастающего поколения), рабочего труда (труд, основанный на системе знаний, умений, приемов и навыков, реализуемых как в условиях учреждения среднего профессионального образования, так и в рамках реального производственного процесса).

2. Педагогические работники организуют воспитательную деятельность с совершенно своеобразной возрастной, социально-демографической, образовательной группой обучающихся.

3. Педагогические работники реализуют задачу не столько общетрудового, сколько профессионального воспитания; формируют не общетрудовые, а профессиональные умения и навыки; не любовь к труду вообще, а любовь к конкретной профессии; развивают не творческие способности личности в целом, а именно в осваиваемой области труда.

В психолого-педагогической литературе по проблемам воспитания достаточно широко освещены вопросы формирования личности обучающегося учреждения среднего профессионального образования.

Разработчики данной проблемы в 70-80-е годы XX века (С.Я. Батышев, М.Я. Любин, Н.И. Макиенко, В.А.Мосолов, В.А. Саюшев, М.П.Старостин. И.С. Хазова, С.А. Шапоринский и др.) в качестве приоритетных направлений воспитательного процесса в учебных заведениях СПО называли: воспитание интереса к профессии; содействие профессиональной адаптации молодых специалистов; формирование ученического коллектива и воспитание коллективизма; предъявление к обучающимся единых педагогических требований; использование возможностей производственного обучения в целях воспитания; воспитание потребности в труде; опора на положительные качества личности преподавателя.

В немногочисленных публикациях последних лет по проблемам воспитания в учреждениях СПО (Г.А. Герцог, Е.В. Ткаченко, В.С. Шеметова и др.) выдвигается ряд требований к организации воспитательного процесса в этих учреждениях: учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; обеспечение индивидуального, личностного подхода к учащимся; оказание обучающимся педагогической поддержки в приобретении ими необходимого для их развития и саморазвития статуса.

В последние годы появились исследования (Э.Ф. Зеер, П.Ф. Зеер, В.А. Водеников, Н.А. Доронин, И.А. Колобков, О.Н. Шахматова) по проблеме формирования ключевых квалификаций личности обучающегося учреждения среднего профессионального образования.

Однако число исследований, ориентированных на организацию воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, сегодня явно ограничено.

Ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы свидетельствует о том, что на всех этапах ее развития особое внимание в педагогической науке уделялось изучению личности учащегося как необходимому условию исследуемой эффективности (Э.Ф.Зеер, Г.А.Карпова, А.И.Кочетов и др.)

В ряду научных исследований последних лет особый интерес вызывает точка зрения С.А. Батышева, выдвигающего в качестве приоритетного условия данной эффективности осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса посредством реализации «обоснованной программы воспитательной деятельности, разработанной на основе прогностической социально-психологической модели современного рабочего» [1, с. 194].

Итак, анализ теории и практики проблемы организации воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования позволяет констатировать наличие большого количества потенциально плодотворных идей по данной проблеме. Однако, вопросы этнокультурного воспитания в учреждениях среднего профессионального образования в условиях рыночной экономики пока еще не стали предметом широких научных изысканий. Между тем успешная реализация ключевой цели профессионального воспитания -формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни, -возможна только в условиях эффективно организованного воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. - М., 1999. - 672 с.

2. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997. - С. 10,18.

3. Гурин В.Е. Концепция нравственного воспитания учащихся. // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. Под ред. В.Е. Гурина, Москва - Краснодар, 1998.-С.33-44., 33-41.

4. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. - М: Высшая школа, 1998. - 144 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1988.

6. Кочетов А.И. Теория формирования личности: в 2 ч. - Ч. II. Социализация, воспитание и перевоспитание личности. - Мн.: НИО, 1998. - 228 с.

7. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / И.М.-Дуранов, М.Е.Дуранов, В.И.Жернов, О.В.Лешер/Магнитогор. гос. пед. ин-т. - Магнитогорск, 1996. -315 с.

8. Таланчук Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы, теория. - М.: Педагогика, 1971. -112с.

E.W. Shelpova

Features of process of education of students in secondary vocational education

Abstract: The article reveals the essence of the concept of "education" in relation to the institutions of secondary vocational education. The features of the subjects of the educational process in institutions of secondary vocational education Keywords: education, student, early youth, vocational education, teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.