Научная статья на тему 'Формирование системы студенческого самоуправления в учреждениях профессионального образования'

Формирование системы студенческого самоуправления в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
129
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / STUDENT GOVERNMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / SELF-MANAGEMENT / SELF-GOVERNMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE PRINCIPLES OF SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов А. В.

В статье раскрываются теоретико-методологические вопросы формирования системы студенческого самоуправления в учреждениях системы профессионального образования. На практических примерах рассмотрен опыт создания системы самоуправления в звене среднего и высшего профессионального образования. Статья представляет интерес для преподавателей учреждений профессионального образования, аспирантов и студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the theoretical and methodological issues of forming a system of student self-government institutions in the vocational education system. Using practical examples, the description of the self-management system experience in a part of secondary and higher vocational education was given.The article could be interesting for teachers of vocational education institutions and students enrolled in the teaching professions.

Текст научной работы на тему «Формирование системы студенческого самоуправления в учреждениях профессионального образования»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

- телеграмму го 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.

Приведенные выше упражнения широко используются на занятиях со слушателями курса «Преподаватель высшей школы». В последующих публикациях мы расскажем о методах динамического предметного бучения в формате психолого-педагогической мастерской. Содержание упражнений и методические сопровождения к ним представлены по оригиналу.

Библиографический список

1. Фопель, К.В. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К.В. Фопель. - М.: Генезис, 2000.

2. Фопель, К.В. Психологические принципы обучения взрослых / К.В. Фопель. - М.: Генезис, 2000.

3. О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Приказ Министерство общего и профессионального образования РФ 29 апреля 1997 г. № 826 (БМОО 97-7)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. ГАВРИЛОВ, ст. преподаватель каф. педагогики и психологии МГУЛ, преподаватель «ММК»

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, увеличением внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а также необходимостью подготовки высококвалифицированных, компетентных, мобильных работников и специалистов для народного хозяйства Российской Федерации, способных конкурировать на рынке труда, особую актуальность приобретает формирование системы студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.

Современное образовательное учреждение - сложная социально-педагогическая организация, включающая педагогический и студенческий коллективы, а в звене начального и среднего профессионального образования также родительские организации. Родители обучающихся юридически не входят в коллектив образовательного учреждения, но они не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе образовательного учреждения.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем

caf-pedagog@mgul.ac.ru

обучающиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Определения понятия «самоуправление» разнообразны, приведем лишь некоторые из них.

Самоуправление - это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации - самоменеджмент (self-management).

Самоуправление студентов - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Развитие самоуправления помогает обучающимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить возможности в реализации лидерских функций.

По мнению Д.В. Рогаткина, студенческое самоуправление - это право, которым обладают в образовательном учреждении обучающиеся, педагоги и родители. В свою очередь, у администрации образовательного учреждения есть обязанность предоставить обучающимся, педагогам и родителям возможность этим правом воспользоваться.

М.Г. Чупров и И.Г. Бехталь, утверждают, что студенческое самоуправление

172

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

- форма организации жизнедеятельности студенческого коллектива, обеспечивающая развитие его самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей.

И.В. Баранов полагает, что самоуправление - это не вседозволенность, а участие студентов в управлении собственными делами - не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию обучающихся. Именно в этом состоит право на управление самостоятельно и с полной ответственностью организовать дела своего коллектива. Это могут быть, например, организация дежурства, создание материальной базы, благотворительная деятельность, благоустройство территории образовательного учреждения и др. Самоуправление есть, по существу, самоорганизация сообщества. Разнообразие же форм самоорганизации будет способствовать налаживанию тех самых социальных связей в образовательном учреждении, которых ему порой не хватает.

Там, где нет социальных связей, и взрослые и обучающиеся после занятий разбегаются по домам, сложно наладить сразу студенческое самоуправление. Поэтому иногда приходится начинать с самых простых форм организации деятельности, в основе которых находятся, прежде всего, желания и интересы самих студентов, а также задачи защиты их прав перед преподавателями.

В тех образовательных учреждениях, где не сложилась самоорганизация образовательного процесса, часто делают ставку на студентов-лидеров. Они более-менее добросовестно тянут в одиночку лямку общественной работы.

Таким образом, студенческое самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

В современном образовательном учреждении каждый из коллективов имеет право на самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить раздельные органы самоуправления

участников образовательного процесса: педагогического коллектива, студенческого коллектива, родительской общественности.

При организации деятельности раздельных органов самоуправления преподавателей, обучающихся и их родителей рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

- все, что могут решать любые из них относительно самих себя, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников образовательного процесса;

- избиратели (конкретные категории участников образовательного процесса) наделяют избираемые ими органы самоуправления конкретными полномочиями, они же вправе расширять или сужать эти полномочия;

- ни один коллектив или объединение участников образовательного процесса не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям преподавателей и обучающихся образовательного учреждения. Они призваны взаимодействовать на основе совместного управления общими усилиями и действиями;

- ни один руководитель органов общественного управления и самоуправления не обладает личной властью. Каждый из них пользуется правом решающего голоса при коллегиальном принятии управленческих решений.

Педагогической практикой разработаны принципы и функции деятельности общественного управления образовательного учреждения, которыми предлагается руководствоваться.

Принцип законности. Он означает необходимость неукоснительного следования органов общественного Управления положениям Конституции Российской Федерации, Закону РФ «Об образовании», Типовому положению об образовательном учреждении, уставу образовательного учреждения, другим законам и нормативным правовым документам, действие которых касается сферы начального, среднего и высшего профессионального образования.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013

173

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Принцип представительства, в соответствии с которым коллективы и ассоциации преподавателей и обучающихся должны иметь своих представителей в избираемых ими органах управления и самоуправления.

Принцип равноправия: все участники общественного управления должны иметь равные права субъектов образовательного процесса и обладать правом решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе, ассоциации и в общеобразовательном учреждении.

Принцип выборности. В соответствии с ним органы общественного управления и самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате выборов.

Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов управления в соответствии с нормами, содержащимися в документах образовательного учреждения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составами того или иного органа управления.

Принцип демократии: предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность возможно большего числа участников образовательного процесса.

Принцип коллегиальности и персо-нальности, который предполагает коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение в то же время персональной ответственности за выполнение принятых решений.

Принцип гуманности. Органы самоуправления, ответственные (уполномоченные) лица действуют на основе нравственных ценностей народов России, принимают решения и реализуют их в интересах личности обучающегося, родителя, работника образовательного учреждения. Меры ответственности и наказания могут быть строгими, но гуманными, не унижающими достоинство преподавателя или обучающегося.

Принцип открытости и гласности, в соответствии с которым вся работа органов общественного управления и самоуправления должна быть открытой для каждого чле-

на коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение им оперативной и достоверной информации об их деятельности.

Принцип целевой направленности деятельности органов общественного управления (самоуправления) на реализацию образовательных потребностей и интересов участников образовательного процесса.

Принцип согласия и совета. В соответствии с ним перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органов управления (самоуправления).

Принцип распределения полномочий и ответственности, который требует четкого разграничения властных полномочий и сфер ответственности между всеми органами общественного управления, самоуправления и их руководителями.

Принцип свободы и самодеятельности означает возможность каждого субъекта управленческой деятельности свободно выбирать методы и формы реализации коллегиально принятого решения и при этом проявлять активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность.

Принцип критики и самокритики, в соответствии с которым должна обеспечиваться свобода высказываний, критики и самокритики, не допускающая при этом унижения достоинства окружающих людей.

Принцип отчетности. Все избранные органы общественного самоуправления (управления) и их члены регулярно, в полном соответствии с положениями устава образовательного учреждения и других локальных актов, отчитываются перед своими избирателями о проделанной работе и ее результатах.

Перед формированием системы общественного самоуправления важно определиться с формами его существования в образовательном учреждении.

Самоуправление в учреждениях профессионального образования можно условно разделить на четыре группы.

К студенческому самоуправлению относятся органы самоуправления, созданные студентами. Это означает, что такие орга-

174

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ны формируют студенты из числа студентов. Соответственно, студенческое самоуправление выражает их интересы. Формами студенческого самоуправления могут быть: собрание студентов образовательного учреждения (высший орган их самоуправления); конференция обучающихся учреждения, являющаяся высшим органом в образовательном учреждении, не имеющим условий для работы собрания обучающихся учреждения (ОУ); избранные собранием (конференцией) обучающихся в ОУ совет студентов (студенческий совет, студенческий комитет), его комиссии, штабы и другие органы самоуправления; групповые собрания обучающихся, собрания потоков и параллелей обучающихся; избранные ими советы обучающихся (студенческие советы), их комиссии, штабы и другие органы самоуправления.

К педагогическому самоуправлению относятся органы самоуправления, созданные педагогами. Распространенными органами педагогического самоуправления являются: педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в образовательном учреждении (ОУ), методический и научно-методический советы, методическое объединение (МО) преподавателей, классных руководителей, кураторов, воспитателей, малые педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы и другие объединения педагогов.

К родительскому самоуправлению

относятся органы самоуправления, созданные родителями. Данный вид самоуправления существует в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления: общее собрание родителей (высший орган самоуправления родителей в ОУ); конференция родителей обучающихся, являющаяся высшим органом родительского самоуправления в ОУ, не имеющим условий для работы собрании родителей учащихся ОУ; избранные собранием (конференцией) родителей родительский комитет (совет) ОУ, а также его комиссии, секции и другие рабочие органы самоуправления; классные родительские собрания; избранные ими классные

родительские комитеты, их комиссии, секции и другие органы самоуправления родителей.

К самоуправлению образовательным учреждением относятся органы самоуправления, созданные совместно обучающимися, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников образовательного процесса. Наиболее распространенной формой такого самоуправления является совет образовательного учреждения. Также в образовательном учреждении могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами; например, педагогами и родителями или педагогами и обучающимися.

В каждом образовательном учреждении самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одном может работать только студенческое самоуправление, а в другом - формы самоуправления всех четырех групп.

Интересен опыт создания системы студенческого самоуправления в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Московской области «Мытищинский машиностроительный колледж» (далее ГБОУ СПО МО «ММК»).

В колледже функционирует студенческий совет, который является выборным органом студенческого самоуправления. Данное объединение координирует работу остальных подразделений студенческого самоуправления колледжа.

Система органов студенческого самоуправления ГБОУ СПО МО «ММК» выглядит следующим образом (рисунок).

Все структурные подразделения системы самоуправления выполняют свои функции и подотчетны в работе студенческому совету. Следует отметить, что руководят объединениями члены студенческого совета, поэтому на них возложена персональная ответственность за работу, выполненную в данном подразделении. Это, несомненно, мотивирует студентов в достижении поставленных целей, повышает их самооценку, а главное, способствует формированию слаженного студенческого коллектива.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013

175

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Рисунок. Система студенческого самоуправления ГБОУ СПО МО «ММК»

Студенческое самоуправление в ГБОУ СПО МО «ММК» охватывает все сферы жизнедеятельности колледжа. Это спортивные объединения, занимающиеся организацией и проведением студенческих спортивных турниров и обучением различным видам спорта, в том числе единоборств. Это военно-патриотические объединения, занимающиеся проведением встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организацией выездных мероприятий по местам боевой славы, музеям, памятникам архитектуры, достопримечательностям региона.

В Мытищинском машиностроительном колледже студенты самостоятельно организовали массу объединений в рамках системы самоуправления, это вокальные коллективы (студенты участвуют в концертных постановках, разрабатывают программы праздничных вечеров), клуб любителей настольного тенниса (студенты самостоятельно организуют турниры и обучение новичков), объединение молодых хакеров (студенты в свободное от учебы время занимаются разра-

боткой веб-страниц и сайтов).

Особого внимания заслуживает проводящаяся ежегодно «Неделя студенческого самоуправления», в ходе которой студенты старших курсов различных специальностей как под руководством преподавателей, так и самостоятельно проводят учебные занятия по различным дисциплинам своей специальности. Лучшие работы студентов отправляются на региональные конкурсы и олимпиады.

Следует отметить, что перед проведением студентами занятий они проходят длительный процесс подготовки, включающий факультативное посещение предметного кружка по дисциплине, посещение консультаций методиста колледжа, разработку совместно с назначенным руководителем методики проведения учебного занятия, предзащиту созданной разработки в предметной (цикловой) комиссии.

В Мытищинском муниципальном районе, на базе ГБОУ СПО МО «Мытищинский машиностроительный колледж», открыта «Молодежно-патриотическая организация

176

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

«Галеон», целью которой является создание условий для самореализации и интеллектуального самоутверждения молодежи. Данная организация входит в структуру студенческого самоуправления колледжа и занимается ознакомлением молодежи с историей, духовными ценностями, обычаями и традициями русского народа, развитием здорового образа жизни и военно-патриотического воспитания. Организация нашла поддержку в Администрации Мытищинского муниципального района, различных общественных организациях Московской области, предприятиях, образовательных учреждениях.

Подобная организация внеаудиторной работы студентов дает положительный эффект и в ходе проведения занятий. Студенты, проявившие себя в каком-либо полезном, значимом для них деле, чувствуют себя увереннее, у них повышается самооценка и появляется мотивация к преодолению трудностей.

Таким образом, грамотно созданная система самоуправления образовательным учреждением может способствовать не только развитию духовно-нравственных качеств личности студента, но и в значительной степени способствовать формированию необходимых в соответствии с образовательными стандартами общекультурных компетенций.

Для достижения целей формирования системы студенческого самоуправления необходимо реализовать ряд конкретных задач:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов коллектива студентов, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство;

- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;

- формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу;

- особое внимание следует уделить формированию у обучающихся демократической культуры, которая необходима для саморазвития и самосовершенствования именно в правовом государстве. Обучение навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности позволяет развить у обучающихся желание участвовать в общественной жизни, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать власть и свой путь в жизни.

В системе высшего профессионального образования эффективно организованная система студенческого самоуправления также может способствовать достижению множества значимых как для личности студента, так и для образовательного учреждения целей.

Так, например, на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «МГУЛ» профессорско-преподавательский состав успешно практикует внедрение в практику отдельных элементов системы студенческого самоуправления.

Студенты, обучающиеся на кафедре, активно принимают участие в организации обучения по дисциплинам психолого-педагогического цикла: разрабатывают и проводят совместно с преподавателями учебные занятия, оказывают помощь в подборе учебного материала для проведения занятий, принимают участие в работе с отстающими студентами младших курсов, организуют дополнительные занятия по предметам в целях совместной подготовки к экзаменационной сессии.

Также студенты специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)», совместно с преподавателями кафедры педагогики и психологии, организуют поездки в детские дома, самостоятельно устраивают для воспитанников данных учреждений концерты, капустники, конкурсы.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

177

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это несомненно способствует развитию у студентов системы ценностных ориентаций и формированию социальной ответственности.

Следует особо отметить участие студенческого коллектива в организации и проведении ежегодной встречи выпускников специальности 050501 «Профессиональное обучение». Студенты старших курсов разрабатывают сценарий проведения мероприятия, самостоятельно готовят концертную программу, конкурсы, делают презентации и фотовыставки, празднично оформляют помещения кафедры для встречи выпускников, рассылают приглашения. В процессе подготовки указанного мероприятия происходит сплочение студенческого коллектива, формируются положительные качества личности и чувство ответственности за выполненное дело. Отметим, что студенты выполняют данную работу по своему желанию, т.е. полностью отсутствует принуждение со стороны профессорско-преподавательского состава, что, несомненно, позволяет развить самостоятельность в принятии решений, выработать волевые качества и сформировать навыки эффективного общения в студенческом коллективе.

Таким образом, студенческое самоуправление - это не «управление самими собой», не самоорганизация коллектива образовательного учреждения, не помощь администрации в организации дежурств или проведении мероприятий. Студенческое самоуправление -это система, позволяющая педагогам, обучающимся и их родителям принимать участие в управлении образовательным учреждением,

т.е. сочетать интересы и потребности всех участников образовательного процесса.

Именно поэтому формирование системы студенческого самоуправления является одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед образовательными учреждениями любого уровня.

Библиографический список

1. Дик, Н.Ф. Активизация познавательной деятельности обучаемых: Учеб. пособие для преподавателей / Н.Ф. Дик, Т.Н. Дик. - Азов: изд-во «Мирт», 2004.

2. Дик, Т.Н. Воспитываем личность. Методическое пособие по активизации внеклассной и учебной деятельности со старшеклассниками и студентами / Т.Н. Дик, Н.Ф. Дик. - Азов: изд-во «Мирт», 2003.

3. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. Классный руководитель. Для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов. - 2004. - № 6.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / ГМ. Код-жаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кожаспиров. - Москва; ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март» 2005. - 448 с.

7. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. - 4-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 160 с.

8. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11х классах / М.А Алоева, В.Е. Бейсова - Изд. 2-е - Ростов н/Д :Феникс 2008. - 310 с.

9. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18, Ч 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав. ред. Володин В.А. - М.: Аванта +, 2001.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

И.В. ПЕТУХОВА, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ

В настоящее время существенно возрастает роль и значение высшего профессионального образования для преодоления последствий глобального экологического кризиса. Долгие годы понятие «экология» вызывало в сознании людей уже сформированную ассоциацию, связанную с загряз-

katuwechka@gmail.com нением окружающей природной среды и попытками справиться с этим негативным явлением. Более глубокие размышления над проблемами нарушенного равновесия, баланса, гармонии и необходимостью их восстановления вызвали к жизни появление новых понятий: «экология человека»,

178

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.