Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / колледж / активная гражданская позиция / гражданское воспитание / педагог / педагогическая деятельность / student / college / active citizenship / civic education / teacher / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османова Аида Зайнутдиновна

В статье рассматриваются составные части гражданского воспитания студентов колледжа с целью формирования в них активной гражданской позиции. Сопоставляются научные воззрения классиков образования с теоретическими аспектами и практической направленностью рассматриваемой образовательной и воспитательной работы со студентами колледжа. На примере ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» представлена возможность реализации ряда образовательных мероприятий, которые позволяют интенсивно формировать в студентах ожидаемую гражданскую позицию и общественное поведение. Обозначена возможность адаптации идентичного подхода на базе других колледжей, перед которыми стоит задача формирования из студентов сознательных граждан государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the components of civic education of college students in order to form an active civic position in them. The scientific views of the classics of education are compared with the theoretical aspects and practical orientation of the considered educational and educational work with college students. Using the example of Multidisciplinary College of the city of Novy Urengoy of the Yamalo-Nenets Autonomous District, the possibility of implementing a number of educational activities that allow students to intensively form the expected civic position and social behavior in students is presented. The possibility of adapting an identical approach on the basis of other colleges, which are faced with the task of forming conscious citizens of the state from students, is indicated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

После выполнения и закрепления первой части комплекса обучающиеся выполняют новые упражнения, направленные на закрепление навыка использования частиц в монологической и диалогической речи. Им предлагаются такие задания как:

1. Прочитайте данные предложения сначала с интонацией удивления, а затем с интонацией сомнения (Неужели нам хватит денег и на кофе, и на мороженое?).

2. Измените предложения на вопросительные. Используйте подходящую по смыслу частицу неужели или разве: (Музеи не работают по вторникам).

3. Вставьте на место пропуска подходящие по смыслу частицы.

4. Прочитайте предложения. Замените в них частицы на другие с синонимичным значением (Одевайся быстрее! Ты же опаздываешь в школу).

5. Соотнесите высказывания и выражаемые в них эмоции и оценки (Неужели ты выиграла в танцевальном конкурсе? — Удивление).

6. Что бы вы сказали в данной ситуации? Придумайте высказывания, опираясь на описание, употребите в них модальные частицы (Ваш друг по переписке неожиданно приехал в ваш город. Выудивлены и рады его видеть).

1. Прочитайте текст. Отметьте реплики, содержащие модальные частицы. Какие эмоции выражают говорящие?

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение русских модальных частиц в иностранной аудитории требует долгой и вдумчивой работы. На практике инофоны сталкиваются со значительными трудностями при восприятии большей части модальных частиц и почти не употребляют частицы в собственной речи. Отчасти это связано с экспрессивностью русской разговорной речи. В языке данные характеристики находят свое отражение в категории субъективной модальности, несомненно, обладающей национально-культурной спецификой.

В основе предлагаемой системы упражнений лежат принципы системности и последовательности, сознательности, целесообразности, необходимости, достаточности, доступности, коммуникативности, межкультурного взаимодействия.

Частицы - коммуникативно-прагматические единицы, которые могут выполнять разнообразные функции. С позиций формирования коммуникативной компетенции обучающихся привлекательность, но вместе с тем и сложность их использования, характеризуется возможностью выражения различных эмоциональных оценок. Поэтому на уровне диалога культур любая работа с подобным материалом будет актуальна и интересна.

Литература:

1. Акишина, А.А Эмоции и мнения. Выражение чувств в русском языке: Пособие по развитию русской устной речи / A.A. Акишина. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - 168 с.

2. Акишина, A.A. Грамматика чувств: пособие по развитию русской речи / A.A. Акишина. - М.: Русский язык. Курсы,2012. -216 с.

3. Антонова, В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень) / В.Е. Антонова. - СПб.: Златоуст, 2009. - 344 с.

4. Васильева, А.Н. Частицы разговорной речи / А.Н. Васильева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 186 с.

5. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 411 с.

6. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке Текст / В.В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. -М.: Наука, 1975. - С. 53-87

7. Коврижкина, Д.Г. Выражаем свои эмоции по-русски: пособие для иностранных учащихся / Д.Г. Коврижкина. -СПб.: Златоуст, 2020. - 348 с.

8. Ломоносов, М.В. Российская грамматика Михайла Ломоносова. - Российская грамматика / [соч.] Михайла Ломоносова. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1755. -210 с.

9. Николаева, Т.М. Контекстуально-конструктивная обусловленность высказывания и его семантическая цельность. (К вопросу о функции частиц) / Т.М. Николаева. - М., 1982. - 175 с.

10. Новикова, Н.С. Семантика «маленьких слов» н проблемы адекватного понимания / Н.С. Новикова // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем. - М.: РУДН, 2011. - С. 78-84

11. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении: учеб. пособие. 10-е. изд. / A.M. Пешковский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 434 с.

12. Стародумова, Е.А. Частицы русского языка (разноаспектное описание) / Е.А. Стародумова. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. - 121 с.

13. Стернин, И.А. Социальные факторы и развитие современного русского языка (теоретическая и прикладная лингвистика) / И.А. Стернин // Язык и социальная среда. - Воронеж, 2000. - С. 4-16

14. Фортунатов, Ф.Ф. Сравнительное языковедение: Общий курс / Ф.Ф. Фортунатов. - M.: URSS, 2010. - 184 с.

15. Шахматов, A.A. Синтаксис русского языка / A.A. Шахматов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 624 с.

16. Шляхов, В.И. Коммуникативное пространство как среда обитания языка / В.И. Шляхов // Пространство и Время. -2013, №4(14). - С. 86-92

17. Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке / Л.В. Щерба // Русская речь. Новая серия. - Л., 1928. - С. 63-84

18. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. - М.: Советская энциклопедия, 1990. [Электронный ресурс]. - URL: http://tapemark.narod.ru/les/ (дата обращения 16.08.2023)

Педагогика

УДК 377.131.14

преподаватель Османова Аида Зайнутдиновна

ГБПОУ Ямало-Ненецкий АО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» (г. Новый Уренгой)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье рассматриваются составные части гражданского воспитания студентов колледжа с целью формирования в них активной гражданской позиции. Сопоставляются научные воззрения классиков образования с теоретическими аспектами и практической направленностью рассматриваемой образовательной и воспитательной работы со студентами колледжа. На примере ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» представлена возможность реализации ряда образовательных мероприятий, которые позволяют интенсивно формировать в студентах ожидаемую гражданскую позицию и общественное поведение. Обозначена возможность адаптации идентичного подхода на базе других колледжей, перед которыми стоит задача формирования из студентов сознательных граждан государства.

Ключевые слова: студент, колледж, активная гражданская позиция, гражданское воспитание, педагог, педагогическая

деятельность.

Annotation. The article examines the components of civic education of college students in order to form an active civic position in them. The scientific views of the classics of education are compared with the theoretical aspects and practical orientation of the considered educational and educational work with college students. Using the example of Multidisciplinary College of the city of Novy Urengoy of the Yamalo-Nenets Autonomous District, the possibility of implementing a number of educational activities that allow students to intensively form the expected civic position and social behavior in students is presented. The possibility of adapting an identical approach on the basis of other colleges, which are faced with the task of forming conscious citizens of the state from students, is indicated.

Key words: student, college, active citizenship, civic education, teacher, pedagogical activity.

Введение. Педагогическая задача, связанная с формированием гражданской позиции студентов, представляет профессиональный и научный интерес участников образовательного процесса всех уровней образования. Дополнительным компонентом обеспокоенности педагогов колледжа является формирование в студентах стремления к активному общественному поведению.

Под гражданской позицией понимается состояние сопричастности личности с интересами государства и общественным развитием. Обозначенное состояние во многом основано на ценностях, культивируемых в личности, как обществом, так и образовательной средой.

В образовательных стандартах отмечена траектория воспитательной и образовательной работы, которая должна привести к ожидаемому общественному поведению студентов. Однако в рассматриваемом направлении прослеживаются определенные сложности, которые отчасти связаны со спецификой и возрастными особенностями обучаемых в колледжах.

Изложение основного материала статьи. Формирование гражданской позиции одновременно относится к образовательной и воспитательной стороне учебного процесса. Отличительной особенностью подобной работы со стороны учебного заведения по сравнению с государственными институтами являются мероприятия, которые направлены на интеграцию студента в общество как представителям молодежной среды. Идентичная работа со стороны государственных институтов не всегда нацелена на процесс интеграции ввиду того, что они стремятся формировать гражданина, отличающегося определенным поведением.

Специфика государственной политики в сфере гражданского и патриотического воспитания выступает источником для прикладных научных исследований, затрагивающих педагогическую деятельность при взаимодействии с представителями молодежи. В частности, в работе Арендачук И.В. рассматривается важность взаимосвязи между гражданской активностью и характеристиками молодежи, принадлежащей к разным возрастным категориям [1, С. 148]. Научный труд Инертбаевой Г.С. посвящен способу формирования активной позиции студентов через создание условий по сплочению студенческого коллектива [2, С. 65]. Такие авторы, как Филатова О.Н., Фролова Н.В. и Ермолаева Е.Л. предлагают опираться на ценностные ориентации, которые по каким-либо причинам понятны определенной категории студентов учебных заведений [7, С. 273].

Гражданская позиция, формируемая в учебном процессе, затрагивает нравственные аспекты и правовую культуру, которая в совокупности позволяет впоследствии студенту как специалисту и гражданину выполнять свои общественные обязанности. К обозначенным обязанностям относятся уважительное отношение к государству и обществу, а также обязательное соблюдение законодательства в повседневной жизни.

Учебное заведение, в частности, колледж формирует гражданскую позицию путем воспитания в студенте нравственных идеалов, которые одобрены и адаптированы в обществе в процессе исторического развития. Помимо нравственных идеалов, в студенте как в гражданине учебное заведение развивает чувство сопричастности с Родиной, а также стремление к общественно-полезной деятельности. Таким образом, гражданская позиция студента должна состоять из понимания им своей необходимости обществом, а также в потребности по отношению к общественным благам наравне с другими гражданами.

В расширенном смысле формирование активной гражданской позиции студентов колледжа тесно взаимосвязано с патриотическим воспитанием, правовой грамотностью и нравственным воспитанием. В педагогике обозначенное направление получило свое начало после определения соответствующей необходимости и задачи педагогом Г.Кершенштейнером. Особая ценность для образовательного процесса вклада Г.Кершенштейнера состоит в необходимости приобщения студентов к служению обществу [8, С. 122].

Очевидная, на первый взгляд идея отличается глубоким смыслом, так как ключевым компонентом вклада упомянутого педагога является процесс служения, который не подразумевает получение одного конечного результата, однако предполагает извлечение множественных общественно-полезных выгод гражданином в результате обеспечения комплексного функционирования общества со своей стороны.

Педагог К.Д. Ушинский в действительности дополнил идею служения мыслью о том, что формирование активной гражданской позиции должно осуществляться на основе чувства национального самосознания личности. Для учебных заведений направление мысли К.Д. Ушинского служит ориентиром в образовательной и воспитательной деятельности ввиду того, что мероприятия должны быть связаны с государством и его спецификой развития [6, С. 67]. В некоторых случаях территориальная специфика во многом может определять тематическую направленность гражданского воспитания учебного заведения. К примеру, местонахождение Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж» (ГБПОУ ЯНАО «НУРМК») определяет сознание студентов за счет стратегической важности промышленного потенциала региона для государства [3].

Лидирующие позиции Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО) по многим государственным и общественным показателям выступают существенным фактором для формирования в сознании студентов ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» чувства гордости за свой регион и страну. Педагогической задачей колледжа в данном случае является культивирование чувства гордости и формирование в студентах сопричастности с государством.

Педагог и психолог П.П.Блонский в свое время рассматривал формирование гражданской позиции подрастающего поколения с точки зрения политического просвещения, без которого невозможно построить воспитательную работу [10, С. 10]. На примере ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» представляется возможным показать, что студенты проходят комплексное обучение в рамках обществознания, истории и права не в качестве стандартных дисциплин, а в контексте общественных тематических мероприятий, которые колледж организует на ежегодной основе. При этом формы мероприятий могут быть различными, тем не менее, объединяющим фактором обозначенных мероприятий является тематическая направленность, совпадающая с образовательными программами.

Формирование гражданственности среди студентов колледжа преимущественно определяется текущим состоянием государства, что отражается на информационном потоке, на который не всегда может оказывать влияние учебное заведение.

Несмотря на упомянутое обстоятельство, колледж может проводить собственную разъяснительную работу среди студентов с целью коррекции рационального восприятия со стороны студентов по отношению к государству. В частности, ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» в обозримом будущем планирует проведение ежегодных семинаров для студентов, на которых приглашенные специалисты из числа практикующих юристов и сотрудников профильных государственных учреждений будут рассказывать о правах и возможностях, предусмотренных законодательством для граждан. Таким образом, предполагается повлиять на мировоззрение студентов за счет формирования образа государства как гаранта их благополучной и полноценной жизни.

Установлено, что формирование гражданской позиции также определяется уровнем развития общества. В указанном аспекте подразумевается степень гуманности, допустимая обществом по отношению к отдельному гражданину или определенным категориям населения. В педагогическом смысле формирование корректного отношения студента к обществу возможно при условии развития и раскрытия в нем чувства гражданской ответственности.

Для достижения искомой цели теоретический аспект, связанный с восприятием гражданской ответственности, не всегда результативен ввиду того, что ответственность относится к практически направленным компонентам личности человека. Соответственно, в образовательном процессе учебного заведения должны быть предусмотрены специальные мероприятия, предполагающие активную вовлеченность студентов и осмысление ими важности ответственного поведения в обществе.

Стоит отметить, что ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» в настоящее время имеет положительный опыт, так как регулярно проводит круглые столы, посвященные изучению и обсуждению общественных проблем с участием студентов колледжа, педагогов, приглашенных специалистов и местных средств массовой информации. У студентов колледжа появляется возможность поделиться собственным мнением, предложить решение общественной проблемы, а также повлиять на общественную проблему путем разработки рекомендаций и предложений в письменной форме с последующим направлением в профильные государственные учреждения. Обозначенный опыт находит широкий отклик среди студентов, так как они чувствуют себя полноценными гражданами и участниками общества, на улучшение жизни которого в состоянии повлиять.

Каждый педагог должен учитывать, что активная гражданская позиция студента есть его личная позиция, а значит, такая позиция обладает уникальным набором ценностей гражданской направленности [4, С. 221]. Если педагог стремится к закреплению потенциально важных ценностей в каждом студенте, то его задачей должно быть формирование опыта гражданского участия. Непосредственно на формирование опыта педагог может не оказать влияния, однако, в его силах создание условий для достижения обозначенной педагогической задачи.

В рамках воспитательной деятельности педагог в силах инициировать активность в колледже, которая окажется востребованной и поддержанной студентами. Примером такой деятельности может быть организация киноклуба, при помощи которого студенты будут приобщены к важным для ожидаемой гражданской позиции идеям и впоследствии придерживаться соответствующего общественного поведения [5, С. 212]. В рамках киноклуба могут демонстрироваться как премьеры отечественных кинокартин, так и советские кинокартины с последующим обсуждением сюжета после просмотра. Уникальностью подобного мероприятия является потенциальная возможность приглашения к обсуждению авторитетных педагогов региона и представителей сферы культуры.

ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» в настоящее время осуществляет этап согласования с профильными государственными структурами в целях предоставления возможности организации киноклуба на базе колледжа с соблюдением авторских и смежных прав. Предполагается показ кинокартин, связанных с ролью государства в жизни гражданина, проявлением героями патриотических чувств, а также активной гражданской позиции человека. Идентичный педагогический опыт может быть адаптирован в других регионах с учетом активной государственной поддержки создания и популяризации патриотически направленных произведений искусства, в том числе кино, литературы, общественно-полезных мероприятий в культурном контексте.

Педагогам следует учитывать, что активная гражданская позиция не может сформироваться, если по отношению к студентам предъявлять исключительно требования. Устойчивая гражданская позиция будет сформирована лишь тогда, когда студент осознает самостоятельно важность общественного благополучия и личного участия в развитии государства [9, С. 92]. В целях достижения данного гражданского состояния необходимо предусмотреть возможность со стороны студента предлагать собственные идеи для реализуемых колледжем общественных мероприятий. К примеру, необходимо разрешить студентам предлагать собственные темы для обсуждения на тематических круглых столах или проводить опросы среди обучаемых на предмет наиболее предпочтительных кинокартин, сюжет которых сопричастен с проблемой формирования гражданской позиции.

Высшим достижением педагогической деятельности является изъявление желания со стороны студента защищать интересы государства и реализация обозначенного волеизъявления. Опыт ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» при проведении круглых столов показывает, что у студентов формируется индивидуальное независимое отношение к текущей ситуации в государстве и нестандартные решения, которые в определенных случаях не требуют существенных усилий. Подобное взаимодействие формирует чувство в студентах, относящееся к сопричастности с будущим государства, в котором данные студенты видят самих себя.

Соответственно, ключевым гражданским качеством становится способность студента к самоопределению. Педагогическая наука рассматривается самоопределение как процесс рационального существования в условиях свободного и осознанного выбора. При этом самоопределение не отменяет ответственности, которая в обозначенном процессе лишь укрепляется и становится ориентиром для принятия студентом решений гражданской направленности в повседневной жизни. Исходя из этого, характерными особенностями формирования гражданской позиции студентов колледжа должны быть условия для формирования взаимозависимой системы между педагогическими задачами, реализуемыми колледжем мероприятиями и общественными запросами.

Барометром устойчивости формируемой системы является обратная связь от студентов и степень их вовлеченности в образовательные мероприятия, проводимые колледжем на регулярной основе. Педагог должен осознавать, что если студентам будет потенциально интересно проявление собственной гражданской активности на мероприятиях колледжа, то образуется высокая вероятность положительных изменений их личности и активное участие обучаемых в жизни общества и государства в более расширенном формате.

Выводы. Таким образом, формирование активной гражданской позиции студентов колледжа относится к первостепенной задаче педагогов, в силах которых повлиять на положительные изменения личности обучаемых. Рассматриваемые мероприятия могут быть адаптированы в любом колледже Российской Федерации, однако следует учесть, что тематическая направленность гражданской позиции должна быть связана с актуальным интересом студентов, затрагивающим различные направления жизни общества. Опыт ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» показал, что студенты могут стать одной из активных категорий общества и принимать в его развитии деятельное участие.

Литература:

1. Арендачук, И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2020. -Т.9. - №. 2 (34). - С. 148-161

2. Инертбаева, Г.С. Студенческое самоуправление как форма общественной деятельности студентов / Г.С. Инертбаева // Педагогическая наука и практика. - 2020. - №. 4 (30). - С. 65-68

3. Новоуренгойский многопрофильный колледж: сайт. -2023. - URL: https://nurmk.ru/7ysclid4qeidbzgpg99635226 (дата обращения: 20.12.2023)

4. Насонова, М.С. Особенность характера как предпосылка социальной активности студентов / М.С. Насонова // Исследование путей развития научно-технического потенциала. - 2020. - №12. - С. 220-223

5. Секретова, Л.В. Клубы и клубные технологии для социально-культурного досуга студенческой молодежи / Л.В. Секретова // Человек и общество в нестабильном мире. - 2021. - С.211-215

6. Сидорова, Л.В. Идеи К.Д. Ушинского и современное патриотическое воспитание студентов / Л.В. Сидорова // Наследие великого русского педагога КД Ушинского. - 2023. - №4. - С. 66-71

7. Филатова, О.Н. Формирование гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве профессиональной образовательной организации / О.Н. Филатова, Н.В. Фролова, Е.Л. Ермолаева//Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№. 70-2. - С. 272-275

8. Черепанова, Е.С. Философско-антропологические основания немецкой педагогики мира: трансформация основных понятий и подходов/Е.С. Черепанова// Дискурс-Пи. -2023. - Т. 20. -№. 3. - С. 121-137

9. Шамионов, P.M. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи / P.M. Шамионов, Е.Е. Бочарова, Е.В. Невский // Российский психологический журнал. - 2021. - Т. 18. - №. 4. -С. 91-105

10. Шепелева, Т.Е. Воспитание гражданственности: теоретический аспект и опыт социальной, общественно направленной деятельности обучающихся колледжа / Т.Е. Шепелева // Среднее профессиональное образование. - 2021. -№. 2. - С. 9-14

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Панова Оксана Брониславовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье представлены результаты историко-педагогической реконструкции процесса зарождения антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в аспекте условного выделения этапов его развития. Анализ нормативных правовых актов и научных трудов отечественных ученых позволил автору сделать вывод о том, что, хотя антикоррупционное воспитание сотрудников правоохранительной системы выделилось как самостоятельное направление профессиональной подготовки только в конце XX века, транслирование антикоррупционных идей и их частичная реализация в отношении работников тюрем относится к более раннему периоду и является отражением демократического развития российского государства. В рамках определенного исторического отрезка автором выделен ключевой компонент профессионального воспитания тюремных служащих, включающий комплекс антикоррупционных личностных качеств эталонного ряда. Материал статьи может быть использован при конструировании и проведении антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное воспитание, педагогика, исторический этап, личность, воспитательный процесс.

Annotation. The article presents the results of the historical and pedagogical reconstruction of the process of the origin of anticorruption education of employees of the penal system in the aspect of identifying conditional stages of its development. The analysis of normative legal acts and scientific works of domestic scientists allows the author to conclude that, although anti-corruption education of law enforcement officers stood out as an independent direction of professional training only at the end of the twentieth century, the broadcasting of anti-corruption ideas and their partial implementation in relation to prison workers belongs to an earlier period and is a reflection of the democratic development of the Russian state. Within a certain historical period, the author has identified a key component of the professional education of prison officers, including a set of anti-corruption personal qualities of the reference series. The material of the article can be used in the design and implementation of anticorruption.

Key words: corruption, anti-corruption education, pedagogy, historical stage, personality, educational process.

Введение. Антикоррупционное воспитание, направленное на формирование у человека моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, которые должны соответствовать стандартам антикоррупционного поведения, является одним из приоритетных направлений профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) [10, С. 38]. Особое внимание к данному направлению педагогической деятельности объясняется, в первую очередь, тем, что служебная деятельность сотрудников УИС опосредована наличием определенных коррупционных рисков, провоцирующих людей с неустойчивой морально-правовой установкой на злоупотребления в служебной сфере. Для разработки современных моделей антикоррупционного воспитания сотрудников УИС методологическое значение приобретает изучение его генезиса с учетом исторической преемственности соответствующих теоретических образов. Актуальность такого исследования связана с необходимостью сопоставить предлагаемые идеи, сфокусированные, в первую очередь, на вопросе формирования определенных качеств антикоррупционной личности, с существующим педагогическим знанием и сложившейся практикой.

Логико-исторический анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что до конца XX века специальных исследований по вопросу антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы не проводилось, так как и сама проблема антикоррупционного воспитания в педагогике стала складываться лишь во второй половине XX в., а отдельные ее аспекты являлись лишь составной частью трудов по воспитанию в целом. Изучение теоретических источников и опыта антикоррупционного воспитания в России позволило выявить культурно-исторические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.