Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / КОЛЛЕДЖ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТАНДАРТЫ / FORMS OF ORGANIZATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENTS / COLLEGE / PROVISION / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османова Аида Зайнутдиновна

В статье автором раскрыты формы организации внеучебной деятельности студентов колледжа и их обеспечение. Приведены различные точки зрения различных ученых относительно понятия «внеучебная» деятельность. Представлены главные требования к организации внеучебной работы колледжа. Автор отметил существенную необходимость в изменении парадигмы организации воспитательной внеучебной деятельности в колледже, в выборе новых направлений, форматов, форм вовлечения в нее студентов. По направленностям деятельности, автором выделены виды внеучебной деятельности. Многообразие направлений, форм организации и методов воспитательной внеучебной деятельности студентов подчёркивает важность организации форм и структурирования работы в рамках таких подходов и методов, которые удовлетворяет потребностям конкретного колледжа, его внутренним распорядкам, правилам и возможностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZATION AND PROVISION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF COLLEGE STUDENTS

In the article, the author reveals the forms of organization of extracurricular activities of College students and their provision. Different points of view of various scientists regarding the concept of "non-medical" activity are given. The main requirements for the organization of extracurricular work of the College are presented. The author noted the essential need to change the paradigm of organizing educational extracurricular activities in College, to choose new directions, formats, and forms of involving students in it. According to the directions of activity, the author identifies types of extracurricular activities. The variety of directions, forms of organization and methods of educational extracurricular activities of students emphasizes the importance of organizing forms and structuring work within the framework of such approaches and methods that meet the needs of a particular University, its internal regulations, rules and capabilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

Особенностью лингвопрагматической организации обучения иноязычному общению является лингвопрагматическая позиция, когда текст рассматривается как ряд особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи. Это формирует закономерности протекания речи как процесса, который основан на знании фонетики, грамматики, формирующих логические суждения студентов и развивающих коммуникативно-установочные типы общения между ними.

Таким образом, можно сделать вывод, что итоговый лингвопрагматический смысл обучения состоит в том, чтобы студенты приобрели навык интерпретации имплицитных коммуникативных смыслов в тексте, а также употребляли языковые средства диалога, понимая локальную структуру текста и тональность его речевого контекста в системе языковой грамотности и лингвопрагматического анализа текстов и речи.

Литература:

1. Букина, Т.В. Иноязычная культура как фактор формирования мотивации к изучению иностранного языка / Т.В. Букина // Актуальные вопросы гуманитарного знания в современном обществе: материалы межд. науч.-практ. конф. «Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук», под науч. ред. И.Т. Насретдинова. - ООО "Печать-Сервис-XXI век" - 2017. - С. 79.

2. Гитман, Е.К. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе: монография / Е.К. Гитман, М.А. Хлыбова / федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего проф. образов. «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова». - Пермь: ИПЦ «Прокростъ». - 2014. - 135 с.

3. Глазов, А.Г. Методика обучения магистрантов ведению научной дискурсии на иностранном языке: диссертация ....канд.пед.наук / А.Г. Глазов // [ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова»] - Нижний Новгород. - 2017. - 223 с.

4. Карабутова, Е.А. Обучение студентов неязыковых специальностей иноязычному профессиональному дискурсу как основа эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции / Е.А. Карабутова, Б.А. Прокопенко // Мир лингвистики и коммуникаций: электронный научный журнал - 2015. - № 41. - С. 44-54.

5. Малахова, Л.А. Иностранный язык как один из факторов повышения ценности специалиста / Г.З. Закирова, Л.А. Малахова // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества: материалы VI межд. науч.-практ. конф. - Казань. - 2019. - С. 9-11.

6. Минакова, Л.Ю. Обучение иноязычному дискурсу студентов неязыковых специальностей с использованием профессионально ориентированной проектной деятельности / Л.Ю. Минакова // под ред. С.К. Гураль. - Томск: Издательский Дом ТГУ. - 2015. - 96 с.

7. Мосалова, А.И. Лингвопрагматическая организация обучения иноязычному профессиональному общению в условиях международной академической мобильности: английский язык, экономический профиль: диссертация ..канд.пед.наук / А.И. Мосалова / [ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»] - Москва. - 2014. - 307 с.

8. Новгородова, Е.Е. Повышение мотивации к изучению филологических дисциплин средствами современных масс-медиа / Г.А. Вильданова, Р.З. Валеева, Е.Е. Новгородова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 1. - С. 149-156.

9. Полушкина, Т.А. Методика обучения студентов просодическому оформлению публичного высказывания: неязыковой вуз, английский язык: диссертация ....канд.фил.наук / Т.А. Полушкина / [ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»] - Москва. - 2018. - 228 с.

10. Удод, Д.А. Лингвопрагматика креолизованного текста современной масс-культуры: на примере текстов буклетов музыкальных альбомов: диссертация ..канд.фил.наук / Д.А. Удод [ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет»] - Ставрополь. - 2017. - 307 с.

11. Хоменко, Е.В. Лингвопрагматические особенности аргументации англоязычного научного-учебного текста / Е.В. Хоменко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. -2019. - № 10. - С. 115-120.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Османова Аида Зайнутдиновна

ГБПОУ Ямало-Ненецкого АО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» (г. Новый Уренгой), соискатель кафедры теории и технологии социальной работы

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ИХ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация. В статье автором раскрыты формы организации внеучебной деятельности студентов колледжа и их обеспечение. Приведены различные точки зрения различных ученых относительно понятия «внеучебная» деятельность. Представлены главные требования к организации внеучебной работы колледжа. Автор отметил существенную необходимость в изменении парадигмы организации воспитательной внеучебной деятельности в колледже, в выборе новых направлений, форматов, форм вовлечения в нее студентов. По направленностям деятельности, автором выделены виды внеучебной деятельности. Многообразие направлений, форм организации и методов воспитательной внеучебной деятельности студентов подчёркивает важность организации форм и структурирования работы в рамках таких подходов и методов, которые удовлетворяет потребностям конкретного колледжа, его внутренним распорядкам, правилам и возможностям.

Ключевые слова: формы организации, внеучебная деятельность, студенты, колледж, обеспечение, стандарты.

Annotation. In the article, the author reveals the forms of organization of extracurricular activities of College students and their provision. Different points of view of various scientists regarding the concept of "non-medical" activity are given. The main requirements for the organization of extracurricular work of the College are presented. The author noted the essential need to change the paradigm of organizing educational extracurricular activities in College, to choose new directions, formats, and forms of involving students in it. According to the directions of

activity, the author identifies types of extracurricular activities. The variety of directions, forms of organization and methods of educational extracurricular activities of students emphasizes the importance of organizing forms and structuring work within the framework of such approaches and methods that meet the needs of a particular University, its internal regulations, rules and capabilities.

Keywords: forms of organization, extracurricular activities, students, College, provision, standards.

Введение. В рамках перехода образовательных организаций, реализующих программы образования, на новое поколение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью обучающихся [7].

По мнению исследователя А.М. Абдрахмановой внеучебная работа выступает в качестве неотделимого и неотъемлемого элемента в пределах общей университетской работы. В качестве задач учебных заведений выступают обеспечение соответственными знаниями учеников, а также организация и оказание таких условий, в которых раскрывается личностный потенциал, содействие в самостоятельном воспитании достойных граждан современного общества. Ход личностной социализации, раскрытие качеств в существенной мере занимают определенное место у студентов [1].

Б.С. Ахметов пишет, что внеучебная работа это составная часть учебно-воспитательного процесса внеучебной организации, одна из форм организации свободного времени студентов [2].

По мнению И.А. Кикина - составляющая о часть образовательного процесса, которая помогает реализовывать требования ФГОС в полной мере [4].

А.Т. Лопатин считает, то это вид социально педагогического воздействия, непосредственно орентирована на конкретное использование социальной среды в помощь педагогической [5].

Проведенный анализ определений приводи к выводу о том, что внеучебная работа выступает процессом, а не системой.

Среди исследований внеучебной деятельности с разных точек зрения, жизненных сторон, исследователь А.В. Понамарев описывает нынешние условия выполнения воспитательной работы в российских высших учебных заведениях, в качестве неблагоприятных [6].

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ научной и методической литературы позволил выделить такие компоненты организации внеучебной деятельности студентов, как: цель, условия, мотивация, содержание, технологии, средства, результаты.

Цель результативности внеучебной работы студентов состоит в формировании гражданской идентичности учеников, обеспечении общности воспитательного пространства колледжа, сохранности и развитии культурного разнообразия, приобщении к культуре, духовным ценностям российского многонационального народа, формировании общих культурных компетенций, развитии качеств личности профессионала, патриота, создании условий для профессионального развития учеников [3].

Исследователь З.Ф. Камальдинова отмечает, что «ход внеучебной работы характеризуется концепцией воспитательной и внеучебной деятельности студентов колледжа, суть которой означает составление, утверждение планов внеучебной работы на факультетах, кафедрах; утверждение и развитие единого плана внеучебной и воспитательной работы колледжа, осуществление и рассмотрение внеучебной и воспитательной работы.

Главные требования к организации внеучебной работы:

- структура внеучебной работы построена на основании системы управления работы, развитием, которая принята в колледже;

- внеучебная работа осуществляется на уровне колледжа, других подразделений колледжа. В системе управления внеучебной работы развиваются нужные для исполнения определенные функции: общественные, административные, научные, методические, иные структуры, которые на различных уровнях обеспечивают организацию, целеустремленность, содержание. Управление внеучебной работы обладает гибкой, развивающейся структурой, в зависимости от имеющихся задач, ресурсов для их разрешения;

- основаниями для проектирования внеучебной работы выступают концепция и программа, в качестве составных частей программы функционирования колледжа.

Существенное значение во внеучебной деятельности имеет самоуправление студентов, позволяющее многим студентам принятие участия в организаторской внеучной работе, развивает личность студентов. Успешность внеучебной деятельности зависит от активности студентов, педагогического воздействия, умения педагогов придавать интересам студентов полезное направление.

Каждый колледж стремится создать авторскую, индивидуальную Концепцию и программу воспитательной и внеучбной деятельности студентов в течение всего периода обучения в колледже. При этом, такая деятельность организуется по самым разным направлениям, в том числе и по информатике. Задачи, цели такой информационной деятельности сочетаются с главными задачами, целями обучения информатике, информатизации образовательного процесса. Для такой работы характерны главные характеристики внеучебной воспитательной работы. Рассмотрение внеучебной деятельности студентов предоставляет возможность оценивать «зону ближнего развития», в которой протекает процесс образования.

На данный момент способом организации внеучебной работы считаются сохранность ключевой роли компетентностного подхода, многообразие применения технологий, форм, процедур, методов личностно-ориентированного, системного подходов.

Вопрос также заключается в том, что система воспитательной деятельности колледжа в целом, и внеучебной деятельности, в частности, должна показать, как она воздействует на студентов, какие методологические, аксиологические, технологические, информационные установки использует, исходя из цели, которая состоит в следующем: современной стране нужны патриоты и граждане, лидеры, инноваторы с набором компетенций будущего. Однако, в условиях современной социализации многие формы организации воспитательной и внеучебной деятельности в колледже, будучи успешным в прошлом.

Существенной проблемой при изучении внеучебной деятельности выступает рассмотрение структуры свободного времени нынешних студентов. На то, что потрачено свободное время, предоставляет возможность сделать прогноз [1-8].

В целом, в проанализированных исследованиях прослеживается существенная необходимость в изменении парадигмы организации воспитательной внеучебной деятельности в колледже, в выборе новых направлений, форматов, форм вовлечения в нее студентов.

Одним из неотъемлемых видов деятельности колледжа является работа, направленная на организацию внеучебной деятельности. Она представлена обширным перечнем разнообразных программ и концепций, затрагивающих большинство аспектов внеучебной жизни, выражающаяся в многообразии форм, обуславливающих тот или иной вид работы.

Важность такого рода деятельности колледжа трудно переоценить. Именно с процессе проведения внеучебных мероприятий происходит становление личностных убеждений и мотивов студентов, формирование и укрепление их морально-нравственных ориентиров, осознание принадлежности себя к социуму в определённой культурной среде. Развиваются и укрепляются межнациональные и межрегиональные связи, способствующие пониманию и осознанию себя в качестве человека и гражданина. Осуществляется научно-исследовательская деятельность, призванная воплощать в себе плоды и результаты труда студентов и научного творчества, проводятся спортивные мероприятия, деятельность, направленная на выявление профессиональных качеств, организуется культурный досуг, что даёт массу возможностей для творческого самовыражения, самоопределения, расширение круга интересов, проявления способностей студентов, их сплочённости, развивает способности к коллаборации и совместной деятельности, побуждает их к участию в жизни университета.

Такая работа должна проводиться как студентами, так и учебными заведениями, и такое сотрудничество является одним из важнейших факторов, влияющих на создание благоприятной атмосферы, позволяет использовать всю полноту возможностей внеучебных и воспитательных мероприятий для решения тех или иных задач. Студенты вовлекаются в активную деятельность со своими инициативами, включающими в себя часть организационной работы, создание информационного или творческого контента (выставки, университетские газеты, сайты), выступления на различных фестивалях (театральных, игр КВН и т.д), научных мероприятиях: конференциях, семинарах и т.д., спортивных событиях, ярмарках вакансий и прочих. Колледжи в большей мере берут на себя ответственность за организацию, координацию мероприятий, оказание посильной помощи, провозглашают или предлагают собственные концепции и правила проведения внеучебной и воспитательной деятельности и активности.

По направленностям деятельности, как свидетельствует анализ педагогической литературы, можно выделить следующие виды внеучебной деятельности:

1. Деятельность в области социального взаимодействия. В неё входят всевозможные языковые кружки, организация культурного обмена, международная и межрегиональная переписка между студентами, различные виды СМИ: журналы, газеты, интернет-площадки.

2. Культурно-эстетическое развитие. Подразумевает под собой проведение концертов, театрально-сценических действ, игр квн, поэтических, музыкальных, танцевальных конкурсов и фестивалей.

3. Научное направление деятельности. Выражается в форме научных конференций, семинаров, написании, издании научных работ, коллаборации (как студентов внутри колледжа, сотрудничестве со другими организациями), научных исследованиях, фестивалях, написании статей и монографий.

4. Спортивные мероприятия и здоровьесбережение. Эта категория реализуется в виде организации спортивных секций и кружков, проведении соревнований, спортивных фестивалей, конкурсов как внутри колледжа, так и между разными учебными заведениями. К этому типу уместно также отнести мероприятия медицинско-просветительского характера, призванные воспитать в студентах чувство ответственности за своё здоровье и физическое состояние собственного тела, а также уважение к здоровью и самочувствию окружающих.

5. Самосовершенствование. Тип деятельности выражается в проведении ярмарок вакансий, мероприятиям, нацеленным на освоение профессиональной деятельности, в т.ч. сотрудничество с организациями в рамках профессиональной деятельности студентка как будущего специалиста в данной области.

6. Гражданственность. Данный тип деятельности проявляется в виде дискуссий о праве, политических конференций, дебатов, организации деятельности студенческих партий, студенческих выборов и проведения кандидатами политических кампаний.

Работа по организации воспитательной внеучебной деятельности ведётся по таким направлениям, как формирование и развитие духовно-нравственных ценностей, эстетических чувств, укрепление культурных связей, развитие научного направления, укрепление патриотических чувств и гражданской осознанности. Что же касается форм, то их многообразие выражается в различных мероприятиях, таких как организация театрально-сценических, поэтических, прочих выступлений, игр КВН, создание научных сообществ, поддержание их деятельности, создание внутриуниверситетских газет и сайтов, проведение экскурсий и участие в них, системе кураторства и т.д.

Некоторые из видов деятельности могут относиться одному или нескольким направлениям/типам сразу. Так спортивные соревнования затрагивают область спорта и здоровьесбережения, издание газеты - область социального взаимодействия, научная работа о культурном наследии - области научного направления и культурно-эстетическое развитие.

На основе проведённого теоретического анализа программ воспитательной работы колледжа выделим, как ключевые, для дальнейшего исследования и экспериментального обоснования следующие виды/направления воспитательной внеучебной деятельности:

1. Духовно-нравственная деятельность.

2. Научная деятельность.

3. .Деятельность, направленная на формирование эстетического чувства и развитие культуры.

4. Деятельность, поддерживающая и укрепляющая гражданскую осознанность.

Охарактеризуем каждую из 4-х обозначенных видов внеучебной деятельности:

1. В рамках духовно-нравственной деятельности проводятся мероприятия воспитательного характера, призванные способствовать внедрению современных моральных ценностей, формировать личность и самосознание студента, как ответственного и нравственного человека. Сюда же относятся мероприятия по развитию, сохранению культурных ценностей - фестивалей различных культур и народов. Развитие личностной идентичности посредством осознания себя частью культуры, традиций и языка, культурного

межнационального и международного обмена.

2. Научная деятельность выражается в проведении научных дебатов, семинаров, конференций, обмена опытом между студентами, написании, издании научных работ, научном сотрудничестве и коллаборации с другими колледжем и организациями.

3. Под деятельностью, направленной на формирование эстетического чувства и развитие культуры представлены такие виды активностей как организация общественно-культурных мероприятий по выявлению творческих способностей: выставок, театральных, вокальных, танцевальных выступлений, игры клуба весёлых и находчивых, издание поэтических и литературных журналов и газет, а также художественное наполнение соответствующих разделов сайтов, оформление стенных газет.

Деятельность, поддерживающая и укрепляющая гражданскую осознанность, может быть выражена в организации дискуссий в области права, мероприятиях по повышению политической грамотности и осведомлённости, осознания гражданственности, конференциях и семинарах смежных с политическо-гражданскими областями наук.

Остановимся подробнее на выводах, следующих из анализа документов об организации воспитательной внеучебной деятельности в каждом конкретном колледже.

Подчеркнем, что в этих колледже более сильными сторонами, в которых развивается внеучебная деятельность, являются самые разнообразные направления. Так, например, в колледже уделено сравнительно большее внимание мероприятиям нравственно-этического направления, в то время как меньше форм организации работы на укрепление гражданской позиции, в то время как в медицинском колледже, например, сделан больший акцент в сторону научных мероприятий, в то время как значительно меньше мероприятий творческой направленности, в которых в Новоуренгойском профильном колледже нет недостатка.

Нельзя также не выделить и уделить особого внимания Концепции, отличной от других - Концепцию организации внеучебной деятельности студентов колледжа принятую в Новоуренгойском многопрофильном колледже. Структура деятельности представлена здесь как система взаимосвязанных модулей, каждый из которых является комплексом нескольких компонентов. Такой подход наглядно демонстрирует ещё большую широту взгляда на варианты построения продуктивной внеучной воспитательной деятельности в колледже.

Таким образом, многообразие направлений, форм организации и методов воспитательной внеучебной деятельности студентов ещё раз подчёркивает важность организации форм и структурирования работы в рамках таких подходов и методов, которые удовлетворяет потребностям конкретного колледжа, его внутренним распорядкам, правилам и возможностям. Главный критерий любого из подходов к организации -его активная жизнеспособность колледжа, преподавательского коллектива и коллектива студентов.

Обобщая проведенный анализ, подчеркнем, что основными видами/направлениями и формами организации внеучебной воспитательной деятельности являются:

1. В нравственно-этической деятельности: проведение лекций, бесед нравственно-этической направленности. Организация спортивных и оздоровительных мероприятий. Студенческие отряды и содружества. Межкультурные коммуникации в качестве фактора самоосознания и самоисследования.

2. В научном виде деятельности превалируют научные кружки, научные конференции, фестивали науки, сотрудничество со смежными колледжами и заинтересованными организациями, встречи с учёными, написание научных работ.

3. В эстетическом и культурном аспекте ведущими являются издание газет, организация показательных творческих выступлений, организация творческих кружков, экспозиции и выставки.

4. В сфере гражданственности важнейшими формами организации внеучебной деятельности являются: организация патриотических клубов, лекции и беседы патриотической или политической тематики.

В целом, на основе проведенного анализа можно выделить следующие основные формы организации внеучебной деятельности студентов: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества, олимпиады, WorldSkills, студенческая весна, КВН, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие. Выполненный анализ нормативных документов колледжей выявил недостаточное количество среди направлений и форм организации внеучебной деятельности таких, в которых бы имелось прямое указание на его интеграцию в современные интерактивные, цифровые формы, размещение на интернет-ресурсах и площадках. Отсутствие представленности или недостаточная представленность таких форм организации (интернет-газеты, ведение сайтов, интернет-олимпиады и др.) вызывает необходимость рекомендации более стабильного и активного использования новых современных информационных технологий во внеучебной деятельности в колледже.

Выводы. Обобщая, отметим несомненную важность выбора направлений и форм организации воспитательной внеучебной деятельности. Сбалансированный и активный подход к организации, целенаправленная работа, сотрудничество между студентами и колледжем, между студентами внутри факультетов, групп, межнациональные и международные связи, коллаборации и общение, взаимодействие между всем комплексом не только внеучебного и воспитательного сектора, но и всего колледжа в целом -разумное сочетание всех этих факторов, информационных технологий, призвано обеспечить прочную основу для будущих свершений на поприще науки, творчества, спорта и образования.

Литература:

1. Абдрахманова, А.М. Внеурочна деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Текст]. - [Электронный ресурс] / А.М. Абдрахманова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/20l2/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii (дата обращения 12.12.15 г.)

2. Ахметов, Б.С. Информационная образовательная среда: принципы построения и этапы разработки [Текст] / Б.С. Ахметов, Ж.С. Сауханова, Б.Ш. Тлегенова // В сб.: «Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции». / Актобе: АГУ им. К. Жубанова, - 2002. - С. 135-137.

3. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова.

- Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 416 с.

4. Кикина И.А. Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся [Текст] / И.А. Кикина.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-

nauki/library/vneuchebnayaprakticheskaya- deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-p.

5. Лопатин, А.Т. Внеучебная деятельность студентов как фактор обеспечения качества непрерывного педагогического образования [Текст] / А.Т. Лопатин, Э.Н. Нурмагомедова, Р.С. Наговицын, Я.А. Чиговская-Назарова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 23-30

6. Пономарев, А.В. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе: монография [Текст] / А.В. Пономарев, Е.В. Осипчукова, И.Ф. Кругленко. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 164 с.

7. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 263-265.

8. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 41-43.

9. ФГОС на 2018-2019 года с изменениями и дополнениями, федеральные государственные образовательные стандарты [Текст]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lifebiznes.ru/posts/item/36- fgos-na-20l8-20l9-gody-s-izmeneшyami-i-dopolnemyami-federalnye-gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty

Педагогика

УДК 378.016

кандидат физико-математических наук, доцент Панчищина Валентина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат физико-математических наук Казакова Виктория Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены разные аспекты поиска и разработки новой модели подготовки будущих учителей математики, ориентированной на формирование их профессиональной компетентности при изучении элементарной математики в педагогическом вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий учитель математики, компетенции, элементарная математика, задача, знания, умения.

Annotation. The article discusses various aspects of the search and development of a new model for training future teachers of mathematics, focused on the formation of their professional competence in the study of elementary mathematics in a pedagogical University.

Keywords: professional competence, future teacher of mathematics competencies of elementary mathematics, the task, knowledge, skill.

Введение. Сегодня высшая школа ориентирована на выпускника, обладающего творческим мышлением, способного воспринимать и интерпретировать инновации и создавать новые оригинальные продукты в области своей профессиональной деятельности. «В современном понимании, - пишут А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова, - содержание образования представляет собой меру приобщения человека и личности к культуре - интеллектуальной, духовной, социальной, предметной. Целью становится выращивание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к компетентной деятельности в предстоящих жизненных предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели» [3, С. 56].

Что касается образования будущих учителей математики, то внедрение в практику высшей школы ФГОС ВО третьего поколения актуализировало поиск новых моделей профессиональной подготовки, эффективных с точки зрения решения задач, сформулированных в стандарте. Можно предположить, что для успешности подготовки будущих учителей математики нужна специальная образовательная среда, обеспечивающая педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

Целью данной статьи является представление опыта поиска и разработки новой модели подготовки будущих учителей математики, в рамках которой интеллектуальному компоненту отводится ведущая роль в структуре профессиональной компетентности будущих учителей математики.

Изложение основного материала статьи. Чтобы объяснить направление нашего поиска и определить теоретическую основу данного исследования, выделим некоторые важные позиции в иерархии идей, отношений, смыслов современного образования.

А.К. Маркова пишет: «Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [11].

И.А. Зимняя подчеркивает, что «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4, С. 12].

Н.В. Кузьмина определяет в качестве структурных элементов профессионально-педагогической компетентности пять компонентов, первый из которых - специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемых дисциплин, второй - методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся [8, C. 90].

По мнению В.А. Сластенина, «психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания -необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков» [14, С. 37].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.