Научная статья на тему 'ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы / методы / средства / воспитание / гражданственность / патриотизм / студенты / колледж / forms / methods / means / education / citizenship / patriotism / students / college

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А З. Османова

В статье рассматриваются формы, методы и средства воспитания гражданственности и патриотизма у студентов колледжа. Методы, средства и формы воспитания способствуют достижению целей воспитания, в случае гражданско-патриотического воспитания они способствуют достижению требований, которые предъявляются федеральным государственным стандартом среднего общего образования к личностным результатам освоения образовательных программ выпускниками. Рассмотрены разработки уроков по учебному предмету «право», которые созданы с учетом компетентного подхода, использования методов воспитания, требующих активной деятельности обучающихся. Представлен один из возможных вариантов проведения урока с элементами деловой игры. Автор приходит к выводу о том, что методическими условиями воспитания гражданственности и патриотизма являются направленность познавательной деятельности обучающихся на формирование политической и патриотической компетенций гражданской компетентности, использование на уроках методов формирования сознания и периодическое проведение диагностик сформированности у обучающихся гражданской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А З. Османова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, METHODS AND MEANS OF EDUCATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN COLLEGE STUDENTS

The article discusses forms, methods and means of educating citizenship and patriotism among college students. Methods, means and forms of education contribute to the achievement of goals of education, in the case of civil-patriotic education, they contribute to the achievement of the requirements that are imposed by the federal state standard of secondary general education on the personal results of mastering educational programs by graduates. The development of lessons on the subject “Law”, which are created taking into account a competent approach, using educational methods that require the active activity of students, are considered. One of the possible options for conducting a lesson with elements of a business game is presented. The author comes to conclusion that the methodological conditions for the education of civic consciousness and patriotism of students are the orientation of the cognitive activity of students to the formation of political and patriotic competencies of civic competence, the use of methods for the formation of consciousness in the lessons and periodic diagnostics of the formation of civic competence in students.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

4. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г Применение дистанционных электронных ресурсов в образовательном процессе высшей школы. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018; № 3: 114-124.

5. Галиханов М.Ф., Хасанова ГФ. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание. Высшее образование в России. 2019; Т. 28, № 2: 51-62.

References

1. Koncepciya sozdaniya i razvitiya Edinoj sistemy distancionnogo obrazovaniya v Rossii. Utverzhdena postanovleniem Gosudarstvennogo Komiteta Rossijskoj Federacii po vysshemu obrazovaniyu ot 31 maya 1995 g. Available at: http://www.pubhealth.spb.ru/Handheld/Concept.htm

2. Babina N.F., Grezina A.A. Istoriya razvitiya distancionnogo obucheniya. Tehnologicheskoe obrazovanie v sisteme "Shkola- kolledzh - vuz": tradicii i innovacii. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021: 33-36.

3. Zaharova U.S., Tanasenko K.I. MOOK v vysshem obrazovanii: dostoinstva i nedostatki dlya prepodavatelej. Voprosy obrazovaniya. Pedagogika. 2019; № 3: 176-202.

4. Leont'eva I.A., Rebrina F.G. Primenenie distancionnyh 'elektronnyh resursov v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 3: 114-124.

5. Galihanov M.F., Hasanova G.F. Podgotovka prepodavatelej k onlajn-obucheniyu: roli, kompetencii, soderzhanie. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019; T. 28, № 2: 51-62.

Статья поступила в редакцию 05.12.22

УДК 373

Osmanova A.Z., teacher, State Budgetary Educational Institution of the Yamalo-Nenets JSC "Novourengoy Multidisciplinary College" (Novy Urengoy, Russia),

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

FORMS, METHODS AND MEANS OF EDUCATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN COLLEGE STUDENTS. The article discusses forms, methods and means of educating citizenship and patriotism among college students. Methods, means and forms of education contribute to the achievement of goals of education, in the case of civil-patriotic education, they contribute to the achievement of the requirements that are imposed by the federal state standard of secondary general education on the personal results of mastering educational programs by graduates. The development of lessons on the subject "Law", which are created taking into account a competent approach, using educational methods that require the active activity of students, are considered. One of the possible options for conducting a lesson with elements of a business game is presented. The author comes to conclusion that the methodological conditions for the education of civic consciousness and patriotism of students are the orientation of the cognitive activity of students to the formation of political and patriotic competencies of civic competence, the use of methods for the formation of consciousness in the lessons and periodic diagnostics of the formation of civic competence in students.

Key words: forms, methods, means, education, citizenship, patriotism, students, college.

А.З. Останова, преп., ГБПОУ Ямало-Ненецкого АО «Новоуренгойский многопрофильный колледж», г. Новый Уренгой,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются формы, методы и средства воспитания гражданственности и патриотизма у студентов колледжа. Методы, средства и формы воспитания способствуют достижению целей воспитания, в случае гражданско-патриотического воспитания они способствуют достижению требований, которые предъявляются федеральным государственным стандартом среднего общего образования к личностным результатам освоения образовательных программ выпускниками. Рассмотрены разработки уроков по учебному предмету «право», которые созданы с учетом компетентного подхода, использования методов воспитания, требующих активной деятельности обучающихся. Представлен один из возможных вариантов проведения урока с элементами деловой игры. Автор приходит к выводу о том, что методическими условиями воспитания гражданственности и патриотизма являются направленность познавательной деятельности обучающихся на формирование политической и патриотической компетенций гражданской компетентности, использование на уроках методов формирования сознания и периодическое проведение диагностик сформированности у обучающихся гражданской компетентности.

Ключевые слова: формы, методы, средства, воспитание, гражданственность, патриотизм, студенты, колледж.

В последние годы теме патриотизма и патриотического воспитания молодого поколения в России уделяют много внимания [1-5]. Патриотизм, по словам президента Российской Федерации, является «национальной идеей» [5]. Между тем в условиях напряженной экономической ситуации, обострения отношений России с другими государствами для сохранения единства государства, его дальнейшего процветания и развития необходимо, чтобы его население (и в первую очередь молодёжь) было готово активно участвовать в жизни страны, осознавало неразрывную связь благополучия каждого гражданина с благополучием страны в целом [1].

Для достижения целей воспитания используются различные методы. Под методом воспитания понимают способ взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Цель данной статьи - рассмотреть методы, средства и формы воспитания, которые способствуют достижению целей гражданско-патриотического воспитания. Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотрение понятия «методы», «средства» воспитания.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы со студентами. Научная новизна статьи определяется выявлением эффективных форм, методов и средств воспитания гражданственности и патриотизма у студентов колледжа на уроках, оказывающих влияние на развитие. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о методах, средствах и формах воспитания, которые способствуют достижению целей гражданско-патриоти-ческого воспитания. Практическая значимость представлена разработкой урока на тему «Гражданское общество» в форме деловой игры, которая содействует формированию гражданственности и патриотизма.

Методы, средства и формы воспитания способствуют достижению целей воспитания, в случае гражданско-патриотического воспитания они помогают достижению требований, которые предъявляются федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования к личностным результатам освоения образовательных программ выпускниками.

На уроках права для реализации компетентностного подхода и формирования гражданской и коммуникативной компетентностей Е.К. Калуцкая предлагает использовать дискуссии (в том числе и воображаемые), эвристические беседы, «круглые столы», уроки в форме практических занятий, решение правовых задач, ролевые и деловые игры.

По мнению А.В. Основина, при формировании патриотизма старшеклассников необходимо использовать педагогический набор инструментария, который несовместим с императивностью и назидательностью. Он считает, что использовать необходимо все три группы методов воспитания, выделяемых в самой распространённой классификации, т. е. и методы формирования сознания (беседы, лекции, дискуссии), и методы организации деятельности и формирования опыта поведения (общественное мнение, приучение и упражнение в коллективной деятельности, создание воспитывающих ситуаций), и методы стимулирования поведения и деятельности (игры, соревнования, поощрения, вызывающие познавательный интерес к знанию о Родине и стремление к собственному самосовершенствованию) [4, с. 128].

На наш взгляд, стоит более активно применять рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, деловые игры (в том числе судебные процессы), мозговой штурм, политбой, ситуационные анализы. Наш выбор методов воспитания связан с тем, что у юношества появляется интерес к теоретическим проблемам, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, а использование выделенных нами методов воспитания как раз и по-

зволяет обучающими эффективно разобраться с волнующими их проблемами, самостоятельно их обнаружить и решить, сформировать собственную позицию и оценку событий и явлений.

Нам представляется эффективным для гражданско-патриотического воспитания также проведение уроков в музее. Музейные уроки помогают активизировать всех обучающихся, формируют эмоционально окрашенное отношение к культурному наследию [5, с. 33]. Экспозиция Музея истории позволяет показать обучающимся достоинства демократического политического режима, соприкоснуться с последствиями массовых нарушений прав человека и гражданина и оценить их значение для жизни каждого.

Конечно, преподавателям недостаточно выбрать методы, средства и формы гражданско-патриотического воспитания, необходимо оценить сформиро-ванность компетентностей, оценить результаты гражданско- патриотического воспитания.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить несколько методических условий воспитания гражданственности и патриотизма.

При проведении уроков по учебному предмету «Право» педагог должен уделять отдельное внимание формированию гражданской компетентности, а точнее - включенным в нее политической и патриотической компетенций. Для этого при изучении всех тем необходимо привлекать в качестве источников сообщения средств массовой информации, исторические документы, научные тексты. Главное, чтобы содержание привлекаемых материалов могло заинтересовать обучающихся, заставить их задуматься о политических событиях, происходящих в стране, о роли России в мире, возможностях, которыми обладает каждый гражданин страны для улучшения благосостояния своей Родины.

Рассмотрим разработки уроков по учебному предмету «Право», которые созданы с учетом компетентного подхода, с использованием методов воспитания, требующих активной деятельности обучающихся.

Тема «Гражданское общество» важна для формирования гражданственности и патриотизма в связи с тем, что при ее изучении возможно достижение таких личностных результатов, как гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, готового к участию в общественной жизни. Понимание такого института, как гражданское общество, на наш взгляд, произойдет у обучающихся лучше, если урок будет проведен в форме деловой игры.

Ниже представлен один из возможных вариантов проведения урока с элементами деловой игры.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

- углубление представления обучающихся о сущности гражданского общества, его функциях, разных формах взаимодействия и взаимопомощи граждан, способствовать пониманию взаимосвязи гражданского общества, права и государств (образовательная цель);

- способствование развитию интереса обучающихся к активному участию в деятельности гражданского общества (развивающая цель);

- формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения (воспитательная цель).

Материалы и оборудование: Лосев С.А. Право. Учебник для 10-11 классов. Москва: Издательство «Интеллект-центр», 2021; презентация по теме: «Гражданское общество», карточки для игры, интерактивная доска, пульт для переключения слайдов.

Урок был проведен с обучающимися ГБПОУ Ямало-Ненецкого АО «Новоуренгойский многопрофильный колледж». Ниже приведено описание хода проведенного урока, реакция обучающихся на задания и материалы, использованные на уроке. Урок начался с организационного момента и приветствия обучающихся.

Для мотивации и актуализации знаний была использована следующая ситуация: «В небольшом городе прошел сильный ураган. Заборы, деревья во дворах пятиэтажек были повалены. Жильцы одной пятиэтажки, в течение недели пробираясь между завалами во дворе своего дома, ругали местную власть за бездействие. Какое участие приняли органы власти? Какие действия можно охарактеризовать как проявление гражданского общества? Почему вы так решили?».

Обучающиеся сразу определили, что действия жильцов первого дома не являются действиями гражданского общества, с действиями жильцов второго дома возникли затруднения: часть обучающихся сочла, что коллективное написание жалобы свидетельствует о наличии некоего общественного объединения жильцов дома.

Далее обучающимся было предложено записать определение гражданского общества и обсудить ключевые моменты из определения: понятия «общественные объединения», «автономность гражданского общества». Обучающимся был задан вопрос: «Может ли гражданское общество быть абсолютно независимо от государства?». Ученики верно ответили, что нет, не может, но с аргументацией затруднились.

После этого была проведена деловая игра, созданная на основе игры «Помоги ближнему» [3, с. 543]. Для игры обучающиеся были разделены на 5 групп.

Этапы игры:

I. Группам были розданы карточки 1-й серии, и дана инструкция - в течение 3 минут письменно ответить на вопрос о том, что делать героям ситуации.

На карточках первой серии содержится описание проблемной ситуации. Для проведения урока было использовано 5 ситуаций. Одна из них вызвала у обучающихся непонимание: жителям 45 домов вашего района энергосбытовая компания выставила задолженность на общую сумму 6 млн рублей. В связи с трудностью ситуации для обучающихся в материалах к уроку мы заменили ее на более понятную им: «Вы - студент, вас и группу других студентов выселяют из общежития под предлогом нарушения правил проживания (шум после 22 часов), но все считают, что администрации потребовались новые места для коммерческих жильцов. Администрация общежития сдает комнаты коммерсантам за большую плату, все студенты знают об этом, но ректорат не обращает внимания на жалобы».

II. По истечении 3-х минут была роздана табличка с наименованием организации и 2-я серия карточек (они содержат описание коллективных гражданских ролей, которые предусматривают возможность кому-то помочь; карточки 1-й и 2-й серии соединены в пары по принципу несоответствия описываемой проблемной ситуации и гражданской роли).

Была озвучена задача каждой группы: найти, кому она может помочь в решении ситуации, и найти тех, кто может помочь ее разрешить. Для этого было предложено в каждой группе определить, кто будет выступать в роли «дежурных», а кто - в роли «посетителей»: «дежурные» остаются на месте и общаются с «посетителями» других групп, «посетители» имеют право свободно перемещаться по кабинету и общаться с другими группами. После объяснения задания обучающиеся начали общаться с другими группами.

Возникли затруднения в перемещении по классу и контроле посещения всех групп «посетителями», поэтому для проведения игры мы предлагаем использовать маршрутные листы.

Второй момент, которые был выявлен в результате проведения урока - непонимание обучающимися целей и задач отдельных организаций, в связи с чем необходимо выдавать им информацию о деятельности каждой из организаций.

III. После завершения переговоров началось коллективное обсуждение. Каждая группа называла свою ситуацию и рассказывала, кто и каким образом может ей помочь, и совпало ли итоговое решение с тем, которое они предположили первоначально. На это отводилось 10 минут. Мы заметили, что обучающиеся лишь в общих чертах представляли, каким образом «организация» может помочь им, слабо аргументировали, почему она помочь не может, поэтому считаем важным в описании задания на II этапе добавить положение о необходимости вынесения каждой организацией мотивированного решения о помощи и ее формах или об отказе в ее оказании в каждой ситуации.

IV. В конце урока обучающимся были заданы вопросы: для чего люди объединяются в организации? Какие объединения граждан вы знаете в субъекте своего проживания, в России в целом? Чем они занимаются? Этот этап занял 8 минут.

Урок также может быть проведен в форме имитации общественных слушаний. Для этого обучающимся предлагается конкретная ситуация, в решении которой заинтересованы несколько сторон (например, ситуация с высоким уровнем преступности в определенном микрорайоне беспокоит жителей, полицию, органы местного самоуправления или ситуация с ухудшением экологической обстановки в городе волнует жителей, общественные экологические организации, органы местного самоуправления).

Наряду с дидактическими играми при изучении темы «Гражданское общество» могут быть использованы дискуссия на тему «Является ли гражданским российское общество?», чат-дискуссия «Что такое гражданское общество?» (чат-дискуссии происходят молча, с помощью последовательной передачи листов с ответом на вопрос).

При изучении темы также может быть также организована проектная работа, в ходе которой обучающиеся должны будут найти примеры успешных гражданских инициатив в месте своего проживания, разработать законопроект, регулирующий нерешенные проблемы.

При организации изучения темы «Гражданское общество» педагог может столкнуться с многочисленными критическими высказываниями обучающихся относительно деятельности институтов гражданского общества в России. Педагогу не стоит обсуждать с обучающимися подробности резонансных случаев, так как это может занять длительное время на уроке и не привести ни к какому результату. Вместо неаргументированных обсуждений можно предложить обучающимся оценить ситуации с точки зрения действующего законодательства, ознакомиться с мировой и исторической практикой, проблемные вопросы могут быть вынесены в отдельную дискуссию, перед которой обучающиеся должны будут ознакомиться с дополнительными материалами и выявить точки зрения и аргументы в пользу различных авторов. С помощью вовлечения обучающихся в аргументированную беседу по острым вопросам о деятельности гражданского общества в России могут быть достигнуты указанные выше образовательные результаты.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что для эффективного процесса воспитания гражданственности и патриотизма необходимо применять методы, обеспечивающие активную деятельность обучающихся. Методическими условиями воспитания гражданственности и патриотизма являются направленность познавательной деятельности обучающихся на формирование политической и патриотической компетенций, гражданской компетентности.

Библиографический список

1. Абдулмуталимова З.М. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2010.

2. Ведерникова М.А. Музейный урок как одна из форм культурно-образовательной деятельности музея. Студенческая наука и XXI век. 2018; № 2-2: 33-35.

3. Обществознание и права человека: Методический конструктор: в 2 т. Человек и общество. Социология. Политика. Москва: Книгодел, 2017; Т. 2.

4. Основин А.В. Формирование патриотизма старшеклассников в образовательной среде школы. Диссертация... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2016.

5. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея». Available at: https://tass.ru/politika/2636647

References

1. Abdulmutalimova Z.M. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov v processe usvoeniya pravovyh znanij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2010.

2. Vedernikova M.A. Muzejnyj urok kak odna iz form kurturno-obrazovatel'noj deyatel'nosti muzeya. Studencheskaya nauka iXXI vek. 2018; № 2-2: 33-35.

3. Obschestvoznanie i prava cheloveka: Metodicheskij konstruktor: v 2 t. Chelovek i obschestvo. Sociologiya. Politika. Moskva: Knigodel, 2017; T. 2.

4. Osnovin A.V. Formirovaniepatriotizma starsheklassnikov v obrazovatel'nojsrede shkoly. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2016.

5. Putin: patriotizm - «'eta i est' nacional'naya ideya». Available at: https://tass.ru/politika/2636647

Статья поступила 05.12.22

УДК 37.08

Simakova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Management, Academy of Social Management (Moscow Oblast, Russia),

E-mail: ipktmvr@yandex.ru

MANAGEMENT ANALYSIS AS A FUNCTION OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: TOWARDS UNDERSTANDING THE PROBLEM.

The analytical function is one of the most important in the activities of the head, it covers all the basic types of management activities. Management analysis occupies a special place in its implementation. The article discusses to what extent it is mastered by the heads of educational organizations, how they see the quality of managerial activity and ways to improve it, what competencies in the implementation of this function are presented in the Professional standard of the head of an educational organization of general education, and what conclusions the author make on the basis of this study. The author concludes that the most effective ways to increase the competence of educational managers are through course training (retraining) and through a system of methodological events, including diagnostic, motivational, practical (master classes, seminars, the use of case technologies and mentoring, trainings and dissemination of the best experience of management analysis), etc.

Key words: general education, analytical function of head of organization, management analysis, analytical competence of leader.

Т.П. Симакова, д-р пед. наук, проф., Академия социального управления (АСОУ), E-mail: ipktmvr@yandex.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ФУНКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: К ОСМЫСЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Аналитическая функция - одна из важнейших в деятельности руководителя, она охватывает все базовые виды управленческой деятельности. Особое место в её реализации занимает управленческий анализ. Насколько он освоен руководителями образовательных организаций, как они сами видят качество управленской деятельности и пути его повышения, какие компетенции в реализации данной функции представлены в профессиональном стандарте руководителя образовательной организации общего образования, какие выводы делает автор на основе данного исследования - об этом пойдет речь в данной статье. Автор делает вывод о том, что наиболее эффективными являются способы повышения компетентности руководящих кадров образования через курсовую подготовку (переподготовку) и систему методических событий, включая диагностические, мотивационные, практические (мастер-классы, семинары, использование кейс-технологий и менторинг, тренинги и диссеминацию лучшего опыта управленческого анализа) и др.

Ключевые слова: общее образование; аналитическая функция руководителя; управленческий анализ; аналитическая компетентность руководителя.

Актуальность предлагаемой статьи обосновывается растущей потребностью современных руководителей образовательных учреждений в развитых аналитических способностях в условиях огромного потока информации, динамических изменений во внешней среде (нормативной базы, социально-культурных условий, демографической ситуации, запросов семьи и общества, активности ближайших организаций), высокой конкурентности между образовательными учреждениями, необходимости осуществления стратегического планирования и т. д. В то же время существующий уровень аналитической компетентности современных руководителей образовательных организаций, как показывает наблюдение за их деятельностью и проводимые опросы, далеко не всегда соответствуют требованиям времени. При этом в теории недостаточно исследовано само понятие «управленческий анализ», содержание которого тесно связано с содержанием другого понятия - «аналитическая деятельность руководителя», но не тождественно ему [1-8].

Цель данной статьи - выявить теоретические, нормативные и практические аспекты компетентности руководителей образовательных учреждений в сфере их аналитической деятельности.

Основные задачи статьи заключаются в том, чтобы провести осмысление сущности самого понятия «управленческий анализ», осуществив сравнительный анализ данного понятия с «педагогическим анализом»; определить роль управленческого анализа в деятельности руководителя и обозначить перечень аналитических компетенций руководителя образовательного учреждения; выявить позицию управленцев в отношении к своей аналитической деятельности и повышению её качества.

Методы исследования, использованные в подготовке статьи, включают в себя как теоретические (анализ научной и методической литературы), так и эмпирические (опрос, наблюдение за деятельностью, анализ материалов и документов учреждений).

Научная новизна статьи определяется постановкой проблемы недостаточной сформированности позиции руководителей (её мотивационной, когнитивной и операциональной составляющей) к собственной аналитической деятельности и обозначении возможных путей решения данной проблемы. Теоретическая значимость статьи связана с конкретизацией понятия «аналитическая деятельность руководителя» за счет анализа двух его составляющих (управленческий и педагогический/образовательный анализ), их соотнесения и определения места каждого из них в деятельности руководителя. Практическая значимость заключается в обоснованном предложении направлений повышения аналитической компетентности руководителей образовательных учреждений.

Классический цикл управленческой деятельности (известный как цикл Шу-харта-Деминга), реализуемый руководителем по отношению к двум объектам управления учреждением - управляемой и управляющей системе - включает планирование, организацию, руководство и контроль. На первый взгляд, анализ не входит в данный цикл, но лишь потому, что, как сказал в одной из своих работ А.М. Моисеев, «...анализ рассматривается как сквозное управленческое действие, входящее в состав всех других и во многом определяющее их направленность; управление без анализа - это всадник без головы!» [1, с. 43].

Аналитическая работа руководителя - это его основная задача, включающая в себя большинство функциональных задач управления, а также предметов: от анализа документов, процессов - базового - образовательного и сервисных, сопровождающих образовательный процесс - всех остальных, образовательной и социокультурной среды, до анализа результатов; от анализа прошедших периодов и принятых решений - до анализа возможностей, рисков и перспектив.

В то же время, по нашим данным, только 5% сегодняшних директоров школ до того, как стали руководителями, учились где-либо на управленцев; во всех остальных случаях директора «воспитали в собственном коллективе»; начинал как учитель, затем занимал ряд административных должностей, дослужился до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.