Педагогика
УДК 377.131.14
преподаватель Османова Аида Зайнутдиновна
ГБПОУ Ямало-Ненецкого АО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» (г. Новый Уренгой)
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования активной гражданской позиции студентов колледжа во внеурочной деятельности. Сформированное правосознание и гражданская позиция студентов является одним из значимых результатов успешной реализации целей правового воспитания в колледже. Дано толкование понятия «гражданская позиция». Рассмотрены принципы функционального подхода, включенности, интегративности и гуманизма на которых основывается процесс формирования гражданской позиции студентов. Раскрыто значение внеурочной деятельности, представляющей большие возможности для становления гражданской позиции и формирования правосознания студентов. Представлены разнообразные приемы для организации внеурочной деятельности в сфере правового воспитания, которые позволяют заинтересовать обучающихся вопросами действия и применения правовых норм, реализации и защиты прав человека, правопорядка и выражения собственного мнения.
Ключевые слова: формирование, активная гражданская позиция, студент, колледж, внеурочная деятельность.
Annotation. The article considers the process of forming an active civic position of college students in extracurricular activities. The formed legal awareness and civic position of students is one of the significant results of the successful implementation of the goals of legal education in college. The interpretation of the concept of "civil position" is given. The principles of the functional approach, inclusiveness, integrativity and humanism on which the process of forming the civic position of students is based are considered. The importance of extracurricular activities, which represent great opportunities for the formation of a civic position and the formation of legal awareness of students, is revealed. Various techniques for organizing extracurricular activities in the field of legal education are presented, which allow students to be interested in the issues of the operation and application of legal norms, the implementation and protection of human rights, the rule of law and the expression of their own opinion.
Keywords: formation, active citizenship, student, college, extracurricular activities.
Введение. В современных условиях развития общества особое значение приобретает проблема правового воспитания подрастающего поколения, которое определяет будущее любой страны, поскольку каждая страна заинтересована в том, чтобы подрастающее поколение знало, уважало и соблюдало действующие законы. Являясь одним из основных институтов социализации личности, колледж так же способствует формированию гражданской позиции студентов. Сегодня одна из главных задач, которая стоит перед колледжем - создать условия для успешного формирования активной гражданской позиции, правового сознания, правовой культуры среди подрастающего поколения, которые включают в себя знание, уважение, понимание, соблюдение законов своей страны и прав человека, проявляясь в осознанных действиях и поступках, правомерном поведении, в участии в жизни колледжа, города, страны.
На данный момент отсутствуют предложения по усовершенствованию системы правового воспитания в профессиональных образовательных организациях, в условиях, когда необходимо учитывать современные тенденции в образовательном процессе. Это ориентация на формирование таких навыков, как критическое мышление, креативность, коммуникация, координация; системно-деятельностный подход; ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и воспитания. Необходимо выяснить, как можно организовать правовоспитательный процесс при условии возникновения новых угроз вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные публичные мероприятия и сохранением роста преступности среди несовершеннолетних.
В настоящее время необходимо сформировать новый и единый подход к правовому воспитанию, как к одному из важнейших способов формирования правосознания и гражданской позиции обучающихся, который в будущем станет одним из условий соблюдения законности и правопорядка в обществе.
Вопросы, связанные с воспитанием законопослушного гражданина рассматриваются давно. Однако, выделение и рассмотрение правового воспитания как самостоятельного и ценного направления осуществления воспитательной деятельности приобретает все больший интерес среди педагогов и юристов.
Достаточно много работ посвящены формированию правовой культуры, правового сознания у обучающихся, рассматриваются психолого- педагогические аспекты правового воспитания обучающихся, а также воспитание гражданско-правовой позиции личности студента, изучается история появления и развития правового воспитания. В основном обосновывается роль правового воспитания в формировании правового сознания обучающихся, в связи с чем количество работ, которые бы рассматривали правовое воспитание еще и как способ формирования гражданской позиции обучающихся невелико. Работы М.В. Саакяна, Е.К. Матевосовой, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Кунца, А.В. Кученева, П.П. Баранова рассматривают проблемы формирования правосознания, правовой культуры, а также преодоления правового нигилизма в процессе правового воспитания.
В изменении качеств личности и поведении проявляется результат воспитания, представляющий собой компонент процесса воспитания, который отвечает за достижение поставленных целей. Результат воспитания может проявиться в общении с людьми, в процессе выполнения различных видовдеятельности, в поступках. Все это будет отражать отношение человека к окружающему его обществу. Это и отношение к семье, к друзьям, к учебе, к вещам, к стране, к культурным и общественным ценностям.
Изложение основного материала статьи. Одним из значимых результатов успешной реализации целей правового воспитания в колледже, будут являться сформированное правосознание и гражданская позиция студентов. Обращаясь к работе Д. А. Кунц, можно увидеть, что «в юридической науке понятие правосознание имеет множество значений: - как знание, правосознание представляет собой систему знаний о праве, об истории и становлении развития права, его современного состояния; - как отражение, правосознание есть отражение правовых явлений и представлений о должном правопорядке; -как отношение, правосознание выступает отношение человека к действующему праву, к поведению людей, к своим правам и обязанностями; - как восприятие, правосознание является интеллектуальным и эмоциональным восприятием правовой информации; - как представление о праве» [2, С. 163].
Основываясь на принципе единства сознания и деятельности, можно сказать, что правосознание будет проявляться в активной деятельности обучающихся в сфере правовых отношений. Это может включать в себя более уверенную и грамотную реализацию своих прав, ответственное исполнение обязанностей и выполнение общественных поручений, инициирование важных общественных дел, участие в жизни колледжа, района, города, страны, участие в социально-значимых проектах, негативное отношение к проявлению противоправного поведения. Проявляясь в волевом элементе
правосознания, данные гражданские качества будут способствовать также и формированию активной гражданской позиции студента.
Являясь одной из актуальных проблем современного общества, формирование гражданской позиции подрастающего поколения, способствует развитию гражданского общества, поддержанию правового государства.
Если рассуждать о жизненной позиции человека в целом, то можно сказать, что жизненная позиция, объединяя в себе взгляды, убеждения, умения, отношения человека к окружающим его событиям, явлениям, процессам в обществе, представляет собой способ включения человека в жизнь данногообщества и государства.
Гражданско-правовая составляющая жизненной позиции каждого человека является основополагающей, так как она напрямую связана с жизнью общества и государства. Проявляя свою гражданскую позицию, человек осознает себя полноправным членом общества, гражданином своей страны и осознает ответственность за свое поведение, видит перспективы развития общества и государства, определяет свои цели и понимает способы их достижения.
В педагогической литературе нет единого толкования понятия «гражданская позиция». Существует мнение, что гражданская позиция представляет собой «интегративное качество личности, включающее в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества личности, отражающее социально обусловленное отношение человека к своей стране, гражданскому обществу и самому себе и предполагающее сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане» [1].
Если рассуждать о гражданской позиции студента, то нельзя не согласиться с мнением, что она может выражаться в отношении студентов «к реалиям общественно-экономической и социально- политической жизни, основанное на высокой правовой культуре личности, что выражается в единстве гражданских ценностей, правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного ответственного поведения» [3, С. 12].
Правовое воспитание должно способствовать формированию таких социальных качеств, как, например, гражданственность, патриотизм, политическая и правовая сознательность, и чем выше возможности и уровень проявления активной гражданской позиции самими студентами, тем выше уровень развития и закрепления этих социальных качеств в личности студентов.
Формирование гражданской позиции студентов, вследствие надлежащего осуществления правового воспитания в колледже, должно основываться на принципах функционального подхода, включенности, интегративности, гуманизма. Принцип функционального подхода направлен на то, чтобы у студентов была возможность в соответствии с возрастом, проявлять активность в разнообразных видах деятельности. Принцип включенности обеспечивает участие студентов в правовой сфере жизни общества. Принцип интегративности означает единство и целостность всех компонентов правового воспитания. Принцип гуманизма ориентирован на уважительное отношение к мнению и решениям студентов.
Так, информируя обучающихся о праве, правовых и государственных явлениях, в ходе проведения уроков или внеурочных мероприятий, различных правовых акций, правовое воспитание будет способствовать формированию информационного элемента правосознания. Высказывая собственное мнение, отношение к событиям правовой действительности в ходе проведения дебатов, дискуссий, круглых столов, правовое воспитание будет формировать оценочный элемент правосознания студентов. Воспитывая чувство необходимости соблюдения законов, правомерного поведения в ходе проведения профилактических бесед, кураторских часов и организуя деятельность студентов в сфере правовых отношений в процессе проведения различного рода игр, квестов правовое воспитание будет способствовать становлению и проявлению волевого элемента правосознания, одним из проявлений которого будет выражение собственной гражданской позиции студентом.
Большие возможности для становления гражданской позиции и формирования правосознания студентов дает и внеурочная деятельность. Во время внеурочной деятельности есть больше возможностей использовать разнообразные формы работы с обучающимися. Это кураторские часы, экскурсии, игры, турниры, тренинги, работа различных объединений и кружков. Также колледжи могут присоединяться к участию в различных правовых проектах, которые направлены на повышение уровня правовой культуры, правосознания, а также на формирование гражданских ценностей у обучающихся.
В настоящее время на федеральном, региональном, муниципальном уровнях существуют и активно развиваются проекты, которые способствуют повышению уровня правовой культуры и правосознания студентов. Рассмотрим некоторые из них.
На федеральном уровне в рамках Ассоциации юристов России реализуется проект «Школа права». Данный проект действует в нескольких субъектах России, среди которых Москва, Нижний Новгород, Вологодская область, Рязанская область, Томская область, Курская область, Владимирская область, Воронежская область, Тверская область, Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Московская область, Республика Башкортостан, Республика Крым, Краснодарский край.
Проект «Школа права» направлен на правовое просвещение и воспитание студентов в духе гражданственности, уважения к закону, правам и свободам человека и гражданина, и осуществляется в виде проведения интерактивных, практических занятий студентами педагогических и юридических институтов среди студентов.
Задачами проекта являются: формирование у студентов мировоззренческих установок, направленные на уважение достоинства, прав и свобод человека и гражданина, а также осознание важности соблюдения правовых предписаний в повседневной жизни; обобщение знаний по основным вопросам права, прав человека и ребенка; развитие навыков работы с нормативными источниками и правовыми текстами, а также их анализа; моделирования гражданской позиции и правомерного поведения в обществе.
На региональном уровне, в городе Москве, проект «Школа права» представляет собой проведение внеурочных занятий по разнообразной правовой тематике в образовательных организациях города Москвы. Данный проект осуществляется при поддержке Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России.
Главная особенность данного проекта заключается в том, что внеурочные занятия проводят не учителя и преподаватели, а студенты педагогических и юридических направлений, которые, казалось бы, не намного старше самих студентов, но при этом, имея уже свою определенную гражданскую позицию, они могут поделиться своим опытом осуществления возможно уже политических прав, обсудить с ребятами наиболее острые правовые темы в рамках закона, а также объяснить и показать, что право представляет собой не только знания, которые дают в школе на уроках Обществознания и Права, это и окружающая нас жизнь, где умение ориентироваться в правовой сфере сегодня является важным условием для реализации своих прав завтра.
Целесообразность выбора данной возрастной группы определяется особенностями развития современной подростковой и юношеской аудитории. В этот сложный возрастной период ребята ощущают потребность в разъяснении, осознании и
реализации своих прав и обязанностей, находятся в поиске тех идеалов и ценностей, которые будут находиться в основе их мировоззрения, которое находится еще в стадии формирования.
В рамках данного проекта на сегодняшний день разработаны учебно- методические пособия для проведения занятий в различных формах (игры, тренинги, круглые столы, работа с документами) по таким темам, как «Коррупция: понятие, виды и ответственность», «Право на образование в Российской Федерации», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Право на труд и правовое регулирование трудовых отношений в российской федерации», «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
В качестве наиболее эффективных методических материалов, разработанных в рамках данного проекта, хотелось бы отметить игры и тренинги «Я тоже хочу решать», «Гражданское общество» (из методического пособия «Избирательные права граждан. Права наблюдателей на выборах»); «Равные права» (из методического пособия «Право, права человека и государство: соотношение понятий. Реализация конституционных прав в России»); «Охрана труда» (из методического пособия «Право на труд и правовое регулирование трудовых отношений в Российской Федерации»); «Тебя остановил полицейский» (из методического пособия «Право на свободу и личную неприкосновенность»). Применение данных игр во время внеурочной деятельности, поможет не только разнообразить формы право-воспитательной работы, а также создаст условия для реализации студентами своих прав, как будущих избирателей, работников, активных членов гражданского общества.
Также проект «Школа права» предлагает возможность студентам стать участниками определенной правовой ситуации, поучаствовав в правовых квестах «Право знать!». Ребятам предлагается правовая ситуация с главным героем. Противоречивость рассказанных историй, потребность найти ключевые положения в нормативных правовых актах способствуют активной включенности обучающихся в квест. По завершению прохождения всех «станций», организуется круглый стол, в процессе которого подводятся итоги квеста, обсуждаются ответы на главные вопросы квеста.
Ценность правовых квестов, на наш взгляд, заключается в том, что все истории, которые легли в основу правовых ситуаций, являются жизненными, актуальными и поучительными и возможно в будущем предостерегут студентов иков от противоправного поведения и совершения преступлений или от участия в незаконных объединениях и мероприятиях (Например, квесты «Футбольный хулиган», «Вандализм или шалость?», «Скандал в школе», «Мелкое взяточничество -преступление!», «Что можно «заработать» на несанкционированном митинге?» и другие).
Обсуждая вместе со студентами юридических направлений актуальные проблемы права и социально-значимые вопросы, студенты развивают свои ораторские способности, а также возможно проявляют интерес к юриспруденции как к своей профессиональной деятельности в будущем.
Нельзя не упомянуть и о волонтерской деятельности, которая гармонично вписывается в систему правового воспитания во время внеурочной деятельности. Именно в процессе волонтерской деятельности у студентов появляется возможность по собственному желанию показать и проявить свою гражданскую позицию.
Выводы. Таким образом, существуют разнообразные приемы для организации внеурочной деятельности в сфере правового воспитания, которые позволяют заинтересовать обучающихся вопросами действия и применения правовых норм, реализации и защиты прав человека, правопорядка и выражения собственного мнения. Осуществление задач и реализация целей правового воспитания способствует формированию не только правосознания студентов, но и является основой формирования активной гражданской позиции.
Литература:
1. Казаева, Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Казаева Евгения Анатольевна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2010. - 461 с.
2. Кунц, Д.А. Правосознание: понятие и сущность. Особенности становления правосознания на примере правосознания юристов / Д.А. Кунц // NOVAUM.RU. - 2017. - №7. - С. 163-165.
3. Сморгова, Е.И. Гражданская позиция личности как социальный феномен / Е.И. Сморгова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 1. - С. 128-131.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Пирожкова Алена Олеговна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
студентка Аметова Лейля Энверовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье описывается происхождение технологии проблемного обучения, характеристики технологии проблемного обучения, основные этапы технологии проблемного обучения. Рассматриваются примеры применения этой технологии в преподавании английского языка в старшей школе.
Ключевые слова: проблемное обучение, английский язык, традиционные методы преподавания.
Annotation. The article describes the origin of problem-based learning technology, the characteristics of problem-based learning technology, the main stages of problem-based learning technology. Examples of the use of this technology in teaching English in high school are considered.
Keywords: problem-based learning, English, traditional teaching methods.
Введение. В современной педагогике основное внимание уделяется воспитанию активной и творческой личности, мыслящей нестандартно, способной находить новые способы решения предлагаемых задач и проблемных ситуаций. Поэтому одной из актуальных задач школы является подготовка обучающихся к решению задач разного уровня.