Научная статья на тему 'Воспитание правовой культуры младших школьников во внеурочной деятельности'

Воспитание правовой культуры младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова М. С., Шишкова Е. М.

Статья посвящена проблеме правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Важно, что нынешний студент педагогического колледжа – это завтрашний учитель школы. Именно выпускники будут заниматься воспитанием подрастающего поколения. Поэтому исследовательская деятельность студентов, направленная на изучение вопросов воспитания правовой культуры является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание правовой культуры младших школьников во внеурочной деятельности»

Список литературы:

1. Алешина И.Н. Влияние игрушки на психику ребенка [Текст] / И.Н. Алешина // Ежегодник Института психологии: к 10-летию Института: сб. науч. тр. - Тамбов: Першина, 2005. - № 1. - С. 35-41.

2. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: А.П.О., 1995.

3. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской [Текст] / С.И. Бо-това, Т.А. Приставкина, A.B. Рябчиков. - Белгород, 2000 - Ч. 1.

4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

5. Шведова И. Глина, поющая сквозь века [Электронный ресурс] / И. Шведова. - Режим доступа: www.sv.intsel.ru/104 ipg 16-01.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Симонова М.С.*, Шишкова Е.М.*

Белгородский педагогический колледж, г. Белгород

Статья посвящена проблеме правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Важно, что нынешний студент педагогического колледжа - это завтрашний учитель школы. Именно выпускники будут заниматься воспитанием подрастающего поколения. Поэтому исследовательская деятельность студентов, направленная на изучение вопросов воспитания правовой куньтуры является актуальной.

Сегодня в России идет активный процесс становления гражданского общества и правового государства, основанных на ценностях свободы, демократии и прав человека. Самым сложным и динамичным в этом процессе являются развитие и модернизация российской правовой системы. Реформирование системы права предполагает изменение правовой культуры и правового сознания населения. Представляется обоснованным мнение о том, что правовое воспитание выступает главным фактором, обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества. В некоторых случаях правовое воспитание, имеющее ценностный смысл и наполнение, простирается глубже и дальше правового сознания, воздействуя на общую культуру людей, выступая стержнем формирования личности. Это обусловлено тесным взаимодействием правовых и нравственных ценностей в процессе воспитания.

* Научный руководитель: Шишкова Е.М., преподаватель.

* Преподаватель.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Одной из важнейших сторон воспитания в школе и обществе становится воспитание гражданина - члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Гражданское воспитание - это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений. Как видим, составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры.

Правовое воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на правовое воспитание в педагогическом процессе.

Проблема правового воспитания подрастающего поколения рассматривалась и рассматривается в рамках гражданского воспитания многими зарубежными и отечественными учёными (Г. Гегель, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Каменский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А, Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.). Значительный вклад в разработку механизмов управления системой гражданского воспитания внесли Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.И. Новикова и др.

Важно, что вопросам формирования политико-правового сознания и электоральной культуры подрастающего поколения в последнее время в нашем городе и Белгородской области уделяется большое внимание. Так, начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города Н.В. Перестенко в своем выступлении на семинаре-стажировке руководителей избирательных комиссий муниципальных образований области подчеркнул, что «только при создании целостной системы работы возможно решение задач правового образования. Эта система должна включать урочную и внеурочную деятельность, организацию детского самоуправления, активное привлечение учащихся к решению актуальных вопросов школьной жизни и использование для этого современных избирательных технологий, создание условий для творче-

ской самореализации учащихся и учителей, повышение профессиональной компетентности педагогов» [1, с. 38].

Однако проблема социально-педагогической деятельности по правовому воспитанию не получила необходимого просвещения. Это объясняется тем, что до настоящего времени нераскрыты основные вопросы, связанные с социально-педагогической деятельностью социальных институтов по формированию правовой культуры младших школьников, недостаточно разработано методическое обеспечение деятельности в этом направлении.

В структуре правовой культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. В работе с младшими школьниками по воспитанию правовой культуры можно использовать различные формы организации правового обучения. Рассмотрим некоторые из них (рис. 1).

Изобразительная, трудовая деятельность

Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков

Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций)

Рис. 1. Организационные формы правового обучения и воспитания правовой культуры

Занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуе-мого. Для воспитания правовой культуры младших школьников, элементарных знаний о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно давать не только правовые знания, но и создавать условии для их практического применения. Следует выбирать привычные для младших школьников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Младшему школьнику необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных проектов); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).

Для воспитания правосознания особенно эффективны практические упражнения (индивидуальные и групповые), игры и учения, решения конкретных проблемных ситуаций на основе знаний.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок.

Большое значение для воспитания правовой культуры младших школьников играет самостоятельная деятельность, направленная на приобретение правового знания, развитие правовой оценки-отношения, воспитание правового поведения. К самостоятельной деятельности детей можно отнести следующие виды: работа с литературой, создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений, разные виды игр, продуктивные виды деятельности, двигательная активность.

Большой интерес может представлять использование проектных технологий по разработке проектов правовой и социологической направленности. Выполнение проектов стимулирует интерес обучающихся к правовым проблемам, способствует развитию исследовательских умений и самостоятельности. Тематика проектов может быть разнообразной, например, «Как стать президентом», «Мы и выборы», «Мэр города - какой он?», «Кто может стать депутатом?» и др. Разработка проекта предполагает четыре этапа: подготовительный, конструктивно-исследовательский, оценочно-рефлексивный и этап презентации. На подготовительном обучающиеся получают теоретические знания. Далее приступают к конструктивно-исследовательскому этапу, т.е. к осознанному решению конкретной проблемы. Реализация проекта предполагает и теоретическое обоснование проблемы, и самостоятельно проведенное исследование, и конкретные предложения по решению обозначенной проблемы. Оценочно-рефлексивный этап призван пробудить обучающихся к самооценке выполненного проекта. Форма предоставления результата проектной деятельности (презентация проекта) может быть разнообразной, с использованием информационных технологий.

Использование современных методов правового воспитания должно быть педагогически оправдано и являться средством создания условий для развития личности ребенка.

Правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет результативным, если: создана целостная система правового воспитания, в которой все ее подструктуры (образовательная, воспитательная, социальная) направлены на воспитание ценностей, среди которых права человека занимают особо важное место; обеспечен интегрированный и междисциплинарный подход в процессе правового воспитания; определен алгоритм проектирования воспитательного пространства с включением в него ценностей правовой культуры.

Список литературы:

1. Власова Т.И. Аспекты правового воспитания / Т.И. Власова, С.И. Мас-лов // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2007. - № 11. - С. 6-7.

2. Деятельность Избирательной комиссии города Белгорода по подготовке и проведению выборов [Текст]: материалы семинара-стажировке руководителей избирательных комиссий муниципальных образований Белгородской области на базе избирательной комиссии г. Белгорода 28-29 мая 2009 г. - Белгород, 2009. - 64 с.

3. Селиванов, B.C. Основы обшей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / B.C. Селиванов / Под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Федосеева И.В.*

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

г. Тула

Статья посвящена проблеме профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков в современном российском обществе. В ней рассмотрены основные причины и факторы, негативно влияющие на процесс социализации подрастающего поколения. Автор предлагает ряд рекомендаций педагогам по организации работы с подростками, проявляющими агрессию в поведении.

Одной из форм девиантного поведения, наиболее часто встречающейся у несовершеннолетних сегодня, является агрессивное поведение. Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей. Задачей психологов и педагогов на современном этапе должно стать выявление детей, склонных к проявлению высокой степень агрессии, а также проведение психокоррекционной работы с такими подростками.

Наиболее часто под агрессией понимаются «акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [4, с. 12]. Агрессивность же можно определить как «свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений» [2, с. 40].

* Кафедра Правовых дисциплин. Научный руководитель: Подзолков В.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры Правовых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.