Научная статья на тему 'Белгородская народная игрушка в воспитании дошкольников'

Белгородская народная игрушка в воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костырина И. А., Лавриненко Н. В.

В статье раскрывается роль народной игрушки, в том числе региональной в воспитании интереса к этнокультуре у детей старшего дошкольного возраста. Представлены формы работы по ознакомлению с видами белгородских народных игрушек, их особенностями, знакомству с мастерами-игрушечниками. Для студентов факультетов дошкольной педагогики психологии, студентам педагогических колледжей и в системе повышения квалификации работников дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костырина И. А., Лавриненко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белгородская народная игрушка в воспитании дошкольников»

Таким образом, этнопедагогический подход к анализу феномена «игра» позволяет выделить и обосновать специфику организации игрового обучения в контексте различных культур.

Список литературы:

1. ГорошкоН.С. (Самсонова Н.С.) Импликативное игровое обучение в процессе подготовки будущего учителя: учеб.-метод. пособие I Н.С. Го-рошко I Под ред. C.B. Снапковской. - Минск: Асар, 2008. - 80 с.

2. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 2 I Под ред. М.С. Ковалева, Е.И. Лакирева [и др.]. - М: Мысль, 2001. - С. 67-72.

3. Whorf Benjamin Lee. Language, thought and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf I Ed. John B. Carroll. - New York: Wiley, 1956. - P. 213.

4. Мельникова A.A. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности I A.A. Мельникова. - СПб: Речь, 2003. - 320 с.

5. Колесов В.В. Язык и ментальность I В.В. Колесов. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2004. - 240 с.

6. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня I Й. Хейзинга; пер. с нидерланд. В. Ошиниса. - М., 2004. - 539 с.

7. Шульженко А.К. Развитие эколого-эстетической культуры личности в современной Германии I А.К. Шульженко II Педагогика. - 2003. - № 1. -С. 98-104.

8. Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни северорусского крестьянина (XIX-XX вв.) I И.А. Морозов, И.С. Слепцова. -М.: Индрик, 2004. - 920 с.

9. Русский ассоциативный словарь в 2 т. I Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М., 2002. - Т. 1. От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов. - 784 с.

БЕЛГОРОДСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Костырина И.А.*, Лавриненко Н.В.Ф

Белгородский педагогический колледж, г. Белгород

В статье раскрывается роль народной игрушки, в том числе региональной в воспитании интереса к этнокуньтуре у детей старшего дошкольного возраста. Представлены формы работы по ознакомлению с видами белгородских народных игрушек, их особенностями, знакомству с мастерами-игрушечниками.

* Научный руководитель: Лавриненко Н.В., преподаватель Этнопедагогики.

* Преподаватель Этнопедагогики.

Для студентов факультетов дошкольной педагогики психологии, студентам педагогических колледжей и в системе повышения квалификации работников дошкольного образования.

Проблема воспитания интереса к этнокультуре приобретает особую актуальность в дошкольном детстве. Одним средств, помогающим сделать процесс воспитания интереса к этнокультуре более успешным, являются народные игрушки. Игрушка - самобытное явление материальной и духовной культуры народа, которая служит важнейшим средством связи поколений. Народные игрушки способствовали развитию в ребенке качеств, востребованных обществом. Поэтому мы бережно храним народную игрушку, как национальный исторический памятник. В современных условиях региональная игрушка нуждается в её изучении, ибо она не в полной мере используется в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками, что вызывает необходимость разработки методики ознакомления с белгородской игрушкой и воспитанию интереса к ней.

На территории Белгородской области есть уникальные игрушки, это старооскольские, борисовские, белгородские глиняные игрушки, которые знакомят детей с народными промыслами, духовной культурой, философией своего народа и родного края, бытом, народными танцами, песнями, белгородским костюмом, помогают лучше узнать традиции, знакомят с народными мастерами умельцами. Это мастера-игрушечники: староос-кольской игрушки - это сестры H.H. и О.П. Гончаровы; Л.П. Шамыгина; борисовской игрушки - художники-керамисты Ю.П. Агафонова, Е.Э. Бекетова, Е.А. Кардина, И.В. Семихина; шебекинской матрёшки - это Н. Ковалёва; белгородские игрушки изготавливали A.B. Рябчиков, М.А. Алексеева, A.M. Лакшина, П. Гутник и др. Старооскольская игрушка относиться к одному из интереснейших видов художественной обработки глины на земле Белгородской. В конце XIX - начале XX в. эту удивительную по форме и росписи игрушку лепили сестры H.H. и О.П. Гончаровы и Л.П. Шамыгина. В 20-30-х годах в Старом Осколе эту игрушку лепили не менее 30 мастеров. Среди образов животных, создаваемых старооскольскими мастерами, можно увидеть: коня, барана, петуха, уточку, корову, медведя. Так же лепили и людей: бабку, барышню и всадника. Мастера расписывали игрушки полосами, кругами, волнистыми линиями, точками, используя при этом различные цвета: оранжевый, малиновый, зеленый (светлый и темный), фиолетовый, иногда синий, коричневый, черный. Один из видов глиняной игрушки, осовремененный - это куклы. Интересны куклы тем, что по ним можно изучать историю костюма. Техника изготовления очень интересна. Лепят только лицо куклы, туловище и одежду выкраивают из глины, словно из ткани. Такие игрушки - отличные сувениры. Многие из творений старооскольских мастеров увезены за границу.

Известны на Белгородчине и борисовские игрушки. Сначала в Бори-совке делали керамическую посуду, вещи, обслуживающие быт и досуг, позже начали производиться вещи декоративно-прикладного характера. И только недавно, на фабрике художественной керамики в Борисовке, мастера-профессионалы начали производить народные игрушки. Наряду с женской фигурой, фигурой лошадки, есть дракон, петух, козлик, иволга, курочка. Это не только игрушка, но и свистулька. Для изготовления игрушек используют более десятка глин: глина красная, глина краснояружская, нефелиновый концентрат, огнеупорная глина, глазурная фреза (малосвинцовая глина), бессвинцовая глина, керамические пигменты и окиси металла, соли. После того как из разных видов глины мастера вылепливают фигурки игрушек, эти керамические игрушки обжигают в печи, потом покрывают глазурью и снова обжигают. И они становятся произведением керамического искусства. Но чтобы получилось это произведение на высшем уровне, над его созданием далее работают художники. Вся красота бори-совкой игрушки состоит в росписи. Роспись разнообразна и дает декоративный эффект. Элементы борисовкой росписи связаны с природой: прямая и волнистая линии, точка, цветочек, завиток и т.д. Ботова С.И. [3] отметила то, что сегодня в Борисовке на фабрике художественной керамики создан музей, где представлены богатейшие традиции народных промыслов в работах не только старых мастеров, но и в творчестве современных художников - керамистов таких, как Ю.П. Агафонова, Е.Э. Бекетовой, Е.В. Карди-вой, И.В. Семихиной. Борисовская керамическая игрушка известна далеко за пределами нашей Родины и пользуется большим спросом.

Изучением и освоением глиняной игрушки занимаются и в областном центре - Белгороде, в частности, МОУ СОШ № 46. Об этом говорит И. Шведова [5] в своей статье под названием «Глина, поющая сквозь века». Автор пишет «Кто услышит задорную песню жаворонка, звучавшую над древними полями Руси, еще не знавшей христианских церквей? Кто вслушается в плач скоморошьей жалейки, в таинственный всплеск воды, в осязаемую тишину парных туманов над заливными лугами? Тот, кто возьмет в руки глиняную игрушку-свистульку и попытается на ней сыграть. Так, как это делает Маргарита Андреевна Алексеева, преподаватель музыки школы № 46 города Белгорода». В школьном музее хранится первый гончарный круг, изготовленный A.B. Рябчиковым, многочисленные пособия-плакаты для ребят, рассказывающие о способах лепки, обжига готовых фигурок и горшков в разных условиях, украшения их по всем правилам народного искусства. Вместе с женой, Маргаритой Андреевной Алексеевой, Рябчиков регулярно пополнял коллекцию будущего музея, отправляясь в «частные» семейные экспедиции по области. Сегодня, принимая участие в различных фольклорных праздниках, и делая коллективные выставки, Маргарита Андреевна заботливо расстилает под диковинные экспонаты ста-

ринные льняные холсты - еще своей прабабушки! Рядом - хорошая помощница, бывшая выпускница школы № 46, а ныне педагог дополнительного образования Анна Михайловна Лашина. Белая фигурка петушка в ее руках покрыта орнаментом в точном соответствии с символикой древнейших славян. Ей по силам многое: сложные складки-драпировки платья, сбегающие со стройного женского стана, миниатюрные скульптурные группы.

Многочисленные беседы со старшими дошкольниками, а также анкетирование родителей в базовом дошкольном образовательном учреждении показало, что у детей и родителей поверхностные знания о белгородских народных игрушках, следовательно, нет и интереса к ним. Наблюдения показали, что большая часть детей предпочитают современные игрушки, с которыми они играют длительное время, а народные игрушки рассматривают непродолжительное время. В рамках педагогической практики были проведены занятия по знакомству с видами белгородских народных игрушек: «Игрушки, пришедшие к нам с древних времён», «Знакомство со старооскольской игрушкой, как традиционным народным промыслом Старого Оскола», «В гостях у матрёшки», где мастер Н. Ковалёва познакомила с элементами рисования шебекинской матрёшки, «Птички певчие», где рассказывали и показывали способы изготовления борисовских свистулек, а также побывали на экскурсии в Музее - мастерской народных художественных ремёсел Белгородской области имени A.B. Рябчикова». Во время экскурсии дети познакомились с мастером белгородской игрушки Маргаритой Андреевной Алексеевой, которая рассказала о том, что в белгородских народных игрушках отражена лексика рук и ног белгородских «кара-годов» (хороводов). Вышивка на костюмах символизирует обереги. Все белгородские игрушки вылеплены из глины, обработаны разной техникой: обвар, глазурирование, задымление, роспись по глине. Маргарита Андреевна продемонстрировала различные свистульки в виде лошадок, птичек, кошек, овечек. Она показала, как с помощью белгородских свистулек исполняются народные песни. Дети узнали, что звук свистульки напоминает звон колокольчика. На занятии дошкольники рисовали «Чудесный белгородский костюм». Проводились интересные дидактические игры: «Собери узор», «Чего не стало», «Укрась матрёшку», «Найди ошибку», на которых закрепляли знания о видах белгородских народных игрушках. А потом оформили выставку творческих детских работ для родителей. Интересным было и создание мини-музея «Народная игрушка, подготовка слайд шоу «Игрушки Белгородского края». Изготовление, рисование белгородских народных игрушек, проведение серии занятий, всё это позволило обогатить знания и повысить интерес к региональной игрушке. Таким образом, белгородская игрушка обладает исключительно высоким этнопеда-гогическим потенциалом, в связи с чем, является универсальным средством формирования у детей интереса к этнокультуре.

Список литературы:

1. Алешина И.Н. Влияние игрушки на психику ребенка [Текст] / И.Н. Алешина // Ежегодник Института психологии: к 10-летию Института: сб. науч. тр. - Тамбов: Першина, 2005. - № 1. - С. 35-41.

2. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: А.П.О., 1995.

3. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской [Текст] / С.И. Бо-това, Т.А. Приставкина, A.B. Рябчиков. - Белгород, 2000 - Ч. 1.

4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

5. Шведова И. Глина, поющая сквозь века [Электронный ресурс] / И. Шведова. - Режим доступа: www.sv.intsel.ru/104 ipg 16-01.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Симонова М.С.*, Шишкова Е.М.*

Белгородский педагогический колледж, г. Белгород

Статья посвящена проблеме правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Важно, что нынешний студент педагогического колледжа - это завтрашний учитель школы. Именно выпускники будут заниматься воспитанием подрастающего поколения. Поэтому исследовательская деятельность студентов, направленная на изучение вопросов воспитания правовой куньтуры является актуальной.

Сегодня в России идет активный процесс становления гражданского общества и правового государства, основанных на ценностях свободы, демократии и прав человека. Самым сложным и динамичным в этом процессе являются развитие и модернизация российской правовой системы. Реформирование системы права предполагает изменение правовой культуры и правового сознания населения. Представляется обоснованным мнение о том, что правовое воспитание выступает главным фактором, обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества. В некоторых случаях правовое воспитание, имеющее ценностный смысл и наполнение, простирается глубже и дальше правового сознания, воздействуя на общую культуру людей, выступая стержнем формирования личности. Это обусловлено тесным взаимодействием правовых и нравственных ценностей в процессе воспитания.

* Научный руководитель: Шишкова Е.М., преподаватель.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.