Научная статья на тему 'Жбанниковские «дудки». Глиняная игрушка Городецкого района Нижегородской области: история промысла и современное состояние, проблемы, публикации'

Жбанниковские «дудки». Глиняная игрушка Городецкого района Нижегородской области: история промысла и современное состояние, проблемы, публикации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
625
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская традиционная глиняная игрушка / свистулька. / russian traditional clay toy / whistle.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Обоева Марианна Геннадиевна

Жбанниковская игрушка — один из старейших видов русской традиционной глиняной игрушки. Имя этот промысел получил по названию одной из гончарных деревень, но производство игрушек было налажено в разных деревнях одного района. Это не типическая ситуация для русской народной игрушки. Есть и другие значимые отличия. Существенной особенностью является наличие в старинных игрушках нескольких свистков внутри одной формы. Большинство жбанниковских игрушек имеет общую основу — трехопорной свистульки, но при этом промысел демонстрирует всё возможное разнообразие сюжетов и пластической вариативности основной формы. Как и любой другой народный промысел, городецкая керамическая игрушка самобытна и требует внимания и изучения специалистами. Однако в течение долгого времени специфическая литература игнорировала это явление или отводила ему второстепенную роль, если не считать нескольких отдельных статей и глав в обзорных публикациях о нижегородских промыслах. Только в последнее время появляются труды, детально описывающие историю и развитие промысла, среди них книга Л. А. Климовой «Городецкая глиняная игрушка» (Н. Новгород, 2013). Книга обладает рядом достоинств, но особенно важно то, что она содержит информацию более чем о пяти десятках мастеров. Это первая монография о городецкой глиняной игрушке. В настоящее время осуществляется деятельность по переработке издания — его редактирование, внесение дополнений и изменений. К сожалению, есть очевидные проблемы с презентацией жбанниковской игрушки в Городце, однако, чтобы сохранить ремесло, необходимо создать полноценную музейную экспозицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Zhbanikovskaya clay toy (Gorodetsky district of Nizhny Novgorod region): history and current state of folk craft, problems, publications

The Zhbanikovskaya toy is one of the oldest types of Russian traditional clay toys. The name of the craft is given by the name of one of the pottery villages, but the production of toys was established in a number of villages in one district. This is not a typical situation for Russian folk toys. There are other significant differences. An essential feature is the of several whistles inside one old toy. Most of the Zhbanikovskaya toys have a common basis — a whistle with three supports — but at the same time, the craft demonstrates all possible variety of types and plastic variability of the basic form. As in any other center for the production of clay plastics, the Gorodets ceramic toy is original and requires attention and study by specialists. However, for a long time specific literature ignored this craft or assigned it a secondary role, except for a few separate articles and chapters in review publications about Nizhny Novgorod handicrafts. Only recently there appeared works devoted to the history and development of craftsmanship, including a book by L. A. Klimova “Gorodets clay toy”. The book has a number of advantages, it is especially important that information is given about more than five dozen masters. This is the first monograph on the clay toy of Gorodez district. Currently, work is underway to edit, supplement and modify the publication, which requires processing. To preserve the craftplace, it is necessary to create a full-fledged museum exposition. At present, there are obvious problems with the display of a Zhbanikovskaya toy in Gorodets.

Текст научной работы на тему «Жбанниковские «дудки». Глиняная игрушка Городецкого района Нижегородской области: история промысла и современное состояние, проблемы, публикации»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10214 УДК 745 ББК 85.12

М. Г. Обоева (Москва)

Жбанниковские «дудки». Глиняная игрушка Городецкого района Нижегородской области: история промысла и современное состояние, проблемы, публикации

Жбанниковская глиняная игрушка в числе промыслов богатой художественными производствами Нижегородской земли стоит особняком. В первую очередь при упоминании области вспоминаются знаменитые промыслы деревянной токарной и топорной игрушки. Создается впечатление, что городецкая, федосеевская, полхов-майданская и другие игрушки заслонили и вытеснили из поля зрения спутницу гончарства — глиняную игрушку. В результате старинный промысел жбанниковской игрушки не входит в число самых известных в области и несправедливо выглядит малозначительным.

Несмотря на то что промысел назван по имени одной деревни Жбаннико-во, такие игрушки лепили во многих окрестных деревнях: Роймино, Рыжухино, Смиркино, Прокурино, Язвицы, Шадрино и др., — а заняты в промысле были десятки мастеров. По свидетельству В. А. Гуляева, в конце 6о-х гг. XX в.

<...> почти все местные жители в зимние месяцы заняты изготовлением немудреных свистулек, окрашенных эмалевой краской, с тыковкой [Гуляев 1968, 40].

Ситуация по-своему уникальная, когда целая группа деревень, даже не находящихся по соседству, производит один и тот же тип игрушки. Именно поэтому жбанниковскую игрушку называют также городецкой глиняной, ведь фактически эти свистульки принадлежат почти целому району.

Положение «второстепенности» этого промысла определено и тем, что исследователи уделяли ему очень мало внимания. Особенно это заметно на фоне многочисленных работ о соседних местах бытования деревянной игрушки, а также знаменитых нижегородских ремесел росписи по дереву, домовой резьбы, изготовления прялок, которым посвящено множество страниц.

В 1968 г. искусствовед Владимир Андреевич Гуляев, в то время аспирант НИИ художественной промышленности, совершил поездку в Городецкий район Горь-ковской области (ныне Нижегородская) для сбора материала об изготовлении глиняной игрушки. По итогам поездки была написана статья, напечатанная в журнале «Декоративное искусство СССР» за 1968 г., №5. Эту статью в авторитетном издании о народном гончарстве искусствовед А. Н. Фрумкин назвал первой публикацией, посвященной жбанниковской игрушке [НГР 1987, 93]. Однако это не совсем верно: на самом деле тексты об этом промысле начинают появляться в 1930-е гг. Свистулечникам Жбанникова посвящена небольшая (на полторы

IV всероссийский конгресс Фольклористов. том второй

страницы), но емкая глава книги Д. В. Прокопьева, дающая общее представление об особенностях лепки, раскраски, звучания игрушки [Прокопьев 1939]. При этом в словах А. Н. Фрумкина всё же есть доля правды: статья «Жбанниковские игрушки» — одна из редких, повествующих исключительно о городецкой глиняной пластике. Поэтому и названы городецкие свистульки в гуляевском тексте «малоизвестным народным промыслом» [Гуляев 1968, 40].

Характерно, что в издании «Игрушка Горьковского края. К первой Горьковской краевой конференции кустарей-игрушечников» (подготовлено к печати бригадой ВНИИ игрушки в составе И. А. Фильцера, Д. В. Прокопьева, А. В. Кожевникова, Загорск, 1933 г.) городецкая глиняная игрушка даже не упомянута, хотя в составе редакции есть имя главного исследователя промыслов Горьковской области — Дмитрия Васильевича Прокопьева (1902-1942).

Что же представляет собой жбанниковская игрушка? Время зарождения промысла точно не установлено, но есть сведения, что в середине XIX в. дудки — как называли здесь свистульки независимо от формы — уже лепили. Есть находки старинной игрушки, по форме очень схожей с современной, и в более ранних слоях. Форма-основа устоялась в промысле давно: силуэт игрушки можно вписать в треугольник, тулово всех свистулек одинаково — с опорой на свисток и две короткие ножки. Различаются сюжеты только моделировкой головы. Ряд традиционных персонажей ограничен и характерен для русской игрушки — это кони, петухи, коровы, бараны, утки, часто встречается в жбанниковской игрушке «птичка-пигала» (чибис).

Коллекционер Геннадий Блинов в своей книге «Чудо-кони, чудо-птицы» пишет:

Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке [Блинов 1977, 91].

Жбанниковская игрушка удивительно лаконична. И при этом есть возможности для выражения индивидуальности автора, стилистического своеобразия. Значительно расширили круг сюжетов, привнесли новые формы и новые пластические решения мастера Ларион Трифонович Потатуев и Степан Григорьевич Сироткин в 1920-1930-е гг. — талантливые гончары и игрушечники, которых можно назвать реформаторами промысла. Обладая прекрасным чувством формы, мастера могли сделать фигуры значительного размера — уже не игрушки, а практически скульптуры. Ларион Потатуев одним из первых стал лепить животных, поставленных на четыре ноги, а не на три опоры, как традиционно делалось в Жбанникове. Мастер создавал и игрушки на подставке, и жанровые сценки. Всё это вошло в обиход промысла, определило его путь развития.

Качеству звука, свиста жбанниковские игрушечники уделяли особое внимание. Исследователь Лидия Андреевна Климова описывает даже своеобразные соревнования по свисту, чтобы показать качество «дудок»:

<...> Во время ледохода <...> начиналось всё с того, что жители деревень Роймино, одна из которых относилась к Ковернинской, а другая — к Большепесошнинской волостям, пересвистывались с противоположных берегов [Климова, Усова 2013, 34].

Были мастера, умудрявшиеся наделить одну игрушку несколькими свистками:

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

Некоторые фигурки <Потатуева. — М. О.> снабжены пятью свистками и дудят, как говорится, и в хвост и в гриву [Прокопьев 1939, 147].

Антон Федорович Разгулов делал свистки не только в хвостовой части, но и «на рогах коровушек, барашков» [Климова, Усова 2013, 56]. По-разному звучат — смотря в какой свисток у одной и той же фигурки подуть — и игрушки Венедикта Степановича Сироткина (сына С. Г. Сироткина). Стоит отметить, что одновременное существование нескольких свистков в одной фигуре — редкость не только для русской игрушки. Многочисленные свистки могут дополнить игрушку, например, Италии или Майорки, но это свистки отдельно вылепленные и примазанные к основной форме, в то время как в городецкой глиняной пластике свистки находятся внутри фигуры, являясь ее частью.

Технология декорирования игрушек постепенно претерпевала изменения. Как и в большинстве русских игрушечных промыслов, производство игрушки первоначально было побочным продуктом гончарного промысла. Использовались и приемы гончарства, поэтому среди старинных свистулек встречаются те, что украшены глазурью или изменили цвет на черный в результате «томления». Однако сегодня мы знаем жбанниковскую игрушку как фигурку с фоновой окраской одного цвета, чаще черного, красного, бежевого или зеленого, по которой нанесен узор тыковкой. Раньше губкой-тычкой служила палочка, к которой прикреплялся высохший кусочек гриба-дождевика. Позже использовали поролон, губку, ткань или наносили эмалевую краску пальцем.

Краевед Д. В. Прокопьев поэтично описывает роспись игрушек:

Интересно смотреть на установленных на доске шоколадно-глиняных коньков — так стройно располагаются их ряды. Высушив дудки, их обжигают и окрашивают эмалевой краской, пестря ноздреватыми «дорожками» с помощью губки. Дудочников увлекает интересная расцветка изделий. Они сочетают черный фон с бело-зеленым кроплением, россыпью точек, полосок, пятен. Иногда берется бордовый, иногда желтоватый тон [Прокопьев 1939, 146].

В декоре жбанниковской игрушки с начала 1950-х гг. активно используется алюминиевая краска, которой выделяли детали — рога, носик, гриву, уздечку. Готовую игрушку покрывают масляным лаком.

Упомянутая здесь статья В. Гуляева заканчивается сообщением о проекте росписи игрушечного «белья» (свистульки без росписи) на фабрике «Хохломской художник». Сегодня у нас есть возможность увидеть, как этот проект реализовался: в середине 1950-х гг. в красильном цеху д. Кулигино начали расписывать жбан-никовские игрушки хохломским трафаретом, а с мая 1960 г. кулигинская артель «Красная Узола» присоединилась к бывшей промартели, ставшей фабрикой, — «Хохломской художник» в пос. Сёмино. В каталоге выставки 1987 г. видим реакцию на это изменение в жизни промысла:

В. Гуляев справедливо опасался осуществления проекта развития жбанниковского промысла под руководством семинской фабрики «Хохломской художник». Так и произошло. Уже почти 25 лет мастерицы готовят «белье», а расписывают игрушки хохломским трафаретом на фабрике. <...> Но, несмотря на это, творческий потенциал отдельных одаренных мастеров находит выход, и в конце концов их искусство получает заслуженное признание [НГР 1987, 98].

IV всероссийский конгресс фольклористов. том второй

Действительно, появление жбанниковских коней и баранов с хохломскими и городецкими узорами не привело к ожидаемому расцвету промысла, но и не было причиной непреодолимого упадка. Вернулась традиция, при которой игрушку лепит и расписывает один автор, а вместе с тем возродилось и разнообразие стилей и почерков в изготовлении игрушки. Хохломская травка и городецкие цветы дополнили палитру возможностей украшения фигурок, тем более что идея помещать на глиняные изделия роспись соседних Хохломы и Городца не так уж беспочвенна: в деревнях Савино и Репино Городецкого района существовало уникальное производство гончарной посуды и игрушек, на проолифленную форму которых наносился растительный орнамент.

Очень любопытны свистушки из д. Репино б. Нижегородского края. Сделанные из серой глины, они покрыты олифой, по которой золотом и красками расписаны растительным орнаментом, цветами и травами. Несколько таких игрушек есть в собрании этнографического отдела Государственного Русского музея в Ленинграде [Церетелли 1933, 180].

Это описание из книги Николая Церетелли «Русская крестьянская игрушка» и приведенная в ней же иллюстрация ясно дают понять, что перед нами принципы росписи, сходные с хохломскими традициями.

Те процессы, которые происходят в жбанниковской игрушке сегодня: нарушение канонов формообразования, привнесение немыслимых для русской традиционной игрушки сюжетов, вольное обращение с колоритом и деталировкой, — оставляют открытыми многие вопросы. Один из них — что хуже для традиции: добавление к тычковому орнаменту хохломских травинок или появление нехарактерных героев в жбанниковской свистулечной семье? Сегодня художники больше заботятся о привлекательности игрушки для непосвященного покупателя, давно отвыкшего от языка народного искусства. Современные керамисты не довольствуются только изображением обитателей крестьянского двора, им хочется попробовать представить в виде свистульки фантазийных персонажей. Нарушается даже один из ключевых принципов — незаимствования в игрушке сюжетов из домовой резьбы и росписи предметов быта. Вызывают тревогу жбанниковские грифоны, кони с крыльями, русалки. Происходит потеря лица промысла, народная игрушка всё больше становится рядом авторских разработок, присвоивших себе имя старинного ремесла.

Разрушение облика жбанниковской игрушки усиливается в связи с потерей стилеобразующего центра: в самом Жбанникове производство игрушки давно прекратилось. Горны засыпаны землей, в которой постоянно находят многочисленные образцы старых свистулек. Однако эти игрушки просто собираются, тщательная научная работа не ведется. В деревне сохранился семейный дом потомственной мастерицы Анны Фоминичны Терёшиной, но постоянно она проживает и работает в Нижнем Новгороде. К тому же игрушка Анны Фоминичны далека от образцов, оставленных ее знаменитыми предками: например, мастер любит наделять фигуру птицы хрупкими крыльями, что немыслимо для крестьянской игрушки.

Многие создатели игрушек стремятся следовать требованиям современного рынка и моды, удовлетворять желания посетителей нынешних ярмарок, отсюда и слишком яркие краски, и умильные мордочки, и даже мультипликационные персонажи. Вслед за игрушечниками начинают смущать нетребовательностью, всеядностью издания о местной народной игрушке последнего времени.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

В книге «Нижегородская игрушка» Натальи Квач и Сергея Квача в числе жбанни-ковских свистулек представлены утенок «Макряк», дракон, римский воин [Квач 2010, 60], в одной главе даны сведения и об аутентичном производстве, и об авторских керамических разработках, поделках низкого художественного уровня, детских кружковых работах, совершенно ничего общего не имеющих со старинными традициями.

К сожалению, смешение подлинного народного и авторского происходит и на страницах изданной в 2013 г. в Нижнем Новгороде книги «Городецкая глиняная игрушка» — первой монографии, посвященной жбанниковской игрушке, авторства краеведа Лидии Андреевны Климовой и ее дочери Елены Дмитриевны Усовой.

Книга выходила спешно, как пробное издание, отсюда и проблемы с оформлением, качеством фотографий, текст некоторых отрывков требует серьезной редактуры. Но даже при всех недостатках на фоне существующих источников о городецкой глиняной игрушке подобный труд о ней сложно переоценить. Среди главных достоинств этого издания стоит назвать подробный анализ свойств местной глины, их влияние на игрушечное дело, демонстрацию различий в технологии изготовления свистульки разными авторами, жизнеописания более чем 20 мастеров, чьи работы показаны в книге беспристрастно. Здесь описаны сюжеты, как основные, сложившиеся с течением времени, так и новаторские, причем отдельная часть повествует о местных, приузольских, мистических образах. Этими достоинствами книга сразу привлекла к себе внимание исследователей и коллекционеров, ее было решено переиздать с исправлениями и дополнениями. И эта работа сейчас ведется. Для полноценного переиздания, а также для определения стратегии развития экспозиции жбанниковской игрушки в Городце Л. А. Климовой в 2014 г. вместе с автором этой статьи были предприняты экспедиции в Жбанниково, Смиркино и Шадрино. Большую помощь в этом оказал Александр Федорович Баусов, руководитель Городецкого историко-художественного музейного комплекса.

Идея постоянной экспозиции жбанниковских «дудок» в Детском музее на Купеческой1 также принадлежит Лидии Андреевне Климовой, страстно влюбленной в нижегородское народное творчество и более 40 лет посвятившей краеведению. Л. А. Климова — почетный гражданин Городца, автор более 20 публикаций, связанных с народными промыслами, фольклором, краеведением Нижегородского края. Увлечение глиняной пластикой началось в 80-х гг. XX в., когда за юридической помощью к мужу Лидии Андреевны обратился потомственный мастер жбанниковской игрушки Венедикт Степанович Сироткин — чтобы с него сняли обвинение в тунеядстве (трагическая страница в истории отечественного народного искусства). В благодарность Венедикт Степанович оставил семье Климовых свои свистульки. С этого случая началась большая исследовательская работа Лидии Андреевны, последовали экспедиции и публикации, работа со школьниками в краеведческом кружке «Поиск». Несмотря на почтенный возраст (Лидия Андреевна родилась в 1932 г.), краевед посвящает много времени и сил формированию экспозиции музея. Эта экспозиция является насущной необходимостью Городца.

Народное искусство ценно именно сохранением традиций, преемственностью. Лицо этого промысла консервативно и архаично. Чтобы не потерять его, игру-

1 Детский музей на Купеческой, г. Городец, ул. Ленина, д.12. МБУК «Городецкий историко-ху-дожественный музейный комплекс».

шечникам необходимо постоянно сверяться с признанными образцами, с типическими примерами, отобранными историей. Поэтому так важны публикации этих образцов с описанием технологии создания, анализом стилевых особенностей старых мастеров. И конечно, обязательно нужно знакомиться непосредственно с игрушкой, что не заменит никакая подборка фотографий. В отсутствие доступного собрания традиционной игрушки современным людям сложно соотнести свои фантазии с принципами, выработанными за долгое время на этой земле. Работа экспозиционеров призвана показать логику развития промысла, дать ключи к пониманию, каким образом может происходить трансформация традиции без потери главного. Музей должен определить каждому явлению свое место, должен препятствовать тому, чтобы нововведения преподносились как аутентичная традиция, как вещи «от истоков».

Некоторым мастерам посчастливилось брать уроки у признанных народных умельцев. Но бывает, что художники «назначают» себе учителя из числа уже ушедших игрушечников. Такое «наставничество» требует многочасового изучения, наблюдения предметов, многократного копирования. Музей, с его коллекцией и научными работниками, по определению является незаменимым помощником в этом деле.

К сожалению, кроме хорошего собрания нижегородской игрушки Детскому музею на Купеческой похвастаться нечем. Нет ни концепции экспозиции, ни продуманного пути посетителя, когда экспозиция становится своеобразным текстом. Музей рассчитан не на научную работу и не на посещение керамистом-игрушечником в попытке разгадать секреты старинного мастерства, он выполняет скорее ознакомительные задачи. Занятия с детьми имеют функцию общего развития, воспитательную, обзорно-краеведческую. Небольшие возможности, которыми располагает музей, а также отсутствие специалистов по музейному планированию, экспозиционному проектированию и оформлению тем более заметны, что тема городецкой глиняной игрушки в других знаковых местных музейных учреждениях недостаточно хорошо представлена.

Коллекция Музея истории художественных промыслов Нижегородской области2 состоит из превосходных образцов, но исчерпывается одной витриной.

В краеведческом музее Городца3 керамика представлена скудно, а драгоценные кувшины-шутихи, описанные Д. В. Прокопьевым, находятся в запасниках в самом плачевном состоянии и многолетнем ожидании реставрации. А ведь именно этому музею логично было бы создать информативную демонстрацию с научной экспликацией местных традиционных скульптур, посуды и игрушек, а не Детскому музею с его специфической аудиторией и расчетом на занятия с игровыми элементами.

Сейчас, когда жбанниковская традиция готова раствориться в сувенирном китче и чересчур вольных интерпретациях, только серьезные шаги, такие как создание продуманной музейной экспозиции и настолько же выверенной монографии о глиняной игрушке Городецкого района, поможет жбанниковскому промыслу навсегда занять заслуженное место среди основных промыслов русской народной игрушки.

2 Музей истории художественных промыслов Нижегородской области. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д.43.

3 МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс». Городецкий краеведческий музей. Городец, ул. Ленина, д. 11.

декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла

ЛИТЕРАТУРА

Блинов 1977 — Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. М, 1977.

Гуляев 1968 — Гуляев В. А. Жбанниковские игрушки // Декоративное искусство СССР. 1968. №5. С. 40-41.

Квач 2010 — Квач Н. В., Квач С. И. Нижегородская игрушка. Н. Новгород, 2010.

Климова, Усова 2013 — Климова Л. А., Усова Е. Д. Городецкая глиняная игрушка. Н. Новгород, 2013.

НГР 1987 — Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения / Сост.

С. А. Барановская, М. А. Никитин, А. Н. Фрумкин. М., 1987. Прокопьев 1939 — Прокопьев Д. В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький, 1939. Церетелли 1933 — Церетелли Н. М. Русская крестьянская игрушка. М, 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.