«Свищи, поколе свищется»
Томан И.Б.
С 27 октября 2009 года по 23 января 2010 года в Москве в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации проходит выставка «Свистульки мира. История и современность». В ее экспозиции - игрушки из собраний М. Обоевой, И. Колке-ра, И. Быкова, К. Миронова и других коллекционеров, а также Музея глиняной игрушки «Забавушка».
О свистульках и свистулях
«Веселись, юноша, в юности своей», — советовал мудрый царь Израиля Соломон (Библия, Книга Екклесиаст, гл. 11). «Свищи поколе свищется», — вторит ему русская пословица. Правда, свой совет Соломон заканчивает предупреждением: «Только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Аналогично и в русской традиционной культуре отношение к свисту и свистунам было неоднозначным. С одной стороны, широкое распространение свистулек (они же свистки, свистелки, свистули, пищики и дудочки) свидетельствует о народной любви к ним, а, с другой стороны, свистуля — это не только синоним свистульки: этим ласковым словом называли в Архангельской губернии женщин легкого поведения. Свистушками называли (и называют сейчас) непоседливых девушек, а свистунами, сви-стелями, свистенями и свистягами — бездельников и гуляк, которым после того как они просви-стаются (то есть промотают все), остается только свистеть в кулак (или в ключ) и есть свистунью или свистуху (жидкую похлебку). Впрочем, жизнерадостные лентяи, которые свистулят или сви-стульничают — это отнюдь не горькие пьяницы.
Именно по способности свистеть русские люди безошибочно отличали пьяного от трезвого. «Хочешь узнать, не пьян ли, так вели свиснуть» — гласила народная мудрость.
Негативное отношение к свисту, отразившееся в языке и некоторых поверьях, отражает прежде всего влияние христианской церкви. Однако в языческой культуре, сосуществовавшей и пересекавшейся с христианской, свист, как и любой другой шум, воспринимался как защита от злых духов, привидений и прочих потусторонних сил. Таким образом, свистопляска — это отнюдь не пьяный шабаш, а очистительный ритуал. В.И. Даль сообщает, что жители Вятки устраивали свистопляску в четвертую субботу после Пасхи. Они собирались в овраге у часовни и свистели в глиняные свистульки в память об убитых ими по ошибке в XIV веке устюжанах, которых они пригласили в качестве союзников и приняли за врагов. Кроме того, свистопляской в Вятской губернии называли и праздник весны, которую встречали веселым свистом. Однако практически повсеместно существовал запрет на свист в доме. Объяснялось это по-разному. Одни утверждали, что свист крайне неприятен доброму домовому, который может обидеться и навсегда покинуть хозяев-свистунов; другие были убеждены в том, что свист отвращает лик Богородицы. Однако и в том, и в другом случае последствие одно и то же — бедность и запустение в доме.
Как видим, наивная, на первый взгляд, народная детская игрушка и нехитрый музыкальный инструмент незаметно уводят нас в глуби-
ну веков и открывают такие многоликие бездны традиционной культуры и истории, что дух захватывает.
Свистульки встречаются в самых разных концах земли. В каждом регионе они имеют свои особенности, однако некоторые повторяющиеся мотивы и, конечно же, любовь к свисту как таковому являются свидетельством некоего отдаленного родства всех народов. Неудивительно поэтому, что многие люди нашли свое призвание в коллекционировании свистулек, а в итальянском городе Чезена близ Виченцы есть даже целый музей, посвященный исключительно им.
Фонд народных художественных промыслов: история, современность и перспективы
Таким образом, первая московская международная выставка свистулек, организованная Фондом народных художественных промыслов Российской Федерации, — событие закономерное и давно назревшее. Впрочем, прежде чем поведать о представленных на выставке свистульках, расскажу о ее инициаторе и организаторе.
Мастерица
Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации был учрежден Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года №1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов». Фонд является некоммерческим са-мофинансируемым общественным объединением и распространяет свою деятельность на территории Российской Федерации, имея в настоящее время 48 региональных отделений.
Основные цели Фонда — содействие осуществлению государственной культурной политики, законодательству в области народного художественного творчества, проводимым мероприятиям по сохранению, возрождению, развитию и поддержке традиционных и оригинальных художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства народов России.
Среди его первоочередных задач — создание на базе Фонда и организация деятельности многопланового по функциям, современного по техническим возможностям культурного и делового Центра народных художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства; изучение культурно-бытовых особенностей населения российских регионов, городов и селений; сбор, хранение, изучение и систематизация исторических и этнографических материалов о быте, укладе жизни и нравах жителей России; формирование информационного банка данных; подготовка и издание каталогов, сборников, альбомов, буклетов, посвященных истории, этнографии, национальным традициям и творчеству мастеров и художников промыслов; тесное сотрудничество со средствами массовой информации в деле популяризации народного художественного творчества; содействие развитию и укреплению международного культурного и научного обмена в сфере сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства.
Фонд находится по адресу — Леонтьевский переулок, 7, в доме, построенном в начале ХХ века специально для Музея кустарных изделий (Кустарного музея).
Мастерица С.В. Ильина
История этого музея начинается с Всероссийской художественно -промышленной выставки 1882 года, на которой были представлены произведения народного искусства со всей страны. После закрытия предприниматель и меценат Сергей Тимофеевич Морозов приобрел ее экспонаты и передал их Музею кустарных изделий, созданному в 1885 году Московским губернским земством.
Первоначально он не имел своего помещения, но в 1902 году переехал в собственное здание, построенное в неорусском стиле по проекту С.У. Соловьева на средства С.Т. Морозова. В 1911 году оно было существенно расширено по проекту В.Н. Башкирова и А.Э. Эрихсона.
При Музее кустарных изделий существовали магазин, мастерские и музей образцов, так что он был не только хранилищем художественного наследия, но и способствовал развитию народных промыслов. Минуя перекупщиков, Музей приобретал изделия непосредственно у производителей, что позволяло продавать их по сравнительно доступным ценам; консультировал мастеров, помогал им улучшать качество продукции. С Музеем сотрудничали такие известные художники как А.М. Васнецов и С.В. Малютин, создававшие на основе древнерусских и народ-
ных традиций авторские работы, которые потом тиражировались в ремесленных мастерских.
По инициативе Николая Дмитриевича Бартрама, заведовавшего художественной частью Музея, была создана мастерская по изготовлению игрушек. Н.Д. Бартрам был знатоком и страстным коллекционером народных игрушек, которые он собирал во время своих многочисленных путешествий. По его инициативе в игрушечной мастерской изготовляли кукол в русских костюмах и костюмах народов России, благодаря чему детям прививался интерес к родной культуре и культуре других народов; устраивались выставки игрушек. Деятельность
Н.Д. Бартрама, направленная на повышение эстетического уровня игрушек, была, по мнению многих современников, весьма актуальна, поскольку в те времена качество большинства из них оставляло желать лучшего вследствие массового производства дешевой фабричной продукции. Как мы помним, Музей кустарных изделий не только хранил традиции, но и привносил в народное искусство новые образы и идеи. Именно здесь мастер В. Звездочкин изготовил по образцу японской традиционной куклы разъемную куклу Матрешку, вскоре ставшую одним из символов России. В 1918 году по инициативе Н.Д. Бартрама в Москве был создан Музей игрушки. Первоначально он находился в квартире коллекционера, но в 1924 году ему выделили один из лучших московских особняков — дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (где сейчас находится Музей А.С. Пушкина). Однако в конце 1920-х годов Музей перевели в Сергиев Посад, где он находится до сих пор. Несмотря на обширную и очень интересную экспозицию, посетителей там немного, ибо внимание туристов целиком и полностью «перевешивает» Троице-Сергиевская лавра.
Но вернемся к Кустарному музею. После революции он продолжал активную собирательскую и просветительскую деятельность. Так, он был одним из важнейших организаторов и экспонентов Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. В 1927 году на его базе была создана
Центральная научно-опытная станция, включавшая мастерские и экспозицию. В 1932 году ее преобразовали в Научно-экспериментальный кустарный институт, реорганизованный позднее в Научно-исследовательский институт художественной промышленности, при котором существовал и Музей, переименованный в Музей народного искусства. За годы Советской власти его сотрудниками была проведена огромная работа по комплектованию и изучению фондов, однако торговая деятельность с начала 1930-х годов фактически сошла на нет.
В 1981 году в Москве был создан Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3), а 5 августа 1999 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (№1232-р) Музей народного искусства вошел его состав. Так новый музей поглотил своего старшего собрата, что, кстати, явилось нарушением одного из важнейших пунктов уже упомянутого Указа Президента от 7 октября 1994 года «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов», где говорилось о необходимости сохранения Музея народного искусства в его историческом здании.
Мастерица Г.И. Арефьева
Впрочем, хочется надеяться, что Фонд народных художественных промыслов возродит прежние традиции, и дом в Леонтьевском переулке вновь станет центром сохранения традиций и созидания нового, местом, где сольются в гармонии ремесло и искусство, народное и индивидуальное, уважение к старине и порыв фантазии... Надо сказать, что основания для таких надежд есть, и одно из них — нынешняя выставка.
Первая московская международная выставка свистулек
Памятуя об уважении к старшим, свойственном любой традиционной культуре, следует прежде всего назвать древнейшие представленные на выставке свистульки. Они были найдены во время археологических раскопок в Москве, Ростове Великом и Рязани и датируются ХУ1—ХУ11 веками. Почтенным возрастом отличаются свистульки из Белгородской области (XVIII в.) и Болгарии (ХУШ—Х1Х вв.). Молдавский мастер Андрей Склифос сделал точные копии свистулек, которым более пяти тысяч лет. Их обнаружили близ села Кукутени в 12 километрах от румынского города Яссы. Среди них — миниатюрная повозочка, птички и какой-то пригорюнившийся длиннолицый мечтатель.
Большая часть экспозиции посвящена свистулькам второй половины ХХ века. В первом зале — российская свистулька, во втором — зарубежная. Здесь можно увидеть и традиционные свистульки, сделанные в соответствии со старинными образцами, и авторские работы, являющиеся результатом почти исключительно творческой фантазии художника, однако преобладают изделия, соединившие в своем облике древнее и новое, мастерство и вдохновение.
В первом зале были представлены изделия мастеров из различных центров народных промыслов. Среди них — Абашево (Чувашия), Дымково (Кировская область), Каргополь (Архангельская область), Кожля (Курская область), Рамонь (Воронежская область), Плеш-ково и Чернышино (Орловская область), Романово (Липецкая область), город Скопин и деревня Александро-Прасковьинка (Рязанская об-
ласть), Филимоново (Тульская область), Хлуд-нево (Калужская область) и другие. Свистульки самые разные и по звучанию, и по форме. Они и свистят, и дудят, и гудят, и даже гремят (в Хлуд-нево изготовляли свистульки, которые одно-
Свистулька. Белоруссия
временно служили погремушками; их называли грематухами), но ничто не сравнится с водяной свистулькой-соловьем. Перед тем как свистеть, в нее надо налить немного воды, и тогда звук получается, как у настоящего соловья!
Многие свистульки имеют форму птиц, и неудивительно. Свистя, человек уподобляется им, и это превращение — отнюдь не развлечение. Таким образом во многих селах на исходе зимы зазывали весну (в Архангельской области этот обряд назывался «закличка весны»), чтобы она поскорее пришла, привлеченная пением птиц.
Птица — один из символов жизненных сил и плодородия, но в разных регионах свои видовые предпочтения. Где-то любят соловьев, где-то — петухов да курочек, где-то — уточек (есть примета: «где утка шла, там рожь густа»), а вот в деревне Чернышино Орловской области признают только кукушку. Для чернышинцев это священная птица. По преданию, один из верховных языческих богов имел обыкновению превращаться в кукушку, которая вот уже много веков верно и преданно защищает людей и животных от всяческих бед. Обязательным подарком
на свадьбу являлась свистулька-кукушка, и никакой задней мысли насчет «матери-кукушки» здесь и в помине не было.
В Плешково (Орловская область) жениху и невесте дарили свистульку-оленя. Среди других встречающихся там животных можно еще назвать коня и петуха. Нередко они изображались в виде двухголового «тянитолкая», на котором восседает верховный бог Род и его супруга Роженица. Свистульки такой формы встречаются в самых разных концах земли, и символизируют они противоположные начала, являющиеся первоосновой мироздания: мужское и женское, светлое и темное, прошлое и будущее...
Нередко свистульки воплощали древнюю мечту об идеальном существе, воплощавшем звериную мощь и человеческий разум. Таким существом был полуконь-получеловек, которого древние греки называли кентавром, а кар-гопольцы — полканом. Фантастические образы довольно часто встречаются в свистулечном царстве, и подчас эти детские игрушки просто
Свистулька. Хлуднево
Свистулька. Дымково
и весело выражают мировоззренческие идеи, которым посвящены сотни философских трудов. Впрочем, не стоит всюду и везде искать глубокую идею: например, трехголовый конь — это упрощенное изображение тройки.
Филимоновские свистульки (Тульская область) отличаются яркостью красок и многочисленными любовными парочками, что свидетельствует о влиянии на этот промысел городской культуры. Нередко специфика игрушки определяется и свойствами местной глины. В Филимоново глина жидкая, и потому игрушки получаются вытянутыми; например, кони немного напоминают разноцветных жирафов.
Во втором зале представлены свистульки различных народов мира, которые отражают их мифологию, природу, национальный характер и традиции. Грациозные горные козочки с длинными шеями, среди которых попадаются и двухголовые «тянитолкаи» (Таджикистан); задумчивые серьезные обезьяны и грозные самодовольные драконы (Китай); древние кровожадные боги, скаляшие огромные зубы (Перу); бычки, готовые броситься на дерзкого тореадо-
ра (Испания); петух, несущий на своей широкой спине курочку с цыплятами (Италия); животные и люди, играющие на музыкальных инструментах (Украина); мужиковатые короли (Белоруссия); покачивающиеся в ритм морских волн всадники (Латвия); монументальные и статичные финские петухи...
Всех не перечислить, лучше приходите на выставку. Ведь свистульки — наши меньшие сестры, потому что и мы, и они сделаны из одного материала — глины. В преданиях почти всех народов, в том числе и в Библии, говорится о ней как о материале, из которого Бог создал человека, и это неспроста. Древняя притча повествует о том, что у Творца осталось немного глины, когда он закончил работу. «Подари мне счастье», — попросил человек. И тогда Бог протянул ему кусочек глины и сказал: «Счастье вылепи себе сам». И человек вылепил себе свистульку, которая радует и хранит его не одно тысячелетие. Впрочем, у Бога еще много глины, и каждый может смастерить из нее свою свистульку. И счастье в придачу.
Свистулька. Филимоново
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М., 1991. С.180-181.
2. Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999.
3. Официальный сайт Фонда народных художественных промыслов РФ — шшш. narprom.ru. Дата обращения — 27.10.2009.
Автор благодарит куратора выставки Оксану Кириллову за прекрасно проведенную экскурсию и консультации.
Свистулька. Майорка
Статья посвящена анализу проблем формирования и развития практикоориентированного профессионального образования в сфере сервиса и туризма. Автором отмечается исключительно важная роль профессионального образования, способного влиять на формирование новых направлений развития интеллектуального потенциала современного производства на основе использования возможностей обучающей организации, способной генерировать непрерывный процесс профессионального обучения и переподготовки кадров.
Ключевые слова: практикоориентированное образование, обучающая организация, профессиональное обучение, образовательная программа.
The article analyses the issues of developing practice-biased professional education in service and tourism. The authors highlight an extremely important role of professional education which can influence working out new ways of developing intellectual potential of modern industry on the basis of employing the potential of an educational institution which is able to generate the continuous process of professional education and re-training.
Key words: practice-biased education, educational institution, professional education, curriculum.
В век информатизации и жесткой конкуренции каждое предприятие любого вида бизнеса не может успешно развиваться, не инвестируя в знания. При этом формируется не только интеллектуальный капитал организации, что, несомненно, увеличивает ее стоимость, но и сама организация качественно преобразуется в так
Практикоориентированное обучение как ключевой фактор развития образования в сфере сервиса и туризма
Джанджугазова Е.А. Агамирова Е.В.
называемую обучающую организацию, способную генерировать новые знания, формировать умения и передавать навыки.
Термин «обучающая организация» впервые был сформулирован в 1990 году исследователем Питером Сейнджем и означает особый тип корпоративной культуры, в которой созданы условия для непрерывного процесса совершенствования на всех уровнях — от индивидуального до уровня всей организации. [2].
По сути — это культура обучения, которая предусматривает совершенствование индивидуального мастерства, получение новых знаний и навыков на основе создания условий для развития личности и обучению системному мышлению. Концепция обучающей организации, несомненно, требует новых подходов к профессиональному образованию, так как в условиях огромного потока информации и необычайно высокой скорости изменения знаний — неизбежно отставание, которое выражается в несоответствии между преподаваемыми и актуальными знаниями.
Совершенно очевидно, что образующийся пробел между транслируемым корпусом знаний и реально востребованным постоянно увеличивается, обрекая систему профессионального образования на хроническое отставание и отрыв от реальной практики. Однако система образования, как и любая система способна к саморегуляции и перенастройке на более эффективный путь развития и в частности в направлении практико-ориентированности. Следует отметить, что в этом случае особую роль играет дополнительное обра-