Научная статья на тему 'В гости к дымковской игрушке'

В гости к дымковской игрушке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2170
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА / ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЯТСКИЙ КРАЙ / NATIONAL ARTISTIC TRADE / DYMKOVO TOYS / EXCURSIONS / KIROV REGION / VYATKA LAND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Менчикова Надежда Николаевна

Статья посвящена известному традиционному вятскому промыслу дымковской игрушке, собранной в прекрасную коллекцию музея «Дымковская игрушка: история и современность». В работе раскрываются аспекты зарождения, развития и современного состояния промысла, приводится описание исторических изменений в технике исполнения игрушки. Характеризуется роль в развитии и сохранении промысла отдельных мастериц и подвижников. Статья иллюстрируется яркими образцами изделий промысла, приведены редкие архивные фотографии. Описывается исторический процесс возникновения промысла по изготовлению дымковской игрушки. Особое внимание в статье уделяется вопросам истории и особенностям коллекции музея, а также формам работы с посетителями экскурсантами и туристами разного возраста. Сегодня коллекция музея работает не только на жителей г. Кирова, но и на престиж всей Кировской области, на развитие туризма, формируя особый туристский бренд региона «Край дымковской игрушки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON A VISIT TO DYMKOVO TOYS

The article is devoted to the well-known traditional craft of Vyatka Dymkovo toys collected in the museum’s fine collection «Dymkovo Toys: Past and Present». The article discloses aspects of the origin, development and current state of the craft, describes the historical changes in technique of production the toys. The role in the development and preservation of individual craft of masters and devotees is characterized. The article is illustrated by vivid examples of craft products. The rare archival photographs are given in the work. The historical process of the appearance of the craft of production of Dymkovo toys is described. Special attention is paid to the history and characteristics of the museum’s collection, as well as forms of work with visitors sightseers and tourists of all ages. Today the museum’s collection works not only for dwellers of Kirov, but also for the whole prestige of the Kirov region. It promotes the development of tourism, and forms the special tourist brand of the region «The Land of Dymkovo toys».

Текст научной работы на тему «В гости к дымковской игрушке»

УДК 74.01/.09

DOI: 10.12737/14541

Менчикова Надежда Николаевна

Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (г. Киров, Российская Федерация); председатель правления; e-mail: [email protected]

В ГОСТИ К ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ

Статья посвящена известному традиционному вятскому промыслу - дымковской игрушке, собранной в прекрасную коллекцию музея «Дымковская игрушка: история и современность». В работе раскрываются аспекты зарождения, развития и современного состояния промысла, приводится описание исторических изменений в технике исполнения игрушки. Характеризуется роль в развитии и сохранении промысла отдельных мастериц и подвижников. Статья иллюстрируется яркими образцами изделий промысла, приведены редкие архивные фотографии. Описывается исторический процесс возникновения промысла по изготовлению дымковской игрушки. Особое внимание в статье уделяется вопросам истории и особенностям коллекции музея, а также формам работы с посетителями - экскурсантами и туристами разного возраста. Сегодня коллекция музея работает не только на жителей г. Кирова, но и на престиж всей Кировской области, на развитие туризма, формируя особый туристский бренд региона - «Край дымковской игрушки».

Ключевые слова: народно-художественный промысел, дымковская игрушка, экскурсионные программы, Кировская область, Вятский край.

Вятская земля сегодня для многих людей ассоциируется с родиной дымковской игрушки. Эта взаимосвязь «Киров - Вятка -слобода Дымково - глиняная игрушка» сложилась во вт. пол. XX в. Именно тогда промысел дымковской игрушки стал известен широким кругам общественности и любителям искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Огромное количество художественных выставок, масса различных публикаций в прессе, научных и научно-популярных изданиях, съемка сюжетов и фильмов о мастерицах сделали свое дело. К тому же, немалая часть выпускаемой продукции шла стабильно на экспорт в разные страны мира. К нач. 1990-х гг. единый коллектив мастериц составлял около 70 человек. Это были разные поколения, работающие в одном пятиэтажном здании, специально построенном для них в нач. 1980-х гг. Художественным фондом РСФСР. Здесь были предусмотрены большие светлые мастерские, глинник, помещение обжига с электропечами и сушильными шкафами, склад готовой продукции, упаковочная. Кроме того, в здании был открыт небольшой музей дымковской игрушки, выросший из ассортиментного кабинета организации, куда приходили

сами мастерицы, изучая традиции предшествующих поколений древнего промысла. Многочисленные почетные гости начинали знакомство с промыслом с посещения экспозиции этого музея. Находясь в системе Союза художников России, мастерицы организации испытывали всегда поддержку профессиональных мастеров живописи, графики, скульптуры. Не раз они сами, а также их игрушки, становились объектами изображения не только вятских, но и художников из других регионов страны.

Не секрет, что 1990-е годы многое изменили в жизни и судьбе наших художественных промыслов. Многие из них преобразовались в другие формы собственности, стали сами заботиться о своем сохранении и дальнейшем развитии. Наступил тяжелый период и для мастериц дымковской игрушки, длившийся несколько лет: не было заказов и зарплат, не было выставок. Тогда в 1992 г. по своей инициативе они создали организацию - Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», которая работает по настоящее время, неся ответственность за будущее

всего промысла. Именно здесь в последние шесть лет идет процесс обучения молодого поколения, передачи им знаний и опыта «из рук в руки».

Дымковская игрушка - известный традиционный вятский промысел, имеющий свою давнюю 400-летнюю историю, которую мы отсчитываем с момента упоминания в источниках слободы Дымково за рекой Вяткой. На протяжении XX в. промысел дымковской игрушки силами многих поколений мастериц сформировал свое стилистически узнаваемое лицо, богатый ассортимент изделий, интересный творческий коллектив. В последние годы промысел вновь очень востребован, его изделия вызывают интерес у разных людей и используются в качестве рукотворного сувенира, детской игрушки, декоративной скульптуры, предмета коллекционирования. Среди других вятских промыслов и ремесел, сохранившихся к нашему времени, дымковская игрушка по-прежнему является первой по своей уникальности, исторической значимости и высоким художественным достоинствам. Именно эта самобытность игрушки привлекает туристов, как одиночных, так и объединенных в группы. Для удобства посетителей, желающих глубоко познакомиться с промыслом, в последние годы были внесены изменения в структуру организации.

Так, в марте 2011 г. была открыта новая современная экспозиция музея «Дымковская игрушка: история и современность», расположенного в здании промысла (г. Киров, ул. Свободы, 67, 4 этаж). Благодаря гранту, предоставленному администрацией г. Кирова, была значительно увеличена экспозиционная площадь, а новое оборудование и освещение позволили по-новому взглянуть на историю промысла и его современное состояние. Большая интересная коллекция дымковской игрушки, одна из крупнейших в рамках города Кирова, которая пополняется, собирает и хранит архивное наследие промысла, получила, наконец, достойное место. Сейчас эта коллекция работает не только на жителей г. Кирова, но и на престиж всей Кировской области, на развитие туризма, раскрывая на высоком уровне

вятский бренд - дымковскую игрушку. Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла на протяжении ХХ в. до сегодняшнего дня. В залах показываются игрушки мастериц разных поколений, а также персональные и тематические выставки работ современных авторов. Музей стал местом просвещения, знакомства с историей и традициями известного промысла, как для местных жителей, так и гостей города и области. На экскурсию и встречу с мастерицей приходят группы детей из детских садов, школьные классы, приезжают туристические группы, делегации, иностранные гости.

У музея сложилась своя богатая история, которая имеет свое продолжение сегодня. Идея собирания коллекции игрушек принадлежит Е.А. Окишевой (1927-2007) -выпускнице Московского художественно-промышленного училища им. М.В. Калинина, главному художнику мастерских дымковской игрушки в 1957-68 гг. Она осваивала традиционные приемы лепки и росписи, создавала свои авторские работы, с которыми участвовала наряду с другими мастерицами в художественных выставках. В этот сложный период смены поколений в промысле дымковской игрушки Евгения Алексеевна организовала массовый прием учеников - 18 человек «со стороны», поэтому обучение пришлось вести с азов. Для их подготовки Е. Окише-ва привлекла старших потомственных мастериц - З.Ф. Безденежных, Е.З. Кошкину, Л.Н. Никулину, З.В. Пенкину, а сама читала ученицам лекции о народном творчестве, водила в музеи, стремясь расширить их кругозор, учила делать зарисовки старых игрушек. Результатом этой работы стала целая плеяда талантливых мастериц, таких как Г.И. Баранова, А.И. Ворожцова, Л.А. Иванова, В.П. Племянникова, А.Ф. По-пыванова, Н.П. Трухина, Л.С. Фалалеева, Н.Н. Суханова, Н.П. Борнякова и другие. Сейчас эти имена представлены в музее.

Одной из важнейших заслуг Е.А. Оки-шевой является создание собственного музея в промысле дымковской игрушки. Она собирала биографические сведения о мастерицах разных поколений, давала характеристику их творчеству. В то время

Рис. 1 - А.И. Деньшин и мастерица Е.А. Кошкина (1930-40-е гг.) и работаЛ.Н. Никулиной «Композиция «Дед Мороз» (кон. 1950-х гг.)

музей только начал формироваться как ассортиментный кабинет промысла. Эта работа началась в конце 1950-х гг. в мастерской, расположенной в Доме художника (г. Киров, ул. Свободы, д. 65). Сначала коллекция имела вид нескольких полок на стеллаже. Эти образцы Е.А. Окишева давала молодым мастерицам на копирование.

Огромное значение музею придавали опекавшие промысел вятские художники. Так, кировский скульптор М.М. Кошкин (1907-84), много сделавший для сохранения дымковской игрушки, очень любил работы потомственной мастерицы Л.Н. Никулиной (1906-61). Он видел в этих образцах малой пластики непосредственность образов,

ценил умение передавать движение в статике, восхищался характером ее лепного декора. После смерти мастерицы, в 1962 г. М.М. Кошкин способствовал тому, чтобы все оставшиеся ее игрушки были куплены у родственников в музей промысла. Благодаря этому решению здесь находится самая крупная в городе коллекция работ (более 60 штук) этой потомственной мастерицы, племянницы Е.И. Пенкиной (1882-1948).

В 1964 г. уходит из жизни еще одна потомственная мастерица - З.Ф. Безденежных (1901-64), дочь Е.А. Кошкиной (1871-1953). В те годы дымковские мастерицы, жившие в слободе, уже не продавали сами свои изделия, а сдавали игрушку на художествен-

Рис. 2 - З.Ф. Безденежных за работой в окне собственного дома в слободе Дымково (1960-е гг.) и ее авторская игрушка «Няня с детьми» (1964 г.)

Рис. 3 - Игрушки, изготовленные мастером З.В. Пенкиной в период 1970-х гг.: а)«Иван-царевич и Жар-птица»; б)«Многодетная мать», в)«Стенька Разин»

ный совет в Доме художника. Им нужно было преодолевать ежемесячно один и тот же непростой маршрут: переправиться через реку Вятку на лодке или пароме летом, по льду зимой, а затем подняться вверх по длинному и крутому Раздерихинскому оврагу. При этом они несли в больших корзинах игрушки, сделанные «на сдачу», то есть на просмотр и оценку художественного совета. В последний день своей жизни Зиновия Федоровна Безденежных принесла и расставила полный стол игрушки, но сдать ее не успела. Вся эта уникальная коллекция попала в музей промысла.

В собрании музея представляет интерес небольшая, но очень интересная коллекция игрушек мастерицы Е.И. Косс-Деньшиной (1901-79). Она наглядно демонстрирует период поисков в 1950-х гг. изменений технологии дымковской игрушки в сторону большей прочности и практичности. Архивы говорят, что непонимание основ народного искусства чуть не привело к нарушению их традиционной технологии. В этом процессе практически участвовала мастерица Е. И. Косс-Деньшина. В нач. 1956 г. она была командирована Правлением Кировского Союза художников на Гжельский керамический завод, где пыталась изучить технологии улучшения прочности основы и окраски игрушки способами, обычными для керамики (ангобы и глазури). Эти образцы поливных «дымковских» игрушек разного ассортимента также представлены в собрании музея.

В 1970-1980-е гг. музей пополнялся работами мастериц следующих поколений, пришедших в промысел в 1950-70-е гг. Это

были закупки с разных выставок в рамках города и за пределами области. Музей, благодаря поддержке художников, пополнялся за счет местного бюджета и средств Министерства культуры РСФСР. Практически каждая мастерица, работавшая в организации в то время, была представлена в музейном собрании. Мастер участка дымковской игрушки А.М. Трефилова (1949-94) сделала впервые описи всей игрушки, разобрала коллекцию по мастерам.

В 1981 г. с введением в строй нового здания для мастериц дымковской игрушки (г. Киров, ул. Свободы, д. 67) для музея было выделено помещение, состоящее из двух небольших залов. Лучшие работы были выставлены в постоянную экспозицию. Кроме того, в собрании музея все эти годы комплектовались ценные коллекции выставочных афиш, подарков промыслу, глиняных игрушек других центров, архив фотографий и документов [2].

Одной из важнейших частей экспозиции музея является большая настенная роспись известного вятского живописца-монументалиста, народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств В.Г. Харлова, раскрывающая в лаконичной форме историю дымковского промысла, показывающая портреты известных мастериц, а также значение промысла в вятской культуре (рис. 4).

Тематические выставки дымковской игрушки, открытые в музее за последние пять лет, объединяют как музейные экспонаты, так и творческие работы современных мастериц. Можно назвать такие

Рис. 4 - «Молодое поколение мастериц». Фрагмент росписи В.Г. Харлова

выставочные проекты, как юбилейная персональная выставка Н.П. Борняковой, выставки «В гостях у сказки», «Праздники на Вятке», «Зимушка-зима», «Миниатюра в дымковской игрушке», «Жизнь, отданная творчеству», «Вспоминая вятскую Свистунью...» и многие другие. Эти же выставки становятся постоянным источником пополнения музейного собрания.

В 2012 г. была создана виртуальная экскурсия по зданию промысла «Дом, где рождается дымковская игрушка», в которой есть место и рассказу о музее. Кроме того, в настоящее время завершилась работа над каталогом коллекции дымковской игрушки музея промысла, который вышел из печати. Данное издание является первым опытом научного изучения коллекции, составления краткого описания игрушек, их размера и степени сохранности.

Таким образом, в настоящее время музей «Дымковская игрушка: история и современность» решает для жизни промысла несколько задач. Он не только пропагандирует историю и современное состояние организации, создавая ей положительный имидж, но и рассказывает о творчестве конкретных мастериц, готовит почву для будущего. Он помогает осваивать традиции молодым мастерицам, пришедшим работать в организацию. Музей воспитывает новые поколения будущих мастериц и ценителей игрушки, а также изучает, собирает и хранит историю промысла в виде музейных предметов. Этот ежедневный труд музея - важная составляющая в сохранении и развитии промысла дымковской игрушки в будущем.

Помимо экскурсии, огромный восторг посетителей музея, как детей, так

Рис. 5 - Встречи с мастерицами (мастер-классы) в музее дымковского промысла

Рис. 6 - Занятия для детей в «Студии ремесел»

и взрослых, всегда вызывает одна из интереснейших форм работы - это «встреча с мастерицей». На глазах каждого происходит настоящее чудо: рождение в руках опытной мастерицы из куска красной глины фигурки то задиристого петушка с крыльями-оборками, то горделивой нарядной барыни с веером. Неторопливый рассказ мастерицы, комментирующий процесс лепки или росписи, раскрывающий секреты технологической цепочки в создании игрушки, помогает сделать каждого человека сопричастным к творчеству (рис. 5).

Гости, желающие самостоятельно попробовать процесс лепки игрушки, заказывают занятие в Студии ремёсел рядом с музеем на одном этаже. Под руководством опытного наставника гости самостоятельно лепят простые игрушки, которые забирают с собой на память. Таким образом, все знания, полученные в музее, закрепляются на практике. По этой проверенной временем системе «рассказ экскурсовода в музее -

встреча с мастерицей - практическое занятие в Студии ремесел» (рис. 6) встречаются любые группы, независимо от возраста и количества людей. Только от их желания и возможностей зависит выбор маршрута, его информационная насыщенность и практическая сложность. В самом конце пребывания в месте бытования промысла экскурсанты и туристы, знающие теперь толк в игрушке, отправляются за покупками в магазин. Огромный ассортимент изделий позволяет каждому сделать выбор на свой вкус и кошелек. Приятной особенностью магазина является лучший в городе выбор литературы по дымковской игрушке, мелкой сувенирной продукции и фирменных коробок для упаковки изделий.

Без сомнения, в дальнейшем для погружения в историю промысла очень важно осмотреть с гидом или самостоятельно старую часть города с выходом на набережную р. Вятки, откуда открывается панорамный вид на слободу Дымково (рис. 7).

Рис. 7 - Вид на слободу Дымково с набережной левого берега р. Вятки, г. Киров

Рис. 8 - Фотография фрагмента издания А.И. Деньшина «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917)

Разглядывая голубые дали, в памяти вплывают картины истории промысла. Считается, что он возник в XVI-XVII вв. в слободе на низком правом берегу р. Вятки возле г. Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки (Никулины, Пен-кины, Кошкины и др.), каждая из которых имела свои особенности в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать. В самой слободе в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользовавшихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (18531938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

В этот момент решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей

Иванович Деньшин (1893-1948). С 15-ти лет он увлекся творчеством малограмотных мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство. После революции 1917 г. А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но и зарисовки игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников (рис. 8). Эти зарисовки А.И. Деньшина с несуществующих уже игрушек стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений. Облик слободы Дымково, конечно, изменился от времени, но среди современных особнячков встречаются еще старые дома постройки XIX в.

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовый мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи - сви-

стопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раз-дерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки. Будучи очевидцем, писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зве-

ря или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят... Этот блеск и свист сначала озадачивает, а потом поднимает на воздух - и так путешествуешь до вечера, а ночью в глазах и ушах стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник «Свистунья». В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста» [1].

К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х гг., утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ - нач. XXI вв.

Место проведения ярмарки у Разде-рихинского оврага сохранилось, там же стоит восстановленная несколько лет назад часовня. А поминальный крест XVI в. можно увидеть в экспозиции Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.

История дымковского промысла имеет немало «белых пятен», вызывает интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игруш-

Рис. 9 - Технологический процесс изготовления дымковской игрушки: а) лепка; б) сушка; в) обжиг в электропечи; г) беление; д) роспись; е) декорирование поталью

ки, ее неувядаемой красоты и глубины?».

Конечно, время внесло свои коррективы в традиционную технологию изготовления дымковской игрушки. Основная последовательная цепочка в создании игрушки - подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом (рис. 9) - осталась в принципе неизменной. Однако, современная мастерица не занимается подготовкой основного материала для своей работы - глины. Она не копает ее, не месит и не очищает от примесей. Все это делают машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, и глина поступает в дымковский промысел уже подготовленной для работы, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 кг. Кроме того, изменился состав побелки. До сер. ХХ в. дымковские мастерицы использовали мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления игрушки используется химический состав, который наносится кистью. Высушенную игрушку мастерица закладывает на обжиг в общие электропечи под контролем специалиста, где температура достигает почти 1000 градусов.

В течение века не раз менялись краски для росписи: от самодельных (пигмент с яйцом и водой) до фабричных (казеино-во-масляная и поливинилацетатная темпера, гуашь), в состав которых по-прежнему добавлялось яйцо. С появлением не так давно новых акриловых красок, ярких по цвету и стойких, многие мастерицы заменили ими не прочные традиционные кра-

ски «фуксин» (малиновый) и «розовку», а некоторые взяли в свою палитру и другие цвета. Кроме того, в течение ХХ в. не раз происходила замена потали (сплав меди и цинка) на сусальное золото. Сейчас оба этих материала в арсенале мастериц. Все эти новшества каждый раз требовали корректировки в целом цветовой гаммы на игрушке каждой мастерицы, менялась ее фактура. Современные фабричные кисти разного размера и качества волоса позволили мастерице усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями (точки, штрихи, прямые и волнистые линии), играя порой отрицательную роль в его перенасыщении и измельчении. Таким образом, мастерица освобождается от всех не творческих процессов, выполняемых другими людьми, отдавая все свое время непосредственно искусству создания дымковской игрушки, а, значит, творчеству [3].

На протяжении ХХ в. произошли очень большие изменения в ассортименте изготовляемых игрушек. Современную игрушку можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски. Помимо традиционной одиночной фигурки (барыня, мужичок, птица, животное, свистулька) большое распространение с 1920-х гг. получила небольшая композиция, где соединяются более 2-х фигур по замыслу, объединенные порой общим основанием - «блинчиком». Кроме того, композиция может состоять из наборов игрушек, где сохранилось, но в изменен-

Рис. 10 - Экспозиция музея «Дымковская игрушка: история и современность»

ном варианте, исконное игровое начало: возможность переставлять фигурки людей, животных, деревья, внося личные изменения каждый раз в смысл сцены.

Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. В настоящий момент можно выделить несколько основных тем, распространенных в дымковской игрушке. Это историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки) темы, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Все это тематическое разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.

Современный зритель, покупатель, турист, очень разный по своему уровню понимания народного искусства, требует и разную игрушку. Спектр этих требований широк: от незамысловатого вкуса простого человека до интеллектуала-знатока, погруженного в историю промысла и традиции, умеющего оценить художественные достоинства и недостатки работы мастерицы.

Каждая современная мастерица - это уникальная творческая личность, художник, в игрушке которой собран исторический, культурный, художественный и личный жизненный опыт. Это образованный

человек, имеющий порой специальное художественное образование, самостоятельно изучающий законы композиции и колористики. Каждая мастерица знает и постоянно изучает игрушки своих предшественниц, историю промысла, своего города, посещает выставки изобразительного искусства, знакома с другими формами русского народного искусства. Мастерица тонко чувствует природу и использует это в образном строе своих игрушек через лепную форму и цветовую гамму. Свою задумку она часто воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, - это создание художественного образа, наиболее полно выражающего ее замысел.

Почти сто лет назад краевед Всеволод Лебедев в книге «Вятские записки» на свой вопрос дал вариант ответа, который актуален до сих пор: «Что привезти из Вятки в столицу? Берестяной бурачок, пахнущий деревом, да куклу (дымковскую), что светит и блестит, так блестит и светит, что в разговоре при ней слово бранное побоишься сказать, ведь за стеклом она красавица... Стоит как гостья и держись при ней чище и прямее.» [1].

Вот так и разъезжаются дымковские игрушки, как маленькая часть вятской земли, по городам и весям матушки России да в иные страны ближние и дальние, заморские.

Список источников:

1. Лебедев В.В. Вятские записки. Киров: Кировское книжное издательство, 1957. 175 с.

2. Менчикова Н.Н. Чудо глиняное, дымковское... / Каталог коллекции дымковской игрушки музея. Киров, 2015. С. 5-11.

3. Менчикова Н.Н. Игрушка Дымковской слободы / Самые красивые и знаменитые русские художественные промыслы. М., 2009. С. 76-81.

Nadezhda N. Menchikova

Kirov city branch of the Russia creative public organization «Union of Russian Artists» (Kirov, Russia); Chairman of the Board

ON A VISIT TO DYMKOVO TOYS

The article is devoted to the well-known traditional craft of Vyatka - Dymkovo toys collected in the museum's fine collection «Dymkovo Toys: Past and Present». The article discloses aspects of the origin, development and current state of the craft, describes the historical changes in technique of production the toys. The role in the development and preservation

of individual craft of masters and devotees is characterized. The article is illustrated by vivid examples of craft products. The rare archival photographs are given in the work. The historical process of the appearance of the craft of production of Dymkovo toys is described. Special attention is paid to the history and characteristics of the museum's collection, as well as forms of work with visitors - sightseers and tourists of all ages. Today the museum's collection works not only for dwellers of Kirov, but also for the whole prestige of the Kirov region. It promotes the development of tourism, and forms the special tourist brand of the region - «The Land of Dymkovo toys». Keywords: national artistic trade, Dymkovo toys, excursions, Kirov region, Vyatka Land.

References:

1. Lebedev V.V. Vjatskie zapiski [Vyatka note]. Kirov: Kirov publishing house, 1957. 175 p.

2. Menchikova N.N. Chudo glinjanoe, dymkovskoe... [Miracle clay, Dymkovo ...] / Katalog kollekcii muzeja dymkovskoj igrushki [Collection catalog Dymkovo Toys Museum]. Kirov, 2015. PP. 5—11.

3. Menchikova N.N. Igrushka Dymkovskoj slobody [Toys Dymkovo settlement] / Samye krasivye i znamenitye russkie hudozhestvennye promysly [The most beautiful and famous Russian arts and crafts]. Moscow, 2009. PP. 76-81.

Рис. 11 - Изделия мастериц кон. 1970-х гг.: а - Н.П. Борнякова «Чаепитие. Большая семья»; б - А.Д. Видякина «Маша и медведь»; в - В.П. Красикова «Индюк»; г - В.П. Красикова «Нарядная барыня с зонтиком»; д - Е.А. Смирнова «Зимняя прогулка»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.