Научная статья на тему 'Особенности прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с федеральным законом № 197-ФЗ'

Особенности прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с федеральным законом № 197-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1657
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИК / СЛУЖБА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ОСОБЕННОСТИ / ГРАЖДАНИН РФ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / PENAL SYSTEM / EMPLOYEE / SERVICE / LEGAL / SOCIAL GUARANTEES / FEATURES / CITIZEN OF THE RF / IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Дмитрий Эдуардович, Мкртчян Оганнес Давитович

В статье изучаются особенности прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"». Авторами исследуются принципы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, положения, благодаря которым реализуются данные принципы, а также нормы, касающиеся правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы. В статье особое внимание уделяется ограничениям и запретам, связанным с принятием на службу. Подробно рассматривается понятие «контракт», особенности его заключения, продления и основания для прекращения его действия. Изучается такое понятие, как испытательный срок, выясняется, от чего зависит его продолжительность. Рассматриваются социальные гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что изучаемый закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические начала прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а также определяет правоотношения, которые возникают при поступлении граждан Российской Федерации на службу в УИС, и гарантии социальной защиты сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марченко Дмитрий Эдуардович, Мкртчян Оганнес Давитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE RUSSIAN PENAL SERVICE IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL LAW № 197

In the article, the authors study the features of service by employees of the criminal Executive system in accordance with the Federal law of 19.07.2018, no. 197-ФЗ «On service in the penitentiary system of the Russian Federation and on introducing amendments to Russian Federation Law "On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment"». The authors study the principles of service in the criminal Executive system, as well as study the provisions by which these principles are implemented. The norms concerning the legal status of an employee of the criminal Executive system are being studied. In the article special attention is paid to the limitations and prohibitions associated with the adoption of the service. The concept of a «contract» is considered in detail, as well as the specifics of its conclusion, extension, and grounds for termination. The authors study such a concept as a probation period, and find out what determines its duration. Social guarantees of employees of the criminal Executive system are considered. In this study, the authors conclude that the study of the law establishes the legal, organizational and financial-economic start of the service in criminally-Executive system, and also determines such legal relations that arise when the citizens of the Russian Federation entered the service in the penal system, consequently become employees of the UIS and receive guarantees of social protection.

Текст научной работы на тему «Особенности прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с федеральным законом № 197-ФЗ»

ВЕСТНИК СЮИ

сведениям, которые составляют государственную тайну; состояние здоровья не отвечает требованиям прохождения службы в УИС. Также запрещается прохождение службы, если сотрудник решил выйти из гражданства, стал гражданином другой страны (двойное гражданство) или представил ложные сведения.

Стоит отметить, что рассматриваемый закон учитывает нормы ранее принятых нормативных актов. К ним относятся Федеральные законы № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3], а также № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [4], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, которые препятствуют прохождению службы.

Ответственность сотрудника регламентирована нормами ст. 15 ФЗ «О службе». Сотрудник может нести уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность в зависимости от правонарушения, которое он совершил.

В законе закреплены нормы, определяющие правила приема на службу в уголовно-исполнительную систему. Сотрудником может быть лицо, которое достигло возраста 18 лет. Главным принципом приема на службу является равенство граждан по половому, расовому, национальному признакам, происхождению и материальному положению и т. д. Курсанты, которые зачислены в образовательную организацию уголовно-исполнительной системы наравне со всеми, являются сотрудниками, приобретают все права и обязанности, закрепленные в законе.

В ФЗ «О службе» устанавливается предельный возраст приема на службу в УИС: гражданину РФ должно быть не более 40 лет, а при приеме на службу в образовательную организацию высшего учебного заведения - не более 25 лет.

Все сотрудники при поступлении на службу в УИС заключают контракт - письменное соглашение между руководителями федерального органа УИС и гражданином (сотрудником) о прохождении службы в УИС. Впервые в законе закреплен приоритет бессрочных контрактов над срочными контрактами. Срочные контракты заключаются только в указанных в законе случаях. Это значит, что большинство сотрудников будут проходить службу на основе бессрочных контрактов, и их аттестация не будет связана с его перезаключением. На основании контракта сотрудник своевременно получает денежное довольствие, которое гарантировано законом, а также имеет право воспользоваться социальными гарантиями.

Гражданин обязан соблюдать условия контракта и при его заключении должен действовать в соответствии с должностной инструкцией и законодательством РФ, добросовестно неся службу в УИС. Поступивший на службу гражданин заключает свой первый контракт на срочной основе. С рядовым составом и младшим начальствующим составом контракт заключается на 3 года, для среднего и старшего состава - на 5 лет;

Контракт прекращает свое действие в случае, если: сотрудник уволился, наступила смерть сотрудника, сотрудник считается без вести пропавшим, заключен новый контракт.

Срочный контракт также заключается с курсантами, которые поступили на очное отделенье в высшее образовательное учреждение УИС, на период отсутствия основного работника (по болезни или в отпуске по уходу за ребенком); по желанию сотрудника, который решил вновь пройти службу по срочному контракту; с сотрудником, где замещаемая должность назначается Президентом РФ; с сотрудником, который достиг предельного возраста для прохождения службы в УИС; с сотрудником, который является руководителем (начальником) на период замещения; с сотрудником, претендующим на замещение должности педагогического работника высшего образовательного учреждения УИС.

В контракте содержатся требования к прохождению службы, социальные гарантии, которые положены сотруднику УИС, а также следующие условия:

- неразглашение сведений, которые составляют государственную тайну или тайну, которая охраняется государством;

- обязательность прохождения службы в УИС после окончания обучения в высшем учебном заведении УИС;

- иные условия, которые не могут ухудшить положение сотрудника УИС.

По соглашению сторон в письменной форме могут быть изменены условия контракта. В контракте дополнительно прописывается ответственность сторон за неисполнение служебных обязанностей и иных прописанных в законе положений. Как уже было сказано, контракт должен быть заключен в письменной форме и в двух экземплярах, которые выдаются на руки обеим сторонам.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

При поступлении на службу в УИС для сотрудника устанавливается испытательный срок, регулируемый ст. 24 ФЗ «О службе». Испытательный срок для сотрудника, не претендующего на должность руководителя, составляет от 2 до 6 месяцев. Во время испытательного срока для сотрудника устанавливается ряд ограничений, в том числе на ношение и хранение огнестрельного оружия. В период испытательного срока сотрудник проходит индивидуальное обучение по месту службы. Это позволяет подготовить и адаптировать сотрудника к несению службы. За 14 дней до окончания испытательного срока составляется заключение. В заключении отражается решение о прохождении или не прохождении испытания.

В соответствии с заключением сотруднику либо присваивается специальное звание, либо принимается решение о расторжении контракта. В испытательный срок не засчитывается временная нетрудоспособность сотрудника. Испытание может не устанавливаться для граждан, которые:

- претендуют на руководящую должность;

- поступают в высшие учебные заведения уголовно-исполнительной системы на очную форму обучения;

- прошли конкурсный отбор.

Назначение на должность проводится руководителями федерального органа УИС за исключением должностей, назначение на которые осуществляется Президентом РФ. Граждане РФ, которые поступают на службу вновь, должны принять присягу, после чего становятся полноправными сотрудниками УИС.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы в соответствии с действующем законом получают определенные социальные гарантии, в том числе [2]: право на санитарно-курортное лечение, право на денежную компенсацию за поднаем жилья, меры социальной поддержки семей, страховые гарантии и т. д.

Таким образом, в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы кадровая политика ФСИН России нацелена на сохранение и укрепление кадрового потенциала УИС. Это видно из положений нового закона и закрепленных в нем социальных гарантий. Проведенный анализ закона позволил прийти к выводу, что сотрудник получил достаточно прав и гарантий для эффективного выполнения своих обязанностей. Стоит отметить, что закон впервые на столь высоком уровне систематизировал нормы права, устанавливающие правовое положение сотрудника УИС.

Библиографический список

1. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.11.2019).

2. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.11.2019).

3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 251-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.11.2019).

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 99-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.11.2019).

References

1. О sluzhbe V ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»: Federal'nyj zakon ot 19.07.2018, no. 197-FZ [On service in the penitentiary system of the Russian Federation and on introducing amendments to Russian Federation Law

BECTHHK CtOH

«On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment»: Federal Law from 19.07.2018, no. 197-03]. SPS «Konsultant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 26.11.2019) [in Russian].

2. O social'nyh garantiyah sotrudnikam nekotoryh federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.12.2012, no. 283-FZ [On social guarantees for employees of certain Federal Executive bodies and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law from 30.12.2012, no. 283-03]. SPS «Konsultant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 26.11.2019) [in Russian],

3. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon ot 25.12.2008, no. 273-FZ (v red. Feder-al'nogo zakona ot 26.07.2019, no. 251-FZ) [On combating corruption: Federal Law from 25.12.2008, no. 273-03 (as amended by Federal Law from 26.07.2019, no. 251-03)]. SPS «Konsultant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 30.11.2019) [in Russian],

4. O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2004, no. № 79-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 01.05.2019, no. 99-FZ) [About the state civil service of the Russian Federation: Federal Law from 27.07.2004, no. 79-FZ 03 (as amended by Federal Law from 01.05.2019, no. 99-03]. SPS «Konsultant Pljus» \SI'S Consultant Plus] (Accessed: 26.11.2019) [in Russian],

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.021 УДК 343.35

Чупилкина Айгуль Фаридовна

кандидат юридических наук,

врио заведующего кафедры профессиональных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Шабаева Дина Халитовна

студентка 4 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Aygul F. Chupilkina

Candidate of Law,

Acting Head of the Department of Professional Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Dina K. Shabaeva

4 year student,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ПРАВОСОЗНАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация. Многие исследователи объясняют неэффективность современных антикоррупционных мер России сложившимися у российского народа историческими коррупционными традициями. Однако необходимо отметить, что стабильность существования и развития коррупции зависит еще и от иных факторов, одним из которых является несовершенство национальной антикоррупционной политики и практики борьбы с данным видом преступности.

В настоящее время коррупция представляет собой глобальную проблему, препятствующую реализации социально-экономических и политических стратегий развития государства. Широкое распространение коррупционной преступности в России обуславливает интерес к вопросам, касающимся механизмов противодействия данному общественно опасному проявлению жизни социума. Авторы, ссылаясь на показатели анализа международного независимого исследования, отмечают неэффективность антикоррупционной политики в Российской Федерации. Подчеркивая особую значимость уровня гражданского правосознания и степени содействия гражданского общества правоохранительным органам в реализации механизмов противодействия коррупции, они предлагают некоторые пути их совершенствования. Так, по мнению авторов, урегулирование существующих практико-правовых вопросов, касающихся антикоррупционной борьбы, возможно посредством повышения общественной заинтересованности в исчезновении данного вида преступления.

Ключевые слова: коррупционная преступность, коррупция, антикоррупционное правосознание, гражданское общество, механизмы противодействия коррупции.

LEGAL CONSCIOUSNEESS OF CIVIL SOCIETY AS AN INTEGRAL PART OF THE ANTI-CORRUPTION MECHANISM

Summary. Corruption crime in Russia has far-reaching historical roots. For a long time, corruption relations and ties have been developing on the territory of our state. Many researchers explain the inefficiency of modern anti-corruption measures in Russia by the historical corruption traditions of the Russian people. However, it should be noted that the stability of the existence and development of corruption also depends on other factors, one of which is the imperfection of the national anti-corruption policy and practice of combating this type of crime. Currently, corruption is a global problem that hinders the implementation of socio-economic and political strategies for the development of the state. The wide spread of corruption crime in Russia causes interest in issues related to the mechanisms for countering this socially dangerous manifestation of social life. The authors, referring to the indicators of the analysis of an international independent study, argue about the inefficiency of anti-corruption policy in the Russian Federation. Noting the special importance of the level of civil law awareness and the degree of civil society's assistance to law enforcement agencies in implementing anti-corruption mechanisms, they suggest some ways to improve them. Thus, according to the authors, the settlement of existing practical and legal issues related to the anti-corruption struggle is possible by increasing public interest in the disappearance of this type of crime.

Keywords: corruption crime, corruption, anti-corruption legal awareness, civil society, anti-corruption mechanisms.

© 2020 Чупилкина А. Ф., Шабаева Д. X.

ВЕСТНИК СЮИ

В соответствии с данными анализа индекса восприятия коррупции в мировом пространстве, составленного международным антикоррупционным движением Transparency International, Россия, набрав в 2018 г. 28 баллов из 100 возможных, заняла 138 место из 180 существующих в рейтинге эффективности антикоррупционных политик мира [1]. Данный рейтинг, являясь показателем степени борьбы с коррупционной преступностью, указывает на несовершенство современного российского антикоррупционного законодательства и практического применения его норм.

Коррупционные преступления не только нарушают права и законные интересы общества, но и создают существенные препятствия для развития института государственности. В условиях существования данного общественного явления особую значимость приобретают правовые механизмы противодействия. Так, право рассматривается в качестве основного средства, способного не только снизить количественные статистические показатели проявления коррупции, но и реализовать условия фактической невозможности осуществления преступных деяний данного вида.

Особая природа коррупции как общественного явления требует комплексного механизма противодействия. Каждый вид коррупционных проявлений обладает неповторимой, но связанной друг с другом историей возникновения и развития в социуме. Появление коррупции имеет неотъемлемую связь с политической, экономической, социальной, нравственной жизнью общества. Уровень правосознания граждан, по мнению многих исследователей, образует правореализацион-ную практику государства. Правовые нормы при этом должны содержать в себе и прививать населению высокие нравственные устои, выступающие в качестве эффективного средства противодействия противоправным проявлениям общества.

Международное антикоррупционное движение Transparency International, опубликовав в 2018 г. данные по индексу восприятия коррупции, составило ряд рекомендаций для совершенствования российской антикоррупционной политики. В их число вошли замечания, предъявляемые к уровню правосознания граждан.

Как известно, «культура государства складывается не только за счет урегулированных социальных отношений, но и на основе осознания норм права гражданами» [2, с. 45]. В настоящее время в РФ отмечается низкий уровень гражданской активности. Население России не заинтересовано в оказании содействия органам государственной власти в борьбе с коррупцией. Более того, по данным исследования ВЦИОМ, четверть населения РФ считает, что все российское общество «погрязло в коррупции» [3].

В целях объективного исследования данного вопроса мы провели собственный социологический опрос в социальной сети «ВКонтакте», в котором приняли участие мужчины и женщины от 18 до 35 лет, не имеющие никакого отношения к государственной и муниципальной службе. Общее количество опрашиваемых составило 1 тыс. чел. Основной задачей этого психологического вербально-коммуникативного метода было обоснование и конструктивный анализ отношения социума к существующему явлению коррумпированности представителей властных структур.

По мнению 94 % опрошенных, степень распространенности и развития коррупции в России значительно выше, чем за границей.

Коррумпированность представителей власти в Российской Федерации воспринимается сознанием населения как «отражение государства целом» [4, с. 35]. Подтверждением этому является анализ результатов проведенного нами независимого социологического опроса, согласно которому большинство респондентов (75 %) считают, что коррупция характеризует всю власть в государстве.

Из 1 тыс. чел. 41 % убежден в том, что коррумпированность является таким общественным явлением, борьба с которым никогда не приведет к желаемому результату.

Стоит отметить то, что восприятие обществом факта существования коррупции как позитивного социального явления (то есть такого явления в социуме, которое не осуждается и не критикуется общественностью) способствует подрыву устоев человеческой цивилизации, подмене нравственных и моральных ценностей и ориентиров. Большинство опрошенных граждан России считают ее противоправным явлением общества и относятся к ней негативно (57 %) и резко негативно (20 %). Но среди опрошенных существуют те, кто безразличен к ее проявлению в России (14 %), и те, кто положительно к ней относится и считает, что коррупция является одним из способов решения некоторых текущих жизненных вопросов (9 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.