Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСХОДОВ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ВООРУЖЕНИЯ / ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ПРОГНОЗНАЯ ЦЕНА / НАЧАЛЬНАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спренгель Александр Владимирович, Верин Владимир Вячеславович

Проанализированы особенности прогнозирования расходов на развитие вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в современных условиях. Дана краткая характеристика существующего методического обеспечения оценки и прогнозирования стоимостных показателей ВВСТ и особенностей его применения при обосновании планов и программ развития ВВСТ. Предложено в качестве основного направления улучшения методических подходов обоснования стоимостных показателей ВВСТ использовать автоматизацию процессов их формирования на основе современных методов обработки больших объемов данных с использованием искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спренгель Александр Владимирович, Верин Владимир Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF FORECASTING DEVELOPMENT COSTS FOR ARMAMENTS, MILITARY AND SPECIALIZED EQUIPMENT IN THE CURRENT CONDITIONS

The paper analyzes the specifics of prognosticating the expense of armaments, military and specialized equipment (AMSE) development in the current conditions. It concisely characterizes the existing methodological support of AMSE cost parameters estimates and prognostication and specifics of using those in substantiating plans and programs of AMSE development. It suggests using automation of the processes of their formation on the basis of modern methods of processing large amounts of data involving artificial intelligence as the main trend in improving the methodological approaches to justifying AMSE value parameters.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Особенности прогнозирования расходов на развитие вооружения, военной и специальной техники в современных условиях

Полковник в отставке А.В. СПРЕНГЕЛЬ, кандидат технических наук

Подполковник В.В. ВЕРИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проанализированы особенности прогнозирования расходов на развитие вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в современных условиях. Дана краткая характеристика существующего методического обеспечения оценки и прогнозирования стоимостных показателей ВВСТ и особенностей его применения при обосновании планов и программ развития ВВСТ. Предложено в качестве основного направления улучшения методических подходов обоснования стоимостных показателей ВВСТ использовать автоматизацию процессов их формирования на основе современных методов обработки больших объемов данных с использованием искусственного интеллекта.

The paper analyzes the specifics of prognosticating the expense of armaments, military and specialized equipment (AMSE) development in the current conditions. It concisely characterizes the existing methodological support of AMSE cost parameters estimates and prognostication and specifics of using those in substantiating plans and programs of AMSE development. It suggests using automation of the processes of their formation on the basis of modern methods of processing large amounts of data involving artificial intelligence as the main trend in improving the methodological approaches to justifying AMSE value parameters.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Прогнозирование расходов, жизненный цикл вооружения, военной и специальной техники, прогнозная цена, начальная максимальная цена контракта, технологии искусственного интеллекта.

Prognosticating expenses, life cycle of armaments, military and specialized equipment, forecast price, initial maximum price of contract, artificial intelligence technologies.

СОВРЕМЕННЫЙ этап экономического развития России характеризуется сменой тенденций в развитии инфляционных процессов: довольно продолжительный период снижения темпов инфляции (до 4—5 % в год)1-4, а в последнее время их значительным нарастанием (до 8—9 % в год).

Так, в 2021 году в проекте Феде- темп роста ВВП — 3,3 %, уровень го-

рального бюджета были запланиро- довой инфляции — 4,0 %. ваны: объем валового внутреннего На конец 2021 года по данным

продукта (ВВП) — 115,530 трлн руб., Минэкономразвития России рост ВВП

составил порядка 4,7 %, уровень годовой инфляции — 8,4 %, а по состоянию на январь 2022 года сохраняется довольно высокий уровень инфляции.

Анализ складывающихся и прогнозируемых тенденций инфляционных процессов в российской экономике показывает, что, несмотря на достигнутые успехи экономического развития в России, обеспечить последовательное снижение инфляции не удается. Это негативным образом скажется на возрастании темпов удорожания ВВСТ.

Основные показатели развития экономики России в принятом федеральном бюджете 2022—2024 годов представлены в таблице 1.

Наблюдаются также ощутимые различия между фактическими и планируемыми коэффициентами удорожания ВВСТ, рекомендованными к использованию Минэкономразвития России.

В таблице 2 представлены усредненные коэффициенты удорожания ракетного вооружения и коэффициенты удорожания ВВСТ, рекомендованные к использованию Минэкономразвития России.

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Усредненные коэффициенты удорожания ракетного вооружения 1,049 1,045 1,123 1,058 1,050 1,142 1,038

Коэффициенты удорожания ВВСТ, рекомендованные к использованию Минэкономразвития России 1,036 1,113 1,092 1,058 1,049 1,031 1,042

Превышение усредненных коэффициентов удорожания ракетного вооружения над коэффициентами удорожания ВВСТ, рекомендованными к использованию Минэкономразвития России, % 1,3 -6,11 2,8 0 0 10,8 0

Таблица 1

Основные показатели развития экономики России в принятом федеральном бюджете 2022—2024 годов

№ п/п Основные экономические показатели развития экономики России 2022 г. 2023 г. 2024 г.

1 ВВП, трлн руб. 133,328 141,881 151,513

2 Темпы роста ВВП, % 3,0 3,0 3,0

3 Уровень годовой инфляции, % 4,0 4,0 4,0

4 Расходы бюджета, трлн руб. 23,694 25,241 26,354

Таблица 2

Усредненные коэффициенты удорожания ракетного вооружения и коэффициенты удорожания ВВСТ, рекомендованные к использованию Минэкономразвития России

Кроме того, в современных условиях на выполнение мероприятий развития ВВСТ оказывают существенное влияние следующие экономические факторы:

• высокая стоимость и длительность разработки, достигающие, соответственно, десятков миллиардов рублей, пяти-семи и более лет;

• разветвленная многоуровневая кооперация исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке ВВСТ, включающая сотни предприятий разработчиков и изготовителей составных частей ВВСТ;

• межотраслевой состав предприятий и организаций, участвующих в реализации жизненного цикла ВВСТ, включает предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), машиностроительной, металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, не входящих в ОПК, специализированные и общестроительные организации и др.;

• длительность жизненного цикла ВВСТ составляет многие десятки лет, в том числе стадия эксплуатации, например, для ракетных комплексов стратегического назначения с жидкостными межконтинентальными ракетами превысила тридцать лет. В течение всего этого срока необходимо обеспечить поддержание исправности и технической готовности ВВСТ, а также пополнение ЗИП, ремонт, замену их элементов с истекшими сроками эксплуатации, что невозможно без сохранения кооперации разработчиков и изготовителей в течение всего жизненного цикла ВВСТ;

• незначительные объемы серийного производства ВВСТ, составляющие от нескольких единиц до десятков в год, и длительный технологический цикл производства наиболее сложных их составных частей.

Таким образом, в складывающихся условиях продолжают оставаться актуальными вопросы совершенствования прогнозирования расходов на развитие ВВСТ. При этом существующая ограниченность финансовых ресурсов на первый план выдвигает проблему повышения эффективности расходования средств, выделяемых государством на оборону. В связи с этим ужесточаются требования к полноте и достоверности технико-экономической информации, используемой при формировании необходимых обоснований программных мероприятий, начальных цен контрактов, Государственной программы вооружений (ГПВ) и Государственного оборонного заказа (ГОЗ) в целом.

При формировании ГПВ и ГОЗ решаются вопросы прогнозирования расходов на развитие ВВСТ отдельных этапов и подэтапов их жизненных циклов, таких как ОКР, серийное производство, сервисное облуживание. При этом продолжительность программного периода, в котором прогнозируются расходы, составляет 10 лет.

Для своевременного и надлежащего формирования и выполнения заданий ГПВ и ГОЗ разработано и применяется на практике значительное количество правовых и нормативных документов, регламентирующих полномочия, сроки и порядок действий всех участников ценообразования и государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

В зависимости от объемов мероприятий ГПВ прогнозируются расходы на их выполнение и на программу в целом. Разработка ГОЗ на предстоящий год и последующий плановый двухлетний период осуществляется на основе действующей ГПВ с учетом накопленных корректировок.

Прогнозирование расходов на ГПВ и ГОЗ проводится на основе прогнозных цен, первоначально формиру-

ющихся в ходе разработки ГПВ. При этом в соответствии с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465, осуществляется государственное регулирование цен при определении прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, а также осуществляется подготовка предложений по определению вида цены. Все расчеты проводятся в текущих ценах.

Прогнозная цена формируется исходя из цен действующих контрактов или уже выполненных контрактов, а при отсутствии соответствующих цен контрактов проводится расчет прогнозных цен с использованием затратного метода, основанного на калькуляции затрат.

Для пересчета прогнозных цен в соответствующие годы программного периода применяются коэффициенты пересчета. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 июня 2018 года № 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному заказу» в качестве коэффициентов пересчета затрат из цен предшествующего года в цены последующего года используются данные о прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, и ежегодно доводимые письмом Министерства экономического развития РФ до заинтересованных организаций.

На основании письма Минэкономразвития России № 33918-ПК/Д03и от 05.10.2021 года «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» применяются коэффициенты пересчета цен серийного производства ВВСТ, соответствующие индексу цен производителей видов экономической деятельности для продукции машиностроения (при определении прогнозной цены с использованием метода индексации базовой цены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465), а также применяются коэффициенты пересчета цен для НИОКР, соответствующие индексу потребительских цен по годам выполнения работ. Для работ по сервисному обслуживанию ВВСТ в зависимости от особенностей их проведения могут применяться коэффициенты пересчета цен, соответствующие как индексу цен производителей видов экономической деятельности для продукции машиностроения, так и индексу потребительских цен.

При выполнении ГОЗ заключаются контракты с головными исполнителями выполнения работ. Контракты на выполнение НИОКР по разработке, серийных поставок и сервисного облуживания ВВСТ заключаются с использованием конкурсных процедур или с единственным поставщиком (исполнителем). Цена государственного контракта устанавливается:

• при проведении конкурсных процедур в соответствии с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК), утвержденной органом экспертизы цен;

• с единственным поставщиком (исполнителем) после регистрации

Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России цены продукции по ГОЗ, исходя из объема поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и стоимости вспомогательных работ (услуг).

При проведении конкурсных процедур на начальных этапах формирования прогнозных цен довольствующие органы во взаимодействии с другими Органами военного управления (ОВУ) вырабатывают решение на формирование проектов НМЦК НИОКР ГОЗ по разработке перспективных образцов ВВСТ.

Формирование прогнозных цен при выполнении работ единственным исполнителем осуществляется установленным порядком в ходе взаимодействия заказывающих, довольствующих органов, органов экспертизы цен, ФАС России, исполнителей работ.

Разработка проектов НМЦК осуществляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказ путем проведения торгов, утвержденных Начальником вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителем Министра обороны Российской Федерации в 2008 году и Требованиями, предъявляемыми к обоснованию расчета стоимости опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, утвержденных Руководителем департамента Министерства обороны Российской Федерации по ценообразованию продукции военного назначения в 2010 году.

Расчет проектов НМЦК Ск проводится с использованием затратного метода путем суммирования затрат по статьям калькуляции С° в соответствии с Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 года № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену

продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» в единых ценах года проведения расчетов в соответствии с выражением:

где: С° — затраты по г-й статье калькуляции;

п — количество статей калькуляции затрат.

При этом проводится расчет, обоснование и представляется подробная расшифровка (порядок расчета) по каждой статье калькуляции затрат.

При формировании расшифровки по статье затрат на оплату труда основных производственных рабочих указывается число сотрудников, задействованных в выполнении НИОКР, их штатные должности, размер средней заработной платы для каждой группы должностей, расчетного периода выполнения работ.

Для определения затрат по таким статьям калькуляции, как отчисления на социальные нужды, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, а также другим статьям могут быть использованы экономические нормативы деятельности предприятия, утвержденные военным представительством Министерства обороны. Также в целях повышения оперативности проведения расчетов затрат на оплату труда сотрудников организаций в ходе расчетов может быть использована их средняя заработная плата, отражаемая в экономических нормативах деятельности предприятия.

С учетом этапности НИОКР ГОЗ и прогнозируемого распределения работ по годам их выполнения проводится распределение затрат по годам выполнения работ, исходя из условий:

где р. — доля прогнозируемых затрат на выполнение работ в .-м году выполнения НИОКР ГОЗ. г

2> = 1.

где I — количество лет выполнения НИОКР ГОЗ.

Пересчет цены контракта НИОКР ГОЗ из единых цен года проведения расчетов в текущие цены Скт осуществляется путем перемножения прогнозируемых затрат на выполнение работ в ум году, выполнения работ на коэффициенты пересчета затрат . с последующим их суммированием в соответствии с выражением:

где Кпр — коэффициент пересчета затрат из единых цен года проведения расчетов в цены .-го года выполнения НИОКР ГОЗ.

Коэффициент пересчета затрат Кпр из единых цен года проведения расчетов в цены .-го года выполнения НИОКР ГОЗ определяется с использованием выражения:

где: кг — коэффициент пересчета затрат из цен предшествующего года в цены х-го последующего года;

и — количество лет в периоде, начиная от года проведения расчетов в единых ценах до первого года выполнения НИОКР ГОЗ.

При наличии ранее выполненной ОКР, аналогичной предполагаемой к выполнению, проект НМЦК может быть разработан исходя из сопоставления цены контракта на выполнение работы-аналога с учетом сложности

задаваемой ОКР. При этом необходимо располагать данными о цене выполненного контракта и распределении затрат по годам выполнения ОКР.

Сложность задаваемой ОКР определяется новизной образца ВВСТ по отношению к аналогу и характеризуется коэффициентом сложности к. Этот коэффициент определяется с использованием процедуры экспертных оценок. При этом учитывается следующее:

• полномасштабная «революционная» разработка образца ВВСТ — это вариант разработки, при осуществлении которого происходят такие изменения в конструктивно-компоновочных решениях перспективного образца по сравнению с образцом-аналогом (типовым образцом), в результате которых реализуется совокупность научно-технических нововведений, затрагивающих образец в целом и связанных с приданием ему принципиально новых свойств (возможностей);

• «эволюционный» вариант разработки ВВСТ — это вариант, при осуществлении которого происходят такие изменения в конструктивно-компоновочных решениях перспективного образца ВВСТ по сравнению с образцом-аналогом (типовым образцом), в результате которых реализуется совокупность научно-технических нововведений, затрагивающих образец в целом, но не связанных с приданием ему принципиально новых свойств (возможностей).

Значения коэффициента к могут варьироваться в заданных границах. Решение о необходимости применения указанного коэффициента и определение его значения с учетом особенностей проводимых работ осуществляется в рамках работы групп экспертов или научно-исследовательских организаций Минобороны России.

В таблице 3 представлены границы изменения коэффициента к.

Таблица 3

Границы изменения коэффициента к, учитывающего сложность задаваемой ОКР

Новизна образца ВВСТ относительно базового Значения коэффициента кс

Полномасштабная «революционная» разработка 2—4

«Эволюционная» разработка 1—2

После выбора коэффициента к, учитывающего сложность задаваемой ОКР, проводится расчет прогнозируемых затрат на ее выполнение путем умножения этого коэффициента на затраты по годам выполнения работы-аналога. Дальнейший пересчет затрат в текущие цены осуществляется в соответствии с вышеприведенными соответствующими зависимостями.

В настоящее время для оценки и прогнозирования затрат на капитальное строительство объектов инфраструктуры и эксплуатацию ВВСТ наибольшее распространение получили методики, основанные на использовании калькуляционных методов и методов укрупненных стоимостных показателей.

Калькуляционные методы, как наиболее точно отражающие процесс формирования стоимостных показателей ВВСТ, требуют в ходе их использования большого количества исходных данных. При ограничениях по времени проведения расчетов, в условиях высокой оперативности их выполнения, проявляются определенные трудности в их реализации. Этого недостатка лишены методы укрупненных стоимостных показателей.

Основу методов укрупненных показателей составляют подходы, позволяющие разрабатывать зависимости на основе использования отдельных количественных показателей этапов жизненного цикла ВВСТ и их стоимостных показателей. Формирование укрупненных стоимостных показателей осуществляется

путем обработки результирующих стоимостных данных, характеризующих различные аспекты этапа жизненного цикла ВВСТ. Выбор количественных показателей, используемых в этом методе, осуществляется исходя из высокого уровня их влияния на стоимостные показатели этапа жизненного цикла ВВСТ и получаемой с учетом их использования точности прогнозирования.

В целом в настоящее время имеется развитая нормативная база для прогнозирования расходов на развитие ВВСТ на всех стадиях жизненного цикла. Однако используемое при этом методическое и информационное обеспечение требует дальнейшего совершенствования, что является одной из главных причин недостаточной точности прогнозирования расходов на развитие ВВСТ и, соответственно, невозможности обеспечить реализуемость планируемых мероприятий и рациональное расходование выделяемых на эти цели материальных и финансовых ресурсов.

Для повышения точности прогноза расходов на развитие ВВСТ в современных условиях требуется дальнейшее развитие методических подходов с учетом достижений в развитии вычислительной техники и программного обеспечения в интересах автоматизации процессов их прогнозирования.

Реализация более высоких требований к прогнозированию расходов на развитие ВВСТ возможна за счет более широкого и системного применения возможностей современных

В настоящее время имеется развитая нормативная база для прогнозирования расходов на развитие ВВСТ на всех стадиях жизненного цикла. Однако используемое при этом методическое и информационное обеспечение требует дальнейшего совершенствования, что является одной из главных причин недостаточной точности прогнозирования расходов на развитие ВВСТ и, соответственно, невозможности обеспечить реализуемость планируемых мероприятий и рациональное расходование выделяемых на эти цели материальных и финансовых ресурсов.

информационных технологий, в том числе формирование значительных объемов стоимостных исходных данных с использованием последних достижений их обработки методами искусственного интеллекта.

Технологии искусственного интеллекта достигли значительного прогресса в последние 10—15 лет. Такому развитию технологий искусственного интеллекта способствовал ряд факторов:

• существенно увеличились быстродействие электронно-вычислительной техники и возможности обработки больших объемов данных;

• накопились достаточные объемы информации для обучения компьютерных моделей искусственного интеллекта;

• нашли широкое внедрение мощные вычислительные ресурсы;

• достигли высокого уровня развития технологии распознавания документов, трехмерных объектов и их дальнейшей обработки, разработки рекомендаций на основе многостороннего анализа и достигаемого при этом сокращения трудоемкости ручных операций;

• возросла точность решения задач с увеличением объема данных, доступных для анализа.

Применение методов обработки информации с использованием искусственного интеллекта позволяет шире раскрыть ценность больших объемов данных, а также найти перспективные варианты их применения, по-новому раскрыть потенциал накопленных данных. Использование компьютерных моделей на основе искусственного интеллекта позволяет существенно сократить количество трудоемких ручных процессов, которые требуются для управления, анализа данных, и время их обработки.

Таким образом, значительный прогресс в области развития вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, в том числе с использованием искусственного интеллекта, является основой создания перспективных информационных систем, позволяющих существенно повысить точность и обоснованность прогнозирования расходов на развитие ВВСТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский статистический ежегодник 2016: Стат. сб./Росстат. М., 2016. 725 с.

2 Российский статистический ежегодник 2019: Стат. сб./Росстат. М., 2019. 708 с.

3 Российский статистический ежегодник 2020: Стат. сб./Росстат. М., 2020. 700 с.

4 Российский статистический ежегодник 2021: Стат. сб./Росстат. М., 2021. 692 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.