Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм формирования цены на оборонную продукцию: анализ и предложения по совершенствованию'

Организационно-экономический механизм формирования цены на оборонную продукцию: анализ и предложения по совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА ПРОДУКЦИИ / PRODUCT PRICE / ЗАКУПКИ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / РАЗВИТИЕ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / DEFENSE INDUSTRY DEVELOPMENT / DEFENSE ACQUISITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Станислав Стефанович, Журенков Денис Александрович

В статье рассмотрены актуальные аспекты действующего организационно-экономического механизма формирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и разработаны предложения по его совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic mechanism of formation of prices for defense acquisitions: analysis and proposals for improvement

The article describes the relevant aspects of the current organizational and economic mechanism of formation of prices for defense acquisitions and proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм формирования цены на оборонную продукцию: анализ и предложения по совершенствованию»

УДК 334.02; 338.45; 338.5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ОБОРОННУЮ ПРОДУКЦИЮ: АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

У

Чеботарёв Станислав Стефанович

директор департамента экономических проблем развития оборонно-промышленного комплекса АО «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (АО "ЦНИИ ЭИСУ"), доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Журенков Денис Александрович

начальник отдела научно-методологического обеспечения

развития оборонно - промышленного комплекса АО «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (АО "ЦНИИ ЭИСУ")

В статье рассмотрены актуальные аспекты действующего организационно-экономического механизма формирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и разработаны предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова:

• цена продукции,

• закупки оборонной продукции,

• организационно-экономический механизм,

• развитие оборонной промышленности.

Chebotaryov Stanislav Stefanovich, director ofeconomic problems department of development of defense industry complex Central research institute of economy, informatics and control systems, doctor of economic sciences, professor, Honored scientist of the Russian Federation, Khimki, Russian Federation.

Zhurenkov Denis Alexandrovich,

head of department of the scientific and methodological support for the defense industry development Central research institute of economy, informatics and control systems, Sergiev Posad, Russian Federation.

Organizational and economic mechanism of formation of prices for defense acquisitions: analysis and proposals for improvement

The article describes the relevant aspects of the current organizational and economic mechanism of formation of prices for defense acquisitions and proposals for its improvement.

Keywords:

• product price,

• defense acquisitions,

• organizational and economic mechanism,

• defense industry development.

В условиях нарастания социальной напряженности и спада деловой активности практически во всех отраслях промышленности задача своевременного парирования внутренних угроз для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса России является одной из первоочередных1,2,3. Успешность ее решения во многом определяется наличием результативного диалога государства и предприятий ОПК на уровне экономических институтов внутри страны. Эффективность такого диалога во многом зависит от уровня развития организационно-экономических механизмов управления предприятиями ОПК, прозрачности принимаемых решений, развитости информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей оперативное и беспрепятственное взаимодействие всех за-

интересованных сторон.

Благодаря принятому федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлениям Правительства Российской Федерации4-7 за предыдущие 3-4 года достигнуты определенные успехи в сфере развития методологии ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, усовершенствованы отдельные механизмы управления его формированием, размещением и исполнением, развивается межведомственное взаимодействие по обеспечению контроля в данной сфере. Однако всех принятых мер в сфере формирования обоснованного состава и величины затрат на производство оборонной продукции пока явно недостаточно. Качественных изменений как в деятельности органов исполнительной власти, так и в повышении степени вовлеченности экспертного сообщества и отраслевых институтов в полной мере достигнуть пока не удалось. В этих условиях задача совершенствования организационно-экономического механизма формирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, представляется крайне актуальной.

Развитие ОПК в очередной программный период (2016-2018 гг.) будет определяться факторами, прежде всего, обусловленными:

1) уровнем государственной поддержки ОПК как ключевой отрасли, обеспечивающей обороноспособность страны;

2) предпринимаемыми усилиями по преодолению как введенных санкций со стороны ЕС и США, так и последствий финансового кризиса в отраслях-потребителях продукции ОПК в первую очередь естественных монополий;

3) необходимостью переориентации предприятий-потребителей импортного сырья, материалов и комплектующих. Например, электронная компонентная база, продукция украинского ВПК на

использование аналогичных изделий отечественного производства;

4) успешностью реализации политики по повышению финансовой и технологической независимости ОПК как со стороны государства, так и самих предприятий и организаций.

Развитие ОПК сдерживается не решенными до настоящего времени следующими проблемами8: опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия при сдерживании роста цен на собственную продукцию в целях сохранения позиций на внутреннем и внешнем рынках; непрогнозируемый рост доллара США и евро, в которых происходят расчеты за поставки импортного сырья, материалов и комплектующих; отсутствие учета в действующей системе ценообразования особенностей производства продукции, поставляемой по ГОЗ; сохраняющаяся зависимость производства ряда важнейших видов ВВСТ от поставок комплектующих по импорту; неритмичное финансирование НИОКР, выполняемых в рамках ГОЗ; особенности действующих федеральных целевых программ; мелкосерийность производства и низкая загрузка мощностей; малая доступность кредитных средств и высокие проценты по кредитам и займам; высокий физический износ активной части основных фондов большинства промышленных предприятий ОПК.

Кроме того, по нашему мнению, основными проблемами установления обоснованной цены продукции по ГОЗ являются: недостаточная точность прогнозирования стоимости программных мероприятий и ВВСТ; несовершенство методологии анализа альтернативных вариантов достижения заданных параметров ВВСТ для обоснования предложений по номенклатуре производимой продукции оборонного назначения; не-

достаточное применение многовариантного планирования на основе ситуационного моделирования и прогнозирования.

1. Недостаточная точность прогнозирования стоимости программных мероприятий и ВВСТ. В соответствии с действующим порядком определение начальных цен осуществляется почти исключительно с использованием аналогового метода9. В соответствии с данным методом новая цена изделия определяется методом инфляционного индексирования цены предшествующего изделия и ее умножения на коэффициент новизны, определяемый экспертным путем. Однажды допущенные ошибки в определении цены продукции-аналога не только воспроизводятся, но и приумножаются в последующих образцах. Коэффициент новизны определяется с высокой долей субъективизма, результатом чего часто оказывается кратное отклонение расчетной начальной цены от справедливой (обоснованной), а также сохранение неприемлемо высокого уровня коррупционного потенциала заключаемых государственных контрактов.

Тот факт, что новые технологии позволяют удешевлять выпуск продукции (микросхемы, компьютерная техника, некоторые материалы), практически не принимается во внимание (использование аналогового метода для расчета цены ОКР «Б-11» демонстрирует неприемлемость действующих подходов расчета цен на ПВН (здесь и далее приведены условные названия работ): начальная (максимальная) цена ОКР «Б-11» рассчитана методом инфляционного индексирования цены предшествующего изделия (ОКР «Р») и ее умножения на коэффициент новизны, определяемый экспертным путем (смотри Рисунок 1).

В силу субъективной оценки новизны две экспертные организации предложили установить коэффициент новизны

не выше 2,0 и 2,5. По мнению государственного заказчика, новизна оценивается коэффициентом 3,0. Ввиду отсутствия методологии безальтернативного определения сложности и новизны расчетная цена завышается с 1,27 млрд. рублей до 1,65 млрд. рублей, то есть на 30%. Все это открывает исполнителям ГОЗ возможности получения всевозрастающих ресурсов без осуществления реальной модернизации и инноватизации производства на базе старых технологических решений. Следовательно, переход от экстенсивного к интенсивному росту научно-производственного потенциала исполнителей ГОЗ возможен только на основе радикального изменения подходов к ценообразованию и перехода от аналогового метода к затратно-калькуляционному и другим методам, позволяющим резко повысить точность расчетов стоимости ВВСТ и повысить эффективность использования бюджетных средств10.

2. Несовершенство методологии анализа альтернативных вариантов достижения заданных параметров ВВСТ для обоснования предложений по номенклатуре производимой продукции оборонного назначения. Анализ альтернативных вариантов достижения заданных параметров ВВСТ предполагает внедрение подходов, позволяющих принимать управленческие решения в пользу конкретных вариантов производства на основе оценки стоимостных и эффективностных показателей, в том числе расчета и анализа по критерию «цена-качество»11. Для этого необходим системный мониторинг показателей трудоемкости и материалоемкости на предприятиях-исполнителях ГОЗ.

Необходимость системного осуществления мониторинга проиллюстрируем на следующем примере. Потенциальный исполнитель ОКР «Б-11» оценил стоимость собственных работ в 294,4 млн.

рублей, в том числе ФОТ - 68,4 млн. рублей, используемый для оплаты труда проектно-конструкторского персонала численностью 77 человек со средней заработной платой 23,3 тыс. рублей (линия затрат «А» на Рисунке 2).

Мониторинг персонала предприятия и технологической трудоемкости показал, что фактически работает 59 человек (преимущественно - неконструкторский персонал) со средней заработной платой в 127,7 тыс. рублей. При полной занятости в течение 4-х лет ФОТ составил бы около 286,8 млн. рублей (линия затрат «Б»). Кроме того, одновременно на предприятии выполняется еще 4 ОКР, что предполагает уменьшение трудоемкости ОКР «Б-11» на 80%. Таким образом, третий вариант ФОТ оценивается в 57,4 млн. рублей и представлен линией затрат «В». Следовательно, стоимостной метод должен использоваться на основе системного мониторинга трудоемкости и цен исполнителей ГОЗ, что позволит обеспечить существенную экономию бюджетных средств, снизить риски неисполнения ГОЗ и анализировать альтернативные варианты достижения заданных параметров ВВСТ.

Аналоговый метод расчета цены является простым, но недостаточно чувствительным для оценки по критерию «цена-качество», достигаемый при различных вариантах номенклатуры продукции, так как не позволяет оперировать ее расчетными стоимостными параметрами.

3. Недостаточное применение многовариантного планирования на основе ситуационного моделирования и прогнозирования. Многовариантное планирование и прогнозирование предполагает построение сетевых графиков работ и выбор такого производственного пути (графа), который обеспечивал бы достижение установленных тактико-технических показателей при минималь-

начальная

цена, млрд. руб.

1,6 1,4

1,2

0,8 0,6 0,4 0,2

1,65

1,46

1,27

К = 2.0

К = 2,5

К = 3.0

коэффициент новизны

Рисунок 1. Значения начальной цены ОКР «Б-11» с учетом различных

коэффициентов новизны

Рисунок 2. Обоснование необходимости осуществления мониторинга показателей предприятия ОПК

ных ресурсных затратах. Для этого процесс разработки и производства ВВСТ приходится рассматривать не статично, а в динамике, обусловленной большим числом внешних и внутренних факторов. Аналоговый метод учитывает только инфляционную динамику цены ВВСТ - аналога, но не отдельных комплектующих, материалов, работ и услуг, создаваемых ВВСТ, что делает невозможным планирование на основе ситуационного моделирования и прогнозирования.

Ограниченность аналоговой методологии проявляется в большом числе работ по ГОЗ. Так, сроки ОКР «Е-12» перенесены на 5 лет, до 2020 года. Необходимые объемы ассигнований для развертывания системы до полного состава выросли более чем в два раза: с 28,45 млрд. рублей до 58,18 млрд. рублей (смотри Рисунок 3).

При выполнении ОКР «А-14» в 2008 году головным разработчиком выявлен дефицит финансирования в объеме 10,3

Рисунок 3. Изменение стоимости и сроков выполнения ОКР «Е-12»

10 15 20 25 30

Рисунок 4. Изменение стоимости и сроков выполнения ОКР

млрд. рублей, а сроки разработки перенесены на 7 лет: с 2005 на 2012 год (смотри Рисунок 4).

Сроки завершения создания перспективного комплекса ОКР «Б-11» перенесены на 5 лет: с 2005 на 2010 год. Стоимость работ относительно плановых показателей только в 2009 году увеличена на 6,09 млрд. рублей. При создании многофункционального комплекса (ОКР «П-15») исполнителем выявлен дефицит финансирования в объеме 7,0 млрд. рублей, а срок завершения опытно-конструкторской работы перенесен с 2014 на 2016 год.

Следует отметить, что обязанность государственного заказчика формировать прогнозную цену с использованием нормативно-параметрического метода, основанного на зависимости цены от значений основных параметров продукции с учетом установления верхнего предела прибыли, определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». В этих условиях анализ, систематизация и пересмотр отдельных

аспектов действующей государственной политики в сфере ценообразования на продукцию оборонного назначения представляются крайне актуальными.

В настоящее время стало очевидным, что существующая в рамках бухгалтерского учета традиционная модель управления затратами, основанная на калькуляции полной себестоимости, не учитывает в полной мере особенности хозяйственной деятельности предприятия-исполнителя ГОЗ в современной конкурентной среде. Как недостаток методологии управления затратами нужно отметить, что существующая элементная структура себестоимости ВВСТ учитывает, прежде всего, производственный, а не рыночный характер затрат и служит целям создания удобств для контрольно-надзорных органов, а не целям повышения эффективности предпринимательской деятельности предприятия-исполнителя ГОЗ.

В современных условиях возникает необходимость оценить возможности оптимизации различных затрат на производство и реализацию ВВСТ, которые были бы ниже возможной рыночной цены, но обеспечивали бы оптимальный уровень рентабельности. Экономические трудности, возникшие в 2015 году (падение уровня промышленного производства, перебои в производственно-хозяйственной деятельности предприятий ОПК, вынужденные сокращения квалифицированных работников), не способствуют повышению качества оценки возможностей оптимизации различных затрат. Тем не менее все больше выявляется необходимость воздействия на величину издержек как весьма значимого инструмента повышения эффективности использования бюджетных ассигнований для производства ВВСТ.

Главная цель экспертизы действующей государственной политики в сфере

ценообразования на продукцию оборонного назначения - обоснование возможностей оптимизации различных затрат - заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену на продукцию по ГОЗ. Ключевая задача - выбор системы воздействия на ожидаемое повышение эффективности использования бюджетных ассигнований для производства продукции по ГОЗ. Под «оценкой возможностей оптимизации затрат» должна пониматься деятельность по систематической увязке управленческих действий в процессе исследования ожидаемого повышения эффективности использования бюджетных ассигнований для производства продукции по ГОЗ, включая увязку действий самого предприятия-поставщика продукции по ГОЗ.

Стоит особо отметить, что оценка возможностей оптимизации различных затрат - это непрерывный во времени процесс комплексного воздействия на издержки предприятия-изготовителя ГОЗ с целью обеспечения их оптимального уровня, структуры и динамики. Оценка возможностей оптимизации различных затрат требует не только анализа вопросов экономии при расходовании производственных ресурсов на производство ВВСТ, но и выявления затрат, возникновение которых связано с внешними, не зависящими от предприятия-изготовителя ВВСТ причинами.

Предметом пристального внимания должна являться не столько величина себестоимости продукции по ГОЗ, точное и полное определение которой сегодня не может быть загадкой для бухгалтера, сколько выявление и предотвращение неоправданных затрат, которых нужно и можно было бы избежать. Выявление и предотвращение затрат, связанных с организационными факторами, нормативно-правовыми,

финансово-экономическими, является функцией не только предприятия-исполнителя ГОЗ, но и федеральных органов исполнительной власти, поскольку их деятельность во многом определяет загрузку и эффективность использования специализированных мощностей военного производства. Для выявления возможностей оптимизации различных затрат необходимо определить, какие существуют отрицательные отклонения, какими факторами вызваны, установить виновного за произошедшее негативное отклонение, принять решения, позволяющие избежать нежелательных отклонений в будущем.

Основными объектами экспертизы действующей государственной политики в сфере ценообразования на продукцию оборонного назначения должны стать объекты управления затратами (уровень, формирование и структура издержек), технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от стандартных), субъекты управления затратами (госзаказчики, ФОИВ, осуществляющие процедуры управления затратами, предприятия-исполнители ГОЗ), предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: изменения расходов сырья и материалов, лимитов ФОТ и др.). Основной принцип экспертизы действующей государственной политики в сфере ценообразования на продукцию оборонного - системный подход в исследовании процесса изменений и рисков увеличения затрат на производство ВВСТ, достоверность информационных потоков, квалификация исследователей, которым поручается обоснование и выработка решений по устранению выявленных в результате контрольно-надзорных действий.

Аналитические подходы изучения

риска увеличения издержек и предупреждающие их меры должны включать12:

1) статистический метод изучения колебания затрат, потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном направлении производства ВВСТ, с одновременным установлением величины и частоты возникновения той или иной экономической тенденции, а также составлением наиболее вероятного прогноза увеличения затрат на будущее;

2) установление потенциальных зон риска удорожания различных затрат, имея в виду, что перерасход затрат может быть вызван одним из четырёх факторов или комбинаций: первоначальной недооценкой стоимости ВВСТ, изменением границ производства ВВСТ, изменением производственного процесса, увеличением первоначальной стоимости кооперационных поставок;

3) метод использования аналогов структуры затрат - отыскание и использование сопоставимых явлений, систем, подходов.

На основании изложенного можно сделать следующие предложения в целях совершенствования государственной политики в сфере ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, определяющих решение проблем внешних и внутренних причин, отрицательно влияющих на процесс оценки возможностей оптимизации затрат на ВВСТ:

- усилить технико-экономический аудит экспертами ФАС России этапов формирования федерального бюджета и ГОЗ с обязательным привлечением государственных заказчиков и основных исполнителей (Минпромторг России, Роскосмос и Росатом);

- разработать механизмы учета при проведении конкурсов на размещение ГОЗ, условие полной загрузки созданных производственных мощностей предприятий-исполнителей ГОЗ и иных организаций, занимающих доминирую-

щее положение на товарном рынке или обладающих монополией на производство продукции по ГОЗ;

- усилить ответственность Минпром-торга России за доведение до головных предприятий ОПК прогнозных цен на стадии проработки предложений по номенклатуре ГОЗ с целью минимизирования риска возникновения необоснованных различных затрат и сокращения времени при окончательном согласовании предприятием контракта после утверждения ГОЗ;

- усилить ответственность Минпром-торга России за устранение причин, связанных с финансовой устойчивостью головных предприятий-исполнителей ГОЗ на стадии формирования госзаказчиком годовых контрактов;

- ввести в систему контрольных проверок ФАС России выполнения заданий ГОЗ двухсторонний аудит как головных исполнителей (исполнителей) соответствующих отраслей промышленности, так и госзаказчиков в части соблюдения сроков заключения контрактов при размещении ГОЗ, включая сроки согласования цен на ВВСТ, а также своевременного финансирования, авансирования и оплаты за поставленную продукцию предприятий-исполнителей ГОЗ;

- усилить ответственность Минпром-торга России и ФАС России за устранение причин, связанных с необоснованным увеличением затрат, превышающих оптимальный уровень, установленный при формировании годовых контрактов по каждому изделию ГОЗ;

- сформировать постоянно действующие комиссии в системе ФАС России с привлечением представителей Мин-промторга России и Минобороны России для регулярного проведения мониторинга по единому межведомственному регламенту и на основе межведомственных методических материалов техноло-

гического и финансово-экономического состояния головных исполнителей и исполнителей, выполняющих задания ГОЗ. Одновременно обязать Экспертный совет по ГОЗ при ФАС России разработать обязательные для выполнения решения по соблюдению оптимального уровня различных затрат, связанных с выполнением ГОЗ;

- установить единое межведомственное информационно-аналитическое обеспечение поддержки решений на всех уровнях федеральных органов исполнительной власти по вопросам ценообразования и эффективности бюджетных ассигнований. Для качественной подготовки и обоснования оптимизации различных затрат на производство ВВСТ необходимы значительные объёмы исходных данных. Такой процесс невозможен без развития соответствующих функций ИАС «Ценообразование по ГОЗ» Минпромторга России и расширения ее межведомственного сегмента, а также применения единых стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации военного производства в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

- обеспечить в интересах ФАС России должную координацию по тематической направленности прикладных НИР по разработке информационно-аналитических, прогнозных и экспертных материалов, выполняемых экономико-информационными институтами оборонно-промышленного комплекса;

- решить проблему организации проведения единых торгов, на которых однотипная продукция (техника общего применения) должна закупаться по согласованной цене для всех заказчиков;

- ввести порядок проведения обязательного аудита различных затрат (цены) на продукцию оборонного назначения и

внедрения его в систему обязательного аудита производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций ОПК, участвующих в выполнении ГОЗ;

- внедрить в практику стратегический анализ общих затрат, функционально-стоимостной анализ, управление факторами поведения затрат, управление динамикой затрат;

- в условиях развивающегося кризиса и макроэкономической нестабильности, проявляющейся, в том числе, в высокой динамике инфляционных процессов, представляется целесообразным разработать механизм компенсации превышения фактических расходов, обусловленных выполнением государственных контрактов, над контрактной ценой, если такое превышение произошло по причинам, не зависящим от предприятий-исполнителей ГОЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Кохно П.А., Чеботарев С.С. Управление социально устойчивой экономикой // Общество и экономика.- 2014.- №.1. - С. 51-70.

2. Кохно П.А., Чеботарев С.С. Синергия социалистического управления и капиталистического менеджмента в решении проблем оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России. - 2015. - №1. - С. 19-34.

3. Кохно П.А., Чеботарев С.С. Модели и перспективы развития оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России. -2015. - №2. - С. 3-20.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 (ред. от 04.09.2015) «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу».

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

8. Кохно П.А., Кожанов Д.А., Чеботарев С.С., Юсупов Р.М. Вооружение оборонно-промышленного комплекса в системе кластеров.

- М.: Граница, 2015. - 360 с.

9. Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Мин-промэнерго России от 23.08.2006 № 200.

10. Кохно А.П., Кохно П.А. Сравнительный анализ методов ценообразования на новую продукцию // Общество и экономика.- 2013.- № 9.

- С. 106-120.

11. Кохно П.А., Чеботарев С.С., Глыбина Т.А. Тенденции развития высокотехнологичной промышленности // Общество и экономика.- 2015.-№4-5. -С. 44-63.

12. Кохно П.А., Лаптев В.Н., Чеботарев С.С. Экономика управляемой гармонии. Книга 2. Экономика управляемых рисков. - М.: Университет Российской академии образования, 2014. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.