ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УДК 338.5
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Чеботарёв Станислав Стефанович
ы
директор департамента экономических проблем развития оборонно-промышленного комплекса АО «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (АО "ЦНИИ ЭИСУ"), доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Шишков Виталий Владимирович
заместитель директора центра - начальник отдела определения полных затрат на жизненный цикл продукции АО «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (АО "ЦНИИ ЭИСУ")
В статье раскрываются экономико-правовые основы формирования хозяйствующим субъектом стоимости (цены) оборонной продукции, определяются основные критерии и методы расчета обоснованных затрат с возможными вариантами принятия решения о цене продукции.
Ключевые слова:
• цена продукции,
• затраты продукции,
• безубыточность,
• метод определения и обоснования цены продукции.
Chebotaryov Stanislav Stefanovich, director of economic problems department
of development of defense industry complex of the Central research institute of economy, informatics and control systems, doctor of economic sciences, professor, Honored scientist of the Russian Federation, Khimki, Russian Federation.
Shishkov Vitaliy Vladimirovich, deputy of the center director - head ofdetermining the total cost of the product life cycle department of the Central research institute of economy, informatics and control systems, Moscow, Russian Federation.
Guidelines for determining value (price) of goods, works and services for state and municipal needs
The article as guidelines disclosed
economic and legal foundations of the formation of value (price) of products a business entity, defines the basic criteria and methods for calculating the reasonable costs to exemplary decision on the price of products.
Keywords:
• product price
• production costs
• break-even
• determination and substantiation rates method
Описанные в статье методы определения цены характерны не только для оборонной продукции, но и в целом для формирования цены товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - продукция)1,2,3.
Хозяйствующий субъект формирует цену продукции с учетом обоснованности, т.е. рассчитанная цена не должна превышать сумму необходимых для производства и реализации такой продукции расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. Затраты, включаемые в стоимость продукции, должны отвечать следующим критериям:
а) иметь объективную техническую (технологическую) обусловленность включаемых в цену затрат - прямое отнесение затрат к предмету договора или необходимость расходов для нормального функционирования хозяйствующего субъекта;
б) подтверждаться полными, достоверными и непротиворечивыми данными, представляемыми в качестве подтверждения затрат;
в) соответствовать требованиям, ограничениям и исключениям, указанным в законодательных и нормативных документах, прямо относящихся к во-
просу ценообразования продукции.
При выборе метода определения и обоснования цены продукции необходимо руководствоваться принципом эффективности планирования и расходования средств, предусматривающим необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств. Перед проведением расчета цены продукции необходимо определить вид рынка, к которому относится рынок продукции (товарный рынок): рынок с развитой или неразвитой конкуренцией. В случае, если рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с развитой конкуренцией, то цена продукции определяется в первую очередь с использованием метода сопоставимых рыночных цен и с учетом наличия (отсутствия) на рынке идентичной или однородной продукции. В случае, если рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, то цена продукции определяется затратным методом. Кроме того, затратный метод применяется для уточнения отдельных статей калькуляции в составе цены продукции, для которой существует рынок с развитой конкуренцией после определения цены такой продукции методом сопоставимых рыночных цен.
Общий порядок применения каждого из перечисленных методов определяется статьей 22 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ4 и с учетом методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №5675.
Метод сопоставимых рыночных
цен подразумевает сравнение уровня цены, устанавливаемой на продукцию хозяйствующего субъекта, с уровнем цен, устанавливаемых на рассматриваемом конкурентном рынке другими хозяйствующими субъектами на идентичную или однородную продукцию5. В целях получения информации о рыночных ценах на идентичную или однородную продукцию в соответствии с пунктом 3.7.4 методических рекомендаций5 предлагается «осуществить сбор и анализ следующей общедоступной ценовой информации: о ценах на продукцию, содержащейся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемой в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами; о котировках на российских биржах и иностранных биржах; о ценах продукции, содержащейся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов Российской Федерации в иных источниках».
Для определения цены продукции методом сопоставимых рыночных цен осуществляется перерасчет цен на идентичную или однородную продукцию прошлых периодов к текущим ценам с применением индексов.
В зависимости от вида продукции применяются следующие индексы:
- для продукции военного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ), индексы цен и индексы-дефляторы по видам экономической деятельности, порядок применения которых установлен приказом Минэкономразвития России6;
- для продукции гражданского назначения - индекс потребительских цен, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (www.gks.ru).
При определении и обосновании цены продукции затратным методом
устанавливается перечень калькуляционных статей расходов, который определяется учетной политикой хозяйствующего субъекта на основании и в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету. При формировании цены продукции, поставляемой по ГОЗ, необходимо учитывать требования Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения7 в части определения затрат, а также Порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта и цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу8 в части определения прибыли.
В общем виде цена продукции, определяемая затратным методом (Р), имеет следующую аналитическую зависимость:
Р _ С'м+С'ФОТ+С'страх+С'НР+С'проч+П^ (1)
где: См - затраты на материалы, руб.; СФОТ - затраты на оплату труда, руб.; Сстрах - страховые взносы на обязательное социальное страхование, руб.; СНР -накладные расходы, руб.; Спроч - прочие затраты (затраты на подготовку и освоение производства, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты), руб.; П - прибыль, руб.
За основу при расчете себестоимости продукции необходимо принимать требования Порядка7 с учетом особенностей установления затрат хозяйствующим субъектом, отраженных в своих внутренних локальных нормативных актах.
В результате определения цены продукции одним из двух или двумя методами, описанными выше, составляется матрица принятия решения (Таблица 1).
В случае, когда цена продукции,
определенная затратным методом, меньше средней цены продукции-аналога, возможные варианты принятия решения о цене продукции Рп в зависимости от целей маркетинговой политики приведены на Рисунке 1 и в Таблице 2.
В случае, когда цена продукции, определенная затратным методом, больше средней цены продукции-аналога ,
возможны 3 варианта принятия решения о цене продукции, приведенные на Рисунке 2 и в Таблице 3.
В заключение статьи следует отметить, что совершенствование методов управления ценообразованием на военную продукцию - вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ) - является одним из ключевых вопросов,
№ п/п Наименование продукции Стоимость (цена), руб. Примечание (обоснование решения)
продукция, определенная затратным методом (Рз) продукции-аналогов
продукция-аналог 1 (РаО продукция-аналог 2 (Ра2) продукция-аналог п (Ра„) средняя цена продукции-аналогов (Ра) принято хозяйствующим субъектом (Рп)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продукция 1
Продукция 2
Продукция п
Таблица 1. Форма матрицы принятия решения хозяйствующим субъектом
о стоимости (цене) продукции
Рисунок 1. Варианты принятия решения о стоимости (цене) продукции в случае, когда цена продукции, определенная затратным методом, меньше цены продукции-аналога
Вариант (приоритетность) Вариант принятия решения о цене продукции Последствия
1 Цена продукции выше цены, определенной затратным методом, но ниже цены аналога Pз < РП < ^ Продукция реализуема на рынке, прибыльна
2 Цена продукции принята на уровне продукции-аналога Pз < РП = ££ Продукция реализуема на рынке в случае наличия дополнительных опций, прибыльна в большей степени, чем в варианте 1
3 Цена продукции принята на уровне затрат Pз = Рп < Й Продукция реализуема на рынке в меньшей степени, чем в варианте 1, безубыточна (прибыль = 0)
Таблица 2. Варианты принятия решения о стоимости (цене) продукции в случае, когда цена продукции, определенная затратным методом, меньше цены продукции-аналога
Рисунок 2. Варианты принятия решения о стоимости (цене) продукции в случае, когда цена продукции, определенная затратным методом, больше цены продукции-аналога
связанных с развитием общей системы управления жизненным циклом продукции гражданского и военного предназначения9. Именно эти методы являются во многом определяющими как для системы ценообразования на ВВСТ и инвестиционной политики государства, так и для используемых в ее рамках методов расчета лимитных цен. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике
наиболее широко используются два таких метода: метод управления частными издержками по этапам жизненного цикла ВВСТ и метод управления полными ассигнованиями на разработку, производство и эксплуатацию образцов ВВСТ.
Схема управления при этих методах включает две стадии: стадию формирования информационной базы по планируемым издержкам, ассигнованиям и
Вариант (приоритетность) Вариант принятия решения о цене продукции Последствия
1 Цена продукции ниже цены, определенной затратным методом, и ниже цены аналога Рп < Ра < Р3 Продукция реализуема на рынке, убыток
2 Цена продукции принята на уровне продукции-аналога Р3 < Рп = Ра Продукция реализуема на рынке в случае наличия дополнительных опций, убыточна в меньшей степени, чем в варианте 1
3 Цена продукции принята на уровне затрат Рз=Рп > Ра Продукция реализуема в наименьшей степени при наличии максимально возможных дополнительных опций, безубыточна (прибыль = 0)
Таблица 3. Варианты принятия решения о стоимости (цене) продукции в случае, когда цена продукции, определенная затратным методом, больше цены продукции-аналога
стадию реализации управляющих воздействий на уровень затрат. При формировании информационной базы производится сметно-калькуляционный расчет и анализ затрат на множестве типов и видов образцов ВВСТ на всех этапах их жизненного цикла, включая затраты на создание и поддержание мобилизационных мощностей и ресурсов, а также анализ и определение общественно необходимых затрат. На основе расчета и анализа создается база данных по планируемым (ожидаемым) затратам на все виды образцов ВВСТ, подготавливаются предложения по необходимому уровню затрат и объему финансирования10.
Литература
1. Кохно П.А., Кожанов Д.А., Чеботарев С.С., Юсупов Р.М. Управление качеством вооружения в жизненном цикле. Глава 7. Управление военными представительствами ценообразованием на военную продукцию. - М.: Граница, 2015. - С. 228-262.
2. Кохно П.А. Ценообразование на вооружение: методы управления//Военная мысль.- 2013.-№ 11.- С. 3-13.
3. Кохно П.А., Кохно А.П. Сравнительный анализ методов ценообразования на новую продукцию// Общество и экономика.- 2013.- №9. -С. 106-120.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
5. Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
6. Приказ Минэкономразвития России от 29.01.2015 № 37 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
7. Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу»
8. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственно -го контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу»
9. Кохно П.А. Конкурентный цикл вооружения/Военная мысль.- 2016.- №6.- С. 57-67.
10. Кохно П.А., Кохно А.П. Оптимизационная оценка стоимости исследований и разработок // Финансовый бизнес.- 2014.- №2. - С. 33-41.