Научная статья на тему 'Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов'

Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ / ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН / МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ / ВВСТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОНОМИКИ / A/B-ТЕСТИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК / PRICING IN THE DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / DRAFT REGULATIONS ON STATE PRICE REGULATION / PRODUCT LIFE CYCLE MODELS / DIGITALIZATION OF INDUSTRIAL ECONOMY / A/B TESTING / COST OPTIMIZATION AT DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина Анна Александровна, Топчий П.П.

Авторы рассматривают вопросы ценообразования на продукцию, изготавливаемую по государственному оборонному заказу, с точки зрения учета интересов государства и производителей. Анализируются концепции ценообразования и предпосылки их внедрения. Предлагают инструменты, применение которых возможно в развитой системе ценообразования. Дают рекомендации по дальнейшему развитию такой системы в сочетании с современными методами анализа данных и средствами математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакулина Анна Александровна, Топчий П.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE PRICE-FORMATION MODEL FOR PRODUCTION OF THE DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX USING MATHEMATICAL METHODS

The authors consider the problems of organization of pricing for the state defense order, separate stages of its resolution by state authorities. The concepts of pricing in conjunction with the prerequisites for their implementation are considered, as well as tools that can be used with the development of the pricing system. Recommendations are given on the further development of the pricing system in combination with modern methods of data analysis and mathematical modeling.

Текст научной работы на тему «Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов»

Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов

А.А. Бакулина

доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, заместитель проректора по научной работе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент, доктор экономических наук (г. Москва) П.П.Топчий

заместитель генерального директора по стратегическому развитию ООО «Центр оценки собственности «МОРФ», аспирант ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Анна Александровна Бакулина, abakulina@fa.ru

В настоящее время активно формируется механизм ценообразования в оборонно-промышленном комплексе (далее - ОПК), создается и соответствующее нормативное правовое обеспечение. Нахождение консенсуса между исполнителями государственного оборонного заказа (далее -ГОЗ) и государственными заказчиками в отношении цен на вооружение, военную и специальную технику (далее - ВВСТ) является камнем преткновения в современной оборонной промышленности. Разрешить эту проблему можно посредством проведения грамотной политики федеральными органами исполнительной власти по вопросам ценообразования (см. [5, с. 2]), в которой должны быть учтены такой фактор, как «спрос и предложение», а также мнение научного сообщества, что позволит сформировать долгосрочно функционирующий механизм ценообразования.

Сегодня основной подход к ценообразованию - затратный, подразумевающий формирование расчетно-калькуляционных материалов в установленной форме, включающих данные о каждой отдельной статье затрат, а также расчет прибыли по известной формуле «20 + 1» (см. [4, с. 8]). Использование сравнительного подхода к ценообразовацию сводится к применению стоимости более ранних поставок,

увеличенной на соответствующий индекс роста. Это обусловило активный поиск альтернативных способов ценообразования и контрактации по ГОЗ, например фондово-ресурсный механизм хозяйствования. Такие механизмы не могут быть внедрены ввиду отсутствия предпосылок для их применения, мотивации предприятий к вхождению в подобные системы хозяйствования, а также отсутствия макроэкономических предпосылок, которые при рецессивном характере экономики и сокращающихся объемах финансирования позволили бы направлять средства в столь непроработанные механизмы, ориентированные, скорее, на единичные проекты, нежели на системное применение.

С июля 2015 года функции правового регулирования цен в сфере ГОЗ приняла на себя Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), которая выразила свое видение изменений в ценообразовании в проекте Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - проект Положения о государственном регулировании цен), вынесенного на обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов [3].

Новшеством, получившим широкий ре-

зонанс, является введение заморозки цен относительно «базовой» цены, рассчитанной затратным методом, которая индексируется в течение пяти лет, затем в течение двух лет цена продукции по ГОЗ не подлежит индексации. В течение последующих пяти лет цена вновь индексируется и два года не подлежит индексации.

Такая мера является первым шагом, уводящим от концепции «20 + 1», и в ближайшие 5 лет это может стать основой для формирования новых методов ценообразования, если будет собрано достаточно информации об экономии, полученной предприятиями при проведении мероприятий, обеспечивших такую экономию. Кроме того, аккумуляция такой информации может послужить причиной для обоснования направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства и увеличения предельного размера рентабельность до 25 процентов.

Этот механизм был предусмотрен в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» [2], однако был утерян в пришедшем ему на смену постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2017 года № 208 [1] и вновь нашел свое отражение в проекте Положения о государственном регулировании цен, что является положительной динамикой.

Для реализации указанного механизма необходимо формирование укрупненных перечней продукции, обладающих схожими тактико-техническими характеристиками (далее - ТТХ) и схожими технологическими процессами производства, с последующим установлением соотношений таких характеристик, выявлением возможностей экономии, а также определением методов достижения такой экономии. Это может быть реализовано посредством применения методов динамического программирования и корреляционно-регрессионного анализа.

Также отметим и такую положительную новацию, отраженную в проекте Положения о государственном регулировании цен, как пересмотр цены на продукцию. Предусмотрена возможность корректировки как текущей цены (при подаче уведомления в первом полугодии текущего календарного года), так и на последующие календарные годы (при подаче уведомления во втором полугодии текущего календарного года). Уведомление может быть принято в случае наличия описанных в проекте четырех факторов и при изменении себестоимости более чем на 5 процентов. К таким факторам относят:

1) изменение требований заказчика (государственного заказчика - для головных исполнителей, предприятия-заказчика -для исполнителей внутри кооперации) к поставляемой продукции, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию на продукцию;

2) изменение ежегодного объема производства и реализации продукции и (или) выручки предприятия;

3) изменение курса рубля к иностранным валютам;

4) принятие новых федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Это определенно шаг вперед в отношениях между исполнителями и заказчиками, так как предоставляет первоначальные гарантии разделения рисков по ГОЗ. На наш взгляд, дальнейшее развитие этого механизма может укрепить уверенность оборонных предприятий в системе ГОЗ и увеличить приток инвестиций в эту отрасль.

Важным моментом для дальнейшего совершенствования является увеличение количества факторов, которые могут быть приняты к рассмотрению в обоснование роста себестоимости более чем на 5 процентов. К таковым можно отнести:

• разницу между прогнозными и фактическими индексами-дефляторами;

• изменение условий хозяйствования внутри кооперации (банкротство, обоснованное удорожание);

• изменение условий предоставления средств в рамках федеральных целевых программ.

Однако в условиях формирования «базовой» цены и возможности увеличения рентабельности необходимо рассмотреть возможность применения обратного механизма в условиях обоснованного снижения себестоимости более чем на 5 процентов и в результате направления средств на развитие производства.

С одной стороны, последующее развитие ценообразования на продукцию ОПК связано с формированием концепции ее жизненного цикла. Сегодня, при реализации ФАС России нового положения о государственном регулировании цен на продукцию, появляется все больше предпосылок для развития этой концепции.

Укрупненные перечни продукции на этапах своего жизненного цикла в сочетании с их ТТХ, а также с объемами и способами формирования экономии ложатся в основу статистической информации об этапах жизненного цикла отдельной однородной продукции.

Необходимым для формирования единой концепции жизненного цикла представляется формирование данных об изменении стоимости в результате перехода от научно-исследовательских к опытно-конструкторским работам, а от опытно-конструкторских работ к серийному производству. Анализу подлежат большие массивы расчетно-калькуляционных материалов по сформированным статистическим выборкам по репрезентативным годам с учетом причин изменения цен и их обоснованием. В условиях цифровиза-ции промышленной экономики этот процесс представляется безальтернативным при необходимости обеспечения национальной обороны и будет считаться законченным при внедрении информационной системы по анализу продукции. Важно от-

метить, что сначала необходимо апробировать модель на устоявшейся продукции и только после этого - на новой и высокотехнологичной.

С другой стороны, развитие ценообразования не может получить новый виток только исходя из данных о затратах. Необходимо формирование альтернативных ориентиров - прежде всего определение спроса на продукцию со стороны государственного заказчика. Аналогично необходимо формирование статистического массива информации о закупках ВВСТ, дифференцированных по видам и по ТТХ внутри выборок, что потребует применения методов анализа больших данных, основными среди которых являются следующие:

• методы класса Data Mining - обучение ассоциативным правилам (association rule learning), классификация (методы категоризации новых данных на основе принципов, ранее примененных к уже наличествующим данным), кластерный анализ, регрессионный анализ;

• статистический анализ, например A/B-тестирование и анализ временных рядов;

• визуализация аналитических данных - представление информации в виде рисунков, диаграмм, с использованием интерактивных возможностей и анимации как для получения результатов, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа. Данные необходимо анализировать исключительно исходя из внутреннего спроса. Контракты на импорт следует анализировать только в случае их достоверной прогнозируе-мости. В результате такого анализа может быть получена величина стоимости, которую готов заплатить государственный заказчик на продукцию с определенными ТТХ.

Наконец, реализация концепции жизненного цикла с учетом выявленных на «спрос» и «предложение» цен позволит «зарабо-

тать» следующим наиболее значимым для системы ГОЗ инструментам:

1) разработка альтернативных способов контрактации, предусматривающих как корректировку фактических издержек, так и поощрительные вознаграждения исполнителям всей цепочки кооперации в пределах цены, определенной на основе спроса государственного заказчика;

2) возможность рассмотрения альтернативных способов производства продукции на каждом этапе жизненного цикла с использованием методов оптимального проектирования, что позволит предприятиям обоснованно направлять средства на развитие производств и оставаться конкурентоспособными;

3) формирование методических рекомендаций по оптимизации затрат на предприятиях ОПК с тем, чтобы по подобию бизнес-планов иметь возможность планировать среднесрочные и долгосрочные мероприятия, направленные на сокращение себестоимости за счет экономии средств.

В рамках научно-исследовательских работ Финансового университета при Пра-

вительстве Российской Федерации проводились и проводятся исследования механизмов ценообразования в привязке к механизмам оптимизации затрат на примере серийного производства отдельных видов продукции. В программах оптимизации затраты предприятий ОПК, направляемые на достижение экономии, разделяются следующим образом:

• затраты на мероприятия, «оптимизирующие процессы», - мероприятия, позволяющие более эффективно использовать существующие производственные фонды, человеческий капитал и другие средства производства;

• затраты на мероприятия, «совершенствующие производство», - мероприятия, подразумевающие замену, совершенствование и коренное улучшение производственных фондов, человеческого капитала и других средств производства.

Проиллюстрируем это на примере мероприятий по оптимизации трудозатрат (см. табл.).

Мероприятия по снижению трудоемкости производства 1

Вид процесса Мероприятия, снижающие трудоемкость

Оптимизирующий Выравнивание производственного цикла посредством повышения ритмичности формирования ГОЗ и подписания государственных контрактов «Сквозное» проектирование изделий (в сочетании с автоматизацией производства) Унификация производственных процессов Нормирование трудозатрат Снижение количества брака и доработок (посредством повышения точности и детальности измерений на этапах контроля)

Совершенствующий производство Автоматизация производственных процессов Унификация требований к изделиям и технологиям на уровне заказчика Стандартизация производственных процессов Инвестиции в повышение квалификации (образования) производственного персонала

1 Таблица составлена авторами настоящей статьи.

При этом такие планы развития могут ложиться в обоснование необходимости повышения рентабельности на 5 процентов (до 25 процентов), однако экономия не должна превышать 10 процентов в краткосрочной перспективе, в противном случае это может свидетельствовать о намеренном завышении себестоимости.

Авторами были проведены исследования альтернативных методов ценообразования, основанных на направлении экономии, полученной при выполнении ГОЗ, на развитие предприятия и осуществлении при этом

з 25 -|

I-

х

си

^

8. 20 А

с=

поощрительных выплат сотрудникам за эффективное использование данных средств для указанных целей. Исследования показали, что при реализации мероприятий по оптимизации трудозатрат может быть достигнута экономия бюджетных средств до 10 процентов и при поощрительных выплатах 0,5 процента от величины экономии обеспечивается рост рентабельности предприятия до 23,3 процента в течение 10 лет (см. рис.). Это существенный стимул к сокращению затрат и оптимизации процессов на производстве.

15

10

"Г" 2

-1

10

годы

рентабельность без поощерения достигаемая экономия бюджетных средств рост рентабельное™ с учетом поощерения

Изменение рентабельности предприятия в случае применения предлагаемого метода

ценообразования по годам 2

5

0

9

Таким образом, построение эффективной модели ценообразования на продукцию ОПК связано с существенными трудностями. Необходимо сформировать, проанализировать и спрогнозировать большие объемы информации в рамках доступных математических методов и дать оборонным предприятиям возможность стать генераторами процессных и продуктовых инноваций. В связи с этим принципиально важным является следующее:

• формирование математически обо-

снованных моделей жизненного цикла продукции ВВСТ, обеспечивающих прогнозирование и мониторинг развития продукции (на основе корреляционно-регрессионных зависимостей этапов жизненного цикла однородных изделий, программирования вариантов создания продукции); • создание механизмов расчета и прогнозирования величины спроса (преимущественно внутреннего) на рассматриваемую продукцию;

2 Расчеты для графика выполнены авторами настоящей статьи. 78 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, iovrf@mail.ru

• разработка в рамках имеющихся данных о спросе и предложении новых видов контрактации, предусматривающих вознаграждение и возмещение издержек при заданных условиях (лучшие ТТХ, низкие цены);

• применение гибких подходов к производству продукции на жизненном цикле, а именно сценарных вариантов создания, предусматривающих в том числе меры поддержки рыночных механизмов наравне с развитием малого и среднего предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу») : постановление Правительства Российской

Федерации от декабря 2017 года № 208.

2. Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу : постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119 : в редакции от 4 сентября 2015 года.

3. Проект положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. и^: http://regulation.gov.ru/ рпэ]ей8#пра=64424- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов-(дата обращения: 19 июня 2017 года).

4. Дадалко В. А, Алексеев А. А., Топ-чий П. П. Эффективность предприятий оборонно-промышленного комплекса и корпоративное строительство в России // Безопасность бизнеса. 2017. № 1.

5. Лавринов Г. А., Подольский А. Г. О государственном управлении ценообразованием на продукцию военного назначения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 44 (281).

* * *

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!

Сообщаем о выходе из печати второго сборника «СПРАВОЧНИК ОЦЕНЩИКА НЕДВИЖИМОСТИ 2017. ОФИСНО-ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ И СХОДНЫЕ ТИПЫ ОБЪЕКТОВ. ТЕКУЩИЕ И ПРОГНОЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ДЛЯ ДОХОДНОГО ПОДХОДА» под редакцией Льва Абрамовича Лейфера (ООО «Информ-оценка», г. Нижний Новгород)

В Справочнике представлены текущие и прогнозные характеристики рынка недвижимости, необходимые оценщикам для реализации методов доходного подхода при оценке объектов недвижимости (процент недозагрузки, расходы на содержание, текущая доходность, прогнозный рост и т. д.), приведены дополнительные справочные данные для определения стоимости объектов офисно-торгового назначения.

Особенностью издания является то, что в нем отдельно представлены коллективные экспертные оценки, отражающие мнения сотрудников банков Ассоциации российских банков и Ассоциации банков Северо-Запада.

Заявки на покупку Справочника вы можете скачать на сайте http://inform-ocenka.ru Заполненные заявки (в формате MS Word) следует присылать по адресу inform@pcfko.ru По вопросам приобретения Справочника - Фролова Наталья, тел. 8 920 056 23 36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.