Научная статья на тему 'Конкурентный ресурсно-стоимостный оборонно-промышленный комплекс'

Конкурентный ресурсно-стоимостный оборонно-промышленный комплекс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА / ACCOUNT PROBLEMS / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / PRODUCT COST / РАСЧЁТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ / CALCULATION OF MATERIAL INPUTS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / FEDERAL TARGET PROGRAMS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / EFFICIENCY OF BUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохно Павел Антонович, Косарев Алексей Сергеевич

В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования ресурсно-стоимостного производства военной продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса, определяющие стоимость военной продукции, на основе эффективного управления затратами,. При этом проанализированы действующие нормативно-правовые документы нормирования и учета трудоемкости создания продукции по государственному оборонному заказу. Рассмотрен метод системной увязки требуемых и расчетных показателей федеральных целевых программ к оценке эффективности использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive resource and cost defense industry complex

In article some aspects of formation resource military production by the enterprises of defense industry complex on the basis of effective management of expenses, determining the cost of military production are considered. Thus the existing standard and legal documents of rationing and the accounting of labor input of creation of production by the state defensive order are analysed. The method of system coordination of the demanded and settlement indicators of federal target programs to an assessment of efficiency of use of budgetary funds is considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентный ресурсно-стоимостный оборонно-промышленный комплекс»

УДК 338

КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРСНО-СТОИМОСТНЫИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Кохно Павел Антонович

л

life

профессор Аспирантуры ФГУП "ЦНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор

Косарев Алексей Сергеевич

заместитель руководителя Межотраслевого центра обеспечения ценообразования в сфере государственного оборонного заказа, аспирант ФГУП "ЦНИИ "Центр"

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования ресурсно-стоимостного производства военной продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса, определяющие стоимость военной продукции, на основе эффективного управления затратами. При этом проанализированы действующие нормативно-правовые документы нормирования и учета трудоемкости создания продукции по государственному оборонному заказу. Рассмотрен метод системной увязки требуемых и расчетных показателей федеральных целевых программ к оценке эффективности использования бюджетных средств.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, проблемы учета, себестоимость продукции, расчет материальных затрат, федеральные целевые программы, эффективность

бюджетных средств.

Kokhno Pavel Antonovich, Professor of Postgraduate studies Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of Economics Sciences, Professor, Moscow, Russian Federation.

Kosarev Alexey Sergeyevich, Deputy head of the Interdisciplinary centre for security pricing in the sphere of the state defense order, post-graduate student of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.

Competitive resource and cost defense industry complex.

Abstract. In article some aspects of formation resource military production by the enterprises of defense industry complex on the basis of effective management of expenses, determining the cost of military

production are considered. Thus the existing standard and legal documents of rationing and the accounting of labor input of creation of production by the state defensive order are analysed. The method of system coordination of the demanded and settlement indicators of federal target programs to an assessment of efficiency of use of budgetary funds is considered.

Keywords: defense industry complex, account problems, product cost, calculation of material inputs, federal target programs, efficiency of budgetary funds.

Основы планирования производственных программ. Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК)1,2,3,4. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией. Инструментами выявления производственных резервов, анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов являются данные учета издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции. Этим определено, что участок издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции занимает особое место в управленческом учете организации.

От уровня себестоимости продукции зависит объем прибыли и уровень рентабельности предприятия: чем экономнее используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производства, тем больше прибыль. Исчисление себестоимости продукции не-

обходимо для определения цен на продукцию, оценки выполнения плана по себестоимости и ее динамики, определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрихозяйственного хозрасчета, выявления резервов снижения себестоимости продукции, расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т. д.

Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы данного предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно. В связи с этим важное значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют.

На протяжении всей своей деятельности промышленное предприятие оценивает факты своей хозяйственной деятельности, для чего устанавливаются правила формирования и раскрытия учетной политики, под которыми в соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) понимается "совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности". Предприятия обязаны определять способы организации ведения бухгалтерского учета исходя из положений по бухгалтерскому учету. В соответствии с приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" расходы делятся на расходы по обычным видам деятельности, связанные с

изготовлением и продажей продукции, и прочие расходы, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков. Такое деление не отвечает на вопрос: какие расходы являются обоснованными, а какие нет. Необходимость деления затрат на обоснованные и необоснованные исходит из требований законодательных актов, регламентирующих деятельность организаций ОПК в области государственного оборонного заказа (ГОЗ), - определение экономически обоснованных затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции по ГОЗ. Следовательно, законодательство в сфере ГОЗ обязывает предприятие ОПК утверждать свою учетную политику с учетом всех ограничений, действующих для исполнителей ГОЗ. Любая хозяйственная операция оформляется в учете на основании документа. Документом является зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать*.

Влияние объемов производства на затраты. Результатом работы предприятия является выпуск продукции, размер которого в денежных единицах измерения складывается из затрат и прибыли. Положительное (прирост) или отрицательное (уменьшение) изменение объемов производства должно приводить к изменению затрат предприятия. При этом зависимые от объемов выпуска условно-переменные затраты (затраты на материалы, затраты на оплату труда основных производственных рабочих) должны изменяться в большей степени, нежели условно-постоянные (общепроизводственные и общехозяйственные затраты). Все отклонения от указанной

* ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

зависимости предприятием должны анализироваться с целью определения причин вызванных отклонений и выработки управленческих решений.

Накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) затраты по военной продукции растут быстрее соответствующих затрат по продукции в целом. И это с учетом того, что при формировании и учете косвенных затрат на ПВН отдельные расходы не разрешено относить при их правомерности в целях определения стоимости гражданской продукции. Превышение темпов роста накладных расходов (в первую очередь общехозяйственных затрат) при производстве военной продукции (продукции ГОЗ) над аналогичными показателями по линейке гражданской продукции (в целом по предприятиям) является косвенным признаком, свидетельствующим о недостаточном контроле со стороны предприятий и заказчиков за ростом косвенных расходов и обоснованностью фактических затрат, связанных с организацией и управлением деятельностью организации в целом. Исходя из данных форм 1-СР за 2015 год в целом по организациям ОПК, материальные затраты составляют 55% затрат. Из чего следует, что учету и анализу материальных затрат предприятия должны уделять повышенное внимание.

В ходе формирования затрат по статье «Затраты на материалы» необходимо определить отклонения, которые произошли в расходе материалов, относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, за отчетный период, от затрат, принятых в действующей цене продукции, и от действующих норм затрат, принятых в плановой калькуляции отчетного периода, а также выявление причин, вызвавших эти отклонения. Отклонения от норм расхода материалов не должны включаться в себестоимость

продукции за исключением случаев, когда перерасход их вызван конструктивными изменениями по требованию заказчика. Себестоимость материальных затрат рассчитывается по следующей формуле:

С = С + С + С + С + С + С + С + С -С (1)

^м ^с 1 ^в 1 ^пп 1 ^стор 1 ^тзр 1 ^топ 1 ^э 1 ^т ^воз5 V, А /

где:

См - совокупность затрат на материалы;

Сс - затраты на приобретение сырья и основных материалов, используемых в производстве продукции в соответствии с технологией и образующих ее основу, с учетом неизбежных технологических потерь в пределах установленных норм;

Св - затраты на приобретение вспомогательных материалов, используемых в производстве на технологические цели, являющихся необходимым компонентом в процессе изготовления, относящиеся на себестоимость конкретных изделий по соответствующим нормам и нормативам;

Спп - затраты на приобретение покупных полуфабрикатов - заготовок и деталей в черновом или в полуобработанном виде с учетом неизбежных технологических потерь, порядок нормирования которых регламентируется нормативными документами. При этом организации, имеющие собственные заготовительные производства, иногда могут калькулировать и показывать эти затраты отдельно как полуфабрикаты собственного производства.

Сстор - затраты на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или (и) собственными обслуживающими производствами, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость продукции.

Стзр - транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР), которые могут включать ввозные таможенные пошлины и сборы, провозную плату, стоимость услуг по доставке и разгрузке, содержание специализированных заготовительных цехов и складов, расходы на оплату

командировок, непосредственно связанные с заготовкой материалов, а также потери сырья и материалов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Стоп - затраты на все виды топлива на технологические цели, которые включают затраты на топливо, как получаемое со стороны, так и вырабатываемое самой организацией, относимые на стоимость продукции. Расчет расходов на топливо осуществляется на основе региональных цен. Расчет затрат на газ природный осуществляется исходя из действующих в регионе цен на газ, включая плату за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительным организациям, для потребителей кроме населения;

Сэ - затраты на все виды электрической, тепловой и другие энергии на технологические цели (приобретаемой и вырабатываемой), включаются и расходы на трансформацию, передачу энергии, относимую на стоимость изделий прямым способом, если такая возможность имеется, и по соответствующим нормативам. Расчет затрат на покупную электрическую, тепловую энергию осуществляется исходя из действующих в регионе: цен на электроэнергию на розничном рынке для промышленных потребителей или на оптовом рынке в зависимости от их статуса как субъектов рынка электрической энергии (мощности); тарифов на тепловую энергию;

Ст - затраты по оплате тары (невозвратной) и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, включая также затраты на восстановление возвратной тары. При этом необходимо учитывать, что отнесение тары к возвратной или невозвратной и ее оценка определяется с учетом условий контракта на приобретение материальных ресурсов. Затраты на ТЗР, а также на

топливо и энергию относятся на себестоимость продукции либо прямым способом, если такая возможность имеется, либо с помощью утвержденных в установленном порядке нормативов.

Своз - стоимость остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся во время технологического процесса изготовления продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала (далее - возвратные отходы).

Порядок проведения оценки обоснованности затрат на материалы осуществляется в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9.06.2001 № 44н и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Кроме того, у исполнителя должны быть разработанные внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета затрат.

При оценке затрат на материалы необходимо учитывать:

а) стоимость вспомогательных материалов, используемых для технологических целей, отнесение которых на себестоимость продукции прямым путем затруднено, включается в себестоимость продукции следующим порядком: устанавливаются нормы расхода вспомогательных материалов для технологических целей; в соответствии с этими нормами и стоимостью материалов в плане устанавливается сметная ставка на единицу продукции, которая по мере изменения норм расходования материалов или цен должна пересматриваться;

б) фактические затраты на приобретение покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий оцениваются отдельно.

Сначала устанавливается соответствие номенклатуры покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, показанных в фактической (отчетной) калькуляции, спецификациям и техническим заданиям (условиям) по комплектации единицы продукции. Затем идет анализ на предмет соответствия цен, принятых при определении стоимости этих изделий, действующим ценам на основании справочников, прейскурантов цен;

в) при определении размера ТЗР в калькуляции необходимо: установить размер этих расходов в отчетном периоде по каждой группе материальных ценностей (основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия); определить наличие и размер нецелесообразных затрат; определить фактически сложившийся за отчетный период процент ТЗР к заготовленным материальным ценностям (по группам).

Основанием для определения стоимости основных материалов на единицу продукции являются действующие нормы расхода материалов, соответствующие утвержденному технологическому процессу и техническим условиям, с учетом сокращения этих норм по мере освоения производства изделия и проведения оргтехмероприятий в планируемом периоде, т.е. в плановой калькуляции нормы затрат материалов должны определяться на основе действующих (или ожидаемых) на начало планового периода нормативов с учетом экономической эффективности намеченных мероприятий по дальнейшему совершенствованию производства; цены на материалы, подтвержденные документами (протоколы цен к договорам поставок, счета-фактуры, кассовые чеки и другие).

Нормы расхода материалов определяются техническими условиями, материальными спецификациями или разрабатываются на предприятии на основе

чертежей изделия и утверждаются предприятием, в некоторых случаях непосредственно согласовываются с заказчиком. Указанные документы должны содержать следующие основные данные, обеспечивающие определение стоимости расходуемых материалов на единицу данного изделия: наименование материалов; марка материала; стандарт или технические условия; профиль и размер; единица измерения; необходимое количество по действующей технологии; наименование, номер и дата документов, обосновывающих цены; наименование производителя (поставщика); стоимость материалов.

При проверке норм расхода основных материалов необходимо сопоставить нормы расхода материалов с фактическим расходом их на рабочих местах. После анализа правильности применения предприятием в плановых затратах норм затрат материалов необходимо провести анализ правильности определения стоимости их по действующим ценам. Из стоимости основных материалов на единицу продукции необходимо исключить стоимость возвратных отходов по цене их дальнейшего использования. Стоимость отходов, на размер которых необходимо уменьшить стоимость основных материалов в проектах цен, определяется расчетным путем и на основе проверенных отчетных данных бухгалтерского учета.

Стоимость вспомогательных материалов, используемых для технологических целей, отнесение которых на себестоимость отдельных изделий (группы изделий) и заказов прямым путем затруднено, включается в себестоимость отдельных изделий и заказов следующим порядком. По каждому изделию, заказу устанавливаются нормы расхода вспомогательных материалов для технологических целей. В соответствии с этими нормами и стоимостью материалов в плане устанавливается сметная ставка на изделие; стоимость

фактического расхода вспомогательных материалов относится на отдельные виды изделий, а также на товарный выпуск и незавершенное производство пропорционально сметным ставкам, которые по мере изменения норм расходования материалов или цен должны пересматриваться. Кроме того, при поставках серийных изделий, выполнении работ, услуг (кроме НИОКР), облагаемых налогом на добавленную стоимость, из стоимости материалов необходимо исключить сумму уплачиваемого при их приобретении налога. При формировании цен на выполнение НИОКР стоимость материалов определяется с учетом налога на добавленную стоимость.

Покупные комплектующие изделия в стоимости единицы основной продукции принимаются в соответствии с нормами их расхода, предусмотренными техническими условиями и обоснованными ценами. Спецификация должна содержать следующие основные данные: наименование готовых изделий; тип; количество на одно изделие; цена за 1 штуку, руб., без учета НДС; сумма на одно изделие, руб., без НДС (при выполнении НИОКР с НДС); завод-поставщик (производитель и поставщик); номер и дата договора поставки (протокола согласования цены). Оценка производится посредством сопоставления перечней покупных изделий, затраты по которым приняты в плановой калькуляции, с перечнями этих изделий, предусмотренными техническими условиями, технологическим процессом и спецификацией. Состав комплектующих изделий, нормы их расхода и стоимостная оценка должны приводиться в расшифровке прилагаемой к калькуляции цены.

Расшифровки (спецификации) покупных полуфабрикатов должны содержать следующие основные данные: наименование полуфабрикатов; единица измерения; количество на одно изделие; цена за единицу в руб., без НДС; сумма на изделие, в

руб., без НДС (при выполнении НИОКР с НДС); производитель и поставщик; номер и дата договора поставки (протокола согласования цены). При оценке этих затрат необходимо убедиться в соответствии данной спецификации действующим чертежам и обоснованным ценам.

Основной задачей оценки стоимости материальных затрат в отчетной калькуляции является выявление отклонений, которые произошли в расходе материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий за отчетный период, от затрат, принятых в действующей цене изделия, и от действующих норм затрат, принятых в плановой калькуляции отчетного периода, а также выявление причин, вызвавших эти отклонения. Стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в отчетной калькуляции определяется отдельно - сначала устанавливается соответствие номенклатуры покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, показанных в отчетной калькуляции, спецификациям и техническим условиям по комплектации основного изделия, затем производится проверка соответствия цен, принятых при определении стоимости этих изделий, действующим ценам.

Оценка осуществляется по первичным и сводным документам, используемым организацией для учета материально-производственных запасов и их стоимости (лимитно-заборные карты, требования, приходные ордера, авансовые отчеты, договоры с поставщиками и исполнителями работ, счета, счета-фактуры, платежные поручения). Все отклонения от норм расхода материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий не подлежат включению в отчетную калькуляцию, за исключением случаев, когда перерасход их вызван конструктивными изменениями по требованию заказчика.

Метод системной увязки требуе-

мых и расчетных показателей федеральных целевых программ. Метод системной увязки требуемых и расчетных показателей федеральных целевых программ или управленческий метод (подход) к оценке эффективности использования бюджетных средств применяется на этапе планирования, а также реализации соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП). Одними из важнейших принципов организации управления Программой являются обеспечение сбалансированности объемов финансирования мероприятий данной Программы, а также обеспечение целевого и эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию Программы. Главным методом разработки ФЦП является научно-обоснованный метод программно-целевого планирования (далее - ПЦП) развития оборонно-промышленного комплекса.

На современном этапе использование метода ПЦП для разработки ФЦП имеет следующую особенность. Вместо использовавшегося ранее принципа "от задач к финансам" реализуется подход "от выделяемых ресурсов к множеству возможных альтернативных (всех возможных) вариантов решаемых задач с оценкой их реализуемости, эффективности обеспечения производства приоритетных образцов ВВСТ, последствий и влияния на состояние и перспективы развития ОПК, включая его экспортный потенциал". Основной целью разработки ФЦП является создание сбалансированного по срокам, ресурсам и возможностям промышленности плана разработок и создания производственных мощностей для технического оснащения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации приоритетными образцами ВВСТ. Наряду с ФЦП "Развитие оборонно-промышленного ком-

плекса" разрабатываются и реализуются в сфере военно-технического обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации также ряд федеральных целевых программ, мероприятия которых планируются и выполняются, как правило, с целью обеспечения реализации государственной программы вооружений (ГПВ).

От степени увязки всех перечисленных документов и программ в значительной степени зависит эффективность реализации программных мероприятий5,6. При разработке управленческого подхода потребовалось решить задачи алгоритмизации и формализации следующих процедур:

- анализа соответствия проекта ФЦП положениям концептуальных документов в области военной безопасности;

- системной увязки мероприятий проекта ФЦП по целям, задачам, направлениям развития, государственным заказчикам, ресурсам и срокам;

- координации мероприятий ФЦП с мероприятиями других программ, затрагивающих сферу военно-технического обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Основными информационными источниками для разработки и реализации управленческого подхода являются:

- концептуальные и программные документы в области военно-технического и промышленного обеспечения безопасности Российской Федерации;

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, Военно-промышленной комиссии Российской Федерации при формировании и оценке качества проекта ФЦП;

- данные отечественных и зарубежных источников, позволяющие провести анализ действующих методологических подходов по оценке государственных программ в части увязки их мероприя-

тий по целям задачам, направлениям развития, заказчикам, ресурсам и срокам, а также координации их мероприятий с мероприятиями других программ.

Одним из важнейших направлений системной увязки мероприятий проекта ФЦП является оценка увязки по ресурсам. Управленческий подход к оценке эффективности использования бюджетных средств реализуется на уровне Государственного заказчика и заключается в формализованном представлении требуемых и расчетных показателей степени системной увязки мероприятий Программы с точки зрения возможности реализации мероприятий в установленные сроки и в рамках имеющегося ресурсного обеспечения, а также с точки зрения влияния возможных отклонений финансовых показателей Программы на ее эффективность. Предлагаемый основной подход заключается в формализованном представлении требуемых и расчетных показателей оценки степени системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат с точки зрения возможности реализации мероприятий в установленные сроки, а также их увязки с задачами Программы (ЗП1) и индикаторами по основным мероприятиям Программы (ИД). При этом показатель оценки степени системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат предлагается определять по величине количественного показателя К, соответствующего отношению достигаемого целевого показателя (ДЦПСУМ) к величине заданного целевого

показателя (ЗЦПСУМ):

К = ДЦП

см ~ ЗЦП уМ .

Достигаемый целевой показатель рассчитывается как общая стоимость мероприятий Программы (или ьй группы мероприятий Программы), которые:

1) относятся к множеству мероприятий, зависимых друг от друга по задаче (при

оценке степени увязки по задачам ЗП),

2) являются увязанными между собой по ресурсам, срокам их выполнения и индикаторами по основным мероприятиям Программы.

Заданный целевой показатель представляет собой общую стоимость мероприятий Программы (или ьй группы мероприятий Программы), которые удовлетворяют только требованию 1), т.е. относятся к множеству мероприятий, зависимых друг от друга по задаче. В качестве правила (Таблица 1) предлагается считать:

- системная увязка мероприятий Программы и планируемых затрат "достигается", если нет мероприятий Программы, зависимых друг от друга, но не увязанных по ресурсам, по срокам их выполнения и индикаторам по основным мероприятиям Программы;

- системная увязка мероприятий Программы и планируемых затрат "в основном достигается"., если доля мероприятий, зависимых друг от друга, но не увязанных по ресурсам, срокам их выполнения и индикаторам не превышает 0,2;

- системная увязка мероприятий Программы и планируемых затрат "достигается частично", если доля мероприятий, зависимых друг от друга, но не увязанных по ресурсам, срокам их выполнения и индикаторам от 0,2 до 0,5;

- системная увязка мероприятий Программы и планируемых затрат "достигается в незначительной степени", если доля мероприятий, зависимых друг от друга, но

не увязанных по ресурсам, срокам их выполнения и индикаторам от 0,5 до 0,8.

- системная увязка мероприятий Программы и планируемых затрат "не достигается", если доля мероприятий Программы, зависимых друг от друга, но не увязанных по ресурсам, срокам их выполнения и индикаторам от 0,8 до 1.

В целях определения и получения количественной оценки степени системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат предлагается следующий порядок действий:

1. На основании анализа Программы выбрать задачи (ЗП1), для которых могут быть сформированы множества мероприятий, зависимых друг от друга по ресурсам, по срокам их выполнения и индикаторам. Для отработки оценки системной увязки мероприятий Программы выбраны: а) Задачи:

ЗП1. Создание производственных мощностей для обеспечения реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ и комплексного плана ВТС.

ЗП2. Развитие промышленных базовых и критических технологий, необходимых для реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ и комплексного плана военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

ЗПЗ . Совершенствование организационно-технологической структуры и институциональной структуры ОПК, государственного регулирования и

Качественная оценка степени увязки мероприятий Программы и планируемых затрат Количественные показатели Ксум

не достигается 0,0-0,2

достигается в незначительной степени 0,2-0,5

достигается частично 0,5-0,8

в основном достигается 0,8-1,0

достигается 1,0

Таблица 1. Оценка степени увязки мероприятий Программы и планируемых затрат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контроля деятельности ОПК.

б) группы мероприятий Программы:

ГМ1. Группа мероприятий, предусматривающих техническое перевооружение в обеспечение развития промышленных базовых и критических технологий, реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения производства приоритетных образцов, предусмотренных ГПВ, включая создание мобилизационных мощностей для производства новых видов ВВСТ, а также создание отечественных экономически обоснованных импортозамещающих производств.

ГМ2. Группа мероприятий, предусматривающих создание опережающего научно-технологического задела в интересах обороны и безопасности страны и форсирование развития инновационного потенциала ОПК.

ГМ3. Группа мероприятий по завершению институциональных преобразований ОПК.

ГМ4. Группа мероприятий по развитию кадрового и интеллектуального потенциала ОПК в интересах создания и производства приоритетных образцов ВВСТ.

ГМ5. Группа мероприятий по развитию системы управления деятельностью ОПК.

ГМ6. Группа мероприятий по развитию военно-технического сотрудничества и решению проблем импортозамещения.

ГМ7. Группа мероприятий по повышению качества продукции военного назначения.

ГМ8. Группа мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения деятельности ОПК.

в) Индикаторы:

ИП1. Уровень производственно-технологической готовности организаций отраслей ОПК для обеспечения производства приоритетных образцов ВВСТ в соответствии с заданиями ГПВ.

ИП2. Доля реализованных промышленных критических и базовых технологий для обеспечения производства конкурентоспособной продукции воен-

ного назначения.

ИП3. Доля активной части обновленных и новых основных производственных фондов интегрированных структур ОПК.

ИП4. Доля промышленной продукции, произведенной организациями, входящими в состав интегрированных структур, в общем объеме продукции, произведенной организациями ОПК.

ИП5. Доля организаций ОПК, имеющих сертификат на систему менеджмента качества, признаваемый на внешнем рынке.

ИП5. Прирост экспорта продукции военного назначения.

2. Уяснить содержание задач Программы. Для каждой задачи (ЗП1) сформировать выборку мероприятий. Для выборки, соответствующей конкретной задаче, определить количество (К) и общую стоимость мероприятий (СЕ).

3. Уяснить содержание мероприятий Программы. Для каждой выборки определить:

а) стоимость мероприятий Программы, зависимых друг от друга, но не увязанных по ресурсам - СЗП1(Рес/);

б) стоимость мероприятий Программы, зависимых друг от друга, но не увязанных по срокам - СЗП1(Ср1/):

- в части готовности новых критических базовых и промышленных технологий;

- в части готовности базы производственных мощностей;

- в части готовности учебно-материальной базы;

- в части готовности мощностей технического обслуживания и ремонта;

в) стоимость мероприятий, зависимых друг от друга, но не обеспечивающих достижение установленных индикаторов и показателей СЗП1 (Си1/).

4. По каждой задаче необходимо рассчитать критерии, которыми являются количественные показатели системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат, по формуле:

^ ( С ЗПЩРеф + С ЗПЩСр 1) + СзПЩИщ )

КзпЩ = 1 -

1=1

1=1

где КЗПщ - критерий (количественный показатель) увязки мероприятий Программы по ресурсам, срокам для задачи ЗПк;

г = 1, I - порядковый номер группы мероприятий Программы;

j = 1,п - порядковый номер мероприятия в соответствующей группе мероприятий Программы;

к = 1,К - порядковый номер задачи Программы;

Сзпкг (рРес) - стоимость мероприятий, не увязанных по ресурсам;

Сзпщсрп - стоимость мероприятий, не увязанных по срокам;

СЗПк(Сщ) - стоимость мероприятий, не увязанных по индикаторам.

Расчет критерия с использованием показателей стоимости Сзпщ) исключает необходимость применения весовых коэффициентов относительно важности программных мероприятий, как это потребовалось бы с использованием показателей количества мероприятий ^т<у). Если на одно мероприятие приходится две и более неувязок (по индикаторам, по ресурсам, по срокам), в расчете одного критерия следует использовать одну величину стоимости. Количественная оценка системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат приведена в Таблице 2.

^ ( СзпЩ

Проводя экспертизу затрат по Программе, государственный Заказчик должен также иметь инструмент для оценки степени координации мероприятий Программы с мероприятиями других смежных программ, чтобы исключить излишние затраты, учитываемые в аналогичных мероприятиях других программ. Основной подход заключается в формализованном представлении требуемых и расчетных показателей оценки степени координации мероприятий Программы с мероприятиями МПк(1) вышеуказанных программ. При этом показатель оценки степени координации предлагается определять по величине количественного показателя Ккмп, соответствующего отношению достигаемого целевого показателя ДЦПкмп к величине заданного целевого показателя ЗЦПкмп (Таблица 3):

Кк

ДЦП

ЗЦП кмп .

Достигаемый целевой показатель рассчитывается как общее количество или общая стоимость мероприятий Программы (или ьй группы программных мероприятий), которые удовлетворяют следующим требованиям:

1) относятся к множеству мероприятий Программы, координируемых с ме-

Качественная оценка координации мероприятий Программы и других смежных программ Количественный показатель

не скоординированы 0

скоординированы незначительно 0,2

скоординированы частично 0,5

в основном скоординированы 0,8

скоординированы 1

Таблица 3. Показатели оценки координации мероприятий Программы и других смежных программ

>

со и о

Й *

о

я

*

ч о

о о

£

к> о

Идентификатор Содержание задачи Программы Оценки увязки мероприятий и планируемых затрат по группам мероприятий Программы

ГМ1 ГМ2 гмз ГМ4

ЗП1 Создание производственных мощностей для обеспечения реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ. 0,95 0,85 0,75 -

в основном достигается в основном достигается частично достигается не оценивается

ЗП2 Создание производственных мощностей для обеспечения реализации комплексного плана ВТС. 1,0 0,85 0,75 0,88

достигается в основном достигается частично достигается в основном достигается

ЗПЗ Развитие промышленных базовых технологий, необходимых для реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ и комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. 0,95 0,75 0,68 0,72

в основном достигается частично достигается частично достигается частично достигается

ЗП4 Развитие промышленных критических технологий, необходимых для реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ и комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. 0,98

не оценивается не оценивается не оценивается в основном достигается

ЗП5 Совершенствование организационно-технологической структуры ОПК. - - - 0,99

не оценивается не оценивается не оценивается в основном достигается

ЗП6 Совершенствование институциональной структуры ОПК, государственного регулирования и контроля деятельности ОПК 1,0 - 0,77 0,83

достигается не оценивается частично достигается в основном достигается

к» V©

Таблица 2. Количественная оценка системной увязки мероприятий Программы и плданируемых затрат

Я о

роприятиями исследуемой к-той целевой программы;

2) являются увязанными по заказчикам, по ресурсам и по срокам их выполнения.

Заданный целевой показатель представляет собой общее количество или общую стоимость мероприятий Программы (или ьй группы программных мероприятий), которые удовлетворяют только требованию 1), т.е. относятся к множеству мероприятий, координируемых с мероприятиями к-той целевой программы. В качестве правила предлагается считать:

- мероприятия Программы "скоординированы" с мероприятиями к-той целевой программы, если нет мероприятий Программы, подлежащих увязке с мероприятиями другой целевой программы и не увязанных по заказчикам, по ресурсам или по срокам их выполнения;

- мероприятия Программы "в основном скоординированы", если доля мероприятий Программы, зависимых от к-той целевой программы, но не увязанных по заказчикам, по ресурсам и по срокам их выполнения, не превышает 0,2.

- мероприятия Программы "скоординированы частично", если доля мероприятий Программы, зависимых от к-той целевой программы, но не увязанных по заказчикам, по ресурсам и по срокам их выполнения, от 0,2 до 0,5.

- мероприятия Программы "скоординированы незначительно", если доля мероприятий, зависимых от к-той целевой программы, но не увязанных по заказчикам, по ресурсам и по срокам их выполнения, от 0,5 до 0,8.

- мероприятия Программы "не скоординированы", если доля мероприятий

Программы, зависимых от к-той целевой программы, но не увязанных по заказчикам, по ресурсам и по срокам их выполнения, от 0,8 до 1.

В целях определения и получения количественной оценки степени координации мероприятий проекта Программы с мероприятиями других целевых программ предлагается следующий порядок действий:

1. На основании анализа целевой программы выбрать мероприятия МПк(1), для которых могут быть сформированы множества мероприятий Программы, подлежащих координации по заказчикам, ресурсам и срокам выполнения.

2. Уяснить содержание мероприятий. Для каждого мероприятия МПк(1) сформировать выборку мероприятий Программы из групп мероприятий. Для выборки, соответствующей конкретной задаче, определить количество N и общую стоимость мероприятий Се.

3. Уяснить содержание мероприятий Программы. Для каждой выборки определить:

- количество и стоимость мероприятий Программы, зависимых от мероприятия МПк(1), но не увязанных по заказчикам;

- количество и стоимость мероприятий Программы, зависимых от мероприятия МПк(1), но не увязанных по ресурсам (в части дублирования друг друга);

- количество и стоимость мероприятий Программы, зависимых от мероприятия МПк(1), но не увязанных по срокам:

4. По подразделам Программы по формуле рассчитать критерии, которыми являются количественные показатели координации мероприятий проекта Программы с мероприятиями других целевых программ.

^ ( СмПЩЗак) + СмПЩРед) + СмПkli(Срj) Кмтщ = 1 — —---

^ ( СмПШф} 1=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где КМПЫф) - критерий (количественный показатель) координации мероприятий ьй группы мероприятий Программы с 1-м мероприятием к-й программы по заказчикам, ресурсам и срокам;

г = 1,I - порядковый номер группы мероприятий Программы;

] = 1,п - порядковый номер мероприятия в группе мероприятий Программы;

k = 1,К - порядковый номер смежной целевой программы;

I = ¡X - порядковый номер мероприятия, с которым координируются мероприятия Программы;

СМПЫЦЗащ) - стоимость мероприятий, не увязанных по заказчикам;

СМПЫЦРеф - стоимость мероприятий, не увязанных по ресурсам;

СМШЩСр]) - стоимость мероприятий, не увязанных по срокам.

5. Рассчитать обобщенный критерий координации мероприятий Программы с мероприятиями других смежных программ

К

X ( К МПк ) = ! _ к -1

К

где k - порядковый номер мероприятий целевых программ по выбранному перечню для оценки;

К - общее количество мероприятий.

Расчет критерия с использованием показателей стоимости СМПЫ(г]) исключает необходимость применения весовых коэффициентов относительно важности программных мероприятий, как это потребовалось бы с использованием показателей количества мероприятий КМПЫ(г]). Если на одно мероприятие Программы приходится две и более неувязок (по заказчику, по ресурсам, по срокам), то в расчете одного критерия следует использовать одну величину стоимости. Количественная оценка координации мероприятий Программы с мероприятиями ФЦП "Национальная технологическая база" приведена в Таблице 4.

Идентификатор Содержание задачи Программы Оценки увязки мероприятий и планируемых затрат по группам мероприятий Программы

ГМ1 ГМ2 ГМ3 ГМ4

МП1(1) Создание производственных мощностей для обеспечения реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ и комплексного плана ВТС - 0,95 - -

не оценивается в основном скоординированы не оценивается не оценивается

МП1(2) Развитие промышленных базовых и критических технологий, необходимых для реализации ГПВ по производству приоритетных образцов ВВСТ и комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. - 1,0 - -

не оценивается скоординированы не оценивается не оценивается

... ... ... ... ... ...

МП1(№) Реконструкция и техническое перевооружение лабораторно-испытательной базы 0,65 0,84

Таблица 4. Количественная оценка координации мероприятий Программы с мероприятиями ФЦП "Национальная технологическая база"

В дополнение и развитие традиционного подхода к оценке эффективности Программы и денежных средств на ее реализацию разработан порядок разработан порядок проведения нового вида экспертных работ: экспертиза, анализ и оценка степени увязки затрат (по целям задачам Программы, времени, источникам, получателям и мероприятиям Программы). Данная новация обусловлена необходимостью реализации одного из важнейших принципов организации управления Программой - обеспечение сбалансированности объемов финансирования мероприятий, а также согласованного (в рамках Программы и с другими программами) целевого и эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.

Предлагаемый основной подход заключается в формализованном представлении требуемых и расчетных показателей оценки степени системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат с точки зрения возможности реализации мероприятий в установленные сроки, а также их увязки с задачами Программы и индикаторами по основным мероприятиям Программы. Ключевой принцип функционирования рассмотренного подхода состоит в том, что существует устойчивая связь между степенью внутрипрограммной и межпрограммной увязки мероприятий и эффективностью расходуемых на программные мероприятия денежных средств. При этом показатель оценки степени системной увязки мероприятий Программы и планируемых затрат предлагается определять по величине специально рассчитываемого количественного показателя, соответствующего отношению достигаемого целевого показателя к его заданной величине. Достигаемый целевой показатель рассчитывается как общая стоимость мероприятий Программы, которые относятся к мно-

жеству мероприятий, зависимых друг от друга по задаче (при оценке степени увязки по задачам), а также являются увязанными между собой по ресурсам, срокам их выполнения и индикаторами по основным мероприятиям Программы.

Разработан специальный математический аппарат для проведения описанного экспертного анализа, предложена совокупность параметрических показателей. Благодаря данному подходу государственный заказчик и эксперты получают действенный инструмент для оценки степени координации мероприятий Программы с мероприятиями других смежных программ, обеспечивающий своевременное и упреждающее выявление нецелесообразных затрат, уже понесенных (запланированных) в аналогичных мероприятиях других программ.

Литература

1. Кохно П.А. Корпоративная экономика государственных заказов: монография / П.А. Кохно, А.П. Кохно, Н.В. Лясников. - М.: РУСАЙНС, 2017. - 258 с.

2. Довгучиц С.И., Кохно П.А., Косарев А.С. Оптимальное управление затратами на производство военной продукции // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.-2017.- №3. - С. 13-29.

3. Кохно П.А., Кохно А.П. Методика оценки финансово-экономической эффективности деятельности отраслевой корпорации // Финансовый бизнес.- 2016.- №6. - С. 19-29.

4. Кохно П.А., Кохно А.П. Индикаторы и механизмы повышения эффективности деятельности промышленных предприятий и корпораций // Общество и экономика.-2017.- №7. -С. 46-63.

5. Кохно П.А. Эффективно-бережливый производственно-транспортный комплекс: монография / П.А. Кохно, А.П. Кохно, А.А. Артемьев. - Тверь: ЦНиОТ, 2017. - 281 с.

6. Кохно П.А., Ситников С.С. Методы развития предприятий и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.- 2014.- №2. - С. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.