Научная статья на тему 'Особенности профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде'

Особенности профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3634
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / КОНФЛИКТ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / МОЛОДЕЖЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СЕПАРАТИЗМ / CONFLICT PREVENTION / CONFLICT / ETHNIC CONFLICT / INTERETHNIC CONFLICT / YOUTH / TOLERANCE / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сплавская Н.В.

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам профилактической деятельности по преодолению негативных тенденций среди молодежи, определяющих возрастание проявлений нетерпимости и даже враждебности по отношению к представителям иных этнических групп, культур и религий, а также других социальных слоев общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Candidate of Law Sciences, associate professor, the International Innovative University

The article is devoted to theoretical and practical aspects of preventive activity to overcome the negative tendencies among young people causing the increase in intolerance acts and even hostility towards members of other ethnic groups, cultures and religions, as well as other social strata.

Текст научной работы на тему «Особенности профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде»

ISSN 2313-1152

Сплавская Н.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Любая культура, любое общество является неоднородным по своему составу. Современное общество представлено различными этническим культурами и субкультурами, каждая из которых характеризуется специфическими нормами и правилами поведения, ценностными установками, восприятием мира в целом. Вследствие такого социокультурного многообразия люди неминуемо начинают конфликтовать между собой.

Тема этнических конфликтов за последние десятилетия стала одной из самых злободневных, к ней обращаются ученые различных направлений. Причины этому крются в трудноразрешимости и распространенности таких конфликтов, а также в том, что они стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. По мнению В.А. Тишкова: “Под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и интрагосударственном уровнях, при котором, по крайней мере, одна из сторон организуется по этническому принципу или действует от имени этнической группы. Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. И поэтому столь же обычно меньшинство ставит под вопрос сложившуюся государственность и существующие политические структуры”1.

По мнению М.Д. Давитатзе, “Межэтнический (межрелигиозный) конфликт является крайней формой острых противоречий между людьми разных национальностей (разной конфессиональной принадлежности), коренящихся в объективных закономерностях экономического, исторического и политического характера. При этом одной из таких закономерностей является обусловленность нормального развития культурной общности (этнической или религиозной) материальными факторами, к числу которых, прежде всего, относится обособленная территория. Поэтому предметом межнационального конфликта с точки зрения права могут быть как территории, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национальноэтнической группы, их имущественные и неимущественные права”2.

Анализ представленных в научной литературе позиций относительно содержания понятия “национально-этнический конфликт”, свидетельствует о том, что конфликт межэтнический - это обострение отношений между представителями различных национальностей и этносов на почве объективного или мнимого ущемления законных прав представителей какой-либо национальности. Межнациональным следует

1 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С.309.

2 Давитатзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999. С. 10.

40

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

признать конфликт, возникший между какими-либо национальностями на почве межнациональной, межконфессиональной вражды, которая может быть обусловлена проявлениями расизма, шовинизма, сепаратизма, территориальных или экономических споров. Такой конфликт может явиться причиной возникновения массовых беспорядков, иной экстремистской и террористической деятельности. Конфликты на этнической, религиозной почве ставят под угрозу целостность государства. К тому же такие конфликты нередко сопровождаются бесчисленными жертвами, которые ни в коей мере нельзя оправдать теми целями, во имя которых они приносятся.

Любой конфликт на межнациональной почве обусловлен, прежде всего, двумя причинами - глубоким экономическим или политическим кризисом, а также ослаблением государственной власти.

В Российской Федерации наиболее ярко негативные тенденции в рассматриваемой сфере проявляются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Потенциально кризисные ситуации возможны в Краснодарском крае и г. Сочи. Сегодня в олимпийской столице насчитывается 34 национальные общины. Только в Сочи проживают представители более ста наций. Олимпийский фактор значительно осложнил ситуацию на Юге России, а многочисленные политические, экономические, межнациональные и другие проблемы в регионе несколько усугубились.

По мнению Амирова С. основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка. Так как влияние миграции проявляется прежде всего в росте нагрузки на рабочие места и социально-культурную инфраструктуру территории, в усилении конкуренции на рынке труда, что также негативно влияет на обстановку и зачастую приводит к противоречиям между мигрантами и местным населением, повышается степень социально-психологической дезориентации, как принимающей, так и переселившейся группы3.

В этой ситуации в особой защите нуждается молодежь, которая оказалась наиболее незащищенной и неустойчивой. Не все молодые люди могут найти себя в современных условиях рынка, не все могут применить свои способности и силы в позитивных направлениях. В этой связи Амиров С. отмечает “Безработица, особенно в сельской местности, превысила всякие мыслимые отметки. В этих условиях часть молодежи можно было легко привлечь в различные движения, фронты, группировки, действовавшие под прикрытием националистических и религиозных лозунгов”4.

В каче стве перспективного средства влияния на развитие национальных проце ссов и межнациональных отношений, способного существенно уменьшить уровень конфликтности в этнонациональной сфере, можно назвать формирование чувства национальной гордости при одновременном воспитании глубокого уважения к языку, культуре, самобытным особенностям, обычаям и традициям других народов, причем этот процесс необходимо начинать в раннем возрасте и продолжать до совершеннолетия. Однако это может быть возможно только при значительной переориентации существующей образовательной системы в сторону развития системы национальных

3 Амиров С. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе // Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России [Электронный ресурс]. - URL: http://rl-online.ru/ar-ticles/4-03/249.html (дата обращения 05.10.2015).

4 Амиров С. Там же.

41

ISSN 2313-1152

школ, культурных центров, газет, журналов, телевидения, ориентированных, прежде всего, на развитие национального самосознания той или иной этнической группы, свободного от любых проявлений национального эгоизма и тем более - от сепаратизма.

Поэтому сегодня в образовательных учреждениях необходимо использовать современные инновационные технологии, направленные на реализацию социальных проектов, направленных на профилактику экстремизма. У современной российской молодежи нужно сформировать межэтническую, межкультурную и межконфессиональную толерантность. Научить тому, что соседями по дому, по городу, по стране могут быть представители разных религий с их особыми, различающими традициями, спецификой восприятия мира. Люди должны понимать друг друга, а не бояться того, что мировоззрение одного может иметь отличия от мировоззрения другого.

В теоретическом аспекте сущность профилактики раскрывается через выделение общей и специальной профилактики.

Применительно к затронутой проблеме, общая профилактика может быть представлена как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; реализация воспитательных функций образовательными учреждениями всех типов и уровней, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у подростков и молодежи5.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры. Она предполагает использование разнообразных мероприятий социально-правовой помощи молодежи, защиту их от ксенофобии, экстремизма, притеснения, агрессии, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционнопрофилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии специальных социальных служб, образовательных учреждений, семьи, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

В качестве перспективного направления в этой сфере можно предложить организовать проведение комплекса мероприятий с привлечением студенческой молодежи г. Сочи в качестве волонтеров по организации:

- общественного объединения студенческой молодежи г. Сочи “Молодежь Олимпийского города: от диалога к взаимодействию”. Цель создания: активизировать взаимодействие студенческой молодежи в преодолении последствий межэтнических конфликтов в Краснодарском крае в целом и непосредственно в г. Сочи путем развития толерантности и распространения позитивного опыта толерантного взаимодействия на территории Краснодарского края. Для достижения указанной цели необходимо организовать и регулярно проводить следующие мероприятия: “круглые столы” на тему “Молодежь как проводник идей толерантности”, “Россия - наш общий дом”, “Межнациональные браки”, лекции по толерантности, городские молодежные акции “Олимпийская столица без ксенофобии”.

- проекта: “Фестиваль “Радуга культур” в Олимпийском городе”. Цель проекта:

5 Профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательной среде: учебно-методическое пособие/ А.Б. Мазуров, Л.Д. Сыркин, А.С. Ляпин, А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова // Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А.Б. Мазурова и доктора психологических наук, профессора И.М. Ильичевой. Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2012. С. 21.

42

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

способствовать повышению уровня толерантности среди детей и молодежи г. Сочи; содействовать расширению культурных контактов и освоению культурных традиций разных национальностей молодежи г. Сочи.

- проекта: “Сохраним мир в сердцах”. Цель проекта: содействие воспитанию молодежи в духе толерантности и соблюдению прав человека. Для реализации проекта необходимо, из числа студентов-волонтеров, создать психолого-реабилитационный центр для пострадавших от нарушений прав человека в г. Сочи. Благодаря этому центру гражданам станет доступна информация о ненасильственных методах решения конфликтов и правовых способах защиты.

- проекта: “Молодежь г. Сочи в поликонфессиональной среде”. Цель проекта: содействие преодолению межконфессиональной напряженности и развитию религиозной толерантности в молодежной среде г. Сочи. Задачи проекта: содействовать предотвращению конфликтов на религиозной почве в молодежных сообществах; повысить уровень осведомленности молодежи о религиозном разнообразии региона; обеспечить доступ молодежи к информации об истории, вероучении и деятельности в Краснодарском крае традиционных и новых конфессий; создать группы студентов-волонтеров для работы с верующей молодежью, находящейся под влиянием экстремисткой идеологии с целью продвижения ценностей толерантности в молодежной среде.

- регулярных встреч руководителей г. Сочи со студентами сочинских ВУЗов, колледжей и учащимися общеобразовательных учреждений.

Таким образом, для благополучия России в целом, для Краснодарского края и г. Сочи, в частности, в молодежной среде крайне необходим диалог культур и религий. Нельзя допустить того, чтобы одни молодые “патриоты” доказывали, что “Россию может спасти только православие”, а другие, опасаясь за ухудшение положения мусульман в стране, призывали к созданию “исламского государства”.

43

ISSN 2313-1152

Литература

1. Амиров С. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе // Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России [Электронный ресурс]. - URL: http://rl-online.ru/articles/4-03/249. html (дата обращения 05.10.2015).

2. Давитатзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999.

3. Кассихина В.Е. Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сочи, 2002.

4. Мнацаканян Э.Г. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 38-40.

5. Профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательной среде: учебнометодическое пособие/ А.Б. Мазуров, Л.Д. Сыркин, А.С. Ляпин, А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова // Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А.Б. Мазурова и доктора психологических наук, профессора И.М. Ильичевой. Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2012.

6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

7. Волобуева Д.В. Правовое регулирование в сфере межэтнических отношений в Ставропольском крае // Известия Академии Управления: теория, стратегии, инновации. 2015. № 1 (16). С. 25-30.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.