ISSN 2313-1152
Сплавская Н.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Любая культура, любое общество является неоднородным по своему составу. Современное общество представлено различными этническим культурами и субкультурами, каждая из которых характеризуется специфическими нормами и правилами поведения, ценностными установками, восприятием мира в целом. Вследствие такого социокультурного многообразия люди неминуемо начинают конфликтовать между собой.
Тема этнических конфликтов за последние десятилетия стала одной из самых злободневных, к ней обращаются ученые различных направлений. Причины этому крются в трудноразрешимости и распространенности таких конфликтов, а также в том, что они стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. По мнению В.А. Тишкова: “Под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и интрагосударственном уровнях, при котором, по крайней мере, одна из сторон организуется по этническому принципу или действует от имени этнической группы. Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. И поэтому столь же обычно меньшинство ставит под вопрос сложившуюся государственность и существующие политические структуры”1.
По мнению М.Д. Давитатзе, “Межэтнический (межрелигиозный) конфликт является крайней формой острых противоречий между людьми разных национальностей (разной конфессиональной принадлежности), коренящихся в объективных закономерностях экономического, исторического и политического характера. При этом одной из таких закономерностей является обусловленность нормального развития культурной общности (этнической или религиозной) материальными факторами, к числу которых, прежде всего, относится обособленная территория. Поэтому предметом межнационального конфликта с точки зрения права могут быть как территории, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национальноэтнической группы, их имущественные и неимущественные права”2.
Анализ представленных в научной литературе позиций относительно содержания понятия “национально-этнический конфликт”, свидетельствует о том, что конфликт межэтнический - это обострение отношений между представителями различных национальностей и этносов на почве объективного или мнимого ущемления законных прав представителей какой-либо национальности. Межнациональным следует
1 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С.309.
2 Давитатзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999. С. 10.
40
Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015
признать конфликт, возникший между какими-либо национальностями на почве межнациональной, межконфессиональной вражды, которая может быть обусловлена проявлениями расизма, шовинизма, сепаратизма, территориальных или экономических споров. Такой конфликт может явиться причиной возникновения массовых беспорядков, иной экстремистской и террористической деятельности. Конфликты на этнической, религиозной почве ставят под угрозу целостность государства. К тому же такие конфликты нередко сопровождаются бесчисленными жертвами, которые ни в коей мере нельзя оправдать теми целями, во имя которых они приносятся.
Любой конфликт на межнациональной почве обусловлен, прежде всего, двумя причинами - глубоким экономическим или политическим кризисом, а также ослаблением государственной власти.
В Российской Федерации наиболее ярко негативные тенденции в рассматриваемой сфере проявляются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Потенциально кризисные ситуации возможны в Краснодарском крае и г. Сочи. Сегодня в олимпийской столице насчитывается 34 национальные общины. Только в Сочи проживают представители более ста наций. Олимпийский фактор значительно осложнил ситуацию на Юге России, а многочисленные политические, экономические, межнациональные и другие проблемы в регионе несколько усугубились.
По мнению Амирова С. основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка. Так как влияние миграции проявляется прежде всего в росте нагрузки на рабочие места и социально-культурную инфраструктуру территории, в усилении конкуренции на рынке труда, что также негативно влияет на обстановку и зачастую приводит к противоречиям между мигрантами и местным населением, повышается степень социально-психологической дезориентации, как принимающей, так и переселившейся группы3.
В этой ситуации в особой защите нуждается молодежь, которая оказалась наиболее незащищенной и неустойчивой. Не все молодые люди могут найти себя в современных условиях рынка, не все могут применить свои способности и силы в позитивных направлениях. В этой связи Амиров С. отмечает “Безработица, особенно в сельской местности, превысила всякие мыслимые отметки. В этих условиях часть молодежи можно было легко привлечь в различные движения, фронты, группировки, действовавшие под прикрытием националистических и религиозных лозунгов”4.
В каче стве перспективного средства влияния на развитие национальных проце ссов и межнациональных отношений, способного существенно уменьшить уровень конфликтности в этнонациональной сфере, можно назвать формирование чувства национальной гордости при одновременном воспитании глубокого уважения к языку, культуре, самобытным особенностям, обычаям и традициям других народов, причем этот процесс необходимо начинать в раннем возрасте и продолжать до совершеннолетия. Однако это может быть возможно только при значительной переориентации существующей образовательной системы в сторону развития системы национальных
3 Амиров С. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе // Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России [Электронный ресурс]. - URL: http://rl-online.ru/ar-ticles/4-03/249.html (дата обращения 05.10.2015).
4 Амиров С. Там же.
41
ISSN 2313-1152
школ, культурных центров, газет, журналов, телевидения, ориентированных, прежде всего, на развитие национального самосознания той или иной этнической группы, свободного от любых проявлений национального эгоизма и тем более - от сепаратизма.
Поэтому сегодня в образовательных учреждениях необходимо использовать современные инновационные технологии, направленные на реализацию социальных проектов, направленных на профилактику экстремизма. У современной российской молодежи нужно сформировать межэтническую, межкультурную и межконфессиональную толерантность. Научить тому, что соседями по дому, по городу, по стране могут быть представители разных религий с их особыми, различающими традициями, спецификой восприятия мира. Люди должны понимать друг друга, а не бояться того, что мировоззрение одного может иметь отличия от мировоззрения другого.
В теоретическом аспекте сущность профилактики раскрывается через выделение общей и специальной профилактики.
Применительно к затронутой проблеме, общая профилактика может быть представлена как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; реализация воспитательных функций образовательными учреждениями всех типов и уровней, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у подростков и молодежи5.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры. Она предполагает использование разнообразных мероприятий социально-правовой помощи молодежи, защиту их от ксенофобии, экстремизма, притеснения, агрессии, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционнопрофилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии специальных социальных служб, образовательных учреждений, семьи, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.
В качестве перспективного направления в этой сфере можно предложить организовать проведение комплекса мероприятий с привлечением студенческой молодежи г. Сочи в качестве волонтеров по организации:
- общественного объединения студенческой молодежи г. Сочи “Молодежь Олимпийского города: от диалога к взаимодействию”. Цель создания: активизировать взаимодействие студенческой молодежи в преодолении последствий межэтнических конфликтов в Краснодарском крае в целом и непосредственно в г. Сочи путем развития толерантности и распространения позитивного опыта толерантного взаимодействия на территории Краснодарского края. Для достижения указанной цели необходимо организовать и регулярно проводить следующие мероприятия: “круглые столы” на тему “Молодежь как проводник идей толерантности”, “Россия - наш общий дом”, “Межнациональные браки”, лекции по толерантности, городские молодежные акции “Олимпийская столица без ксенофобии”.
- проекта: “Фестиваль “Радуга культур” в Олимпийском городе”. Цель проекта:
5 Профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательной среде: учебно-методическое пособие/ А.Б. Мазуров, Л.Д. Сыркин, А.С. Ляпин, А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова // Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А.Б. Мазурова и доктора психологических наук, профессора И.М. Ильичевой. Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2012. С. 21.
42
Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015
способствовать повышению уровня толерантности среди детей и молодежи г. Сочи; содействовать расширению культурных контактов и освоению культурных традиций разных национальностей молодежи г. Сочи.
- проекта: “Сохраним мир в сердцах”. Цель проекта: содействие воспитанию молодежи в духе толерантности и соблюдению прав человека. Для реализации проекта необходимо, из числа студентов-волонтеров, создать психолого-реабилитационный центр для пострадавших от нарушений прав человека в г. Сочи. Благодаря этому центру гражданам станет доступна информация о ненасильственных методах решения конфликтов и правовых способах защиты.
- проекта: “Молодежь г. Сочи в поликонфессиональной среде”. Цель проекта: содействие преодолению межконфессиональной напряженности и развитию религиозной толерантности в молодежной среде г. Сочи. Задачи проекта: содействовать предотвращению конфликтов на религиозной почве в молодежных сообществах; повысить уровень осведомленности молодежи о религиозном разнообразии региона; обеспечить доступ молодежи к информации об истории, вероучении и деятельности в Краснодарском крае традиционных и новых конфессий; создать группы студентов-волонтеров для работы с верующей молодежью, находящейся под влиянием экстремисткой идеологии с целью продвижения ценностей толерантности в молодежной среде.
- регулярных встреч руководителей г. Сочи со студентами сочинских ВУЗов, колледжей и учащимися общеобразовательных учреждений.
Таким образом, для благополучия России в целом, для Краснодарского края и г. Сочи, в частности, в молодежной среде крайне необходим диалог культур и религий. Нельзя допустить того, чтобы одни молодые “патриоты” доказывали, что “Россию может спасти только православие”, а другие, опасаясь за ухудшение положения мусульман в стране, призывали к созданию “исламского государства”.
43
ISSN 2313-1152
Литература
1. Амиров С. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе // Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России [Электронный ресурс]. - URL: http://rl-online.ru/articles/4-03/249. html (дата обращения 05.10.2015).
2. Давитатзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999.
3. Кассихина В.Е. Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сочи, 2002.
4. Мнацаканян Э.Г. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 38-40.
5. Профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательной среде: учебнометодическое пособие/ А.Б. Мазуров, Л.Д. Сыркин, А.С. Ляпин, А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова // Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А.Б. Мазурова и доктора психологических наук, профессора И.М. Ильичевой. Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2012.
6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
7. Волобуева Д.В. Правовое регулирование в сфере межэтнических отношений в Ставропольском крае // Известия Академии Управления: теория, стратегии, инновации. 2015. № 1 (16). С. 25-30.
44