Относительно причин, порождающих противоречия в сфере межэтнических отношений, необходимо учитывать, что их природа является весьма сложной и противоречивой. Их принято разделять на основные, присущие для всех регионов государства, и дополнительные, которые характерны только для отдельных субъектов.
Зачастую причинами возникновения конфликтных ситуаций являются существенные различия в менталитете коренных жителей региона и прибывших мигрантов, желающих утвердиться на новом месте путем вытеснения местного населения из наиболее доходных сфер экономической деятельности.
Особенности бытовой культуры, различия в образе жизни со старожильческим населением, столкновение интересов в сфере экономики часто способствуют угрозе возникновения межэтнических конфликтов. При этом необходимо отметить, что такие конфликты потенциально возможны в любом населенном пункте, где проживают две и более этнические группы.
Президентом РФ В.В.Путиным отмечено, что «...коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить интересы людей становятся питательной базой и почвой для межнациональных столкновений и напряженности, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта» [1].
По результатам проведенного анкетирования 89-ти сотрудников центров по противодействию экстремизму (далее - ЦПЭ) МВД, ГУ(У) МВД России субъектов РФ Южного федерального округа, в качестве причин межэтнической напряженности респонденты отметили социально-экономическую нестабильность (43,8 %), провокации со стороны представителей отдельных этнических групп (43,8 %), правовую безнаказанность и коррупцию (30,3 %). Среди причин на региональном уровне доминируют в Республике Адыгея, Краснодарском крае - провокации со стороны представителей отдельных этнических групп, в Республике Калмыкия, Астраханской и Ростовской областях -социально-экономическая нестабильность, в Волгоградской области - правовая безнаказанность и коррупция.
Учитывая дифференцированную этнокультурную среду Южного федерального округа, необходимо проанализировать сложившиеся межэтнические взаимоотношения в каждом конкретном субъекте округа.
На территории Республики Адыгея проживает более 100 национальностей. В целом сложившиеся в республике межэтнические взаимоотношения сотрудники ЦПЭ оценили как вполне удовлетворительные (92,8 %), об этом также свидетельствует оценка ими динамики межэтнической напряженности в Адыгее - 78,6 % респондентов указали на ее отсутствие.
Все респонденты указали на отсутствие вероятности проявления на территории республики конфликтов между представителями различных этнических групп. Оценивая степень влияния межэтнической напряженности на формирование экстремистских проявлений, почти половина респондентов отметила о ее незначительном влиянии (42,9 %).
В Республике Калмыкия проживают представители 95-ти национальностей и народностей. Основная часть - городское население. Основными религиозными направлениями в республике являются буддизм и православие. Всего зарегистрировано 74 религиозных организаций - 36 буддийских, 32 - христианских и 6 мусульманских. По результатам проведенного исследования, 85,7 % респондентов оценили межэтнические отношения в регионе как удовлетворительные, но требующие повышенного внимания, а также указали на отсутствие межэтнической напряженности в республике. Кроме того, 85,7 % респондентов считают, что в ближайшее время на территории республики маловероятны проявления открытых столкновений между представителями различных этнических групп. Вместе с тем более половины респондентов (57,1 %) отметили о влиянии межэтнической напряженности на формирование экстремистских проявлений.
В Краснодарском крае насчитывается 124 национальности и 17 входящих в них этнических групп, 32 религиозные конфессии. Основная масса верующих составляют православные - 86 %, представители Армянской апостольской церкви - 4,5 %, мусульмане - 2,8 %. В крае функционирует 7 религиозных учебных заведений.
Особенностью этнического состава Краснодарского края является компактное размещение некоторых этнических групп на территории края. При этом число таких мест увеличивается.
Особенно высока этническая мозаичность населения на Черноморском побережье края и в прилегающих районах его южной зоны [2].
В период подготовки к проведению в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. особую обеспокоенность вызывает неконтролируемый поток трудовых мигрантов из стран Средней Азии, Закавказья, Турции, Северо-Кавказского региона России, в частности, из республик Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, прибывающих для строительства олимпийских объектов и городской инфраструктуры. В связи с переходом олимпийского строительства в активную фазу количество населения в зоне Большого Сочи может возрасти в 2 и более раз. Кроме того, эксперты отмечают, что на Кубани наблюдается устойчивая тенденция заметного изменения сложившегося баланса численности национальных групп, особенно на Черноморском побережье, где каждый пятый житель фактически является мигрантом*.
Поведение представителей Северо-Кавказского региона в отношении коренных жителей Кубани зачастую является провокационным и вызывающим. В настоящее время требуются решительные действия по осуществлению официальными органами, в том числе и правоохранительными, эффективной системы контроля за миграционными потоками на территории края. Именно вызывающее поведение мигрантов является раздражающим фактором, который может способствовать конфликтам на межнациональной почве.
Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования. Так, половина респондентов оценила межэтнические отношения в крае как удовлетворительные, но требующие повышенного внимания, 16,7 % респондентов - как относительно стабильные, а 22,2 % - как неудовлетворительные. Всего лишь 11,1 % сотрудников отметили отсутствие динамики межэтнической напряженности, остальные 88,9 % указали на рост межэтнической напряженности, из них 27,8 % оценили ее по максимальному показателю. Кроме того, 72,2 % респондентов высказались о вероятном проявлении открытых столкновений между представителями различных этнических групп. А оценивая степень влияния межэтнической напряженности на формирование экстремистских проявлений, 55,6 % сотрудников указали, что данное влияние имеет место быть, 16,7 % оценили влияние как очень значимое.
Не случайно в своем выступлении на расширенном заседании коллегии ГУ МВД России по Краснодарскому краю в августе 2012 г. губернатор А.Н. Ткачев заявил о необходимости недопущения массового переселения на Кубань представителей республик Северного Кавказа [3].
Отличительной особенностью Астраханской области является то, что область занимает положение своеобразного «перекрестка» воздушных, морских и речных путей, железных и автомобильных дорог, идущих в центральные регионы России из стран Средней Азии и Прикаспийского региона. По данным переписи населения 2010 г., в области проживают представители 146 национальностей и этнических групп. Этносообщества находят свое отражение в деятельности 25 областных и 17 районных национально-культурных обществ, пяти национальных фондов, одной национально-культурной автономии. В регионе действуют 36 религиозных объединений, включающих 160 общин. Основными конфессиями являются православие и ислам. На территории области расположено 68 православных церквей, 36 мечетей, 24 протестанских молельных здания, 10 молельных домов, 4 буддистских храма, синагога и исламский колледж.
По результатам исследования, 46,2 % респондентов оценили межэтнические отношения в области как удовлетворительные, но требующие повышенного внимания, 23,0 % - как относительно стабильные. Об отрицательной динамике межэтнической напряженности в регионе высказались 53,8 % респондентов. Вместе с этим почти все (92,3 %) отметили отсутствие опасений возникновения открытых конфликтов между представителями различных этнических групп. О влиянии межэтнической напряженности на формирование экстремистских проявлений высказалось 61,6 % респондентов.
В Волгоградской области проживают более 100 национальностей и народностей. В общей численности постоянного населения русские составляют наибольшую часть - 89,1 %, на другие национальности приходится 10,9 %, из которых украинцев - 3,0 %, казахов - 1,6 %, немцев - 1,1 %, татар - 1,1 %, белорусов - 0,6 %, чеченцев и чувашей - по 0,4 %, азербайджанцев, марийцев, армян -по 0,3 %. Остальные национальности составляют 1,9 % от общей численности населения.
Межконфессиональные отношения в области характеризуются взаимным невмешательством во внутренние дела религиозных организаций, отсутствием столкновений и распрей на религиозной основе.
Оценивая сложившиеся в области межэтнические взаимоотношения, 46,2 % респондентов считают их удовлетворительными, но требующими повышенного внимания, а 46,2 % оценили их как относительно стабильные. По мнению 46,2 % респондентов, в области увеличивается межэтническая напряженность. Однако открытых межэтнических конфликтов 77,0 % респондентов не ожидают. О влиянии межэтнической напряженности на формирование экстремистских проявлений высказалось 71,6 % респондентов. Из них 30,8 % считают данное влияние незначительным.
На территории Ростовской области насчитывается 472 религиозных организаций, 33 вероисповеданий, 15 миссионерских и благотворительных структур.
В юго-восточных районах области проживают, по официальным данным, около 30 % некоренного населения (чеченцы, турки-месхетинцы, представители народов Дагестана). Наблюдается рост численности некоренного населения.
Анализ конфликтов на межнациональной почве за последние три года позволяет сделать вывод, что основным поводом являются преступления на бытовой почве.
Также в качестве причин таких конфликтов можно выделить: неуважение сложившихся обычаев и устоев молодежью некоренных национальностей, проживающей либо обучающейся на территории области. В связи с чем на территории области идет медленное формирование националистических взглядов в кругах русскоязычного населения (учащихся средних и высших учебных заведений), эти негативные настроения в дальнейшем перенимают футбольные фанаты ультраправых взглядов.
Как показали результаты анкетирования, 31,2 % респондентов оценили межэтнические отношения на территории области как неудовлетворительные, 18,8 % - как относительно стабильные, 43,8 % -как удовлетворительные, но требующие повышенного внимания. Отрицательно оценили динамику межэтнической напряженности 68,8 % респондентов, а 56,2 % отметили вероятность возникновения на Дону межэтнических конфликтов. Половина респондентов отметили влияние межэтнической напряженности на формирование экстремистских проявлений, при этом 18,8 % указали на их значительный рост.
Отмечено, что коррумпированность суда и полиции способствует радикализации принимающего мигрантов общества, укоренению теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов. Коррупционные проявления тесным образом связаны с этнической преступностью. В современных условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и государственной безопасности [4].
Безусловно, большой приток временных трудовых мигрантов будет способствовать формированию таких негативных проявлений, как этническая анклавизация, социальная напряженность, дисбаланс этнического состава, давление на рынок труда и социальную сферу, межэтническая напряженность, при которых, как следствие, возникает теневая мигрантская инфраструктура, питающая этнические криминальные группировки, провоцирующая появление негативных этнических установок у местного населения и приводящая к снижению уровня общественной и индивидуальной безопасности.
Сейчас в мире при оценке развитости той или иной страны учитывается, прежде всего, обеспеченность социальных стандартов населения. Чем больше материальных, культурных, информационных ресурсов получает каждый гражданин, тем выше возможности общества. Однако основная криминогенность этих обстоятельств связана не с общим уровнем этой обеспеченности, а с распределением ее среди населения [5, с. 519].
Согласно результатам исследования, этнические преступные группы имеются в Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях. Необходимо учитывать, что этническая преступность, как правило, обусловливает появление в регионе ряда специфических проблем: распространение наркотиков, угроза создания религиозных организаций радикального толка, нарастание межэтнического противостояния, вывоз за пределы страны капитала и материалов.
Деятельность по их предотвращению, пресечению и минимизации негативных последствий требует постоянных комплексных усилий со стороны правоохранительных органов, органов власти
как местного, так и федерального уровней в тесном взаимодействии с общественными организациями и объединениями, конфессиональными лидерами и представителями диаспор.
Анализ фабул уголовных дел, возбужденных по ст. 280, 282, 282.1, 282.2 Уголовного кодекса РФ, свидетельствует, что призывы к осуществлению экстремисткой деятельности, национальной, расовой и религиозной вражды активно распространяются во всемирной сети Интернет, в том числе на сайтах социальных сетей. Так, за последние три года в Республике Адыгея возбуждено 4 уголовных дела по факту размещения экстремистских материалов в сети Интернет, в Астраханской и Волгоградской областях - по одному.
В этой связи необходимо активизировать работу по противодействию проявлениям экстремизма в интернет-пространстве, в частности, по обеспечению информационной безопасности в образовательных учреждениях округа, в большинстве которых отсутствуют на серверах контент-фильтры.
Особенно актуально этот вопрос стоит в общеобразовательных учебных заведениях округа. Установка контент-фильтров позволит эффективно блокировать выход на экстремистские и другие запрещенные сайты информационной сети Интернет. По мнению специалистов, достоинством этого метода является высокая вероятность определения нежелательного контента на любых сайтах, возможность блокировать отдельный материал, не блокируя доступа к сайту в целом [6].
Анализ сложившихся межэтнических взаимоотношений на территории Южного федерального округа позволяет выделить основные факторы, влияющие на конфликтогенность этнических групп:
- всплеск миграционной активности;
- самоизоляция этнического меньшинства (нежелание представителей национальных меньшинств выполнять правила и нормы этнического большинства, приоритет этнических авторитетов над формальным законом и авторитетом государственной и муниципальной власти);
- криминальное поведение как приезжих, так и представителей местного населения;
- не всегда своевременная реакция муниципальной власти на возникшие конфликтные ситуации;
- недостаточное методическое обеспечение работы по профилактике межэтнической напряженности.
С целью предупреждения и пресечения возможных проявлений террористического, экстремистского характера, ксенофобии, расовой нетерпимости необходимо осуществлять информационный обмен с заинтересованными службами о гражданах, прибывающих на территорию области из потенциальных миграционно нестабильных стран и регионов.
Проблема противодействия незаконной миграции на территории округа выходит за рамки исключительной компетентности какого-либо одного ведомства и требуют комплексного скоординированного подхода всех структур правоохранительного блока, органов власти и управления к ее решению.
Хотя массовые конфликты в молодежной среде пошли на спад благодаря слаженным совместным действиям общественности и органов власти, напряженность остается. Причина в культурных различиях приезжих и местных жителей, сохраняющаяся значительная деморализация людей, криминализация общественных отношений, деградация общей культуры граждан, социальные проблемы, в том числе незанятость, низкое качество образования, недостаток воспитания.
Вместе с тем возрастающая этнотерриториальная концентрация народов Кавказа, Средней Азии может нарушить межнациональный баланс в ряде субъектов РФ в ЮФО (Краснодарский край, Астраханская и Ростовская области), принять затяжной характер, иметь нежелательные последствия в политической и социально-экономической жизни области, состоянии общественного правопорядка и требует пристального внимания и постоянного контроля со стороны как правоохранительных органов, так и органов государственной власти всех уровней.
В настоящее время в округе не уделяется должного внимания вопросам обеспечения информационной безопасности, особенно в образовательных учреждениях, в частности, по противодействию проявлениям экстремизма в интернет-пространстве. Необходимо активизировать работу в этом направлении.
Литература
1. Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям (г. Саранск, 24 августа 2012 г.) // Официальный сайт Президента РФ // Ьйр://президент.рф/новости/16292
2. Кубань многонациональная: Этнографический словарь-справочник / Под ред. В.И. Колесова и др. Краснодар: Администрация Краснодарского края, 2007.
3. Речь губернатора Кубани о казачьей полиции, мигрантах и судьбах Родины // Информационный портал Южного региона «ЮГА.ру» // http://www.yuga.ru/articles/society/6390.html
4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // http://premier.gov.ru/events/news/17831
5. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. М.: Юрайт, 2011.
6. http://interface31.ru/tech_it/2010/03/ubuntu-server-nastraivaem-kontent-fil-tr-routera-dansguardian. html