УДК 316: 323.1
Гонцовский Виталий Константинович
соискатель ИППК Южного федерального университета
milena.555@mail .ru
Gontsovsky Vitaly Konstantinovich
Applicant of the Institute of Retraining of Southern Federal University Milena.555@mail. ru
Этническая ксенофобия в Южном федеральном округе: причины и тенденции распространения в молодежной среде
Ethnic xenophobia in Southern Federal District: Causes and trends in the spread of the youth
Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает уровень развития этнической ксенофобии в молодежной среде Юга России, опираясь на анализ материалов социологических исследований. Анализируются основные факторы формирования этнической ксенофобии в регионе - экономический, социокультурный, конфессиональный, исследуется отношение молодежи региона к представителям иноэтничных групп населения, проживающих на территории округа, определяется степень подверженности молодежи радикальным и националистическим настроениям.
Ключевые слова. этническая ксенофобия, молодежь, национализм, мигранты, Южный Федеральный округ.
Annotation. In this article the author examines the level of development of ethnic xenophobia among young people of the South of Russia, based on the analysis of the data of sociological research. Analyzes the main factors of ethnic xenophobia in the region - economic , socio-cultural , religious, and explores the relationship of young people in the region to representatives inoetnichnyh populations living within the county , to determine the degree of exposure to young radical and nationalist sentiments .
Keywords. ethnic xenophobia , youth, nationalism , migrants, the Southern Federal District.
В полиэтничном и поликонфессиональном российском обществе проблемы межнациональных отношений являются одними из наиболее значимых, от уровня их остроты и эффективности решения возникающих конфликтных ситуаций зависит не только социально-политическая стабильность российского государства, но и территориальная целостность и дальнейшее бытие России как сильного суверенного государства. В этом контексте особую значимость
приобретает преодоление тенденций этнической ксенофобии среди населения страны, в первую очередь - среди молодежи, которая в силу возрастных и социальных особенностей наиболее восприимчива к пропаганде националистических радикальных и экстремистских идей и лозунгов.
Профилактика этнической ксенофобии в молодежной среде требует обстоятельного научного изучения данной проблемы, в том числе и посредством социологического исследования уровня ксенофобских настроений российской молодежи. Южный федеральный округ, являющийся пограничным с северокавказскими республиками, расположенный в непосредственной близости от государств Закавказья и отличающийся многонациональным составом населения, представляет особый интерес для исследования уровня этнической ксенофобии в обществе, в первую очередь - в молодежной среде.
Ситуация в сфере межэтнических отношений в Южном федеральном округе во многом нетипична для Российской Федерации в целом, поскольку проживающие на территории областей, краев и республик, входящих в состав округа, этносы имеют длительный исторический опыт взаимодействия и совместного проживания друг с другом, но, с другой стороны, в силу этнокультурных и конфессиональных различий, которые порой колоссальны, между ними неизбежно возникают конфликтные и спорные ситуации, которые не всегда разрешаются мирно и способствуют формированию среди части населения националистических и ксенофобских установок.
В состав Южного федерального округа входят Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край, Республики Адыгея и Калмыкия. Национальный состав населения округа достаточно сложен, при этом, помимо коренного населения областей, краев и республик, на территории округа проживает значительное количество мигрантов как из соседних республик Северо-Кавказского федерального округа, так и из государств Закавказья, Центральной Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Сложность национального состава населения округа обуславливает и сложность взаимоотношений различных этнических групп.
Как правило, конфликты на межэтнической почве, имеющие место в округе, возникают между коренным населением и иноэтничными мигрантами. Следует отметить, что уровень внешней миграции на территорию округа действительно остается крайне высоким, что является одной из непосредственных причин развития ксенофобских настроений у коренного населения, причем не только у русских и казаков, но также и у калмыков, казахов, астраханских татар, донских армян, адыгейцев и других народов, давно проживающих на территории округа и относимых к его коренному населению.
Иноэтничные группы мигрантов, проживающие на территории округа, тем более вызывают неприятие местного населения, чем активнее они проявляют себя в экономической деятельности и демонстрируют культурную «инаковость». Экономическая конкуренция и культурная несовместимость мигрантов и коренного населения - два основных детерминирующих фактора развития мигрантофобии в Южном Федеральном округе.
Как отмечают О.А. Васильева и Ю.Д. Гражданов, наибольшее распространение в округе имеет кавказофобия как форма этнической ксенофобии, направленной против выходцев из республик Северного Кавказа и государств Закавказья [1]. Несмотря на то, что республики Северного Кавказа являются частью Российской Федерации, а государства Закавказья имеют политический суверенитет, выходцы из обоих регионов объединяются в массовом сознании как «кавказцы».
Основные причины распространения кавказофобских настроений среди населения округа мы видим в следующих факторах: экономическая активность кавказских мигрантов, сочетающаяся с их клановой и этнической солидарностью; демонстративное поведение части кавказских мигрантов, пренебрегающих традициями и укладом жизни в принимающем обществе; факты противоправного и преступного поведения со стороны отдельных представителей кавказских мигрантов; исторические и политические «обиды» русского и казачьего населения на исход русского населения из национальных республик, Чеченскую войну, террористические акты, совершенные представителями исламистского подполья.
Следует отметить, что кавказофобия носит в различных регионах ЮФО выборочный характер. Так, донские армяне воспринимаются русским и казачьим населением Ростовской области скорее положительно, поскольку являются коренным населением (с конца XVIII в.) региона, исповедуют христианство и имеют большой опыт взаимодействия с русским окружением, проверенный столетиями совместной жизни. С другой стороны, переселенцы из Чечни и Дагестана в восточных и юго -восточных районах области вызывают негативную реакцию со стороны населения.
Основная причина - чрезмерная численность переселенцев, начавших обживать степные юго-восточные районы области еще в 19701980-е гг., но в массовом порядке мигрировавших сюда в 1990-е - 2000-е гг. Высокая рождаемость и не снижающиеся темпы переезда из Чечни и Дагестана создают у местного населения вполне обоснованные опасения насчет перспектив превращения меньшинства мигрантов в национальное большинство в юго-восточных районах Ростовской области. Многочисленные столкновения, носящие бытовой характер, но обладающие очевидной межэтнической подоплекой, и участившиеся с
начала 2000-х гг., свидетельствуют об опасной тенденции трансформации ксенофобских настроений (причем с обеих сторон - и русско-казачьего населения, и кавказских мигрантов) в противоправное поведение, чреватое эскалацией межнациональных конфликтов. Так, в 2012 г. в селе Ремонтное произошел конфликт местного населения и дагестанских переселенцев, по факту которого было возбуждено 13 уголовных дел [2].
В качестве детерминирующего фактора выступает и нежелание переселенцев ассимилироваться в принимающем обществе и принимать его правила существования. Так, социологическое исследование курдов, проживающих в Адыгее, выявило, что 90% опрошенных респондентов из числа курдской молодежи ориентированы на сохранение этнической идентичности и четко отделяют себя от остального некурдского населения [3]. Курдские диаспоры в Краснодарском крае и Адыгее предпочитают не интегрироваться и в российское правовое поле, стремясь к решению внутренних проблем не с помощью российского законодательства, а посредством обращения к традиционным лидерам - шейхам, институт которых сохраняется и в настоящее время даже среди мигрантов, проживающих в российских городах и сельской местности [4].
Естественно, что стремление мигрантов к замкнутому существованию в этнических анклавах и нежелание не только ассимилироваться, но и принимать правила поведения окружающего общества, провоцирует рост их негативного восприятия в глазах коренного населения. Молодежь, несмотря на опыт взаимодействия с иноплеменными ровесниками в школах и иных учебных заведениях, во время проведения досуга оказывается в наибольшей степени подвержена росту ксенофобских настроений.
Во-первых, именно молодежь, и со стороны коренного населения, и со стороны приезжих является основным инициатором и участником большинства возникающих конфликтов и столкновений. Это объясняется не только возрастными особенностями молодых людей, но и вполне понятной конкуренцией за представительниц противоположного пола, авторитет в молодежной среде и т.д.
Во-вторых, молодежь, выросшая в постсоветский период российской истории, не воспитывалась, в отличие от старших поколений, в идеологии советского интернационализма. Поскольку отсутствовало искусственное привитие ценностей толерантности и уважения к другим национальностям, молодые люди выстраивают собственное мировоззрение, в том числе и представления о других этнических группах, эмпирическим путем. А опыт общения с мигрантской молодежью часто носит и негативный характер.
Результаты социологических опросов свидетельствуют, что в Краснодарском крае более 35 % респондентов из числа опрошенной молодежи подчеркивают возможность конфликтов на межнациональной почве, а 14,2 % респондентов намерены обязательно принять личное
участие в межнациональном столкновении в случае его возникновения [5]. Данная тенденция представляется крайне тревожной, учитывая многонациональный состав населения края и других субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа.
Серьезным фактором, оказывающим влияние на рост ксенофобских настроений в молодежной среде, является и сложность конфессионального состава населения южных областей страны. Современный этап развития общества, в том числе и в России, характеризуется возрождением интереса населения к религии, ростом количества и численности религиозных организаций. Несмотря на многовековые традиции мирного сосуществования представителей различных конфессий на российской земле, в современной России религия нередко используется в качестве идеологического оправдания представителями националистических и экстремистских сил. В частности, опасной для российского общества проблемой является функционирование на территории страны экстремистских организаций исламистской направленности, получающих поддержку из-за рубежа и сотрудничающих с террористическим подпольем на Северном Кавказе.
Ситуация в Южном федеральном округе в данном контексте отличается особой сложностью, поскольку регион характеризуется не только непосредственной близостью к территориям проведения контртеррористических операций, но и отличается многонациональным составом населения. Здесь проживают представители многих народов и этнических групп, традиционно исповедующих ислам. Несмотря на то, что основная масса мусульман юга России интегрирована в общество и не противопоставляет себя ему, пропаганда радикальных воззрений встречает определенную поддержку среди части мусульманской молодежи.
Взрывы на вокзале и в общественном транспорте г. Волгограда в самом конце 2013 г., совершенные экстремистами, могут оказать крайне негативное воздействие на восприятие обществом не только собственно радикальных фундаменталистов, но и мусульман в целом. Представители немусульманского населения начинают воспринимать своих сограждан мусульманского вероисповедания как источник повышенной опасности, потенциальных экстремистов, что относится, в первую очередь к молодому поколению. Естественно, что сложившаяся ситуация негативно влияет на межконфессиональный диалог и провоцирует соединение этнической ксенофобии с конфессиональной.
Так, согласно результатам опроса, в Краснодарском крае 24,2% респондентов из числа молодых людей предусматривают возможность столкновений на почве межконфессиональных отношений [5]. Э.А. Паин видит в сложившейся ситуации следствие государственной политики, создающей неравные условия для деятельности различных конфессий [6]. С этой точкой зрения соглашается и Ю.А. Михайлов, обращающий
внимание на негативную тенденцию государственной поддержки исламофобских настроений в обществе [7].
Молодежная среда всегда отличалась повышенной конфликтностью в силу возрастных особенностей ее представителей. Однако в последние годы возрастает детерминированность конфликтов в молодежной среде именно национальными и конфессиональными факторами. В частности, социологическое исследование, проведенное сторудниками ЮНЦ РАН в Ростовской области, выявило, что 44,2 % молодых жителей Ростовской области и 47,8 % жителей г.Ростова-на-Дону говорят о национальных особенностях как об основной причине конфликтов в молодежной среде, 29,1% и 33,3% молодых жителей области и областного центра видят в числе причин конфликтных ситуаций и религиозные особенности многонационального населения Дона [8, с. 284].
Показательно, что молодежь в целом настроена на улучшение межнациональных отношений, при этом достаточно негативно оценивая существующую государственную политику в сфере межнациональных отношений. Так, в г. Ростове-на-Дону лишь 9,4 % молодых горожан склонны позитивно воспринимать государственную политику в данной сфере, тогда как более 39 % относятся к ней негативно [8, с. 286]. Что касается оценки опасности, исходящей от представителей других национальностей, то 35,7% респондентов говорят о возможности такой опасности и 11,3 % однозначно уверены в существовании такой опасности. При этом основным источником опасности молодые ростовчане считают представителей народов Северного Кавказа и Закавказья, в меньшей степени - цыган и китайцев [8, с. 291].
Необходимо также отметить, что опасения русского и казачьего населения фактически разделяют и представители укорененных в регионе иноэтничных групп, в том числе донские армяне. Социологические исследования показывают, что донские армяне склонны в большей степени приветствовать даже переселение славянского населения на территорию Ростовской области (22,8%), нежели миграцию собственных соплеменников - армян Закавказья (к ним лояльны 20% респондентов), что свидетельствует о выработавшейся идентификации донских армян с русским и казачьим населением Ростовской области [9, с. 31]. То есть, этническая ксенофобия в отношении мигрирующих на территорию округа групп чужеродного в культурном плане населения присуща не только русско-казачьему населению, но и представителям других групп коренного населения, что позволяет говорить о наднациональном характере негативного отношения к переселенцам.
Таким образом, следует сделать вывод о наличии в регионах Южного федерального округа значительной опасности распространения этнической ксенофобии в молодежной среде. Основными причинами распространения ксенофобии являются чрезмерный рост численности
иноэтничных мигрантов и переселенцев из других стран и регионов на территории субъектов округа, нежелание мигрантов и переселенцев интегрироваться в социокультурную среду принимающего общества и соблюдать установленные правила поведения, экономическая конкуренция со стороны части некоренного населения округа, опасность распространения в иноэтничной среде радикальных религиозных учений.
В восприятии молодежи округа однозначно негативную реакцию встречают представители кавказских этносов, что связывается с повышенной социальной и экономической активностью последних, их высокой численностью в регионе вследствие географической близости республик Северного Кавказа и государств Закавказья, отчасти - с конфессиональными различиями и террористической активностью религиозно-экстремистских организаций в северокавказских республиках.
Государственная политика Российской Федерации в сфере межнациональных отношений, как свидетельствуют результаты социологических исследований, в настоящее время с трудом способна отвечать на серьезные вызовы в виде обострения межнациональных отношений, что связывается с непопулярностью и неэффективностью предлагаемых и предпринимаемых мер в молодежной среде и в обществе в целом.
Литература:
1. Васильева О. А., Гражданов Ю. Д. Миграционные процессы в контексте межэтнических отношений в Южном федеральном округе Российской Федерации // Астраханские краеведческие чтения. Сб. статей. Вып. 1. Под ред. А. А. Курапова. Астрахань, 2009.
2. Ключников А. Ростовской области грозят межнациональные конфликты 20.02.2013 - Аргументы и факты на Дону - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://www.rostov.aif.ru/society/details/125136
3. Жаде З.А., Шадже А.Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея: социологический дискурс // Теория и практика общественного развития. 2012, № 10.
4. Жаде З.А. Причины и условия переселения курдов в Республику Адыгея // Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII-XXIвв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://kkx. тД ib/nd/vserossiiyskaia/konferenciya/r-3-11/
5. Голованов П.С. Укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3189:2 013-10-26-02-57-15&catid=122:2013-10-25-03-07-40&Itemid=213
6. Паин Э.А. Иноверцы и инородцы: способна ли демократия противостоять исламофобии? // Дружба народов. 2013, № 1. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: - // http://magazines. russ.ru/druzhba/2013/1/p11.html
7. Михайлов Ю.А. Исламофобия носит в России государственный характер? 25 сентября 2013 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: -// http://www.islamnews.ru/news-141947.html
8. Социологический портрет молодежи Ростовской области: коллективная монография / Отв.ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону, 2012.
9. Южно-Российский филиал Института социологии РАН. Армянские диаспоры Юга России: социологический портрет и проблемы идентичности. / Науч.рук. - Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону, 2011.
Literature:
1 . Vasilyeva O. A. Grazhdanov Yu. D. Migratory processes in a context of the interethnic relations in the Southern federal district the Russian Federation//the Astrakhan local history readings. Сб. articles. Vyp. 1 . Under the editorship of A. A. Kurapov. Astrakhan, 2009.
2 . Klyuchnikov A. The Rostov region is threatened by the international conflicts 20.02.2013 - Arguments and the facts on Don - [An electronic resource] - an access Mode: - //http://www.rostov.aif.ru/society/details/125136
3 . Zhade Z.A. Shadzhe A.Yu. Sociocultural adaptation of Kurds in the Republic of Adygea: sociological discourse//Theory and practice of social development. 2012, No. 10.
4 . Zhade Z.A. The reasons and conditions of resettlement of Kurds to the Republic of Adygea//the All-Russian scientific and practical conference "Ethnocultural Space of the South of Russia (XVIII-XXI Centuries. Krasnodar, November-December, 2013 - [An electronic resource] - an access Mode: - // http://kkx. ru/l ib/nd/vserossiiyskaia/konferenciya/r-3-11/
5 . Golovanov P. S. Strengthening of the international, interethnic and interfaith relations, prevention of extremism and xenophobia - [An electronic resource] - an access Mode: - // http://utopiya.spb.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=3189:2013-10-26-02-57-15&catid=122:2013-10-25-03-07-40&Itemid=213
6 . Pain E.A. Gentiles and foreigners: whether the democracy is capable to resist to Islamophobia? // Friendship of the people. 2013, No. 1. - [An electronic resource] - an access Mode: - // http://magazines. russ.ru/druzhba/2013/1/p11.html
7 . Mikhaylov Yu.A. Islamofobiya has the state character in Russia? On September 25, 2013 - [An electronic resource] - an access Mode: - // http://www.islamnews.ru/news-141947.html
8 . Sociological portrait of youth of the Rostov region: collective monograph / Otv.Red. Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don, 2012.
9 . Southern Russian branch of Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences. Armenian diasporas of the South of Russia: sociological
portrait and identity problems. / Nauch.Ruk. - Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don, 2011.