УДК 37
Bagatyrova M.N., senior teacher, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: madina-2012-30@mail.ru
FEATURES OF PREVENTIVE WORK ON THE CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF A SENIOR PRESCHOOLER. Modern society faces the growth in the socio-economic crises, which is caused by the instability of the economy, problems in employment, lack of prospects in the future, especially among young people in the aggregate accompanied by aggression, nationalist, racial, interfaith attacks. In many countries of the world, terrorism and extremism have become an attribute of human society, one of the main reasons for the manifestation of which is the psychological discomfort experienced by people in low living standards, dissatisfaction with the needs of life orientations, the lack of a clearly expressed national ideology. In connection with the above, the aggressive behavior of not only adults, but also children, who determine the future status of the state, the direction of its movement, as a result of which the problem of prevention of aggressive behavior, the individual from preschool age, acquires undeniable importance.
Key word: aggressiveness, pedagogical methods, education, teaching correction, educational process, preschoolers.
М.Н. Багатырова, ст. преп. каф. юридических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: madina-2012-30@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Современное общество столкнулось с нарастающим ростом социально-экономических кризисов, что вызвано нестабильностью экономики, проблемами в трудоустройстве, отсутствием перспектив в будущем, особенно у молодежи в совокупности сопровождаемой агрессией, националистическими, расовыми, межконфессиональными выпадами. Во многих странах мира терроризм и экстремизм стали атрибутом человеческого социума, одними из основных причин проявления которого выступают психологический дискомфорт, испытываемый людьми в условиях низкого жизненного уровня, неудовлетворенностью потребностей в смысложизненных ориентациях, отсутствия четко выраженной общегосударственной, национальной идеологии. В связи с вышеизложенным, тревогу вызывает агрессивное поведение не только взрослых, но и детей, которые определяющих будущий статус государства, направление его движения, вследствие чего несомненную значимость приобретает проблема предупреждения агрессивного поведения, личности начиная с дошкольного возраста.
Ключевые слова: агрессивность, педагогические методы, образование, педагогическая коррекция, воспитательный процесс, дошкольники, методика, педагогические методы.
В планирование профилактической работы по коррекции агрессивного поведения старшего дошкольника, с использованием различных педагогических форм, методов и средств работы, включая возможности народной педагогики Дагестана, важное место занимает обоснование технологии, как основной формы воздействия на личность с повышенной агрессией. При этом специально организованные игровые и тренинговые занятия и упражнения, этюды, ведущая роль принадлежит воспитателю (тренеру), обеспечивают усвоение учебного материала при условии правильного выбора методов взаимодействия [1, с. 187].
С учётом сказанного игровая технология выступающая условием формирования личности дошкольника, способствует преодолению возникающих в его жизни стойких аффективных барьеров, преодолеваемых гораздо легче, в совместной учебно-игровой деятельности. Вследствие этого игра и игровые модели взаимодействия рассматриваются нами как наиболее адекватные при коррекции психического развития личности. При этом отмечаем, что агрессивные дошкольники не проявляют желания действовать с предметами и игрушками, не разрушая их, что приводит к тому, что воспитателю приходиться постоянно создавать положительную эмоциональную атмосферу, обеспечивать позитивное отношение к учебно-игровой деятельности, предоставлять возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации. [2, с. 54].
Кроме того, педагог призван учитывать опасности, ставящие под удар свободу, психику и личность дошкольника, его физическое и психическое здоровье, включая эмоционально-положительное отношение к занятиям как показатель успешности работы. С этих позиций формирование личности дошкольника необходимо ориентировать на поддержку и перевод эмоции в настрой к деятельности, поскольку достигать позитивных результатов в учебно-игровой деятельности возможно только тогда когда желания совпадают, предложениями воспитателя. При этом сдерживание эмоций требуют отделение чувств и деятельности, умений строить беседы на темы, интересующие дошкольников, с проводом их в индивидуально значимые, что обогащает совместную деятельность идеями, замыслами предстоящих дел [3, с. 118].
В процессе коррекционной работы необходимо объяснить дошкольнику о том, что такое гнев, каковы его разрушительные последствия, а также о том, какой некрасивый и злой становится дошкольник, когда злиться.
Дошкольники часто проявляют агрессивность потому, что не умеют иначе выражать чувства, где задачей педагога становиться вывод дошкольников из сложившийся конфликтной ситуации приемлемыми способами. Кроме того, на занятиях с дошкольниками обсудить часто встречающиеся конфликтные ситуации провести анализ ситуаций, связанных с поведением (как поступить, если хочет поиграть с игрушкой, но с ней уже кто-то играет) в ходе которых расширяется поведенческий репертуар, происходит овладение различными способами реагирования в той или иной ситуации [4, с. 34].
В своей работе педагог часто использует ролевую игру, где дошкольники в кругу разыгрывают ситуацию: детский сад пришли два игрушечных зайчонка, один из которых желает поиграть с большой и красивой машиной. Но с ней уже играет товарищ в связи, с чем произошла ссора. Пока зайчата ссорились и ругались, воспитатель позвал всю группу на участок, в связи, с чем поиграть с ма-
шинкой, не удалось никому, что огорчило их, вследствие чего они разругались совсем. На прогулке воспитатель просит дошкольников подружить зайчат, для чего по кругу каждый желающий предлагает свое решение, а предложенные варианты разыгрываются парами, выступающими в роли обиженных зайчат. После игры обсуждаются, способы примирения и отбирается оптимальный вариант разрешения конфликтной ситуации. При этом предлагаемые агрессивные способы выхода из создавшейся конфликтной ситуации (ударить, забрать игрушку, напугать и т. д.) педагог не критикует и не оценивает, а наоборот, предлагает разыграть вариант в ролевой игре, где дошкольники сами осознают не эффективность разрешения конфликта [5, с. 67].
Важное место в технологии занимает способствование общению со сверстниками, поскольку работа с агрессивными дошкольниками, предполагает помощь неуверенным, поощрение терпеливого отношения друг к другу, заботливости, укрепление связи между играющими микро группами, развития дружбы между мальчиками и девочками, что достигается поощрением юмора, находчивости в разрешении конфликтов, уточнением норм морали ориентирует на добрые намерения и дружеские контакты [6, с. 11].
В общении с дошкольниками действенное значения имеют справедливость при распределении ролей и обязанностей, доказывание правоты, уважение интересов, бережное отношение к результатам труда, взаимная доброжелательность, для чего используется: объединение обеих групп, совместные прогулки, подвижные игры. Значимой формой общения нами рассматривается пребывание старших детей 2- 3 раза в неделю в течение 10-30 мин., у малышей, где общение имеет разнообразные варианты: помощь одеться на прогулку, вместе построить машину, поиграть в дочки - матери, научить складывать одежду на стульчик, рассказать сказку, показать настоящий театр, что формирует заботливое и доброжелательное отношение к малышам, переживание радости от встречи друг с другом.
В рамках технологии профилактики агрессивного поведения дошкольников в профессиональной деятельности педагога, родители являются активными помощниками и единомышленниками в реализации педагогического процесса, где первостепенную важность имеет формирование готовности к педагогической рефлексии, то есть умений самокритично оценить себя как воспитателя, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Поэтому формы работы с родителями должны отличаться разнообразием, поскольку жизненные ситуации диктуют потребность в тех или иных знаниях.
Педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения с дошкольниками не будет эффективна без помощи и поддержки родителей, где кроме консультаций, используются практикумы и совместные детско-родительских игры, разъяснение индивидуальных психологических особенностей типичных возрастных закономерностей развития личности.
Следует отметить, что беседы не имеют характера терапевтической консультации, представляют собой ознакомление с психолого-педагогическими приемами и играми, отработку умений и навыков позитивного взаимодействия в ролевой игре приемлемой и в домашних условиях. В целом работа с родителями дошкольников с агрессивными проявлениями поведения проводится в аспектах:
информирования об агрессии, причинах и формах её проявления, опасности для ребенка и окружающих и обучения конструктивным и эффективным способам общения. При этом информация родителям предлагается в рекомендательной, а
Библиографический список
не в обязательной форме, для чего они могут выбрать, более приемлемый стиль общения, что позволит эффективно построить сотрудничество, воспитание и развитии ребенка.
1. Багатырова М.Н. «Возможности игровых методов в обучении студентов». Мир науки, культуры, образования. 2016; № 1 (56): 187 - 188.
2. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Москва, 2013.
3. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2015.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва, 2009.
5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем школьном возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.
6. Бандура А., Уолтере Р Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Москва: Апрель, Пресс, 2014.
References
1. Bagatyrova M.N. «Vozmozhnosti igrovyh metodov v obuchenii studentov». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 187 - 188.
2. Shtern V. Psihologiya rannego detstva do shestiletnego vozrasta. Moskva, 2013.
3. Egoshkin Yu.V. Diagnostika i korrekciya agressivnogo povedeniya u detej doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2015.
4. Adler A. Praktika i teoriya individual'noj psihologii. Moskva, 2009.
5. Il'ina I.Yu. Affektivnoepovedenie iego korrekciya v mladshem shkol'nom vozraste. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.
6. Bandura A., Uoltere R. Podrostkovaya agressiya: Izuchenie vliyaniya vospitaniya isemejnyh otnoshenij. Moskva: Aprel', Press, 2014.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 378
Bagatyrova M.N., senior teacher, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: madina-2012-30@mail.ru
PEDAGOGICAL TERMS OF REDUCING AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. When considering the theory of aggression, it should be borne in mind that in addition to species, there are also factors of division, which are very conditional, because they differ in that they are a method by which a particular aggression is manifested (or several types of aggression in their combination). At the same time, there is no universally recognized systematization of the factors of aggression in the scientific literature, which makes a certain confusion in the process of its study. There is an opinion that aggression may result from the influence of various factors, the first of which is hereditary, affecting the sensitivity of aggressiveness. Acquired factors, interacting with genetic and endocrine affect aggression, and sometimes dominate them, in accordance with what the author, human aggression does not consider only biologically programmed and not acquired only in the process of life, but also dependent on a number of non-permanent factors.
Key word: aggressiveness, aggressive behavior, pedagogical work, diagnostics, educational process, preschool children, methods, pedagogical methods.
М.Н. Багатырова, ст. преп. каф. юридических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: madina-2012-30@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривая теорию агрессии, надо иметь в виду, что кроме видов существуют и факторы деление, на которые весьма условно, поскольку они отличаются тем, что представляют собой способ, с помощью которого проявляется та или иная агрессия (или несколько видов агрессии в их сочетании). При этом общепризнанной систематизации факторов проявления агрессии в научной литературе отсутствует, что вносит определенную путаницу в процесс ее изучения. Существует мнение, относительно того, что агрессия может возникнуть в результате влияния различных факторов, первым из которых является наследственность, влияющая на чувствительность агрессивности. Приобретенные факторы, взаимодействуя с генетическими и эндокринными влияют на агрессию, а иногда доминируют над ними, в соответствии с чем автор не считает человеческую агрессию только биологически запрограммированной и не приобретаемой только в процессе жизни, но и зависящей от целого ряда непостоянных факторов.
Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, педагогическая работа, диагностика, воспитательный процесс, дошкольники, методика, педагогические методы.
Педагогическое условие представляет собой целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлена совокупность психолого-педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих эффективно осуществлять учебно-воспитательную работу. С этих позиций, в современной системе дошкольного воспитания сложилась парадоксальная ситуация, когда все психолого-педагогические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений и, в частности, агрессивности, но не формирования готовности к сопереживанию и доброжелательности и т. д. Следовательно, проблема организации педагогической работы по предупреждению агрессивности является частным примером более общей задачи - ориентированной на воздействие, осуществляемое, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессивного поведения. При этом снижение агрессивности целесообразно осуществлять согласно принципов и методов коррекции психического развития личности, разработанных в отечественной психологии, рассматриваемых как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка [1, с. 74 - 76].
По мнению Л.С. Выготского, который внес большой вклад в разработку принципов организации работы с детьми первостепенную роль в обеспечении профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов, играют коррекция психического состояния включающая: коррекцию отклонений в психическом развитии; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития [2, с. 89].
Разработанная с учётом вышеизложенного модель организационно-педагогической работы по профилактики агрессивного поведения у дошкольников (5-7 лет) нами использованная на занятиях с детьми, для которых характерны тенденции к агрессивному поведению, включая не имеющих такие агрессивные наклонности предполагала проведение групповых занятий, где агрессивно настроенный дошкольник ребенок находился среди сверстников с нормальным не агрессивным поведением, что обеспечивало для них образец для подражания.
Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная в группе, «заражала», способствовала направлению деятельности агрессивного ребенка в русло благоприятного развития, где одно из основных положений отечественной психологии утверждает, что развитие дошкольника осуществляется в соответствии с культурными образцами. При этом процесс выделения образцов означает фактические усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению, поскольку образцы ориентируют поведение, деятельность и отношения личности в необходимое направление [3, с. 512].
Следовательно, принимая во внимание положение о необходимости профилактики нарушений в развитии дошкольника, мы предполагаем, что модель организационно - педагогической работы призвана решать задачу профилактики агрессивного поведения, для чего предложенная нами программа по оптимизации и коррекции психического развития, выступая составной частью, обеспечивает всесторонние развитие мыслительной деятельности, произвольности, психомоторики, воображения, и т. д. Кроме того самостоятельное применение