Научная статья на тему 'Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE BEHAVIOR / PEDAGOGICAL WORK / DIAGNOSTICS / EDUCATIONAL PROCESS / PRESCHOOL CHILDREN / METHODS / PEDAGOGICAL METHODS / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДИАГНОСТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багатырова М.Н.

Рассматривая теорию агрессии, надо иметь в виду, что кроме видов существуют и факторы деление, на которые весьма условно, поскольку они отличаются тем, что представляют собой способ, с помощью которого проявляется та или иная агрессия (или несколько видов агрессии в их сочетании). При этом общепризнанной систематизации факторов проявления агрессии в научной литературе отсутствует, что вносит определенную путаницу в процесс ее изучения. Существует мнение, относительно того, что агрессия может возникнуть в результате влияния различных факторов, первым из которых является наследственность, влияющая на чувствительность агрессивности. Приобретенные факторы, взаимодействуя с генетическими и эндокринными влияют на агрессию, а иногда доминируют над ними, в соответствии с чем автор не считает человеческую агрессию только биологически запрограммированной и не приобретаемой только в процессе жизни, но и зависящей от целого ряда непостоянных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TERMS OF REDUCING AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

When considering the theory of aggression, it should be borne in mind that in addition to species, there are also factors of division, which are very conditional, because they differ in that they are a method by which a particular aggression is manifested (or several types of aggression in their combination). At the same time, there is no universally recognized systematization of the factors of aggression in the scientific literature, which makes a certain confusion in the process of its study. There is an opinion that aggression may result from the influence of various factors, the first of which is hereditary, affecting the sensitivity of aggressiveness. Acquired factors, interacting with genetic and endocrine affect aggression, and sometimes dominate them, in accordance with what the author, human aggression does not consider only biologically programmed and not acquired only in the process of life, but also dependent on a number of non-permanent factors.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия снижения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

информирования об агрессии, причинах и формах её проявления, опасности для ребенка и окружающих и обучения конструктивным и эффективным способам общения. При этом информация родителям предлагается в рекомендательной, а

Библиографический список

не в обязательной форме, для чего они могут выбрать, более приемлемый стиль общения, что позволит эффективно построить сотрудничество, воспитание и развитии ребенка.

1. Багатырова М.Н. «Возможности игровых методов в обучении студентов». Мир науки, культуры, образования. 2016; № 1 (56): 187 - 188.

2. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Москва, 2013.

3. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2015.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва, 2009.

5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем школьном возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.

6. Бандура А., Уолтере Р Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Москва: Апрель, Пресс, 2014.

References

1. Bagatyrova M.N. «Vozmozhnosti igrovyh metodov v obuchenii studentov». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 187 - 188.

2. Shtern V. Psihologiya rannego detstva do shestiletnego vozrasta. Moskva, 2013.

3. Egoshkin Yu.V. Diagnostika i korrekciya agressivnogo povedeniya u detej doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2015.

4. Adler A. Praktika i teoriya individual'noj psihologii. Moskva, 2009.

5. Il'ina I.Yu. Affektivnoepovedenie iego korrekciya v mladshem shkol'nom vozraste. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.

6. Bandura A., Uoltere R. Podrostkovaya agressiya: Izuchenie vliyaniya vospitaniya isemejnyh otnoshenij. Moskva: Aprel', Press, 2014.

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК 378

Bagatyrova M.N., senior teacher, Department of Legal Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: madina-2012-30@mail.ru

PEDAGOGICAL TERMS OF REDUCING AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. When considering the theory of aggression, it should be borne in mind that in addition to species, there are also factors of division, which are very conditional, because they differ in that they are a method by which a particular aggression is manifested (or several types of aggression in their combination). At the same time, there is no universally recognized systematization of the factors of aggression in the scientific literature, which makes a certain confusion in the process of its study. There is an opinion that aggression may result from the influence of various factors, the first of which is hereditary, affecting the sensitivity of aggressiveness. Acquired factors, interacting with genetic and endocrine affect aggression, and sometimes dominate them, in accordance with what the author, human aggression does not consider only biologically programmed and not acquired only in the process of life, but also dependent on a number of non-permanent factors.

Key word: aggressiveness, aggressive behavior, pedagogical work, diagnostics, educational process, preschool children, methods, pedagogical methods.

М.Н. Багатырова, ст. преп. каф. юридических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: madina-2012-30@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривая теорию агрессии, надо иметь в виду, что кроме видов существуют и факторы деление, на которые весьма условно, поскольку они отличаются тем, что представляют собой способ, с помощью которого проявляется та или иная агрессия (или несколько видов агрессии в их сочетании). При этом общепризнанной систематизации факторов проявления агрессии в научной литературе отсутствует, что вносит определенную путаницу в процесс ее изучения. Существует мнение, относительно того, что агрессия может возникнуть в результате влияния различных факторов, первым из которых является наследственность, влияющая на чувствительность агрессивности. Приобретенные факторы, взаимодействуя с генетическими и эндокринными влияют на агрессию, а иногда доминируют над ними, в соответствии с чем автор не считает человеческую агрессию только биологически запрограммированной и не приобретаемой только в процессе жизни, но и зависящей от целого ряда непостоянных факторов.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, педагогическая работа, диагностика, воспитательный процесс, дошкольники, методика, педагогические методы.

Педагогическое условие представляет собой целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлена совокупность психолого-педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих эффективно осуществлять учебно-воспитательную работу. С этих позиций, в современной системе дошкольного воспитания сложилась парадоксальная ситуация, когда все психолого-педагогические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений и, в частности, агрессивности, но не формирования готовности к сопереживанию и доброжелательности и т. д. Следовательно, проблема организации педагогической работы по предупреждению агрессивности является частным примером более общей задачи - ориентированной на воздействие, осуществляемое, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессивного поведения. При этом снижение агрессивности целесообразно осуществлять согласно принципов и методов коррекции психического развития личности, разработанных в отечественной психологии, рассматриваемых как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка [1, с. 74 - 76].

По мнению Л.С. Выготского, который внес большой вклад в разработку принципов организации работы с детьми первостепенную роль в обеспечении профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов, играют коррекция психического состояния включающая: коррекцию отклонений в психическом развитии; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития [2, с. 89].

Разработанная с учётом вышеизложенного модель организационно-педагогической работы по профилактики агрессивного поведения у дошкольников (5-7 лет) нами использованная на занятиях с детьми, для которых характерны тенденции к агрессивному поведению, включая не имеющих такие агрессивные наклонности предполагала проведение групповых занятий, где агрессивно настроенный дошкольник ребенок находился среди сверстников с нормальным не агрессивным поведением, что обеспечивало для них образец для подражания.

Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная в группе, «заражала», способствовала направлению деятельности агрессивного ребенка в русло благоприятного развития, где одно из основных положений отечественной психологии утверждает, что развитие дошкольника осуществляется в соответствии с культурными образцами. При этом процесс выделения образцов означает фактические усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению, поскольку образцы ориентируют поведение, деятельность и отношения личности в необходимое направление [3, с. 512].

Следовательно, принимая во внимание положение о необходимости профилактики нарушений в развитии дошкольника, мы предполагаем, что модель организационно - педагогической работы призвана решать задачу профилактики агрессивного поведения, для чего предложенная нами программа по оптимизации и коррекции психического развития, выступая составной частью, обеспечивает всесторонние развитие мыслительной деятельности, произвольности, психомоторики, воображения, и т. д. Кроме того самостоятельное применение

параллельно с программой организационно-педагогической работы по профилактике агрессивного поведения минимизирует риск связанный с осложнением взаимоотношений и общения агрессивной личности.

Агрессивный дошкольник, посещая детское образовательное учреждение, большую часть времени проводит среди сверстников, где потребность в общении и признании постоянно фрустрируется, так как его поведение отталкивает от него группу, что по нашему актуализирует необходимость проведения организационно-педагогической работы в группе, развития коммуникативных способностей. Вместе с тем следует учесть значимость выявления более важных причин возникновения агрессивного поведения, истоки которого в проблемной семейной обстановке, занимающей ведущее место в социальной ситуации развития личности дошкольника.

В связи с вышеизложенным в модели организационно-педагогической работы представлена симптоматическая (работа с группой), так и каузальная (работа с родителями) составляющие профилактического направления, которые реализуется через организацию занятий со всеми группами дошкольного образовательного учреждения. При этом постановка целей организационно-педагогической работы осуществлено руководствуясь пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина), в связи с чем особое внимание акцентировано на оптимизации социальной ситуации развития дошкольника включением его в различные виды деятельности [4, с. 69].

С этих позиций основное внимание в исследовании направленно, на оптимизацию взаимоотношений и общение дошкольника со взрослыми и сверстниками, формирование у них положительного отношения к роли дошкольника. При этом следует отметить, что предстоящая смена социальной позиции старшим дошкольником связанна с адаптацией к новым условиям, приводит к возникновению трудностей, которые в основном характерны для конфликтного и агрессивного настроенного субъекта, в связи, с чем в целях профилактики нами в модель добавлен цикл занятий, учитывающий школьный контекст [5, с. 112].

Таким образом, целью реализации разработанной модели организационно-педагогической работы выступает профилактика агрессивности у дошкольников, для чего решались задачи:

- по оптимизации взаимоотношений и общения дошкольника со взрослыми и сверстниками;

- формирование внутригрупповой сплоченности и толерантного отношения к окружающим,

- овладения умениями выхода из конфликтных ситуаций;

- создания в группе атмосферы доверия и эмоционального тепла; обеспечение безоценочности в поведении при взаимодействии, путем использования традиций, обрядов из народной педагогики;

- формирование эмоционально - положительного отношения во взаимодействии путем усвоения и отработки успешных моделей поведения;

- обучение основам саморегуляции оптимизация общения агрессивного настроенного дошкольника в семейном окружении.

С учетом изложенного можно руководствоваться следующими основными принципами: системности коррекционных и профилактических действий; единства диагностики и коррекции; деятельностной коррекции; учета возрастно-пси-хологических и индивидуальных особенностей дошкольника; комплексности

Библиографический список

психолого-педагогического воздействия; активного привлечения ближайшего социального окружения дошкольника к участию в организационно-педагогической работе по профилактики агрессивности.

В процессе организационно-педагогической работы для оценки её результативности осуществлялась диагностика показателей агрессивного поведения до и после реализации модели, а также спустя 4-6 месяцев. При этом учитывалось то, что основными видами деятельности дошкольника являются: игровая деятельность, изобразительная деятельность, начальные формы учебной деятельности, а также внеситуативно-личностное общение в связи, с чем в комплекс методов профилактики и коррекции агрессивности у дошкольников определены: игротерапия, рисуночная терапия, музыкотерапия, драматизация сказки, а также способы речевого воздействия.

Диагностика агрессивного поведения дошкольников осуществлялась, основываясь на деятельностном и комплексном подходе психологического воздействия, что обеспечивает учет индивидуальных особенностей в рамках гармонично сочетаемых индивидуальных и групповых занятий.

Эффективность модели, подтверждается её ориентированностью на перенос позитивного опыта, получаемого дошкольником на занятиях, в его реальную жизнь во взаимоотношениях с окружающими [6, с. 64 - 67].

Учитывая это, особое внимание уделялось работе с родителями и педагогами в плане обеспечения условий для переноса позитивного опыта, для чего на родительских собраниях сообщалась информация о ходе профилактических и коррекционных, включая ее результаты. Также в рекомендательной форме давались консультации родителям агрессивных дошкольников по оптимизации взаимоотношения с детьми, где нами было отмечено, что родители конфликтных, агрессивных детей часто избегают общения с психологом и педагогом, вследствие чего часть работы реализуется не полностью.

В случаях, когда причиной агрессивности у дошкольников было, выступает нарушение детско-родительских отношений, с ними проводились беседы, давались конструктивные рекомендации целью ориентированные на оказание помощи родителям в выработке оптимальной тактики взаимодействия и общения в семье [7, с. 187 - 188]. Кроме того, на педсоветах, индивидуальных беседах проводилась работа с педагогами, для чего предлагались упражнения, способы поведения, которые целесообразно использовать в рамах работы в группе детского сада (рисуночные методы, арттерапия, анализ и обсуждение конфликтных ситуаций и др.

С помощью воспитателей дошкольного образовательного учреждения в организационно-педагогической работы использовались статусная психотерапия, направленная на регулирование взаимоотношений в группе дошкольников, в связи, с чем воспитатель, опираясь на рекомендации психолога, добивался снижения агрессивных тенденций в поведении. Потребность агрессивного дошкольника в признании удовлетворялась с помощью дачи ответственных поручений с последующим одобрением и похвалой перед группой в случае выполнения. Отмечаем, что статусная психотерапия была включена в групповые коррекцион-ные занятия, где во взаимоотношениях присутствовал агрессивно настроенные дошкольник, которому в сложившейся ситуации сложно было добиваться своего, используя способы, которые он применял, в связи, с чем его вынудили к поиску других способов налаживания отношений, при необходимости с помощью педагога.

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн: для учителей и родителей. Москва, Просвещение, 2012.

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей 6-ти летнего возраста: учебное пособие: 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетская, 2015.

3. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Москва, 2010.

4. Гаспарова Е.М. Страхи у дошкольников. Дошкольное воспитание 2011; 4: 75 - 80.

5. Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. Москва, 2012.

6. Кошелева А.Д. Аффективное поведение в дошкольном возрасте и его роль в психическом развитии ребенка: Материалы Межвуз. научно-практической конференции, посвященной памяти К.С. Лебединской. Москва, 2012: 64 - 67.

7. Багатырова М.Н. Возможности игровых методов в обучении студентов. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 187 - 188.

References

1. Buyanov M.I. Rebenok iz neblagopoluchnoj sem'i: Zapiski detskogo psihiatra: Kn: dlya uchitelej i roditelej. Moskva, Prosveschenie, 2012.

2. Kolominskij Ya.L., Pan'ko E.A. Psihologiya detej 6-ti letnego vozrasta: uchebnoe posobie: 2-e izd., pererab. i dop. Minsk: Universitetskaya, 2015.

3. Asanova N.K. Rukovodstvo popreduprezhdeniyu nasiliya nad det'mi. Moskva, 2010.

4. Gasparova E.M. Strahi u doshkol'nikov. Doshkol'noe vospitanie 2011; 4: 75 - 80.

5. Neverovich Ya.Z. Nekotorye psihologicheskie osobennosti ovladeniya doshkol'nikami normami povedeniya v kollektive. Moskva, 2012.

6. Kosheleva A.D. Affektivnoe povedenie v doshkol'nom vozraste i ego rol' v psihicheskom razvitiirebenka: Materialy Mezhvuz. nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj pamyati K.S. Lebedinskoj. Moskva, 2012: 64 - 67.

7. Bagatyrova M.N. Vozmozhnosti igrovyh metodov v obuchenii studentov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 187 - 188.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 371.64/.69:371.233.4

Baumtrog N.N., Cand. of Sciences (Philology), analyst, Department of Research Work Organization, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: sibirika.nb@mail.ru

Baumtrog V.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: barnaul@list.ru

Petrov D.A., Head of"Saving of the Russian People's Traditions" Fund (Zalesovo, Altai Krai, Russia), E-mail: greg_den@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.