УДК 15.81.21 (37.015.3)
Г. Н. Попов, Н. В. Шевелёва
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
Детская агрессивность является одной из основных проблем в современном обществе. По мнению ученых (как отечественных, так и зарубежных), агрессивность, сложившаяся еще в детском возрасте, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции как эмоциональных, так и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный им способ взаимодействия с окружающим миром - игра. В данной статье отражено значение игровых упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), уровень агрессивности которых выше нормы.
Ключевые слова: агрессивное состояние, коррекционные игровые упражнения.
Главным источником примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу [1]. Выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины [2]. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей [3].
Современные дети часто прибегают к агрессии, так как научаются видеть в ней способ решения жизненных трудностей, то есть можно говорить о процессе социализации агрессии как результате усвоения навыков агрессивного поведения и развитии агрессивной готовности личности. Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующие научения. Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен много знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и т. п. Эти знания не даются при рождении [4]. Люди должны научиться вести себя агрессивно. Очень часто агрессивный ребенок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений,
у ребенка появляется уверенность, что его не любят [5].
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события [6].
Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [7].
Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации [8]. Основные задачи игровых упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста:
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного «я» ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети», коррекция и предупреждение деформации в формировании Я-концепции;
- коррекция и профилактика поведенческих отклонений [9].
Основная цель применения игровых упражнений - помочь детям младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым
для них образом - через игру, так как она является ведущим видом деятельности для них. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры
[3].
В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение [10].
При изучении специальной литературы и непосредственном наблюдении за учащимися младших классов ОГКОУ «Центр психолого-медико-соци-ального сопровождения» были выявлены возможные причины агрессивного поведения у детей. В разработках отечественных и зарубежных специалистов даны методы коррекции такого поведения, которые используются в проведении коррекционной работы:
1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки:
- подвижные игры;
- спортивные эстафеты;
- «минутки радости» между занятиями.
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии:
- беседа с родителями;
- направление к психологу;
- наблюдение за поведением ребенка;
- налаживание эмоционального контакта с ребенком.
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия).
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье:
- беседа с родителями;
- направление к психологу.
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки):
- аретопсихотерапия;
- ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения;
- обсуждение книг, предусмотренных программой.
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков:
- подвижные игры;
- игры на понимание эмоционального состояния;
- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение;
- обучение приемам саморасслабления;
- разработка программ обучения коммуникативным навыкам [11].
При подборе заданий и упражнений в работе с детьми Центра следует придерживаться следующих принципов:
1. Принцип адекватности предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, задания и упражнения должны соответствовать решаемым задачам.
2. Принцип оптимальности означает, что в своей системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу.
3. Принцип системности в подборе и предъявлении упражнений ориентирован на обособленность и завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач.
4. Принцип повторяемости, усложнения и динамики упражнений.
5. Принцип дозировки определяется иерархией задач.
6. Принцип сочетания основных и фоновых упражнений.
7. Принцип разнообразия упражнений, основанный на чередовании видов деятельности [3, 12].
В областном государственном казенном образовательном учреждении «Центр психолого-медико-социального сопровождения» обучаются дети с ОВЗ. В силу своего заболевания каждый из них имеет повышенный уровень агрессивности. Это подтверждает и проведенная в начале учебного года диагностика. Педагогами-психологами проводится коррекционная работа по снижению уровня агрессивности в виде игровых упражнений с детьми как в индивидуальном порядке, так и в группе. Данный вид коррекционно-развивающих мероприятий будет действовать до окончания учебного года. В конце проводится повторная диагностика учащихся младших классов, в результате которой будет прослеживаться эффективность от проведенных мероприятий.
Приведем пример проводимых занятий с указанием как самой структуры занятия, так и игр, используемых на уроке.
Структура занятия:
1. Ритуал. Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Ритуал. Цель: плавно завершить занятие.
Упражнение № 1. «Попроси игрушку» - вербальный вариант.
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Упражнение № 2. «Попроси игрушку» - невербальный вариант.
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение № 3. «Обзывалки».
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Таким образом, проведение игровых упражнений с детьми младшего школьного возраста является весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения. Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни, так как она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребенка в его взаимоотношениях с окружающими.
Список литературы
1. Колосова С. Л. Детская агрессия. Спб.: ПИТЕР, 2004.
2. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. № 3. 2000.
3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агентство, 1997.
4. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006.
5. Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. 2007. № 5.
6. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. 2003 г. № 8.
7. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов.
СПб.: Речь, 2004.
8. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агентство. 1997.
9. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением // Воспитание школьников. 2002.
№ 10.
10. Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2003.
11. Кузнецова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа. 1999 г. № 3.
12. Винниченко Н. Л. Сетевое взаимодействие в реализации программ воспитания и социализации школьников. Научно-педагогическое обозрение. № 2. 2013.
Попов Г. Н., кандидат педагогических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Шевелёва Н. В., педагог-психолог.
Областное государственное казенное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
Ул. Басандайская, 2, Томск, Россия, 634000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.11.2013.
G. N. Popov, N. V. Sheveleva
GAME AS MEANS OF CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN JUNIOR CLASSES
Children’s aggressiveness is one of the important problems today. According to scientists (both Russian and international) aggression that developed in childhood, remains a persistent feature and persists all life long. The game is an effective method of correction as emotional and behavioral disorders of children, which is based on their characteristic of interacting with the world: a game. This article reflects the value of exercises for children with HIA, the level of aggressiveness is higher than normal.
Key words: aggressive state correctional playing exercises.
References
1. Kolosov S. L. Children’s aggression. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. (in Russian).
2. Volkova E. Features of the work of teachers, psychologists of preschool educational institutions with difficult children and their parents. Aggressive children // Pre-school education, 2000, no. 3. (in Russian).
3. Karabanova O. A. Playing in correction of mental development of a child. Moscow: Rus. ped. agentstvo Publ., 1997 (in Russian).
4. Aggression in children and adolescents: Textbook / ed. N.M. Platonova. St. Petersburg, Rech Publ., 2006 (in Russian).
5. Strogonova L. Aggressive child. What to do with him? Upbringing of schoolchildren. 2007, no. 5 (in Russian).
6. Vatova D. How to remove the aggressiveness of children. Preschool upbringing. 2003, no. 8. (in Russian).
7. Breslav G. E. Psychological adjustment of child and adolescent aggression: Manual for professionals and amateurs. St. Petersburg, Rech Publ., 2004. (in Russian).
8. Karabanova O. A. Playing in correction of mental development of a child. Moscow: Rus. ped. agentstvo Publ., 1997 (in Russian).
9. Kukhranova I. Correctional and psychological games and exercises for children with aggressive behavior. Upbringing of schoolchildren. 2002, no.10 (in Russian).
10. Stepanova O. A., Wainer M. E, Chutko N. Ya. Methodology and other games with the correction and development technologies: Textbooks for students of secondary ped. ed. institutions. Moscow, Academia Publ., 2003. (in Russian).
11. Kuznetsova L. N. Psycho-pedagogical correction of children’s aggressiveness. Primary School. 1999, no. 3 (in Russian).
12. Vinnichenko N. L. Networking in the implementation of programs of education and socialization of students. Scientific and pedagogical review, 2013, no. 2 (in Russian).
Popov G. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Sheveleva N. V.
Regional State Educational Institution “Center of Psychological, Medical and Social Support”.
Ul. Basandayskaya, 2, Tomsk, Russia, 634000.
E-mail: [email protected]