Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривоусова Вероника Викторовна, Вахитова Галия Хамитовна

Рассматриваются проблемы профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста. Подчеркивается необходимость обращения внимания на смысловые дефиниции для более точного определения проблемного поля исследования. Представлены результаты изучения уровня знаний о профессиях обучающихся начальной школы г. Санкт-Петербурга. Определено, что смысловое содержание понятия «профессия» для обучающихся является абстрактным, также установлена недостаточная информированность детей в целом о мире профессий. Для получения достоверных сведений сопоставляются результирующие данные ответов детей и их родителей. Сделан вывод о том, что участникам эксперимента сложно представить себя в профессиональном будущем. Акцентируется внимание на необходимости улучшения работы по формированию знаний о профессиях младших школьников через реализацию соответствующей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривоусова Вероника Викторовна, Вахитова Галия Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VOCATIONAL ORIENTATION OF YOUNGER STUDENTS

The problems of professional orientation of children of primary school age are considered. For the introduction to the course of the studied problems, various views and approaches to the definition of the concept of “career guidance” and its components are described. The results of studying the level of knowledge about the professions of primary school students in St. Petersburg are presented. It is determined that the semantic content of the concept of “profession” for students is abstract and unclear, and also the lack of awareness of children in general about the world of professions is established. To obtain reliable and complete information, the results of the responses to the questionnaires of primary school students and their parents are compared. Based on the obtained research data, it is concluded that it is difficult for the participants of the experiment - younger schoolchildren to imagine themselves in the professional future. Attention is focused on the need to improve and systematize the work on the formation of complete knowledge of primary school students about professions through the implementation of an appropriate program in the course of primary school education. This program, based on the full interaction of adults and children, is focused not only on expanding children’s knowledge about the world of professions, but also fully taking into account their motives and interests, which ultimately can affect the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 331.548

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-9-15

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В. В. Кривоусова1 2, Г. Х. Вахитова1

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 ГБОУ СОШ№ 14 г., Санкт-Петербург

Рассматриваются проблемы профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста. Подчеркивается необходимость обращения внимания на смысловые дефиниции для более точного определения проблемного поля исследования. Представлены результаты изучения уровня знаний о профессиях обучающихся начальной школы г. Санкт-Петербурга. Определено, что смысловое содержание понятия «профессия» для обучающихся является абстрактным, также установлена недостаточная информированность детей в целом о мире профессий. Для получения достоверных сведений сопоставляются результирующие данные ответов детей и их родителей. Сделан вывод о том, что участникам эксперимента сложно представить себя в профессиональном будущем. Акцентируется внимание на необходимости улучшения работы по формированию знаний о профессиях младших школьников через реализацию соответствующей программы.

Ключевые слова: профессия, особенности организации профессиональной ориентации, дети младшего школьного возраста.

Актуальность обращения к тематике профориентации обучающихся начальной школы связана с тем, что своевременное просвещение и знакомство с миром профессий не только формируют необходимую в данном возрасте познавательную осведомленность, но и могут являться одной из существенных характеристик, определяющих качество воспитательно-образовательного процесса, включающего полноценное взаимодействие взрослого и детей, основанное на мотивах и потребностях школьников [1]. Обсуждение проблемы профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста актуализирует изучение ключевых терминов, очерчивающих определенный круг понятий, связанных с данной тематикой. Рассмотрим смысловые дефиниции, определяющие проблемное поле исследования.

В самом широком смысле понятие «профессиональная ориентация» рассматривается в контексте установок человека на выбор какой-либо профессии. Так, например, в энциклопедическом словаре профессиональная ориентация определяется как «система мер, направленная на оказание помощи молодежи в выборе профессии» [2, с. 1073]. Надо отметить, что во многих справочных и психолого-педагогических источниках позиция исследователей данной проблематики принципиально не различается. В то же время каждый ученый дополняет и уточняет данный термин, исходя из своих взглядов и убеждений [3-7]. Так, например, некоторые авторы, рассматривая особенности профориентации школьников, отмечают важность и целесообразность системного подхода к созданию комплекса ме-

роприятий, задающего ориентиры обдуманного и самостоятельного выбора профессии в будущем [3, с. 87].

Отсутствие единственно точного и конкретного определения рассматриваемого понятия объясняется тем, что с течением времени обновляются жизненные устои, требования, принципы, технологические и методические характеристики любых процессов, в том числе и образовательных, а вместе с ними изменяется и уточняется содержание и смысловая наполняемость тех или иных терминов. И этот процесс закономерен. Более того, исследователи проблемы профориентации отмечают ее отличительную особенность, связанную с наличием составных компонентов: «деятельность», «профессия», «ориентация» [3, с. 90]. Данные связующие компоненты позволяют рассматривать профориентацию и с точки зрения теории, и с точки зрения практики, а значит, как междисциплинарное научное направление. Важно отметить, что компоненты профориентации задают деятельностный характер процессу выбора будущей профессии. Говорить об ориентации человека на профессию можно в том случае, если он пытается определиться в области профессий и начинает активно выявлять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным целям и потребностям, устремлениям и интересам [4-8].

Существуют и другие причины отсутствия единых взглядов на понятие «профориентация», которые объясняются тем, что это комплексная проблема, поэтому подходы к ее определению могут существенно различаться в зависимости от аспектов ее характеристики. Если опираться на точку зрения с позиции педагогической практики, то профориентацию можно связывать с необходимостью создания педагогических моделей, технологий, концепций, реализующихся как профессиональные пробы. А если же на этот процесс посмотреть с позиции психологии, то на первый план выступят психологические дефиниции и концептуальные положения, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из двух взаимосвязанных сторон [9, 10]:

- первая сторона отражает воздействие на психику обучающегося с целью формирования определенных профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам, потребностям и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с актуальными в данном социуме запросами;

- вторая сторона показывает мотивы принятия обучающимися самостоятельного решения своего профессионального выбора.

Информированность о мире профессии поможет ребенку в выборе и определении будущей профессии. Данное убеждение позволяет создавать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных в большей степени на знакомство с миром профессий, на расширение сведений о тех или иных профессиях, на знакомство с вновь появляющимися профессиями. В этой части рассуждений заданной тематики важно отметить необходимость пропаганды в процессе проведения урочных и внеурочных занятий наиболее востребованных на данном этапе развития общества профессий, объяснять причины их возникновения и потребности социума в их развитии.

Анализ смысловых понятий, связанных с профориентацией школьников, связан с пониманием, что обоснованный и продуманный подход к выбору профессии - залог успешной жизни человека в будущем. В этом смысле позиция авторов основана на понимании важности и необходимости организации профориентационных мероприятий для содействия обучающимся в профессиональном самоопределении. Вместе с тем эффективность реализуемых мероприятий может зависеть от мотивов, общих установок личности ребенка, их представлений о мире профессий [1, 8].

С целью определения уровня знаний о профессиях обучающихся младших классов, в сентябре 2020 г. было проведено анкетирование учеников 2 «Б» класса государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 141 г. Санкт-Петербурга. Анкетирование включало пять вопросов, на которые нужно было ответить максимально точно и подробно:

1. Что такое профессия?

2. Где и кем работают твои родители?

3. Кем ты хочешь быть?

4. Можно ли назвать самую нужную и самую ненужную профессию в наше время? Если да, то назови, если нет, то напиши почему?

5. Назови три самые современные профессии. Можешь ли объяснить, чем занимается человек, обладающий этой профессией?

Ответы детей были распределены по трем уровням: высокий - ребенок отвечает на все вопросы; средний - ограничивается ответами на три-два вопроса и низкий - получен ответ только на один вопрос или ответ отсутствует вообще.

Проанализировав ответы обучающихся, мы получили следующие результаты (табл. 1-4).

Таблица 1

Знания обучающихся о профессиях по описанию

Вопрос анкеты А Б В

Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами? Художник 26 % Оформитель 16 % Маляр 58 %

Какой врач лечит ухо, горло, нос? Отоларинголог 32 % Офтальмолог 42 % Педиатр 26 %

Как называется профессия, представитель которой проектирует здания? Строитель 26 % Чертежник 32% Архитектор 42 %

Представитель какой профессии лечит животных? Врач 0 % Животновод 5 % Ветеринар 95 %

Таблица 2

Знания обучающихся о профессиях

Вопрос анкеты А Б В

Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди - представители этих профессий? Указали 1-2 профессии - 57 % Указали 3-4 профессии - 32 % Указали более 4 профессий - 11 %

Где работают твои родители? Как называется их профессия? Не знают - 16 % Знают профессию одного родителя - 37 % Знают профессию обоих родителей - 47 %

Таблица 3

Выявление знаний о назначении профессий

Вопрос анкеты Правильно, % Неправильно,%

Чем занимается художник? 100 0

Чем занимается учитель? 100 0

Чем занимается геолог? 32 68

Таблица 4

Выявление мотивации

Вопрос анкеты Не знает проблем, % Назвал профессию, % Назвал и объяснил, %

Какой бы профессией ты хотел заниматься, почему? 11 16 74

Какая профессия тебе нравится, почему? 5 32 63

Что необходимо делать, чтобы стать профессионалом своего дела? А Б В Г Д

Читать книги -26 % Изучать школьные предметы - 42 % Получать сведения из разных источников - 16 % Интересоваться у взрослых - 0 % Свой вариант -16 %

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что имеющиеся общие представления детей связаны в большей мере с описанием будущей профессиональной деятельности. Дети в большей степени называют самую важную и самую ненужную профессии в наше время, хотя у них формируют понимание того, что «все профессии важны, все профессии нужны». При этом лишь небольшая часть второклассников может правильно и точно указать название профессии. Также нужно отметить, что обучающиеся начальной школы затрудняются сказать, где и кем работают их родители. Нами выявлено, что, к сожалению, профессия рассматривается многими детьми не как что-то привлекательное, нужное и важное в жизни человека, а как что-то трудное, нелюбимое. Так, например, Дима П. сказал: «Мама с папой ходят на работу, как я в школу. Только они там деньги получают, а я отметки. Но мне не очень нравится ходить в школу».

Для определения чистоты результатов исследования нами была использована рисуночная методика «Кем ты хочешь быть?» (автор В. В. Кривоусова, дата проведения - сентябрь 2020 г.). Данная методика проводилась индивидуально для изучения уровня информированности детей о профессиях. Каждому ребенку предлагалось нарисовать, кем он хочет стать, когда вырастет, и обязательно подписать, какую профессию представил. В качестве полноты представлений о профессиях нами учитывалось наличие в рисунках атрибутов профессий, элементов спецодежды, детали рабочей обстановки. Мы выделили три уровня знаний второклассников о профессиях.

Высокий уровень - ребенок прорисовывает пять и более атрибутов профессии, правильно отображает три и более элемента спецодежды (если профессия предполагает спецодежду), четко прорисовывает детали рабочей обстановки.

Средний уровень - ребенок ограничивается прорисовыванием трех-четырех атрибутов профессии, правильно отображает один-два элемента спецодежды, не очень четко прорисовывает рабочую обстановку.

Низкий уровень - ребенок прорисовывает менее трех атрибутов профессии, не указывает элементы спецодежды, не прорисовывает рабочую обстановку, появляются детали, не относящиеся к профессии.

По результатам рисуночной методики «Кем ты хочешь быть?», направленной на изучение сформированности профессиональной направленности у детей начальной школы, мы получили следующие результаты: высокий уровень не был выявлен. Всего 15 детских работ (41,6 % ) были оценены на средний уровень. Рисунки, отнесенные к среднему уровню, были подписаны «доктор», «художница», «ДПС», хотя более точное название указанных профессий должно быть «врач», «художник», «инспектор ГИБДД». И 21 детский рисунок, что составило 58,4 %, был отнесен к низкому уровню. Рисунки данной группы были подписаны следующим образом: «машинист», «стоматолог», «дальнобойщик», «балерина», «полиция», «актриса», «пасечник», «фехтовальщик», «делатель роботов и писать книги». Как видно, не все профессии названы правильно. Профессии «полиция» нет, есть профессия «полицейский», а «делатель роботов и писать книги» вообще не соответствуют точному определению профессий, поэтому трудно сказать, о какой профессии шла речь.

Подводя итоги опроса детей младшего школьного возраста, в целом можно отметить их достаточно низкую осведомленность о профессиях. Исходя из полученных данных, можно констатировать, что на данном возрастном этапе участникам эксперимента сложно представить свое профессиональное будущее. Они с трудом ориентируются в мире профессий, а смысловое содержание понятия «профессия» для них является абстрактным, размытым.

Для получения достоверной, более широкой информации и определения направлений исследовательской работы по формированию профессиональной ориентации нами было принято решение сделать сопоставительный анализ ответов детей и имеющихся мнений/представлений их родителей по данной теме. Для этой цели мы попросили ответить родителей на следующие вопросы:

1. Как называется Ваша профессия?

2. За что вам нравится или не нравится Ваша профессия?

3. Представителем какой профессии Вы видите своих детей?

4. Какая профессия, по Вашему мнению, самая нужная, а какая самая ненужная в наше время?

5. Перечислите, пожалуйста, не менее трех современных, возникших в последнее время профессий. Сможете ли Вы объяснить, чем занимаются люди, обладающие перечисленными профессиями?

Обработка результатов опроса показала значительные расхождения представлений детей и мнений их родителей. Так, оказалось, что дети называли неверно профессии, в которых заняты их мамы и папы. А многие родители видят своих детей совершенного в других профессиях, нежели сами второклассники. Некоторые родители не стали называть конкретные профессии, а ограничились ответом, что видят своих детей состоятельными, культурными, образованными личностями. Большая часть родителей и детей называли нужные и ненужные профессии, только небольшая часть родителей отметила, что все профессии необходимы.

Резюмируя итоги проведенного исследования, можем отметить необходимость улучшения и систематизации работы по формированию знаний о профессиях обучающихся начальной школы. Использованный диагностический инструментарий позволил не только определить уровень сформированности профессиональной ориентации у детей младшего школьного возраста, но и дал основания для разработки программы «Все работы хороши», которую мы планируем реализовать на следующем этапе исследования. Данная программа, основывающаяся на полноценном взаимодействии взрослого и ребенка, ориентирована не только на расширение знаний детей о мире профессий, но в полной мере на их мотивы, интересы, что в конечном счете может повлиять на качество воспитательно-образовательного процесса.

Список литературы

1. Вахитова Г. Х. К вопросу мотивационного обеспечения учебной деятельности учащихся начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 59-61.

2. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/ (дата обращения: 20.09.2020).

4. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». URL: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.09.2020).

5. Грицкевич Н. К., Решотка Ю. Н., Рождественская А. Н. Развитие профессионального самоопределения обучающихся в условиях современной образовательной среды // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 142-149.

6. Антонова М. В. Оценка результативности профессионального самоопределения младших школьников: методологический подход // Образование личности. 2018. № 1. С. 107-117.

7. Вершинин С. И. Основы профориентологии. М.: Просвещение, 2009. 176 с.

8. Елькина О. Ю. Путешествие в мир профессий: метод. пособие. М.: Академия: ОАО «Московские учебники», 2011. 160 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 304 с.

10. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010. 812 с.

Кривоусова Вероника Викторовна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061); воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ № 14 г. Санкт-Петербурга (ул. Крыленко, 25, корп. 5, Санкт-Петербург, Россия, 193232).

E-mail: [email protected]

Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 01.02.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-9-15

PECULIARITIES OF VOCATIONAL ORIENTATION OF YOUNGER STUDENTS

V. V. Krivousova1'2, G. Kh. Vakhitova1

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 School No. 141, Petersburg, Russian Federation

The problems of professional orientation of children of primary school age are considered. For the introduction to the course of the studied problems, various views and approaches to the definition of the concept of "career guidance" and its components are described. The results of studying the level of knowledge about the professions of primary school students in St. Petersburg are presented. It is determined that the semantic content of the concept of "profession" for students is abstract and unclear, and also the lack of awareness of children in general about the world of professions is established. To obtain reliable and complete information, the results of the responses to the questionnaires of primary school students and their parents are compared. Based on the obtained research data, it is concluded that it is difficult for the participants of the experiment - younger schoolchildren to imagine themselves in the professional future. Attention is focused on the need to improve and systematize the work on the formation of complete knowledge of primary school students about professions through the implementation of an appropriate program in the course of primary school education. This program, based on the full interaction of adults and children, is focused not only on expanding children's knowledge about the world of professions, but also fully taking into account their motives and interests, which ultimately can affect the quality of the educational process.

Keywords: career guidance, organization of vocational guidance, elementary school students.

References

1. Vahitova G. H. K voprosu motivatsionnogo obespecheniya uchebnoy deyatel'nosti uchashchikhsya nachal'noy shkoly [On the issue of motivational support of educational activities of primary school students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2006, vol. 10 (61), pp. 59-61 (in Russian).

2. Entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic Dictionary]. Chief editor M. A. Prokhorov. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1987. 1600 p. (in Russian).

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 goda N 1155 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 of October 17, 2013 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary Education"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_42118/(accessed 20 September 2020).

4. Kontseptsiya soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnosti obrazovaniya [The concept of supporting the professional self-determination of students in the conditions of continuous education]. Tsentrprofessional'nogo obrazovaniya i sistem kvalifikatsiy FGAU "FIRO" [Center for Professional Education and Qualification Systems of FSAU "FIRO"] (in Russian). URL: http://eduidea. ru/file/document/521(accessed 26 September 2020).

5. Gritskevich N. K., Reshotka Yu. N., Rozhdestvenskaya A. N. Razvitiye professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh sovremennoy obrazovatel'noy sredy [Development of professional self-determination of students in the modern educational environment]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2019, vol. 5 (27), pp. 142-149 (in Russian).

6. Antonova M. V. Otsenka rezul'tativnosti professional'nogo samoopredeleniya mladshikh shkol'nikov: metodologicheskiy podkhod [Evaluation of the effectiveness of professional self-determination of primary school students: a methodological approach]. Obrazovaniye lichnosti - Personality Formation, 2018, vol. 1, pp. 107-117 (in Russian).

7. Vershinin S. I. Osnovy proforiyentologii [Fundamentals of career guidance]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2009. 176 p. (in Russian).

8. El'kina O. Yu. Puteshestviye v mir professiy: metodicheskoye posobiye [Journey into the world of professions: teaching aid]. Moscow, Akademiya, OAO "Moskovskiye uchebniki" Publ., 2011. 160 p. (in Russian).

9. Klimov E. A. Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 304 p. (in Russian).

10. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya [Age psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 812 p. (in Russian).

Krivousova V. V., Master's degree student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061); Teacher of the extended day group of school No. 141 in St. Petersburg (ul. Krylenko, 25, korpus 5, Saint Petersburg, Russian Federation, 195030). E-mail: [email protected]

Vakhitova G. Kh., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.