профессиональное становление и развитие личности
PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/uDC 376 Е. В. Васина, И. А. Килина
E. Vasina, I. Kilina
изучение социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников
the study of social and professional adaptation of students and pupils
Введение. В статье представлены результаты изучения социально-профессиональной адаптации (СПА) обучающихся организаций профессионального, общего образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучение уровня СПА на допроизводственном этапе (в общеобразовательной, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования) у обучающихся является актуальным, поскольку его можно рассматривать как критерий успешной деятельности субъектов профориентации.
Методология. Методологической основой исследования послужили теоретические положения, посвященные определению «адаптация» (М. В. Антропова, Ф. Б. Березин, Л. А. Гордон, И. А. Аршавский, В. И. Медведев, Н. А. Бернштейн и др.); механизмам адаптации человека к окружающей среде (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, М. И. Сеченов, В. Д. Небылицын, Г Селье, В. П. Казначеев, Э. М. Казин, Р. И. Айзман); системному подходу к индивидуальности (Г А. Кураев, К. В. Судаков, Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, А. Р. Лурия); социально-профессиональной адаптации (М. И. Губанова, Н. Э. Касаткина, С. Н. Чистякова и др.).
Результаты. Для исследования уровня СПА обучающихся разработан критериально-оценочный аппарат, включающий диагностический инструментарий, критерии, показатели и алгоритм его определения, позволяющий выявить актуальный уровень социально-профессиональной адаптации обучающихся путем анализа ее показателей.
Заключение. Своевременное изучение комплекса показателей каждого из критериев СПА различного контингента обучающихся позволяет выявить наиболее проблемные аспекты их профессионального самоопределения, а также дает возможность педагогам подобрать соответствующие современные формы и методы профориентационной работы с подростками, помогает воспитанникам и обучающимся сделать своевременный и осознанный выбор профессии, а также эффективно трудоустроиться и успешно пройти социально-профессиональную адаптацию.
Introduction. The article presents the results of the study of socio-professional adaptation (SPA] of students of vocational, General education, for orphans and children left without parental care. The study of the level of SPA at the pre-production stage (in General education, professional educational
organization or educational organization of higher education) in students is relevant, because it can be considered as a criterion for the success of the subjects of vocational guidance.
Methodology. Methodological basis of research served as a theoretical position on the definition of "adaptation" (M. V. Antropova, F. B. Berezin, L. A. Gordon, I. A. Arshavsky, V. I. Medvedev, N. A. Bernstein, etc.); mechanisms of human adaptation to the environment (B. M. Teplov, S. L. Rubinstein, I. M. Sechenov, V. D. Nebylitsyn, Selye, V. P. Kaznacheev, E. M. Kazin, R. I . Aizman); a systematic approach to individuality (G. A. Kuraev, K. V. Sudakov, B. G. Ananiev, V. S. Merlin, A. R. Luria); socio-professional adaptation (M. I. Gubanova, N. E. Kasatkina, S. N. Chistyakova, etc.).
Results. To study the level of SPAof students the criteria-evaluation apparatus was developed, including diagnostic tools, criteria, indicators and algorithm for its determination, which allows to identify the current level of social and professional adaptation of students by analyzing its performance.
Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, критерии адаптации, обучающиеся, воспитанники, профориентация.
Keywords: social and professional adaptation, criteria of adaptation, students, pupils, career guidance.
Введение
Социально-профессиональная адаптация (СПА) обучающихся рассматривается как процесс усвоения личностью норм и правил, установленных в новой для него социальной среде, и как готовность индивида к профессиональному самоопределению [1-3]. В качестве компонента профессиональной ориентации СПА рассматривается, с одной стороны, как результат, по которому определяется успешность деятельности субъектов профориентации (критерий), с другой стороны, как процесс приспособления обучающихся к будущей профессии, условиям труда, овладения необходимыми профессиональными знаниям и умениям. Изучение уровня СПА обучающихся является актуальным, поскольку его можно рассматривать как критерий успешности деятельности субъектов профориентации [3; 4]. При этом важно использовать комплексный подход, включающий ряд компонентов, отражающих уровень сформированности профессионального самоопределения личности, развитие индивидуальных особенностей и личностный потенциал индивида [5].
Когнитивный компонент обусловлен необходимостью решения воспитанниками и обучающимися задач, требующих профессионально ответственных, выверенных действий. Это связано с тем, что количество профессий растет, появляются новые профессии. В подготовке школьника к выбору профессии нужны знания о себе, психофизиологических профессионально важных качествах в избираемой профессии, о мире профессий, рынках образовательных услуг и труда, а также умения и навыки, которые помогут воспитанникам и обучающимся в освоении профессии и дальнейшей профессиональной деятельности. Важность деятельностно-практического компонента подчеркивает тот факт, что в процессе социально-профессиональной адаптации обучающийся сознательно, на основе сложившейся у него системы саморегуляторных умений, анализа ситуации, планирования и конструирования результата деятельности, его оценки организует процесс своей адаптации [6], а также развивает способность соотносить свои индивидуальные психофизиологические особенности и требования профессии.
Выбор старшеклассниками профильного класса, типа профессиональной деятельности, конкретной профессии — процесс сложный, иерархически организованный, зависящий от различных качеств личности, индивидуальных психодинамических, нейродинамических и вегетативных особенностей организма, характеризующих в целом адаптивно-ресурсную составляющую индивидуального психофизиологического потенциала, уровня его социально-профессиональной адаптации. Э. М. Казин считает, что адаптивно-ресурсный критерий позволяет выявить уровень функционального резерва, степень напряжения основных регуляторных механизмов, психофизиологическую «стоимость» обучения по выбранному профилю, освоения избранной профессии [7]. Таким образом, возникает необходимость разработки и внедрения комплекса показателей, объективно отражающих уровень СПА обучающихся и воспитанников по каждому из критериев и их совокупности.
Методология
Диагностика социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся проводилась в соответствии со следующими критериями.
1. Когнитивный критерий определяется информированностью об интересах и склонностях, профессионально значимых качествах и степенью развития данных качеств, ведущим типом мышления.
2. Мотивационно-ценностный критерий выражается совокупностью мотивов, устойчивым интересом и ценностным отношением к профессии, построению профессиональной карьеры; отношением к обществу, коллективу, к себе на основе норм морали, общечеловеческих ценностей.
3. Деятельностно-практический критерий отражает степень активности и самостоятельности обучающихся при выборе профессии и в стремлении к овладению профессией, при участии в профориентационных мероприятиях; а также включает наличие социально-нравственного опыта, запасных вариантов профессионального выбора, показывающих профессиональную самоопределенность субъекта в деятельности.
4. Адаптивно-ресурсный критерий характеризует уровень потенциала здоровья обучающихся, способность противостоять стрессам и справляться с трудными жизненными ситуациями, сфор-мированность навыков здорового образа жизни, волевые качества и личностный потенциал.
Все критерии социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников рассматриваются в единстве и взаимосвязи.
Диагностический инструментарий для выявления уровня социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников определялся в соответствии с критериями и контингентом обучающихся (табл. 1, 2). Наряду с этим для обучающихся общеобразовательных организаций и студентов 1-го курса профессиональных образовательных организаций разработаны листы наблюдения за участниками профориентационных мероприятий с целью выявления степени активности при выборе профессии или трудоустройства.
Таблица 1
Критерии и показатели социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся общеобразовательных организаций
Критерий Показатель Средство измерения
Когнитивный 1. Информированность об интересах и склонностях обучащихся в различных сферах деятельности Опросник «Карта интересов», А. Е. Голомшток (модификация О. Г Филимоновой)
2. Определение ведущего типа мышления Методика «Тип мышления» (модификация Г В. Резапкиной)
Мотивационно-ценностный 1. Сформированность мотивации на получение профессии Методика изучения мотивации учения подростков, Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова
2. Осознанность ценности и смысла общественно полезного труда Модифицированная методика, Р. Инглхарт (изучение системы ценностных представлений различных социальных общностей)
3. Сформированность смысложизненных ориентаций, направленных на моделирование и построениеличностно-профессиональных планов Тест «Смысложизненные ориентации», Д. А. Леонтьев
Деятельностно-практический Активная позиция ученика в принятии решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора Лист наблюдения участников профориентационных мероприятий. Портфолио (участие в конференциях, выполнение проектов, доклады и т. п.)
Адаптивно-ресурсный 1. Физическая подготовленность, уровень потенциала здоровья Индекс функциональных изменений (ИФИ), Р. М. Баевский; группа здоровья, заболеваемость
2. Стрессоустойчивость в трудных жизненных ситуациях Копинг-тест Р. Лазаруса (адаптацая Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой). Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности», Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. Опросник «Шкала личностной тревожности», А. М. Прихожан
3. Сформированность навыков здорового образа жизни Тест «Твой образ жизни», Р. И. Айзман
4. Личностный потенциал Тест «Волевые качества», В. В. Колбанов. Методика диагностики темперамента, Я. Стреляу
Таблица 2
Критерии и показатели социально-профессиональной адаптации обучающихся профессиональных образовательных организаций
Критерий Показатель Средство измерения
Когнитивный 1. Информированность о выбранной профессии Анкета «Информированность студента о своей профессии, специальности»
2. Определение ведущего типа мышления Методика «Тип мышления» (модификация Г В. Резапкиной)
3. Информированность об интересах и склонностях студентов Опросник «Карта интересов», А. Е. Голомшток (модификация О. Г Филимоновой)
Мотивационно-ценностный 1. Осознанность мотивации на получение профессии Методика «Мотивы выбора профессии», Р. В. Овчарова
2. Сформированность смысложизненных ориентаций, направленных на моделирование и построениеличностно-профессиональных планов Тест «Смысложизненные ориентации», Д. А. Леонтьев
Деятельностно-практический 1. Определение профессиональной направленности Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов, Т. Д. Дубовицкая
2. Адаптация студента-первокурсника, его активная позиция в освоении профессиональной деятельности, построение профессиональной карьеры Лист активности студента 1-го курса профессиональных образовательных организаций в профориентационных мероприятиях
Адаптивно-ресурсный 1. Физическая подготовленность, уровень потенциала здоровья учащихся Индекс функциональных изменений (ИФИ), Р. М. Баевский; группа здоровья, заболеваемость
2. Стрессоустойчивость в трудных жизненных ситуациях Копинг-тест Р. Лазаруса (адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой). Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности», Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. Шкала ситуативной и личностной тревожности, Ч. Спилберг (адаптация Ю. Л. Ханина)
3. Сформированность навыков здорового образа жизни Тест «Твой образ жизни», Р. И. Айзман
4. Личностный потенциал Тест «Волевые качества», В. В. Колбанов. Методика диагностики темперамента, Я. Стреляу
Для оценки уровня социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников сначала оценивался уровень по каждому из критериев на основе анализа показателей. Уровень социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников оценивался по результатам анализа критериев (когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-практического и адаптивно-ресурсного).
Изучение уровня социально-профессиональной адаптации проводилось среди: 1) девятиклассников общеобразовательных организаций (ОО) (298 чел.), 2) воспитанников детских домов (ДД), обучающихся в 9-х классах (29 чел.), и 3) обучающихся 1-го курса профессиональных образовательных учреждений (752 чел.). Всего в эксперименте участвовали 1079 обучающихся и воспитанников из трех городских округов Кемеровской области. С целью выявления динамики СПА диагностика обучающихся и воспитанников проводилась в два этапа. Первый этап эксперимента проводился в октябре 2017 г., второй — с мая по июнь 2018 г.
Результаты
По итогам первого этапа установлено, что в начале исследования как у обучающихся ОО и ПОО, так и у воспитанников ДД самый высокий уровень СПА наблюдается по деятельностно-практиче-скому критерию, который отражает их активность в отношении своей будущей профессиональной деятельности или ее выбора. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательных организациях ведется активная работа по профориентации и адаптации с вовлечением большого числа воспитанников и обучающихся.
Самым низким у обучающихся и воспитанников является уровень СПА по когнитивному критерию, он наблюдался у более 20 % обучающихся ОО и ПОО. При этом воспитанников с высоким уровнем показателей по данному критерию выявлено не было, а доля лиц с низким уровнем составила 41 %. Следовательно, особое внимание необходимо уделить информационному аспекту в работе по профориентации и адаптации, знакомству с миром профессий, требованиям каждой професии к индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, а также самопознанию, выявлению собственных особенностей и возможностей обучающихся, особенно воспитанников детских домов.
В группе школьников выявлено наименьшее число подростков с высоким уровнем СПА по мотивационно-ценностному критерию, что указывает на необходимость проведения работы, направленной на формирование внутренней мотивации на получение профессии, ценностные ориентации, моделирование и построение личностно-профессиональных планов.
Оценка уровня социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников по всем критериям показала, что более 60 % обследованных имеют средний уровень СПА. У представителей данной группы недостаточно сформированы четкие и устойчивые представления о склонностях в определенной сфере деятельности, готовность к выбору профессии, интересы нестабильны, наблюдаются тенденция к повышению тревожности, средний уровень стрессоустой-чивости, незначительное напряжение механизмов регуляции.
Высоким и достаточным уровнем по всем показателям, обеспечивающим социально-профессиональную адаптацию, на первом этапе характеризуются 3 % школьников, воспитанников и 5 % студентов. Они имеют четкое представление о своих склонностях в определенной сфере деятельности и умеют оптимально соотносить свои интересы с ними, готовы к выбору профессии, мотивированы на получение профессии и активны в области выбранной профессиональной деятельности. Кроме того, обладают целеустремленностью, осознанностью смы-ложизненных ориентаций, способностью к саморегуляции, что позволяет им легче справляться с трудной жизненной ситуацией, стрессом. Сформированное сознательное поведение направлено на активное изменение, контроль и преобразование ситуации. Обучающиеся с высоким уровнем СПА имеют достаточный уровень адаптационного потенциала и функциональных резервов организма, обеспечивают оптимальное достижение индивидом цели без вреда для здоровья.
У 23 % обучающихся общеобразовательных организаций уровень СПА выше среднего — два из четырех критериев СПА имеют высокие значения. В профессиональных образовательных организациях и детских домах доля подростков с такими показателями составила 15 и 17 % соответственно.
Обучающиеся с уровнем СПА выше среднего характеризуются определенными, но не всегда четкими представлениями о склонностях в конкретной сфере деятельности, осознанной мотивацией на получение профессии, готовностью к выбору профессии, проявлением устойчивого интереса в области ведущего направления деятельности. При этом при высоких волевых качествах может повыситься тревожность.
По результатам диагностики по двум критериям обучающиеся и воспитанники с низкими значениями были отнесены к группе с уровнем СПА ниже среднего. Наибольший процент лиц с таким уровнем СПА наблюдался в ПОО (8,4 %). Таким подросткам характерен низкий уровень социально-профессиональной адаптации. У них имеются нечеткие или отсутствуют представления о склонностях к определенной сфере деятельности, низкий уровень мотивации на получение профессии, тип мышления часто не соответствует интересам и ведущему направлению деятельности, отсутствует целеустремленность, они не готовы к выбору профессии. У представителей данной группы слабо развиты навыки саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля. При этом может наблюдаться как средний, так и низкий уровни стрессоустойчивости и волевых качеств, высокая тревож-
ность, отмечаются недостаточные функциональные возможности организма, низкий потенциал здоровья.
У воспитанников детских домов определен более низкий уровень СПА, по сравнению с обучающимися других организаций (наибольший процент лиц с низкими значениями (10 %), отсутствие воспитанников с высоким уровнем СПА). Лица с низким уровнем СПА не имеют представления о склонностях к определенной сфере деятельности, мотивации и интереса к получению профессии. Обучающиеся и воспитанники не готовы к профессиональному выбору, они отличаются низким уровнем морально-волевых качеств, потенциала здоровья и функциональных возможностей организма. В целом число обучающихся и воспитанников с низким уровнем СПА относительно невелико во всех образовательных организациях, участвующих в экспериментальной деятельности по сопровождению социально-профессиональной адаптации.
Результаты первого этапа эксперимента свидетельствуют о том, что необходимо разработать систему мероприятий, ориентированных на формирование у обучающихся ценностей профессионализма и профессионально-личностной самореализации как составляющих их социально-профессиональной адаптации путем урочной и внеурочной деятельности. Повторная диагностика обучающихся и студентов позволила выявить динамику СПА, которая отражает эффективность проведенных мероприятий.
Анализ результатов первичной и повторной диагностики показал, что число обучающихся и воспитанников с высоким уровнем СПА по когнитивному критерию увеличилось, а с низким уровнем — уменьшилось во всех группах, при этом наиболее выражена положительная динамика у школьников. Прирост доли обучающихся с высоким уровнем СПА по когнитивному критерию составил 20,8 %. Также наблюдается значительный рост доли воспитанников детских домов по данному критерию СПА за счет снижения числа лиц с низким уровнем на 27,6 %.
По результатам повторной диагностики было выявлено, что повысилась мотивация на получение профессии и уровень осознанности смысложизненных ориентаций у первокурсников ПОО. Доля студентов с высоким уровнем СПА по мотивационно-ценностному критерию к концу учебного года увеличилась с 12,5 до 26,5 %. У воспитанников и старшеклассников также прослеживается положительная динамика. Доля подростков с низким уровнем СПА по мотивационно-ценностному критерию снижается в обеих группах на 13 %. Таким образом, полученные результаты показали у обучающихся и воспитанников сформированность мотивации на получение профессии.
По результатам диагностики на начало эксперимента выявлен средний уровень СПА по дея-тельностно-практическому критерию у представителей всех организаций. В ходе эксперимента осуществлялась системная практико-ориентированная работа по профориентации и адаптации воспитанников и обучающихся. Педагоги использовали современные формы и методы, включая профессиональные пробы, мастер-классы, квесты и др. При проведении повторной диагностики выявлена положительная динамика исследуемых показателей. Почти у половины участвующих в эксперименте подростков (от 44,3 до 47 %) был установлен высокий уровень СПА по этому критерию, что указывает на готовность обучающихся к выбору профессии. Число респондентов с низким уровнем СПА по деятельностно-практическому критерию снизился во всех группах. В итоге, обучающихся ПОО и ОО, которые не готовы осуществить осознанный выбор профессии, остается по 5 %, а в детских домах — 10,4 % подростков.
При проведении повторной диагностики во всех группах наблюдается увеличение доли лиц с высоким уровнем СПА по адаптивно-ресурсному критерию. Наибольший процент лиц с высоким уровнем установлен в группе воспитанников детских домов — 41,3 %. Девятиклассники школ имеют высокие значения — 35 %, а студенты — 30,2 %. Доля обучающихся и воспитанников с высоким уровнем СПА по адаптивно-ресурсному критерию и небольшое число с низким уровнем (от 7 до 1,6 %□) свидетельствуют о достаточном адаптационном потенциале подростков всех групп для успешной социально-профессиональной адаптации.
По всем критериям социально-профессиональной адаптации наблюдается положительная динамика, наиболее выраженный прирост по когнитивному и деятельностно-практическому критериям отмечен у школьников, по мотивационно-ценностному — у студентов, адаптивно-ресурсному — у воспитанников детских домов.
Повышение уровня каждого из критериев СПА закономерно привело к увеличению доли обучающихся и воспитанников с высоким уровнем СПА (рис. 1).
70
60 -
50 -
X
Щ ш 40 -
0
Ц а 30 -
7
0 20
CD
10
0
2017 I 2018 Воспитанники ДД
П _r1
2017 I 2018 Обучающиеся ПОО
2017 I 2018 Обучающиеся школ
Уровни социально-профессиональной адаптации
□ ниже среднего □ средний □ выше среднего □ высокий
Рис. 1. Результаты первичной и повторной диагностики социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников
По результатам второго этапа наибольшее число респондентов с уровнем СПА выше среднего (37,3 %) выявлено в ОО. В ПОО и ДД подростков с уровнем СПА выше среднего более 20 %. Таким образом, установлено, что большая часть обучающихся и воспитанников (от 86 до 91 %] имеют средний и выше среднего уровни социально-профессиональной адаптации.
Сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что наблюдается положительная динамика социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить актуальный уровень социально-профессиональной адаптации обучающихся организаций профессионального, общего образования, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что более половины всех респондентов характеризуются средним уровнем СПА, а самым низким у обучающихся и воспитанников является уровень СПА по когнитивному критерию. Полученные результаты послужили основой для разработки плана мероприятий по сопровождению социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников. Результаты повторной диагностики свидетельствуют об эффективности проведенных в образовательных организациях мероприятий.
Литература
1. Килина И. А., Богданова Л. А., Садовая О. Н. Социально-профессиональная адаптация обучающихся и воспитанников: проблемы и пути решения // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово,
2017. Ч. 2. С. 36-39.
2. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда / авт.-сост. С. Н. Чистякова, В. П. Бондарев, Л. А. Дмитриева и др. Кемерово, 2001. 150 с.
3. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2007. 22 с.
4. Васина Е. В. Уровень сформированности социально-профессиональной адаптации обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2018. С. 132-134.
5. Килина И. А., Понамарева Е. В., Траут Д. В. Сопровождение профессионального самоопределения студентов. Кемерово,
2018. 170 с.
6. Руднева Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования. Кемерово, 2000. 164 с.
7. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2011. 695 с.
References
1. Kilina I. A., Bogdanova L. A., Sadovaya O. N. Sotsial'no-pnofessional'naya adaptatsiya obuchayushchikhsya i vospitannikov: problemy i puti resheniya [Social and professional adaptation of students and pupils: problems and solutions]. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Actual Directions for the Development of the Vocational Guidance System for Students". Kemerovo, 2017, part 2, pp. 36-39. (In Russian).
2. Compiled by S. N. Chistyakova, V. P. Bondarev, L. A. Dmitrieva, etc. Formy i metody praktiko-oriyentirovannoy pedagogicheskoy podderzhki sotsial'no-professional'noy adaptatsii molodezhi v usloviyakh rynka truda [Forms and methods of practice-oriented pedagogical support for the social and professional adaptation of young people in the labor market]. Kemerovo, 2001, 150 p. (In Russian).
3. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye samoopredeleniya shkol'nikov [Pedagogical support of schoolchildren self-determination]. Moscow, 2007, 22 p. (In Russian).
4. Vasina E. V. Uroven' sformirovannosti sotsial'no-professional'noy adaptatsii obuchayushchikhsya [The Level of Formation of Social and Professional Adaptation of Students]. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Training for an Innovative Economy Based on the Broad Implementation of Advanced Technologies". Kemerovo, 2018, pp. 132-134. (In Russian).
5. Kilina I. A., Ponamareva E. V., Trout D. V. Soprovozhdeniye professional'nogo samoopredeleniya studentov [Maintenance of students' professional self-determination]. Kemerovo, 2018, 170 p. (In Russian).
6. Rudneva E. L. Sotsial'no-professional'naya adaptatsiya starsheklassnikov v sisteme litseyskogo obrazovaniy [Social and professional adaptation of high school students in the system of lyceum education]. Kemerovo, 2000, 164 p. (In Russian).
7. Ontogenez. Adaptatsiya. Zdorov'ye. Obrazovaniye. Kniga II. Psikhologo-fiziologicheskiye i sotsial'no-pedagogicheskiye podkhody k formirovaniyu zdorov'yesberegayushchey sredy v osnovnoy i sredney shkole [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book II. Psychological, physiological and socio-pedagogical approaches to the formation of a health-saving environment in primary and secondary schools]. Ed. E. M. Casin. Kemerovo, 2011, 695 p. (In Russian).
ЕДИНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН — ОСНОВА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ «ШКОЛА — ВУЗ»
UNIFIED SEMANTIC SPACE OF FUNDAMENTAL DISCIPLINES —
THE BASIS OF ADAPTATION PROCESSES OF PUPILS AT THE STAGE "SCHOOL — HIGHER EDUCATION INSTITUTION"
Введение. В статье рассматривается проблема латентной адаптации выпускников средних школ к условиям вузовского образования в рамках дисциплины «Математика».
Авторы делают акцент на разработку стратегии, обеспечивающей непрерывное методическое и педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов младших курсов технического вуза на этапе «школа — вуз».
Методология. Исследования проводятся на основе методологического и дидактического сравнения стандартов среднего общего образования и высшей школы по математике.
Результаты. В статье приводится алгоритм оценки базовых знаний по математике с учетом вариативного выбора дидактического обеспечения и соответствующего педагогического воздействия. Разработаны и апробированы пилотные тесты адекватного ранжирования успешности студентов младших курсов в рамках стратегии латентной математической адаптации на этапе «школа — вуз».
Заключение. Исследования показали актуальность формирования единой семантической структуры дисциплины «Математика» при переходе из образовательной структуры средней школы в вузовскую за счет реализации алгоритма педагогического сопровождения процесса адаптации.
Introduction. The article deals with the problem of latent adaptation of high school graduates to the conditions of higher education within the discipline "Mathematics".
The authors focus on the development of a strategy that provides continuous methodological and pedagogical support of educational activities of students of Junior technical University at the stage of "school — University".
УДК/UDC 378.046.2
С. В. Лукичева, О. Н. Коваленко
S. Lukicheva, O. Kovalenko