ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД
В.Н. Смирнов
Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, /17198, Москва, Россия
«Экстремальная подготовленность профессионала основана на профессиональнопсихологической и профессионально-педагогической подготовленности. Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях»1.
А.М. Столяренко рассматривал экстремальную подготовленность сотрудников, как одну из задач профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности.
Однако, для сотрудников специальных подразделений экстремальная подготовленность имеет главное и определяющее значение. В связи с этим, экстремальная подготовленность сотрудников специальных подразделений является основной задачей профессионально-психологической подготовки, в чем и состоит ее главная особенность и определяющий признак. Он позволяет классифицировать профессиональную экстремально-психологическую подготовку сотрудников специальных подразделений, как самостоятельный вид психологической подготовки. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка должна входить, как составная и неотъемлемая часть во все разделы профессиональной (служебной, боевой и физической) подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел.
Цель профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений: - формирование готовности личного состава к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка направлена на выучку инициативных сотрудников, обладающих высокой степенью психической устойчивости, решительности, уверенности в своих силах и знаниях, способных действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасностью и критическими ситуациями обстановке, в условиях боевых действий, а также при проведении оперативных мероприятий, задержании и обезвреживании преступников, пресечении групповых нарушений общественного порядка и освобождении заложников.
В процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки должны решаться следующие общие задачи:
- обучение быстрой адаптации к экстремальным условиям;
- выработка грамотных, нестандартных и многовариантных тактических решений;
- поддержание высокой работоспособности в течение необходимого времени;
- выявление максимального количества достоверной информации при общении в напряженной обстановке;
- усвоение различных способов улаживания конфликтов.
Наряду с общими психологическими задачами профессиональной экстремальнопсихологической подготовки, имеются и специальные, определяемые приоритетными направлениями в деятельности ОМОН и СОБР.
Специальные психологические задачи должны решаться в ходе проведения специальной, физической и боевой подготовки. Для их решения сотрудники ОМОН должны приобретать психологические знания, навыки и умения по: способам и методам общения с гражданами во время обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, при стихийных митингах, волнениях и погромах, психологическим особенностям криминальной толпы и способам воздействия на нее. Изучать психологические приемы предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан, вырабатывать психологическую устойчивость, формировать психологически-важные качества необходимые при задержании правонарушителей и преступников.
1 Столяренко А.М. Психология и педагогика: Москва, Юнити 2001. - с. 370
При обучении сотрудников СОБР требуется разбирать вопросы, связанные с переговорной деятельностью в ситуации захвата заложников и проведением специальных операций по их освобождению. Необходимо отрабатывать: вопросы вербального и невербального (мимика, жесты, позы) взаимодействия оперуполномоченных при сопровождении силовых мероприятий в составе оперативно-боевых групп (разведки, захвата, прикрытия, блокирования), психологические приемы наружного наблюдения и личного сыска. Следует изучать методы установления психологических контактов с источниками оперативной информации; формы, методы легендирования и прикрытия при кратковременном внедрении оперуполномоченных в преступные формирования на стадии реализации оперативных материалов, с целью выявления и задержания наиболее опасных членов вооруженных организованных преступных групп и террористов.
Решение общих и специальных психологических задач в профессиональной экстремальнопсихологической подготовке должно достигаться использованием комплексного
психолог ического подхода, что повысит качество обучения по всем изучаемым направлениям.
При этом, целесообразно применить психолого-методические принципы: «нарастающего погружения» (постепенного усложнения поставленных в процессе обучения задач), «неразрывности процесса обучения» (каждое последующее теоретическое или практическое занятие является продолжением предыдущего), «востребованности учебного материала» проходящими подготовку сотрудниками (наглядная демонстрация необходимости изучаемого материала - показ видеофильмов о ведении боевых действий, г рупповое обсуждение практических аспектов изученного материала, с разбором возможных ошибок и неудач, привлечение к проводимым занятиям в качестве консультантов ветеранов, имеющих опыт боевых действий), «приближенности обучения к реальным действиям» (подъем по сигналу «боевая тревога», проведение ночных стрельб, комплексных тактических учений с отработкой возможных критических ситуаций, приближенных к реальным), «обкатки команды» (формирование сплоченности в процессе проведения групповых занятий, с учетом структуры и динамики группы, повышение авторитета командира).
Структурно профессиональная экстремально-психологическая подготовка должна включать предварительную и непосредственную составляющие, которые имеют свои задачи и психологические элементы построения.
Алгоритм непосредственной и предварительной профессиональной экстремальнопсихологических подготовок связан с практической направленностью занятий, преобладанием в них тематических и комплексных учений с ориентацией на экстремальные условия деятельности, обязательным включением экстремально-психологической составляющей во все разделы боевой, физической и служебной подготовки. Алгоритм непосредственной профессиональной экстремально-психологических подготовки заключается в едином учебном процессе-тренинге, в смещении в ней акцентов с психических качеств на регуляцию благоприятных психических состояний.
Технологический процесс предварительной профессиональной экстремально-психологической подготовки должен учитывать решение отраслевых, профессиональных задач, а также общих и специальных задач самой профессиональной экстремально-психологической подготовки. Технология непосредственной профессиональной экстремально-психологической подготовки должна представлять собой стратегию, тактику и технику профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений, приобретаемый ими опыт, знания, умения и навыки на всех этапах профессиональной экстремально-психологической подготовки и проявляться в успешности самостоятельной профессиональной деятельности в процессе учения-тренинга.
В процессе непосредственной профессиональной экстремально-психологической подготовки для достижения требуемого результата - полной готовности сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях, требуется использовать факторы риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, сильного противодействия противника.
В составе предварительной профессиональной экстремально-психологической подготовки возможно выделить равнозначные психологические элементы, на коррекцию и регуляцию которых она направляется. Это: усвоение экстремально-психологических знаний и умений (когнитивная сфера), приобретение экстремально-психологических навыков (мотивационно-операциональная сфера) и контроль за регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях (эмоционально-волевая сфера).
Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений в большей степени должна быть направлена па создание условий для обязательного использования сотрудниками специальных подразделений психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях, позитивного боевого настроя, мобилизацию имеющихся психических ресурсов, без чего достижение успеха становится невозможным или проблематичным.
Для оценки эффективности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях возможно применить критериальное основание, включающее: интегральный критерий - соответствие сотрудников функциональному предназначению, а в качестве частных критериев такие, как профессиональная индивидуальная и социальная компетентность, личная безопасность и бесстрашие.
Профессиональную индивидуальную компетентность определяют, как «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, умение рационально организовывать свой труд без перегрузок времени и сил»'.
Профессиональную социальную компетентность, - как «владение совместной (групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда»2.
Личную профессиональная безопасность, как «систему правовых, защитных, тактических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий. Личная безопасность предполагает также владение безопасными методами груда, сформированной личностной установкой на выживание»1.
Бесстрашие можно определить, как состояние «отстраненности» от себя или наблюдение за собой со стороны (переживание себя не как уникальности, а как рядоположенной вместе с другими личностями ценности), достигнутое за счет вхождения в благоприятные для работы состояния, при котором выполнение функциональных обязанностей в экстремальных условиях происходит, невзирая на риск и опасность, в результате быстрой адаптации к этим условиям.
FEATURES OF PROFESSIONAL EXTREME-PSYCHOLOGICAL TRAINING AND READINESS OF SPECIAL DIVISIONS EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS
DEPARTMENT
V. N. Smirnoff.
The Department of Penal Law and Procedure Russian University of People 's Friendship Mikluho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia
1 Маркова А К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 35
2 Маркова А К Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 34,
5 Папкин А.И Личная безопасность сотрудников ОВД. // Учебное пособие - М., 1996. - с. 10.