Научная статья на тему 'К вопросу психолого-педагогической подготовки сотрудников криминальной милиции в вузах МВД России'

К вопросу психолого-педагогической подготовки сотрудников криминальной милиции в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу психолого-педагогической подготовки сотрудников криминальной милиции в вузах МВД России»

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

2006'02

инициативы, постоянно изучать и стремиться раскрыть психофизиологические качества каждого сотрудника.

Но высокое методическое мастерство руководителя только одна сторона дела. Другая, не менее важная, — творческое отношение к нему самих сотрудников, стремление к боевой активности в разных условиях операции в соответствии с замыслом руководителя. Каждое решение и действие сотрудника, особенно нестандартное при выполнении служебно-боевых задач, нужно оценивать объективно, правильное поощрять, неправильное разъяснять. Это позволит всегда отделить инициативу от ненужного риска.

Объективные контроль и оценка тактической выучки личного состава не только придают должную значимость каждому

элементу, но и показывают направления дальнейшего совершенствования.

При выборе показателей, позволяющих четко и определенно сформулировать оценки тактической выучки, следует исходить из степени достижения основной цели выполняемой тактической задачи.

Поэтому реализовать требования принципа «обучать личный состав, в обстановке, максимально приближенной к боевой» - значит осуществлять неразрывную связь теории и практики обучения сотрудников ОВД, тактически, технически и психологически готовить личный состав к успешному проведению специальных операций. Успешно решать эту задачу помогает критическое осмысление сотрудниками боевого опыта, приобретаемого на Северном Кавказе, а также анализ тактико-специальных учений.

Литература =

1. Фрунзе М.В. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 1984.

2. Чуркин С.А. Специальные операции. - М., 1999.

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

БАРАНОВ В.м.,

старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности БелЮИ МВД России

Общепризнано, что профессиональные требования к личности специалиста — а, следовательно, системе его образования, воспитания и обучения в юридическом вузе, определяются содержанием и особенностями профессиональной деятельности, а также характером решаемых при этом задач. Поэтому проблему педагогического обеспечения деятельности сотрудников криминальной милиции (КМ) следует решать, учитывая

характер профессиональной деятельности и условий ее осуществления.

Понять психические явления и процессы, проявляемые в условиях исполнения оперативно-розыскной функции защиты личности, общества и государства от преступных посягательств можно, рассмотрев вопросы, связанные с психологической подготовкой сотрудника КМ.

A.M. Столяренко характеризует профес-

2006'02

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

сионально-психологическую подготовку как процесс и как комплекс форм и методов обучения. «Профессионально-психологическая подготовка - научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оператив-но-служебныхзадач» [1, с.34]. «Профессионально-психологическая подготовка - комплекс различных форм и методов обучения, нацеленных на формирование, повышение и поддержание психологической подготовленности личного состава» [1, с.14].

A.M. Столяренко в составе профессионально-психологической подготовки выделяет подготовку по:

•видам служебной деятельности (профилактическая, оперативно-розыскная и т.д.);

•особенностям решаемых профессиональных задач (профессиональному общению, действиям по задержанию вооруженного преступника, охране общественного порядка и т.д.);

•временному фактору (предварительная и непосредственная).

Сущность профессиональной подготовки сотрудника криминальной милиции можно исследовать, обратившись к специфике задач, решаемых в ходе осуществления его оперативно-служебной деятельности, прежде всего, дав определение оперативно-розыскной деятельности.

Законодатель определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то органами в пределах своей компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств [2].

Исходя из определения, в качестве основных задач, решаемых в оперативно-розыскной деятельности, выделяют следующие:

• Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

•Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

•Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической безопасности Российской Федерации.

Рассматривая деятельность оперативных аппаратов МВД, следует указать на ее особую специфику, отличающую ее от деятельности других служб правоохранительной системы.

В качестве главных из них автор выделяет следующие:

•Деятельность оперативных сотрудников КМ направлена на достижение особого результата.

•Деятельность сотрудников КМ осуществляется как профессиональное, интеллектуальное, информационное, техническое, психологическое и физическое противоборство субъекта с объектом.

• Сложность объектов деятельности, обладающих специфическими признаками.

• Наличие профессиональных помех, от которых исходит реальная угроза их жизни и здоровью (выполнение оперативно-боевых задач и т.п.).

Для построения психолого-педагогической модели деятельности сотрудников криминальной милиции необходимо прежде всего рассмотреть особенности их как субъектов и охарактеризовать наиболее вероятные их объекты деятельности.

Как специфический вид деятельности, оперативно-розыскная деятельность имеет ряд особенностей, составляющих ее социально-психологическую характеристику. По мнению Г.К. Синилова [3], к основным частям последней относятся:

•нормативность (правовая регламентация) деятельности субъектов ОРД;

•наличие властных полномочий у сотрудников оперативных аппаратов;

•конфиденциальность отношений, конспиративность общения субъектов оперативно-розыскной деятельности;

•разнообразие их ролевого поведения;

• экстремальный, эмоционально насыщенный характер деятельности;

• состязательность оперативно-розыскной деятельности;

•творческий характер труда сотрудников и конфидентов;

• самостоятельность, персональная ответственность сотрудников за результаты труда.

Нормативность оперативно-розыскной деятельности заключается в ее правовом регламентировании в соответствии со ст. 4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Правовую основу оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов криминальной милиции составляет Конституция Российской Феде-

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАцИИ

2006'02

рации, Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РСФСР «О милиции», а также другие ведомственные нормативно-правовые акты.

Наличие властных полномочий у сотрудников оперативных аппаратов криминальной милиции накладывает определенный отпечаток на их личность и содержание поведения. В процессе использования таких полномочий, безусловно, затрагиваются интересы и права граждан, юридических лиц, организаций, что требует от сотрудников знания психологии личности, в отношении которой применяются те или иные меры правового характера, профессиональной деонтологии, умения прогнозировать оперативные ситуации и поведение субъектов, эмоциональной уравновешенности. Актуальность рассматриваемого элемента определяется также тем, что превышение сотрудником властных полномочий негативно отражается на его профессиональном авторитете, имидже, отношении к нему лиц, с которыми он общается, может повлечь отрицательные психические состояния, нарушение межличностных коммуникаций.

Конфиденциальность отношений, конспиративность общения субъектов оперативно-розыскной деятельности является важным специфическим элементом ее социально-психологической характеристики, базирующимся на принципах оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в ст. 3 Федерального Закона. Конфиденциальность и конспиративность влияют на индивидуально-психологические характеристики сотрудников и конфидентов (повышают уровень тревожности, эмоциональной напряженности, активности психических познавательных процессов, вызывают психическую и физическую утомляемость, негативные психические состояния стресса, подавленности, депрессии, фрустрации и т.д.), детерминируют специфику социально-психологического содержания оперативно-розыскной деятельности (установления психологических контактов и доверительных отношений, распределения вымышленных и открытых социальных ролей, статусной иерархии и т.д.).

Разнообразие ролевого поведения субъектов оперативно-розыскной деятельности предполагает частую смену ими открытых и вымышленных социальных ролей, изменения межличностных коммуникаций, тактик взаимодействия с окружающими.

Экстремальный, эмоционально насы-

щенный характер оперативно-розыскной деятельности определяется факторами, ее сопровождающими.

Как указывает Г.К. Синилов, наиболее распространенными из них являются: большой объем специфических действий при остром дефиците информации и времени; профессиональный риск, связанный с выполнением оперативных заданий; активное противодействие преступников; частое изменение условий труда, сопровождающееся нарушением суточной физиологической активности организма; высокий эмоциональный фон межличностного общения конфидентов и сотрудников с лицами, представляющими оперативный интерес, и т.д. Указанные факторы существенно влияют на содержание психологических характеристик субъектов ОРД, способствуют развитию устойчивых негативных психических состояний, появлению невротических реакций, психопатических и функциональных расстройств.

О творческом характере взаимоотношений субъектов оперативно-розыскной деятельности говорят исследования, проведенные рядом ученых юристов, педагогов, психологов. Деятельность оперуполномоченного обусловлена разнообразием ситуаций, возникающих в процессе ее осуществления. Предусмотреть все возможные варианты развития ситуаций весьма сложно, поэтому сотрудники и конфиденты осуществляют планирование и прогнозирование тактики и линии поведения по нескольким направлениям, что требует развитых психических процессов, интеллектуальных качеств, других психологических характеристик. Противодействие, элементы провокации, которые используют проверяемые лица при взаимодействии с субъектами ОРД, также активизируют их мыслительную сферу, творческое мышление и воображение.

В работах Г.К. Синилова, И.А. Климова, В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко и др. особо подчеркнуто, что оперативно-розыскная деятельность протекает в режиме состязательности, противодействия и конфронтации со стороны проверяемых. Состязательность предполагает неприятие субъектами ОРД криминальной психологии, умение «переиграть» преступников, документировать их поведение и преодолеть психологическое воздействие. Противодействие выражается в осуществлении проверяемыми провокаций в отношении сотрудников и конфидентов с целью обеспечения безопасности лица (преступного сообщества), в определении

2006'02 ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

вымышленных негласных ролей субъектов ОРД, уличении их в принадлежности к правоохранительным органам. Нередко подобное противодействие создает реальную угрозу здоровью и жизни субъектов ОРД, увеличивает степень их профессионального риска. Поэтому эффективное осуществление ОРД предполагает оптимизацию внимания, формирование у ее субъектов развитой рефлексии, волевых качеств, психологической готовности к выполнению оперативных зада-

ний, артистизму в исполнении вымышленных социальных ролей.

Указанные элементы социально-психологической характеристики оперативно-розыскной деятельности органически взаимосвязаны между собой, изменение их содержания влияет не только на «рисунок» вымышленной негласной роли, линию поведения субъектов ОРД, но и на их психологические характеристики, детерминирует наступление профессиональной деформации.

Литература z

1. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» /Беличева С.А, Беляева Л.И., Буданов А.В. и др.; Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: Сборник нормативных актов и правовых документов / Сост. док. юрид. наук, проф. А.Ю. Шумилов. - М.: Изд-ль Шумилова H.H., 2000. - 320 с. - (Библиотека оперативника (открытый фонд). С. 17.

3. Введение в оперативно-розыскную психологию: Лекция / Г.К. Синилов. - М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 42.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

i

n

с присвоением очередного специального звания старший лейтенант милиции

Руденко Елену Викторовну,

психолога-инспектора отделения психологического обеспечения ОК и ВР

Жукову Полину Николаевну,

преподавателя кафедры информатики и математики

I

Белых Наталью Петровну,

преподавателя-методиста информационно-методического обеспечения

учебного процесса учебного отдела

я

,v

V

Шершеня Романа Ивановича,

старшего инспектора-дежурного дежурной части

I 5}

1 I

Я n-w-i х 5*« SHC х: rt-c :«<: ;&НЙ к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.