— ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ THE PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 15: 351. 745.7
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ МВД
Багаревский Э.А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Сочи
THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN THE OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY
OF INTERNAL AFFAIRS
Bagarevskiy E.
Russian Academy of National Economy and Public Administration, Sochi
В статье рассматривается проблема разработки психологических технологий оперативно-розыскной деятельности работников МВД, которые позволяют оптимизировать личностно-профессиональное развитие специалистов и сформировать у них профессиональную компетентность.
Ключевые слова: психологические технологии и их структура, оперативно-розыскная деятельность, профессиональная компетентность работников МВД и ее составные части.
Abstract: This article considers the problem of the development of the psychological technologies of the operational-search activity of employees of the MIA, which allow for optimizing the personal-professional development of specialists and form their professional competence.
Keywords: psychological technology, its structure, the operational-search activity, the professional competence of the employees of MIA and its components.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ об ОРД) оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий [1]. В соответствии со ст. 6 ФЗ об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов
и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Каждый вид перечисленных мероприятий возможен с использованием психологических технологий [2, 3].
Технология (от греческих слов: xs%vn — искусство, мастерство, умение; ^ôyoç — методика, способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. При этом под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.); под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением; под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.
В промышленности и сельском хозяйстве описание технологии выполняется в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов описывается сценарием. Применительно к политэкономии и экономике при изменении общественного мнения применяется термин Пи-Ар (от англ. PR - Public Relations - связь с широкой общественностью), зачастую неправильно воспринимаемый общественностью как рекламная/информационная акция. Применительно к политике с 70-х годов прошлого столетия установился термин дорожная карта (дословный перевод англоязычного термина Road map). Технологиями морального плана называются законы предков (что делать нельзя или если делать, то, что и как), правила поведения человека в обществе, кодекс чести, конституция (в цивилизованном обществе), понятия (в уголовном мире) и т. п.
В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How — Знайте Как.
Категория «технология» разработана достаточно четко и имеет большую историю в психологии и педагогике. Отечественные и зарубежные ученые уделяют большое внимание разработке педагогических технологий. В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, В.Д. Семенов, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов и другие исследователи пришли к выводу о том, что использование педагогических технологий повышает эффективность
педагогического процесса, позволяет оптимизировать учебный процесс путем программирования деятельности учителя и ученика. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Радченко, Л.Я. Зориной, В.В. Гузеева и др. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли и др. [4-8].
В ряде педагогических технологий используются отдельные элементы рефлексии: И. П. Иванов (технология развития творческих качеств личности), И.С. Якиманская (технология личностно-ориентированного, развивающего обучения), Г.К. Селевко (технология саморазвивающего обучения), В.С. Библер и С.Ю. Курганов («диалог культур»), К. Вазина (техническая организация саморазвития).
Технологии включают целый комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний: психологических (эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологических (функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинских (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция), которые позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности специалистов. Психотехнологии используют основные методы психологии.
В психологии в эмпирических исследованиях используют методы: опрос и анкетирование (устные и письменные), наблюдение (в том числе свободное и включенное, самонаблюдение), анализ продуктов деятельности и документов, анкетирование, эксперимент (естественный и лабораторный) (С.Я. Рубинштейн). К ним Г. Пирьов добавил вспомогательные методы - математические, биохимические и методические; подходы - генетический и психофизиологический. Важно учитывать классификацию методов психологии Б.Г.Ананьева: организационные (сравнительный метод - разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее); лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет); комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи); эмпирические (самонаблюдение и наблюдение - систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды); эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента), анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее); психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики); биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии), методы по сбору обработки данных (методы качественного описания и математико-
статистического анализа данных) и интрепретационные методы (фило- и онтогенетический, структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)).
Таким образом, сравнение видов и типов мероприятий ОРД и методов психологии показывает их единство и общую основу, что позволит разработать психологические технологии для внедрения их в ОРД с целью повышения эффективности мероприятий ОРД.
Анализ концепции О.Г. Ковалева позволил предложить классификацию уровней психологического обеспечения ОРД на современном этапе [9].
Более того, в изучении содержания оперативно-розыскной психологии наряду с ее теоретико-прикладными проблемами целесообразно выделять и ее психолого-акмеологический анализ (О.В. Москаленко) [5-8]. Для этого важно учесть элементы социально-психологической характеристики ОРД: нормативность; властные полномочия сотрудников; конфиденциальность отношений и конспиративность общения ее субъектов; разнообразие их ролевого поведения; экстремальный характер деятельности; состязательность и противодействие криминальных элементов; творческий характер труда субъектов ОРД; самостоятельность, персональная ответственность.
Психолого-акмеологический анализ ОРД позволил рассмотреть роль психологических технологий в ОРД работников МВД как главных методов личностно-профессионального развития специалистов [2, 3,10].
Структура психологических технологий состоит из трех блоков: подготовительного (учет психических состояний субъектов, учет общих характериологических и эмоционально-волевых особенностей субъектов, учет мотивационно-потребностной сферы субъектов), собственно коммуникативного контакта (установление, осуществление и анализ коммуникативного контакта), разработки способов, приемов и методов коррекции и развития способностей с целью оптимизации процесса.
С позиций акмеологии и психологии данные технологии формируют у сотрудников МВД профессиональную компетентность, которая является совокупностью взаимосвязанных качеств личности специалиста и способностью (умениями) осуществлять сложные профессиональные действия.
Профессиональная компетентность сотрудника МВД включает наряду с перцептивно-коммуникативной, аутопсихологической, профессионально-правовой и другими, в первую очередь, социально-психологическую компетентность.
В нашем исследовании представляется важным внедрение психологических технологий развития социально-психологической компетентности сотрудников МВД как составной части его компетентности, профессионализма в целом. Это позволит выявить способы и особенности включения субъектов и объектов МВД в выполнение функциональных обязанностей по решению оперативно-служебных задач как команды единомышленников.
Тувинский государственный университет
В результате развития социально-психологической компетентности работников МВД возникает предсказуемость эффективности протекания социально-психологических процессов в коллективе МВД.
Таким образом, социально-психологическая компетентность сотрудников МВД - профессионально важная характеристика личности, включающая в себя особенности личности самого сотрудника, способы и методы управления социально-психологическими процессами в коллективе МВД и уровень его коммуникативных знаний, умений и навыков.
Основными детерминантами развития социально-психологической компетентности сотрудников МВД, влияющими на сформированность ее основных компонентов и опосредующий характер их взаимосвязи, являются управленческие взаимодействия и общение в системе «сотрудник-коллектив», «руководитель-подчиненный».
В рамках специально организованного обучения основным фактором развития социально-психологической компетентности специалистов МВД является психологическая технология развития этой компетентности.
Наше исследование по внедрению эмперической программы оптимизации процесса овладения психологическими технологиями работника МВД позволило выявить следующие психологические условия оптимизации данного процесса: ориентация специалиста на индивидуально-творческую самореализацию в профессиональной деятельности; предоставление специалистам максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия в коммуникативном процессе всех его участников; систематическое включение специалиста в повышение его квалификации с помощью психотехнологий, позволяющих организовать взаимодействие в профессиональной деятельности; формирование системы перцептивно-коммуникативных, аутопсихологических, профессионально-правовых, социально-психрологических и языковых знаний, умений и навыков, составляющих основу профессиональной компетентности работников МВД; разработка и внедрение в практику повышения квалификации работников МВД дидактических основ акме-ориентированного развития личности; развитие рефлексии специалиста в ходе профессионального диалога с другими субъектами общения и становление активной позиции в отношении использования индивидуальных потенциальных возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности; максимальное обеспечение в ходе профессионального диалога субъектных позиций всех участников этого процесса; интеграция и дифференциация процесса обучения психотехнологиям в системе повышения их квалификации, индивидуализация процесса обучения в системе повышения квалификации, способствующая построению индивидуальных траекторий овладения психотехнологиями.
Таким образом, психотехнологии в профессиональной деятельности сотрудников МВД могут позволить решить вопросы личностно-
профессионального развития специалистов и тем самым выступить как условие развития профессиональной компетентности специалистов.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» //Российская газета.1995. 18 августа, (ред. от 28.12.2010).
2. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. М.: Проспект, 2014. 208 с.
3. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. М.: Юрист, 2007.
290с.
4. Лаврентьева И.В., Москаленко О.В. Социально-психологические характеристики профессиональной компетентности будущих социальных работников //Акмеология. Спец.выпуск по мат-лам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых учёных (Москва, декабрь 2013 г.). 2013. С. 96-103.
5. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии. //Акмеология. №4(44). 2012. С. 26-29.
6. Москаленко О.В., Чупшев Д.В. Психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. М.: Из-во МААН, 2006. 85 с.
7. Москаленко О.В., Мишин К.А. Эмпирическое изучение психолого-акмеологической модели развития коммуникативных технологий дознавателей структур таможенной службы. М.: Из-во МААН, 2006. 96 с.
8. Москаленко О.В., Будагов Э.С. Выявление специфики внедрения психолого-правовых механизмов антикоррупционной работы сотрудников УВД. М.: Изд-во МААН, 2011. 105 с.
9. Ковалев О.Г. Оперативно-розыскная деятельность: психологические и историко-правовые проблемы. М.: МПСИ. 2009. 376 с.
10. Теория оперативно-розыскной деятельности /Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: Юрист, 2007. 400 с.
11. Бакотин А.С. Оперативно-розыскная деятельность. М.: РИОР, 2006. 141 с.
12. Горяинов К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. /В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. М.: ИНФРА. 2012. 690 с.
Bibliograflcheskij spisok
1. Federalnyj zakon ot 12.08.1995 N 144-fz "Ob operativno-rozysknoj deyatelnosti" //Rossijskaya gazeta.1995. 18 avgusta, (red. ot 28.12.2010).
2. chufarovskij Yu.V. Psikhologiya operativno-rozysknoj i sledstvennoj deyatelnosti. M.: Prospekt, 2014. 208 s.
3. Shumilov A.Yu. Kurs osnov operativno-rozysknoj deyatelnosti. M.: Yurist, 2007. 290 s.
4. Lavrenteva I.V., Moskalenko O.V. Sotsialno-psikhologicheskie kharakteristiki professionalnoj kompetentnosti buduschikh sotsialnykh rabotnikov //Akmeologiya. Spets. Vypusk po mat-lam xxi akmeologicheskikh chtenij aspirantov, magistrantov i molodykh uchnykh (Moskva, dekabr 2013 g.). 2013. S. 96-103.
5. Moskalenko O.V. Problema planirovaniya karery studentov v predmetnom pole akmeologii. //Akmeologiya. 4(44). 2012. S. 26-29.
6. Moskalenko O.V., Chupshev D.V. psikhologo-akmeologicheskie usloviya i faktory optimizatsii protsessa preodoleniya professionalnykh krizisov rabotnikov prokuratury. M.: Iz-vo MAAN, 2006. 85 s.
7. Moskalenko O.V., Mishin K.A. Empiricheskoe izuchenie psikhologo-akmeologicheskoj modeli razvitiya kommunikativnykh tekhnologij doznavatelej struktur tamozhennoj sluzhby. M.: Iz-vo MAAN, 2006. 96 s.
8. Moskalenko O.V., Budagov E.S. Vyyavlenie spetsifiki vnedreniya psikhologo-pravovykh mekhanizmov antikorruptsionnoj raboty sotrudnikov uvd. M.: Izd-vo MAAN, 2011. 105 s.
Тувинский государственный университет
9. Kovalev O.G. Operativno-rozysknaya deyatelnost: psikhologicheskie i istoriko-pravovye problemy. M.: Mpsi. 2009. 376 s.
10. Teoriya operativno-rozysknoj deyatelnosti /Pod red. K.K. Goryainova, B.C. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. M.: Yurist, 2007. 400 s.
11. Bakotin A.S. Operativno-rozysknaya deyatelnost. M.: RIOR, 2006. 141 s.
12. Goryainov K.K. Teoriya operativno-rozysknoj deyatelnosti. /V.S. Ovchinskij, G.K. Sinilov. M.: Infra. 2012. 690 s.
Багаревский Эдвард Аркадьевич - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Сочи, E-mail: [email protected]
Bagarevsky Edward - Department of Occupational and Professional Psychology of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, E-mail: [email protected]
УДК 15+370.153+371,04
ВЛИЯНИЕ ЛЖИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Иргит Е.Л., Кальсина С.П. Тувинский государственный университет, Кызыл
THE INFLUENCE OF LIE TO THE FORMATION OF ADOLESCENTS'
MORALITY
Irgit E., Kalsina S.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена изучению влияния лжи на формирование нравственности детей младшего подросткового возраста.
Ключевыеслова: ложь, нравственность.
This artiсlеisdevotedtоthe identificationоfthe МиепсеоА1е8опШе mоrаlsоfadolescents.
Кеу words: lie, тога1.
В современной социально-экономической ситуации особую значимость приобретает изучение нравственного развития подрастающего поколения. Несмотря на многочисленность психологических, философских, этических и педагогических исследований последних лет, не все аспекты нравственного поведения личности решены. К таким проблемам относится изучение компонентов нравственного поведения, в том числе и проявлений лживости.