гсу^ по МАТЕРИАЛАМ ЛГ ДИССЕРТАЦИОННЫХ Г ИССЛЕДОВАНИЙ У.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАРАНОВ В.М.,
старший преподаватель кафедры ОРД БелЮИ МВД России, кандидат педагогических наук
Нестабильность социально-экономических отношений, переоценка ценностей в различных сферах социальной и общественной жизни находят свое отражение и в правоохранительной деятельности. Одной из важнейших задач, поставленных перед учебными заведениями системы МВД России, является целенаправленная подготовка специалистов, обладающих качественными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения профессионального долга в обычных и экстремальных условиях. Это тем более важно, что криминогенная ситуация в России за последнее десятилетие существенно обострилась, а уровень преступности неуклонно приближается к самым высоким мировым показателям, что побуждает ученых к поиску новых путей совершенствования организационных принципов и форм, средств и методов оперативно-разыскной деятельности (ОРД), обучения и воспитания курсантов, слушателей системы высшего профессионального образования Министерства внутренних дел.
Новые ориентиры требуют от сотрудника правоохранительных органов особой творческой активности, высокого культурного уровня, образованности, способности к самообразованию и саморазвитию. Вместе с тем, анализ состояния системы высшего образования МВД свидетельствует о недо-
статочной психолого-педагогической подготовке сотрудников правоохранительных органов. Это проявляется в слабом умении выстраивать доверительные отношения с гражданами и коллегами по работе, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, находить оптимальные решения в оперативно-разыскной деятельности. Имеющийся уровень специфических умений и навыков в оперативно-разыскной, оперативно-тактической, боевой и физической подготовке, профессиональной готовности в целом, не позволяет сотруднику органа внутренних дел (ОВД) эффективно противостоять преступнику. Вот почему нам представляется важным переосмысление действующей системы подготовки кадров для ОВД, определение приемлемых форм и методов повышения профессиональных знаний, умений и навыков, учета их личностных особенностей.
Совершенствование оперативно-розыскной деятельности предполагает не только разработку конкретных приемов, методов и средств выявления, документирования и оценки оперативно-значимой информации, но и качественную подготовку специалистов, обладающих специальными знаниями. В связи с этим требуются особые педагогические подходы к разработке содержательной и процессуальной сторон учебно-воспитательного процесса учебных заведений МВД России.
2007'01
по материалам диссертационных исследований
Анализ научных источников (М.И. Дьяченко, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.) позволяет нам рассматривать профессиональную готовность сотрудника криминальной милиции не только как простую сумму специальных знаний, умений и навыков в их взаимодействии, а как целостную систему личностных свойств и качеств, подверженную влиянию внешней среды. Теоретический анализ позволил установить, что побуждающим компонентом готовности являются перспективы, потребности и интересы. Профессиональная готовность - это и своеобразный показатель общей культуры личности, заключающийся в позитивной социальной ориентации человека и в значительной степени определяющий его нравственный облик, уровень мастерства, его профессиональную компетентность и надежность.
Научные исследования (В.Я. Кикоть, И.А. Климов, Г.К. Синилов, А.М. Столяренко и др.) показывают, что важными составляющими профессиональной готовности будущего сотрудника криминальной милиции являются: психолого-педагогическая подготовка, специальная юридическая обучен-ность, профессиональное самоопределение и самоактуализация, которые представляют длительный процесс развития отношения курсанта к профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Кроме того, важным аспектом, на который обращает внимание большинство ученых, представляется специфика оперативно-разыскной деятельности, которая заключается в том, что она осуществляется посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий. Субъекты оперативно-разыскной деятельности уполномочены устанавливать отношения сотрудничества с отдельными гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе; использовать технические и иные средства; создавать предприятия и подразделения, необходимые для решения оперативно-разыскных задач.
Результаты анализа теоретического и практического опыта открыли возможность разработки профессиограммы сотрудника криминальной милиции. Ее характеризуют: нормативность; властное содержание; конфиденциальность; разнообразие ролевого поведения; факторы, указывающие на экстремальный характер деятельности; состязательность сторон; творческий потенциал; самостоятельность и персональная
ответственность.
Научные труды В.П. Беспалько, Е.П. Ильина, Т.И. Шамовой и других ученых позволили выявить не только сущность исследуемой нами готовности, но и установить критерии, показатели и уровни ее сформированности.
Мы полагаем, что в качестве критериев готовности курсантов и слушателей к ОРД целесообразно использовать следующие:
- потребностно-целевой (самооценка волевой регуляции при осуществлении ОРД, мотивы, стремление выполнить поставленные задачи на высоком уровне, успешность преодоления психологических барьеров и
др.);
- знаниевый (усвоение специальных знаний, понимание значимости и перспектив ОРД);
- операционально-действенный (умение выполнять функции ОРД, умение работать с конфидентами, владение навыками работы со специальной техникой, умение оформлять материалы и др.).
Достижения педагогической теории и практики в области педагогических технологий (Ю.К. Бабанский, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, П.И. Образцов, А.И. Уман и др.) позволили нам разработать технологию формирования профессиональной готовности курсантов и слушателей к ОРД. При этом нами учитывались: личностные качества курсантов и слушателей, оптимальность, соответствие дидактическим принципам, направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В основу разработки технологии обучения была положена идея проектирования высокоэффективной учебной деятельности курсантов и слушателей. В связи с этим, предлагаемая нами технология представляет собой определенную последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в ходе обучения курсантов ОРД приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося. Основными этапами технологии выступают: вводный (диагностический); основной (мотиваци-онный); контрольно-оценочный; итоговый (аналитический).
В ходе эксперимента, в результате сравнительного анализа уровней сформиро-ванности, составляющих мотивационного компонента у курсантов экспериментальной и контрольных групп в целом наблюдается
по материалам
диссертационных исследований
2007'01
положительная динамика по всем группам выделенных мотивов. Однако в таких мотивах, как склонность к обоснованному риску в ОРД, стремление реализовать свой авторитет в ОРД и стремление к выражению своих качеств в сложных, опасных ситуациях наблюдается более значительный прирост числа курсантов с высоким уровнем мотивации в экспериментальной группе, чем в контрольной группе (19,6% и 4,5%; 13% и 2,2%; 10,9% и 6,7% соответственно).
С целью активизации познавательной деятельности курсантов в ходе изучения дисциплины «Оперативно-разыскная деятельность» мы использовали игровые формы, спектр назначения которых для развития и самореализации курсантов в их служебной деятельности достаточно широк. Нами использовались деловые игры, представляющие собой своеобразный тренинг функциональной (оперативно-служебной) или воспитательной деятельности слушателя (курсанта). При этом мы выделяем операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных операций: освобождение заложников, задержание особо опасного преступника, проведение оперативно-поисковых мероприятий и др.), игры-инсценировки - своеобразный «дело-
вой театр», когда разыгрывается какая-либо специфическая ситуация и поведение обучающегося в этой обстановке. Использование игровых форм повышает интерес курсантов к учебным занятиям, рост познавательной активности в процессе обучения, приобретение участниками игры навыков принятия решений в сложных ситуациях; изменение самооценки, повышение её объективности.
Реализация апробированной нами технологии показала возможности для самостоятельной деятельности курсантов, поиска ими оптимальных путей решения возникающих задач. При этом у курсантов формируется творческое мышление, стимулируется познавательный интерес, идет интеллектуальный поиск выхода из проблемной ситуации либо самостоятельно, либо с помощью коллектива и педагога. Перед обучаемыми ставится учебно-познавательная задача, проблемная ситуация либо противоречие, решение которых обеспечивается самими слушателями. Решение подобных задач с использованием игровых технологий приучает курсантов преодолевать трудности, порождает их стремление к самостоятельному принятию решений, укрепляет уверенность в своих силах и способностях.
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
вельский А.и.,
преподаватель кафедры ТС и БП БелЮИ МВД России, кандидат юридических наук
Выполнение требований соблюдения установленного порядка проведения следственного действия, направленного на получение доказательства как условия допустимости, предполагает наличие детально прописанной в законе процедуры производства следственного действия. В связи с тем, что УПК РФ не указывает на
способ получения заключения специалиста, отсутствует и процессуальный порядок его производства. Однако это лишь одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что при таком положении вещей ущемляются права участников процесса. Так, при назначении и производстве экспертизы подозреваемый, обвиняемый и его защитник знакомятся с