Научная статья на тему 'Определение критериев, показателей и уровней профессиональной готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности как педагогическая проблема'

Определение критериев, показателей и уровней профессиональной готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение критериев, показателей и уровней профессиональной готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности как педагогическая проблема»

ков, которые обеспечиваются многочисленными образовательными мероприятиями.

В полицейской образовательной деятельности этот опыт действовал как движущая сила многочисленных нововведений, в 1981/82 годах был открыт путь в полицию для женщин. Новые, в социально-научном плане узаконенные образцы были испытаны и внедрены. Языковая и социальная компетенция возглавляют список полицейских средств применения и требуют создания новых концепций образования и повышения квалификации. Целостные и ориентированные на способы поведения образовательные концепции как семинары по преодолению стрессов и конфликтов возникают и скоро становятся повседневным явлением в системе обучения и повышения квалификации. Изменяется также внутреннее общение. Доминирующий до этого авторитарный и асинхронный образец поведения теряет смысл, в кооперативной системе руководства составлен каталог образцов поведения в соотношении начальник-подчиненный.

После объединения Германии в 1989/90 годах земельные полиции старых федеральных земель получают новые задачи. Новое германское единство ставит на пути долгосрочных личных и материальных достижений в новых федеральных землях высокие

требования к дееспособности полицейской организации. Но параллельно с одновременно проходящей реформой в старых федеральных землях удается поставить на злобу дня близкую гражданам полицию во всех 16 федеральных землях и три федеральных полиции, над совершенствованием обучения которых ведется дальнейшая работа.

Общая начальная подготовка полицейских разделена на три части:

1. Строевая подготовка: огневая подготовка, физическая подготовка

2. Специальные дисциплины: наука о полицейской службе, правоведение и другие.

3. Общеобразовательные дисциплины: немецкий язык, экономика, прикладное естествознание, государственно-гражданские дисциплины (с 1961 года входят в разряд специальных дисциплин в Северный Рейн-Вестфалия), иностранный язык.

Существенная часть полицейской образовательной деятельности нацелена на то, чтобы превратить полицейскую деятельность в современную жизненную профессию. К образованию кандидатов в полицейские предъявляются все более высокие требования, соответствующие развитию специальностей. Специальные полицейские школы заботятся о достижении достаточного уровня общеобразовательных знаний.

Литература:

1. Geierhos W., Burgheim J., Sterbling A. Polizei gestern, heute und morgen. Aufgaben und Ausbildung. Fachhochschule fuer Polizei Sachsen, Rothenburg/OL. 2002.

2. Kleinknecht T., Schulte W., Kock D. 100 Jahre Bildungsarbeit in der Polizei. Polizei-Fuehrungsakademie. Thielkoetter Druck GmbH. 2002.

3. Sterbling A. Am Scheideweg? Beitraege zur Weiterentwicklung der Polizeiausbildung und zu Praeventionsanliegen. Fachhochschule fuer Polizei Sachsen. Rothenburg. 2004.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

В.М. БАРАНОВ,

кандидат педагогических наук (БелЮИ МВД России)

Оперативно-розыскная деятельность отличается жесткой нормативностью (правовой регламентацией), которой, как элементу социально-психологической характеристики, соответствуют высокая профес-

сиональная мотивация и уровень социальной адаптации субъектов ОРД.

Опираясь на опыт работы в территориальных подразделениях КМ, считаем возможным указать следующие характерис-

тики успешности оперативно-розыскной деятельности: способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; решительность; настойчивость; знание преступных традиций, обычаев, жаргона, фамилий, имен, кличек судимых лиц, криминальных «авторитетов», приемов преступной деятельности; актерские способности; смелость; добросовестность; энергичность; уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях.

Говоря о творческом характере труда субъектов ОРД, следует отметить следующие психологические свойства и качества: трудолюбие; адекватная самооценка; оперативная интуиция; развитая рефлексия и эмпатия, актерские способности; гибкое творческое мышление; изобретательность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, получении оперативной информации; проницательность; развитая оперативная наблюдательность; упорство в преодолении возникающих трудностей.

Важной составляющей профессиональной готовности курсантов и слушателей вузов МВД является профессиональное самоопределение и самоактуализация, которые могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений курсанта к своей (будущей или реальной) профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности. Важно также учесть, что профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляется на протяжении всего профессионального, а часто и жизненного пути человека.

Процесс профессионального самоопределения — это действия молодого специалиста по самоанализу, самопознанию (осознанию собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента) и самооцениванию (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) собственных способностей и ценностных ориентацией, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию (целенаправленное необходимых и достаточных компонентов: духовность и гуманистическая направленность личности, необходимый и достаточный (оптимальный) комплекс способностей, знаний, умений, качеств у себя) способностей и возможностей в процессе

профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии — относительно собственных устремлений.

Профессиональная самоактуализация -это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа своего «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, их достижения, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

По мнению Н.В. Кузьминой, актуализация мотивов профессиональных достижений является одним из основных стартовых условий саморазвития личности, представляя собой одновременно развитие субъективности личности и адекватности мотивации. [2, с.65].

Заметим, что степень профессиональной самоактуализации зависит от меры перехода ее в субъектную позицию и от уровня сфор-мированности у субъекта таких свойств, как работоспособность, целеустремленность в жизни и профессии, автономность или независимость от внешних обстоятельств, активность как проявление преднамеренности, инициативность, интенсивность деятельности, самостоятельность, ответственность за последствия совершаемых действий.

Все вышесказанное позволяет нам перейти к проблеме оценки тех или иных качеств сотрудников криминальной милиции, а значит, к определению критериев, показателей и уровней профессиональной готовности курсантов и слушателей к ОРД.

Безусловно, формулирование критериев оценки профессиональной готовности курсантов в образовательном учреждении — это самостоятельная исследовательская задача. Разработка и обоснование критериев и показателей оценки эффективности и качества образовательного процесса относятся к числу наиболее сложных и мало исследованных теоретических проблем. Дело в том, что до сих пор отсутствует четкая самостоятельная теория оценочной деятельности, существуют объективные трудности с определением общей стратегии разработки основ конструирования критериального аппарата, без реализации которого невозможны управление, контроль и корректировка педагогического процесса и т.п.

Заметим, что сложность оценивания результативности обучения и воспитания в вузе объясняется тем, что целью ее, как мы могли убедиться, является формирование каких-либо личностных новообразований слушателей, курсантов, а их очень трудно количественно оценить.

В сфере гуманитарного познания все большее распространение получают количественные методы исследования, которые позволяют отразить взаимодействие объективных и субъективных факторов, влияющих на эту сферу. Для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, из практики необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации. Ясно, что точных критериев такого знания не может существовать [4, с.16-17]. В.А. Ядов отмечает, что если в рамках количественного подхода инструменты измерения разрабатываются и измеряются заранее, обычно формализуются, то в качественном исследовании они формулируются уже в ходе самой научной работы, часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход. Исследовательские процедуры при количественном подходе стандартизированы, предполагается их дублирование, а на качественном уровне они дублируются редко. В первом случае анализ осуществляется статистическими методами, во втором — путем обобщения идей из собранных эмпирических данных, а их организация направлена на получение известной картины. Необходимо сочетание количественных и качественных методов, а также соблюдение правил научного подхода при разработке качественных методов [4].

В процессе нашей многолетней практики получены позитивные результаты, которые могут быть оценены по качественным критериям.

Критерий (греч. — кгИепоп) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило [5, с.89].

Критерий представляет собой конкретный, видимый показатель, с помощью которого можно проводить замеры, отследить и оценить результат деятельности (в нашем случае профессиональной), проверить эффективность, результативность разработок, сделать выводы о достигнутых успехах, выявить недостатки и ошибки.

Приступая к разработке критериально-оценочного аппарата выявления профессиональной готовности курсантов и слушателей

к оперативно-розыскной деятельности, мы понимали, что далеко не все изменения могут быть измерены, и, естественно, регистрировали только те, которые планировались и произошли в связи с обучением курсантов и слушателей ОРД.

Это, прежде всего, постановка проблем системного рассмотрения профессионального воспитания курсантов и слушателей на этапе формирования их профессиональной готовности. На основе собственного многолетнего опыта работы и имеющихся наработок в данной области сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования профессиональной готовности курсантов. Кроме того, выявлены тенденции развития профессиональной готовности в вузах МВД на основе современных педагогических требований к образовательному процессу — системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетент-ностного подходов. В ходе опытно-экспериментальной работы нами выявлены условия и требования к формированию профессиональной готовности курсантов и слушателей в вузе МВД по осуществлению ОРД.

Научные труды В.П. Беспалько, Е.П. Ильина, Т.И. Шамовой и других ученых позволяют выявить не только сущность исследуемой нами готовности, но и установить критерии, показатели и уровни ее сформированности.

Полагаем, что в качестве критериев готовности курсантов и слушателей к ОРД мы можем использовать следующие критерии:

- потребностно-целевой (самооценка волевой регуляции при осуществлении ОРД, мотивы, стремление выполнить поставленные задачи на высоком уровне, успешность преодоления психологических барьеров и др.);

- знаниевый (усвоение специальных знаний, понимание значимости и перспектив ОРД);

- операционально-действенный (умение выполнять функции ОРД, умение работать с конфидентами, владение навыками работы со специальной техникой, умение оформлять материалы и др.).

Таким образом, мы постарались отобразить диагностичность определенных нами критериев, что позволило определить нам уровни профессиональной готовности курсантов к ОРД.

Уровни сформированности профессиональной готовности курсантов к ОРД раскрываются следующим образом:

• высокий (профессионально-творческий)

уровень отличается готовностью будущих специалистов ОРД к профессиональной деятельности, позволяющей конструктивно соединить отдельные элементы всех известных методов и форм профессиональной деятельности, созданием новых методик, технологий. Слушатели увлечены изучаемыми дисциплинами, имеют прочные знания и высокий уровень мотивации, с интересом воспринимают и решают сложные задания, требующие самостоятельности и творчества, глубокого анализа;

• средний (профессионально-репродуктивный) уровень готовности означает изучение, анализ и синтез всех необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, существующих методик и технологий, их конкретизацию и модификацию для определенных условий. Характеризует слушателей, которые достаточно активно работают на занятиях, однако, уделяют внимание только основным дисциплинам, по

другим дисциплинам интересуются только отдельными разделами;

• низкий (профессионально-ознакомительный) уровень характеризуется поиском и изучением передового опыта ОРД, необходимой научно-практической литературы, решением оперативных задач, определенных форм и методов работы, их видоизмененное повторение в практической деятельности или точное воспроизведение, курсанты имеют неполные знания по темам курса, но вполне охотно слушают объяснение преподавателя, ответы товарищей, безынициативны, уровень мотивации-низкий. Интересуются лишь теми вопросами, которые несут нечто новое, необычное.

Рассмотренные выше критерии, показатели и уровни профессиональной готовности курсантов в ходе обучения «Оперативно-розыскной деятельности», на наш взгляд, будут способствовать оптимизации учебного процесса в вузе.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. КузьминаН.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. школа, 1990. - 117 с.

3. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для сотрудников пед. учеб. заведений; под ред. Т.И.Шамовой. - М. : Изд. Центр «Академия», 2002. - 384 с.

4. ЯдовВА. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: «Добросвет», 2003. - 596 с.

5. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1990. - с.268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.