Научная статья на тему 'Образовательная деятельность полиции Германии в историческом аспекте'

Образовательная деятельность полиции Германии в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравчук Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность полиции Германии в историческом аспекте»

2009'1 образование. качество.

инновации

7 Отдых Помощь и милосердие к другим людям Личностный рост

8 Личностный рост Отдых Отдых

9 Высокий социальный статус Высокий социальный статус Поиск и наслаждение прекраным

10 Поиск и наслаждение прекраным Поиск и наслаждение прекраным Высокий социальный статус

Сравнительный анализ обнаружил незначительные расхождения в структуре ЦО студентов различных вузов г. Белгорода. Наиболее важными ценностями оказались «Общение» и «Любовь, семья». Это обусловлено, как нам кажется, тем, что в данном возрасте девушки и юноши начинают пробовать выстраивать серьезные взаимоотношения с противоположным полом, задумываются о создании семьи, поэтому эти темы является актуальными.

Как видно, в тройке наименее важных ценностей у студентов всех трех вузов оказались «Поиск и наслаждение прекрасным» и «Высокий социальный статус». Вызывает удивление, что ценность «Поиск и наслаждение прекрасным» оказалась в числе

наименее важных, несмотря на то, что в данных вузах уделяется большое внимание культурно-эстетическому воспитанию, которое призвано сформировать у студенческой молодежи эстетический вкус, устойчивую потребность восприятия и понимания произведений искусства и красоты природы.

Результаты проведенного исследования подтверждают существующее несоответствие декларируемых ценностей современной молодежи и их реализацией, т.е. несовпадение знаемых и реально действующих мотивов поведения. Сравнительный анализ полученных нами данных показал, что в структуре ценностных ориентаций студентов вузов разной профессиональной направленности значимые различия отсутствуют.

Литература

1. Барабанова В. В., Зеленова М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. №1, С. 52-58.

2. Вершинина, НА. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества // Ломоносовские чтения. 2002. Т. 1 // Интернет: http://lib.socio.msu.ru/l/library.

3. Кирилова НА. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 2000. №4, С. 29-37

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

5. Шафранский, К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. - Л., 1982.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

л.С. кравчук,

доцент (БелЮИ МВД России)

Признак современного полицейского мышления - не только определение правовых основ полицейской практики, но исследование ее психологических и социологических требований и привнесение соответствующих результатов в обучение подрастающей смены. Несмотря на различия в политической культуре необходимо при этом всегда обращать взгляд на опыт других государств.

В настоящее время имеет место резкое

количественное и качественное улучшение мероприятий образовательного характера для сотрудников полиции, что отражает на практике повышение профессионализма полицейских в условиях процесса развития полицейского самосознания в зависимости от существующей политической ситуации. История развития образования полиции Германии определяется четырьмя политическими структурными периодами в немецкой истории за последние сто тридцать лет.

Во времена кайзеровской монархии полиция рассматривалась в первую очередь как представитель кайзера и должна была обеспечивать «покой и порядок» [1: 7]. Профессионализация стала главным понятием в развитии полицейской деятельности возникшего в 1871 немецкого рейха. Спектр ее задач расширялся, что вызывало все большую потребность в обучении и повышении квалификации кадров полиции и обусловило возникновение первых полицейских школ. Знаний в области военных наук, до сих пор достаточных для работы в качестве полицейского, стало все больше не хватать для практической деятельности молодых сотрудников.

Совместно с государственными органами надзора стали создаваться обязательные полицейские школы. Их организацию вначале взяли на себя города в развитых промышленных областях. Школы под ведомством городов были учреждениями со штатным руководящим и преподавательским составом и большей частью казарменным размещением кандидатов в полицейские. Курсы имели продолжительность первоначально два-три месяца и заканчивались выдачей свидетельства об окончании.

Организационное новообразование в системе полицейской подготовки появляется с набором в полицейские школы новых групп пополнения. Наряду с бывшими унтер-офицерами и офицерами поступает все большая группа гражданских кандидатов. В кругах рабочих, горняков и ремесленников в карьере полицейского усматривается профессиональная альтернатива, хотя руководство полиции долго боролось как раз против этих кругов. Полицейская школа становится «ключевым элементом начинающегося превращения полицейской службы в профессию» [1: 22].

Еще до начала первой мировой войны выходят в свет ряд учебников для полицейских и прочие публикации, например, полицейские альманахи, содержащие также актуальные приговоры имперского суда. Они свидетельствуют о повышающемся уровне квалификации, становившемся необходимым для осуществления профессии полицейского в изменяющихся условиях практики в крупных городах. Исходя из этого, они задумывались как руководства и справочники с целью использования их при самостоятельной подготовке к профессиональной деятельности. В противоположность к ранее чисто информативному традицион-

ному обучению профессии, подверженному сильному милитаристскому влиянию, в учебниках просматривается попытка создания гражданской служебной этики для полиции. Известными авторами периода до начала Первой мировой войны были Людвиг Бартельс, Фридрих Ретцлафф, Макс Вайс и другие.

Наряду с урбанизацией полицейской практики во второй половине 19-го столетия появляется другое требование времени: научное начало полицейской работы. На службу приходит ряд естественнонаучных и медицинских дисциплин, в частности физиология. Это внесло изменение перспективы в борьбу с преступностью: от отдельно взятого преступления к «объективно» определяемому типу преступников. Расширенный, выросший до криминальной биологии детерминистский способ видения определяет проблему преступности как функцию среды и окружения. Соответственно, однозначными должны быть данные о преступнике. Профессионализация борьбы с преступностью привела к выделению криминальной полиции из полиции защиты в самостоятельный специальный отдел. Уже в первых полицейских школах обучение сотрудников криминальной полиции касается различных разделов службы дознания: тактика ведения предварительного следствия особо тяжких преступлений, учение об антропометрической идентификации (габитоскопия), антропометрия, дактилоскопия, фотография, воровской лексикон, воровские уловки.

Наряду с дактилоскопией создание базы стандартизованных фотографий для розыска до сегодняшнего дня считается одним из важнейших моментов научного развития; заложенная изначально в Берлине в 1876 году картотека фотографий и отпечатков пальцев преступников по видам преступления содержит большое количество фотографий личностей. По ним можно установить эффективный до настоящего времени «средний антропометрический облик преступника», стратегия визуализации которого легко может быть применена к политически неблагонадежному кругу лиц - в империи Бисмарка «врагам рейха».

Начальная фаза первой немецкой республики пребывает в тени Первой мировой войны. Во время революционной ситуации конца 1918 - начала 1919 годов защиту правительства Эберта обеспечивали повстанческие войска и добровольческие формирования из возвращающихся с войны

сухопутных частей. В течение 1919 года они были полностью преобразованы в охранную полицию, имеющую военную структуру, которая после подписания Версальского договора в июне 1919 года наряду с дисциплинарной полицией стала значительным гарантом внутренней безопасности провозглашенной в этом году Веймарской республики. Однако это не стало залогом, в частности, в охранной полиции, осознания своей сущности как исполнительного органа демократического и республиканского сообщества, что было доказано позднее при правоэкстремистском путче Капп-Люттвитц в марте 1920 года, поражение в котором предписывается прежде всего индифферентной позиции охранной полиции. Немало офицеров не скрывали своих симпатий и открытой поддержки путчистам. Назначенный после путча социал-демократический министр внутренних дел Карл Северинг предпринял попытку провести чистку офицерского корпуса от реакционных и праворадикальных элементов. Все же после того, как охранная полиция на основании Болонской ноты в июне 1920 года была демилитаризована и превращена в полицию безопасности, большая часть офицерского корпуса осталась вопреки усилиям Северинга реакционной, антидемократической и нередко открыто антиреспубликанской.

Огромные военные долги и неизмеримые задолженности по репатриациям Версальского договора все более дестабилизировали молодую республику в экономическом и политическом отношении. К тому же возникшая гиперинфляция вела к сильному экономическому обнищанию населения. В условиях этой тяжелой внутриполитической ситуации республика подвергалась постоянной опасности националистических или коммунистических попыток переворота. Это оправдывало организацию Северингом новой охранной полиции, ее милитаристические характеристики, подвергшиеся сомнению при поражении Центрально-германского восстания 1921 года или октябрьского восстания в Гамбурге в 1923 году.

Прусский министр внутренних дел и длительное время находившийся на посту имперского министра внутренних дел Карл Северинг в последующие годы прилагает усилия к гражданской организации полиции. Его основным стремлением в полицейской практике была концепция полиции как жизненной профессии. Эта профессия основывается на солидном, постоянно совершенс-

твующемся образовании. Увеличивающаяся дифференциация полицейской сферы деятельности и возникающая в связи с этим специализация, например, при осуществлении предварительного расследования, способствовали возникновению современной полицейской науки, результаты и познания которой дискутировались в специальных журналах и получали распространение. В частности, криминальная полиция непрерывно продолжала процесс модернизации своих методов и превратилась в самостоятельную ветвь полицейской организации.

Потсдам и Берлин стали центральными пунктами создания новых образовательных учреждений. С созданием Полицейского института в Берлине-Шарлоттенбург полиция получает центральное учреждение для обучения и повышения квалификации офицеров полиции, которое также осуществляет обмен международным опытом посредством контактов с зарубежными полицейскими организациями.

Веймарская имперская конституция 1919 года была выражением импровизированной демократии. В кризисе партийной системы в средине 20 годов четко проявились структурные недостатки. Экономические факторы (экономический кризис с 1929 года), необузданная политическая тактика партий и недостаточная поддержка полиции, администрации и юстиции привели к крушению первой немецкой республики в 1932/33 годах.

Таким образом, в Веймарской республике предпринята первая попытка создания демократической законной полиции правового государства, которая была признана организацией, и образовательная деятельность приобрела системный характер. С созданием полицейских школ в прусских провинциях был сделан важный шаг в направлении профессионализации полиции. Однако образование и карьерный рост, свод полицейских наук, полицейской практики, облик и сущность полиции носили военный отпечаток. Проблемы служебной деятельности в полицейских участках, регулирование уличным движением и другие важные аспекты полицейской деятельности занимали малую часть в обучении, доминантным было изучение примеров проведения военных операций. Органологический образ мышления тогдашней полиции заключался в признании приоритета государства и его руководства как высшей власти над обществом, при этом полиция должна была защищать государс-

образование. качество. инновации

твенный организм от чуждых воздействий, что воплощалось в организации обучения офицеров полиции.

В период с 1920 по 1926 год в десяти прусских городах были организованы полицейские школы. В этих учебных учреждениях будущие унтер-офицеры заканчивали годичный курс обучения, чтобы достичь первой ступени карьерной лестницы, то есть службы в среднем командном составе.

Курсы, необходимые для службы в среднем и высшем командном составе для кандидатов на звание комиссара полиции и криминальной полиции, были организованы в Высшей полицейской школе Айхе под Потсдамом.

Президент Прусского полицейского института Эрнст ван ден Берг следующим образом соединил фазы обучения и разделил основную часть обучения на две части:

Физическая подготовка:

1. Комплекс гимнастических упражнений как основа.

2. Огневая подготовка как специальная подготовка.

Теоретическая подготовка:

3. Полицейская специальная школа как основа.

4. Специальные полицейские занятия как предметная специализация.

В то время как в Школе физической подготовки в Берлине совершенствовалось физическое развитие, специальные полицейские школы заботились при отсутствующих общих образовательных предпосылках о том, чтобы кандидаты на занятиях по общеобразовательным предметам достигли уровня допуска к карьере сотрудника полиции. Эти школы возникли в крупных пунктах расположения государственных учреждений управления полиции; так, например, ими располагали Бремен, Гамбург и Дортмунд. Их учебные программы предусматривают, в частности, преподавание немецкого языка, а также иностранных языков, в основном, английского.

Берлин развивается в центр современной полицейской науки. В 1927 году основывается Полицейский институт в Берлин-Шар-лоттенбург. Институт имел пять отделений: полицейское право, профессиональная психология и педагогика, история и социология, организация и применение, криминология и криминалистика. Наряду с обучением и повышением квалификации комиссаров и офицеров полиции институт ответственен за издание учебной литературы.

В структуру института входит ряд центральных образовательных учреждений: Высшая школа полиции в Потстдам-Айхе, Школа физической подготовки в Берлин-Шпандау, Школа техники и организации движения в Берлин-Кройцберг и другие специализированные школы. Институт Шар-лоттенбург являлся центром международных отношений.

Прусский министр внутренних дел Карл Северинг (1875-1959), политический глава Веймарской полиции, создал проект образец «настоящей народной полиции» в стремлении «лишить полицейские подразделения любого военного характера и сделать настоящей народной полицией» [1: 42].

Формирование личности сотрудников в полицейских школах должно сделать полицейского «другом и советником» населения, а не «ищейкой, внушающим ужас гражданам»; Северинг приписывает офицерам полиции множество ролей: «Чем более офицер полиции является ученым, социологом и не в последнюю очередь психологом, тем легче ему будет даваться исполнение его миссии. Деятельность полицейских школ должна внутренне и внешне формировать сотрудника полиции, автоматически владеющего навыками обращения со всеми видами оружия и физических приемов, уверенного в себе, знающего стандарты поведения, привыкшего к безусловному подчинению, который может быть беспрепятственно интегрирован в ряды полиции» [1: 43]. В 1928-1929 в Сенбурге (Восточная Пруссия) Полицейская школа сделала сенсацию тем, что отменила муштру в организации обучении.

К пяти обязательным главным предметам Высшей полицейской школы Айхе относятся наряду полицейским, уголовным, государственным и ремесленным правом относится полицейское применение. Действия в закрытых объединениях по овладению стандартными ситуациями в общественных местах определяют также полицейское обучение; темам, посвященным деятельности постовых служб на полицейских участках и отдельных патрулей, не уделяется должное внимание.

На фоне экономического и политического кризиса Веймарской республики начинается подъем гитлеровского движения. При диктатуре национал-социалистов полиция была поставлена на службу партийно-политическим целям. Отличительной чертой данного периода является крайняя милитаризация и политизация службы и профессиональной подготовки полицейских, что открывало для

многих полицейских путь к сотрудничеству с системой национал-социалистов. В системе образования доминировало нацистское мировоззрение, что служило идеологической подготовке полиции к работе в условиях нацистского господства и ее участию в преступлениях против человечества. Вся полиция с ее подразделениями и системой соподчинения была охвачена «идеологическим воспитанием», принимались организаторские меры для усвоения и принятия единой мировоззренческой доктрины. В полицейские школы, наряду с основным составом обучающихся и учебными курсами, привлечена вся охранная полиция рейха; осуществление задачи обучения полиции с апреля 1937 официально вменяется Ведомству по обучению, которое с июля 1938стало относится к Главному ведомству СС. Были составлены новые учебные планы для «идеологического» обучения, и при необходимости создавались новые школы, например, Школа полиции безопасности в бранденбургском Фюрстенберг-Дрёген. Наряду с физической и огневой подготовкой в школах обязательной для изучения была так называемая расовая гигиена, изучаемая четыре учебных часа еженедельно.

Основные вехи в системе образования полиции «третьего рейха»: 1933 - упразднение полицейских дубинок, обучение владением только стрелковым оружием; 1935 - дальнейшая милитаризация обучения; 1936 - основание пяти полицейских школ и полицейской офицерской школы в Бер-лин-Кёпенинг; 1937 - включение в учебные планы для обязательного изучения истории и политики национал-социалистского мировоззрения; 1938/39 - «мировоззренческое» обучение как экзаменационный предмет во всем полицейских учебных заведениях.

В первые годы после окончания войны 1945 года союзнические оккупационные зоны определяли цели и новую структуру общественного порядка, включая полицейское образование. При всех различиях, очень скоро проявившихся между англо-американской и советской стороной, общей чертой оккупационной политики была ориентация на четыре «де-»: децентрализация, демилитаризация, денацификация и демократизация. Эти четыре принципа нашли применение при создании новой полиции. Административно-полицейские задачи были непреклонно вычленены из сферы компетенции полиции в западных оккупационных зонах, полиции предписывалось исполнение ее непосредс-

твенной сферы деятельности по защите от опасности и уголовному преследованию. В оккупационных зонах союзниками вводились аналоги полицейских систем их стран, включая систему образования. Второго июля 1945 года, спустя несколько недель после капитуляции германского вермахта, начинает обучение первый учебный курс Центральной полицейской школы, основанной в Хильтрупе с целью поддержки региональных полицейских школ в британской оккупационной зоне. Также в других зонах и учрежденных в них федеральных землях возникают подобные полицейские образовательные системы. С передачей компетенций полиции землям также здесь восходят к Веймарской традиции, однако перенимают современные методы обучения.

Конкретные последствия этого идеологически мотивированного конфликта мировых сил вошли в будни германо-германской государственности. Под влиянием «корейского эффекта» в землях были сформированы отделения полиции готовности, находящиеся на казарменном положении (1950/1951); полностью моторизованная федеральная пограничная охрана (1951); и федеральные войска обороны (1955). Обучение и оснащение вновь созданной полиции готовности и федеральной пограничной охраны содержали парамилитаристские элементы, явившиеся выражением Веймарского опыта при подавлении попыток революционного свержения. Но так как опасность попыток свержения существует в это время в представлениях об угрозе, полицейское самосознание ориентируется на выполнение задач гражданской службы. В системе основного полицейского образования длительное время существовал дуализм. Обучение осуществлялось как в полицейских школах, так и отделениях полиции готовности, которая выполняла функцию резерва для участков полиции.

Неприятие полицейского образа действия общественностью возбудило дискуссию между реформаторами и традиционалистами внутри полиции, приведшую к определению нового самосознания полиции в Федеративной Республике и новой оценке демократического основного права «свободы собраний» по статье 8 Основного Закона [1: 4]. Во всех федеральных землях возрождается традиция приближения полиции к государству. Превращение её в полицию для граждан ведет к постоянному повышению квалификационных характеристик сотрудни-

образование. качество. инновации

ков, которые обеспечиваются многочисленными образовательными мероприятиями.

В полицейской образовательной деятельности этот опыт действовал как движущая сила многочисленных нововведений, в 1981/82 годах был открыт путь в полицию для женщин. Новые, в социально-научном плане узаконенные образцы были испытаны и внедрены. Языковая и социальная компетенция возглавляют список полицейских средств применения и требуют создания новых концепций образования и повышения квалификации. Целостные и ориентированные на способы поведения образовательные концепции как семинары по преодолению стрессов и конфликтов возникают и скоро становятся повседневным явлением в системе обучения и повышения квалификации. Изменяется также внутреннее общение. Доминирующий до этого авторитарный и асинхронный образец поведения теряет смысл, в кооперативной системе руководства составлен каталог образцов поведения в соотношении начальник-подчиненный.

После объединения Германии в 1989/90 годах земельные полиции старых федеральных земель получают новые задачи. Новое германское единство ставит на пути долгосрочных личных и материальных достижений в новых федеральных землях высокие

требования к дееспособности полицейской организации. Но параллельно с одновременно проходящей реформой в старых федеральных землях удается поставить на злобу дня близкую гражданам полицию во всех 16 федеральных землях и три федеральных полиции, над совершенствованием обучения которых ведется дальнейшая работа.

Общая начальная подготовка полицейских разделена на три части:

1. Строевая подготовка: огневая подготовка, физическая подготовка

2. Специальные дисциплины: наука о полицейской службе, правоведение и другие.

3. Общеобразовательные дисциплины: немецкий язык, экономика, прикладное естествознание, государственно-гражданские дисциплины (с 1961 года входят в разряд специальных дисциплин в Северный Рейн-Вестфалия), иностранный язык.

Существенная часть полицейской образовательной деятельности нацелена на то, чтобы превратить полицейскую деятельность в современную жизненную профессию. К образованию кандидатов в полицейские предъявляются все более высокие требования, соответствующие развитию специальностей. Специальные полицейские школы заботятся о достижении достаточного уровня общеобразовательных знаний.

Литература

1. Geierhos W., Burgheim J., Sterbling A. Polizei gestern, heute und morgen. Aufgaben und Ausbildung. Fachhochschule fuer Polizei Sachsen, Rothenburg/OL. 2002.

2. Kleinknecht T., Schulte W., Kock D. 100 Jahre Bildungsarbeit in der Polizei. Polizei-Fuehrungsakademie. Thielkoetter Druck GmbH. 2002.

3. Sterbling A. Am Scheideweg? Beitraege zur Weiterentwicklung der Polizeiausbildung und zu Praeventionsanliegen. Fachhochschule fuer Polizei Sachsen. Rothenburg. 2004.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

в.м. баранов,

кандидат педагогических наук (БелЮИ МВД России)

Оперативно-розыскная деятельность отличается жесткой нормативностью (правовой регламентацией), которой, как элементу социально-психологической характеристики, соответствуют высокая профес-

сиональная мотивация и уровень социальной адаптации субъектов ОРД.

Опираясь на опыт работы в территориальных подразделениях КМ, считаем возможным указать следующие характерис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.