Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, с. 85-90
85
УДК 378.147+343.98
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ (из опыта кафедры судебной экспертизы)
© 2017 г. А.Ю. Арефьев
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступилр в редркцию 26.12.2016
Рассматриваются общее и особенное изучение оперативно-разыскной деятельности в гражданских и специализированных учебных заведениях Российской Федерации. Формулируются особенности преподавания оперативной работы специалитету «Криминалистические экспертизы».
Ключевые словр: аудиторное время, секретное делопроизводство, профориентация, комбинированный характер обучения, межпредметные связи, самостоятельная работа.
Состояние юридического образования, так же как и любого иного явления, характеризуется многими показателями. По мнению М.В. Савина, в обобщенном виде - это прежде всего количественные и качественные параметры. Первые, как правило, «лежат на поверхности» и не требуют особых умственных усилий для обнаружения и познания. Вторые находятся гораздо глубже, и нередко нужно определенное время, сопряженное со значительной аналитической работой, для их установления и точного определения [1, с. 79].
В настоящее время в контексте современной парадигмы высшего образования пристальное внимание уделяется проблеме качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования, полагает О.И. Федосеева, выступает профессиональная компетентность специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2, с. 122].
К сожалению, для такой учебной дисциплины, как «Оперативно-разыскная деятельность» (далее - ОРД), отведено всего 40 аудиторных часов (из них лекционных часов - 16, семинарских - 24), что не позволяет с достаточной глубиной раскрыть предусмотренный учебной программой материал, показать специфику одного из важнейших направлений борьбы с преступностью.
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485-1 (с последующими изменениями и дополнениями) государственную тайну в области оперативно-разыскной деятельности составляют сведения:
- о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах ОРД, а также данные
о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД.
Важнейшими профессиональными принципами ОРД, отражающими её предупредительно-поисковую направленность и особенности её осуществления при решении задач защиты от преступных посягательств, являются принципы сочетания гласных и негласных методов и средств и конспирации. Необходимость их соблюдения в ОРД обусловлена тайным, замаскированным способом подготовки совершения и сокрытия ряда умышленных преступлений, активным противодействием криминала правоохранительным мерам, необходимостью надёжного обеспечения безопасности субъектов ОРД и потребностью неразглашения поступивших в ходе осуществления оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) сведений, затрагивающих честь, достоинство и репутацию граждан. Например, конспирация заключается в том, что граждане, в отношении которых проводятся ОРМ, не должны знать об этом. Не должны знать об этом и другие лица, не причастные к проведению ОРМ.
Студенты лишь в общих чертах познают, что надлежащее обеспечение этих принципов в ОРД обеспечивается:
- нормативным регулированием правил конспирации, условий осуществления ОРД, четко контролируемой процедурой получения негласной информации, её хранения, анализа и использования, допуска сотрудников к участию в ОРД;
- организационно-структурным и функциональным построением оперативных подразделений, создающих благоприятные условия для формирования и использования негласной ин-
формации, определения круга лиц, имеющих к ней доступ;
- установлением должного режима функционирования оперативно-разыскных, информационных, статистических, учетно-финансовых и иных подразделений, работающих с закрытой информацией;
- профессиональным обучением и воспитанием кадров руководящего и оперативного состава правилам и тактическим приемам конспирации, выявления и локализации контрмер криминального противодействия.
Необходимо дополнить, что принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность оперативной работы и поэтому включен в определение ОРД, данное в статье 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Н.П. Водько заключает, что данный принцип состоит в том, что выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и розыск преступников обеспечиваются:
а) проведением согласованных гласных и негласных ОРМ, набор, объем и последовательность использования которых для достижения результата определяются конкретными условиями и обстоятельствами каждого преступления;
б) согласованным функционированием ОРД и уголовно-процессуальной деятельности для достижения общих целей борьбы с преступностью [3, с. 16-17].
Студентам, главным образом, преподается проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий. Например, порядок проведения гласного ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» регламентировался Приказом МВД России от 30 марта 2010 г. № 249. Последний был отменен с вступлением в силу Приказа МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Мы пытаемся научить студентов, что принятие Инструкции дало оперативным сотрудникам органов внутренних дел повод проводить данное мероприятие с нарушением конституционных прав граждан. В качестве примера А.Е. Чечетиным показано, что при проведении
гласного обследования помещений, принадлежащих юридическому лицу, не получив согласия собственника на осуществление рассматриваемого ОРМ, оперативными сотрудниками при поддержке ОМОН были выломаны входные двери, вскрыты металлические хранилища и повреждено некоторое имущество, находящееся в обследуемом помещении. После этого в адрес территориального органа внутренних дел, которое проводило данное мероприятие, были выставлены счета на оплату испорченного имущества, а действия сотрудников были обжалованы в Конституционном суде Российской Федерации, который признал жалобу правомерной [4].
Таким образом, главной особенностью преподавания дисциплины «Оперативно-разыскная деятельность» в гражданском образовательном учреждении высшего образования являются режимные дозволения и запреты в оперативно-разыскной работе. Достаточно сказать, что до 1990 года не только средства и методы ОРД относились к секретной деятельности, но и сведения о состоянии, уровне, структуре преступности. В настоящее время «гнет секретности» ослаб до терпимого уровня, что позволяет научить студентов основам ОРД. Кстати, было бы точнее именовать указанный курс не «Оперативно-разыскная деятельность», а «Основы оперативно-разыскной деятельности».
Аксиоматично положение о том, что возможно найти оптимальнейшие варианты организации учебного процесса, иметь великолепные преподавательские кадры и самую современную материально-техническую базу и тем не менее не получать необходимой отдачи.
Модель специалиста должна базироваться на соответствующем исходном уровне образования и воспитания, должна определять тот объем общеобразовательной и практической подготовки, без которого невозможно формирование отвечающего современным требованиям специалиста.
Проблема подготовки студентов заключается не в дефиците знаний, а в недостаточной готовности и способности будущих специалистов применять эти знания в решении многообразных и всегда нестандартных задач профессиональной деятельности [2, с. 123].
Общественно значимые мотивы и профориентация предопределяют престижность будущей профессии в глазах студента. Но одно дело - престижность, и совсем другое - достаточная осведомленность о характере будущей специальности, о тех социально-психологических требованиях, которые предъявляются к избравшему ее человеку.
В.М. Рогинский, констатируя фазовый характер учебной деятельности студента, резю-
мирует, что в первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. Это связано в первую очередь с формированием установки на объект изучения, с приспособлением познавательного и чувственного уровня к новому виду деятельности.
Во второй фазе наблюдается неустойчивое приспособление системы мотивов, потребностей и интересов в тесном взаимодействии с волевой деятельностью, образуются предпосылки для дальнейшего приспособления к учебной деятельности, отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т.д., возникает интерес к изучению тех или иных наук.
Третья фаза - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга [5, с. 42-43].
В.В. Горбачев заметил, что, приобретая опыт перспективного видения возможностей трудоустройства, соотнесения требований профессиональной сферы с собственными ресурсами и потенциалами, реализуя этот опыт в конкретных решениях, выпускник приобретает способность к профессиональной мобильности, которая будет развиваться и за рамками обучения в вузе [6].
Как известно, главную роль во всей учебно-методической работе играет кафедра. Именно от нее в первую очередь зависит, насколько рационально будет организован учебный процесс, как широко будут применяться новые методы и средства обучения оперативно-разыскной работе. С.В. Фролов считает, что важными профессиональными (педагогическими) качествами должны быть эрудиция, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, рефлексия [7, с. 120].
Кафедра судебной экспертизы юридического факультета ННГУ постоянно изыскивает новые методы обучения. Даже лекции, как ведущая форма педагогического процесса, для эффективного выполнения возросшего объема задач должны обрести новые качества. Например, шире практикуется проблемное или проблемно-концептуальное чтение лекций. Необходимо
добиваться, чтобы лекция побуждала студентов заниматься самостоятельно учебным материалом. Однако дефицит аудиторного времени может свести роль лекций в основном к передаче информации. Как выход, на аудиторных занятиях по оперативно-разыскной деятельности применяются демонстрационный, комбинированный, демонстрационно-игровой методы и метод практического действия.
Демонстрационный метод заключается в показе (демонстрации) преподавателем тактических приемов того или иного оперативно-разыскного мероприятия (их выбор в зависимости от ситуации, правильное применение, переход от одного приема к другому и т.д.). Данный метод целесообразно использовать на занятии по оперативно-разыскной деятельности, создавая для студентов как бы определенный ориентир - примерную тактику ОРМ.
Игровой метод, основанный на инсценировке деятельности оперативной группы на месте происшествия, сложнее в применении, поскольку требует подготовки по специальному сценарию группы студентов, исполняющих соответствующие роли.
Демонстрационно-игровой метод сочетает в себе оба рассмотренных выше метода обучения. При использовании данного метода преподаватель намечает к занятию определенные моменты, когда инсценировка приостанавливается и демонстрируются приемы построения оперативно-разыскных версий.
Метод практического действия состоит в том, что студенты самостоятельно, но под контролем преподавателя планируют и осуществляют оперативно-разыскные мероприятия так, как это требуется и делается в действительности. Им, например, неизвестно расположение следов, местонахождение тайников, условия звукопроводимости стен в комнатах и т.д. Проводя оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия, обучаемые должны тактическими средствами снять эту неопределенность - правильно разрешить первоначальные и последующие тактические задачи.
При использовании учебных полигонов можно применять метод заочного обучения, когда знания и навыки приобретаются по системе: задание - самостоятельное выполнение задания - контроль (проверка отдельных оперативно-служебных документов). Письменных работ по дисциплине ОРД не предусмотрено.
Необходимо сказать о студенческом неологизме, а именно: преподаватель (доцент, профессор) - донор. Автором подобное суждение расценивается как признание студентами того, что профессорско-преподавательский состав не
считается с формальной учебной нагрузкой и личным временем, максимально отдает свою душу и заботу обучаемым.
Особенно высокое качество подготовки специалистов может быть достигнуто при комплексном подходе к изучению специальных дисциплин.
В настоящее время реализуется поставленная задача - изучить и обобщить структурно-логическую взаимосвязь преподаваемых на кафедре дисциплин, проанализировать график их прохождения и в итоге создать оптимальный вариант процесса обучения.
В определенной мере методика междисциплинарной темы описана Д.Е. Проценко. Так, фотосъемка может проводиться по заранее спланированному оперативному мероприятию либо по событию с непредсказуемым развитием (терроризм, массовые беспорядки и т.п.).
При проведении оперативно-разыскных мероприятий фотоаппаратура и видео используются в основном негласно. Негласная съемка является одним из наиболее сложных видов оперативной работы по причине условий, в которых её приходится выполнять.
Известны такие случаи, когда преступники специально оставляют своих наблюдателей следить за действиями правоохранительных органов, чтобы знать, какие следы, вещественные доказательства и свидетели были выявлены на месте противоправного события.
Как правило, преступники знают гласных оперативных сотрудников и открыто противодействуют фотографированию и видеосъемке. Однако известны примеры, когда для соответствующих мероприятий привлекались специалисты эксперт-но-криминалистических подразделений, малоизвестные криминальному миру, а главное, обладающие устойчивыми навыками работы с техникой. Достижение скрытности выдвигает определенные требования как к используемой фото-, видеоаппаратуре, так и к тактическим приемам её применения. При этом требуемая скрытность может достигаться следующими приемами.
1. Замаскированной фотосъемкой с близких расстояний (до 10 метров). Скрытность съемки на таких расстояниях можно обеспечить только имея замаскированную фотоаппаратуру. Присутствие субъекта съемки при этом не должно вызывать подозрений. Для замаскированной съемки с близких расстояний рекомендуется использовать фотоаппаратуру, специально разработанную для этой цели, в которой имеются механизмы, обеспечивающие дистанционное управление процессом съемки.
2. Замаскированной съемкой с больших расстояний (более 10 метров). Большие расстоя-
ния, при негласной фотосъемке, предоставляют возможность маскировки не только фотоаппаратуры, но и самого субъекта, осуществляющего съемку. Для маскировки могут быть использованы временные укрытия, например транспортные средства, находящиеся на теневой стороне улиц, помещения зданий и сооружений.
3. Зашифрованной съемкой. Такая съемка осуществляется открыто под прикрытием легенды и при наличии документов, подтверждающих легенду. Характер съемки, внешний вид субъекта съемки и применяемая аппаратура должны соответствовать разработанной легенде [8, с. 105-106].
На занятиях по разделу «Габитоскопия» студентам обычно предлагают составить описание человека с натуры, где в качестве «натуры» выступает один из студентов, или по фотографии.
Оперативный работник составляет словесный портрет не с натуры и не по фотокарточке, а делает это со слов потерпевшего или свидетеля.
На долю оперативного состава выпадает розыск лиц, чьи признаки зафиксированы в словесном портрете. И поэтому главное внимание нужно обратить на выработку у обучаемых умения представлять себе описанные признаки внешности, умения обнаружить эти признаки и отождествить по ним соответствующих лиц.
Совершенствование самостоятельной работы студентов - еще одна из важнейших педагогических проблем современного образования. В этой связи на первый план выдвигаются две главные задачи. Во-первых, овладение обучающимся культурой умственного труда, во-вторых, планирование самостоятельной работы.
Если развитию культуры умственного труда подчинены все формы учебного процесса и динамика этого развития в основном зависит от активности и способностей самого студента, то умение планировать самостоятельную работу находится в большой зависимости от содержания учебных планов, объема, числа и согласованности выдаваемых кафедрой заданий по оперативно-разыскной деятельности, а также от целого ряда других объективных, не зависящих от студентов факторов.
В учебном процессе можно выделить четыре вида контроля за самостоятельной работой обучаемых: устный, письменный, с помощью технических средств и смешанный. Каждый из этих видов контроля является как сплошным, так и выборочным.
В вузовской практике все большее распространение получает контроль, осуществляемый с помощью довольно широкого круга технических средств. Последние, как правило, являются комплексными, т.е. позволяют не только контролировать работу, но и обучать студента.
Технические средства имеют ярко выраженные преимущества перед устными и письменными формами контроля за самостоятельной работой, поскольку позволяют вести регулярный контроль за обучением, а применение их обеспечивает проверку знания оперативной работы обучаемых в сравнительно короткий период времени.
Есть у этого контроля и достаточно серьезные недостатки. Наибольшую озабоченность у педагогов вызывает проблема, связанная с глубиной проверки качества знаний обучаемого.
Известно, что определенная часть оперативно-разыскной информации приобретается специалистами из, если можно так сказать, «непрофессиональных источников» - популярных публикаций, художественных произведений, телепередач и т.п. Естественно, при создании подобных произведений ставятся совсем иные задачи, чем обеспечение специалиста профессиональной информацией. Но специалист тем и отличается от неспециалиста, что даже в попутной, упрощенной, а порой и искаженной передаче специальных знаний умеет найти «рациональное зерно».
В специализированных вузах ФСБ РФ, МВД РФ, ФСИН РФ и др. самостоятельная работа курсантов и слушателей находится под жестким контролем учебно-строевых подразделений, поскольку на этот вид обучения отводится аудиторный фонд и бюджетное время. На юридическом факультете самостоятельная работа лежит в плоскости личной ответственности студентов, их научных предпочтений, интенсивности контактов с профессорско-преподавательским составом, перспектив подготовки выпускной квалификационной работы.
Таким образом, особенностями преподавания оперативно-разыскной деятельности на юридическом факультете являются следующие.
1. Ограниченный объем аудиторного времени для изучения оперативно-разыскной деятельности.
2. Отсутствие секретного делопроизводства в оформлении оперативно-служебных документов.
3. Вторичность профориентации в выборе будущей специальности.
4. Комбинированный (смешанный) характер проведения аудиторных занятий.
5. Аморфное состояние межпредметных связей оперативно-разыскной деятельности, криминалистики, судебной экспертизы, иных дисциплин криминального цикла в период становления кафедры.
6. Несформированность инструментария контроля самостоятельной работы студентов относительно проблем оперативно-разыскной деятельности.
Список литературы
1. Савин М.В. Ведущие тенденции в развитии высшего юридического образования // Учебно-воспитательный процесс: традиции, проблемы, перспективы (Материалы межвузовской и межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях обновления российского законодательства и использования опыта 200-летней деятельности МВД России»): Сборник / Коллектив авторов. ВА МВД России, 2003. С. 79-80.
2. Федосеева О.И. Психологические аспекты профессионально-личностного развития специалиста в процессе исследовательской деятельности // Формирование личности специалиста в условиях современного образовательного пространства: Материалы Пятой Всероссийской конференции (Нижний Новгород, 15-16 мая 2009 г.): В 2 т. / Отв. ред. И.Г. Оль-гинская. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. С.122-126.
3. Водько Н.П. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в системе российского законодательства: проблемы и решения: Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. 131 с. (Теория и практика профессионального сыска).
4. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности. Экспресс-информация. Вып. 3. Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. С. 2-3.
5. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Наука, 1990. 155 с.
6. Горбачев В.В. Формирование социально-профессиональной мобильности как проблема высшей школы // Профессиональное образование полицейских - организация, методика, мониторинг эффективности: Сборник статей / Под ред. М.П. Полякова, Р.В. Павленкова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. С. 167-168.
7. Фролов С.В. Роль куратора учебной группы в системе служебно-боевой подготовки (на примере Нижегородской академии МВД России) // Профессиональная (служебно-боевая) подготовка в вузе МВД России: проблемы, опыт, тенденции: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.И. Ка-ныгина, Е.В. Решетникова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006. С. 116-124.
8. Проценко Д.Е. Правовые и организационно-тактические аспекты совершенствования оперативно-разыскной деятельности (памяти профессора Д.В. Рив-мана): Материалы региональной научно-практической конференции. 28 ноября 2014 года. СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2014. С. 104-106.
SPECIFIC FEATURES OF TEACHING DETECTION AND SEARCH OPERATIONS
AT THE FACULTY OF LAW (PRACTICAL EXPERIENCE OF THE FORENSIC SCIENCE DEPARTMENT)
A. Yu. Arefyev
In this paper, we consider some general and specific features of teaching detection and search operations in civilian and specialized educational organizations of the Russian Federation. The author focuses on the peculiarities of teaching detection and search operations to students majoring in «Forensic examinations».
Keywords: classroom hours, secret office-work, career counseling, combined nature of teaching, inter-subject relations, independent work.
References
1. Savin M.V. Vedushchie tendencii v razvitii vys-shego yuridicheskogo obrazovaniya // Uchebno-vospitatel'nyj process: tradicii, problemy, perspektivy (Materialy mezhvuzovskoj i mezhregional'noj nauchno-metodicheskoj konferencii «Problemy sovershenstvova-niya uchebno-vospitatel'nogo processa v usloviyah ob-novleniya rossijskogo zakonodatel'stva i ispol'zovaniya opyta 200-letnej deyatel'nosti MVD Rossii»): Sbornik / Kollektiv avtorov. VA MVD Rossii, 2003. S. 79-80.
2. Fedoseeva O.I. Psihologicheskie aspekty profes-sional'no-lichnostnogo razvitiya specialista v processe issledovatel'skoj deyatel'nosti // Formirovanie lichnosti specialista v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva: Materialy Pyatoj Vserossijskoj konferencii (Nizhnij Novgorod, 15-16 maya 2009 g.): V 2 t. / Otv. red. I.G. Ol'ginskaya. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2009. S. 122-126.
3. Vod'ko N.P. Federal'nyj zakon «Ob operativno-razysknoj deyatel'nosti» v sisteme rossijskogo zakonoda-tel'stva: problemy i resheniya: Monografiya. M.: Izda-tel'skij dom Shumilovoj I.I., 2007. 131 s. (Teoriya i praktika professional'nogo syska).
4. Aktual'nye problemy teorii i praktiki operativno-
razysknoj deyatel'nosti. Ehkspress-informaciya. Vyp. 3. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2015. S. 2-3.
5. Roginskij V.M. Azbuka pedagogicheskogo truda. M.: Nauka, 1990. 155 s.
6. Gorbachev V.V. Formirovanie social'no-professional'noj mobil'nosti kak problema vysshej shkoly // Professional'noe obrazovanie policejskih - organiza-ciya, metodika, monitoring ehffektivnosti: Sbornik statej / Pod red. M.P. Polyakova, R.V. Pavlenkova. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2013. S. 167-168.
7. Frolov S.V. Rol' kuratora uchebnoj gruppy v sisteme sluzhebno-boevoj podgotovki (na primere Nizhego-rodskoj akademii MVD Rossii) // Professional'naya (sluzhebno-boevaya) podgotovka v vuze MVD Rossii: problemy, opyt, tendencii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red. V.I. Kanygina, E.V. Reshetnikova. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2006. S. 116-124.
8. Procenko D.E. Pravovye i organizacionno-takticheskie aspekty sovershenstvovaniya operativno-razysknoj deyatel'nosti (pamyati professora D.V. Riv-mana): Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 28 noyabrya 2014 goda. SPb.: Izd-vo SPb universiteta MVD Rossii, 2014. S. 104-106.