сов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
— контроль и надзор за учебным процессом и отдельными сотрудниками, задействованными в нем. Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления являются распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования.
В рамках выполнения функции организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов:
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2) договорные методы (консультация, разрешение компромисса);
3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснения, предложения, общение и т.п.).
Организационно-административные методы отличаются четкой адресностью директив, обязательностью выполнения распоряжений и указаний. Их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины.
В ряде общественных организаций преимущество отдают экономическим методам, вытесняющим организационно-административные методы. Для вузов системы МВД характерны организационно-административные методы, что связано со спецификой вуза, его регламентированностью. Однако это не означает, что в данных вузах сущность организационных методов сводится только к администрированию, проявлению властных полномочий и командованию.
Все изложенное позволяет сделать некоторые выводы. В ходе управления учебным процессом необходимо во всей полноте знать его сущность, структуру, движущие силы воспитания и обучения и механизмы воздействия на личность курсантов и слушателей.
Анализ передового опыта моделирования управления учебным процессом в вузах МВД России, как показывает наше исследование, должно носить систематический, последовательный и продуманный характер. И поэтому результативность процесса управ-
ления моделью будет зависеть не только от целей и задач, но и от других его компонентов: принципов, условий, функций, диагностики и прогнозирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента.—М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.
3. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1998.
4. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Иванова. — М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.
5. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя //Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности: (Социально-педагогический аспект): Тезисы Всероссийской научно-практической конференции 4-5 июня 1996. — Барнаул, 1996.
6. Шипилина J1.A. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете: Монография — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
ЭКСТРЕМАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Канд. психол.наук, докторант В.Н. Смирнов
Академия управления МВД России г.Москва
В соответствии с предложением ГУК и Академии управления МВД России, в 2001 г. в МВД-УВД субъектов Российской Федерации было проведено анкетирование сотрудников специальных подразделений на предмет установления их субъективной оценки в отношении служебной и профессиональной подготовленности к действиям в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики (табл. 1).
Результаты анкетирования показали, что только 57,0% сотрудников ОМОН и 53,0% сотрудников СОБР в МВД-УВД субъектов Российской Федерации перед командированием в Северо-Кавказский регион проходили подготовку по специальной программе, а 8% сотрудников ОМОН и СОБР не проходили подготовку перед поездкой. Тем не менее, о своей готовности к действиям в экстремальных условиях сообщили 72,0% сотрудников ОМОН и 71,0% — СОБР. Причем количество сотрудников ОМОН и СОБР, уверенных в своей подготовленности, было еще выше и составляло 73,0%.
Субъективная оценка личной, служебной и профессиональной подготовленности
Содержание вопроса Результаты опроса Результаты опроса
сотрудников ОМОН, % сотрудников СОБР, %
а.в. с.в. о.в. с.н.в. а.н.в. а.в. с.в. о.в. с.н.в. а.н.в.
Перед командировкой нас готовили 26 31 26 9 8 26 27 27 — 8
по специальной программе
Я был полностью уверен в своей 35 38 20 5 2 25 48 25 — 0
профессиональной (служебно-боевой)
подготовленности
У меня были высокие показатели 25 43 27 4 1 17 52 28 — 0
по служебной подготовке
У меня были высокие показатели 26 43 23 6 2 28 44 23 — 2
по физической подготовке
Я был подготовлен к действиям 34 38 23 3 2 23 48 22 — 1
в экстремальных условиях
Примечание: а.в. - абсолютно верно; с.в. - скорее а.н.в. - абсолютно неверно.
Для оптимистических выводов имелись как субъективные, так и объективные основания.
Объективным основанием для таких выводов послужили ответы большинства сотрудников специальных подразделений относительно служебных задач, выполняемых в экстремальных условиях. К ним были отнесены: осуществление пропускного режима на блок-постах (ОМОН — 86,4%, СОБР - 80,6%); участие в осмотре населенных пунктов, освобожденных от боевиков (ОМОН - 86,4%, СОБР - 96,8%); сопровождение автоколонн или лиц начальствующего состава (ОМОН - 80,9%, СОБР - 87,9%).
В операциях, связанных с реальной угрозой для жизни и здоровья сотрудников, участие в которых свидетельствовало о их реальной подготовленности к экстремальным условиям и требовались особые усилия и настрой, были задействованы только около трети личного состава. Так, в выполнении боевых задач под сильным обстрелом участвовали 30,9% сотрудников ОМОН и 33,4% сотрудников СОБР; в уничтожении противника в ближнем бою - 14,8% сотрудников ОМОН и 17,7% — СОБР.
К субъективным основаниям, вселившим уверенность в сотрудников специальных подразделений в их подготовленности к действиям в экстремальных условиях, были отнесены их результаты по служебной и физической подготовке в системе служебной, физической и боевой подготовки. Так, по служебной подготовке имели высокие показатели 68,0% сотрудников ОМОН и 69,0% — СОБР, а по физической подготовке высокие показатели имели 69,0% сотрудников ОМОН и 72,0% — СОБР, что, безусловно, давало повод для оптимизма.
Однако выполнение служебно-боевых задач сотрудниками специальных подразделений в кризисных ситуациях показало, что подготовленность личного состава далека от реальных требований. Свидетельством этого явилась субъективная оценка экстремальных ситуаций и событий частью сотрудников специальных подразделений как психотравмирующих. Ими были отнесены к этой категории события, способные вызвать отрицательный эмоциональный настрой.
. верно; о.в. - отчасти верно; с.н.в. - скорее, неверно;
Так, к психотравмирующим событиям были отнесены:
— гибель друзей и сослуживцев (21,8% сотрудников ОМОН и 26,6% сотрудников СОБР);
— большие разрушения зданий и других объектов, руины городов (16,9%— ОМОН и 9,7% —СОБР);
— ночные дежурства и обстрелы (9,9% — ОМОН и 8,1-СОБР);
— картина боя (6,2 % — ОМОН и 12,1 % — СОБР).
Во многих случаях отрицательные эмоциональные состояния у части сотрудников специальных подразделений вызвали недостатки в организации служеб-но-боевой деятельности и отношение общества к этой деятельности:
— несправедливое освещение в средствах массовой информации происходящих событий (18,7% — ОМОН и 15,3% —СОБР);
— отсутствие правильного руководства и Взаимодействия между милицией и войсками (17,2% — ОМОН и 24,2% — СОБР);
— замалчивание "окопной правды" (16,0%'— ОМОН и 9,7% —СОБР).
Объективным подтверждением неспособности части сотрудников специальных подразделений справиться с психотравмирующими событиями и отрицательными эмоциональными состояниями явились массовые увольнения из ряда специальных подразделений МВД-УВД субъектов Российской Федерации, в том числе из ОМОН ГУВД Московской области, УВД Пермской и Кемеровской областей милиционеров-бойцов, вернувшихся из Чеченской Республики после неуспешных боевых действий и гибели значительной части личного состава.
Вместе с тем у многих сотрудников специальных подразделений после действий в экстремальных условиях можно было наблюдать позитивные психические адаптационные изменения, вызванные их предварительной подготовкой по особым программам в подразделениях специального назначения Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, других силовых ведомств, в спортивных коллекти-
Субъективная оценка групповых и индивидуальных благоприятных психических состояний сотрудниками специальных подразделений в период несения службы в Чеченской Республике и ранней адаптации после
возвращения из зоны вооруженного конфликта
Содержание вопроса Результаты опроса Результаты опроса
сотрудников ОМОН, % сотрудников СОБР, %
а.в. с.в. о.в. с.н.в. а.н.в. а.в. с.в. о.в. с.н.в. а.н.в.
Я испытывал чувство солидарности, 49 35 11 2 3 48 40 11 — 2
взаимопомощи и взаимовыручки
Я чувствовал себя защищенным 14 24 39 15 8 2 18 44 — И
Я не боялся получить травму 10 16 29 27 19 5 15 23 — 23
или физическое увечье
В экстремальных ситуациях 32 40 — 10 9 28 45 — — 4
я действовал быстро, не задумываясь
Я совершал непроизвольные действия 9 15 — 15 56 14 19 — — 44
в ответ на сильный, неожиданный
звук или движение
В ситуации угрозы для своей жизни 31 26 — 11 17 43 24 — — 6
или жизни моих близких я мог бы
убить человека
Я ощущал вкус к жизни 49 30 — 5 6 45 32 — — 4
Примечание: а.в. - абсолютно верно; с.в. - скорее, верно; о.в. - отчасти верно; с.н.в. - скорее, неверно; а.н.в. - абсолютно неверно.
вах либо спонтанной саморегуляцией.
Результаты проведенного анкетирования сотрудников специальных подразделений МВД-УВД субъектов Российской Федерации в отношении их субъективной оценки благоприятных психических состояний и чувств в период несения службы в Чеченской Республике и ранней адаптации после возвращения из зоны вооруженного конфликта позволили определить позитивные психические адаптационные изменения, проявляющиеся как характерные чувства и состояния в экстремальных условиях (табл. 2).
Групповые, благоприятные психические состояния помогали сотрудникам специальных подразделений быстрее адаптироваться к экстремальным ситуациям и выполнять поставленные задачи. Как видно из таблицы, чувство солидарности, взаимопомощи и взаимовыручки испытывали в экстремальных условиях 49,0% сотрудников ОМОН и 48,0% — СОБР. Эти важные для работы психические состояния всей группы способствовали достижению каждым сотрудником индивидуальных благоприятных психических состояний. Об этом в своих анкетах сообщили многие сотрудники ОМОН и СОБР.
Так, в экстремальных условиях действовали быстро, не задумываясь 32,0% сотрудников ОМОН и 28,0% — СОБР, в ситуации угрозы для своей жизни или жизни близких могли убить человека 31,0% — ОМОН и 43,0% — СОБР, чувствовали себя защищенными 14,0% — ОМОН и 2,0% — СОБР, не боялись получить травму или физическое увечье 10,0% — ОМОН и 5,0% — СОБР, совершали непроизвольные действия в ответ на сильный и неожиданный звук или движение 9,0% —ОМОН и 14,0% —СОБР, ощутили после возвращения из командировки вкус к жизни 49,0% — ОМОН и 45,0% — СОБР.
Групповые состояния помогли сотрудникам не
только адекватно воспринимать экстремальные условия, но и через ближайшее окружение преобразовать опасную ситуацию в приемлемую для работы. Так, по данным опроса 19,0% сотрудников ОМОН и 15,0% — СОБР не воспринимали ситуацию как враждебную, 16,0% —ОМОН и 8,0% —СОБР не испытывали чувства повышенной тревожности.
Как видно из приведенных данных, сравнительно небольшая часть сотрудников специальных подразделений смогли быстро и адекватно адаптироваться к экстремальным условиям и не испытывать дискомфорт.
Для улучшения сложившегося положения, увеличения количества сотрудников, способствующих адекватному восприятию экстремальной ситуации, требовалось провести с сотрудниками специальных подразделений комплекс специальных мер по психологическому обеспечению их деятельности в экстремальных условиях и прежде всего — непосредственную экстремально-психологическую подготовку, учитывающую специфику деятельности и особенности экстремальной ситуации.
С учетом этих требований были составлены экспериментальные программы непосредственной экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР, на основании которых были проведены семидневные непрерывные тренинги с сотрудниками экспериментальных групп ОМОН УВДТ г. Москвы и СОБР ГУВД г. Москва—всего 76 человек. В этих же подразделениях были отобраны контрольные группы ранее принятых в эти подразделения, с которыми проводились занятия по стандартным программам, всего 92 человека.
Занятия проходили перед командированием сотрудников на Северный Кавказ. Психологи принимали участие в подготовке групп на протяжении всего периода и одновременно осуществляли включенное наблюдение за сотрудниками. Это позволило оце-
34
; .{
нить динамические изменения качеств и состояний сотрудников не только в начале и по завершении, но и в процессе самой подготовки.
В результате корреляционного анализа экспериментальных данных были получены положительные корреляционные связи этих результатов с уровнем достоверности р<0,05.
Психологическая диагностика непосредственной профессионально-психологической подготовки сотрудников экспериментальных и контрольных групп к действиям в ходе выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике ОМОН Московского УВДТ и СОБР ГУВД г. Москва позволила выявить изменения личностных свойств сотрудников этих подразделений (табл. 3 и 4).
Как видно из представленных таблиц, после подготовки по экспериментальным программам увеличилось количество сотрудников, у которых в профиле их личности по тесту ММР1 расположение 9 шкалы -«гипомания» достигло средней или выше средней величины. В СОБР ГУВД г. Москва число таких сотрудников стало на 9,5%, а в ОМОН Московского УВДТ на 7,8% больше. Вместе с тем в экспериментальных группах увеличилось количество сотрудников в ОМОН Московского УВДТ на 3,2%, а в СОБР ГУВД г. Москва на 3,8%, у которых 4 шкала - «психопатия» профиля личности по тесту ММР1 достигла или превысила среднюю величину. Если развитие «ги-помании» было заложено в целях и задачах программ подготовки, то развитие «психопатии» было вызвано предстоящей командировкой в Чеченскую Республи-
Таблица 3
Основные типы профилей по методике ММР1 в экспериментальных группах до и по завершении
экстремально-психологической подготовки, %
Код профиля
Контингент Расположение Расположение 9и4 на 9 и 7 9с др. 4 и 9 4с др. 9или 4 Сочетание
9 шкалы выше 4 шкалы выше первых шкал. шкал на пер- 9,4 и 4,9
средней средней позициях вых по-
величины величины зициях
ОМОН Московского
УВДТ до подготовки 80,7 87,7 31,6 18,2 6,9 5,9 13,0 75,6 37,5
ОМОН Московского
УВДТ после
подготовки 87,5 90, 5 37,5 17,1 9,5 1,3 15,1 80,5 38,8
СОБР ГУВД
г.Москва
до подготовки. 76,1 84,1 25,2 8,1 13,9 8,1 12,8 68,1 33,3
СОБР ГУВД
г. Москва после
подготовки 83,3 87, 3 30,7 7,3 15,8 3,3 13,3 70,4 34,0
Таблица 4
Основные типы профилей по методике ММР1 в контрольных группах до и после завершения профессионально-психологической подготовки, %
Код профиля
Контингент Расположение Расположение 9и4 на 9 и 7 9с др. 4 и 9 4с др. 9или 4 Сочетание
9 шкалы выше 4 шкалы выше первых шкал. шкал на пер- 9,4 и 4,9
средней средней позициях вых ;Ч
величины величины позициях
ОМОН Московского НГ
УВДТ до подготовки 81,9 87,3 31,0 19,4 6,1 6,7 12,0 75,2 37,7
ОМОН Московского
УВДТ после
подготовки 80,8 91, 1 29,9 15,0 3,8 7,3 14,9 70,9 37,2
СОБР ГУВД
г.Москва
до подготовки 75,3 83, 5 8,4 7,7 13,1 8,1 14,2 51,5 16,5
СОБР ГУВД
г. Москва после
подготовки 76,1 88, 3 9,5 6,5 14,9 7,5 15,8 54,2 17,0
ку и повышенными нагрузками в период непосредственной экстремально-психологической подготовки.
Однако по сравнению с показателями контрольных групп этот рост по шкале «психопатия» в экспериментальных группах был незначительным и в большей степени нивелировался в результате адаптации к экстремальным условиям.
Иное соотношение этих профилей наблюдалось в контрольной группе. После подготовки по утвержденным программам в контрольных группах уменьшилось в ОМОН Московского УВДТ на 1,3%, а в СОБР ГУВД г. Москва увеличилось на 1,1 % количество сотрудников, у которых расположение 9 шкалы -«гипомания» профиля ММР1 достигло средней или выше средней величины. В ОМОН Московского УВДТ увеличилось на 4,4%, а в СОБР ГУВД г. Москва на 5,7% количество сотрудников, у которых 4 шкала — «психопатия» профиля личности по ММР1 достигла или превысила среднюю величину.
В экспериментальной группе ОМОН увеличилось на 6,5%, а в контрольной группе уменьшилось на 5,7% количество сотрудников, у которых в профилях их личности 9 или 4 шкалы были представлены на первых позициях. В СОБР в экспериментальной группе увеличилась представленность таких сотрудников на 3,4%, а в контрольной группе на 5,2%. При этом представленность 9 шкалы на первых позициях в профилях личности увеличилась после подготовки в экспериментальной группе ОМОН на 13,1%, а в контрольной группе произошло уменьшение представленности таких сотрудников на 13,8%. В экспериментальной группе СОБР количество таких сотрудников увеличилось на 14,0%, а в контрольной группе только на 5,8%.
Интересная информация была получена в результате подготовки и анализа информации по шкале «психопатия». Если в экспериментальной группе в ОМОН Московского УВДТ произошло уменьшение представленности сотрудников с ведущей 4 шкалой в профиле личности на 13,2%, то в контрольной группе наблюдалось увеличение таких сотрудников на 18,7%. В СОБР ГУВД г. Москвы количество сотрудников, у которых 4 шкала в профиле личности была ведущей, снизилось на 20,6%, а в контрольной группе на 4,5% увеличилось количество таких сотрудников.
Общая представленность 9,4 и 4, 9 шкал на первых позициях в профилях личности в экспериментальных и контрольных группах, как до, так и после подготовки изменилась незначительно. Все изменения не превысили 1,3% в ОМОН и 0,5% в СОБР. Однако тенденция этих изменений была характерной и свидетельствовала о преимуществах подготовки в экспериментальных группах.
Так, если в экспериментальной группе ОМОН вследствие подготовки в профилях личности произошло увеличение представленности 9,4 шкал на первых позициях на 5,9% с одновременным снижением представленности 4,9 шкал на первых позициях на 4,6%, а в экспериментальной группе СОБР соответствующее увеличение — на 5,5% и снижение — на 4,8%, то в контрольных группах изменения не носили столь явного характера. В ОМОН Московского УВДТ после подготовки представленность 9,4 шкал на первых
позициях в профилях сотрудников была на 1,1% меньше, а шкал 4 и 9 на 0,6% больше, чем до подготовки. В СОБР ГУВД г. Москва соотношение было иным. После подготовки представленность 9,4 шкал на первых позициях в профилях личности увеличилась на 1,1%, а шкал 4 и 9 на первых позициях уменьшилась на 0,6%.
Таким образом, хотя в целом изменения свойств сотрудников специальных подразделений в результате непосредственной экстремально-психологической подготовки по экспериментальным программам в абсолютных цифрах можно считать незначительными, в процентном выражении наблюдались характерные позитивные тенденции.
По тесту РР1 в ОМОН Московского УВДТ ведущими шкалами были определены 12 (маскулинизм) шкала, в среднем по экспериментальной группе составившая 7,1 баллов и по контрольной группе 6,9 баллов, а также 7 (реактивная агрессивность) шкала, в среднем по экспериментальной группе составившая 6,5 баллов и по контрольной группе 6,6 баллов.
В СОБР ГУВД г. Москва ведущими шкалами оказались 9 (открытость) шкала, в среднем по экспериментальной группе составившая 6,7 баллов и по контрольной группе 7,0 баллов и 12 (маскулинизм), в среднем, как в экспериментальной, так и в контрольной группах составляла 6,6 баллов.
После подготовки по экспериментальной программе в ОМОН Московского УВДТ усредненные ведущие профили личности частично изменились на 12 и 9 шкалу. При этом 12 шкала достигла 7,4 баллов, а 9 шкала — 6,9 баллов, 7 шкала при этом осталась без изменения - 6,5 баллов.
В контрольной группе после подготовки ведущими шкалами в усредненном профиле группы остались 12 и 7 шкалы. При этом 12 шкала достигла величины 7,3 балла, а 7 - 7,1 балла.
В СОБР ГУВД г. Москва как в экспериментальной, так и в контрольной группах ведущие шкалы не изменились, увеличились только их величины. Так, в экспериментальной группе 9 шкала усредненного профиля по группе после подготовки достигла 7,4 баллов, а в контрольной группе-7,1 балла.
12 шкала в экспериментальной группе стала равняться 6,9 баллов, а в контрольной группе - 6,8 баллов, 7 шкала до и после подготовки, как в экспериментальной, так и в контрольной группе не превышала средней величины.
Более существенными были изменения, касающиеся состояний сотрудников специальных подразделений. Так, в экспериментальной группе ОМОН в результате подготовки улучшилась уравновешенность сотрудников с 5,9 баллов до 6,9 баллов. В контрольной группе улучшение было менее значительным — с 6,1 до 6,3 баллов.
В экспериментальной группе СОБР после подготовки уравновешенность сотрудников увеличилась еще существенней — с 5,3 до 6,9 баллов, а в контрольной группе — только с 5,8 до 6,1 балла.
В экспериментальной группе ОМОН уменьшилась лабильность сотрудников с 3,3 до 2,5 баллов, в то время как в контрольной группе лабильность увеличилась с 3,1 до 3,5 баллов.
В экспериментальной группе СОБР снижение лабильности сотрудников произошло еще в большей степени — с 3,6 до 2,6 баллов, в то время как в контрольной группе изменения произошли в меньшей степени с 3,2 до 2,9 баллов.
Тестирование сотрудников специальных подразделений до и после непосредственной экстремально-психологической подготовки по цветовому тесту Люшера позволило определить изменения в их функциональных состояниях и настрой на определенную деятельность.
Если до подготовки у сотрудников экспериментальной группы ОМОН Московского УВДТ по тесту Люшера характерными усредненными функциональными выборами цветовых групп были: 2-1 -5-3-4-6-0-7, а в контрольной группе—2-1 -5-3-0-4-6-7, то после подготовки эти выборы составили: в экспериментальной группе — 1 -4.2-3-5-6-0-7, в контрольной — 2-1 -5-4-3-6-7-0.
В СОБР ГУВД г.Москва до подготовки сотрудники чаще выбирали в экспериментальной группе сочетание цветов 2-1 -4-5-3-6-0-7, в контрольной группе — 2-1-3-5-4-6-0-7. Изменения цветовых выборов сотрудников после подготовки имели следующий характер. В экспериментальной группе усредненное предпочтение было сделано для цветовых групп: 2-1 -4-3-5-6-0-7, а в контрольной группе: 2-1 -5-3-4-6-7-0.
Из приведенных данных можно заключить, что экстремально-психологическая подготовка существенно повлияла на функциональные состояния и настрой сотрудников специальных подразделений. Если до подготовки большинству сотрудников экспериментальных и контрольных групп в ОМОН и СОБР было присуще чувство уверенности, настойчивости, упрямство, стремление к спокойствию, удовлетворенности, небольшое возбуждение, желание произвести впечатление, надежда на хорошие перспективы, а сотрудникам СОБР — еще и стремление к ярким событиям и эйфория, то после подготовки сотрудники экспериментальных групп ОМОН и СОБР большее предпочтение отдавали активности, стремлению к успеху, к самостоятельным решениям, широкой активности и деятельности, обеспечивающей успех, а также к преодолению преград, общению.
Для контрольных групп ОМОН и СОБР в большей степени было характерно возбуждение, стремление к ярким событиям, произведению впечатления и уходу из неблагоприятных ситуаций.
По тестовой карте определения самочувствия, активности, настроения (САН) были изучены состояния сотрудников специальных подразделений до и после подготовки.
До проведения тренинга усредненная оценка самочувствия сотрудников ОМОН Московского УВДТ равнялась в экспериментальной группе 6,4 балла, в контрольной группе - 6,1 балла, а у сотрудников СОБР ГУВД г. Москва - 6,8 и 6,9 баллов соответственно. Усредненная оценка активности сотрудников ОМОН Московского УВДТ в экспериментальной группе равнялась 6,0, в контрольной - 5,8 баллов, а в СОБР ГУВД г. Москва - 5,8 и 5,7 баллов соответственно. Настроение сотрудников ОМОН и СОБР было также выше средней величины (5 баллов) и составляло в ОМОН
Московского УВДТ в экспериментальной группе 6,3, в контрольной - 6,0 баллов, а в СОБР ГУВД г. Москва — 5,8 и 6,1 баллов соответственно.
После непосредственной подготовки в экспериментальных и контрольных группах были получены различные результаты. Если в экспериментальных группах ОМОН и СОБР, по оценкам сотрудников спецподразделений, их самочувствие, активность и настроение улучшились, в контрольных группах изменения были неоднозначными.
Так, после подготовки в экспериментальных группах средняя оценка самочувствия сотрудников ОМОН Московского УВДТ возросла на 0,2 балла и составила 6,6, а в СОБР ГУВД г. Москва возросла на 0,1 и составила 6,9 баллов. В контрольных группах ОМОН усредненная величина самочувствия сотрудников ухудшилась на 0,4 балла и составила 5,7, а в СОБР - на 0,5 балла и составила 6,4 баллов.
Активность сотрудников экспериментальных групп ОМОН Московского УВДТ возросла на 0,5 и составила 6,3 балла, а в СОБР ГУВД г. Москва — на 0,7 и составила 6,5 балла.
В контрольной группе ОМОН усредненная величина активности сотрудников улучшилась на 0,1 и составила 5,9 баллов, а в СОБР осталась без изменения - 5,7 балла.
Усредненный показатель настроения сотрудников в экспериментальных группах ОМОН Московского УВДТ возрос на 0,5 и составил 6,8 баллов, а в СОБР ГУВД г. Москвы — на 0,6 и составил 6,6 баллов.
В контрольной группе наблюдалась усредненная субъективная оценка ухудшения настроения сотрудников ОМОН на 0,4, а СОБР — на 0,3 балла. Она составила 5,6 и 5,8 баллов соответственно.
В результате непосредственной психологической подготовки в экспериментальных и контрольных группах как ОМОН, так и СОБР улучшилось внимание сотрудников, но в различных пропорциях. В экспериментальной группе ОМОН Московского УВДТ внимание по группе улучшилось на 9,7% (с 11,3 до 12,4 баллов), а в СОБР — на 14,3% (с 11,2 до 12,8 баллов).
В контрольных группах ОМОН Московского УВДТ внимание в результате подготовки улучшилось только на 2,5% (с 11,8 до 12,1 балла), а в СОБР - на 2,7% (с 10,9 до 11,2 баллов).
В экстремальных условиях в результате непосредственной подготовки сотрудников специальных подразделений их внимание удавалось улучшить в меньшей степени.
По активациометру ATS -5 у сотрудников как экспериментальных, так и контрольных групп ОМОН и СОБР в ходе непосредственной психологической подготовки в среднем по группам было выявлено сильное эмоциональное возбуждение, причем в контрольных группах возбуждение было больше, чем в экспериментальных группах.
В экспериментальной группе ОМОН Московского УВДТ оно поднялось с 53,8 балла до 94,7 баллов, а в контрольной группе — с 54,4 до 97,9 баллов. В экспериментальной группе СОБР ГУВД г. Москва -с 48,1 до 74,1 балла, а в контрольной группе - с 48,7 до 78,9 баллов. После завершения подготовки пока-
затели функциональных состояний сотрудников как в контрольных, так и в экспериментальных группах достигли предстартовых величин.
В ходе непосредственной подготовки изменился усредненный показатель эмоциональной устойчивости сотрудников специальных подразделений в экспериментальной группе ОМОН Московского УВДТ с 4,5 до 16,4%, а в контрольной группе—с 4,3 до 28,3%. В СОБР ГУВД г. Москва этот показатель изменился с 3,9 до 9,11%, а в контрольной группе — с 4,0 до 25,7%. После завершения подготовки усредненные показатели эмоциональной устойчивости в экспериментальных группах ОМОН и СОБР немного улучшились. В ОМОН Московского УВДТ усредненые показатели стали равняться 4,0%, а в СОБР - 3,4%. В контрольных группах показатели достигли предстартовых величин.
Усредненные показатели ситуативной надежности сотрудников специальных подразделений в процессе непосредственной психологической подготовки ухудшились в ОМОН Московского УВДТ — с 4,4 до 16,5%, а в контрольной группе — с 4,8 до 21,3%.
В СОБР ГУВД г. Москва эти показатели ухудшились в экспериментальной группе — с 4,1 до 11,5%, а в контрольной — с 4,2 до 28,9%. После завершения подготовки усредненные показатели надежности сотрудников ОМОН улучшились по сравнению с предстартовыми величинами и достигли в ОМОН Московского УВДТ 3,6%, а в СОБР ГУВД г. Москва — 3,2%. В контрольной группе ОМОН ситуативная надежность стала хуже предстартовой величины - 5,0%, а в СОБР достигла предстартовой величины - 4,2%.
Таким образом, усредненные показатели эмоциональной устойчивости-неустойчивости и ситуативной надежности-ненадежности, измеренные по активаци-ометру АТ8-5, в экспериментальных группах специальных подразделений в ходе непосредственной психологической подготовки не превышали величин небольшой неустойчивости и небольшой ненадежности, хотя в контрольных группах ОМОН и СОБР неустойчивость и ненадежность сотрудников в ходе подготовки были заметными.
Некоторое ухудшение показателей устойчивости и надежности сотрудников специальных подразделений в процессе непосредственной подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях было вызвано созданием напряженных условий самой подготовкой, приближенных к реальным особенностям оперативно-боевой деятельности, особенно при проведении семисуточного длящегося комплексного учения-тренинга, что, тем не менее, позволило сотрудникам экспериментальных групп достаточно успешно справиться с поставленной учебной задачей.
После завершения подготовки эмоциональная устойчивость и надежность в экспериментальных группах ОМОН и СОБР, по сравнению с предстартовыми показателями, улучшилась, а в контрольных группах, в основном, осталась без изменения.
Глазомер у большинства сотрудников специальных подразделений, как в контрольных, так и в экспериментальных группах в процессе и после непосредственной психологической подготовки оставался достаточно хорошим. Усредненная погрешность при
испытании сотрудников на активациометре в ходе подготовки составляла в группах: ОМОН Московского УВДТ - 0,49 мм, в СОБР ГУВД г. Москва -0,47 мм. После завершения подготовки: в ОМОН -0,38 мм, СОБР ГУВД г. Москва - 0,37 мм.
Средний уровень личностной и реактивной тревожности у большинства сотрудников специальных подразделений сохранялся как в процессе непосредственной подготовки, так и после ее завершения.
В качестве методических приемов, направленных на диагностику благоприятных интегрированных психических состояний, которые возникали у сотрудников в ходе непосредственной подготовки, нами были применены методики «семантического дифференциала», проективные методики «образных ассоциаций» (зарисовка и описание состояний) и «рисунок отряда», которые изучались и интерпретировались.
В тесте «семантического дифференциала» нас интересовали интегральные благоприятные для работы в экстремальных условиях индивидуальные и групповые психические состояния.
Для подкатегории индивидуальное благоприятное интегрированное психическое состояние перед непосредственной подготовкой в экспериментальных и контрольных группах ОМОН УВДТ г. Москва было характерно распределение «смысловых ассоциаций» следующим образом: 75,3%опрошенных назвали состояния «мобилизации», «готовности», «сосредоточенности» и «радости», как ведущих составляющих интегральных благоприятных психических состояний. Причем каждый четвертый (25,0%) определил эти составляющие как совершенно верные и только 9,1%—как, скорее, верные. После завершения подготовки распределение «смысловых ассоциаций» существенно не изменилось: 75,1% в контрольной и 75,9%в экспериментальной группах. Однако в экспериментальной группе количество сотрудников, определивших эти составляющие как совершенно верные, возросло до 35,2%, а сотрудников, определивших их как, скорее, верные, сократилось до 7,5%.
В подкатегории групповые интегрированные благоприятные психические состояния «смысловые ассоциации» сотрудниками ОМОН УВДТ г. Москвы распределены в ином порядке. До подготовки 65,4% опрошенных как экспериментальных, так и контрольных групп назвали состояние «дружественности» ведущей составляющей групповых интегральных, благоприятных психических состояний. Причем больше половины - 57,3% определили эту составляющую как совершенно верную, а остальные — как верную. По окончании подготовки состояние «дружественности» как ведущей составляющей групповых психических состояний определили 74,3% сотрудников экспериментальной и 66,5% — контрольной групп. В экспериментальной группе 65,1% посчитали это утверждение совершенно верным и только 5,4% — скорее, верным, в контрольной группе - 56,5% как совершенно верное и 7,1% — скорее, верным.
В СОБР ГУВД г. Москва до непосредственной подготовки 67,2% испытуемых в экспериментальной и контрольной группах назвали состояния «активизации», «заинтересованности», «боевого азарта» и «радости» как ведущих составляющих индивидуаль-
ных интегральных, благоприятных психических состояний. При этом 42,4% сотрудников определили эти составляющие как совершенно верные и только 6,1% — как, скорее, верные. После подготовки в экспериментальной группе указанные компоненты интегрированных благоприятных состояний выделили 74,3% сотрудников. В контрольной группе число сотрудников, выделивших указанные составляющие, не изменилось - 67,2%.
В экспериментальной группе после подготовки увеличилось число сотрудников, определивших эти составляющие как совершенно верные — 58,8%, и сократилось количество сотрудников, определивших составляющие как, скорее, верные - 3,2%. В контрольной группе распределение предстартовых данных среди сотрудников не изменилось.
В СОБР ГУВД г. Москва до проведения непосредственной подготовки 65,0% опрошенных сотрудников в экспериментальной и контрольной группе назвали состояние «дружественности», «симпатии», «счастья» в качестве ведущей составляющей групповых интегральных благоприятных психических состояний. Из них две трети сотрудников - 76,3% определили эти составляющие как совершенно верные, а остальные — как верные. После подготовки в экспериментальной группе увеличилось количество сотрудников, указавших в качестве ведущих приведенные составляющие до 79,1%, а в контрольной группе это число увеличилось незначительно — до 67,7%.
В экспериментальной группе увеличилась доля сотрудников, определивших эти составляющие как совершенно верные - 85,1%, в контрольной группе число таких сотрудников сократилось до 75,9%.
Для всесторонней диагностики индивидуальных и групповых благопрятных интегрированных психических состояний в специальных подразделениях ОМОН и СОБР было предусмотрено использование проективных методик до и после окончания непосредственной подготовки.
Анализ методики «образные ассоциации» (зарисовка и описание состояний) осуществлялся по аналогии с тестами «дом, дерево, человек» и «свободный рисунок» (1, 165-166).
При сравнении рисунков, полученных до непосредственной профессиональной подготовки и после подготовки, было установлено, что в экспериментальной группе ОМОН Московского УВДТ было сделано больше на 15% групповых рисунков с прорисовкой деталей лица и конечностей тела, на 12% — рисунков юмористического содержания и на 7% — с прорисовкой сложных деталей (дополнительные руки, ноги, крылья, лапы, колеса, иглы, оружие и т.д.). Это говорило о повышении после подготовки значимости для сотрудников групповой деятельности и увеличении их потенциальной энергии.
В экспериментальной группе СОБР ГУВД г. Москва после подготовки сотрудниками было сделано на 19% больше групповых и парных рисунков, с четкой прорисовкой всех деталей лица и иногда изображенными репликами оптимистического или сатирического характера (например: «все будет хорошо» или «поддай пару»), на 15% — рисунков юмористическо-
го характера, на 10% — с прорисовкой сложных деталей, символов, знаков, девизов отряда, личных талисманов, что свидетельствовало о повышении значимости совместной деятельности, самоорганизованности, самоконтроле и самокритичности сотрудников специальных подразделений, об их позитивном настрое на предстоящую деятельность.
В контрольных группах ОМОН и СОБР существенных изменений в рисунках сотрудников до и после подготовки не произошло.
«Рисунок отряда» представлял собой проективную методику, нацеленную на изучение особенностей внутриотрядных отношений в специальных подразделениях. Задачи: на основе выполненных изображений оценить особенности восприятия и переживаний взаимоотношений в ОМОН и СОБР до и после непосредственной профессиональной подготовки сотрудников специальных подразделений.
После зарисовок испытуемые обозначали вербальным путем, кто где нарисован, чем занимался, где находился, кто самый удачливый.
Так, до подготовки 35% сотрудников ОМОН, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, рисовали себя со своим оружием и самостоятельно, независимо от других выполняющими профессиональную деятельность по специальности (минер, снайпер, пулеметчик и т.д.). На том же рисунке остальные сотрудники изображались занятыми своим делом. 35% сотрудников ОМОН изображали себя среди отряда (12% — в центре отряда), в танце или в другой деятельности непрофессионального характера, 30% — в совместной профессиональной деятельности, при которой тестируемый изображал себя оказывающим помощь (27%) или таким, которому оказывалась помощь другими сотрудниками (3%) (работа в снайперской паре, марш-бросок, дежурство на КПП, бой, патрулирование, занятие физической или боевой подготовкой). При этом себя считали самыми удачливыми 6%, а одним из удачливых— 11% сотрудников.
Таким образом, до непосредственной профессиональной подготовки 65% сотрудников ОМОН тяготели к совместной работе в подразделении, но только 30% отождествляли себя с отрядом.
После подготовки в экспериментальной группе ОМОН число сотрудников, изображающих себя автономно выполняющими профессиональные задачи, сократилось до 24%, одновременно увеличилось до 36% число сотрудников, которые изображали себя в совместной профессиональной деятельности и до 40% число сотрудников видели себя в совместной деятельности непрофессионального характера. При этом увеличилось до 8% количество сотрудников, которые считали себя самыми удачливыми и до 13%—одними из удачливых.
В контрольной группе ОМОН в результате подготовки с помощью теста «рисунок отряда» выявить существенных изменений не удалось.
В СОБР ГУВД г. Москва до подготовки 26% сотрудников как в экспериментальной, так и в контрольной группе рисовали себя самостоятельно выполняющими профессиональные обязанности по специальности (минер, снайпер, пулеметчик и т.д.), независимо от других сотрудников, 39% сотрудников изоб-
ражали себя среди отряда (17% — в центре отряда) в деятельности непрофессионального характера, 35% в совместной профессиональной деятельности, при которой тестируемые изображали себя либо оказывающими помощь — 31%, либо такими, которым оказывалась помощь другими сотрудниками — 4% (штурм дома, освобождение заложников, боевая и физическая подготовка). При этом себя считали самыми удачливыми 7%, а одним из удачливых 10% сотрудников.
Как следует из приведенных данных, до непосредственной профессиональной подготовки 74% сотрудников СОБР тяготели к совместной работе в подразделении, но только 35% отождествляли себя с отрядом. После подготовки в экспериментальной группе СОБР число сотрудников, отображающих себя независимо выполняющими профессиональные задачи, сократилось до 14%, одновременно увеличилось до 48% число сотрудников, которые изображали себя в совместной профессиональной деятельности, и до 38%—число сотрудников, видящих себя в совместной деятельности непрофессионального характера. При этом увеличилось до 11% количество сотрудников, которые считали себя самыми удачливыми и до 16%—одними из удачливых.
В контрольной группе СОБР по результатам подготовки произошли незначительные изменения. Так, количество сотрудников, изображавших себя самостоятельно выполняющими профессиональные задачи, сократилось до 24%, до 39% увеличилось количество сотрудников, которые представляли себя в совместной профессиональной деятельности, и до 37% — число тестируемых, изобразивших себя в совместной деятельности непрофессионального характера. При этом не увеличилось количество сотрудников, которые считали себя самыми удачливыми или одними из удачливых по сравнению с предстартовыми данными.
Результаты непосредственной экстремально-психологической и профессионально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР, оцененные по принятым в исследовании интегрированным и частным критериям и представленные в условных показателях экспертами (командирами, инструкторами, психологами) и самооценке сотрудников, приведены в таблицах № 5 и 6. Они свидетельствуют о том, что эффективность подготовки экспериментальных групп ОМОН и СОБР была выше, чем в контрольных группах.
В экспериментальных группах ОМОН увеличилось на 10%, а в СОБР— на 17% количество сотрудников, профессиональная успешность которых по результатам непосредственной подготовки оценена на «отлично» (сравнивались результаты сотрудников по итогам предварительной и непосредственной профессиональной подготовки). В контрольных группах количество сотрудников специальных подразделений с успеваемостью на «отлично» увеличилось только на 5%. Одновременно сократилось количество сотрудников с успеваемостью на «хорошо» в экспериментальной группе ОМОН на 10, а в СОБР — на 12%. В контрольной группе количество таких сотрудников сократилось на 10%. Как в экспериментальных, так и в контрольных группах ОМОН и СОБР не было сотрудников, профессиональная успешность которых была оценена «неудовлетворительно», а было также
немного сотрудников, успеваемость которых была «удовлетворительной» (от 2,5 до 5%). По результатам подготовки их количество сократилось только в экспериментальной группе СОБР на 2,5%.
Эксперты (инструкторы по тактической, огневой, физической подготовке, психологи) отмечали, что многие сотрудники в процессе комплексного учения проявляли большее старание, внимание и уверенность, чем на обычных, привычных им занятиях по профессиональной подготовке. Так, например, милиционер-боец ОМОН Г., по свидетельству экспертов, поражал мишени с первого выстрела, хотя в обычных условиях это ему удавалось со второго, третьего выстрела, он проявлял выносливость в учебной ситуации «выход из окружения» (нес по собственной инициативе на себе условного раненого, свое и его оружие). Сам Г. после тренинга сообщил, что на учениях он понял, что должен «показать», на что реально способен, так как от него зависел успех всего взвода.
По данным исследования, проведенного с помощью методики «смысловые ассоциации», было определено количество сотрудников до и после подготовки, оценивших пред ложенные определенные и неопределенные ситуации как безопасные или очень опасные. По итогам подготовки, в экспериментальной группе ОМОН количество таких сотрудников сократилось на 10, а в СОБР — на 4,5%. В контрольных группах ОМОН и СОБР, по результатам подготовки, количество таких сотрудников сократилось только на 2,5%. Число сотрудников экспериментальной группы ОМОН, оценивших определенные ситуации как умеренно опасные, а неопределенные — как безопасные или очень опасные увеличилось на 2,5, а в СОБР—сократилось на 6%. В контрольных группах, как ОМОН, так и СОБР, количество таких сотрудников увеличилось на 2,5%. После подготовки в экспериментальной группе ОМОН оценили определенные и неопределенные ситуации как умеренно опасные — на 7,5, а в СОБР — на 10,5% сотрудников больше. В контрольной группе как ОМОН, так и СОБР каких-либо изменений после подготовки по этой позиции не произошло.
По свидетельствам психологов, в процессе учений занятия по личной и групповой безопасности сотрудниками воспринимались лучше, чем в обычных условиях. Например, сотрудник СОБР И., уклоняющийся от занятий по психологической подготовке в обычных условиях под различными предлогами, слушал внимательно, задавал вопросы и в результате умело повел себя в учебной ситуации «проникновение условных террористов на охраняемую территорию», не допустил провокации с их стороны. После занятий он сообщил, что приемы личной безопасности он знал и всегда соблюдал. Однако напоминание об их основных принципах в учебной ситуации было полезным, так как обострило у него чувство ответственности не только за себя, но и за более молодого товарища, когда командир назначил его старшим поста.
По данным экспертов, в результате непосредственной профессиональной подготовки как в экспериментальной, так и в контрольной группе ОМОН и СОБР не изменилось количество сотрудников, которые в процессе
Результаты непосредственной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных
подразделений в экспериментальной группе, %
Покгзатель Тип адаптивности Профессиональная Оценка ситуации Благоприятные функциональные
подготовленности успешность состояния
сотрудников
Контингент М А Дем. Дез. О. X. Уд. Н. У Низ. Ср. Выс. Пол. "вкл." Пов. '"вкл." Пр.к сит. Отст. от сит.
ОМОН Московского 5,0 70,0 22,5 2,5 25,0 70,0 5,0 — 30,0 57,5 12,5 2,5 70,0 25,0 2,5
УВДТ до подготовки
ОМОН Московского УВДТ после 5,05 75,0 17,5 2,5 35,0 60,0 5,0 — 20,0 60,0 20,0 2,5 75,0 22,5 —
подготовки СОБР ГУВД
г. Москва
до подготовки СОБР ГУВД 8,3 83,4 8,3 — 28,0 67,0 5.0 — 15,0 70,0 15,0 5,0 72,5 22,5 —
г. Москва
после подготовки 8,3 91,7 — — 45,0 55,0 — — 10,5 64,0 25,5 5,0 75.0 20,0 —
Таблица 6
Результаты непосредственной профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных
подразделений в контрольной группе, %
Показатель Тип адаптивности Профессиональная Оценка ситуации Благоприятные функциональные
подготовленности успешность состояния
сотрудников
Контингент М А Дем. Дез. О. X. Уд. Н. У Низ. Ср. Выс. Пол. "вкл." Пов. "вкл." Пр.к сит. Отст. от сит.
ОМОН Московского 5,80 76,9 15,4 1,9 27,5 70,0 2,5 — 27,5 60,0 12,5 5,0 67,5 25,0 2,5
УВДТ до подготовки
ОМОН Московского 5,80 76,9 15.4 1,9 32,5 65,0 2,5 — 25,0 62,5 12,5 5,0 67,5 27,5 —
УВДТ после
подготовки СОБР ГУВД
г. Москва
до подготовки 7,5 85,0 7,5 — 30,0 70,0 — — 15,0 67,5 17.5 7,5 67,5 25,0 —
СОБР ГУВД
г. Москва
после подготовки 7,5 87,5 5,0 —■• 35,0 65,0 — — 12,5 70,0 17,5 7,5 67,5 25,0 —
Примечание: М. - количество сотрудников с типом профессиональной адаптации «мастер»; А. - количество сотрудников адаптивного типа; Дем. - демонстративного типа; Дез.— дезадаптивного типа.
О. - количество сотрудников, профессиональная успешность которых по результатам предварительной и непосредственной подготовки оценена на «отлично»; X. - на «хорошо»; У. - на «удовлетворительно»; Н.У. - на «не удовлетворительно».
Низ. - количество сотрудников, оценивших предложенные определенные и неопределенные ситуации как безопасные или очень опасные; Ср. - определенные ситуации как умеренно опасные, а неопределенные — как безопасные или очень опасные; Выс. - определенные и неопределенные ситуации как умеренно опасные.
Пол. «вкл.» — количество сотрудников, которые, по свидетельству экспертов, в процессе предварительной и непосредственной профессиональной продготовки находились в состоянии полной «включенности» в ситуацию; Пов. «вкл.» — повышенной «включенности» в ситуацию; Пр. к сит. — причастности к ситуации; Отст. от сит. -отстраненности от ситуации.
тренинга находились в состоянии полной «включенности» в ситуацию. Это объяснялось кратковременностью подготовки и недостатком опыта сотрудников в саморегуляции своих состояний. Однако в экспериментальной группе ОМОН увеличилось количество сотрудников на 5, а в СОБР — на 2,5%, у которых наблюдалась в процессе тренинга повышенная «включенность» в ситуацию. В контрольной группе сотрудников как ОМОН, так и СОБР каких-либо изменений в их состояниях не произошло. Одновременно снизилось в экспериментальных группах ОМОН и СОБР на 2,5% число сотрудников, отнесенных экспертами к категории находящихся в состоянии причастности к ситуации. В контрольной группе СОБР изменений по этой группе не произошло, а
в ОМОН произошло на 2,5% увеличение таких сотрудников. В экспериментальной и в контрольной группе ОМОН в результате подготовки в лучшую сторону изменилось состояние у сотрудников, признанных экспертами предрасположенными к «отстраненности» от ситуации. В СОБР таких сотрудников не было первоначально, не появились они и после занятий.
Например, на учениях экспертами была высоко оценена деятельность милиционера-бойца ОМОН М., который с порученной задачей справился на <аорошо», ни в чем не отставал от сослуживцев, успешно выполнил временные нормативы на полосе препятствий, заменил выбывшего из строя по условиям вводной пулеметчика и хорошо «отстрелялся». Как сообщил психолог, М. на
учениях был другим, азартным, «живым», внимательным и соучастным. В обычных условиях М. к службе относился как к вынужденной необходимости, старался уйти от командировок в Чеченскую Республику, длительное время болел. Сам М. свою перемену объяснил тем, что в условиях учений он находился в команде и не мог подвести ребят. В процессе учений у него появился «боевой азарт» и «открылось второе дыхание».
Существенным итогом непосредственной экстре-мально-психологической подготовки явилось то, что по ее результатам, в соответствии с данными экспертов, увеличилось количество сотрудников адаптивного типа в экспериментальной группе ОМОН — на 5, а в СОБР — на 8,3%. В контрольной группе ОМОН после подготовки увеличения сотрудников данного типа не произошло, а в СОБР их количество увеличилось только на 2,5%.
Одновременно произошло сокращение сотрудников демонстративного типа в ОМОН — на 5, а в СОБР — на 8,3%. В контрольной группе ОМОН после подготовки изменений не произошло, а в СОБР количество сотрудников демонстративного типа сократилось только на 2,5%.
Так, оперуполномоченный СОБР Н., который, по свидетельству психолога, не отличался инициативой и смекалкой, успешно справился с учебной задачей, поставленной ему командиром, по разведке территории и обнаружению сил неприятеля. При этом он проявил находчивость (удачный выбор и маскировка наблюдательной позиции), терпение и выдержку. На протяжении всего учения действовал профессионально, творчески подходил к делу, был уверен в своих силах, помогал товарищам преодолеть трудности. Как пояснил Н., на учениях он больше всего боялся подвести своих товарищей, а поэтому был собран и внимателен. После удачно выполненного поручения командира, объявления благодарности перед строем и одобрения друзей, у Н. появилось желание опередить остальных и подругам позициям в ходе учения. Частично это ему удалось.
По результатам подготовок, как в экспериментальных, так и в контрольных группах, не изменилось количество сотрудников дезадаптивного типа и с типом профессиональной адаптации «мастер». Если в первом случае это определялось направленностью подготовки на поддержание професиональной адаптации по типу «мастер», то во-втором — кратковременностью подготовки и более стойкими характерологическими особенностями сотрудников, задействованных в адаптационных механизмах по дезадаптивному типу.
Итогом непосредственной экстремально-психоло-гической подготовки в экспериментальных группах ОМОН и СОБР явилось существенное повышение профессиональной компетенции, личной безопасности и бесстрашия сотрудников специальных подразделений (в среднем от 2,5 до 17%). В контрольных группах изменений либо не было, либо они были незначительными (не более 5%).
ВЫВОДЫ. В результате исследования было установлено, что субъективная оценка сотрудников специальных подразделений в отношении их служебной и профессиональной подготовленности к действиям в экстремальных условиях завышена и не соответствует реаль-
ным требованиям, предъявляемым практикой к выполнению служебно-боевых задач в кризисных ситуациях.
В экстремальных условиях только сравнительно небольшая часть сотрудников специальных подразделений смогла быстро и адекватно адаптироваться к экстремальным условиям и не испытывать дискомфорт. Для улучшения сложившегося положения, увеличения количества сотрудников специальных подразделений, способных адекватно воспринимать экстремальную ситуацию, в экспериментальных группах ОМОН и СОБР была проведена непосредственная экстремально-психологическая подготовка, учитывающая специфику деятельности и особенности экстремальной ситуации.
Хотя в целом изменения свойств сотрудников специальных подразделений в результате непосредственной экстремально-психологической подготовки по экспериментальным программам в абсолютных цифрах были незначительными, в процентном выражении наблюдались характерные позитивные тенденции.
Более существенными были изменения, касающиеся состояний сотрудников специальных подразделений (улучшились функциональные состояния, настрой, уравновешенность, ситуативная надежность, лабильность, самочувствие, активность, настроение, выросло количество сотрудников, стремящихся к совместной деятельности), что объяснялось направленностью непосредственной экстремально-психологической подготовки.
Наглядными были результаты непосредственной экстремально-психологической подготовки сотрудников экспериментальных групп ОМОН и СОБР, оцененные по принятым интегрированным и частным критериям и представленные в условных показателях экспертами и самооценками сотрудников. Они выразились в существенном повышении профессиональной компетенции, личной безопасности и бесстрашия сотрудников специальных подразделений.
ЛИТЕРАТУРА
1 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЕМЫХ ВЫСОКИХ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ -ОДНА ИЗ ЗАДАЧ КАФЕДРЫ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ст. преподаватель В.Г. Рожковский
Омская академия МВД России Задачи по охране общественного порядка органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных пре-