Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД и работа с кадрами'

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД и работа с кадрами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2516
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД и работа с кадрами»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И РАБОТА С КАДРАМИ

Доктор психол. наук М. И. Марьин, канд. психол. наук Ю. Г. Касперович Департамент кадрового обеспечения МВД России,

г. Москва

Департаментом кадрового обеспечения МВД России продолжается активная деятельность по дальнейшему развитию психологической службы МВД России. Количество штатных должностей психологов только кадровых аппаратов за год увеличилось на 8% и составило около 3 тыс. На одного психолога приходится 364 человека. Наиболее эффективно работа по кадровому обеспечению психологической службы проводилась в МВД Республики Татарстан, ГУВД Краснодарского, Ставропольского, Красноярского, Алтайского краев, Челябинской, Кемеровской, Иркутской, Ростовской, Пермской, Новосибирской областей, г. Москвы, УВД Оренбургской, Камчатской, Смоленской, Тамбовской, Калининградской областей, Ханты-Мансийского авгономного округа. Кузбасского, Юго-Восточного, Средневолжского, Северо-Кавказского УВДТ.

Активно развивается служба в УВД Орловской, Ярославской, Сахалинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Проходят этап становления психологические службы МВД Чеченской Республики, ГУВД Волгоградской области.

В то же время вызывает обеспокоенность недостаточный уровень развития психологической службы в УВД Вологодской, Кировской, Пензенской, Ивановской областей, УВД Еврейской автономной области, МВД Республик Тыва, Бурятия, ГУВД Тюменской области. Более внимательного отношения требует работа психологов МВД Республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия и Мордовия.

Указанием от 21 марта 2005 г. № 21/8/1633 с целью повышения эффективности работы психологов министр внутренних дел Российской Федерации рекомендовал создавать в кадровых аппаратах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ самостоятельные подразделения психологического обеспечения, особенно таких, как ГУВД Москвы, Санкт-Петербурга и Московской, Ленинградской, Пермской, Ростовской областей, Ставропольского, Краснодарского краев и др.

В образовательных учреждениях сформировано ядро квалифицированных психологов, проводится качественная психологическая работа, охватывающая все аспекты деятельности образовательного учреждения. Численность психологов учебных заведений составляет более 180, за 2004 г. она увеличилась почти на 9%.

Значительное внимание развитию психологической службы уделяется в Московском и Санкт-Петербургском университетах, Краснодарской, Нижегородской, Омской академиях. Белгородском, Ростовском, Казанском Барнаульском, Уральском юридических институтах (ЮИ), Архангельской и Нижнетагильской специальных средних школах милиции, Санкт-Петербургском суворовском военном училище МВД РФ. Имеет поддержку деятельность психологов со стороны руководства Тюменского ЮИ, введены дополнительные должности в Дальневосточном, Челябинском ЮИ, Читинской ССИ1М.

В результате активной работы Департамента приказом МВД России от 7 апреля 2005 г. № 246 в штаты учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, УВДТ введены должности психологов. Теперь предстоит решение задач эффективной организации их работы и научно-методического обеспечения.

Важное значение для эффективной деятельности имеет уровень профессионализма психологов. За 2004 г. на базе Краснодарской, Омской академий. Уральского юридического института, ВИГ1К МВД России переподготовку по практической психологии и повышение квалификации прошли 377 специалистов. Продолжается базовая пятилетняя подготовка психологов в Московском, Санкт-Петербургском университетах, Краснодарской академии МВД России.

Повышению профессионального уровня психологов уделяется особое внимание в ГУВД Ставропольского и Краснодарского краев, Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Свердловской областей, УВД Приморского края, Камчатской, Омской, Читинской, Белгородской, Тульской областей, Чукотского автономного округа, в МВД Республик Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Марий Эл, Саха (Якутия).

В то же время, несмотря на существование проблем по замещению должностей психологов квалифицированными кадрами, на указанные курсы систематически не направляются сотрудники из МВД Кабардино-Балкарской Республики, УВД Смоленской и Владимирской областей.

Серьезные недостатки в уровне квалификации психологов остаются в МВД Республики Коми, УВД Ульяновской, Пензенской, Кировской, Ивановской, Калужской, Костромской, Новгородской. Рязанской областей, Северном, Северо-Западном, Юго-Восточном УВДТ На курсы повышения квалификации практически не направляются сотрудники из УВД Курганской области.

Менее чем на 50% выполняется разнарядка но комплектованию курсов УВД Астраханской, Амурской, Сахалинской областей. Организация повышения квалификации психологов требует совершенствования в МВД Республик Тыва, Хакасия, Сибирском УВДТ

В работе по восстановлению и поддержанию работоспособности, оптимизации психического состояния личного состава органов внутренних дел использовались 522 кабинета психологической регуляции и 42 реабилитационных центра.

До настоящего времени не созданы необходимые условия для деятельности психологов в МВД Республик Ингушетия, Алтай, Бурятия, УВД Читинской, Курганской облас-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006, Na1(25)

3

тсй. Только два психолога из 10 в МВД Республики Мордовия имеют рабочий кабинет, 7 из 27 - в МВД Удмурдской Республики, 13 из 48 - в ГУВД Самарской области, 4 из 14-в Республике Марий Эл.

В УВД Калужской, Ивановской, Курской и Псковской областей менее 30% психологов обеспечены рабочими кабинетами. В УВД Псковской области сочли возможным ликвидировать кабинет психологической регуляции. В УВД Смоленской, Курской, Тверской, Калужской областей из 10 психологов только один имеет возможность оказывать психологическую помощь в комнате психологической регуляции.

Сократилось число комнат психологической регуляции в ГУВД Свердловской области, МВД Республики Хакасия, в УВД Еврейской автономной области.

Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение психологов в учебных заведениях: только за 2004 г. выделены служебные кабинеты (увеличение на 9%); создано 10 комнат психологической подготовки и регуляции (36%); на 35% выросла оснащенность психологов аудио-, видеотехникой, на 11%- ПЭВМ. Благоприятные условия для работы психологов созданы в образовательных учреждениях: Московском университете, Краснодарской, Волгоградской, Омской академиях, Белгородском, Калининградском, Ростовском, Казанском, Дальневосточном юридическом, Восточпо-Сибир-ском институтах. Нижнетагильской, Новосибирской, Архангельской ССШМ, Сап кг- Петербургском суворовском военном училище.

Психологическая служба работает по двум направлениям. Первое направление - психологическое обеспечение работы с кадрами в органах внутренних дел и учебных заведениях, которое включает:

-профессиональный психологический отбор;

- профессиональную психологическую подготовку;

- психологическое сопровождение деятельности сотрудников, курсантов и слушателей в повседневных и экстремальных условиях;

- социалыю-психологическую работу в служебных и учебных коллективах.

Второе направление - психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности:

- проведение контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона;

- операции по освобождению заложников в условиях совершения террористических актов;

-участие в расследовании и раскрытии отдельных видов тяжких преступлений.

Профессиональный психологический отбор. В течение года на службу в органы внутренних дел приняты 99 561 сотрудник, психологи кадровых аппаратов обследовали 110 тыс. кандидатов. По этим показателям достигнуты положительные результаты: на 30% уменьшилось число кандидатов, принятых на службу без заключения психолога, на 26% - число принятых из тех, кто не рекомендован.

Между тем в нарушение требований МВД России за прошедший год без психологического обследования комплектующими подразделениями на службу приняты 17 тыс. сотрудников, т. с. 17% от их числа.

Более 16 тыс. кандидатов на службу получили отрицательное заключение психологов (АППГ - 15 тыс.), из которых в нарушение требований нормативных документов МВД России за год приняты 1637 чел. (10%), что составляет 1,5% от числа поступивших на службу сотрудников.

В МВД Республик Ингушетия, Марий Эл, Чеченской, УВД Еврейской авгономной, Сахалинской, Ульяновской областей, Средневолжском, Азово-Черноморском УВДТ более половины принимаемых кандидатов психодиагностического обследования не прошли.

В МВД Республики Саха (Якутия), ГУВД Новосибирской, Иркутской областей на службу без обследования также принято значительное число сотрудников. В ГУВД Самарс-

кой области каждый третий принят па службу без заключения психолога кадрового аппарат.

Допускаются случаи принятия на службу кандидатов, не рекомендованных психологами. Более 10% из их числа, в нарушение Указания МВД России, были зачислены на должности в органы внутренних дел. 11аибольшее количество кандидатов из числа не рекомендованных было принято в УВД Астраханской области. В ГУВД Свердловской облает и из кандидатов, не рекомендованных психологами, приняты на службу 47%, в УВД Хабаровского края - 39%, в МВД Республики Бурятия и УВД Сахалинской области, МВД Республики Марий Эл - 25% их. Среди принятых на службу значительное число таких сотрудников в Северо-Восточном УВДТ, ГУВД Воронежской, УВД Псковской областей. Требования по организации социально-психологического изучения кандидатов на службу не выполнены из-за стремления любым способом укомплектовать вакантные должности, вне зависимости от психологической пригодности. Между тем среди сотрудников, допустивших нарушения законности, совершивших преступления, а также уволенных но отрицательным мотивам, лиц, не рекомендованных психологами, в 2-3 раза больше, чем среди сотрудников других категорий пригодности.

Среди отчисленных за неуспеваемость курсантов, не рекомендованных психологами, было в 8 раз больше, чем рекомендованных в первую очередь. В 2004 г. среди курсантов, отчисленных за неуспеваемость, учащихся I группы психологической пригодности не было ни одного.

Сопровождение профессиональной деятельности сотрудников. По данному направлению действуют приказ МВД России от 30 апреля 2004 г. № 273 «Об утверждении Целевой комплексной программы психологического обеспечения сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона», распоряжение министра внутренних дел № 1/7820 «Об организации отбора, подготовки и осуществлении контроля за деятельностью сотрудников ВОГОиП МВД России», указание ДКО МВД России № 21/8/384 дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины личного состава ВОГОиП МВД России».

Этими и другими нормативными актами определены порядок отбора, комплектования, организации подготовки, формы и методы психологической работы с сотрудниками, со служебными коллективами, входящими в состав ВОГОиП МВД России. В соответствии с целевой комплексной программой психологи должны обследовать личный состав перед отправкой в командировку и по возвращении из нее.

Положительный опыт организации психодиагностическою обследования перед командировкой и после возвращения в места постоянной дислокации накоплен в ГУВД Ростовской, Московской, УВД Смоленской, Ярославской, Рязанской, Владимирской областей. В этих подразделениях практически весь личный состав перед отправкой в командировку и после возвращения проходит психодиагностическое обследование. Психодиагностические мероприятия с сотрудниками перед командировкой на хорошем уровне осуществлялись в МВД Республики Карелия (психодиагностику прошли 99% сотрудников), в УВД Новгородской области (90%).

При комплектовании подразделений результаты психологического обследования в обязательном порядке учитывались в ГУВД Кемеровской области, УВД Оренбургской области, Ханты-Мансийского автономного округа.

В то же время эти требования не в полной мере выполнялись в Азово-Черноморском УВДТ, МВД Республик Калмыкия, Адыгея, Удмургской. Вопросам организации и проведения психодиагностических мероприятий перед командировкой не уделяется должного внимания в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВД Белгородской, Калужской областей (количество обследованных перед командировкой в этих субъектах около 50% сотрудников). В ГУВД Иркутской, УВД Курганской областей обследуются менее 50% командируемого личного состава, в МВД Республики Хакасия - только 24%.

При изучении одного из командируемых подразделений УВД Костромской области численностью 76 человек было установлено, что 26 сотрудников не были рекомендованы, но направлены в командировку.

После окончания служебных командировок менее половины личного состава проходят обследование в МВД Республики Марий Эл, УВД Коми-Пермяцкого автономного округа, ГУВД Нижегородской, УВД Пензенской областей. После окончания служебных командировок менее 50% личного состава проходят обследование в МВД Республик Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), УВД Ханты-Мансийского автономного округа и Амурской области.

При выборочной проверке УВД Астраханской области установлено, что среди выезжавших в служебную командировку двое привлекались к дисциплинарной ответственности и на момент отправки имели действующие взыскания; два сотрудника, в отношении которых прокуратурой были возбуждены уголовные дела и избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, убыли в командировку; два водителя были не рекомендованы, но отправлены в командировку, что опасно для транспортируемого ими личного состава.

При проверке УВД Липецкой области было установлено, что среди выезжавших в служебную командировку в 2004 г. двое привлекались к дисциплинарной ответственности за недобросовестное исполнение служебных обязанностей и на момент отправки имели действующие взыскания. Здесь при отборе сотрудников мало обращают внимания на риск возникновения ЧП среди лиц с черепно-мозговыми травмами (контузиями). Так, сотрудник УВД Липецкой области был направлен в командировку на 6 месяцев без учета того факта, что был тяжело контужен и получил черепно-мозговую травму во время предыдущей командировки. Сотрудник через сутки после прибытия в и.п. Ханкала совершил самоубийство, находясь в тяжелом депрессивном состоянии, связанном с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей. Первоначальная, а также последующие проверки случившегося, проведенные УВД Липецкой области, были поверхностными. Полаг ающиеся социальные выплаты не проводились в течение 10 месяцев. Только после активного вмешательства Департамента кадрового обеспечения все вопросы были разрешены.

Другой пример. Сотрудник ГУВД Воронежской области застрелился по пути следования в командировку. В предыдущих командировках он получил две черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга, находился на диспансерном учете у невролога поликлиники, однако ЦГ1Д ГУВД Воронежской области сотрудник был «рекомендован» к следующей командировке в Северо-Кавказский регион. Это стало возможным из-за низкого уровня организации предварительного этапа отбора непосредственно в подразделениях. Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания и не прошедшие обследование, включаются в приказ на командирование и направляются в учебный центр, а не рекомендованные к выезду не замещаются резервистами.

Отсутствие внимания к отбору и комплектованию подразделений во многом способствует повышению уровня нарушений сотрудниками служебной дисциплины и законности, росту случаев досрочного возвращения из пунктов временной дислокации по отрицательным мотивам. Так, за 2004 г. к постоянному месту службы откомандировано 492 сотрудника, в том числе 160 - за нарушение служебной дисциплины.

Наибольшее количество сотрудников из состава ВОГОиП по отрицательным мотивам откомандировано из ГУВД Свердловской, Нижегородской областей, Москвы, УВД Хабаровского края, Ивановской, Костромской областей, МВД Республики Коми.

По психологическим причинам к местам постоянной дислокации откомандировано 28 сотрудников: ГУВД Саратовской области -4; МВД Республики Марий Эл -2 сотрудника. За этот же период на территории Северо-Кавказского регио-

на преступления совершили сотрудники ГУ ВД Московской области, УВД Курской, Рязанской областей, МВД Республик Кабардино-Балкарской и Марий Эл, Северо-Кавказского УВДТ.

Продолжают свою деятельность группы психологов, входящие в состав ВОГОиП и Мобильного отряда во Владикавказе. Эти психологи обеспечивают проведение спецмероприятий, осуществляют диагностику и коррекцию работоспособности сотрудников, мониторинг социально-психологических процессов, разрабатывают рекомендации по повышению боеготовности подразделений. В группировке работают пункты психологической помощи, на их базе ежедневно проводятся реабилитационные мероприятия, консультации, сеансы психологической поддержки. В течение 2004 г. психологами восстановлена работоспособность более 2 тыс. сотрудников.

Социально-психологический климат изучен в более чем 100 подразделениях, внесено около 200 предложений по улучшению условий службы, предупреждению конфликтов, нормализации психологического климата в коллективах. Особенно важно то, что информация о результатах деятельности еженедельно докладывалась руководству Министерства, на основании чего в регионы направлены указания для принятия мер по устранению недостатков.

Негативные последствия выполнения задач в экстремальных условиях остаются. Многие сотрудники не могут самостоятельно справиться с последствиями боевого стресса. Установлено, что у 11% сотрудников появляются симптомы посттравматических стрессовых расстройств, достаточно часто возникают аутоагрессивные формы поведения. Среди сотрудников, выезжавших в командировку по три и более раза, по сравнению с теми, кто выезжал один раз, аутоагрес-сивных реакций больше в 2,5 раза. Это говорит о неспособности многих сотрудников самостоятельно справиться с последствиями боевого стресса, а также недостаточности мер, принимаемых в целях оказания психологической помощи таким сотрудникам.

В 2004 г. произошло 212 самоубийств (2,1 на 10 тыс.). Число суицидов выросло в МВД Республик Карелия, Коми, ГУВД Воронежской области, УВД Архангельской, Вологодской, Курской, Мурманской, Новгородской, Ярославской, Владимирской, областей, Московском УВД на железнодорожном транспорте. В связи с таким видом ЧП наихудшая обстановка складывалась в УВД Астраханской и Пензенской областей, МВД Республик Бурятия, Саха (Якутия), Мордовия, УВД Чукотского автономного округа. Произошел рост их числа в ГУВД Свердловской и Саратовской областей, УВД Ульяновской и Курганской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, в Среднеуральском УВДТ, Дальневосточном, Восточно-Сибирском институтах. Установлено, что 24% суицидентов принимали участие в проведении контртеррористических операций, в 2003 г. их было 20%. Все сотрудники МВД Республики Башкортостан, совершившие самоубийство, были участниками боевых действий, ГУВД Воронежской и УВД Владимирской областей - 75%, МВД Республик Карелия и Коми - 66%, в УВД Оренбургской области эта категория составила половину лиц, подвергавших себя суициду.

Значительный риск представляют сотрудники с различного рода депрессивными состояниями при отсутствии полноценной реабилитации.

Милиционер-боец ОМОН УВД Еврейской автономной области, находясь в командировке в Чеченской Республике, после окончания боевого дежурства покончил жизнь самоубийством, выстрелив из табельного оружия. Накануне самоубийства он был замкнут, находился в депрессивном состоянии, ни с кем не хотел разговаривать, выглядел подавленным. В результате служебного расследования выяснилось, что в командировку в Чеченскую Республику сотрудник выехал в пятый раз, при этом реабилитационные мероприятия с ним не проводились. Суициду способствовали отсутствие должного контроля за моральным и физическим состо-

я ни ем подчиненных со стороны руководителей. В ходе дополнительного изучения документов установлено, что этот сотрудник решением ВВК по состоянию здоровья был признан непригодным для службы в ОМОН на должности милиционера-бойца, но продолжал проходить службу в этой должности. Кроме того, во время командировки он злоупотреблял спиртными напитками, но своевременного правового решения по его откомандированию руководители не приняли. В дополнение ко всему сотрудник был направлен в командировку, имея не снятый строгий выговор.

Подобные примеры суицидального поведения прежде всего стали возможными из-за низкого уровня организации психологических мероприятий с сотрудниками, принимавшими участие в проведении контртеррористической операции. Обращают на себя внимание типичные конфликты, приводящие к таким ситуациям: конфликты в семье - 50%; в служебном коллективе - 20; правовые - 15; остальные случаи (около 15%) - переживания но поводу заболевания, материальных затруднений, бытовых проблем. В большинстве своем эти мотивы встречаются в виде сочетаний различных сфер конфликтов: семья (конфликт) - алкоголь; семья - заболевание; семья - служба (конфликт); или их сочетания. Во всех сочетаниях на первый план выступает семья. Отсюда налицо необходимость организации работы с семьями сотрудников.

Например, сотрудник ГУВД Саратовской области покончил жизнь самоубийством после длительного семейного конфликта. В ходе проверки было установлено, что в 2001 г. после служебной командировки по результатам психодиагностического обследования он был отнесен к группе риска, по в группу психологического наблюдения включен не был, реабилитационная работа с ним не проводилась. Результаты психодиагностического обследования в 2004 г. подтвердили необходимость проведения с сотрудником психокоррекционных профилактических мероприятий, которые опять не были осуществлены. Служебная проверка вскрыла недостатки в организации служебной деятельности и работы с личным составом, виновные за это лица были наказаны в дисциплинарном порядке.

Психологическая реабилитация. Задачи психолога подразделения органов внутренних дел в первый и второй день после прибытия сотрудников из командировки:

- собрать полную информацию об особенностях поведения в период пребывания личного состава в служебной командировке, а также о перенесенных им экстремальных событиях;

- разработать совместно с руководством подразделения и довести до сотрудников план реабилитационных мероприятий, который должен совмещать выполнение служебных задач, возлагаемых на сотрудников в ближайшие месяцы работы, и мероприятия по медико-психологической реабилитации;

- провести групповую и индивидуальную беседу, рассматривая в виде конкретного экстремального события командировку в целом.

По завершении краткосрочного отпуска для оздоровительного отдыха па основании п. 51 Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел сотрудники проходят профилактическое обследование.

Профилактические обследования проводят специалисты центров психодиагностики и психологи органов внутренних дел. По результатам обследования сотрудники подразделяются на группы в зависимости от степени нарушений психической деятельности:

первая группа - сотрудники без существенных отклонений психического состояния, сохранившие способность полноценной социальной адаптации и трудоспособность;

вторая группа - сотрудники, имеющие функциональные отклонения, сниженный уровень работоспособности и ресурсов, испытывающие затруднения в повседневной жизни, нуждающиеся в проведении реабилитационных восстановительных мероприятий;

третья группа - сотрудники, имеющие выраженные проявления посттравматической стрессовой симптоматики, нарушения социальной и профессиональной адаптации, значительные проблемы в личной жизни, требующие постоянного наблюдения.

В соответствии с результатами обследования психологи по каждому сотруднику должны предоставлять руководителям рекомендации по организации оптимального режима труда и отдыха, ношению и хранению табельного оружия, формам индивидуально-психологической работы.

Медико-психологическая реабилитация имеет несколько этапов.

Начальный этап. Реабилитационные мероприятия с каждым согрудником необходимо проводить сразу по завершении краткосрочного отпуска для оздоровительного отдыха (Положение о прохождении службы) по месту работы. На этом этапе каждый сотрудник проходит собеседование, психологический дебрифинг, посещает кабинет психологической регуляции.

Второй этап - углубленная медико-психологическая реабилитация, на которую сотрудники направляются распоряжением руководства МВД, ГУВД, УВД субъекта федерации, УВДТ. Для проведения углубленной реабилитации сотруднику предоставляется краткосрочный реабилитационный отпуск не менее 10 дней.

Этап профилактики отсроченных последствий предусматривает ежегодный медико-психологический контроль за состоянием здоровья и работоспособности личного состава, отнесенного ко второй и третьей группам, и своевременное оказание необходимой психологической помощи.

Для проведения психологической реабилитации в подразделениях органов внутренних дел используется 522 кабинета психологической регуляции (АПГ1Г -449), 42 реабилитационных центра (АППГ - 35) и 1400 отдельных кабинетов психологов (АГ1ПГ - 1293).

В рамках реабилитационных мероприятий обследовано около 300 тыс. сотрудников, выявлено более 15 тыс. сотрудников с ухудшением профессиональной работоспособности, проведено около 133 тыс. консультаций по психологическим проблемам и более 53 тыс. сеансов психологической коррекции. Психологическая реабилитация проведена с 75 тыс. сотрудников, из них 20 тыс. - возвратившиеся из служебных командировок в Чеченскую Республику, что составляет 66% от их общего числа.

Кроме того, психологическую реабилитацию прошли свыше 7 тыс. сотрудников, выполнявших оперативно-служеб-иые задачи в экстремальных ситуациях по месту постоянной службы; более 27 тыс. сотрудников, относящихся к группе психологического наблюдения, 5,5 тыс. - членов семей сотрудников. Около 9 тыс. сотрудников прошли восстановительный курс на базе стационарных реабилитационных центров.

Положительно следует оценить организацию реабилитационной работы в ГУВД Москвы, УВД Брянской области, где практически всем категориям сотрудников оказывается необходимая психологическая помощь различных видов. Вопросы психологической реабилитации успешно решаются в ГУВД Кемеровской области. Красноярского края, УВД Омской, Курганской областей, Северо-Восточном и Кузбасском УВДТ."

В ряде субъектов федерации восстановительные мероприятия с сотрудниками проводятся на базе реабилитационных центров. Наиболее благоприятная обстановка сложилась в УВД Вологодской области. В УВД Новгородской и Калининградской областей реабилитационные центры отсутствуют, однако восстановительные мероприятия осуществляются на базе других ведомств.

11а низком уоовне организована реабилитационная работа в Северо-Кавказском УВДТ, УВД Астраханской, Кировской, Пензенской областей, ГУВД Волгоградской области, МВД Удмуртской Республики. В УВД Астраханской области толь-

ко 17% сотрудников смогли воспользоваться путевками в санатории и дома отдыха, при этом обеспечение путевками в дома отдыха составило 13% от общего количества путевок, выделенных на УВД области, а в санатории - только 8%. В УВД Липецкой, Ярославской, Курской областей количество сотрудников, прошедших психологическую реабилитацию, было всего 20% от их общего числа. В УВД Тверской области, МВД Республики Коми эта цифра еще меньше, поскольку свои прямые обязанности психологи кадровых аппаратов делегировали специалистам других служб. Такое же положение в УВД Ивановской области.

Важность психологических мероприятий доказана многолетней практикой. Опыт работы свидетельствует, что чем больше сотрудников прошли реабилитацию, тем ниже показатели увольнений из органов внутренних дел, нарушений законности и дисциплины, конфликтов в семье и разводов.

Какие результаты достигнуты в психологической работе с кадрами? Статистические данные за 5 лет свидетельствуют о том, что системная, комплексная организация деятельности психологов оказывает положительное влияние на основные результаты работы с персоналом:

- число самоубийств среди сотрудников уменьшилось на 35%;

- количество тяжких преступлений, совершенных ими (изнасилования, убийства, причинения тяжкого телесного вреда), - на 30%;

- число лиц, уволенных по отрицательным мотивам, сократилось в 4 раза;

- количество злоупотреблений сотрудниками спиртных напитков, лиц, уволенных на первом году службы и привлеченных к ответственности за уголовные преступления, также уменьшилось.

События 2004 г. потребовали приложения максимальных усилий психологической службы по ликвидации последствий террористических актов. В каждом случае сотрудники службы активно участвовали в работе по оказанию помощи родственникам пострадавших и сопровождению деятельности лиц, принимавших участие в ликвидации последствий трагических событий. Эта модель активно использовалась после захвата заложников в Театральном центре «НОРД-ОСТ» в Москве, взрывах в столичном метрополитене; нападения вооруженных бандформирований на Республику Ингушетия; совершения террористических актов, связанных с захватом пассажирских авиалайнеров, вылетевших 24 августа 2004 г. из аэропорта «Домодедова», и гибелью их пассажиров на территории Ростовской и Тульской областей.

Особое место в ряду трагических событий, безусловно, занимает террористический захват средней школы № 1 г. Бес-лан Республики Северная Осетия, имеющий наиболее тяжкие последствия.

Отработанных схем и алгоритмов деятельности психологов в таких экстремальных условиях в Российской Федерации и в мировой практике нет, и быть не может. В соответствии с требованиями оперативной обстановки решались задачи:

- помощь личному составу в поддержании работоспособности и нормального психического состояния;

-ликвидация психологических последствий террористического акта, оказание психологической помощи заложникам, их родственникам;

-работа в местах массового скопления людей, на митингах;

- предотвращение межэтнических конфликтов.

1 сентября, после получения информации о захвате заложников группа психологического обеспечения в составе 9 психологов из МВД Республики Северная Осетия прибыла в Беслан. В первую очередь была организована круглосуточная работа в местах массового скопления людей, осуществлен сбор информации о настроениях граждан, сотрудников органов внутренних дел, находящихся на постах. В инициативном порядке проводилась координация действий психологов различных ведомств и органов исполнительной власти по организации помощи родственникам заложников.

Департаментом кадрового обеспечения МВД России дополнительно были привлечены со 2 сентября психологи ГУВД Краснодарского края (5 человек), Ставропольского края (8 сотрудников) и ГУВД Ростовской области (7 сотрудников), а также все психологи МВД Республики Северная Осетия-Алания (20 человек), которые были разделены на группы и направлены для работы с сотрудниками и пострадавшими, толпой, сосредоточенной в районе дома культуры.

3 сентября общее число психологов составило 43 человека. В это время основная работа была направлена на сдерживание психоэмоционального взрыва, профилактику негативных явлений среди населения, оказание помощи в определении круга лиц, провоцирующих массовые беспорядки.

В этот день, в самый сложный момент, т. е. в момент активных боевых действий, психологи приняли непосредственное, активное участие в доставке детей и пострадавших до автомобилей, направлении раненых в больницы. Предпринимались необходимые меры в отношении сотрудников, взрослого населения, детей и школьников, пострадавших от террористического акта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В это же время психологи работали с гражданами, собирающимися на стихийные митинги, здесь деятельность была направлена на погашение эмоциональных всплесков, нормализацию ситуации путем использования психологического метода включенного наблюдения и воздействия.

Одновременно с этим с целью поддержания работоспособности и предупреждения возможных межэтнических вооруженных конфликтов проводились комплексные мероприятия с сотрудниками 13 районных и поселковых отделов, отделений и постов милиции, в первую очередь, с теми, кто осуществлял охрану границы с Республикой Ингушетия (1500 сотрудников). Проводились специальные групповые тренинги по снижению напряженности, сплочению служебных коллективов, изучалось и корректировалось отношение сотрудников к трагическим событиям.

Психологическая работа, начатая 1 сентября, со всеми категориями сотрудников и населением была продолжена через 40 дней после похорон погибших от террористического акта. В две республики были направлены две группы психологов из 25 специалистов. Были достигнуты позитивные результаты у большинства сотрудников милиции и населения. Всплеска эмоций и эскалации отношения к соседям как врагам не было, люди вели себя спокойно. Социально-психологическая обстановка в МВД Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия оставалась стабильной.

В соответствии с Планом основных организационных мероприятий МВД России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, а также с учетом изложенного предлагается:

1. Внедрять в практику психологического обследования при отборе кандидатов на службу и сопровождении профессиональной деятельности сотрудников новые подходы и технологии, обеспечивающие выявление мотивов службы в органах внутренних дел и исключающие поступление на службу лиц с корыстной мотивацией, склонных к нарушению законности и дисциплины.

2. Организовать психологическую работу с резервом кадров на выдвижение, назначать на руководящие должности сотрудников, прошедших социально-психологическое обследование и рекомендованных на выдвижение по комплексу морально-психологических качеств, оцениваемых с помощью информативных тестов.

3. Укреплять материально-техническую базу подразделений психологического обеспечения современными техническими и методическими средствами, в частности полиграфными устройствами, для проведения специальных психофизиологических исследований при психологическом отборе и формировании резерва кадров на выдвижение на вышестоящие должности.

4. В целях повышения уровня организации деятельности психологов в структуре управлений кадров МВД, ГУВД,

УВД субъектов федерации, УВДТ создавать самостоятельные отделы, отделения, группы психологического обеспечения органов и подразделений внутренних дел, подчиненных начальнику кадровых аппаратов.

Результаты от деятельности психологической службы станут более заметными, если существующая нормативная правовая база будет выполняться на местах основательно и с большей отдачей.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОПЕДАГОГИКА: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ

Канд. психол. наук, доцент Д. А. Медведев, доктор психол. наук, профессор В. А. Губин

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Одной из ведущих сфер современной психопедагогики, как актуального направления развития культурно-исторической теории и практики образования, является обеспечение личностно ориентированного обучения и воспитания в высшей школе. Парадигма личностно ориентированного обучения фиксирует две базовые цели образовательно-воспитательного процесса: подготовку в стенах вуза эффективного профессионала, способного творчески решать профессиональные проблемы разного уровня, и развитие личности студента, обеспечивающее гармонию его отношений с внешним миром и самим собой. Специфику реализации указанной парадигмы в вузовской практике обеспечивают факторы объективной (особенности реальной системы обучения и воспитания, уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, качество управления структурными подразделениями вуза и т. д.) и субъективной природы. Среди важнейших субъективных факторов развития личности традиционно выделяют особенности ее мотивационной сферы, характер направленности, компетентности и уровень развития деловых качеств. Очевидно, что общее количество таких факторов достаточно велико, а эффект их совокупного влияния на поведение и деятельность студента не всегда поддается учету. На наш взгляд, перспективным направлением анализа роли субъективных факторов в развитии личности студента вуза может быть обращение к концепции субъективной реальности, отражающей особенности структуры, функций и генезиса соответствующего интегрального психического образования (2; 5; 6; 12; 13). Целью данной статьи будет анализ роли субъективной реальности человека в обеспечении личностно ориентированного обучения в современной высшей школе.

Мы можем определить субъективную реальность в качестве глубинного семантического образования человеческой психики, воспроизводящего через систему вербальных значений структуру жизненного опыта субъекта и обусловливающего на этой основе характер развертывания его внутренней и внешней активности. Субъективная реальность, как результат взаимодействия человеческой психики и объективной реальности, состоит из четырех структурных компонентов (динамического, структурно-содержательного, аксиологического и смыслообразующего блоков), связанных общей психосемантической структурой (системой субъективных текстов-значений), и закономерно проходит в онтогенезе ряд этапов

(образ мира, картина мира, мировоззрение, субъективное мироздание).

В структурном плане субъективная реальность включает четыре взаимосвязанных блока: 1) динамический блок (система образов потребностей человека); 2) структурно-содер-жательный блок (образ Я, образ Другого и обобщенный образ предметного мира); 3) аксиологический блок (система ценностных ориентаций личности); 4) смыслообразующий блок (система личностных смыслов). Каждый блок характеризуется собственной системой значений, создающих содержательные уровни данного образования человеческой психики: динамический -уровень значений образов восприятия, возникающих при непосредственном отражении субъектом объективной реальности и являющихся продуктом работы познавательных процессов ощущения и восприятия; структурно-содержательный -уровень значений образов-представлений как элементов собственно-образной или вербальной природы, несущих информацию о конкретных предметах и явлениях объективной реальности и составляющих основное содержание долговременной памяти; аксиологический - уровень значений ценностных образов как элементов вербальной и символической природы, социально детерминирующих поведение и деятельность человека; смыслообразующий - уровень значений смысловых образов, обладающих экзистенциальной природой и являющихся продуктом абстрактного мышления субъекта.

Субъективная реальность является изначально целостным семантическим образованием, реально или потенциально включающим все перечисленные блоки на всех стадиях онтогенеза. Развитые формы указанных блоков формируются постепенно - от генетически первичного динамического (этап развития образа мира) до смыслообразующего (этап развития субъективного мироздания) блока и на разных этапах онтогенеза приобретают доминирующее значение.

Основной содержательной единицей субъективной реальности, обеспечивающей взаимодействие ее уровней и блоков, является текст, традиционно рассматриваемый в психосемантике в качестве некоторой совокупности вербальных значений (8). Предметы и явления действительности представлены в субъективной реальности на сознательном и бессознательном уровне в виде системы значений образов различной природы - субъективная реальность является психосемантическим («означающим») образованием человеческой психики. Существование двух базовых уровней психического отражения (сознательного и бессознательного) придает субъективной реальности человека дополнительную глубину и обеспечивает возможность гибкого приспособления к окружающей социальной реальности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательных единиц субъективной реальности позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности, отраженный на любом уровне функционирования субъективной реальности, оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, определяя его поведение и деятельность, становясь для него самым важным объектом в мире.

Базовыми свойствами субъективной реальности являются уровень ее адекватности объективной реальности, степень соответствия физическому, психическому и социальному развитию человека, уровни гармоничности и когнитивной сложности, специфика эмоциональной окраски, общая направленность системы ценностных ориентаций и специфика смыслообразующего блока данного психического образования.

Субъективная реальность имеет собственную систему функций, определяющих ее самостоятельный статус как глубинного семантического образования психики. Общими функциями субъективной реальности являются синтез продуктов разных уровней психического отражения, осуществление коммуникации между разными уровнями психического отражения, определение субъективных приоритетов чело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.