Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ  СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная социализация / профессиональное становление / становление личности / профессиональное образова ние / профессиональное обучение / professional socialization / professional formation / personality formation / professional education / vocational training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Саенко, Т.Г. Затеева

В статье представлен анализ понятия «профессиональное становление», определена авторская интерпретация данного понятия, представляющее про цесс профессионального становления как часть процесса профессиональной социализации личности. Выявлены факторы (социальные, социально-психо логические, индивидуальные), оказывающие позитивное и негативное влияние на процесс профессионального становления студентов в вузе. Рассмотрены внутренний и внешний уровни процесса профессионального становления личности. Определена роль обучения в вузе как этапа профессионального ста новления. Сделан акцент на том, что процесс профессионального становления является организованным, управляемым и контролируемым. Выделен и охарактеризован ряд проблем, которые препятствуют профессиональному становлению студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Саенко, Т.Г. Затеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS AT A UNIVERSITY

The article presents an analysis of the concept of “professional formation”, defines the authors’ personal interpretation of this concept, which represents the process of professional formation as part of the process of professional socialization of a person. The factors (social, socio-psychological, individual) that have a positive and negative impact on the process of professional formation of students at the university are identified. The internal and external levels of the process of professional formation of the individual are considered. The role of education in a university as a stage of professional development is determined. The emphasis is placed on the fact that the process of professional development is organized, managed and controlled. A number of problems are identified and characterized that impede the professional development of students in the learning process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

Во время боевого дежурства личный состав будет питаться за счет арктического сухого пайка.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены рекомендации по отбору военнослужащих для службы в Арктическом регионе и последующей работе командира взвода по подготовке личного состава, вооружения и военной техники, а также размещению личного состава в стационарном пункте временной дислокации и организации питания в данном лагере.

Командир подразделения обязан лично организовать подготовку личного состава, оружия и военной техники, а также получить на каждого военнослужащего комплект обмундирования. Провести строевые смотры по подготовке личного состава, провести контрольные осмотры оружия подразделения, вооружения и военной техники. Провести сезонное обслуживание военной техники.

Лагерь устанавливается за счет сил подразделения, на установку будет затрачено около шести часов. Лагерь устанавливается согласно приложению 13 Устава внутренней службы, на сокращенных расстояниях между линейками и палатками. Комната хранения оружия находится на территории лагеря согласно установленным правилам, отдельно обносится забором с колючей проволокой.

Питание личного состава организуется в столовой, многокаркасной палатке согласно нормам довольствия Крайнего Севера.

de-20см d«=80CM do=7CM

Т f

dc=2cM

Рис.2. Схема установочного столба с фиксатором

Рис. 1. Схема полевого лагеря Рис.З.Крупногабаритная палаткадля приема пищи

Библиографический список

1. Инструкция по автономному полевому лагерю закрытого жизнеобеспечения. Available at: http://piterenergomash.ru/images/APL-500/APL500_catalog_web.pdf//

2. Потяев П.Ю. Обучение военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических)приемам изготовкикстрельбепри передвижении на лыжах в условияхАрктики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 167.

3. Потяев П.Ю., Федак Е.И. Правовое обучение и воспитание военнослужащих, проходящих службу в Арктике. Военное право. 2020; № 3 (61): 131 -136.

4. Потяев П.Ю. Обучение военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических)приемам изготовкикстрельбе при передвижениина лыжах в условияхАрктики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 167 - 1б9.

5. Потяев П.Ю., Фомин И.А. Особенности методики обучения курсантов военныиирзовсеирдвижениюхалыжахвсвктирескрх увиежиях.ЛриблемыеовпемеееаюлеИа-гогического образования. 2019; Выпуск 65, Ч. 1: 212 - 214.

Reference

1. Instrukciya po avtonomnomupolevomu lageryu zakrytogo zhizneobespecheniya. Available at: http://piterenergomash.ru/images/APL-500/APL500_catalog_web.pdf//

2. Potyaev P. Yu. Obuchenie voennosluzhaschih motostrelkovyh podrazdelenij (arkticheskih)priemamizgotovkik strel'be pri pe^s^dveh^r^ii nalyzhahvusloviyah Arktiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 167.

3. Potyaev P.Yu., Fedak E.I. Pravovoe obuchenie i vospitanie voennosluzhaschih, prohoctyasphifi sluzh.u vArktike.goennoepraKh 2020;Nzgt6ir: 1m1 - 136.

4. Potyaev P.Yu. Obuchenie voennosluzhaschih motostrelkovyh podrazdelenij (arkticheseih) priemamizcetoi3k3rmrbeerikeredvizNenii na.yhhaCvucloviyahArOihi.mmnou/ö, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 167 - 169.

5. Potyaev P.Yu., Fomin I.A. Osobennosti metodiki obucheniya kursantov voesnpS vusov pereahyfieniyu ел \yzean , araiyhezyihuslowsnh. ProZkumy sovrkmunnngo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; Vypusk 65, Ch. 1: 212 - 214.

Coooeneeno3rhynehovoedaygoK20mp7.vg

УДК 378

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), senior lecturer, Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines,

North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Zateeva T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail: t-zateeva@yandex.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS AT A UNIVERSITY. The article presents an analysis of the concept of "professional formation", defines the authors' personal interpretation of this concept, which represents the process of professional formation as part of the process of professional socialization of a person. The factors (social, socio-psychological, individual) that have aposifive and negative impact on the process of professional formation of students at the university are identified. The internal and external levels of the process of professional formation of the individual are considered. The role of education in a university as a stage of professional development is determined. The emphasis is placed on the fact that the process of professional development is organized, managed and controlled. A number of problems are identified and characterizedthatimpede the professionaldevelopment of students in thelearning process.

Key words: professional socialization, professional formation, personality formation, professional education, vocational training.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф., АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: a-saenko@yandex.ru Т.Г. Затеева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: t-zateeva@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье представлен анализ понятия «профессиональное становление», определена авторская интерпретация данного понятия, представляющее процесс профессионального становления как часть процесса профессиональной социализации личности. Выявлены факторы (социальные, социально-психологические, индивидуальные), оказывающие позитивное и негативное влияние на процесс профессионального становления студентов в вузе. Рассмотрены внутренний и внешний уровни процесса профессионального становления личности. Определена роль обучения в вузе как этапа профессионального становления. Сделан акцент на том, что процесс профессионального становления является организованным, управляемым и контролируемым. Выделен и охарактеризован ряд проблем, которые препятствуют профессиональному становлению студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное становление, становление личности, профессиональное образование, профессиональное обучение.

Процесс профессионального становления является длительным и сложным, в ходе которого необходимо обеспечить оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми к данной профессии и условиями, которые созданы в образовательном учреждении профессиональной направленности. На процесс профессионального становления оказывают влияние множество факторов, что обеспечивает специфику и особенности этого процесса для каждого обучающегося.

Особенности профессионального становления личности рассматривались И.С. Алексеевой, Л.Ю. Боликовой, И.Р. Искаковой, В.П Ивановым, А.В. Кабановой, Е.В. Крутых, Ю.А. Шурыгиной и др. Множественность работ в данном направлении позволяет интегрировать различные определения при рассмотрении понятия «профессиональное становление» [1 - 13].

По мнению Т.В. Киселевой [4], профессиональное становление представляется как «уровень развития умений и навыков личности в выполнении какой-либо работы, а также получение общественного признания в процессе выполнения им профессиональной деятельности». Э.Ф. Зеер [3] рассматривает профессиональное становление как «процесс профессионального развития личности, освоение профессиональных видов деятельности, поиск и определение своего места в профессиональном сообществе, реализации своего потенциала в профессии и достижения профессиональных высот, а также процесс развития профессиональной компетентности и профессиональное саморазвитие личности». С точки зрения Б.П. Невзорова [5], профессиональное становление - это формирование личности в какой-то определенной профессиональной сфере, готовность к построению профессиональной карьеры с учетом своих способностей и возможностей, с опорой на содержание и требования специфики профессиональной деятельности.

Согласно определению Л.Ю. Боликовой и Ю.А. Шурыгиной [2], профессиональное становление личности - это многоступенчатый, прогрессивный процесс развития личности, который сопровождается формированием профессиональных знаний, умений и навыков, развитием качеств личности, свойственных представителям определенной профессии. В.Д. Симоненко [10] представляет профессиональное становление как «процесс позитивного изменения личности в системе социально-профессиональной деятельности, начиная с периода обучения и включая период непосредственной профессиональной деятельности на производстве (фирме, учреждении и т.п.).

Таким образом, анализ определений понятия «профессиональное становление» позволяет заключить, что профессиональное становление - это динамичный, поэтапный, управляемый процесс, включенный в систему профессиональной социализации личности. В процессе профессионального становления личности происходит формирование профессиональных компетенций, позитивного отношения к профессиональной деятельности, освоение и принятие профессиональной культуры и профессиональных норм. Система профессиональной социализации личности состоит из трех основных периодов: профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональная деятельность. Профессиональное становление захватывает период обучения и начальный период непосредственной профессиональной деятельности.

На процесс профессионального становления личности оказывает влияние ряд факторов:

- социальные (общественное мнение, общественное отношение к виду профессиональной деятельности, материально-техническое оснащение образовательного учреждения, идеологические установки, бытовые условия проживание обучающегося и т.д.);

- социально-психологические (специфика организации учебной деятельности, психологический климат в группе, в образовательной организации);

- индивидуальные (личностная профессиональная активность, уровень мотивации в освоении профессии, готовность к профессиональной деятельности).

Профессиональное становление состоит из двух уровней - личностное становление (внутренний уровень) и статусное становление (внешний уровень). Исходя из этого, факторы профессионального становления можно подразделить на две группы:

1) факторы, оказывающие влияние на личностное профессиональное развитие;

2) факторы, оказывающие влияние на внешнюю сторону профессионального развития личности.

Если рассматривать процесс профессионального становления как процесс профессионального развития, начиная от определения профессиональных намерений до реализации личности в профессиональной деятельности, можно выделить основные этапы профессионального становления: 1) формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение; 3) профессиональная адаптация; 4) реализация личности в профессиональной деятельности. Эффективность профессионального становления зависит от всех этапов, однако особая роль отводится профессиональному обучению, поскольку при негативных процессах профессионального обучения могут не наступить третий и четвертый этапы. В таком случае у личности начнут формироваться новые профессиональные намерения, и реализация этапов начнется заново.

Основой профессионального становления личности, его центральным компонентом является профессиональное обучение в вузе или ином учреждении профессиональной направленности (колледж, училище и др.). В период вузовского обучения профессиональное становление представляет собой организованный, управляемый и контролируемый процесс, в результате которого формируется субъект самостоятельной профессиональной деятельности. Исходя из этого, основная цель профессионального обучения - освоение профессиональных знаний, умений, навыков, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления определенной профессиональной деятельности. Тем не менее, как отмечают У.М. Асадулаева, Е.В. Путман, ПВ. Принь, С.Л. Фоменко, М.Н. Фроловская, Е.А. Черникова, Ю.А. Шурыгина и др., содержание этапа профессионального обучения не исчерпывается только получением специальности. В процессе профессионального обучения необходимо формировать у студентов профессионально значимые качества, профессиональное мировоззрение, профессиональные убеждения, что является фундаментом для развития профессионализма молодых специалистов.

Опираясь на научные публикации, собственный опыт профессиональной деятельности, нами определено, что социальные, психологические и индивидуальные факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс профессионального становления личности. Например, в процессе обучения в вузе, такими факторами могут быть следующие: отношение обучающихся к будущей профессиональной деятельности, отношение общества к данной профессии, востребованность специалистов данной профессии на рынке труда, степень увлечённости преподавателя вуза своим предметом (качество преподавания), практико-ориентированность обучения, самостоятельная работа студентов, условия обучения и проживания студентов, реализация индивидуального подхода к студентам, контроль результатов обучения и др.

Выделим основные проблемы, которые препятствуют профессиональному становлению студентов в процессе обучения.

1. Слабая заинтересованность студентов спецификой получаемой профессии. Такая проблема может генерироваться несколькими факторами. Во-первых, поступление не на то направление подготовки (специальность), которое хотелось абитуриенту. Причины могут быть разные: нехватка баллов на нужное направление, отсутствие средств в семье, чтобы обеспечить желаемое образование и т.д. Во-вторых, выбор студентом «нужной» или «модной» профессии, хотя самому студенту это может не нравиться.

2. Имеющаяся материальная база некоторых профессиональных образовательных учреждений не отвечает современным требованиям. Причины: низкое финансирование, оборудование дорогостоящее, отсутствие площадей для размещения, специалистов, готовых работать на новом оборудовании.

3. Слабая заинтересованность преподавателей в научно-исследовательской деятельности студентов. Причины: отсутствие или слабое финансовое стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей и работы со студентами, нежелание педагогов испытывать стресс, низкая заинтересованность студентов.

4. Отсутствие интереса у работодателей участвовать в образовательном процессе. Причины: отсутствие финансового стимулирования со стороны государства, страх, что будет испорчено оборудование, когда студенты на занятия приходят на производство. Кроме того, большинство работодателей не имеют педагогического образования, не владеют знаниями в области методов работы

со студентами, испытывают затруднения в области планирования, организации и проведения занятий.

5. Малая доля использования интерактивных методов работы со студентами, преобладание у преподавателей традиционных форм и методов обучения. Термин «интерактив» является заимствованием из английского языка («inter» -взаимный, «act» - действия). Интерактивность - способность находиться в режиме постоянного диалога или беседы с кем-либо. Особенностью использования интерактивных методов является взаимно направленная активность субъектов процесса обучения (преподаватель и студент), а также эмоциональное единение участников образовательного процесса. В отличие от традиционных методов обучения, в интерактивных методах обучения производится обмен позициями «педагог» и «обучающийся», т.е. активность педагога уступает активности обучающегося. Задача педагога - создание условий для развития познавательной активности и инициативы у студентов. Причины малого использования интерактивных методов: 1) незнание содержания и технологии реализации метода; 2) отсутствие практики применения метода; 3) незнание, как включить метод в структуру занятия; 4) отсутствие уверенности в эффективности интерактивных методов в учебном процессе.

Поскольку интерактивные методы обучения должны присутствовать в образовательном процессе (это определено стандартом), то в программах дисциплин эти методы прописываются, но на практике они, как правило, не реализуются.

Формальное отношение к организации процесса производственной практики. Практика для студентов является важным составляющим элементом учебно-

Библиографический список

го процесса, который позволяет им сориентироваться на рынке труда, найти себя в будущей профессии. Производственная практика направлена на формирование профессиональных компетенций. Формальность проведения практики может проявляться различными способами. Например, проведение практики по месту жительства студентов. Преподаватель, являющийся руководителем практики из образовательной организации, не может осуществить контроль за всеми студентами, особенно если это группа из 15 и более человек. Загруженность преподавателя занятиями по расписанию, количество выделенных часов на проверку документов по практике не позволяют выезжать по региону, что превращает практику в формальное написание итогового отчета.

6. Усомнившись или разочаровавшись в выбранной специальности, студенты не всегда имеют возможности перевестись на другую специальность в том же или другом образовательном учреждении, не потеряв год обучения.

Таким образом, процесс профессионального становления для каждого студента является индивидуальным. Общими могут быть лишь условия обучения студентов в определенном вузе. Однако и здесь могут проявляться различные факторы, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на процесс профессионального становления. В период обучения могут возникать различные проблемы организации процесса обучения. Преодоление выделенных проблем позволит осуществить профессиональное становление студентов, сделать этот процесс более эффективным, сформировать такие личностные качества, как профессиональный долг, профессиональная ответственность, развить профессиональную культуру, стимулировать потребность в профессиональном совершенствовании.

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.

2. Боликова Л.Ю., Шурыгина Ю.А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании. Известия ПГПУ им. В. Г Белинского. 2011; № 24: 573 - 575.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

4. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

5. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

6. Общая и профессиональная педагогика. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва, 2006.

7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

8. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.

9. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316 - 318.

10. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. Москва: Просвещение, 1985.

11. Тюкаев А.С. Возможности психологической помощи студентам в профессиональном становлении в начальный период обучения в вузе. Colloquium-journal. 2019; № 24-5 (48): 38 - 39.

12. Эмильбекова А.Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018; № 1 (790): 153 - 163.

13. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки 2016; № 4 (36): 11 - 18.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.

2. Bolikova L.Yu., Shurygina Yu.A. Suschnost' ponyatiya «professional'noe stanovlenie lichnosti» v sovremennom znanii. Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. 2011; № 24: 573 - 575.

3. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003.

4. Kiseleva T.V. Professional'noe stanovlenie pedagoga v innovacionnoj obrazovatel'noj srede obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

5. Nevzorov V.P. Professional'noe stanovlenie uchitelya v sisteme mnogourovnevogo universitetskogo obrazovaniya v regione. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

6. Obschaya iprofessional'naya pedagogika. Pod redakciej V.D. Simonenko. Moskva, 2006.

7. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

8. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.

9. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316 - 318.

10. Simonenko V.D. Professional'naya orientaciya uchaschihsya v processe trudovogo obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1985.

11. Tyukaev A.S. Vozmozhnosti psihologicheskoj pomoschi studentam v professional'nom stanovlenii v nachal'nyj period obucheniya v vuze. Colloquium-journal. 2019; № 24-5 (48): 38 - 39.

12. 'Emil'bekova A.'E. Professional'noe stanovlenie i dinamika professional'noj identichnosti na raznyh 'etapah formirovaniya lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki. 2018; № 1 (790): 153 - 163.

13. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki 2016; № 4 (36): 11 - 18.

Статья поступила в редакцию 15.07.20

УДК 378.14

Pavlova N.I., Deputy Director, Institute of Education Development, ASOU (Moscow, Russia), E-mail: 5553483@gmail.com

ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN IN MODERN CONDITIONS AND INNOVATIVE MECHANISMS FOR IMPROVEMENT. The article reveals the concept of additional education of children in modern conditions. A comparative analysis of the essence and content of the traditional approach to additional education and the current state of the system of additional education as a condition for the implementation of key human rights studies the right to development and freedom to choose a field of activity, including through self-determination, both personal and professional. The differences between additional education and basic education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.