Научная статья на тему 'Основные методические пути командиров подразделений по организации и подготовке личного состава в повседневной деятельности в условиях Крайнего Севера'

Основные методические пути командиров подразделений по организации и подготовке личного состава в повседневной деятельности в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Арктический регион / Крайний Север / арктические подразделения / Arctic / Arctic Region / Extreme North / arctic units / reference list

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Ю. Потяев, К.А. Пшеничников

В статье рассмотрены основные методические пути подготовки военнослужащих для действий в условиях Крайнего Севера. Командиры подразделений при осуществлении руководства личным составом в условиях Крайнего Севера в современных условиях сталкиваются с одой их важнейших проблем – отсутствием разработанного комплекса методики, в связи с этим целесообразно проводить организацию и подготовку личного состава к условиям Крайнего Севера по следующим путям: подготовка личного состава к выполнению боевых задач в Арктическом регионе, методические особенности деятельности при расположении личного состава на местности. В статье были рассмотрены рекомендации по отбору военнослужащих для службы в Арктическом регионе и последующей работе командира взвода по подготовке личного состава, вооружения и военной техники, а также размещению личного состава в стационар ном пункте временной дислокации и организации питания в данном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN METHODOLOGICAL WAYS FOR UNIT COMMANDERS TO ORGANIZE AND PREPARE PERSONNEL FOR EVERYDAY ACTIVITIES IN CONDITIONS OF THE EXTREME NORTH

The article examines the main methodical ways of training military personnel for action in the far North. Commanders of units in the implementation of personnel management in the conditions of the Far North in the current conditions face one of their most important problems, which is the lack of a developed set of methodology. In this regard, it is advisable to organize and train personnel for the conditions of the Far North on the following paths: training of personnel for combat missions in the Arctic region, methodical features of activities at the location of personnel on the ground. The article examined recommendations for the selection of troops for service in the Arctic Region, and the subsequent work of the platoon commander on the training of personnel, weapons and military equipment, as well as the deployment of personnel in a stationary temporary location and catering in the camp.

Текст научной работы на тему «Основные методические пути командиров подразделений по организации и подготовке личного состава в повседневной деятельности в условиях Крайнего Севера»

11. Коженец Т.С. Деловая игра как активно-образовательная технология обучения профессиональному иноязычному общению. Труды БГТУ. 2013; № 5: 183 - 185.

12. Оскольская И.А. Некоторые аспекты интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе. Педагогические науки. 2017; № 3 (84): 64 - 71.

13. Кожухова Ю.В., Смоленцева В.Г, Шахова В.А. Проектная деятельность студентов в ходе обучения английскому языку на неязыковом факультете вуза. Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы научно-практической конференции. Чебоксары, 2016: 196 - 199.

14. Закотнова П.В. Использование игр при обучении иностранному языку в вузе. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сборник научных статей. Чебоксары: ЧГПУ 2019: 88 - 93.

15. Herger M. Enterprise gamification: engaging people by letting them have fun. London, 2014.

References

1. Kapp K.M. Games, Gamifiation, and the Quest for Learner Engagement. Talent Development. 2012; Vol. 66 (6): 64 - 68.

2. Orlova O.V., Titova V.N. Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 9: 60 - 64.

3. Pevzner V.V., Pogorelov V.I., Shuklin D.A., Nekotorye osobennosti primeneniya gejmifikacii v processe obucheniya. Problemysovremennogoobrazovaniya. 2016; № 2: 98 - 101.

4. Krasnova T.I. Gejmifikaciya obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2015; № 11 (91): 1373 - 1375.

5. Semina V.V. Ispol'zovanie gejmifikacii v processe obucheniya biznes-anglijskomu studentov vuzov. VestnikLGU im. A.S. Pushkina. 2017: 306 - 315.

6. Titova S.V., Chikrizova K.V. Gejmifikaciya v obuchenii inostrannym yazykam: psihologo-didakticheskij i metodicheskij potencial. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2019; № 1: 135 - 152.

7. Gridina T.A., Konovalova N.I. Tehniki yazykovoj igry v processe obucheniya slovoobrazovaniyu v shkole i v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 8: 79 - 84.

8. Myasnikova O.V., Skubnevskaya T.V. Dramapedagogika ili metodika udovol'stviya i zabavy na zanyatiyah inostrannogo yazyka v vuzah neyazykovyh special'nostej. Novye tehnologii v obrazovanii. 2002; № 5: 126 - 130.

9. Chudajkina G.M., Loginova N.Yu., Kostovarova V.V. Rolevye igry v obuchenii inostrannym yazykam: teoriya i praktika. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. 2017; T. 11, № 4:. 82 - 92.

10. Belkina E.P. Ispol'zovanie rolevyh igr pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh napravlenij podgotovki. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2013; № 6-1 (24): 36 - 39.

11. Kozhenec T.S. Delovaya igra kak aktivno-obrazovatel'naya tehnologiya obucheniya professional'nomu inoyazychnomu obscheniyu. Trudy BGTU. 2013; № 5: 183 - 185.

12. Oskol'skaya I.A. Nekotorye aspekty interaktivnyh metodov obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 3 (84): 64 - 71.

13. Kozhuhova Yu.V., Smolenceva V.G., Shahova V.A. Proektnaya deyatel'nost' studentov v hode obucheniya anglijskomu yazyku na neyazykovom fakul'tete vuza. Sovremennoe obrazovanie v Rossii iza rubezhom: teoriya, metodika i praktika: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2016: 196 - 199.

14. Zakotnova P.V. Ispol'zovanie igr pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Sovremennye metody i tehnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov: sbornik nauchnyh statej. Cheboksary: ChGPU, 2019: 88 - 93.

15. Herger M. Enterprise gamification: engaging people by letting them have fun. London, 2014.

Статья поступила в редакцию 22.07.20

УДК 378

Potiayev P.Yu., adjunct, Department of Pedagogy, Federal State military educational institution of higher education "Military University" of Ministry

of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: potiay@mail.ru

Pshenichnikov K.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University (Blagoveschensk, Russa), E-mail: batbi1@mail.ru

THE MAIN METHODOLOGICAL WAYS FOR UNIT COMMANDERS TO ORGANIZE AND PREPARE PERSONNEL FOR EVERYDAY ACTIVITIES IN CONDITIONS OF THE EXTREME NORTH. The article examines the main methodical ways of training military personnel for action in the far North. Commanders of units in the implementation of personnel management in the conditions of the Far North in the current conditions face one of their most important problems, which is the lack of a developed set of methodology. In this regard, it is advisable to organize and train personnel for the conditions of the Far North on the following paths: training of personnel for combat missions in the Arctic region, methodical features of activities at the location of personnel on the ground. The article examined recommendations for the selection of troops for service in the Arctic Region, and the subsequent work of the platoon commander on the training of personnel, weapons and military equipment, as well as the deployment of personnel in a stationary temporary location and catering in the camp.

Key words: Arctic, Arctic Region, Extreme North, arctic units, reference list.

П.Ю. Потяев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: potiay@mail.ru

К.А. Пшеничников, аспирант, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск, E-mail: batbi1@mail.ru

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ КОМАНДИРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

В статье рассмотрены основные методические пути подготовки военнослужащих для действий в условиях Крайнего Севера. Командиры подразделений при осуществлении руководства личным составом в условиях Крайнего Севера в современных условиях сталкиваются с одой их важнейших проблем -отсутствием разработанного комплекса методики, в связи с этим целесообразно проводить организацию и подготовку личного состава к условиям Крайнего Севера по следующим путям: подготовка личного состава к выполнению боевых задач в Арктическом регионе, методические особенности деятельности при расположении личного состава на местности. В статье были рассмотрены рекомендации по отбору военнослужащих для службы в Арктическом регионе и последующей работе командира взвода по подготовке личного состава, вооружения и военной техники, а также размещению личного состава в стационарном пункте временной дислокации и организации питания в данном лагере.

Ключевые слова: Арктика, Арктический регион, Крайний Север, арктические подразделения.

На сегодняшний день в условиях активно развивающегося мирового интереса к Арктическим территориям перед Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - ВС РФ) остро стоит вопрос защиты интересов страны и ее северных территорий [1; 2].

Арктика - регион с особым статусом, подверженный острым дискуссиям своей государственной принадлежности. Проблема спора стран Арктического региона и не только о границах владения территориями Арктики возникла задолго до того, как произошло понимание важности этого региона. Актуальность этого вопроса в последние десятилетия набирает обороты и привлекает все больше внимания. Человечество с конца XIX в. и до настоящего времени совершило огромный научно-технический прорыв, при

этом важнейшее значение приобрела проблематика обеспеченности и близости потребителей к различным энергетическим ресурсам планеты. Арктика по праву считается богатейшим регионом по природным ресурсам нефти и газа. И последующее развитие того или иного государства будет напрямую связано с владениями этими ресурсами. Поэтому вопрос применения военной силы в Арктическом полярном секторе останется делом времени [3, с. 131 - 136].

Подготовка личного состава к выполнению боевых задач в Арктическом регионе

При осуществлении с прибывшими военнослужащими основной подготовки в пункте постоянной дислокации командирами подразделений организуется

боевая, физическая, морально-психологическая подготовка, а также подготовка обмундирования,экипировки и оружия.

Военнослужащим, прибывшим для прохождения службы в Арктическом регионе, необходимо:

1) дать твердые знания и навыки по использованию оружия в условиях боевой обстановки в Арктическом регионе [4, с. 167 - 169];

2) проводить учения в Северных регионах с повышенной физической нагрузкой в длинный период времени, чтобы личный состав мог привыкнуть к тяжелым для организма условиям;

3) приучить к физической выносливости в Арктическом регионе (совершая длительные лыжные марши по арктическим пустыням) [5, с. 212 - 214];

4) дать знания личному составу по выживанию в экстремальных условиях в Арктическом регионе (проводить практические занятия по постройке иглу, а также различных навесов для защиты от ветра);

5) дать знания личному составу по добыванию пищи и пресной воды;

6) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи при обморожениях;

7) научить действиям при встрече с обитателями животного мира Арктики (белым медведем, северным оленем, тюленем и т.д.);

8) подготовить обмундирование, экипировку, оружие и технику.

Следующим, одним из важных компонентов подготовки личного состава к

выполнению боевых задач в Арктическом регионе является подготовка обмундирования, экипировки, вооружения и военной техники, она включает в себя:

1) получение обмундирования на складе до его полного комплекта;

2) получение экипировки;

3) получение бронежилета и каски;

4) подготовка личных средств, а также средств, необходимых для выживания;

5) подготовка оружия (чистка);

6) подготовка техники.

При получении со склада арктической формы одежды командир взвода должен лично получить на каждого военнослужащего комплект одежды и лично дать им в руки, если хотя бы один из слоев не будет выдан личному составу, то эта система одежды не будет функционировать согласно предназначению.

Выполняя боевую задачу, у военнослужащего должна быть экипировка в комплекте: разгрузочная система типа «Жук», подсумок для гранат ножной, лопатка, термофляжка с горячей водой, малый рюкзак с необходимыми медикаментами и витаминами, а также комплект вещей для выживания в экстремальных условиях, один сухой паек на сутки.

Бронежилет должен быть облегченный и обеспечивать защиту военнослужащего, так как при тяжелом бронежилете будет больший расход энергозатрат на передвижения. Каска должна быть кевларовая, так как свойства кевлара на морозе не меняются.

Командир взвода производит осмотр каждого оружия перед учением лично, оружие должно быть обслуженным, исправным, в комплекте.

На боевой технике, которая будет вывезена вместе с подразделением, командир взвода с личным составом проводит сезонное обслуживание.

Методические особенности деятельности при расположении личного состава на местности

Размещение личного состава в Арктическом регионе:

1) лагерь автономного жизнеобеспечения вмещает в себя до 500 человек (рис. 1) [1];

2) личный состав размещается в жилых отапливаемых палатках до 24 человек, кроме этого в палатке может организоваться место для сушилки обмундирования. Личный состав размещается повзводно с командиром взвода. Для командира роты и выше выделяется палатка для отдыха и ведения дел;

3) палаточный лагерь устанавливается в три линейки, расстояние проходов между линейками до 5 м, расстояние между палатками должно быть сокращено до минимума, до 2 м;

4) между палатками устанавливаются генераторы для обогрева воздуха в палатках, также нагрев воздуха может осуществляться за счет дизельного нагнетателя горячего воздуха;

5) в палатке имеются двухъярусные кровати, с каждой стороны по 6 шт., оставшееся место оборудуется сушилками для обмундирования. По периметру кровати установлены шкафчики для хранения средств личной гигиены, чистки обмундирования и обуви. Около каждой кровати стоит по два складных пластмассовых стула;

6) военнослужащие обеспечиваются матрасами, подушкой и шерстяным одеялом синего цвета, личный состав будет спать в спальниках; обеспечение личного состава постельным бельем может не осуществляться, так как будут большие затраты с доставкой и массовой стиркой белья;

7) в палатке укладывается кассетный пол из высокопрочной пластмассы, на пол натягивается тент;

8) за жилыми палатками устанавливаются санитарно-гигиенические палатки, оборудованные контейнерами с душем на 6-х человек, туалетами и 12-ю умывальниками. Санитарно-гигиенические контейнеры будут открываться в определенное время утром и вечером, в другое время оснащение контейнера водой будет перекрываться;

9) один туалет на роту будет организован на улице, чтобы во время нефункционирования контейнера личный состав мог осуществить свои потребности. Туалет представляет собой выложенный из снега колодец;

10) за санитарно-гигиеническими палатками устанавливаются бочки для сбора мусора, контейнеры для электроснабжения лагеря и водообеспечения;

11) остатки пищи и мусор сжигаются в мусоросжигательных установках, чтобы не привлекать диких животных к лагерю;

12) по периметру лагеря установливаются контейнеры с материальной базой и личными вещами военнослужащих;

13) на расстоянии 10 м от жилых помещений установливается столовая для солдат и офицеров;

14) техника хранится в ангарах за санитарно-гигиеническими палатками;

15) комнату хранения оружия организуют вблизи жилых помещений на территории лагеря, в железных контейнерах с освещением, согласно руководящим документам оборудования КХО - на каждую роту по 2 контейнера. Комната хранения оружия обносится забором с колючей проволокой;

16) между палатками и туалетом, между КХО и по периметру лагеря натягиваются тросы, чтобы во время сильного ветра и метели можно было передвигаться без затруднений;

17) склады боеприпасов и взрывчатых веществ размещаются за пределами лагеря, в неотапливаемых палатках с освещением, обнесенными железным забором с колючей проволокой;

18) лагерь обносится колючей проволокой, чтобы хищники не могли зайти на его территорию, столбы для данного забора устанавливаются с клиньями внизу (рис. 2). Клинья внизу имеют отверстия, в которые забивают штыри, чтобы сильный ветер и мелкие хищники, такие как песец, северный олень не могли снести их, по периметру столбов натягивается колючая проволока.

Данный лагерь занимает малую территорию, но требует больших денежных затрат на его установку и содержание в рабочем состоянии. Расход дизеля при полной работе всего в лагере будет составлять 126 - 138 л в час, что составит 1890 - 2070 рублей в час.

При несении боевого дежурства личный состав будет отдельно размещаться в отапливаемой палатке, в 7 м от нее будет установлен туалет из снега типа «колодец».

Методические особенности организации обеспечения личного состава питанием

Организация питания личного состава в Арктическом регионе в лагере автономного жизнеобеспечения.

Питание военнослужащих должно производиться в специальных столовых палатках, которые соединены с палатками для офицеров и с палатками для приготовления пищи (рис. 3), при этом приготовление пищи, выдача хлеба, масла, сахара, чая или кипяченой воды для питья будет осуществляться обслуживающим персоналом. Готовую пищу необходимо выдавать военнослужащим в одноразовой посуде, чтобы не возникала потребность в ее мойке в связи с экономией дистиллированной воды. Кроме одноразовой посуды предполагается обеспечить военнослужащих одноразовыми приборами для приема пищи, подносом и салфетками.

Питание военнослужащих в арктических условиях осуществляется по нормам продовольственного пайка Крайнего Севера. Так как затраты человеческих энергоресурсов значительно увеличиваются, то пища в условиях Крайнего Севера должна превышать свою калорийность в 1,5 - 2 раза. Режим питания зависит от характера выполняемых учебно-боевых задач. Горячая пища готовится, как правило, три раза, но не менее двух раз в сутки, военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве, будут обеспечиваться арктическим пайком.

В свою очередь, продовольственный пункт развертывается на площадке площадью 100 х 100 м (или, при необходимости, большего размера). Полевые кухни размещаются в специальных палатках и отапливаются привозимым дизельным топливом. При этом дизельное топливо необходимо размещать на улице рядом с палаткой для приготовления пищи. Запасы дизельного топлива в связи с суровой климато-природной изменчивостью (буря, вьюга, полярные ночи и пр.) нужно планировать с этим учетом.

Продовольственный склад для минимизирования опасности от диких животных, находящихся в поисках пропитания, целесообразно располагать в лагере на расстоянии от столовой не более 5 метров.

Данная столовая может обеспечить прием пищи до 250 человек одновременно. При этом обеденные столы и стулья должны быть изготовлены из высокопрочной пластмассы для быстрого сбора при переезде дислокации лагеря. Целесообразно питьевую воду хранить в пластмассовых бутылках в отапливаемой палатке во избежание деформации пластиковой тары и потери воды.

Пункт утилизации мусора располагается в 30 м от пункта приема пищи.

Приготовление пищи, эксплуатация технологического оборудования и поддержание порядка на территории и в помещениях продовольственного пункта осуществляются с соблюдением санитарных правил, установленных для стационарных столовых.

В столовой будут организовываться дежурства для поддержания порядка и в помощь поварскому составу.

Поварской состав, наряд по столовой обеспечиваются соответствующей спецодеждой по установленным нормам.

Во время боевого дежурства личный состав будет питаться за счет арктического сухого пайка.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены рекомендации по отбору военнослужащих для службы в Арктическом регионе и последующей работе командира взвода по подготовке личного состава, вооружения и военной техники, а также размещению личного состава в стационарном пункте временной дислокации и организации питания в данном лагере.

Командир подразделения обязан лично организовать подготовку личного состава, оружия и военной техники, а также получить на каждого военнослужащего комплект обмундирования. Провести строевые смотры по подготовке личного состава, провести контрольные осмотры оружия подразделения, вооружения и военной техники. Провести сезонное обслуживание военной техники.

Лагерь устанавливается за счет сил подразделения, на установку будет затрачено около шести часов. Лагерь устанавливается согласно приложению 13 Устава внутренней службы, на сокращенных расстояниях между линейками и палатками. Комната хранения оружия находится на территории лагеря согласно установленным правилам, отдельно обносится забором с колючей проволокой.

Питание личного состава организуется в столовой, многокаркасной палатке согласно нормам довольствия Крайнего Севера.

de-20см d«=80CM do=7CM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т f

dc=2cM

Рис.2. Схема установочного столба с фиксатором

Рис. 1. Схема полевого лагеря Рис.З.Крупногабаритная палаткадля приема пищи

Библиографический список

1. Инструкция по автономному полевому лагерю закрытого жизнеобеспечения. Available at: http://piterenergomash.ru/images/APL-500/APL500_catalog_web.pdf//

2. Потяев П.Ю. Обучение военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических)приемам изготовкикстрельбепри передвижении на лыжах в условияхАрктики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 167.

3. Потяев П.Ю., Федак Е.И. Правовое обучение и воспитание военнослужащих, проходящих службу в Арктике. Военное право. 2020; № 3 (61): 131 -136.

4. Потяев П.Ю. Обучение военнослужащих мотострелковых подразделений (арктических)приемам изготовкикстрельбе при передвижениина лыжах в условияхАрктики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 167 - 1б9.

5. Потяев П.Ю., Фомин И.А. Особенности методики обучения курсантов военныиирзовсеирдвижениюхалыжахвсвктирескрх увибжиях.Лриблемб/еовтемеееаюлеИа-гогического образования. 2019; Выпуск 65, Ч. 1: 212 - 214.

Reference

1. Instrukciya po avtonomnomupolevomu lageryu zakrytogo zhizneobespecheniya. Available at: http://piterenergomash.ru/images/APL-500/APL500_catalog_web.pdf//

2. Potyaev P. Yu. Obuchenie voennosluzhaschih motostrelkovyh podrazdelenij (arkticheskih)priemamizgotovkik strel'be pri pe^s^dveh^r^ii nalyzhahvusloviyah Arktiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 167.

3. Potyaev P.Yu., Fedak E.I. Pravovoe obuchenie i vospitanie voennosluzhaschih, prohoctyasphifi sluzh.u vArktike.goennoepraKh 2020;Nzgt6ir: 1m1 - 136.

4. Potyaev P.Yu. Obuchenie voennosluzhaschih motostrelkovyh podrazdelenij (arkticheseih) priemamizcetoi3k3rmrbeerikeredvizNenii na.yhhaCvucloviyahArOihi.mmnou/ö, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 167 - 169.

5. Potyaev P.Yu., Fomin I.A. Osobennosti metodiki obucheniya kursantov voesnpS vusov pereahyfieniyu ел \yzean , araiyhezyihuslowsnh. ProZkumy sovrkmunnngo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; Vypusk 65, Ch. 1: 212 - 214.

Coooeneeno3rhynehovoedaygoK20mp7.vg

УДК 378

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), senior lecturer, Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines,

North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Zateeva T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail: t-zateeva@yandex.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS AT A UNIVERSITY. The article presents an analysis of the concept of "professional formation", defines the authors' personal interpretation of this concept, which represents the process of professional formation as part of the process of professional socialization of a person. The factors (social, socio-psychological, individual) that have aposifive and negative impact on the process of professional formation of students at the university are identified. The internal and external levels of the process of professional formation of the individual are considered. The role of education in a university as a stage of professional development is determined. The emphasis is placed on the fact that the process of professional development is organized, managed and controlled. A number of problems are identified and characterizedthatimpede the professionaldevelopment of students in thelearning process.

Key words: professional socialization, professional formation, personality formation, professional education, vocational training.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф., АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: a-saenko@yandex.ru Т.Г. Затеева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: t-zateeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.