Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров педагогики к использованию индивидуального подхода в процессе начального этапа профессиональной социализации учащейся молодежи'

Подготовка бакалавров педагогики к использованию индивидуального подхода в процессе начального этапа профессиональной социализации учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная социализация / этапность процесса профессиональной социализации / формы / методы профессиональной социализ ации / профессиональная ориентация личности / профессиональное самоопредел ение / профориентационная работа педагога / индивидуальный подход / выбор пр офессии / подготовка бакалавров педагогики к пофориентационной работе. / Key words: professional socialization / st aged process of professional socializ a- tion / forms / methods of professional socialization / professional orientation of a person / professional self determination / career guidance of a teacher / individual approach / choice of profession / preparation of Bachelo rs of Pedagogy for career guidance.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затеева Татьяна Григорьевна, Саенко Людмила Александровна

В современных социально экономических условиях функционирования ро ссийского общества процесс жизненного самоопределения и профессиональной с оциализации учащейся молодежи приобретает первостепенное значение. От пр авильно выбранной профессии за висит дальнейшая судьба, благополучие и успе шность молодых людей. Возникающие трудности профессионального самоопредел ения у учащейся молодежи обусловлены недостаточной внутренней подготовле нностью к сознательному выбору профессии. В связи с этим, возникает необход имость социально профессиональной ориентации учащейся молодежи с целью ок азания помощи при выборе профессии. Формирование представлений о «мире пр офессий», профессиональном самосознании учащейся молодежи на начальном этапе профессиональной социализ ации возлагается на плечи педагогов. Педагог помогает учащимся уточнить профессиональные планы руководит профессиональным с амоопределением учащейся молодежи, целью его деятельности в пр о фессиональном самоопределении учащихся является формирование у них вн у т ренней готовности к осознанному выбору будущей профессии. Поэтому педагогу необходимы привычные знания о профессиях, навыки профессионального формирования и воспитания, ум ение оказывать помощь в профессиональном самоопределении. Следовательно, во зникает необходимость подготовки бакалавров пед а гогики к профориентационной работе с учащейся молодежью. Освоение студентами форм, методов профорие нтационной работы, овладение знаниями о во з растных особенностях обучающихся, а также владение различными методами диа гностики личностных особенностей учащихся и умение с учетом выявленных преобладающих интересов, склонностей,способностей, стойких характерологических качеств, оказывать помощь личн ости при выборе профессии, проводить индивидуальные консультации, будут сп особствовать решению проблемы профессионального самоопределения и професс иональной социализации учащейся м о лодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Затеева Татьяна Григорьевна, Саенко Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING BACHELORS OF PEDAGOGY FOR THE USE OF AN INDIVI D UAL APPROACH IN THE PROCESS OF THE INITIAL STAGE OF PROFE S SIONAL SOCIALIZATION OF STUDENT YOUTH

In modern social and economic conditions for the functioning of Russian society, the process of life self determination and professional socialization of students is of paramount importance. The fate, well being and success of young people depend on a correctly chosen profession. The emerging difficulties of professional self determin ation in students are due to insufficient internal preparedness for a conscious choice of a pr o fession. In this regard, there is a need for social and vocational guidance for students to assist in choosing a pr o fession. Formation of ideas about the “world of professions”, professional self awareness of students at the initial stage of professional socialization rests with the shoulders of teachers. The teacher helps students clarify professional plans, manages professional self determination of students. The goal of teacher’s activity in the profe s-sional self determination of students is to form their inner readiness for a conscious choice of their future profession. Therefore, the teacher needs familiar knowledge about professions, skills of professional formation and upbringing, the ability to provide assi stance in professional self determination. Consequently, there is a need to prepare Bachelors of Pedagogy for career gui d ance work with students. Mastering of forms, methods of career guidance, knowledg e about the age characteristics by students, as well as possession of various methods for diagnosing personal characteristics of students and the ability, taking into account the identified pr evailing interests, inclinations, abilities, persistent characte rological qual i ties, to assist the individual in choosing a profession, to conduct individual consult a tions will help solve the problem of professional self determination and professional s o cialization of students.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров педагогики к использованию индивидуального подхода в процессе начального этапа профессиональной социализации учащейся молодежи»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

УДК 378:37

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11006

Затеева Т.Г., Саенко Л.А.

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Затеева Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета педагогики, психологии и коммуникативистики

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия E-mail: [email protected]

Саенко Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», Ставрополь, Россия

E-mail: [email protected]

В современных социально-экономических условиях функционирования российского общества процесс жизненного самоопределения и профессиональной социализации учащейся молодежи приобретает первостепенное значение. От правильно выбранной профессии зависит дальнейшая судьба, благополучие и успешность молодых людей. Возникающие трудности профессионального самоопределения у учащейся молодежи обусловлены недостаточной внутренней подготовленностью к сознательному выбору профессии. В связи с этим, возникает необходимость социально-профессиональной ориентации учащейся молодежи с целью оказания помощи при выборе профессии. Формирование представлений о «мире профессий», профессиональном самосознании учащейся молодежи на начальном этапе профессиональной социализации возлагается на плечи педагогов. Педагог помогает учащимся уточнить профессиональные планы, руководит профессиональным самоопределением учащейся молодежи, целью его деятельности в профессиональном самоопределении учащихся является формирование у них внутренней готовности к осознанному выбору будущей профессии. Поэтому педагогу необходимы привычные знания о профессиях, навыки профессионального формирования и воспитания, умение оказывать помощь в профессиональном самоопределении. Следовательно, возникает необходимость подготовки бакалавров педагогики к профориентационной работе с учащейся молодежью. Освоение студентами форм, методов профориен-тационной работы, овладение знаниями о возрастных особенностях обучающихся, а также владение различными методами диагностики личностных особенностей учащихся и умение с учетом выявленных преобладающих интересов, склонностей,

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

способностей, стойких характерологических качеств, оказывать помощь личности при выборе профессии, проводить индивидуальные консультации, будут способствовать решению проблемы профессионального самоопределения и профессиональной социализации учащейся молодежи.

Ключевые слова: профессиональная социализация, этапность процесса профессиональной социализации, формы, методы профессиональной социализации, профессиональная ориентация личности, профессиональное самоопределение, профориентационная работа педагога, индивидуальный подход, выбор профессии, подготовка бакалавров педагогики к пофориентационной работе.

Для цитирования: Затеева Т.Г., Саенко Л.А. Подготовка бакалавров педагогики к использованию индивидуального подхода в процессе начального этапа профессиональной социализации учащейся молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 63-73. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11006.

Zateeva T.G., Saenko L.A.

TRAINING BACHELORS OF PEDAGOGY FOR THE USE OF AN INDIVIDUAL APPROACH IN THE PROCESS OF THE INITIAL STAGE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENT YOUTH

Zateeva Tatyana Grigoryevna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Pedagogy and Primary education methods of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication

FSBEI of HE "Kuban State University", Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]

Sayenko Lyudmila Alexandrovna, Doctor of Sociology, an associate professor, a professor of the Department of ANO HE "The North Caucasian Social Institute", Stavropol, Russia E-mail: [email protected]

In modern social and economic conditions for the functioning of Russian society, the process of life self-determination and professional socialization of students is of paramount importance. The fate, well-being and success of young people depend on a correctly chosen profession. The emerging difficulties of professional self-determination in students are due to insufficient internal preparedness for a conscious choice of a profession. In this regard, there is a needfor social and vocational guidance for students to assist in choosing a profession.

Formation of ideas about the "world of professions", professional self-awareness of students at the initial stage of professional socialization rests with the shoulders of teachers. The teacher helps students clarify professional plans, manages professional self-determination of students. The goal of teacher's activity in the profes-

64

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

sional self-determination of students is to form their inner readiness for a conscious choice of their future profession. Therefore, the teacher needs familiar knowledge about professions, skills of professional formation and upbringing, the ability to provide assistance in professional self-determination.

Consequently, there is a need to prepare Bachelors of Pedagogy for career guidance work with students. Mastering of forms, methods of career guidance, knowledge about the age characteristics by students, as well as possession of various methods for diagnosing personal characteristics of students and the ability, taking into account the identified prevailing interests, inclinations, abilities, persistent characterological qualities, to assist the individual in choosing a profession, to conduct individual consultations will help solve the problem ofprofessional self-determination andprofessional socialization of students.

Key words: professional socialization, staged process of professional socialization, forms, methods of professional socialization, professional orientation of a person, professional self-determination, career guidance of a teacher, individual approach, choice of profession, preparation of Bachelors of Pedagogy for career guidance.

For citation: Zateeva T.G., Saenko L.A. Training Bachelors of Pedagogy for the use of an individual approach in the process of the initial stage of professional socialization of student youth // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 63-73. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11006.

Начальный этап профессиональной социализации - профессиональная ориентация, является основным, поскольку от него зависит успешность всех следующих этапов профессиональной социализации: профессиональное обучение, освоение профессиональных норм и культуры, профессионализация, построение профессиональной карьеры и др.

Выбор профессии учащейся молодежи - это не единовременный акт, ему предшествует подготовка, осуществляемая педагогом и психологом. В связи с этим, профессиональное самоопределение представляет собой длительный, сложный процесс «вызревания» профессиональной направленности личности, которая характеризуется в первую очередь профессиональными интересами, стремлениями, склонностями. Рассмотрение проблемы формирования профессиональной направленности личности следует начать с характеристики процессов более глобальных и емких - социализации и профессионализации, имея в виду, что их конечным результатом является сформированная направленность личности.

Студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», следует готовить к осуществлению работы с учащейся молодежью (в школе, в центрах занятости и др.), направленной на осознанный выбор профессионального пути.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Следует обратить внимание студентов на этапность процессов профессиональной социализации личности, начиная с дошкольного возраста. Одновременно с социализацией, параллельно с некоторым «сдвигом во времени» происходит профессионализация личности. Профессионализация - составная часть социализации. Человек активно усваивает социальный опыт в определенной конкретной области человеческой деятельности. Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает получать информацию о разных профессиях, об их особенностях, начинает проявлять интерес к той или иной профессиональной деятельности, что выражается в играх, часто имеющих профессионально ориентированный характер. Ребенок растет, меняются интересы, и изменяется степень интереса к различным профессиям. У него формируются профессиональные интересы, которые приводят при руководстве взрослых (педагогов, родителей) к обоснованному, сознательному, правильному, с точки зрения личности и общества, выбору профессии, к продолжению образования. После получения специального профессионального образования наступает период трудовой адаптации, иногда в это время происходит корректировка профессиональной направленности, смена профессии и новая адаптация. Одновременно с этим, учитывая научно-технический прогресс, систематическое обновление и изменение технологических процессов, оборудования и самих профессий, человек вынужден постоянно совершенствоваться, пополнять свои знания. Из этого следует, что профессионализация - это не единовременный акт, связанный с принятием и реализацией решения о выборе той или иной профессии, а также как и социализация, длительный, непрерывный процесс.

По аналогии, следует рассматривать и профессиональную ориентацию личности: профориентация и руководство профессиональным самоопределением учащейся молодежи - это два близких по содержанию и пониманию понятия. Однако понятие «руководство профессиональным самоопределением» подчеркивает мысль о необходимости педагогического управления процессом формирования профессиональной направленности личности.

Как свидетельствуют многочисленные социологические исследования (Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича, В.Н. Шубкина и др.) с профессиональной ориентацией тесно взаимодействует социальная ориентация. Практика и научные исследования показывают, что в настоящее время значение социально-профессиональной ориентации начинает возрастать. Более того, в современной интерпретации содержания профориентационной работы указывается на зависимость социализации и профессионализации личности от специально организованных воспитательных воздействий с целью оказания помощи учащейся молодежи при выборе профессии. А.Е. Голомшток, исследователь проблем профориентации, об этом го-

66

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ворит так: «...профориентация как многогранная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов не только профессионализации, но и социализации личности» (в ст. В.И. Долгова, А.М. Луткова) [1].

В педагогической и психологической литературе сущность профессиональной ориентации сводится к системе воздействий различных социальных институтов на личность учащегося с целью оказания ему помощи в выборе профессии, соответствующей его индивидуальным особенностям (способностям, состоянию здоровья и т.п.) и потребностям общества. Это воздействие - собирательное, обобщающее понятие и объем которого раскрывается через ряд частных понятий, фиксирующих этапы и формы профориентационной работы на практике: профинформация, профконсультация, профотбор и профадаптация. Эти же этапы профориентации рассматриваются в качестве структурных компонентов ее системы [2].

Для успешности профориентационной работы педагогу необходимы специальные знания, начиная о том, как правильно и научно организовать данный вид работы, и заканчивая знаниями о возрастных особенностях обучающихся, а также умения владеть различными методами диагностики личностных особенностей, с учетом полученных данных проводить индивидуальные консультации с учащимися, их родителями, педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Это достигается с помощью знаний определенных форм и методов профориентационной работы, а также теоретических и практических знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогики (вузовской этап) [3].

Студентам необходимо освоить современные формы и методы профориентационной работы. Формы профориентационной работы - основные способы организации учащейся молодежи в целях включения их в различные виды деятельности. Применительно к внеклассной работе их часто классифицируют на массовые (конференции и диспуты, собрания, экскурсии и т.д.), групповые (занятия в группах и кружках по интересам и склонностям, в научных обществах, в научных школах и т.д.), индивидуальные (подготовка рефератов, сообщений о профессиях и т.д.).

Массовые формы направлены на то, чтобы сформировать у современной учащейся молодежи положительное отношение к труду, глубокое понимание своего гражданского долга, активизировать самопознание и саморазвитие в связи с выбором профессионального пути. Широкое обсуждение проблем выбора профессии расширяет знания о мире труда, о тенденциях современного производства и перспективах развития того или иного профессионального труда.

Групповые формы профориентационной работы предполагают дифференциацию и объединение учащейся молодежи по интересам.

67

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Индивидуальные формы работы в группах с разным уровнем готовности к выбору профессии заключаются в том, чтобы направить деятельность учащихся на самопознание и саморазвитие в связи с выбором профессии, а также организовать «пробу сил» для каждого учащегося с учетом его индивидуальных интересов.

Методы профессиональной ориентации разделяются на словесные, наглядные и практические. Словесные методы характеризуются тем, что в них слова (устные или печатные) являются источником информации о специфике профессии, а также о способах деятельности, направленной на овладение ею. К словесным (устным) методам относят: конференцию, рассказ, беседу, лекцию о профессиях и т.д. К этой же группе методов относят и работу с книгой, справочной литературой.

Практические методы характеризуются тем, что основными источниками информации являются выполняемые практические работы в мастерских, на пришкольных участках и т.д. [4].

В качестве наглядных методов профориентации может выступать не только иллюстрированный материал, схемы, чертежи, карточки, но и практический показ тех или иных действий и приемов, с помощью которых можно достичь результата практической работы в учебных мастерских и т.д.

С точки зрения профориентации, необходимость принятия первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, часто вызывает затруднения и именно поэтому необходима специально организованная, индивидуальная профориентационная работа специалиста (педагога, психолога).

Все вышеизложенное, нацеливает на освоение студентами индивидуального подхода при работе у учащейся молодежью в направлении профориентации. Суть индивидуального подхода в профориентации заключается в следующем: исходить из индивидуальности личности школьника, ее целостности и всестороннего изучения особенностей; учитывать ответную индивидуальную реакцию учащегося на то или иное воспитательное воздействие; развивать собственную активность учащегося в плане подготовки к обоснованному выбору профессии с учетом индивидуальности и возрастных особенностей.

Всестороннее изучение личности учащегося является необходимым условием индивидуальной работы. Однако педагогу часто трудно определить всю совокупность свойств личности, которая отвечала бы требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащихся в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации педагог изучает и направляет развитие интересов, склонностей и способностей личности, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе, своих личных каче-

68

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ствах. В качестве консультанта, осуществляющего индивидуальную работу, могут выступить также классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, в зависимости от того, в чьей помощи больше нуждается учащийся [6].

В диагностической работе педагог должен исследовать все подструктуры личности учащегося, начиная от ее направленности и способностей, а далее - диагностики особенностей характера и темперамента.

Избирательная направленность к определенной области познания, интерес к ее предметной основе, а также положительная эмоциональная реакция к определенной сфере профессиональной деятельности дают основания педагогу констатировать у учащихся интерес к ней.

Устойчивое избирательное отношение учащегося, характеризующееся его стремлением к конкретной практической деятельности, является склонностями. О степени их выраженности можно судить по тому, с каким желанием и как долго по собственной инициативе учащийся может заниматься этой практической деятельностью не только во время учебной деятельности, но и во внеклассной работе [9].

Кроме склонностей у учащихся, в профориентационной работе педагога, важное место занимает выявление их профессиональных намерений, которые проявляются в достаточно устойчивом стремлении овладеть конкретной профессией и для этого получить соответствующее профессиональной образование.

Еще одна важная в профориентационной работе задача - выявить у учащейся молодежи такую подструктуру личности, как способности. Те индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием наиболее продуктивной деятельности, в психологии определяются как способности. В целом о способностях судят по тому, насколько успешна и оригинальна та или иная деятельность учащегося, насколько быстро он усваивает знания и развивает навыки. Любые способности формируются в деятельности, в труде.

Все подструктуры личности изучаются педагогом с помощью психолого-педагогических методов. Условно работу педагога можно разделить на два этапа: первый - всестороннее изучение личности учащегося, или диагностика личностных особенностей с целью установления соответствия их какому-либо виду трудовой деятельности; второй - подготовка к обоснованному выбору профессии.

Комплекс методов по диагностике личностных особенностей включает: наблюдение на уроках и во внеклассной работе; анкетирование учащейся молодежи и их родителей; индивидуальные беседы; дифференциально-диагностический опрос (по ДДО Е.А. Климова).

Все сведения, полученные с помощью данных методов, обобщаются в сводной анкете «Карта профконсультации». В карте фиксируются личностные

69

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

особенности учащегося по специально выделенным параметрам. На основе преобладающих интересов учащегося, его склонностей, способностей, стойких характерологических качеств, педагог делает предварительное заключение о направленности личности при выборе профессии. Наблюдение ведется систематически. Учитывается наличие или отсутствие действий учащегося по развитию своих интересов и склонностей к определенной области знаний, его активность при обсуждении проблем выбора профессии, проявление общетрудовых навыков в учебной и общественно полезной деятельности. Наблюдение позволяет фиксировать внешние проявления личности. С помощью анкетирования у учащихся выявляются преобладающие интересы и склонности, профессиональные стремления, знание своих индивидуальных особенностей, профессиональные намерения. Содержание анкет для родителей направлено на выявление увлечений детей, оценку родителями их способностей, степени участия в домашнем хозяйстве, состояние здоровья, а также роли родителей в выборе профессии их детьми.

Беседа используется для уточнения и дополнения информации, полученной при анкетировании и наблюдении. В беседе основное внимание уделяется уточнению профессиональных намерений учащегося, интересов, склонностей, характерологических качеств, готовности к выбору профессионального пути, советам и рекомендациям по дальнейшей подготовке к выбору профессионального пути.

Индивидуальная работа по профориентации обязательно предполагает совместную работу педагога, психолога и врача. Учащиеся заранее должны знать, имеются ли у них или нет противопоказания по состоянию здоровья к избираемой профессии. Сведения о состоянии здоровья включают: заключение об отсутствии противопоказаний; наличие хронических заболеваний; перечень противопоказаний к определенным профессиям. В заключение первого этапа работы (диагностика личностных особенностей) педагог анализирует затруднения учащегося при выборе профессии, соотносит предварительно его индивидуальные особенности с выбранным видом профессиональной деятельности [7].

В пределах рекомендуемого типа профессиональной деятельности педагог помогает учащемуся уточнить профессиональные планы, т.е. проводит второй этап индивидуальной работы - подготовку к обоснованному выбору профессии. На этом этапе индивидуальной работы особое значение приобретает руководство педагога профессиональным самоопределением учащейся молодежи.

По мнению Н.С. Пряжникова, С.В. Молчанова, К.А. Кирсанова сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [5].

70

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Исходя из этого определения, целью деятельности педагога в профессиональном самоопределении учащихся становится формирование у них внутренней готовности к осознанному выбору будущей профессии. Для этого необходимо формировать у них готовность к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального жизненного и личностного развития, готовности к корректировке и реализации перспектив этого развития. Важно сформировать у них способность воспринимать себя как развивающуюся во времени личность, способную самостоятельно находить для себя значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Для того чтобы эту цель достигнуть необходимо взаимодействие двух сторон. С одной стороны - учащийся, как самоопределяющийся субъект, а с другой - специалист, направляющий и формирующий у него готовность и способность к адекватному выбору профессиональной деятельности, вне зависимости от этапа его жизненного пути [7].

Для самоопределяющейся личности особое значение имеет составленный ею личный профессиональный план. [8] Он выделяет те особенности профессионального самоопределения учащегося, которые необходимы специалисту для определения содержания деятельности с ним, направленной на оказании помощи в его профессиональном самоопределении.

Таким образом, сформированность определенных качеств личности у школьника в процессе решения его проблем в профессиональном самоопределении, свидетельствует об успешности этой деятельности. Это такие качества, как:

- внутренняя готовность к адекватному выбору жизненного пути и осознанному и самостоятельному построению профессиональных перспектив своего развития (готовность их реализовывать и при необходимости корректировать);

- внутренняя готовность осознавать себя развивающейся во времени личностью и в связи с этим уметь мотивировать себя к избранной профессиональной деятельности (т.е. в изменяющемся времени находить для себя личностно значимые смыслы в этой деятельности).

Все эти качества личности, формируемые в процессе профессионального самоопределения, способствуют в дальнейшем успешной адаптации молодых специалистов в профессиональной среде. Происходит это за счет возможности учащейся молодежи адекватно подойти к выбору будущей профессии, развития у них устойчивой мотивации к избранной профессии, в целом, повышения качества профильной допрофессиональной подготовки.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение учащейся молодежи является сложной и комплексной деятельностью. Успех этой деятельности зависит от двух важных факторов: качества организации помощи учащимся в этом процессе

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

(начиная с формирования профессиональных намерений) и определения содержания этого процесса. В связи с этим, существенное значение приобретает качество и уровень подготовки будущих педагогов в процессе обучения в вузе к управлению профо-риентационной работой в структуре образовательных организаций. При подготовке бакалавров к использованию индивидуального подхода в профориентационной деятельности необходимо учитывать, что сущностью индивидуального подхода в профориентации учащейся молодежи является учет индивидуальности личности каждого молодого человека, его индивидуальной реакции на воспитательное воздействие и развитие собственной активности в подготовке к обоснованному выбору профессии.

Литература:

1. Долгова В.И., Луткова А.М. Психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №2. С. 113-119.

2. Затеева Т.Г. Профессиональная социализация учащейся молодёжи // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. №3/4. С. 82-85.

3. Затеева Т.Г. Профессиональная социализации студентов на этапе вузовской подготовки // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. №15. С. 65-67.

4. Пряжников Н.С. Основы организации и планирования профориентацион-ной работы в школе // Психологическая наука и образование. 2004. №4. С. 85-94.

5. Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Психологические исследования. 2018. Т. 11, №62. С. 7.

6. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации // Дискуссия. 2014. №5(46). С. 123-127.

7. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5(72). С. 203-205.

8. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 316-318.

9. Хабарова Н.Г. Профессиональная ориентация как этап профессиональной социализации будущего специалиста // Профессиональное образование и общество. 2016. №4(20). С. 215-219.

10. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8, №2. С. 209-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

11. Clouder L. Becoming professional: exploring the complexities of professional socialization in health and social care // Learning in Health and Social Care. 2003. T. 2, №4. C. 213-222.

12. Tarasenko L., Rozin M., Svechkarev V Professional socialization of young people in the media: cognitive modelling // Media Education Journal, 2019. T. 59, №4. C. 588-593.

Literature:

1. Dolgova V.I., Lutkova A.M. Psychological and pedagogical facilitation of professional self-determination of high school students // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 2. P. 113-119.

2. Zateeva T.G. Professional socialization of student youth // Postgraduate Bulletin of the Volga Region. 2014. No. 3/4. P. 82-85.

3. Zateeva T.G. Professional socialization of students at the stage of university training // Bulletin of Moscow Institute of Public Administration and Law. 2016. No. 15. P. 65-67.

4. Pryazhnikov N.S. Fundamentals of the organization and planning of career guidance at school // Psychological Science and Education. 2004. No. 4. P. 85-94.

5. Pryazhnikov N.S., Molchanov S.V., Kirsanov K.A. Moral and value bases of the process of professional self-determination in adolescence // Psychological research. 2018. Vol. 11, No. 62. P. 7.

6. Saenko L.A., Zateeva T.G. Professional education as a basic process of professional socialization // Discussion. 2014. No. 5(46). P. 123-127.

7. Saenko L.A., Khimich Zh.G. Conditions for the formation of professional patriotism among studying youth // World of science, culture, education. 2018. No. 5(72). P. 203-205.

8. Saenko L.A. Destructive factors of the process of professional socialization at the training stage // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 59-1. P. 316-318.

9. Khabarova N.G Vocational guidance as a stage of professional socialization of a future specialist // Vocational Education and Society. 2016. No. 4(20). P. 215-219.

10. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. V. 8, №2. P. 209-216.

11. Clouder L. Becoming professional: exploring the complexities of professional socialization in health and social care // Learning in Health and Social Care. 2003. V. 2, №4. P. 213-222.

12. Tarasenko L., Rozin M., Svechkarev V Professional socialization of young people in the media: cognitive modelling // Media Education Journal, 2019. V. 59, №4. P. 588-593.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.