УДК 378
Особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре
Сучкова Т.В.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета
В статье анализируются теоретические представления о процессе профессионального саморазвития личности в психологии и социологии. Рассматриваются особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре, анализируются результаты опроса магистрантов российских вузов, раскрывающие особенности профессионального саморазвития студентов, обучающихся в магистратуре.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, личность, профессиональное самоопределение, студенты, магистранты
Профессиональное саморазвитие представляет собой целенаправленный процесс постоянного повышения личностью уровня своей профессиональной компетентности, развития профессионально важных качеств в соответствии со своими представлениями и потребностями, с одной стороны, и внешними социальными требованиями и условиями профессиональной деятельности, с другой. Актуальность изучения проблем профессионального саморазвития молодежи в процессе обучения в высшем учебном заведении обусловлена современной ситуацией на рынке труда. Возрастающая конкуренция, сокращение рабочих мест, связанное с глобальными изменениями в мире, такими как пандемия, цифровизация, роботизация, приводят к пересмотру требований и подходов к выполнению профессиональной деятельности. Отдельные профессии теряют свою актуальность в определенные периоды времени, другие в целом прекращают свое существование. Все это требует от молодых людей осознанного выбора профессии в юношеском возрасте, затрудняет возможность быть приверженцем одной профессии в период взрослости, создает необходимость развивать профессиональную мобильность и стремиться к постоянному профессиональному саморазвитию. Обучение в магистратуре, как правило, считается более осознанным, у студентов имеются 128
четкие представления о целях обучения, особенно в тех случаях, когда оно продолжается не сразу после окончания бакалавриата, а после приобретения профессионального опыта. В то же время обучение в магистратуре дает возможность, в случае необходимости, продлить период профессионального самоопределения, являющегося важнейшим условием для реализации профессионального саморазвития. Таким образом, в данной статье рассматриваются особенности профессионального саморазвития студентов, обучающихся в магистратуре.
Профессиональное развитие и саморазвитие личности представляет собой длительный процесс, охватывающий практически всю сознательную жизнь человека. В работах Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера подробно описаны стадии профессионального развития личности, его детерминанты и кризисы. Профессиональное саморазвитие личности также является предметом исследований во многих гуманитарных науках, в частности, психологии, социологии, педагогике.
В отечественной психологии проблема профессионального саморазвития описана в трудах Л.И. Анциферовой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.А. Бо-далева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др. При этом профессиональное саморазвитие рассматривается как неотъемлемая
часть личностного саморазвития. Именно личност-но значимая для человека профессиональная деятельность в период взрослости детерминирует весь процесс саморазвития личности.
По мнению Л.И. Анцыферовой [1], благодаря профессиональной деятельности человеку открываются пути включения в новые сферы жизни общества, новые социальные структуры и связи. Ведущая профессиональная деятельность эмоционально захватывает человека, благодаря чему личность дополняется, раскрывается в рамках деятельности и в итоге начинает отождествлять себя с ней. Все это приводит к тому, что успехи, достигнутые в деятельности, начинают переживаться как свои, таким образом, профессиональное саморазвитие становится ведущим по отношению к личностному.
Процесс профессионального саморазвития возможен в том случае, если при реализации трудовой деятельности личность ориентируется на модель профессионального развития. В работах Л.М. Ми-тиной [2] приводится описание двух моделей профессионального труда в соответствии со способами жизни, описанными С.Л. Рубинштейном. Первая, адаптивная модель, предполагает стремление человека при реализации профессиональной деятельности следовать требованиям внешних обстоятельств. Вторая, модель профессионального развития, наоборот, предполагает стремление человека стать субъектом своей профессиональной деятельности, проявить активность при ее реализации, выйти за пределы требований ситуации и сделать профессию предметом практического преобразования и, как следствие, источником саморазвития. Именно такой подход позволяет человеку понимать свои преимущества и трудности в профессии, намечать пути преодоления трудностей и разрабатывать программу профессионального саморазвития и самосовершенствования.
В социологии профессиональное саморазвитие рассматривается в контексте вторичной социализации, как процесс, детерминированный внешними социальными факторами и позволяющий личности занять определенное социальное положение. Начальным этапом профессионального саморазвития считается профессиональное самоопределение, далее следуют этап профессиональной самоактуализации и этап профессиональной самореализации. Проблеме профессионального самоопределения посвящены социологические исследования М.В. Ба-тыревой, И.С. Кона, Д.Л. Константиновского, Я.В. Дидковской, Е.Н. Шаровой и др.
И в психологическом, и в социологическом подходах к изучению процесса профессионального саморазвития личности ключевую роль играет концепция человека как субъекта развития и саморазвития, представленная в работах К.А. Абульхановой, В.И. Андреева, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлин-
ского, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.В. Селиванова и др. Следуя данной концепции, Т.Н. Овчарова, А.О. Овчаров [3] рассматривают профессиональное саморазвитие как процесс эволюции субъектного потенциала, успех которого зависит от актуализации личностью своей способности быть субъектом на каждом этапе профессионального и личностного развития.
Профессиональное саморазвитие начинается с момента осознания человеком необходимости преобразования самого себя, своих профессиональных умений и навыков, поиска новых возможностей самореализации в профессиональной деятельности. Таким образом, для системы профессионального образования актуальной является задача направить обучающихся на путь развития и саморазвития, актуализировать способность быть субъектом своей жизни и деятельности. Рассмотрим возможности обучения в магистратуре как фактора, способного активизировать процесс профессионального саморазвития личности.
Магистратура является второй ступенью высшего профессионального образования и ориентирована на формирование готовности выпускников к научно-исследовательской, организационно-управленческой, научно-педагогической деятельности. При этом направление обучения в магистратуре может отличаться от направления обучения, освоенного на первой ступени высшего профессионального образования (бакалавриате или специалитете). Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования в России начался еще в 2007 г., но, несмотря на это, до сих пор магистратура в российской системе образования находится в процессе формирования и постоянной трансформации. Существуют различные подходы [4] при анализе назначения магистратуры в системе высшего образования, направленности магистерских программ, содержания и форм обучения магистрантов, критериев оценки качества их подготовки.
При анализе особенностей профессионального саморазвития личности в период освоения второй ступени высшего образования наибольший интерес представляют мотивы поступления в магистратуру. В 2019-2020 гг., в рамках исследовательского проекта «Рождение российской магистратуры» [5], реализуемого сотрудниками НИУ «Высшая школа экономики», был проведен опрос магистрантов российских вузов, в том числе вузов Республики Татарстан. Рассмотрим результаты данного опроса, представленные в открытом доступе, на сайте данного проекта [6]. Так, в ходе опроса было выявлено, что большинство магистрантов (80 %) продолжают обучение в том же вузе, в котором осваивали уровень бакалавриата, и только 20 % выбирают другое учебное заведение. Относительно направленности
и профиля обучения результаты распределяются следующим образом: 45 % продолжают обучаться по тому же направлению подготовки, которое осваивали во время обучения на бакалавриате; 31 % выбирают другой профиль обучения, но не меняют направление; 24 % предпочли сменить направление подготовки по сравнению с бакалавриатом. С одной стороны, такие результаты могут свидетельствовать о профессиональном самоопределении поступающих в магистратуру и стремлении развиваться именно в том направлении, которое было выбрано на первой ступени высшего образования. С другой стороны, учитывая наличие в обществе стереотипа относительно бакалавриата как «неполного» высшего образования, возможно, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии осознанного выбора в пользу продолжения обучения на второй ступени высшего образования.
Также следует отметить, что большинство поступающих в магистратуру решают продолжить обучение сразу же после окончания бакалавриата (76 % опрошенных). При этом приоритетными мотивами поступления в магистратуру для данной категории опрошенных считаются возможности карьерного роста (41,1 %) и стремление получать более высокую заработную плату (13,5 %). Среди обучающихся, поступивших в магистратуру после приобретения профессионального опыта, через два-три года после окончания первой ступени высшего образования, наиболее популярным мотивом поступления оказалась возможность сменить направление обучения (33 %). Среди магистрантов, имеющих диплом специалиста, ведущим является мотив самореализации и саморазвития (39,6 %). Из полученных результатов следует, что модель профессионального развития при реализации профессиональной деятельности в большей степени свойственна студентам, имеющим высшее образование на уровне специалиста и получившим определенный опыт работы. В группе опрошенных, поступивших в магистратуру сразу после окончания бакалавриата, детерминирующими причинами при принятии решения о продолжении обучения и его направлении являются внешние факторы, что свидетельствует о низком уровне актуализации субъектного потенциала, необходимого для процесса профессионального саморазвития.
По мнению опрошенных магистрантов, наиболее успешно развитыми у них компетенциями являются умения принимать решения и нести за них ответственность (82,4 %), умение работать с данными (71,1 %), навыки самоорганизации и самообучения (77,2 %), исполнительская дисциплина (75,1 %). Компетенции, которые опрошенным хотелось бы развить в процессе обучения в магистратуре, связаны с навыками предпринимательской деятельности (67 %), навыками коммуникации на иностранном 130
языке (64 %) и потребностью в узкоспециализированных знаниях по профессии (49 %). Исходя из полученных результатов, можно предположить, что опрошенные в первую очередь ориентированы на развитие компетенций, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда и позволяющих рассчитывать на карьерный успех в современных условиях, что соотносится с наиболее популярными мотивами обучения. При этом опрошенные высоко оценивают свои способности к самоорганизации и самообучению, что предполагает проявление самостоятельности и ответственности при выполнении учебных работ и заданий. Также позитивно опрошенные оценивают свою исполнительскую дисциплину, при этом преподаватели, работающие с магистрантами, наоборот, отмечают низкую заинтересованность студентов в учебной деятельности, частое нарушение сроков выполнения учебных заданий со стороны студентов-магистрантов. Такая уверенность опрошенных в высоком уровне развития у них обозначенных качеств в контексте профессионального и личностного саморазвития может быть рассмотрена как препятствие, так как первым этапом любого вида саморазвития является осознание личностью необходимости в изменениях.
Таким образом, проведенный анализ литературы показывает, что профессиональное саморазвитие представляет собой процесс, напрямую зависящий от уровня субъектности личности, направленный на постоянное развитие и совершенствование личностью своих профессиональных навыков и способов выполнения деятельности, обеспечивающих ее успешность и достижения в обществе. Обучение в магистратуре обладает потенциальными возможностями для активизации данного процесса, при условии осознанного выбора обучающимся направления обучения, стремлении к совершенствованию своих профессиональных умений и навыков в процессе обучения и пониманию возможностей применения результатов обучения в своей профессиональной деятельности. К сожалению, результаты опросов [6] и наблюдений в процессе работы с магистрантами свидетельствуют о том, что большинство обучающихся в магистратуре обладает низким уровнем субъектности личности по отношению к учебной и профессиональной деятельности, характеризуется отсутствием четких профессиональных планов развития и саморазвития и следует при реализации профессионального труда адаптивной модели поведения, затрудняющей процесс профессионального саморазвития личности. Таким образом, при организации обучения в магистратуре и на старших курсах бакалавриата необходимо применять формы и методы обучения, способствующие переориентации студентов на модель профессионального развития при реализации профессиональной деятельности и повышению уровня субъектности личности в учеб-
ной и профессиональной деятельности, с целью повышения эффективности обучения студентов и активизации процесса их личностного и профессионального саморазвития.
Литература:
1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Предисл. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 512 с.
2. Митина Л.М. Два способа жизни (по С.Л. Рубинштейну) - две модели профессиональной жизне-
деятельности человека в современном мире // Психология человека в современном мире. Т. 3.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
- 400 с.
3. Овчарова Т.Н., Овчаров А.О. Профессиональное саморазвитие человека как эволюция его субъектного потенциала // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2018. - № 1 (49). - С. 43-53.
4. Опфер Е.А. Трансформации российской магистратуры // Высшее образование в России. -2021. - Т. 30. - № 1. - С. 36-48.
5. Гармонова А.В., Щеглова Д.В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 36 с.
6. Проект «Ландшафт российской магистратуры» (Материалы). - URL: http: //www.ioe.hse.ru/ rusmag/materials (дата обращения: 20.11.2021).
Features of Professional Self-Development of Students in the Process of Master's Education
Suchkova T. V.
Kazan State University of Architecture and Engineering
The article analyzes theoretical ideas of the process of professional self-development of personality in psychology and sociology. Also, the article describes the features of professional self-development of students in the process of master's education, and analyzes the results of a survey of master's students of Russian universities, revealing the features ofprofessional self-development of students during their studies in the master's degree.
Key words: professional self-development, personality, professional self-determination, students, master's students