Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна

Раскрывается процесс расширения профессионально-личностного развития студентов, обучающихся в магистратуре, что обеспечивает высокий уровень профессиональной продуктивности в будущем. На основе эмпирического исследования определены субъективные мотивы поступления и трудности, встречающиеся на пути магистрантов. Именно магистерская подготовка должна быть ориентирована не только на формирование готовности магистрантов технического вуза к профессиональной деятельности, но и на подготовку высококвалифицированного специалиста с развитыми личностными качествами. Оказалось, что успешное обучение требует продуктивных отношений и конструктивного общения между преподавателем и студентом. Преподаватель должен уделять больше внимания магистрантам, прибывшим из других направлений подготовки, организовывать для них дополнительные консультации как индивидуализированную форму приобретения знаний и опыта, а также конструктивно использовать часы, отведенные на самостоятельную работу, для организации сотрудничества со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF TECHNICAL UNIVERSITY UNDERGRADUATES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

In the work briefly deals with the concept of “professional development», which involves a professional choice, a line of career, features of professional behaviour at work, professional achievements, satisfaction from the process and results of labor, efficiency of educational behavior of personality change or stability of the workplace, the profession. The article reveals the process of expanding the professional and personal development of students studying for a master’s degree, which ensures a high level of professional productivity in the future. On the basis of empirical research, the subjective motives of admission and difficulties encountered on the way of undergraduates were determined. Therefore, master’s degree training should be focused not only on the formation of the readiness of undergraduates of a technical University for professional activity, but also on the training of a highly qualified specialist with developed personal qualities. As a result, it turned out that successful learning requires a productive relationship and constructive communication between the teacher and the student. For undergraduates, the teacher should pay more attention to undergraduates who come from other areas of training, organize additional consultations for them as an individualized form of acquiring knowledge and experience, and constructively use the hours allocated for independent work to organize cooperation with students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.147

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-154-159

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Толстоухова

Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Раскрывается процесс расширения профессионально-личностного развития студентов, обучающихся в магистратуре, что обеспечивает высокий уровень профессиональной продуктивности в будущем. На основе эмпирического исследования определены субъективные мотивы поступления и трудности, встречающиеся на пути магистрантов. Именно магистерская подготовка должна быть ориентирована не только на формирование готовности магистрантов технического вуза к профессиональной деятельности, но и на подготовку высококвалифицированного специалиста с развитыми личностными качествами. Оказалось, что успешное обучение требует продуктивных отношений и кон -структивного общения между преподавателем и студентом. Преподаватель должен уде -лять больше внимания магистрантам, прибывшим из других направлений подготовки, организовывать для них дополнительные консультации как индивидуализированную форму приобретения знаний и опыта, а также конструктивно использовать часы, отведенные на самостоятельную работу, для организации сотрудничества со студентами.

Ключевые слова: магистратура, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, личностное развитие, высшая школа.

Период обучения в вузе направлен на присвоение и реализацию профессиональных умений, навыков, знаний. В науке существуют различные определения понятия «профессиональное развитие». Оно включает в себя направление профессионального выбора, линию построения карьеры, особенности профессионального поведения на работе, наличие профессиональных достижений, удовлетворенность от процесса и результатов труда, эффективность образовательного поведения личности, смену или стабильность рабочего места, профессии и пр. [1].

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в их основе лежит принцип саморазвития: личность, ориентируясь на свои способности, превращает собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и творческой самореализации. Интеграция профессионального и личностного развития, с теоретико-методологической точки зрения, основывается на деятельностном подходе, центральным положением которого является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности [2]. Профессионально-личностное развитие обучающихся требует учета их индивидуальных характеристик, специфики и особенностей проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Понимание профессионального образования в качестве одной из ведущих ценностей самосозидания актуализирует у студентов потребность в профессионально-личностном развитии. Чтобы реализовать потребность в самосовершенствовании, самодостраивании, саморазвитии, они продолжают свое обучение на втором образовательном уровне - в магистратуре.

Как отмечают В. С. Сенашенко, Н. А. Пыхтина, сегодня магистратура становится, по существу, ключевой программой подготовки специалистов с высшим образованием высо-

кой квалификации [3, с. 15]. Магистратура развивает узкопрофильные компетенции, дает возможность получить углубленные знания по специальности и подготавливает фундамент для научной или управленческой карьеры. Кроме успешного овладения необходимой базой знаний и умений в соответствии со спецификой выбранной профессии, важно также владеть максимально выраженными профессионально необходимыми качествами и практическими навыками как условиями эффективного выполнения трудовых функций на любом этапе профессионального становления личности [4]. Обучение в магистратуре должно быть ориентировано не только на формирование профессиональных знаний и навыков, лежащих в основе компетенций, но и на подготовку высококвалифицированного специалиста с развитым творческим потенциалом, высокой активностью и сформировавшимися личностными качествами [5].

Цель исследования - раскрыть магистратуру как один из образовательных путей для развития и формирования профессиональной деятельности магистранта. Осенью 2020 г. был проведен опрос, в котором приняли участие 54 магистранта первого курса Тюменского индустриального университета, обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело». Средний возраст магистрантов - 23 года.

Большинство студентов поступает в магистратуру сразу после первой ступени высшего образования (бакалавриата), некоторые - после 2-3 лет трудовой деятельности, с корректировкой направления подготовки; небольшое число - спустя длительный промежуток времени после получения первого высшего образования (обычно по требованию работодателя или по другим причинам). Диплом бакалавра по направлению «Нефтегазовое дело» имеют 74 % опрошенных магистрантов. У остальных 26 % респондентов образование непрофильное, однако относится к инженерно-техническому или естественно-научному. Группу работающих составляют 84 % студентов. Среди них на месторождениях нефти и газа (бурильщиками, операторами, мастерами) трудятся 41 %; в офисах нефтегазодобывающих компаний на специальностях, соответствующих образованию, - 26 %; занимаются научно-исследовательской деятельностью в профильных институтах 8 %; преподают в колледжах и подготовительных центрах 6 %; подрабатывают в других сферах 3 %. Не работают 16 % опрошенных магистрантов. Таким образом, большинство студентов имеют образование по направлению магистратуры и работают по специальности, заинтересованы в профессиональном успехе и продвижении на работе.

Особое внимание следует уделить магистрантам, пришедшим в нефтегазовое дело с других направлений подготовки, так как у них могут возникнуть трудности в обучении в связи с отсутствием базовых профильных компетенций, которые закладываются при обучении в бакалавриате, и практического опыта, получаемого на практиках. Возможна ситуация, когда магистранты без профильного базового образования за два года обучения могут:

- хуже усвоить фундаментальную базу специальности, поскольку учебные курсы предусматривают освоение углубленных, а в некоторых случаях - узкоспециализированных знаний;

- им требуется более углубленное прохождение практики;

- не пройти профессионально-компетентностное развитие в полном объеме.

Считаем, что для таких обучающихся необходимо ввести дополнительные часы индивидуальных консультаций как важный и необходимый элемент учебного процесса и дополнительную практику, направленную на самопознание, самоуправление профессиональным и личностным развитием.

Основной мотив поступления в магистратуру, которым руководствуются более 60 % респондентов, - это углубление знаний, полученных в бакалавриате. Еще одна группа ма-

гистрантов (33 %) указывает на расширение знаний и получение дополнительной квалификации. Поскольку нефтегазовая отрасль занимает лидирующее положение в российской экономике, то магистранты ставят своей целью трудоустройство на высокооплачиваемые должности. Небольшая часть респондентов (4 %) определили такие мотивы: «развитие себя и своего кругозора», «средство смены профессиональной деятельности». И совсем незначительная часть респондентов (3 %) стремится заниматься научной деятельностью, планируя продолжить образование в аспирантуре. Интересен тот факт, что есть такие магистранты, которые не смогли сформулировать цель и мотивы своего обучения в магистратуре.

Требуется отметить, что для студентов, пришедших в магистратуру сразу после бакалавриата, важнее трудоустройство и рост по карьерной лестнице. Обучающиеся, которые уже трудоустроены, прогнозируют траекторию своего дальнейшего профессионального развития, рассматривают магистратуру как новые горизонты получения знаний, стремясь не только к пользе для себя, но и для всей отрасли. Студенты, имеющие несколько лет трудового стажа, полагают, что магистратура даст им возможность «узнать об инновациях в нефтегазовой сфере», «получить дополнительные знания и возможность реализовать их, а может, и внедрить в реальное производство». У этой части студентов может появиться потеря изначальной мотивации, причина которой кроется в следующем. После нескольких лет работы обучающиеся проявляют критическую точку зрения: они уверены, что достойны положительных оценок даже при наличии ошибок в выполняемых учебных заданиях. Не встречая при этом поддержки в лице преподавателя (и при отсутствии желания рационально взглянуть на ситуацию), такие студенты могут решить, что их незаслуженно принижают, что и ведет к демотивации.

В ходе опроса обучающимся предлагалось отметить трудности, возникшие в первые месяцы обучения в магистратуре. Оказалось, что больше всего они недовольны количеством выделенных часов на самостоятельную работу и, как следствие, качеством самоконтроля, жалуются на то, что часто необходимо изучить значительный объем учебной информации по предмету самостоятельно в качестве домашнего задания и что при этом результат не проверяется преподавателем в явном виде в ходе контрольных работ или в личной беседе - он получает оценку только на сессии либо при изучении предметов, включенных в программу следующих семестров. Эта проблема постепенно решается введением промежуточной аттестации студентов в рамках балльно-рейтинговых систем. Однако результаты опроса показывают, что студенты все равно имеют трудности с самоконтролем.

Следующая проблема, с которой сталкивается около половины обучающихся, - непонимание материала некоторых дисциплин. Студентам не объясняют целесообразность включения в учебный план тех или иных предметов. Это, в свою очередь, формирует критическое отношение к изучаемым дисциплинам, и некоторые обучающиеся пропускают занятия, в результате чего у них возникают пробелы в знаниях и проблемы при получении зачета.

К более «возрастной» трудности, возникающей у студентов, поступающих в магистратуру спустя несколько лет трудовой деятельности, можно отнести следующую. Магистратура подразумевает взаимодействие с большим количеством информации, ее систематизацию и визуальное представление результата. Обучающиеся же, занимающие рабочие должности, довольно быстро отвыкают от теоретических методов обработки информации (анализ, синтез, реферирование), что особенно заметно при изучении ими дисциплин гуманитарного профиля - философии, психологии, педагогики и др. Хотя благодаря именно этим предметам у магистрантов в значительной части осуществляется профессионально-

личностное развитие [6]. Трудности, возникающие у первокурсников, требуют мобилизации умственных способностей (особенно в периоды аттестаций). В результате такой периодически повышенной умственной активности им становится легче проявлять усидчивость, целеустремленность и достигать более высоких учебных результатов.

Проанализировав, с какими трудностями столкнулись магистранты первого курса, подчеркнем, что часы учебного плана, выделенные на самостоятельную работу, как раз направлены на саморазвитие обучающихся, в котором ключевая роль принадлежит самостоятельной активности субъекта развития. Самостоятельная работа магистра представляет собой неотъемлемую и важную составляющую учебного процесса в сфере, которая связывает все методы и формы обучения между собой [7, с. 12]. Именно самостоятельная работа, самостоятельное управление процессом профессионального и личностного развития являются основой, содержащей внутренние стимулы развития. Этому способствует и научно-исследовательская деятельность как еще один вид самостоятельной работы. Она призвана стимулировать учебную активность, служить важнейшим средством профессионально-личностного развития.

Кроме того, в учебном плане магистратуры преобладают дисциплины, стирающих грань между теорией и практикой [8]. Студенты учатся использовать теоретические знания при анализе реальных трудовых ситуаций, решении задач, аналогичных тем, которые будут возникать на рабочем месте. Образовательный процесс следует выстроить таким образом, чтобы, используя мотивацию студента/магистранта, нацелить его на новые возможности самореализации и подготовить к работе во внезапно усложнившихся рыночных условиях [9, с. 14].

В ходе исследования выявлено, что в среде магистрантов формируется специфическая атмосфера. Поскольку большинство из них заинтересованы в будущей профессиональной деятельности, а работающая их часть имеет, кроме прочего, профессиональный жизненный опыт, между ними происходит активный взаимный обмен информацией, причем не только профессиональной или учебной. Именно это влияние, подкрепленное дружескими отношениями (а не рабочей конкуренцией), формирует данную атмосферу. Она отличается от атмосферы, характерной для бакалавриата. А. В. Леденева отмечает, что «магистратура -это образование взрослых... Данный возраст определяется учеными как „период достижений", когда личность использует интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, уже имея за плечами определенный социальный, учебный профессиональный опыт» [10, с. 79-80].

Таким образом, для профессионально-личностного развития студенту часто необходимо преодолеть немало трудностей. В этой связи тревожит тот известный факт, что некоторые магистранты, попадая в некомфортную ситуацию, предпочитают «закрыться» в ней от преподавателя, вместо того чтобы через конструктивный диалог с последним найти решение. Очевидно, что у истоков успешного обучения в магистратуре должны стоять продуктивные взаимоотношения преподавателя и студента. Со стороны преподавателя необходимо больше внимание уделять магистрантам, пришедшим из других направлений подготовки, организовать для них дополнительные консультации как индивидуализированную форму приобретения знаний и опыта, конструктивно использовать часы, выделенные на самостоятельную работу, для организации сотрудничества с обучающимися.

Подытоживая результаты исследования, квалифицируем что большая часть магистрантов направлена на присвоение и реализацию профессиональных умений, навыков, знаний. Однако из-за выявленных в ходе опроса магистрантов сложностей потенциал этого пути раскрывается в достаточной степени только для тех обучающихся, которые сами заинтере-

сованы в своем развитии. Для других же два года обучения в магистратуре могут оказаться

тратой времени, что может отрицательно сказаться на успешности их будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Цай А. Б. Психологические особенности развития профессионализма // Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 118-125.

2. Баканова И. Г. Профессионально-личностное развитие студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2011. 20 с.

3. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 13-25.

4. Сулима В. Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Вестн. Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 5. С. 74-78.

5. Кисельман М. В. Особенности профессионально-личностного развития студентов технического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2012. № 2. С. 51-53.

6. Поздеева С. И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 144-152.

7. Фортунатов А. А. Инновационная деятельность в условиях магистратуры в образовательной среде вуза // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 4. С. 10-16.

8. Вапилин Е. Г. О методике проведения учебных занятий по историческим аспектам военного управления: поиски, находки, перспективы // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы VI Межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ВВМ, 2019. С. 383-391.

9. Зинцова М. В. Взаимодействие преподавателя и студента в условиях реализации модели обучения «бакалавриат - магистратура» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 28. С. 11-14.

10. Леденева А. В. Профессионально-квалификационный портрет магистранта // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-10. С. 78-81.

Толстоухова Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет (ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625000). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.07.2020

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-154-159

FORMATION OF READINESS OF TECHNICAL UNIVERSITY UNDERGRADUATES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

I. V. Tolstoukhova

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

In the work briefly deals with the concept of "professional development», which involves a professional choice, a line of career, features of professional behaviour at work, professional achievements, satisfaction from the process and results of labor, efficiency of educational behavior of personality change or stability of the workplace, the profession. The article reveals the process of expanding the professional and personal development of students studying for a master's degree, which ensures a high level of professional productivity in the future. On the basis of empirical research, the subjective motives of admission and difficulties encountered on the way of undergraduates were determined. Therefore, master's degree training should be focused not only on the formation of the readiness of undergraduates of a technical University for professional activity, but also on the training of a highly qualified

specialist with developed personal qualities. As a result, it turned out that successful learning requires a productive relationship and constructive communication between the teacher and the student. For undergraduates, the teacher should pay more attention to undergraduates who come from other areas of training, organize additional consultations for them as an individualized form of acquiring knowledge and experience, and constructively use the hours allocated for independent work to organize cooperation with students.

Keywords: master's degree, professional development, professional activity, personal development, higher school.

References

1. Tsay A. B. Psikhologicheskiye osobennosti razvitiya professionalizma [Psychological features of professional development]. Professional'naya oriyentatsiya, 2017, no. 2, pp. 118-125 (in Russian).

2. Bakanova I. G. Professional'no-lichnostnoye razvitiye studentov - budushchikh ekonomistov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Professional and personal development of students-future economists in the process of learning a foreign language. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Samara, 2011. 20 p. (in Russian).

3. Senashenko V. S., Pykhtina N. A. Preyemstvennost' bakalavriata i magistratury: nekotorye klyuchevye problem [Continuity of bachelor's and master's degrees: some key issues]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 12, pp. 13-25 (in Russian).

4. Sulima V. N. Lichnostno-professional'noye razvitiye studentov v period obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii [Personal and professional development of students during their studies at a higher educational institution]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2017, vol. 23, no. 5, pp. 74-78 (in Russian).

5. Kisel'man M. V. Osobennosti professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov tekhnicheskogo kolledzha [Features of professional and personal development of technical College students]. Sredneye professional'noye obrazovaniye, 2012, no. 2, pp. 51-53 (in Russian).

6. Pozdeyeva S. I. Magistratura kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo razvitiya studenta i prepodavatelya [Master's degree program as a space for professional and personal development of students and teachers]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2018, vol. 27. no. 3, pp. 144-159 (in Russian).

7. Fortunatov A. A. Innovatsionnaya deyatel'nost'v usloviyakh magistratury v obrazovatel'noy srede vuza [Innovative activity in the conditions of master's degree in the educational environment of the University]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2017, no. 4, pp. 10-16 (in Russian).

8. Vapilin E. G. O metodike provedeniya uchebnykh zanyatiy po istoricheskim aspektam voyennogo upravleniya: poiski, nakhodki, perspektivy [On the methodology of conducting training sessions on historical aspects of military management: searches, finds, prospects]. Razvitiye voyennoypedagogiki vXXI veke: materialy VIMezhvuzovskoy naucno-prakticheskoy konferentsii [Development of military pedagogy in the XXI century: materials of the VI Inter-University scientific-practical conference]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo VVM Publ., 2019. Pp. 383-391 (in Russian).

9. Zintsova M.V. Vzaimodeystviye prepodavatelya i studenta v usloviyakh realizatsii modeli obucheniya "bakalav-riat - magistratura" [Interaction between a teacher and a student in the context of implementing the "bachelor's -master's degree" training model]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera, 2013, no. 28, pp. 11-14 (in Russian).

10. Ledeneva A. V Professional'no-kvalifikatsionnyy portret magistranta [Professional qualification portrait of a master's student]. Teoreticheskiye iprikladnye aspekty sovremennoy nauki, 2015, no. 7-10, pp. 78-81 (in Russian).

Tolstoukhova I. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Assciate Professor, Industrial University of Tyumen (ul. Volodarskogo, 38, Tyumen, Russian Federation, 625000). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.