Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МАГИСТРАНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МАГИСТРАНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТЫ / ПРОБЛЕМЫ МАГИСТРАНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / UNDERGRADUATES / PROBLEMS OF UNDERGRADUATES / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROGRAMS / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова О.И.

На основании результатов социологического исследования рассмотрен комплекс разноплановых проблем, свойственных современным магистрантам и выпускникам профессионально-педагогического вуза. Количественный и качественный анализ позволяет воспроизвести классификацию и прийти к выводу, что выявленные проблемы магистрантов и выпускников магистратуры релевантны проблемам, имеющим место во всей системе магистерского образования России. Наиболее актуальными из них выступают такие, как уровень научно-исследовательской работы в плане подготовки публикаций и написания выпускной квалификационной работы, организация различных видов практик, цифровизация образовательного процесса, в том числе внедрение дистанционных модулей и форм интерактивного взаимодействия студентов с преподавателями. Результаты исследования стали основой для принятия управленческих решений администрацией вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEM FOR MODERN UNDERGRADUATES: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article, based on the results of a sociological study, considers a complex of diverse problems typical of modern undergraduates and graduates of a professional pedagogical University. Quantitative and qualitative analysis of the identified problems allowed us to reproduce their classification. The authors come to the conclusion that the identified actual problems of undergraduates and graduates of the master's degree are relevant to the inconsistencies that occur in the entire system of master's education in Russia. The most urgent problems, according to the respondents, are such as: organization of research work in terms of preparing publications and writing final qualifying work; organization of various types of practices; digitalization of the educational process in terms of organizing distance modules and forms of interactive interaction with teachers. The results of the study became the basis for making management decisions by the University administration.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МАГИСТРАНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Раздел 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.011.32-052:[37.012:303.4]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МАГИСТРАНТОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

О. И. Власова

кандидат социологических наук, доцент vlasovaolga@list.ru

Российский государственный профессионально-педагогический

университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. На основании результатов социологического исследования рассмотрен комплекс разноплановых проблем, свойственных современным магистрантам и выпускникам профессионально-педагогического вуза. Количественный и качественный анализ позволяет воспроизвести классификацию и прийти к выводу, что выявленные проблемы магистрантов и выпускников магистратуры релевантны проблемам, имеющим место во всей системе магистерского образования России. Наиболее актуальными из них выступают такие, как уровень научно-исследовательской работы в плане подготовки публикаций и написания выпускной квалификационной работы, организация различных видов практик, цифровизация образовательного процесса, в том числе внедрение дистанционных модулей и форм интерактивного взаимодействия студентов с преподавателями. Результаты исследования стали основой для принятия управленческих решений администрацией вуза.

Ключевые слова: магистранты, проблемы магистрантов, образовательный процесс, образовательные программы, организация образовательного процесса.

CURRENT PROBLEM FOR MODERN UNDERGRADUATES: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

O. I. Vlasova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor

vlasovaolga@list.ru

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

124

Abstract. The article, based on the results of a sociological study, considers a complex of diverse problems typical of modern undergraduates and graduates of a professional pedagogical University. Quantitative and qualitative analysis of the identified problems allowed us to reproduce their classification. The authors come to the conclusion that the identified actual problems of undergraduates and graduates of the master's degree are relevant to the inconsistencies that occur in the entire system of master's education in Russia. The most urgent problems, according to the respondents, are such as: organization of research work in terms of preparing publications and writing final qualifying work; organization of various types of practices; digitalization of the educational process in terms of organizing distance modules and forms of interactive interaction with teachers. The results of the study became the basis for making management decisions by the University administration.

Keywords: undergraduates, problems of undergraduates, educational process, educational programs, organization of the educational process.

Переход российского высшего образования на двухуровневую, а затем и трехуровневую систему высшего образования породил достаточно большое количество противоречий организационного, методического, научного характера. Перед высшими учебными заведениями встали новые концептуальные задачи, направленные на разработку и совершенствование моделей магистерского образования [2, 3], создание оптимальных программ магистратуры.

Стоит отметить, что наиболее серьезные вызовы были брошены вузам педагогического профиля, которые, с одной стороны, должны учитывать особенности профессионального и профессионально-педагогического образования [7, 8, 10], а с другой, ориентироваться на принципы опережающей подготовки для обеспечения гибкости, готовности будущих педагогов к переменам и рискам [6].

Российский государственный профессионально-педагогический университет регулярно проводит мероприятия, направленные на совершенствование образовательных программ магистратуры. Одним из центральных базисов для принятия управленческих решений выступает информация, полученная в ходе реализации комплекса социологических исследований. В результате социологических опросов удалось выделить эвристичный перечень проблем, свойственных современным магистрантам профессионально-педагогического вуза.

Представим социально-демографическую характеристику исследования, реализованного в 2019 г. Методом интернет-анкетирования было опрошено 348 человек из числа обучающихся в магистратуре сейчас и ее выпускников. В исследовании, носившем сплошной харак-

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

125

тер, приняли участие 80 % женщин и 20 % мужчин, что объясняется педагогической направленностью вуза. Возраст опрошенных имел достаточно широкий охват (табл. 1).

Таблица 1

Распределение по возрасту, %

Возраст Количество

25 лет и меньше 42,5

26-30 лет 15,2

31-35 лет 10,1

36-40 лет 11,8

Старше 40 лет 20,4

В большей степени оказались представлены магистранты до 25 лет, 2/3 из которых до поступления в магистратуру имели квалификацию бакалавра.

I блок. Наиболее важной частью вузовской жизни магистрантов являются взаимоотношения с преподавателями. Однако в настоящее время на уровне научной литературы остро стоит вопрос отчуждения между педагогами и студентами [5]. Результаты исследования показывают, что можно выделить три группы проблем, связанных с деятельностью преподавателей (табл. 2).

Таблица 2

Частота возникновения проблемных ситуаций, связанных с преподавателями, %

Ситуации Часто Редко Никогда

1 2 3 4

Первая группа проблем

Коррупционные ситуации, связанные с учебным процессом 7,2 4,9 87,9

Преподаватели отменяли занятия и потом их не восстанавливали 8 16,4 75,6

Преподаватели объединяли несколько пар в одну-две 8,6 18,4 73

126

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Вторая группа проблем

Недостаточная для магистратуры ква- 9,2 20,7 70,1

лификация некоторых преподавателей

Преподаватели раньше заканчивали 8,9 23,9 67,2

занятия, делали большие перерывы

Незаинтересованность, равнодушие 8,9 24,4 66,7

преподавателей

Необъективность в оценке знаний и уме- 10,1 28,4 61,5

ний обучающихся

Третья группа проблем

Дублирование одинакового материа- 11,2 32,8 56

ла в разных дисциплинах

На занятиях повторялся полностью 16,1 35,3 48,6

или частично учебный материал бакалавриата/ специалитета

Преподаватели отменяли занятия по 9,8 42,8 47,4

расписанию и переносили их на дру-

гое время

Скучные, неинтересные занятия 12,4 42,5 45,1

Первую группу составляют проблемы, вызванные достаточно серьезными нарушениями педсоставом трудовой дисциплины и законодательства Российской Федерации. Подавляющее большинство магистрантов (почти 88 % от числа опрошенных) сообщили, что коррупционные случаи вообще не имеют места в Р1ППУ, и только каждый 14-й определил ситуацию их возникновения как частую. На наличие коррупционных инцидентов обратили внимание студенты и выпускники бакалавриата Р1ППУ (каждый 10-й) и учащиеся других вузов, проживающие в Екатеринбурге (каждый 12-й). Можно предположить, что подобный негативный опыт выпускники приобрели в период обучения в качестве студентов, а екате-ринбуржцы, будучи жителями крупного города, возможно, имеют больше информации о коррупционных составляющих и коррупционных проявлениях в сфере образования из других источников. Более 2/3 студентов высказали точку зрения, что преподаватели никогда не отменяют занятия и не объединяют несколько пар в одну. Проблема полной отмены занятий волнует выпускников Р1ППУ (почти каждого 8-го) чаще других.

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

127

Вторая группа объединяет вопросы реализации непосредственно образовательной программы (низкий уровень квалификации преподавателей, их незаинтересованность, необъективность оценок и т. п.). Серьезной для вуза проблемой выступает недостаточная квалификация некоторых преподавателей магистратуры. В большей степени ее отмечают выпускники магистратуры РГППУ: каждый 6-й выпускник (15,5 % от числа опрошенных) охарактеризовал ее как часто встречающуюся. Объяснить подобную позицию можно тем, что после окончания магистратуры они становятся либо более критичными в оценке различных аспектов образовательного процесса, либо сами приобрели опыт практической работы по магистерскому направлению подготовки. В целом проблема несоответствия квалификации преподавателей волнует каждого 7-го выпускника РГППУ и каждого 6-го жителя Екатеринбурга. О необъективности оценки знаний вновь в большей степени высказались выпускники магистратуры РГППУ - 15,5 %.

Третья группа проблем объединяет типичные и наиболее часто встречающиеся в РГППУ. Это ситуации, преимущественно связанные с содержанием дисциплин и организацией образовательного процесса на уровне преподавателя. Так, дублирование материала в рамках разных учебных дисциплин отмечает каждый 9-й магистрант, а о дублировании материала бакалавриата в рамках программы магистратуры сообщает уже каждый 6-й. Традиционно в большей степени подобные недочеты называют выпускники РГППУ, которые хорошо знакомы с содержанием программ бакалавриата. Однако ни одна из вышеобозначенных проблем не имеет ярко выраженного доминирующего характера, что весьма отрадно.

В ходе исследования мы также выяснили, какие задачи требуют решения со стороны вуза (табл. 3).

В основном учащихся волнует блок проблем, связанных с образовательным процессом: недостаточное количество практических занятий (много теории), дефицит внимания со стороны преподавателей ввиду их большой учебной нагрузки, доминирование традиционных форм обучения и нехватка дистанционных курсов. Все они носят привычный для российского высшего образования характер и не предполагают универсального способа нивелирования, поскольку во многом их решение может быть реализовано только на уровне всероссийской образовательной политики.

128

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

Таблица 3

Проблемы магистратуры РГППУ, требующие внимания, %

Проблема Количество

Много лекций, мало практических занятий 27,3

Высокая загруженность преподавателей, невозможность персональной работы со студентом 24,4

Преобладание традиционных, отсутствие/недостаточность инновационных форм проведения занятий 22,4

Недостаточность дистанционных курсов (модулей дисциплин) для самостоятельного прохождения 21,6

Проблемы с организацией практик 15,8

Недостаточность взаимодействия с научным руководителем 13,8

Много практических занятий без опоры на теорию 13,2

Слабое содействие трудоустройству 12,1

Слабое сопровождение учебного процесса (отсутствие информации по различным темам, сложность в получении ответов на возникающие вопросы и т. п.) 12,1

Недостаточное количество занятий с использованием мультимедийных средств 10,6

Проблемы с содержанием практик 10,6

Проблемы, связанные с научными публикациями результатов своих исследований 10,3

Отсутствие куратора, тьютора 8,3

Отсутствие индивидуальных траекторий обучения 7,8

Отсутствие преподавателей-практиков 7,8

Много преподавателей старшего возраста, дающих устаревший, неактуальный материал 6,9

Отсутствие возможности принимать участие в научных исследованиях, практических научных разработках в университете 5,2

Низкая посещаемость занятий магистрантами, невозможность использования групповых (командных) форм работы 4,9

Отсутствие возможности подавать заявки на научные конкурсы, гранты 1,7

Много молодых преподавателей, явно не обладающих достаточным для преподавания в магистратуре уровнем профессиональной компетентности 0,9

Итого 242,2

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1) 129

В локальных условиях внимание стоит обратить на развитие дистанционных и цифровых форм обучения, количество которых в будущем будет существенно расширяться. Обсуждение данного вопроса сегодня является полем для взаимодействия широкой научной общественности. Обсуждаются, в частности, содержание практик [10], возможность влияния студентов на образовательный контент [1], применение в образовательной среде инновационных методик обучения [9], что указывает на несомненную актуальность вышеуказанных проблем.

II блок. Другой, менее представленный блок проблем, наоборот, в большей степени связан с организационными вопросами, решаемыми на уровне вуза: недостаточно сильная организация образовательного процесса, практик, слабое содействие трудоустройству выпускников и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на наличие определенных недостатков, 2/3 магистрантов указали на тот факт, что у них никогда не возникали мысли уйти из магистратуры РГППУ, и только каждый 4-й думает об этом время от времени (табл. 4).

Таблица 4

Намерение отчислиться из магистратуры РГППУ, %

Частота Количество

Мысли уйти из магистратуры возникают регулярно 6,3

Возникают время от времени 25,3

Никогда не возникали 68,4

Итого 100

Желание покинуть магистратуру в большей степени характерно для подгруппы выпускников (каждый 6-й имел такие мысли), что может быть связано с постмагистерской рефлексией пройденного образовательного пути. Также доля желающих отчислиться выше среди иностранных студентов (66,6 %). Подобная ситуация может быть связана с длительными адаптационными трудностями, характерными для данной группы обучающихся.

Исследование показало, что более 80 % опрошенных рекомендовали бы поступить в магистратуру РГППУ другим соискателям, если те спросят их мнение по реализации жизненных планов. Наконец магистрантам было предложено высказать в открытой форме суждения по усовершенствованию функционирования магистратуры РГППУ. Сформулированные предложения не имеют значимой количественной

130

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

оценки, но их можно рассматривать в качественном аспекте как перечень конкретных предложений.

Первая совокупность суждений охватывает тематику, связанную с внешней организацией образовательного процесса и улучшением материально-технического обеспечения. Например, были названы холодные аудитории, неудобное расписание занятий, не соответствующее современным требованиям оборудование и др.

Вторая группа суждений касается реализации и содержания конкретных направлений образовательного процесса. Особое внимание магистрантов обращено на расширение спектра цифровой составляющей магистерского образования: организацию возможности дистанционного освоения курсов и модулей дисциплин, проведение вебинаров по актуальным темам и т. д. Другая важная составляющая - предложения по совершенствованию практик, так как складывается впечатление, что данное направление работы в подготовке магистрантов является весьма проблемным. Следующая значимо представленная составляющая - высказывания по улучшению качества научно-исследовательской работы (НИР). Магистранты испытывают острую потребность в увеличении количества аудиторных часов на НИР, а также в более детальной содержательно-практической проработке элементов научной составляющей.

Третья категория суждений включает предложения, связанные с коммуникационными аспектами взаимодействия участников учебного процесса и качеством преподавания. Магистранты стремятся к более тесным контактам с преподавателями, установлению особых, в том числе дистанционных форм оперативной связи с руководителем программы магистратуры и научным руководителем; предлагают приглашать специалистов-практиков и проводить выездные занятия.

Таким образом, наше исследование не выявило особо острых проблем функционирования магистратуры в настоящий момент. Однако в плане ее развития образовательным менеджерам необходимо обратить внимание на цифровизацию образовательного процесса, актуальность содержания программ, организацию практик и научно-исследовательской работы со студентами.

Список литературы

1. Белякова, Е. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды /

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

131

Е. Г. Белякова, И. Г. Захарова. Текст: непосредственный // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 77-105.

2. Дорожкин, Е. М. Перспективы целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета / Е. М. Дорожкин, А. Г. Кислов, Е. Ю. Щербина. Текст: непосредственный // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 17-20.

3. Дорожкин, Е. М. Роль целевой магистратуры Российского государственного профессионально-педагогического университета в опережающей подготовке педагогических кадров для образовательных организаций / Е. М. Дорожкин, А. Г. Кислов, Е. Ю. Щербина. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 2. С. 37-51.

4. Заборова, Е. Н. Дистанционное обучение: мнение студентов / Е. Н. Заборова, И. Г. Глазкова, Т. Л. Маркова. Текст: непосредственный // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131-139.

5. Зборовский, Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе / Г. Е. Зборовский. Текст: непосредственный // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49-58.

6. Кислов, А. Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности / А. Г. Кислов. Текст: непосредственный // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1. С. 80-88.

7. Петрова, Т. Н. Моделирование профессиональной подготовки обучающихся в магистратуре педагогического вуза / Т. Н. Петрова, Е. Г. Хри-санова, С. П. Калашников. Текст: непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 251-262.

8. Прошкин, В. В. Современные тенденции подготовки магистратов педагогического образования / В. В. Прошкин. Текст: непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, №. 3. С. 116-120.

9. Солодихина, М. В. Развитие критического мышления магистрантов с помощью БТБМ-кейсов / М. В. Солодихина, А. А. Солодихина. Текст: непосредственный // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 125-153.

10. Тенюкова, Г. Г. К вопросу о подготовке магистрантов педагогического образования к профессиональной деятельности в процессе производственной практики / Г. Г. Тенюкова, Е. Г. Хрисанова. Текст: непосредственный // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 49-53.

132

ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.