Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий)'

Особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИНАСТИЙНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРАНСГЕНЕРАТИВНЫЙ ПЕРЕНОС / СЕМЬЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHILD-PARENT RELATIONS / DYNASTY / PROFESSIONAL CONTINUITY / TRANSGENERATIVE TRANSFER / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович, Лапшин Виталий Евгеньевич

В статье рассматривается проблема детерминации профессионального самоопределения младших членов семьи . В статье приведен анализ взглядов исследователей на роли семьи в профессиональном становлении личности. В статье затрагиваются проблемы профессионального самоопределения в династийных и нединастийных семьях. Авторы поднимают вопрос: является ли семья опорой для младших её членов, на базе которой происходит успешное формирование профессиональных качеств личности, либо семья может обладать «инерционным потенциалом», игнорируя задатки, способности и интересы ребенка. Проведенное исследование позволяет авторам сделать вывод о наличии трансгенеративного переноса в профессиональном самоопределении личности. Авторы предполагают, что трансгенеративный перенос выступает основным детерминирующим фактором профессионального самоопределения в династийных семьях, обуславливающим выбор профессии младшими членами династийной семьи. Высказано предположение о возникновении трансформационных феноменов в процессе профессионального самоопределения младших членов семей по типам «инверсия» (переворачивание), «гипертрофия» (усиление) и «деформация (искажение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович, Лапшин Виталий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional self-determination in various types of families (on the material of dynasties)

This article addresses the problem of determining the professional self-determination of younger family members. The article provides an analysis of the views of researchers on the role of the family in the professional development of an individual. The article deals with the problems of professional self-determination in dynastic and non-dynastic families. The question arises, whether the family is a support for its younger members on the basis of which, successful formation of professional qualities of the individual takes place, or the family may produce a "lag effect", ignoring inclinations, flairs and interests of the child. The study allows the authors to conclude that there is a transgenerative transference in the professional self-determination of the individual. The authors suggest that transgenerative transference is the main determining factor of professional self-determination in dynastic families, determining the choice of a profession by younger members of a dynastic family. It has been suggested that transformational phenomena occur in the process of professional self-determination of younger family members according to the types "inversion" (inversion), "hypertrophy" (amplification) and "deformation (distortion)".

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий)»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-52-56 УДК 159.9

Шаманин Николай Владимирович Лапшин Виталий Евгеньевич

кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

shamanin_1983@mail.ru, ve_lapshin@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ (на материале династий)

В статье рассматривается проблема детерминации профессионального самоопределения младших членов семьи. В статье приведен анализ взглядов исследователей на роли семьи в профессиональном становлении личности. В статье затрагиваются проблемы профессионального самоопределения в династийных и нединастийных семьях. Авторы поднимают вопрос: является ли семья опорой для младших её членов, на базе которой происходит успешное формирование профессиональных качеств личности, либо семья может обладать «инерционным потенциалом», игнорируя задатки, способности и интересы ребенка. Проведенное исследование позволяет авторам сделать вывод о наличии трансгенеративного переноса в профессиональном самоопределении личности. Авторы предполагают, что трансгенеративный перенос выступает основным детерминирующим фактором профессионального самоопределения в династийных семьях, обуславливающим выбор профессии младшими членами династийной семьи. Высказано предположение о возникновении трансформационных феноменов в процессе профессионального самоопределения младших членов семей по типам «инверсия» (переворачивание), «гипертрофия» (усиление) и «деформация (искажение).

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, детско-родительские отношения, династийность, профессиональная преемственность, трансгенеративный перенос, семья.

В современных реалиях нашего общества в условиях трансформации ценностей и норм проблема профессионального самоопределения личности приобретает статус одного из приоритетных направлений психологических исследований. В этой связи актуальное значение приобретают задачи, связанные с социальной адаптацией и профессиональным самоопределением молодежи. Безусловно, профессиональное самоопределение вообще и выбор профессии как конечный его этап является одним из самых серьезных выборов в жизни каждого человека. При этом роль и значение семьи в профессиональном самоопределении личности сложно переоценить, поскольку зачастую именно позиция членов семьи является приоритетной детерминантой при принятии решения о выборе профессии младшими ее членами. Именно в семье решается задача подготовки младшего ее члена к жизни в трансформирующемся обществе. В семье происходит оказание помощи в принятии верного решения относительно своего профессионального будущего и ориентации в мире профессий. Несмотря на то, что процесс профессионального самоопределения личности достаточно подробно изучен в психологической науке, особенности влияния семьи на эти процессы практически не изучены. То есть в большинстве психологических исследований в основном констатируется факт влияния семьи на профессионализацию младших ее членов, однако механизмы этого влияния не изучены. Вследствие того, что формирование представлений о своем профессиональном «Я» является одним из ключевых факторов успешной социализации, изучение психологических особенностей

профессионального самоопределения в различных типах семей является особенно актуальным.

Выбор профессии в процессе развития личности в рамках будущей профессиональной деятельности рассматривали Е.А. Климов, А.В. Карпов,

A.Г. Асмолов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников и др. Особенности личности, формирующиеся в процессе профессионального самоопределения изучались

B.А. Бодровым, Л.М. Митиной, Е.А. Климовым,

A.Е. Голомштоком, О.В. Филатовой и др. В зарубежной психологии выбор профессии в основном рассматривается в рамках «карьерного развития» («career development»), опирающегося на классические исследования Шарлотты Бюлер (Ch. Bühler, 1961), Эрика Хомбургера Эриксона (E.H. Erikson, 1968) и др. Наиболее полно и многогранно выбор профессии как конечный результат профессионального самоопределения личности был раскрыт в рамках типологического подхода Джона Генри Холланда (J.H. Holland, 1962), концепции Дональда Сьюпера, делающей акцент на содержании профессионального развития (D. Super, 1957), а также с позиции психодинамического подхода Энн Ро (A. Roe, 1956). Роль семьи в процессе становления личности рассматривали Ю.Е. Алешина, Р.В. Ов-чарова, А.С. Спиваковская, М.В. Сапоровская,

B. А. Зобков и др.

В.А. Зобков рассматривает семью как некое триединство отношений: отношение к себе, отношение к деятельности и отношение к другим [3, с. 31-34]. Исходя и этого можно предположить, что на первом этапе профессионализации личности младшие члены семьи ориентируются на свои желания и интересы (компонент «отношение к себе»

52

Вестник КГУ 2019

© Шаманин Н.В., Лапшин В.Е., 2019

по В. А. Зобкову), на представление о возможной будущей профессиональной деятельности (компонент «отношение к деятельности»), ее престиж, социальный статус и др. (компонент «отношение к другим»). При чем данные отношения являются относительно устойчивы, но не константными. Они взаимодействуют друг с другом, образуя определенную иерархически сопряженную систему, в которой данные отношения могут поочередно сменять друг друга, изменяясь под воздействием субъективно значимых внешних и внутренних факторов.

Процесс профессионального самоопределения начинается в семье и не заканчивается в течение всей жизни субъекта. Следовательно, выбор профессии как конечный этап профессионального самоопределения обладает высокой социальной ценностью, так как именно от успешности профессионального самоопределение зачастую зависит и личностная успешность.

Профессиональное самоопределение в дина-стийных семьях является особо значимым, так как обладает высокой социальной и семейной ценностью. В династийных семьях происходит передача от поколения к поколению содержания труда, профессиональных навыков, традиций и ценностей. В тоже время изучение феномена династийности связано с множеством трудностей. В большинстве профессиональных отраслей лишь констатируется наличие профессиональных династий.

На наш взгляд, вопрос о профессиональном самоопределении в династийных семьях является дискутивным. Династийная семья может действительно являться опорой для младших её членов, на базе которой происходит успешное формирование тех качеств личности, которые в дальнейшем обуславливают её более эффективную профессионализацию. В тоже время династийная семья может обладать неким «инерционным потенциалом», поскольку в процессе профессионального самоопре-

деления младшими членами династийной семьи задатки, способности и интересы последних учитываются в меньшей степени.

Таким образом, вышеописанные аспекты позволяют выделить в процессе профессионализации личности феномен трансгенеративного переноса, который включает в себя формирование родителями в процессе семейного воспитания профессиональной идентичности младших членов семьи, планирование профессионального будущего, формирование профессиональных предпочтений, профессионального кругозора, профессиональных установок, стереотипов и профессиональной ориентации. Мы предполагаем, что трансгенеративный перенос выступает основным детерминирующим фактором профессионального самоопределения в династийных семьях, обуславливающим выбор профессии младшими членами династий-ной семьи. Поскольку члены семьи формируют и активно влияют на выбор сферы профессиональных предпочтений младших членов, они задают определенную направленность и определенный уровень, формируют профессиональный кругозор, оказывают влияние на профессиональное самоопределение личности.

Возникает вопрос: является ли выбор профессии в династийных семьях осознанным выбором личности? Или профессиональное самоопределение и выбор профессии как конечный ее этап в ди-настийных семьях является лишь иллюзией выбора, инерцией, выбором без выбора? Если в ребенке изначально видят продолжателя семейной традиции, игнорируя его действительные интересы и склонности, то может ли быть профессиональное самоопределение успешным?

По мнению И. А. Дидук, династия представляет собой самоорганизующуюся систему детерминированных социальным и культурным состоянием российской действительности интегральных признаков, влияющих на сам институт династии и об-

Рис. 1. Изучение родительского отношения в различных типах семей

разование и проявляющихся на уровне отношений к членам семьи, воспитанникам, социуму [1].

В изучении особенностей профессионального самоопределения в различных типах семей приняли участие 40 семей (20 династийных семей составили экспериментальную группу и 20 нединастий-ных семей - контрольная группа). Династийность констатировалась в течение трех поколений.

Для изучения психологических особенностей профессионального самоопределения нами был подобран комплекс психодиагностических методик: тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина; методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник «Поведение родителей и отношение подростка к ним» (ПОР Е. Шафер); методика изучения направленности личности Дж. Холланда. Для математической обработки полученных эмпирических данных нами были использованы методы описательной статистики, непараметрические методы сравнения (U-Манна-Уитни).

При изучении родительского отношения в различных типах семей были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.

В результате проведенного исследования установлено, что для династийных семей характерно использование множественных аспектов родительского отношения. Однако значительная часть родителей выбирают форму отношений «Принятие» (30% испытуемых). Такие родители уважают и признают индивидуальность ребенка, они одобряют его интересы и жизненные планы. На наш взгляд, это может быть объяснено тем, что родители поддерживают и интересуются теми интересами ребенка, которые согласуются и с их видением профессионального будущего и намерениями младших членов семьи. Таким образом, родители сами активно участвуют в формировании жизненных целей и планов своих детей. Наименее предпочтительными формами родительского отноше-

ния в династийных семьях выступает «отношение к неудачам ребенка» (10% испытуемых).

В контрольной группе доминирующим стилем родительского отношения является отношение к неудачам ребенка (25% испытуемых). Родители в контрольных семьях демонстрируют разностороннее использование различных стилей детско-родительских отношений, однако в большинстве своем относятся к ребенку со снисхождением, считая, что им лучше знать его интересы, направленности и склонности.

Для изучения смысложизненных ориентаций младших членов династийных и нединастийных семей нами была использована методика СЖО Д.А. Леонтьева. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Для младших членов династийных семей характерны высокие показатели локус контроля - цели в жизни (среднее значение 39,5 балла). Данные испытуемые считают, что они сами могут контролировать свою жизнь. Они думают, что им дана возможность свободно принимать значимые решения и воплощать эти решения в жизнь. Таким образом, испытуемые в династийных семьях считают, что все события в их жизни происходят вследствие их собственных действий. Необходимо отметить низкие показатели локус-контроля результативности жизни (среднее значение 19,4 балла). Следовательно, устремления младших членов династийных семей направлены в основном на будущее. То есть для данных испытуемых характерны не столько размышления о прожитом этапе жизни, сколько строительство новых жизненных планов и поиск перспектив. Мы считаем, что данные показатели также могут отражать возрастные особенности испытуемых.

Полученные результаты согласуются с высокими показателями локус-контроля Я (среднее значение 34,6 балла), что свидетельствует о представлениях младших членов династийных семей о себе

40

35 30 25 20 15 10 5 0

frfl

36,3

32,8

3-1,6

28,1

26.5

28,4

27,4

□ Экспериментальная группа □Контрольная группа

S

J?

Г

/ Ж

> J?

У г

ж

Рис. 2. Изучение смысложизненных ориентаций в различных типах семей

Вестник КГУ Л 2019

54

4.2

4>5

-4т4-

4 3.5 3 2.5 2 1,5 1

0,5 0

"3.8

2,6 2,6

\ТГ

-ЗА

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

7

Рис. 3. Изучение поведения, установок и методов воспитания родителей в различных типах семей

как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами.

В тоже время, для младших членов нединастий-ных семей в большей степени характерна процессуальная направленность жизни (среднее значение оценки процесса жизни - 36,3 балла). Следовательно, данные испытуемые воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный для них субъективным смыслом.

Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей в различных типах семей нами была использована методика ПОР Е. Шафер.

Основной установкой и основным методом воспитания в династиях является директивность (среднее значение 4,4 балла). Династийные родители пытаются завоевать авторитет, однако эта попытка основана на фактических достижениях и преобладании доминантного стиля общения. Это выражается в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка. При этом родители очень четко дают понять ребенку, что ради его благополучия идут на жертвы; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения. Также высокое значение имеет шкала «Позитивный интерес» (среднее значение 4,2 балла). Позитивный интерес в отношениях с детьми рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. О позитивном интересе говорят в случаях, когда родители стремятся достигнуть расположения и почитания родительского авторитета, не прибегая к декларациям и догмам. В данном стиле полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Для родителей в нединастийных семьях доминирующими установками являются автономность (среднее значение 3,8 балла) и позитивный интерес (среднее значение 3,8 балла). Таким образом, установлена тенденция родителей в нединастийных

семьях к лидерству путем завоевания авторитета в отсутствии грубой силы. Нединастийные родители меньше интересуются жизнью и проблемами своих детей, позволяя им самим действовать.

Необходимо отметить, что автономность в династийных семьях низкая (среднее значение 2,4 балла), что говорит о том, что родители стремятся контролировать жизнь и интересы младших членов семьи.

Для оценки достоверности полученных различий нами был использован и-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

В результате математической обработки полученных эмпирических данных были найдены следующие значимые различия:

- показатели «Принятия», «Контроль» и «Отношение к неудачам» методики А.Я. Варка и В. В. Столина;

- показатели «Результат жизни» и «Локус-кон-троля - Я» (Иэмп=306 < Икр=338) методики СЖО Д. А. Леонтьева;

- показатели «Директивность» и «Автономность» методики ПОР Е. Шафер.

В результате проведенного исследования установлено, что семья оказывает значимое влияние на выбор профессии. Родители в династийных семьях в большей степени стремятся контролировать поведение ребенка, их характеризует высокая дирек-тивность в сочетании с позитивным интересом к жизни ребенка, однако на наш взгляд, данный интерес основан на своем видении профессионального развития младших членов династийных семей. Выбор профессии как ключевой аспект профессионального самоопределения зависит от особенностей детско-родительских отношений, установок и методов воспитания родителей.

Полученные результаты позволяют выделить трансформационные изменения в процессе профессионального самоопределения. В династийных

семьях профессиональное самоопределение может проходить по типу «гипертрофия», что может быть связано с гипертрофированным желанием ребенка оправдать возложенные на него надежды и ожидания родителей. Особенности профессионального самоопределения могут трансформироваться по типу искажение (деформация), т.е. сохранение их общей направленности при изменении меры выраженности. Также в династийных семьях может иметь место феномен трансформации «инверсия», когда ребенок категорически отрицает возможность быть продолжателем династии.

Библиографический список

1. Дидук И.А. Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 1 (17). -Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=3405 (дата обращения: 20.03.2019).

2. Зиброва Е.А. Психология трудовых династий в контексте адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2013. - № 2. -С. 166-171.

3. Зобков В.А. Психологическая структура отношения человека к жизнедеятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - С. 31-34.

4. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 8. - С. 61-70. - Режим доступа: http:// ekoncept.ru/2017/170206.htm (дата обращения: 20.03.2019).

5. Филатова О.В. Динамика структурной организации личности: концепции, методики, модели. - Saarbrücken (LAP LAMBERT Academic Publiszing GmbH & Co. KG), 2011. - С. 7-23.

6. Шаманин Н.В. Особенности профессиональной преемственности в семьях с социальной направленностью // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2014. - № 5. - С. 165-170.

7. Шаманин Н.В. Психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных

типах семей (на материале династий) // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2012. - № 4. - С. 181-184.

8. Шаманин Н.В. Типы трансформаций профессионального самоопределения в семейных династиях // Вестник Орловского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 146-151.

References

1. Diduk I.A. Izuchenie pedagogicheskih dinastij kak istochnika sohraneniya tradicij sluzheniya professii v usloviyah pragmatizacii sfery obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2017. - Vyp. 1 (17). - Rezhim dostupa: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3405 (data obrashcheniya: 20.03.2019).

2. Zibrova E.A. Psihologiya trudovyh dinastij v kontekste adaptacii // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. - 2013. - № 2. - S. 166-171.

3. Zobkov V.A. Psihologicheskaya struktura otnosheniya cheloveka k zhiznedeyatel'nosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. - T. 22. - S. 31-34.

4. Karnackaya N.V. Vliyanie sem'i na socializaciyu podrostka [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». -

2017. - № 8. - S. 61-70. - Rezhim dostupa: http:// ekoncept.ru/2017/170206.htm (data obrashcheniya: 20.03.2019).

5. Filatova O.V Dinamika strukturnoj organizacii lichnosti: koncepcii, metodiki, modeli. - Saarbrücken (LAP LAMBERT Academic Publiszing GmbH & Co. KG), 2011. - S. 7-23.

6. SHamanin N.V Osobennosti professional'noj preemstvennosti v sem'yah s social'noj napravlennost'yu // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2014. - № 5. - S. 165-170.

7. SHamanin N.V. Psihologicheskie osobennosti transformacij specificheskih fenomenov professional'nogo samoopredeleniya v razlichnyh tipah semej (na materiale dinastij) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2012. - № 4. - S. 181-184.

8. SHamanin N.V. Tipy transformacij professional'nogo samoopredeleniya v semejnyh dinastiyah // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 4. - S. 146-151.

56

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.