йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-52-56 УДК 159.9
Шаманин Николай Владимирович Лапшин Виталий Евгеньевич
кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
[email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ (на материале династий)
В статье рассматривается проблема детерминации профессионального самоопределения младших членов семьи. В статье приведен анализ взглядов исследователей на роли семьи в профессиональном становлении личности. В статье затрагиваются проблемы профессионального самоопределения в династийных и нединастийных семьях. Авторы поднимают вопрос: является ли семья опорой для младших её членов, на базе которой происходит успешное формирование профессиональных качеств личности, либо семья может обладать «инерционным потенциалом», игнорируя задатки, способности и интересы ребенка. Проведенное исследование позволяет авторам сделать вывод о наличии трансгенеративного переноса в профессиональном самоопределении личности. Авторы предполагают, что трансгенеративный перенос выступает основным детерминирующим фактором профессионального самоопределения в династийных семьях, обуславливающим выбор профессии младшими членами династийной семьи. Высказано предположение о возникновении трансформационных феноменов в процессе профессионального самоопределения младших членов семей по типам «инверсия» (переворачивание), «гипертрофия» (усиление) и «деформация (искажение).
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, детско-родительские отношения, династийность, профессиональная преемственность, трансгенеративный перенос, семья.
В современных реалиях нашего общества в условиях трансформации ценностей и норм проблема профессионального самоопределения личности приобретает статус одного из приоритетных направлений психологических исследований. В этой связи актуальное значение приобретают задачи, связанные с социальной адаптацией и профессиональным самоопределением молодежи. Безусловно, профессиональное самоопределение вообще и выбор профессии как конечный его этап является одним из самых серьезных выборов в жизни каждого человека. При этом роль и значение семьи в профессиональном самоопределении личности сложно переоценить, поскольку зачастую именно позиция членов семьи является приоритетной детерминантой при принятии решения о выборе профессии младшими ее членами. Именно в семье решается задача подготовки младшего ее члена к жизни в трансформирующемся обществе. В семье происходит оказание помощи в принятии верного решения относительно своего профессионального будущего и ориентации в мире профессий. Несмотря на то, что процесс профессионального самоопределения личности достаточно подробно изучен в психологической науке, особенности влияния семьи на эти процессы практически не изучены. То есть в большинстве психологических исследований в основном констатируется факт влияния семьи на профессионализацию младших ее членов, однако механизмы этого влияния не изучены. Вследствие того, что формирование представлений о своем профессиональном «Я» является одним из ключевых факторов успешной социализации, изучение психологических особенностей
профессионального самоопределения в различных типах семей является особенно актуальным.
Выбор профессии в процессе развития личности в рамках будущей профессиональной деятельности рассматривали Е.А. Климов, А.В. Карпов,
A.Г. Асмолов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников и др. Особенности личности, формирующиеся в процессе профессионального самоопределения изучались
B.А. Бодровым, Л.М. Митиной, Е.А. Климовым,
A.Е. Голомштоком, О.В. Филатовой и др. В зарубежной психологии выбор профессии в основном рассматривается в рамках «карьерного развития» («career development»), опирающегося на классические исследования Шарлотты Бюлер (Ch. Bühler, 1961), Эрика Хомбургера Эриксона (E.H. Erikson, 1968) и др. Наиболее полно и многогранно выбор профессии как конечный результат профессионального самоопределения личности был раскрыт в рамках типологического подхода Джона Генри Холланда (J.H. Holland, 1962), концепции Дональда Сьюпера, делающей акцент на содержании профессионального развития (D. Super, 1957), а также с позиции психодинамического подхода Энн Ро (A. Roe, 1956). Роль семьи в процессе становления личности рассматривали Ю.Е. Алешина, Р.В. Ов-чарова, А.С. Спиваковская, М.В. Сапоровская,
B. А. Зобков и др.
В.А. Зобков рассматривает семью как некое триединство отношений: отношение к себе, отношение к деятельности и отношение к другим [3, с. 31-34]. Исходя и этого можно предположить, что на первом этапе профессионализации личности младшие члены семьи ориентируются на свои желания и интересы (компонент «отношение к себе»
52
Вестник КГУ 2019
© Шаманин Н.В., Лапшин В.Е., 2019
по В. А. Зобкову), на представление о возможной будущей профессиональной деятельности (компонент «отношение к деятельности»), ее престиж, социальный статус и др. (компонент «отношение к другим»). При чем данные отношения являются относительно устойчивы, но не константными. Они взаимодействуют друг с другом, образуя определенную иерархически сопряженную систему, в которой данные отношения могут поочередно сменять друг друга, изменяясь под воздействием субъективно значимых внешних и внутренних факторов.
Процесс профессионального самоопределения начинается в семье и не заканчивается в течение всей жизни субъекта. Следовательно, выбор профессии как конечный этап профессионального самоопределения обладает высокой социальной ценностью, так как именно от успешности профессионального самоопределение зачастую зависит и личностная успешность.
Профессиональное самоопределение в дина-стийных семьях является особо значимым, так как обладает высокой социальной и семейной ценностью. В династийных семьях происходит передача от поколения к поколению содержания труда, профессиональных навыков, традиций и ценностей. В тоже время изучение феномена династийности связано с множеством трудностей. В большинстве профессиональных отраслей лишь констатируется наличие профессиональных династий.
На наш взгляд, вопрос о профессиональном самоопределении в династийных семьях является дискутивным. Династийная семья может действительно являться опорой для младших её членов, на базе которой происходит успешное формирование тех качеств личности, которые в дальнейшем обуславливают её более эффективную профессионализацию. В тоже время династийная семья может обладать неким «инерционным потенциалом», поскольку в процессе профессионального самоопре-
деления младшими членами династийной семьи задатки, способности и интересы последних учитываются в меньшей степени.
Таким образом, вышеописанные аспекты позволяют выделить в процессе профессионализации личности феномен трансгенеративного переноса, который включает в себя формирование родителями в процессе семейного воспитания профессиональной идентичности младших членов семьи, планирование профессионального будущего, формирование профессиональных предпочтений, профессионального кругозора, профессиональных установок, стереотипов и профессиональной ориентации. Мы предполагаем, что трансгенеративный перенос выступает основным детерминирующим фактором профессионального самоопределения в династийных семьях, обуславливающим выбор профессии младшими членами династий-ной семьи. Поскольку члены семьи формируют и активно влияют на выбор сферы профессиональных предпочтений младших членов, они задают определенную направленность и определенный уровень, формируют профессиональный кругозор, оказывают влияние на профессиональное самоопределение личности.
Возникает вопрос: является ли выбор профессии в династийных семьях осознанным выбором личности? Или профессиональное самоопределение и выбор профессии как конечный ее этап в ди-настийных семьях является лишь иллюзией выбора, инерцией, выбором без выбора? Если в ребенке изначально видят продолжателя семейной традиции, игнорируя его действительные интересы и склонности, то может ли быть профессиональное самоопределение успешным?
По мнению И. А. Дидук, династия представляет собой самоорганизующуюся систему детерминированных социальным и культурным состоянием российской действительности интегральных признаков, влияющих на сам институт династии и об-
Рис. 1. Изучение родительского отношения в различных типах семей
разование и проявляющихся на уровне отношений к членам семьи, воспитанникам, социуму [1].
В изучении особенностей профессионального самоопределения в различных типах семей приняли участие 40 семей (20 династийных семей составили экспериментальную группу и 20 нединастий-ных семей - контрольная группа). Династийность констатировалась в течение трех поколений.
Для изучения психологических особенностей профессионального самоопределения нами был подобран комплекс психодиагностических методик: тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина; методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник «Поведение родителей и отношение подростка к ним» (ПОР Е. Шафер); методика изучения направленности личности Дж. Холланда. Для математической обработки полученных эмпирических данных нами были использованы методы описательной статистики, непараметрические методы сравнения (U-Манна-Уитни).
При изучении родительского отношения в различных типах семей были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.
В результате проведенного исследования установлено, что для династийных семей характерно использование множественных аспектов родительского отношения. Однако значительная часть родителей выбирают форму отношений «Принятие» (30% испытуемых). Такие родители уважают и признают индивидуальность ребенка, они одобряют его интересы и жизненные планы. На наш взгляд, это может быть объяснено тем, что родители поддерживают и интересуются теми интересами ребенка, которые согласуются и с их видением профессионального будущего и намерениями младших членов семьи. Таким образом, родители сами активно участвуют в формировании жизненных целей и планов своих детей. Наименее предпочтительными формами родительского отноше-
ния в династийных семьях выступает «отношение к неудачам ребенка» (10% испытуемых).
В контрольной группе доминирующим стилем родительского отношения является отношение к неудачам ребенка (25% испытуемых). Родители в контрольных семьях демонстрируют разностороннее использование различных стилей детско-родительских отношений, однако в большинстве своем относятся к ребенку со снисхождением, считая, что им лучше знать его интересы, направленности и склонности.
Для изучения смысложизненных ориентаций младших членов династийных и нединастийных семей нами была использована методика СЖО Д.А. Леонтьева. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Для младших членов династийных семей характерны высокие показатели локус контроля - цели в жизни (среднее значение 39,5 балла). Данные испытуемые считают, что они сами могут контролировать свою жизнь. Они думают, что им дана возможность свободно принимать значимые решения и воплощать эти решения в жизнь. Таким образом, испытуемые в династийных семьях считают, что все события в их жизни происходят вследствие их собственных действий. Необходимо отметить низкие показатели локус-контроля результативности жизни (среднее значение 19,4 балла). Следовательно, устремления младших членов династийных семей направлены в основном на будущее. То есть для данных испытуемых характерны не столько размышления о прожитом этапе жизни, сколько строительство новых жизненных планов и поиск перспектив. Мы считаем, что данные показатели также могут отражать возрастные особенности испытуемых.
Полученные результаты согласуются с высокими показателями локус-контроля Я (среднее значение 34,6 балла), что свидетельствует о представлениях младших членов династийных семей о себе
40
35 30 25 20 15 10 5 0
frfl
36,3
32,8
3-1,6
28,1
26.5
28,4
27,4
□ Экспериментальная группа □Контрольная группа
S
J?
Г
/ Ж
> J?
У г
ж
Рис. 2. Изучение смысложизненных ориентаций в различных типах семей
Вестник КГУ Л 2019
54
4.2
4>5
-4т4-
4 3.5 3 2.5 2 1,5 1
0,5 0
"3.8
2,6 2,6
\ТГ
2А
-ЗА
□ Экспериментальная группа
□ Контрольная группа
7
Рис. 3. Изучение поведения, установок и методов воспитания родителей в различных типах семей
как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами.
В тоже время, для младших членов нединастий-ных семей в большей степени характерна процессуальная направленность жизни (среднее значение оценки процесса жизни - 36,3 балла). Следовательно, данные испытуемые воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный для них субъективным смыслом.
Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей в различных типах семей нами была использована методика ПОР Е. Шафер.
Основной установкой и основным методом воспитания в династиях является директивность (среднее значение 4,4 балла). Династийные родители пытаются завоевать авторитет, однако эта попытка основана на фактических достижениях и преобладании доминантного стиля общения. Это выражается в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка. При этом родители очень четко дают понять ребенку, что ради его благополучия идут на жертвы; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения. Также высокое значение имеет шкала «Позитивный интерес» (среднее значение 4,2 балла). Позитивный интерес в отношениях с детьми рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. О позитивном интересе говорят в случаях, когда родители стремятся достигнуть расположения и почитания родительского авторитета, не прибегая к декларациям и догмам. В данном стиле полностью отрицается какого-либо рода конформизм.
Для родителей в нединастийных семьях доминирующими установками являются автономность (среднее значение 3,8 балла) и позитивный интерес (среднее значение 3,8 балла). Таким образом, установлена тенденция родителей в нединастийных
семьях к лидерству путем завоевания авторитета в отсутствии грубой силы. Нединастийные родители меньше интересуются жизнью и проблемами своих детей, позволяя им самим действовать.
Необходимо отметить, что автономность в династийных семьях низкая (среднее значение 2,4 балла), что говорит о том, что родители стремятся контролировать жизнь и интересы младших членов семьи.
Для оценки достоверности полученных различий нами был использован и-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
В результате математической обработки полученных эмпирических данных были найдены следующие значимые различия:
- показатели «Принятия», «Контроль» и «Отношение к неудачам» методики А.Я. Варка и В. В. Столина;
- показатели «Результат жизни» и «Локус-кон-троля - Я» (Иэмп=306 < Икр=338) методики СЖО Д. А. Леонтьева;
- показатели «Директивность» и «Автономность» методики ПОР Е. Шафер.
В результате проведенного исследования установлено, что семья оказывает значимое влияние на выбор профессии. Родители в династийных семьях в большей степени стремятся контролировать поведение ребенка, их характеризует высокая дирек-тивность в сочетании с позитивным интересом к жизни ребенка, однако на наш взгляд, данный интерес основан на своем видении профессионального развития младших членов династийных семей. Выбор профессии как ключевой аспект профессионального самоопределения зависит от особенностей детско-родительских отношений, установок и методов воспитания родителей.
Полученные результаты позволяют выделить трансформационные изменения в процессе профессионального самоопределения. В династийных
семьях профессиональное самоопределение может проходить по типу «гипертрофия», что может быть связано с гипертрофированным желанием ребенка оправдать возложенные на него надежды и ожидания родителей. Особенности профессионального самоопределения могут трансформироваться по типу искажение (деформация), т.е. сохранение их общей направленности при изменении меры выраженности. Также в династийных семьях может иметь место феномен трансформации «инверсия», когда ребенок категорически отрицает возможность быть продолжателем династии.
Библиографический список
1. Дидук И.А. Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 1 (17). -Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=3405 (дата обращения: 20.03.2019).
2. Зиброва Е.А. Психология трудовых династий в контексте адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2013. - № 2. -С. 166-171.
3. Зобков В.А. Психологическая структура отношения человека к жизнедеятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - С. 31-34.
4. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 8. - С. 61-70. - Режим доступа: http:// ekoncept.ru/2017/170206.htm (дата обращения: 20.03.2019).
5. Филатова О.В. Динамика структурной организации личности: концепции, методики, модели. - Saarbrücken (LAP LAMBERT Academic Publiszing GmbH & Co. KG), 2011. - С. 7-23.
6. Шаманин Н.В. Особенности профессиональной преемственности в семьях с социальной направленностью // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2014. - № 5. - С. 165-170.
7. Шаманин Н.В. Психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных
типах семей (на материале династий) // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2012. - № 4. - С. 181-184.
8. Шаманин Н.В. Типы трансформаций профессионального самоопределения в семейных династиях // Вестник Орловского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 146-151.
References
1. Diduk I.A. Izuchenie pedagogicheskih dinastij kak istochnika sohraneniya tradicij sluzheniya professii v usloviyah pragmatizacii sfery obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2017. - Vyp. 1 (17). - Rezhim dostupa: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3405 (data obrashcheniya: 20.03.2019).
2. Zibrova E.A. Psihologiya trudovyh dinastij v kontekste adaptacii // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. - 2013. - № 2. - S. 166-171.
3. Zobkov V.A. Psihologicheskaya struktura otnosheniya cheloveka k zhiznedeyatel'nosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -
2016. - T. 22. - S. 31-34.
4. Karnackaya N.V. Vliyanie sem'i na socializaciyu podrostka [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». -
2017. - № 8. - S. 61-70. - Rezhim dostupa: http:// ekoncept.ru/2017/170206.htm (data obrashcheniya: 20.03.2019).
5. Filatova O.V Dinamika strukturnoj organizacii lichnosti: koncepcii, metodiki, modeli. - Saarbrücken (LAP LAMBERT Academic Publiszing GmbH & Co. KG), 2011. - S. 7-23.
6. SHamanin N.V Osobennosti professional'noj preemstvennosti v sem'yah s social'noj napravlennost'yu // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2014. - № 5. - S. 165-170.
7. SHamanin N.V. Psihologicheskie osobennosti transformacij specificheskih fenomenov professional'nogo samoopredeleniya v razlichnyh tipah semej (na materiale dinastij) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2012. - № 4. - S. 181-184.
8. SHamanin N.V. Tipy transformacij professional'nogo samoopredeleniya v semejnyh dinastiyah // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 4. - S. 146-151.
56
Вестник КГУ 2019