rn
s
<
pq
О
00
г£
PQ О
нн
hjq
о о
W
0 с
W
нн
hjq
1 I
о к
я
<
PQ
0
1 I S
С.О. Кропивянская,
ведущий специалист методического отдела,
аспирант кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, Россия
Нег1зг1 свздер: элеумет-тт-кэЫби аныцталу, от-басы, стейкхолдер, кэсгби багдар жумыстары.
Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, семья, стейкхолдер, профориен-тационная работа.
Keywords: Socio-professi-onal self-determination, family, stakeholder, vocational guidance work.
СЕМЬЯ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ СТЕЙКХОЛДЕРОВ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА
Ацдатпа
Макалада к^рп уакытта жасeсmрiм жэне оныц отбасымен кэаби багдар ж^мыстарымен байланысты с^рактар, отбасы-ныц жYЙе ретiнде жасeсшрiмнщ элеуметлк-кэаби аныкталуы мен дамуына ыкпалы талкыланады.
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы, связанные с профориента-ционной работой с подростком и его семьей на современном этапе, а также влияние семьи как системы на социально-профессиональное самоопределение и развитие подростка.
Annotation
The author of the article discusses influence of the family, as a system, on the socio-professional self-determination and development of the adolescent, as well as issues related to career-oriented work with a teenager and his family at the present stage.
Социально-профессиональное самоопределение подрастающего поколения - сложное комплексное явление, которое может рассматриваться как на макро-уровне государства и общества в контексте развития человеческого капитала, так и на уровне частной жизни отдельно взятого молодого человека, решающего индивидуальные задачи становления и личностного развития.
И в том, и в другом случае самоопределение (особенно успешное, своевременное, просоциально ориентированное) отвечает интересам не только самого молодого человека, но и целого ряда других людей, групп, социальных институтов.
По нашему мнению, поскольку стороны, небезразличные к успеху социально-профессионального самоопределения молодежи не только заинтересованы в удовлетворении собственных потребностей и ожиданий, связанных с этим процессом, но и готовы вкладывать собственные ресурсы и усилия в его результативность, сообразно степени своей вовлеченности и своей специфике, для описания их взаимодействия возможно использовать термин стейкхолдеры, в настоящее время более распространенных в экономике и управлении, нежели в педагогике.
Стейкхолдер (англ. stakeholder), заинтересованная сторона, причастная сторона — физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относитель-
но системы или ее свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям [1].
Как и в экономических процессах и системах, стейкхолдеры социально-профессионального самоопределения могут подразделяться на первичные, составляющие ближайший круг, оказывающий непосредственное влияние на процесс, и вторичные, дальний круг, влияние которого неявное, опосредованное.
В нашем случае первичными стейкхол-дерами социально-профессионального самоопределения подростка (молодого человека) являются
• сам оптант;
• его семья;
• школа и ее представители, непосредственно занятые вопросами профориентации;
• специалисты, службы и организации, в которые подросток и его семья обращаются за профессиональной помощью - профориентационной работой, профкон-сультацией.
В случае, когда процесс социально-профессионального самоопределения сохраняет ситуацию неопределенности до достижения оптантом возраста 20-24 лет (что не является редкостью), из числа первичных стейкхолдеров следует исключить школу и, в свою очередь, включить партнера оптанта при его/ее наличии.
В ряду вторичных стейкхолдеров социально-профессионального самоопределения подростка следует назвать
• службы занятости;
• рынок труда в лице потенциальных работодателей;
• рынок образовательных услуг в лице учреждений высшего и среднего профессионального образования;
• общество (как непосредственное коммьюнити, к которому принадлежит оптант, так и общество в целом);
• государство.
Специфика изучаемого процесса такова, что на микроуровне, в жизни частного лица,
преобладает влияние первичных стейк-холдеров, а на макроуровне, в отношении социально-профессионального самоопределения молодежи, влияние первичных стейкхолдеров значительно дополняется и в ряде случаев компенсируется вторичными.
Называя семью одним из ведущих стейкхолдеров социально-профессионального самоопределения подростка, мы полагаем, что именно ожидания и потребности семьи, выраженные во вложении временных, материальных, эмоциональных и прочих ресурсов, оказываются наиболее значительным вкладом в процесс социально-профессионального самоопределения подростка, превосходя во многих случаях вклад усилий самого оптанта в планирование собственной жизни.
Исторически влияние семьи на развитие и социализацию молодого человека, подростка оставалось значительным, хотя и подвергалось колебаниям в зависимости от культурно-исторического контекста становления личности.
В настоящее время, после продолжительного периода, характеризующегося преобладанием явлений эмансипации молодого поколения от старших членов семьи, у российских подростков наблюдается интересный набор тенденций: с одной стороны, они, как и их сверстники из других стран, больше похожи по целям, ценностям, планам и взглядам на жизнь на молодых людей своего возраста во всем мире, чем на старшее поколение, принадлежащее их семье или проживающее в их местности, а с другой, исследования жизненных приоритетов и ценностей наших юных соотечественников показывают возрастание их потребности в семье, в том принятии и взаимной поддержке, что присущи только семейной группе.
Результаты масштабного эмпирического исследования, проведенного в восьми регионах разных федеральных округов России, приведенные в работах А.А. Реана, показали, что в структуре жизненных ценностей
s
X
<с m о
го
W О
О О
W ^
о
о. С
ш
X X
о S
<с m О X
X
s
Вестник «Oрлеу»-kst
молодежи семья занимает первое место; что подавляющее число респондентов считает наличие семьи обязательным условием счастья; что абсолютное большинство респондентов полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи.
Впрочем, в рамках того же исследования наблюдается критическое отношение молодых людей к моделям поведения и способам строить внутрисемейные коммуникации, присущим их родителям - для большинства респондентов их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом [2].
Семья влияет на подростка в процессе его социально-профессионального самоопределения двояко. Во-первых, как среда, обладающая теми или иными характеристиками, оставляющими отпечаток на личности, процесс и результат которых может быть:
• намеренным и осознанным;
• ненамеренным и осознанным;
• намеренным, но не осознанным;
• ненамеренным и неосознанным.
Несмотря на то, что в работе с подростками на первый план выдвигается намеренные со стороны семейной системы и осознанные оптантом воздействия (примером которых могут быть воспитательные воздействия, декларируемые требования), личность подростка, а также ее сущностные характери-
§ стики, влияющие на выбор профессии и ^ дальнейшего жизненного пути, во многом
§ являются продуктом процессов более под-
го
<С спудных, не поддающихся четкому осознаем
§ нию.
3 Анализируя свой вклад в социально-про-
о фессиональное самоопределение сына или
^ дочери, особенно в ходе сотрудничества со
^ специалистами, родители нередко фокуси-
м руются на непосредственных детско-роди-
д тельских отношениях. В то же время важно
О понимать, как функционируют все семейные
^ системы, чтобы прогнозировать возможные
и затруднения в поиске молодым человеком
К своего места в жизни. К
К Например, наблюдается зависимость
между общей сплоченностью семьи и влиянием родителей на выбор профессии детьми. В семьях с высокой степенью эмоциональной близости родители часто имеют решающий голос в выборе профиля обучения и пути дальнейшего образования подростков. Причем в отличие от авторитарных родителей, встречающих активное или скрытое сопротивление детей давлению, в данном случае родительское решение принимается естественно.
В семьях с экстремально высокими показателями сплоченности (запутанная система) велика вероятность возникновения профессиональных династий, причем наследование рода занятий в этом случае может произойти на незначительных основаниях и впоследствии привести к разного рода личностным кризисам.
Не менее влиятельными могут оказаться для социально-профессионального самоопределения личности семейные правила, которые бывают сформулированы и вербализованы, а могут и подразумеваться подспудно. Частным семейных правил могут быть представления о распределении семейных обязанностей. Если образ жизни родительской семьи предполагает, что отец семейства много и продуктивно трудится, развивая свою карьеру, а мать семейства занята тем, что обеспечивает ему быт и занимается детьми, это формирует семейные правила, запрещающие вовлекать мужчин в работы по дому, либо внутренний запрет для женщины на реализацию вне дома, в профессиональной деятельности. Девочка, выросшая в такой семье, и настроенная на получение высшего образования и финансовую независимость, может столкнуться с внутренним конфликтом, поскольку отдавать себя работе без остатка и одновременно быть идеальной домохозяйкой невозможно. Но для того, чтобы не чувствовать себя виноватой за то, что нет сил печь пироги после каждого восьмичасового рабочего дня, нужно осознать в характеристиках своей личности присутствие семейного правила -
Вестник «Oрлеу»-kst
неприменимого в данной ситуации и потому неконструктивного.
Многое зависит от того, какими характеристиками обладает родительская семья сама по себе. Например, дисфункциональные семьи, даже прилагающие усилия по оказанию помощи своим детям в выборе жизненного пути, зачастую влияют на личность и ее возможности к планированию своего будущего разрушительно. Дисфункциональная родительская семья часто не оставляет подростку выбора - вместо того, чтобы планировать свою жизнь и карьеру, он включается в заведомо проигрышную борьбу за сохранение супружеской подсистемы своих родителей, беря на себя роль стабилизатора. В этой роли интересы самого молодого человека отходят на второй план. Для таких случаев характерны алкоголизация, криминализация подростка. Иногда это демонстрация неспособности к профессиональному выбору - родители объединяются против великовозрастного дитяти, которому «ничего не нравится», который оставляет одно учебное заведение за другим, паразитируя на старшем поколении. Мысль о том, что ребенок своим асоциальным поведением пытается упрочить семейную систему, обычно родителям не приходит. Более того, нередко родители, ощущая симптомы кризиса в супружеской паре, используют детей для того, чтобы иметь общие дела и интересы - манипулируя их слабостями, создавая препятствия для физического и психического развития детей, не позволяя детям покинуть семейную систему и оставить родителей наедине с их противоречиями.
Влияние тех или иных характеристик семьи на формирование личности подростка и его способность и готовность к социально-профессиональному самоопределению изучаются многими авторами и требуют дальнейшего тщательного анализа, как минимум, в связи с тем обстоятельством, что подобные исследования нужно обновлять. Современный подросток по ряду характеристик и показателей значительно отлича-
ется от своих сверстников двадцатилетней, десятилетней давности. Несмотря на то, что возрастные особенности подросткового и юношеского возраста описаны в классической психолого-педагогической литературе, новые условия развития диктуют новые задачи возраста и новые способы их решения:
• полагают, что популярность предпочтительнее благосостояния и классической карьеры;
• не согласны начинать свой трудовой путь с низкоквалифицированного труда;
• плохо воспринимают идею жесткой иерархии, склоняясь к индивидуализму;
• не верят в выбор одной профессии на всю жизнь;
• практикуют разного рода способы избегания столкновений с реальностью;
• не отделяются от родительской семьи полностью, но и не живут с ней одной жизнью, продлевая свое отрочество и возможность искать себя;
• свободное время ценят превыше материального вознаграждения;
• зачастую воспринимают себя и свою жизнь как предмет творчества;
• образование воспринимают как возможность личностного роста, в малой степени соотнося его с профессиональной карьерой;
• нередко и в 25 лет продолжают думать над тем, кем будут, когда вырастут, и др. [3]. ^
Осуществляя свою осознаваемую и целе- ^
направленную деятельность по воспитанию §
подростка и поддержке его социально-про- <
фессионального самоопределения, семья за- ^
частую входит в противоречие с теми тенден- 3
циями, которые она создает в развитии сына о
или дочери в качестве среды. Кроме того, ^
представлять свои интересы как ведущий ь
с
из первичных стейкхолдеров, семье бывает м
непросто из-за того, что ее усилия направле- д
ны на достижение собственных целей, недо- о
К
статочно согласованных с целями подрост- д ка. Более того, интересы и цели подростка и бывают подавлены и несформированы не в д последнюю очередь из-за того, что в семье к
*
К х
<С m о
го
£ W О
О О
W ^
о
о. X
ш
X X
о S
<с m О X
X
s
были созданы определенные условия, в которых самостоятельность подавлялась, желания ребенка игнорировались, а родители, руководствуясь мотивами контроля либо пользы, забрали себе всю ответственность за настоящее и будущее младших членов семьи.
Таким образом, в ряде случаев специалисту, координирующему на этапе выбора пути дальнейшего образования процесс социально-профессионального самоопределения подростка, необходимо не только ознакомить все заинтересованные стороны с их ответственностью и полномочиями, но и в ряде случаев научить их эту ответственность принимать, этой властью пользоваться, распределять свои временные, интеллектуальные, эмоциональные и материальные ресурсы разумно. В подобной помощи может нуждаться как семья оптанта, так и сам подросток.
Не в последнюю очередь затруднения в этих вопросах может испытывать и школа, с одной стороны руководствующаяся нормативно-правовыми актами, в которых про-фориентационная работа в интересах социально профессионального самоопределения учащихся названа одним из приоритетных направлений воспитательной работы, а с другой не имеющая четких представлений о временных, кадровых и материальных ресурсах, которые обеспечили бы достойное решение поставленных задач, не имеющая согласованных с родительской общественностью представлений о запросе на эту деятельность, о взаимодействии и взаимной ответственности участников.
Таким образом, одна из важнейших задач сопровождения социально-профессионального самоопределения молодежи - подготовка специалистов к координации деятельности стейкхолдеров этого стратегически важного процесса.
Решение этой задачи, по нашему мнению, возможно в условиях дополнительного профессионального педагогического образования. Как отмечают Г. С. Беркенова и Г.Ж. Султангазина, качественное образо-
вание может обеспечить не только подготовка педагогических кадров в вузе, но и систематическая целенаправленная работа по повышению их квалификации в соответствии с новой теорией, методологией и технологией осуществления педагогического процесса, поэтому на сегодня актуальными остаются вопросы модернизации системы повышения квалификации и переподготовки кадров, которые обеспечат овладение профессиональной компетентностью высокого уровня [4].
Пути развития семьи, как одного из ведущих стейкхолдеров социально-профессионального самоопределения подростка, повышения ее компетентности в реализации прав и постановке задач, формирование грамотного запроса семьи к специалистам, осуществляющим профориентационную работу, выстраивание механизмов взаимодействия стейкхолдеров этого процесса на микро- и макро-уровнях являются перспективными задачами дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kossiakoff A., Sweet W. N., Seymour S. J., Biemer S. M. Systems Engineering Principles and Practice. - 2-е изд. - Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. -599 с.
2. Реан, А.А. Семья в структуре ценностей молодежи [Текст] /А.А. Реан //Российский психологический журнал. 2017.-№1.- С.62-76
3. Щигирева О.Ю. Навигатор для родителей по развитию талантов в Республике Татарстан [Текст]/ О.Ю. Щигирева, С.О. Кропивянская, под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. Сикорской-Декановой - Казань, 2015. - 164 с.
4. Беркенова Г. С., Султангазина Г.Ж. Компетентностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров [Электронный ресурс] // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - № 5.