Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи'

Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2927
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / FAMILY COMMUNICATION / FAMILY TRADITIONS / PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT PLAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александрова Наталья Александровна

В статье приводятся результаты исследования, целью которого было изучение особенностей влияния семейных факторов и отношения родителей на профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте. Выявлены значимые отличия показателей профессионального самоопределения подростков из семей с разным уровнем образования родителей, разным отношением к выбранной их детьми профессии. Стиль внутрисемейных отношений также оказывает влияние на профессиональный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional identity of adolescents and young adults from the perspective of nuclear families

The main concern of the article is to give the results of the research aimed to study how family and relationship between parents and children can influence professional identity of adolescents and young adults. It reveals the significant differences in parameters of professional identity of teenagers from the families with different level of education of the parents, and different attitudes towards their professional choice. The relationships within the family can influence the vocational choice.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи»

Н. А. Александрова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА С ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

В структуре социальной среды по признаку «непосредственность контакта» можно выделить «те малые социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат как бы промежуточным, связующим звеном в отношениях личности и общества» [1]. Это звено, преломляя воздействие общих условий, характеризующих общество в целом, образует тот неповторимый, существующий лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, которые обычно определяют свойства микросреды или непосредственное социальное окружение личности. Его важнейшими структурными компонентами являются первичные социальные группы, чья отличительная особенность — непосредственные межличностные контакты между входящими в их состав индивидами. К таким структурным образованиям относится семья.

На протяжении всего периода взросления ребенка родители являются для него чрезвычайно значимыми людьми, выступают в качестве и источника эмоциональной поддержки, и директивной инстанции, распорядителей жизненных благ, наказаний и поощрений, и примера для подражания, и воплощения лучших личностных качеств. Они предлагают ему модель взаимоотношений с другими людьми, являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются.

В психологической литературе описаны различные аспекты влияния семейных факторов на развитие. К примеру, В. Н. Дружинин [2] отмечает, что по мере взросления детей обнаруживается увеличение коэффициента корреляции показателей интеллектуальности детей и родителей. Причем эта закономерность усиливается с повышением экономического статуса семьи. В ряде современных исследований было показано, что в отношении детей корреляции интеллекта с характеристиками семейной среды (образование родителей и их педагогическая компетентность, структура и экономический статус семьи) начинает увеличиваться с двухлетнего возраста. В. М. Целуйко [3] приводит данные о том, что отсутствие отца в семье вызывает нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы детей. Наличие в семье детей, порядок их рождения достаточно подробно описаны в смысле личностного и интеллектуального развития детей (А. Адлер, Л. Л. Баландина, В. Н. Дружинин). В психологических исследованиях многодетной семьи внимание уделяется изучению особенностей межличностных отношений. При изучении их структуры рассматриваются специфика межличностных отношений в семьях, различных по размеру, сиблинговая позиция и ее изменение в связи с появлением нового ребенка. Изменение размера семьи сказывается на показателях межличностных отношений с когнитивными и личностными характеристиками детей. В работах выделяются такие семейные характеристики как родительско-детские отношения, восприятие родителями индивидуальных особенностей детей,

© Н. А. Александрова, 2011

взаимоотношения супругов; взаимоотношения сиблингов, восприятие детьми отношений в семье [3]. В больших семьях отцы и матери часто принимают и поддерживают своих детей, однако при этом часто также усиливаются жестокость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей с разными детьми. Сиблинго-вая позиция ребенка определяет особый характер взаимоотношений с родителями. В семье больше замечают индивидуальные особенности первенцев, отдают им больше внимания, заботы и любви.

Еще одним важным показателем развития личности в связи с семейной ситуацией является преобладающий в семье стиль воспитания [4].

Семья занимает ведущее место среди факторов формирования профессионального самоопределения молодежи. В разные годы разные авторы (В. Л. Оссовский, А. Е. Голомшток, Л. Л. Кондратьева, Л. В. Ботякова, Н. А. Грищенко, Л. А. Головей и др.) выделяли отдельные семейные факторы влияния на выбор профессии. Обнаружена, например, тенденция воспроизводить образовательный уровень родителей в отношении высшего и среднего специального образования [5]. Согласно результатам исследования Н. А. Грищенко и Л. А. Головей, 88% школьников, ориентированных на ПТУ, имеют родителей со средним образованием. Следует отметить, что в исследованиях можно найти данные, подтверждающие, что в семьях, где родители имеют высшее образование, их активное влияние на выбор профессии имеет место в гораздо большем числе случаев, чем при условии наличия у них среднего образования (75 и 37% соответственно) [6]. Г. С. Денисова и др. [7] показали, что принадлежность семьи к определенной культуре также может оказывать существенное влияние на профессиональный выбор молодых людей.

Е. А. Климов [8] приводит примеры некоторых разновидностей детско-родительских взаимоотношений в рамках проблемы профессионального самоопределения и выделяет разные типы таких взаимоотношений.

По данным Саломэ Е. А. (2005), родители, участвуя в профессиональном самоопределении подростка, способствуют формированию его собственных представлений о том, какую профессию ему лучше выбирать.

Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса. Данный подход позволяет ввести понятие уровня профессионального самоопределения, показателями которого являются сформирован-ность профессионального плана, степень информированности о выбранной профессии, мотивы выбора профессии, уровень профессиональной зрелости (готовности).

Целью нашего исследования является изучение позиции семьи в профессиональном самоопределении подростков и юношей. Были поставлены следующие задачи: изучить влияние таких семейных факторов как материальное положение семьи, образование и профессия родителей, их отношение к выбираемой сыном или дочерью профессии, характер влияния внутрисемейных отношений и стилей воспитания на профессиональное самоопределение молодых людей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы. В работе с родителями — специально разработанная анкета, позволяющая изучить показатели профессионального самоопределения и семейные факторы. Она содержит ряд вопросов, касающихся состава семьи, ее материального положения и особенностей проживания, образования и профессии родителей. «Анкета семьи» позволяет сделать выводы

о преобладающем в семье стиле взаимодействия, уровне ее сплоченности или конфликтности, о наличии семейных традиций.

В анкету также были включены вопросы, ответы на которые отражают влияние родителей или семьи в целом на профессиональное самоопределение учащихся и касаются обсуждения с детьми профессионального выбора, степени влияния семьи на этот выбор, информированности родителей о профессиональных планах собственных детей, характера поддержки, которую оказывают родители учащимся на этапе профессионального выбора, отношения родителей к выбору.

В состав анкеты «Оптанта» также были включены вопросы о мотивах профессионального выбора, которые могут быть разделены по своей направленности на внешние, отражающие второстепенные, несущественные признаки профессии (близость к месту жительства, за компанию, престижность, деньги и т. п.), и внутренние, основанные на истинном интересе к самой деятельности (интерес, польза, достижение профессиональных высот и возможности профессионального карьерного роста).

Для изучения особенностей взаимодействия родителей с детьми использовалась методика И. М. Марковской [9], в соответствии с которой в опроснике для родителей были представлены следующие 10 шкал:

1. Нетребовательность/требовательность родителя.

2. Мягкость/строгость родителя.

3. Автономность ребенка/контролирование его.

4. Эмоциональная дистанция/эмоциональная близость ребенка к родителю.

5. Отвержение/принятие ребенка родителем.

6. Отсутствие сотрудничества/сотрудничество.

7. Несогласие/согласие между ребенком и родителем.

8. Непоследовательность/последовательность родителя.

9. Авторитетность родителя.

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Были обследованы 125 родителей учащихся 9-11-х классов, из них 92 — родителей девушек и 33 — родителей юношей в возрасте 32-55 лет. Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS 13. 0.

Анализ ответов родителей на вопросы анкеты относительно предполагаемого уровня образования показал, что 91% из них рекомендуют своим детям после окончания школы продолжить свое образование в вузе и лишь 9% — поступать в колледж.

Среди самих родителей высшее образование имеют 43% матерей и 36% отцов; среднее специальное образование — 47% матерей и 46% отцов. В ряде анкет (14%) образование отца не указано в силу его отсутствия в семье и, следовательно, в процессе воспитания.

Н. А. Александровой (2010) было показано влияние уровня образования родителей на профессиональное самоопределение, по оценкам молодых людей. В данном случае, в соответствии с ответами родителей, при сравнении средних показателей профессионального самоопределения в зависимости от уровня образования матери оказалось, что в семьях, где родители имеют высшее образование, значимо чаще отмечаются влияние семьи на профессиональный выбор подростков (р < 0,01) и большая поддержка детей в столь важный период их жизни (р < 0,05).

В семьях, где высшее образование имеют отцы, родители также отмечают большое влияние семьи на выбор молодыми людьми будущей профессии (р < 0,01) и выше оце-

нивают уровень сформированности профессионального плана своих детей (р < 0,01). Образование родителей, в частности наличие у них высшего образования, связано с показателями конфликтности и сплоченности семьи. В семьях, где родители имеют высшее образование, значимо выше уровень сплоченности (р < 0,01). В тех случаях, когда у родителей среднее специальное образование, в семьях выше уровень конфликтности, причем, когда среднее специальное образование имеется именно у отца, конфликтность отмечается гораздо чаще (р < 0,01).

Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определенную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого — образ «Мы», а аффективный аспект — чувство «Мы». В исследованиях Д. Олсона [10] выделены типы семей в зависимости от четырех уровней сплоченности: разобщенный, разделенный, запутанный, объединенный. В концепции М. Боуэна [11] неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения, эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и ригидностью отношений между ними.

Одним из важных показателей сплоченности семьи, а также гармоничных внутрисемейных отношений, благотворно влияющих на развитие ребенка и его самоопределение, являются семейные традиции. Около половины родителей в нашей выборке указали на наличие каких-либо традиций в семье. При сравнении с группой родителей, не отметивших ни одной из них, выяснилось, что родители из семей с традициями в большей степени участвуют в жизни ребенка. Такие мамы и папы могут назвать значительно большее количество профессий, которое они могли бы рекомендовать (р < 0,05) и не рекомендовать (р < 0,05) для выбора своим детям, они также значительно чаще оказывают поддержку молодым людям в вопросах выбора будущей профессии (р < 0,01).

Для выявления типов сплоченности использовался метод кластерного анализа. Анализу подверглись ответы на вопросы анкеты, касающиеся наличия традиций в семье и отношения к ним, совместного проведения досуга, культурной насыщенности семейной жизни (посещение музеев, выставок, театров, чтение художественной литературы), показатели как внутренней, так и конфликтности семьи внешней. Анализировались также данные, полученные при помощи использования шкал опросника И. М. Марковской, характеризующих взаимодействие родителей с детьми. В результате анализа были выделены две группы семей, отличающихся следующими признаками.

Группа 1 (99 человек) — скорее сплоченные семьи, с высоким культурным уровнем. В отношениях с ребенком матери требовательны, что подразумевает и ожидание от ребенка более высокого уровня ответственности. Родители, оценивающие своих детей как близких, принимают их. Указанные семьи характеризуются отношениями сотрудничества между детьми и родителями, то есть включенностью ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств, согласием между детьми и родителями в различных жизненных ситуациях, последовательностью в воспитании. Родители высоко оценивают степень своего авторитета у детей, влияния на них, отмечают удовлетворенность отношениями. В семьях преобладает демократический стиль отношений.

Группа 2 (26 человек) — скорее не сплоченные семьи с повышенным уровнем конфликтности в семье и нарушением внутрисемейных отношений. Родители в таких семьях не последовательны в воспитании детей, не удовлетворены отношениями с детьми, отмечают собственный недостаточный авторитет для них.

При сравнении этих групп выяснилось, что родители из сплоченных семей чаще обсуждают с детьми их профессиональное будущее и перспективы поступления в вузы и колледжи (р < 0,01), в отличие от родителей из конфликтных семей, которые только собираются это сделать (р < 0,05). В сплоченных семьях родители в большей степени уверены, что их мнение относительно выбранной профессии совпадает с мнением ребенка (р < 0,01), довольны выбором молодого человека (р < 0,01). Родители из семей 2-й группы уверены, что их мнение о выбираемой профессии не совпадает с мнением ребенка (р < 0,01), но считают, что предпринимать конкретные шаги в выборе профессии еще рано (р < 0,01). Взрослые люди в этих семьях свою собственную профессию и учебное заведение выбирали «за компанию» (р < 0,01). В силу сложности детско-родительских отношений в конфликтных семьях процесс выбора профессионального будущего подростков проходит сложно как для них самих, так и для их родителей.

Сами родители, будучи подростками, профессию и учебное заведение выбирали также, руководствуясь соображениями: «за компанию с друзьями», «по совету родителей», «в этом учебном заведении учились близкие», «этой профессии учился или работал по ней кто-то из близких». В нашей выборке оказалось 30% подобных взрослых. Дети в таких семьях, по оценкам родителей, значительно чаще выбирают профессии, связанные с искусством (р < 0,01). Родители также чаще отмечают в таких случаях, что их мнение относительно будущей профессии и учебного заведения не совпадает с мнением ребенка (р < 0,01). Предпочитаемые ребенком профессии заносятся родителями в разряд недостойных, малооплачиваемых, бесперспективных и т. п. В подобных семьях повышается конфликтность и затягивается решение вопроса о профессиональном выборе.

Взрослые, выбиравшие свои профессии самостоятельно, напротив, с доверием относятся к профессиональному выбору своих детей (р < 0,05) и полностью поддерживают их (р < 0,01).

Мнение родителей играет большую роль, иногда — решающую. В действительности отношение родителей к труду вообще, высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе с раннего возраста оцениваются и запоминаются детьми и влияют на определение их будущего уже в подростковом возрасте. Это влияние непосредственно связано с отношениями между родителями и детьми, существующими в семье. Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет отдаленные последствия и определяет жизненный путь последних. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий постепенно становятся достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в его индивидуальные особенности, проявляющиеся в интересах, ценностях, установках, мотивах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору.

Выяснилось, что в случае несовпадения выбора подростка с мнением родителей 14% родителей проявили достаточное безразличие и продемонстрировали полное невмешательство. 56% родителей в аналогичной ситуации проявили доверие к выбору ребенка и демократическое отношение. 20% родителей в случае несовпадения мнений предполагали переубедить ребенка. 2% — настаивали на своем варианте профессионального пути для ребенка. 7% — затруднились однозначно ответить на этот вопрос.

В тех случаях, когда родительское мнение относительно выбора их детьми профессиональной области или учебного заведения совпадает с мнением подростков,

молодые люди получают больше поддержки от взрослых (р < 0,05), родители положительно относятся к выбору, одобряют его (р < 0,01), довольны тем, что выбор уже сделан (р < 0,05). По оценкам таких родителей, их дети отличаются более сформированными профессиональными планами (р < 0,01).

Интересно, что при доверительных отношениях с детьми, признании их самостоятельности, родители тем не менее испытывают трудности в оказании им помощи (р < 0,05). Это может быть связано либо с полным доверием к детям в семье, когда помощь родителей не требуется, либо с надеждами взрослых на то, что подросток сможет сам решить все возникающие у него трудности при выборе дальнейшего пути образования.

49% опрошенных родителей довольны выбранным подростком профессиональным направлением, одобряют его, считают перспективным и востребованным. Будущую профессию сына или дочери они рассматривают как ответственную и/или статусную, требующую от детей значительных интеллектуальных, моральных и т. п. вложений. 11% не довольны выбранной их детьми профессией, 40% воздержались от ответа, возможно в связи с тем, что выбор профессии их детьми еще не сделан, либо он не окончательный. Родители, отметившие положительное отношение к выбранной профессии, значительно чаще видят будущее своих детей, связанным с обучением в вузе (р < 0,05), отмечают высокий уровень сформированности профессионального плана своих детей (р < 0,01), считают, что их мнение относительно будущей профессии собственных детей полностью совпадает с мнением подростков (р < 0,01), и довольны тем, что этот выбор окончательно определен (р < 0,01). Из всех источников возможного влияния на профессиональный выбор молодых людей такие родители выделяют влияние семьи (р < 0,05). Они оказывают всяческую поддержку детям (р < 0,01) в решении столь важного вопроса.

Важно отметить, что 10% родителей, не довольных сделанным их детьми профессиональным выбором, полагают, что их советы и рекомендации никак не повлияли на решение молодых людей.

Помощь родителей в выборе профессии носит разносторонний характер. 52% их помогают детям выбрать вуз, 67% помогают в учебе и выборе репетиторов, а 24% стараются не мешать своим детям. На вопрос анкеты о необходимой детям помощи диапазон ответов родителей оказался весьма широк: от самоустранения в оказании любой помощи (14%) и оказания исключительно материальной поддержки (5%) до желания сделать абсолютно все возможное, чтобы помочь ребенку в профессиональном выборе (5%). Большинство родителей (52%) предлагают проводить беседы или непосредственно давать советы относительно будущей профессиональной деятельности и места учебы подростков. Около 15% взрослых не знают, как и чем они могут помочь своим детям определиться в их профессиональном будущем.

Треть родителей не могут назвать профессии, которые они рекомендовали бы своим детям, а около половины — те профессии, которые не рекомендовали бы. Очевидно, что родители не меньше, чем подростки и молодые люди, нуждаются в профориентационном консультировании, которое помогло бы им лучше понять мир профессий, его особенности и возможности выбора сферы деятельности.

Отношение родителей к труду, собственный выбор профессии, субъективный взгляд родителей на профессиональное будущее своих детей, безусловно, влияют на профессиональное самоопределение молодых людей. Подростки, а также юноши и де-

вушки, на профессиональный выбор которых родители оказывают негативное влияние, затрудняются в его осуществлении и в связи с этим нуждаются в соответствующем психологическом сопровождении.

Литература

1. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В. Л. Оссовско-го. Киев: Наукова Думка, 1987. 304 с.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 176 с.

3. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М: ВЛАДОС, 2006. 287 с.

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. М: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2006. 600 с.

5. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977. 380 с.

6. Ботякова Л. В. Влияние семьи на профессиональную ориентацию учащихся // Формирование профессиональной направленности учащихся. Минск, 1985. С. 46-54.

7. Гришенко Н. А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психол. журнал. 1987. № 1. С. 99-109.

8. Денисова Г. С., Гук А. А., Чеботарев Ю. А. Профессия как ориентир социального становления учащейся молодежи // Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе ХХ в. Ростов-на-Дону, 2000. С. 55-57.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М: Академия, 2007. 304 с.

10. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2006. 150 с.

11. Bowen M. The family as the unit of stady and treatment // American Journal of Orthopsychiatry. 1960. Vol. 31.

12. Olson D. Circumplex Model of Marital and Family Systems. Assessing Family Functioning // In Walsh, Froma. Normal Family Processes. New York; London: The Guilford Press, 1993.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.