Научная статья на тему 'Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте'

Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1160
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОЧЕРЕДНОСТЬ РОЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / FAMILY COMMUNICATION / BIRTH ORDER / OCCUPATIONAL READINESS / MODEL OF VOCATIONAL ORIENTATION / VOCATIONAL PLAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Наталья Александровна

В статье приводятся результаты исследования, целью которого было изучить особенности влияния некоторых семейных факторов на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте. Выявлены значимые отличия показателей профессионального самоопределения подростков из семей с разными уровнями образования родителей, материальным положением, составом семьи. Порядок рождения и стиль внутрисемейных отношений оказывают влияние на профессиональный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family factors of vocational self-determination in teenagers

The author discusses results of a study on the impact of certain family factors on vocational self-determination in teenagers. Considerable differences were identified depending on parental education, material welfare and family structure. Birth order and inner family relationships proved to influence occupational choices.

Текст научной работы на тему «Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте»

Н. А. Александрова

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ1

Профессиональное самоопределение, являясь способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения, оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения (Е. А. Климов [6], Н. С. Пряжников [11], П. А. Шавир [14], С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха [3] и др.). Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию различных факторов на процесс профессионального самоопределения. В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер; личностные профессиональные планы, информированность о профессиях, мотивация профессионального выбора и профессиональная готовность (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. А. Боровикова [12]). На процесс профессионального самоопределения оказывают влияние многие социально-психологические факторы, воздействия макро- и микросреды, в которой формируется личность. В числе разнообразных факторов, влияющих на выбор профессии, следует особо выделить родителей и семью в целом [10]. Семья является одним из основных институтов социализации детей, осуществляющих трансляцию норм и духовных ценностей от поколения к поколению, воздействуя на поведение и ориентации формирующейся личности ребенка.

Довольно много работ посвящены исследованиям размера семьи и очередности рождения на личностные особенности детей. Еще А. Адлер [2] высказал мысль о важности порядка рождения для понимания психологических особенностей детей. В исследованиях многодетных семей изложены главным образом данные о влиянии размера семьи на когнитивные и личностные особенности детей [5].

Большое внимание в литературе уделено проблемам воспитания и стилям детско-родительских отношений [5, 8, 9]. Значимость семьи и, в частности, характера отношений между детьми и родителями в процессе профессионального самоопределения индивида отмечают и исследователи в области профессиональной психологии. Так, по мнению А.Иое [1], содержание потребностей индивида обусловлено, прежде всего, атмосферой в семье в ранние годы жизни человека и типом взаимоотношений с родителями, которые через удовлетворение или, наоборот, фрустрацию первичных потребностей формируют будущие профессиональные интересы, склонности, ориентации и специальные способности человека. Особую значимость фактора образования родителей и, следовательно, всей системы ценностей, сформированной семьей,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта РГНФ «Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости», проект № 10-06-00490а.

© Н. А. Александрова, 2010

для выбора системы обучения подчеркивают многие авторы, и в частности Л. А. Голо-вей [4].

Вместе с тем крайне недостаточно работ, посвященных исследованию профессионального самоопределения в связи с семейными факторами.

Целью нашего исследования являлось изучение роли семьи как фактора профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Были поставлены задачи:

1) изучить влияние материального положения семьи, образовательного уровня родителей на выбор профессии;

2) рассмотреть влияние внутрисемейной коммуникации и стилей отношения родителей с подростками на профессиональное самоопределение;

3) рассмотреть особенности профессионального самоопределение подростков в зависимости от порядка рождения в семье.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

1. Специально разработанная анкета, позволяющая изучить как факторы профессионального самоопределения, так и семейные факторы; опросник «Профессиональной готовности» А. П. Чернявской [13].

2. Методики Дж. Голланда (тип профессиональной направленности) и И. М. Марковской (Взаимодействие родитель — ребенок) [7]. Статистическая обработка проводилась с помощь программы 8Р88 13.0. Были обследованы 242 учащихся 9-11-х классов в возрасте 14-17 лет, из них 161 девушка и 81 юноша.

Среди респондентов 18% (43 человек) профессию пока не выбрали и 82% (199 человек) выбрали профессию с различной степенью определенности.

Все полученные данные были подвергнуты кластеризации. Кластерный анализ позволил выделить 8 групп в зависимости от различного сочетания семейных факторов. Первые 3 кластера объединили семьи неблагополучные, с нарушенными стилями отношений между подростками и родителями. Вторые 5 кластеров — благополучные семьи, характеризующиеся большой сплоченностью. Для дальнейшего исследования кластеры были объединены в 2 большие группы по факторам сплоченности и конфликтности. Для определения значимости различий между группами использовался ^критерий Стьюдента.

Группа 1 (67 человек) — скорее не сплоченные семьи, с нарушением коммуникации в семье, с нарушенным взаимопониманием, с преобладающим авторитарным стилем воспитания и применением наказаний в семье. В семье преобладает авторитарный стиль отношений. Оба родителя оцениваются как требовательные, строгие, контролирующие, при непоследовательном воспитании со стороны матери.

Группа 2 (175 человек) — сплоченные семьи с позитивной внутрисемейной коммуникацией, выраженным взаимопониманием и конструктивным (эффективным) взаимодействием с родителями, уважительное отношение родителей к мнению детей; семьи, в которых более всего проявляется влияние на детей в отношении выбора будущего (в том числе профессионального). В семье преобладают демократический стиль отношений и последовательность в воспитании. В данных семьях отмечаются принятие, доверительные отношения, согласие и сотрудничество с родителями. Также дети признают авторитет обоих родителей и выражают большую удовлетворенность отношениями с ними.

Интересным, на наш взгляд, представляется сравнение основных показателей профессионального самоопределения в этих группах.

Учащиеся из условно-конфликтных семей значимо чаще выбирают профессии социального типа, связанные с коммуникацией (р < 0,05). Возможно, это связано с нарушением отношений в семье и желанием выстроить более продуктивные отношения с окружающими в своей будущей профессиональной деятельности.

Подростки из условно-сплоченных семей отмечают значимо более высокий уровень субъективной осведомленности о выбираемой профессии (р < 0,05) по сравнению с учащимися из конфликтных семей. Это подтверждается и статистически значимым отличием в показателе «информированность», учитывающем осведомленность о мире профессий, об отдельных профессиях или группах профессий (р < 0,01). В целом учащиеся из сплоченных семей показывают значимо более высокий уровень показателей профессиональной готовности, то есть у них выше уровень умения планировать свое будущее, в том числе профессиональное, — они лучше оценивают временную перспективу своей жизни и профессионального будущего (р < 0,05), имеют большую автономность, независимость от родителей (р < 0,01), самостоятельность в принятии решений, ответственность за это решение и его последствия (р < 0,05) и эмоциональное отношение к выбору профессии — этот выбор не вызывает у них тревоги и негативных эмоций (р < 0,05). Подростки отмечают влияние различных людей и источников информации на свой профессиональный выбор (р < 0,01). У них более сформирован профессиональный план (р < 0,01) и более выражены мотивы, как внешние (р < 0,05), так и внутренние (р < 0,01), в выборе профессиональной области по сравнению с подростками из конфликтных семей.

Однако кластерный анализ не дал возможности учесть образование родителей, материальное положение, состав семьи, порядок рождения детей в семье. Дальнейший анализ позволил выявить влияние указанных факторов.

В семьях с более высоким материальным положением значимо больше оказывается поддержка детям в профессиональном самоопределении (р < 0,05), у них значимо выше умения в предпринимательском типе профессиональной направленности. Это может быть связано с большими материальными свободой и возможностями семьи.

Сравнение средних показателей профессионального самоопределения респондентов в семьях с разным составом не выявило значимых различий между полными и расширенными семьями. Статистически значимые отличия были обнаружены между неполными семьями и полными, а также неполными и расширенными. Так, подростки из неполных семей предпочитают социальные виды деятельности и выбирают профессии социального типа профессиональной направленности чаще, чем их сверстники из полных (р < 0,01) и расширенных семей (р < 0,05), что может быть связано с желанием расширить социальные контакты и выстроить новые социальные отношения, отличные от семейных.

Очень мало исследователей уделяли внимание такому фактору, как порядок рождения в его влиянии на профессиональное самоопределение. Между тем различный порядок рождения и количество детей в семье оказывают существенное влияние в период профессионального самоопределения. Исследование показало, что единственные дети значимо чаще выбирают профессии социального, предпринимательского и конвенционального типа личности (р < 0,05). Они имеют статистически значимо более высокий уровень сформированности профессионального плана (р < 0,05) и чувствуют большую поддержку и помощь (р < 0,05), в том числе и активную (р < 0,01), со стороны родителей в выборе профессии. Эта тенденция наблюдается при сравнении их со вторыми и третьими по рождению в семье (р < 0,05). Интересно, что первенцы

также значимо больше ощущают поддержку со стороны родителей в вопросах выбора профессии по сравнению со вторыми и третьими детьми (р < 0,05).

Единственные дети и первенцы обсуждают свой профессиональный выбор с родителями и другими родственниками значимо чаще, чем вторые в семье (р < 0,05). У первенцев более выражена информированность о мире профессий (р < 0,05) по сравнению со вторыми по порядку рождения. Первенцы оценивают свои исследовательские умения значимо выше, чем третьи дети в семье (р < 0,05). Первенцы значимо чаще называют внутренние, относящиеся к сфере профессиональной деятельности, мотивы выбора профессии, у них выше общая напряженность мотивации по сравнению с третьими детьми (р < 0,05).

А вот у вторых детей более выражена внешняя мотивация выбора профессии и выше уровень напряженности мотивации, чем у третьих детей (р < 0,05). Третьи по рождению дети значимо больше предпочитают конвенциональные профессии (связанные с финансово-экономической сферой), чем единственные (р < 0,05).

Изучение показателей профессиональной готовности позволило определить, что вторые дети в семьях обладают большей самостоятельностью в принятии решений, чаще принимают на себя ответственность за решение и его последствия, чем единственные (р < 0,01) и третьи по порядку рождения (р < 0,05) дети в семье.

Оказание поддержки в вопросах выбора профессии может быть связано с сосредоточением всего внимания семьи на ребенке в столь важный период его жизни и жизни всей семьи, как определение профессионального будущего и выбор конкретной профессии или/и учебного заведения. Родители стараются подойти к вопросам выбора профессии для ребенка всесторонне. В многодетных семьях родители, по-видимому, предоставляют подростку достаточную свободу, не вмешиваясь в его профессиональный выбор, и просто принимают или не принимают его решение. Вероятно, если выбор профессии первого ребенка в семье складывается «удачно», по мнению семьи, то от следующих по порядку рождения детей ожидают повторения этого опыта.

Важным фактором в профессиональном самоопределении, который упоминается практически всеми исследователями проблемы [4, 10], является образование родителей.

В группах с разными уровнями образования родителей были отмечены статистически значимые отличия по таким показателям профессионального самоопределения, как проявление поддержки родителями, в том числе активной поддержки молодых людей в вопросах выбора профессии и учебных заведений. В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, значимо больше поддерживают своих детей по сравнению с семьями, где родители имеют среднее специальное образование (р < 0,05). Подростки отмечают большее влияние внешних источников информации на их профессиональный выбор (р < 0,01). В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, молодые люди проявляют значимо больший интерес к исследовательским видам деятельности и исследовательскому типу профессиональной направленности (р < 0,05). Особо хочется отметить, что формирование исследовательского типа связано именно с высшим образованием отца. То есть можно предположить, что более высокий образовательный уровень отцов способствует возникновению интереса к научной и исследовательской профессиональной деятельности у детей и, вероятно, получению именно высшего образования. Однако поддержка родителей в вопросах профессионального выбора больше связана с уровнем образования матерей. Женщины с высшим образованием стараются оказывать всестороннюю помощь и явную поддержку своим детям в период профессионального самоопределения, понимая всю важность и сложность

этого жизненного этапа, и, видимо, в силу особой, по сравнению с отцами, близости к детям.

С образованием матерей, а точнее — с высшим образованием, связано больше всего различий в показателях профессионального самоопределения. В семьях, где молодые люди не знают, какое образование имеют их матери, что может свидетельствовать о нарушенных контактах, значимо выше уровень трудностей в оказании помощи и поддержки учащимся в профессиональном самоопределении (р < 0,01). Подростки из семей, где матери имеют высшее образование, отличаются более сформированным профессиональным планом, более осведомлены в отношении выбранной профессии, отмечается гораздо большее влияние различных факторов на их профессиональное самоопределение по сравнению с семьями, где детям не известно об образовании матери. Обнаружены статистически значимые различия по показателю «принятие решения» (р < 0,01), свидетельствующие о том, что дети в семьях с более высоким уровнем образования матери обладают большей самостоятельностью в принятии решений, принимают на себя ответственность за решение и его последствия.

Учащиеся из семей, где отец имеет высшее образование, показывают значимо большее умение планировать свое будущее, в том числе профессиональное, лучше оценивают временную перспективу своей жизни и профессионального будущего (р < 0,01). Интересно, что такой важный показатель профессиональной готовности, как планирование, тесно связан не просто с уровнем образования родителей, а со знанием подростками об образовании, полученном их родителями. Таким образом, выстроить жизненный план, в том числе профессиональный, собственной жизни молодой человек сможет тем более четко и самостоятельно, чем больше он знает об образовании и профессии своих родителей, чем лучше у него контакт с ними. Если учащиеся не имеют возможности или желания знакомиться с основными жизненными достижениями своих родителей и родственников, это может значительно затруднить и ограничить их собственный профессиональный выбор.

Исследование профессионального самоопределения молодежи в контексте влияния семейных факторов показало, что влияние семьи осуществляется в форме двух процессов. Первый из них носит объективный характер и обусловлен в большей степени такими факторами, как образовательный уровень семьи, материальное положение, порядок рождения детей. От образовательного уровня семьи во многом зависит объем знаний и интеллектуальный уровень детей, что определяет успешность осуществления планов в отношении продолжения обучения и осуществления профессиональных намерений. Второе направление влияния семьи на подрастающее поколение — стили семейного воспитания, внутрисемейной коммуникации, передача социального опыта в виде определенных стереотипов, в том числе относящихся и к сфере труда. Анализ этих факторов на профессиональное самоопределение молодых людей является задачей дальнейшего исследования.

Литература

1. Roe A. Early determinants of vocational choice // Journal of counseling psychology. 1957. Vol. 4. P. 212-217.

2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. 256 с.

3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 144 с.

4. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и зрелости: Автореф. ... докт. психол. наук. СПб., 1996. 22 с.

5. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб., 2007. 176 с.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007. 304 с.

7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006. 150 с.

8. Минияров В. М. Психология семейного воспитания: Диагностико-коррекционный аспект. М.; Воронеж, 2000. 256 с.

9. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие. М., 2005. 368 с.

10. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В. Л. Оссов-ского. Киев, 1987. 304 с.

11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 256 с.

12. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. 152 с.

13. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2003. 96 с.

14. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1991. 96 с.

Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.