Н. А. Александрова
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ1
Профессиональное самоопределение, являясь способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения, оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения (Е. А. Климов [6], Н. С. Пряжников [11], П. А. Шавир [14], С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха [3] и др.). Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию различных факторов на процесс профессионального самоопределения. В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер; личностные профессиональные планы, информированность о профессиях, мотивация профессионального выбора и профессиональная готовность (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. А. Боровикова [12]). На процесс профессионального самоопределения оказывают влияние многие социально-психологические факторы, воздействия макро- и микросреды, в которой формируется личность. В числе разнообразных факторов, влияющих на выбор профессии, следует особо выделить родителей и семью в целом [10]. Семья является одним из основных институтов социализации детей, осуществляющих трансляцию норм и духовных ценностей от поколения к поколению, воздействуя на поведение и ориентации формирующейся личности ребенка.
Довольно много работ посвящены исследованиям размера семьи и очередности рождения на личностные особенности детей. Еще А. Адлер [2] высказал мысль о важности порядка рождения для понимания психологических особенностей детей. В исследованиях многодетных семей изложены главным образом данные о влиянии размера семьи на когнитивные и личностные особенности детей [5].
Большое внимание в литературе уделено проблемам воспитания и стилям детско-родительских отношений [5, 8, 9]. Значимость семьи и, в частности, характера отношений между детьми и родителями в процессе профессионального самоопределения индивида отмечают и исследователи в области профессиональной психологии. Так, по мнению А.Иое [1], содержание потребностей индивида обусловлено, прежде всего, атмосферой в семье в ранние годы жизни человека и типом взаимоотношений с родителями, которые через удовлетворение или, наоборот, фрустрацию первичных потребностей формируют будущие профессиональные интересы, склонности, ориентации и специальные способности человека. Особую значимость фактора образования родителей и, следовательно, всей системы ценностей, сформированной семьей,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта РГНФ «Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости», проект № 10-06-00490а.
© Н. А. Александрова, 2010
для выбора системы обучения подчеркивают многие авторы, и в частности Л. А. Голо-вей [4].
Вместе с тем крайне недостаточно работ, посвященных исследованию профессионального самоопределения в связи с семейными факторами.
Целью нашего исследования являлось изучение роли семьи как фактора профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Были поставлены задачи:
1) изучить влияние материального положения семьи, образовательного уровня родителей на выбор профессии;
2) рассмотреть влияние внутрисемейной коммуникации и стилей отношения родителей с подростками на профессиональное самоопределение;
3) рассмотреть особенности профессионального самоопределение подростков в зависимости от порядка рождения в семье.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Специально разработанная анкета, позволяющая изучить как факторы профессионального самоопределения, так и семейные факторы; опросник «Профессиональной готовности» А. П. Чернявской [13].
2. Методики Дж. Голланда (тип профессиональной направленности) и И. М. Марковской (Взаимодействие родитель — ребенок) [7]. Статистическая обработка проводилась с помощь программы 8Р88 13.0. Были обследованы 242 учащихся 9-11-х классов в возрасте 14-17 лет, из них 161 девушка и 81 юноша.
Среди респондентов 18% (43 человек) профессию пока не выбрали и 82% (199 человек) выбрали профессию с различной степенью определенности.
Все полученные данные были подвергнуты кластеризации. Кластерный анализ позволил выделить 8 групп в зависимости от различного сочетания семейных факторов. Первые 3 кластера объединили семьи неблагополучные, с нарушенными стилями отношений между подростками и родителями. Вторые 5 кластеров — благополучные семьи, характеризующиеся большой сплоченностью. Для дальнейшего исследования кластеры были объединены в 2 большие группы по факторам сплоченности и конфликтности. Для определения значимости различий между группами использовался ^критерий Стьюдента.
Группа 1 (67 человек) — скорее не сплоченные семьи, с нарушением коммуникации в семье, с нарушенным взаимопониманием, с преобладающим авторитарным стилем воспитания и применением наказаний в семье. В семье преобладает авторитарный стиль отношений. Оба родителя оцениваются как требовательные, строгие, контролирующие, при непоследовательном воспитании со стороны матери.
Группа 2 (175 человек) — сплоченные семьи с позитивной внутрисемейной коммуникацией, выраженным взаимопониманием и конструктивным (эффективным) взаимодействием с родителями, уважительное отношение родителей к мнению детей; семьи, в которых более всего проявляется влияние на детей в отношении выбора будущего (в том числе профессионального). В семье преобладают демократический стиль отношений и последовательность в воспитании. В данных семьях отмечаются принятие, доверительные отношения, согласие и сотрудничество с родителями. Также дети признают авторитет обоих родителей и выражают большую удовлетворенность отношениями с ними.
Интересным, на наш взгляд, представляется сравнение основных показателей профессионального самоопределения в этих группах.
Учащиеся из условно-конфликтных семей значимо чаще выбирают профессии социального типа, связанные с коммуникацией (р < 0,05). Возможно, это связано с нарушением отношений в семье и желанием выстроить более продуктивные отношения с окружающими в своей будущей профессиональной деятельности.
Подростки из условно-сплоченных семей отмечают значимо более высокий уровень субъективной осведомленности о выбираемой профессии (р < 0,05) по сравнению с учащимися из конфликтных семей. Это подтверждается и статистически значимым отличием в показателе «информированность», учитывающем осведомленность о мире профессий, об отдельных профессиях или группах профессий (р < 0,01). В целом учащиеся из сплоченных семей показывают значимо более высокий уровень показателей профессиональной готовности, то есть у них выше уровень умения планировать свое будущее, в том числе профессиональное, — они лучше оценивают временную перспективу своей жизни и профессионального будущего (р < 0,05), имеют большую автономность, независимость от родителей (р < 0,01), самостоятельность в принятии решений, ответственность за это решение и его последствия (р < 0,05) и эмоциональное отношение к выбору профессии — этот выбор не вызывает у них тревоги и негативных эмоций (р < 0,05). Подростки отмечают влияние различных людей и источников информации на свой профессиональный выбор (р < 0,01). У них более сформирован профессиональный план (р < 0,01) и более выражены мотивы, как внешние (р < 0,05), так и внутренние (р < 0,01), в выборе профессиональной области по сравнению с подростками из конфликтных семей.
Однако кластерный анализ не дал возможности учесть образование родителей, материальное положение, состав семьи, порядок рождения детей в семье. Дальнейший анализ позволил выявить влияние указанных факторов.
В семьях с более высоким материальным положением значимо больше оказывается поддержка детям в профессиональном самоопределении (р < 0,05), у них значимо выше умения в предпринимательском типе профессиональной направленности. Это может быть связано с большими материальными свободой и возможностями семьи.
Сравнение средних показателей профессионального самоопределения респондентов в семьях с разным составом не выявило значимых различий между полными и расширенными семьями. Статистически значимые отличия были обнаружены между неполными семьями и полными, а также неполными и расширенными. Так, подростки из неполных семей предпочитают социальные виды деятельности и выбирают профессии социального типа профессиональной направленности чаще, чем их сверстники из полных (р < 0,01) и расширенных семей (р < 0,05), что может быть связано с желанием расширить социальные контакты и выстроить новые социальные отношения, отличные от семейных.
Очень мало исследователей уделяли внимание такому фактору, как порядок рождения в его влиянии на профессиональное самоопределение. Между тем различный порядок рождения и количество детей в семье оказывают существенное влияние в период профессионального самоопределения. Исследование показало, что единственные дети значимо чаще выбирают профессии социального, предпринимательского и конвенционального типа личности (р < 0,05). Они имеют статистически значимо более высокий уровень сформированности профессионального плана (р < 0,05) и чувствуют большую поддержку и помощь (р < 0,05), в том числе и активную (р < 0,01), со стороны родителей в выборе профессии. Эта тенденция наблюдается при сравнении их со вторыми и третьими по рождению в семье (р < 0,05). Интересно, что первенцы
также значимо больше ощущают поддержку со стороны родителей в вопросах выбора профессии по сравнению со вторыми и третьими детьми (р < 0,05).
Единственные дети и первенцы обсуждают свой профессиональный выбор с родителями и другими родственниками значимо чаще, чем вторые в семье (р < 0,05). У первенцев более выражена информированность о мире профессий (р < 0,05) по сравнению со вторыми по порядку рождения. Первенцы оценивают свои исследовательские умения значимо выше, чем третьи дети в семье (р < 0,05). Первенцы значимо чаще называют внутренние, относящиеся к сфере профессиональной деятельности, мотивы выбора профессии, у них выше общая напряженность мотивации по сравнению с третьими детьми (р < 0,05).
А вот у вторых детей более выражена внешняя мотивация выбора профессии и выше уровень напряженности мотивации, чем у третьих детей (р < 0,05). Третьи по рождению дети значимо больше предпочитают конвенциональные профессии (связанные с финансово-экономической сферой), чем единственные (р < 0,05).
Изучение показателей профессиональной готовности позволило определить, что вторые дети в семьях обладают большей самостоятельностью в принятии решений, чаще принимают на себя ответственность за решение и его последствия, чем единственные (р < 0,01) и третьи по порядку рождения (р < 0,05) дети в семье.
Оказание поддержки в вопросах выбора профессии может быть связано с сосредоточением всего внимания семьи на ребенке в столь важный период его жизни и жизни всей семьи, как определение профессионального будущего и выбор конкретной профессии или/и учебного заведения. Родители стараются подойти к вопросам выбора профессии для ребенка всесторонне. В многодетных семьях родители, по-видимому, предоставляют подростку достаточную свободу, не вмешиваясь в его профессиональный выбор, и просто принимают или не принимают его решение. Вероятно, если выбор профессии первого ребенка в семье складывается «удачно», по мнению семьи, то от следующих по порядку рождения детей ожидают повторения этого опыта.
Важным фактором в профессиональном самоопределении, который упоминается практически всеми исследователями проблемы [4, 10], является образование родителей.
В группах с разными уровнями образования родителей были отмечены статистически значимые отличия по таким показателям профессионального самоопределения, как проявление поддержки родителями, в том числе активной поддержки молодых людей в вопросах выбора профессии и учебных заведений. В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, значимо больше поддерживают своих детей по сравнению с семьями, где родители имеют среднее специальное образование (р < 0,05). Подростки отмечают большее влияние внешних источников информации на их профессиональный выбор (р < 0,01). В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, молодые люди проявляют значимо больший интерес к исследовательским видам деятельности и исследовательскому типу профессиональной направленности (р < 0,05). Особо хочется отметить, что формирование исследовательского типа связано именно с высшим образованием отца. То есть можно предположить, что более высокий образовательный уровень отцов способствует возникновению интереса к научной и исследовательской профессиональной деятельности у детей и, вероятно, получению именно высшего образования. Однако поддержка родителей в вопросах профессионального выбора больше связана с уровнем образования матерей. Женщины с высшим образованием стараются оказывать всестороннюю помощь и явную поддержку своим детям в период профессионального самоопределения, понимая всю важность и сложность
этого жизненного этапа, и, видимо, в силу особой, по сравнению с отцами, близости к детям.
С образованием матерей, а точнее — с высшим образованием, связано больше всего различий в показателях профессионального самоопределения. В семьях, где молодые люди не знают, какое образование имеют их матери, что может свидетельствовать о нарушенных контактах, значимо выше уровень трудностей в оказании помощи и поддержки учащимся в профессиональном самоопределении (р < 0,01). Подростки из семей, где матери имеют высшее образование, отличаются более сформированным профессиональным планом, более осведомлены в отношении выбранной профессии, отмечается гораздо большее влияние различных факторов на их профессиональное самоопределение по сравнению с семьями, где детям не известно об образовании матери. Обнаружены статистически значимые различия по показателю «принятие решения» (р < 0,01), свидетельствующие о том, что дети в семьях с более высоким уровнем образования матери обладают большей самостоятельностью в принятии решений, принимают на себя ответственность за решение и его последствия.
Учащиеся из семей, где отец имеет высшее образование, показывают значимо большее умение планировать свое будущее, в том числе профессиональное, лучше оценивают временную перспективу своей жизни и профессионального будущего (р < 0,01). Интересно, что такой важный показатель профессиональной готовности, как планирование, тесно связан не просто с уровнем образования родителей, а со знанием подростками об образовании, полученном их родителями. Таким образом, выстроить жизненный план, в том числе профессиональный, собственной жизни молодой человек сможет тем более четко и самостоятельно, чем больше он знает об образовании и профессии своих родителей, чем лучше у него контакт с ними. Если учащиеся не имеют возможности или желания знакомиться с основными жизненными достижениями своих родителей и родственников, это может значительно затруднить и ограничить их собственный профессиональный выбор.
Исследование профессионального самоопределения молодежи в контексте влияния семейных факторов показало, что влияние семьи осуществляется в форме двух процессов. Первый из них носит объективный характер и обусловлен в большей степени такими факторами, как образовательный уровень семьи, материальное положение, порядок рождения детей. От образовательного уровня семьи во многом зависит объем знаний и интеллектуальный уровень детей, что определяет успешность осуществления планов в отношении продолжения обучения и осуществления профессиональных намерений. Второе направление влияния семьи на подрастающее поколение — стили семейного воспитания, внутрисемейной коммуникации, передача социального опыта в виде определенных стереотипов, в том числе относящихся и к сфере труда. Анализ этих факторов на профессиональное самоопределение молодых людей является задачей дальнейшего исследования.
Литература
1. Roe A. Early determinants of vocational choice // Journal of counseling psychology. 1957. Vol. 4. P. 212-217.
2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. 256 с.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 144 с.
4. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и зрелости: Автореф. ... докт. психол. наук. СПб., 1996. 22 с.
5. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб., 2007. 176 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007. 304 с.
7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006. 150 с.
8. Минияров В. М. Психология семейного воспитания: Диагностико-коррекционный аспект. М.; Воронеж, 2000. 256 с.
9. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие. М., 2005. 368 с.
10. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В. Л. Оссов-ского. Киев, 1987. 304 с.
11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 256 с.
12. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. 152 с.
13. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2003. 96 с.
14. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1991. 96 с.
Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.