ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1/159.9 ББК 88
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10239 © А.А. Реан, Е.С. Кошелева, 2019
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ОТРИЦАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Артур Александрович Реан, академик РАО, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Национального исследовательского Университета «Высшая школа экономики», профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Екатерина Сергеевна Кошелева, специалист проекта «Шаги просвещения» Фонда поддержки культурных инициатив «Собрание»
Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены результаты исследования семейных ценностей российских подростков, анализируются такие эмоционально-регулятивные свойства личности, как спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, уравновешенность, застенчивость. Данные характеристики рассматриваются в качестве предикторов отрицания семейных ценностей у подростков. Используются результаты масштабного исследования, проведенного среди старшеклассников из восьми регионов России в 2016 г. Предметом анализа являются данные специально составленного социологического опросника и многофакторного личностного опросника FPI. Результаты исследования показывают, что у подростков диагностируется позитивное отношение к семейным ценностям. Большинство хотят создать свою семью, считают, что она является основой государства и согласны с необходимостью подготовки человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям. Однако при этом большая часть подростков положительно относятся к гражданским бракам, многие допускают рождение детей вне брака. Таким образом, мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции — как к сохранению семейных ценностей, так и к формированию современных более либеральных установок с учетом современных веяний. Анализ регрессионных моделей показывает, что такие эмоционально-регулятивные свойства личности, как спонтанная агрессивность, раздражительность и уравновешенность являются предикторами отрицания семейных ценностей. Агрессивный и неуравновешенный в своем поведении подросток с большей вероятностью формирует негативное отношение к семейным ценностям. При этом для более раздражительных подростков, наоборот, характерно позитивное отношение к данным ценностям, что вероятно связано с желанием молодого человека получить в своей будущей семье тот уровень комфорта, которого ему не хватало в отношениях с родителями.
Ключевые слова: эмоционально-регулятивные свойства личности, агрессивность, семейные ценности.
Artur A. Rean, Academic of the RAO, professor, Honored worker of science of Russian Federation, director of Laboratory for the Study of Adolescent Deviance in National Research University «Higher School of Economics», professor of the department of legal psychology
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Ekaterina S. Kosheleva, specialist of project «Education steps» of Fund for support of cultural initiatives «Association» Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: [email protected]
Annotation. The article presents results of family values' study among Russian teenagers. Also such emotionally-regulative characteristics as spontaneous and reactive aggressiveness, irritability, steadiness, shyness are analyzed. These personality traits are examined as predictors of rejection of family values among teenagers. Authors use data of global research, which was done among high school students from eight regions of Russia in 2016. Subject of our analysis are data of social questionnaire and multi-factor personal questionnaire FPI. Due to results of research, positive attitude to family values was diagnosed. Most of teenagers want to create a family, think, that family is basis of state and agree with necessary to prepare person for creation family, training family values. However, most of teenagers have positive attitude to civil marriage and permit childbirth out of marriage. So, we can see two different lines: preservation of family values from one side, and forming liberal position from another side. Analysis of regression models presents, that emotionally-regulative characteristics, such as spontaneous aggressiveness, irritability and steadiness, are predictors of rejection of family values. Aggressive and unstable teenager forms negative attitude to family values. Nevertheless, more irritable teenagers have more positive attitude to this values, than others do. Perhaps, youngsters would like to feel themselves more comfortable in their own future family, than with parents.
Keywords: emotionally-regulative characteristics, aggressiveness, family values.
AGGRESSIVENESS LIKE A PREDICTOR OF REJECTION OF FAMILY VALUES AMONG TEENAGERS
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессивность как предиктор отрицания семейных ценностей у подростков. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):278—286.
Исследованию семейных ценностей посвящено большое количество работ по психологии, как отечественных1, так и зарубежных2. Изучение формирования у молодежи семейных ценностей является актуальным в современном мире, где мы наблюдаем если не разрушение, то, по крайней мере, значительное ослабления института семьи как такового. Согласно данным официальной статистики количество разводов в нашей стране сейчас, по сравнению c показателями в Советском союзе, значительно выше, в то время как количество заключенных браков меньше3. Факторов, влияющих на данные показатели, может быть множество. Исследование отношения молодежи к семейным ценностям позволяет выявить часть из них.
А.А. Реан считает, что проблема семейного благополучия и неблагополучия влияет почти на все социальные и психологические проблемы детства и молодежи4. По мнению автора, семья выступает как фактор защиты личности. С нашей точки зрения, формирование готовности к созданию семьи необходимо проводить, начиная с подросткового возраста, когда ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение, развивается отношение к противоположному полу.
Исследователи отмечают, что молодежь наиболее чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, ее ценностные ориентации отличаются неустойчивостью и весьма подвержены воздействию случайных факторов5. В нашей работе мы пытаемся выявить часть этих факторов, понять, какова их значимость и степень влияния на молодых людей.
За основу методологии нашего исследования взят ситуационный подход. Существует большое количество трудов, в которых он представлен6.
В одной из центральных работ по методологии ситуационного подхода выделяются важнейшие его принципы7:
1) ситуационизма: положение о сильном детерминирующем влиянии социальной ситуации;
2) субъективной интерпретации: представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации;
3) представление о напряженных системах: индивидуальная и коллективная психологическая фе-
номенология должны рассматриваться как системы, находящиеся в состоянии напряжения.
Таким образом, ситуационный подход можно противопоставить персоналистическому, в рамках которого изучение личности проводится вне контекста среды. Для подросткового возраста характерно расширение социальных контактов. Взаимодействие с социальной средой происходит более активно, чем раньше. Родительская семья начинает играть меньшую роль в жизни подростка. На первый план выходит общение со сверстниками, подросток стремится к познанию себя, для него становится значимой оценка окружающих8. В одной из работ, направленной на исследование ценностей в подростковом возрасте9 было выявлено, что наиболее значимыми для подростка являются такие мета-ценности, как самоопределение и открытость к изменениям с входящими в нее базовыми ценностями самостоятельности, стимуляции и гедонизма, в то время как мета-ценность сохранение, включающая в себя семейные традиции, оказывается
1 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007; Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под.ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010; Гребенникова Н.В., Гурова Е.В., Захарова Е.И. и др. Психология семьи: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. Е.Г.Сурковой. М.: Академия, 2014.
2 Cavanagh S.E. (2008). Family structure history and adolescent adjustment. Journal of Family Issues, 29, 944-980; Heard H.E. (2007). Fathers, mothers, and family structure: family trajectories, parent gender, and adolescent schooling. Journal of Marriage and Family, 69, 435-450.
3 Федеральная служба государственной статистики // URL://-http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/population/demography/#
4 Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под.ред. А.А. Реана. С. 397.
5 Звездина Г., Приймак Е. Ценностная оценка современными призывниками основных категорий бытия // Российский психологический журнал. 2013. № 10(4). С. 32-39.
6 Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005; ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986; Thomas W, Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. 2nd ed. New York: Dover, 1958; Magnus-son D. (Ed.). Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981; Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge: Cambridge University Press, 1981; Furnham A., Argyle M. The Psychology of social situations. Oxford: Pergamon Press, 1981.
7 RossL, &Nisbett R.E. McGraw-Hill series in social psychology. The person and the situation: Perspectives of social psychology. New York, NY, England: Mcgraw-Hill Book Company. 1991.
8 Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. М.: Айрис-Пресс, 2005.
9 Реан А.А., Шагалов И.В. Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 16-29.
наименее значимой для респондентов подросткового возраста. Данный феномен необходимо учитывать при исследовании отношения подростка к семейным ценностям так как представление о будущей семье, особенностях семейных отношений и т.д. среди молодежи может искажаться, и быть как излишне идеализированным, так и негативным.
Еще одной немало важной чертой подросткового возраста является эмоциональная неустойчивость. Подростковый возраст сложный и трудный10. Именно для данной возрастной категории характерно проявление негативизма, агрессивности, отклоняющегося поведения. В подростковом возрасте оно как правило служит средством самоутверждения, представляет собой протест против действительности11. И здесь актуальным становится вопрос о способности подростка к социальной адаптации и регуляции поведения. Некоторыми исследователями отмечается, что на формирование агрессивного поведения большое влияние оказывают отношения с родителями12. В нашем исследовании особенности агрессивного подросткового поведения изучаются как предикторы отрицания семейных ценностей.
В работе используются результаты масштабного исследования, проведенного среди старшеклассников из восьми регионов РФ (Владимирская, Воронежская, Иркутская, Новосибирская, Орловская, Самарская, Челябинская области, республика Башкортостан). Респонденты отбирались случайным образом. Общий объем выборки составил более 7 тыс. человек (старшеклассники), из которых 42% — юноши и 58% — девушки. В процессе исследования применялись: специально составленный социологический опросник, методика изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца, многофакторный личностный опросник FPI.
В данной работе приводятся и обсуждаются результаты социологического опросника и многофакторного личностного опросника FPI.
Анализ данных происходил с учетом социально-демографических вопросов, характеризующих пол и возраст респондентов, место жительства (село или город), полноту семьи и ее размер.
При заполнении социологического опросника респондентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся семейных ценностей и ощущения себя счастливым. Значению «1» соответствовало согласие подростка с утверждением, заявленным в вопросе, значению «2» — его несогласие.
Фрайбургский личностный опросник ^Р1, форма В, авторы Х. Зарг, Р. Гампел, И. Фаренберг) состоит из 114 вопросов, на каждый из которых необходимо дать положительный или отрицательный ответ. Опросник был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. Методика FPI содержит 12 шкал. Методика предназначена для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения13.
В нашем исследовании для анализа были взяты следующие шкалы: спонтанная агрессивность (II); раздражительность (IV); уравновешенность (VI); реактивная агрессивность (VII); застенчивость (VIII). Результаты данных шкал позволяют выявить стиль поведения подростка в различных жизненных ситуациях.
Предмет нашей работы — стиль поведения подростка, семейные ценности, феномен счастья.
Целью исследования является определение наличия и характера связи стиля поведения подростков с выраженностью семейных ценностей и ощущением счастья.
Гипотезы исследования.
1. Подростки, обладающие позитивным и негативным отношением к семейным ценностям, различаются между собой по таким поведенческим характеристикам, как спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, уравновешенность, застенчивость.
2. Агрессивное поведение выступает в качестве предиктора отрицания семейных ценностей в подростковом возрасте.
Семейные ценности подростков. В нашем исследовании каждому подростку было предложено ответить на вопросы, касающиеся их отношения к
10 Карабанова О.А. Указ. соч.; Психология подростка. Полное руководство / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб., 2008; Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999; Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: Моногр. / Под ред. А.А. Реана. М.: Юнити-Дана, 2018.
11 Там же.
12 Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: Практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018; Dusing C.R., DiClemente C.M., Miller K.M., Onyeka C, Murphy B.N., Richards M.H., & Moore A. II. Aggression among high-risk African American young adolescents: Impact of relational proximity to perpetrators of violence. Psychology of Violence. 2018.
13 БалинВ.Д., Гайда В.К., ГербачевскийВ.К. и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и пере-раб. СПб.: Питер, 2003.
Табл. 1. Описательная статистика переменных (пунктов опросника), используемых в данном исследовании
Описательные статистики
Переменные/ пункты опросника Численность респондентов Проценты Переменные/ пункты опросника Численность респондентов Проценты
Социально-демографический блок
Пол Размер семьи
Мужчины 2985 42 Малодетная 6149 82,4
Женщины 4125 58 Многодетная 1316 17,6
Всего 7112 100 Всего 7465 100
Полнота семьи Место жительства
Неполная 1623 21,7 Село 2177 29,1
Полная 5847 78,3 Город 5293 70,9
Всего 7470 100 Всего 7470 100
Социологический опросник
1. Как вы считаете, нужно ли готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям 4. Отношение к рождению детей вне зарегистрированного брака
Да 3574 81,8 Это нормально 1901 49,7
Нет 795 18,2 Это недопустимо 1921 50,3
Всего 4369 100 Всего 3822 100
2. Верно ли высказывание «Семья — основа любого государства, не будет семьи — не будет государства» 5. Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли
Да 4208 88,8 Да 2282 55,8
Нет 533 11,2 Нет 1807 44,2
Всего 4741 100 Всего 4089 100
3. Отношение к гражданским бракам 6. Хотите ли Вы в будущем создать семью
Это нормально 2948 76,7 Да 4383 92,1
Это недопустимо 896 23,3 Нет 378 7,9
Всего 3844 100 Всего 4761 100
7. Считает ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья
Да 3670 76,9
Нет 1103 23,1
Всего 4773 100
Шкалы опросника FPI
Переменные Численность респондентов Среднее значение Минимальное значение Максимальное значение
Спонтанная агрессивность 2857 5,45 0 14
Раздражительность 2909 4,95 0 11
Ур авновешенно сть 2884 5,06 0 10
Реактивная агрессивность 2880 4,38 0 10
Застенчивость 2889 4,33 0 10
Рис. 1. Отношение к семейным ценностям
семейным ценностям. На рисунке 1, представлено соотношение утвердительных и отрицательных ответов по каждому вопросу (ответы «не знаю» исключены из статистики).
Из приведенного выше рисунка 1 следует, что подростки проявляют позитивное отношение к семейным ценностям. Так, практически все респонденты хотели бы в будущем создать семью (92,1%). Большинство согласны с утверждением, что семья является основой любого государства (88,8%), а также с тем, что человека необходимо готовить к созданию семьи через обучение семейным ценностям (81,8%).
Однако, важно обратить внимание на тот факт, что практически половина испытуемых не хотят, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они выросли (44,2%), а с учетом тех, кто не определился, существенно возрастает доля респондентов, для которых их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом. Большая часть (76,7%) допускают гражданские браки, и половина респондентов считают допустимым рождение детей вне зарегистрированного брака (49,7%). Наличие данных феноменов предположительно может быть связано с процессами размывания института семьи, происходящими в современном обществе. Помимо этого, необходимо учитывать тот факт, что в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей. Семья и семейные ценности отходят на второй план и занимают не первое место в системе ценностей подростка14.
Схожая тенденция сохраняется и в более старшем возрасте, у студенческой молодежи. По результатам эмпирического исследования, проведенного в 2013 г. среди студентов 3-5-х курсов, обучающихся в вузах г. Москвы и Уфы15 было выявлено, что приоритетной
в семейной жизни студенческой молодежи является профессиональная и социальная активность, занимая первое место по значимости. Родительство и воспитание детей находятся на третьем месте в иерархии семейных ценностей. В этом же исследовании было выявлено, что эмоциональные отношения в родительской семье влияют на формирование ценностно-позитивного отношения к родительству. Для молодых людей, оценивающих эмоциональные отношения с родителями как близкие и позитивные, значимость ценности ро-дительства выше по сравнению со сверстниками, имеющими дистантные детско-родительские отношения.
Результаты многочисленных исследований подтверждают тот факт, что особенности эмоциональных отношений с родителями играют ведущую роль в развитии подростков16.
Применяя это к нашей работе, необходимо отметить, что доля респондентов, не желающих брать пример построения отношений с семьи, в которой они выросли, а также допускающих рождение детей вне брака, достаточна высока. И одной из причин таких негативных установок могут являться дистантные дет-ско-родительские отношения и, как следствие, формирование негативного опыта пребывания подростков в родительской семье.
14 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006; Реан А.А., Шагалов И.В. Указ. соч.
15 Карабанова О.А., Молчанов С.В. Указ.соч.
16 Martin M.J., Conger R.D., & Robins R.W. Family stress processes and drug and alcohol use by Mexican American adolescents. Developmental Psychology. 2018; Dusinget al. Указ.соч.; Stein G.L., Cavanaugh A.M., Castro-Schilo L., Mejia, Y. & Plunkett S.W. Making my family proud: The unique contribution of familism pride to the psychological adjustment of Latinx emerging adults. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2018.
Предикторы актуализации семейных ценностей в подростковом возрасте. Мы уже выявили ранее, что на установки подростков большое влияние оказывают детско-родительские отношения. Однако, существует множество других факторов, напрямую или косвенно влияющих на формирование семейных ценностей в подростковом возрасте. В нашей работе мы исходим из предпосылки, что агрессивное поведение подростка является предиктором отрицания семейных ценностей молодыми людьми.
Для анализа данных применялся метод сравнения средних и метод логистической регрессии, поскольку одна из переменных является бинарной и имеет два
значения. Применение метода сравнения средних позволяет определить наличие значимых различий по стилю поведения среди подростков, обладающих позитивным и негативным отношением к семейным ценностям. Для использования данного метода выборка была разбита на две подгруппы, в соответствии с ответами на вопросы социологического опросника. В первую подгруппу вошли подростки, положительно ответившие на вопросы методики, во вторую — отрицательно.
Ниже представлена таблица 2, с результатами, полученными при исследовании значимости различия средних по шкалам FPI между выделенными подгруппами.
Табл. 2. Показатели средних значений по шкалам методики РР! в соответствии с разбитыми подгруппами
№ п/п Шкалы РРТ Спонтанная агрессивность Раздражительность Уравновешенность Реактивная агрессивность Застенчивость
Социологический опросник Среднее ^критерий Стьюдента Среднее ^критерий Стьюдента Среднее ^критерий Стьюдента Среднее ^критерий Стьюдента Среднее ^критерий Стьюдента
1 Как вы считаете, нужно ли готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям Да 5,33 -3,741*** 5 0,215 5,18 1,651* 4,34 -1,576 4,4 1,715*
Нет 5,98 4,97 4,98 4,55 4,16
2 Верно ли высказывание «Семья — основа любого государства, не будет семьи — не будет государства» Да 5,33 -3,544*** 5,00 0,101 5,19 1,990** 4,36 -1,689* 4,34 -0,494
Нет 6,11 4,98 4,88 4,65 4,42
3 Отношение к гражданским бракам Да 5,73 1,469 5,14 0,073 5,13 -0,828 4,47 0,063 4,43 1,202
Нет 5,48 5,13 5,23 4,47 4,27
4 Отношение к рождению детей вне зарегистрированного брака Да 6,03 5,719*** 5,32 2,880*** 5,23 2,184** 4,7 3,586*** 4,52 1,746**
Нет 5,21 4,93 5 4,29 4,32
5 Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли Да 5,14 -6,366*** 4,79 -6,058*** 5,2 1,651* 4,35 -1,814* 4,19 -4,299***
Нет 6,03 5,57 5,03 4,54 4,67
6 Хотите ли Вы в будущем создать семью Да 5,29 -4,604*** 4,97 -0,583 5,16 2,146** 4,33 -2,886*** 4,29 -2,613**
Нет 6,44 5,1 4,78 4,85 4,82
7 Считает ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья Да 5,25 -6,166*** 5,01 -1,494 5,21 3,097*** 4,35 -2,105** 4,34 -0,636*
Нет 6,21 5,22 4,86 4,61 4,43
Примечание: *, **, *** — оценка значима на 10%, 5%, 1%-ном уровне.
Мы наблюдаем значимые различия между многими переменными. Рассмотрим их по каждой из отобранных шкал опросника РР^
1) по шкале Спонтанной агрессивности значимые различия значений средних наблюдается практически по каждой переменной социологического опросника. Респонденты, обладающие позитивным отношением к семейным ценностям, имеют значимо более низкие баллы по данной шкале;
2) по шкале Раздражительности были получены значимые различия по 4 и 5 вопросам социологического опросника.
Испытуемые, готовые создавать будущую семью похожей на ту, в которой они выросли и отрицательно относящиеся к рождению детей вне зарегистрированного брака, обладают более низкими баллами по данной шкале;
3) по шкале Уравновешенности получены значимые различия по всем вопросам Социологического опросника, кроме вопроса об отношении к гражданским бракам. Респонденты, имеющие негативное отношение к семейным ценностям, обладают более низкими баллами по шкале опросника РРЬ
Исключение в нашем исследовании составляет вопрос об отношении к рождению детей вне зарегистрированного брака. Испытуемые, допускающие данный феномен, имеют более высокие баллы по шкале уравновешенности, чем остальные. Вероятно, данный факт связан с наличием общего уровня спокойствия в человеке, и соответственно толерантного отношения к такому социальному явлению, как рождение детей вне брака. Однако, мы не можем говорить об этом с уверенностью, так как результаты нашего исследования не дают подобной информации. Необходимо проводить дальнейшее изучение данного вопроса;
4) по шкале Реактивной агрессивности получены значимые различия по 2, 4, 5, 6 и 7 вопросам социологического опросника.
Испытуемые, позитивно относящиеся к данным семейным ценностям, имеют более низкие баллы по шкале Реактивной агрессивности;
5) последней шкалой опросника РР^ взятой в анализ, является шкала застенчивости. Здесь были получены значимые различия по 1, 4-7 вопросам. Однако результаты по данной шкале являются неоднозначными и разнонаправленными. Так, те, кто считают, что челов6ека нужно готовить к созданию
семьи через обучение семейным ценностям, имеют более высокие баллы по шкале застенчивости. Вероятно, данный феномен связан с некоторой неуверенностью подростков в собственных навыках и знаниях. Для них необходима поддержка со стороны. Респонденты, для которых приемлемо рождение детей вне брака, имеют меньшие показатели по шкале застенчивости. Подростки, которые хотят, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они выросли, готовые в будущем создать семью и считающие наличие семьи обязательным условием счастья, более застенчивы, чем остальные.
Полученные результаты могут быть связаны с тем, что семейные традиции являются консервативными по своей природе, и для застенчивых людей, предпочитающих узкий круг общения и не любящих новые неожиданные события, нахождение в семье является более комфортным, чем в иных условиях, и в большей степени преобладает стремление следовать традициям, чем у остальных.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что подростки, обладающие позитивным или негативным отношением к семейным ценностям, различаются между собой по таким эмоциональным характеристикам, как спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, уравновешенность, застенчивость.
Чтобы понять, является ли стиль поведения подростка предиктором актуализации семейных ценностей в подростковом возрасте, нами был проведен регрессионный анализ, в котором в качестве независимых переменных выступили шкалы опросника РРЬ Зависимыми явились переменные социологического опросника. В качестве контрольных использовались социально-демографические переменные. Мы оценивали серию моделей логит-регрессий. Нумерация моделей соответствует нумерации вопросов социологического опросника (табл. 1).
Мы используем такой показатель качества моделей, как критерий хи-квадрат. Показатель хи-квад-рат варьируется от 52,52 до 103,509 при значимости р < 0,01 (воздействие на зависимую переменную добавляемых в модели предикторов статистически значимо), кроме 3 модели, где он равен 14,067 при значимости р > 0,01. Полученные показатели в целом говорят о высокой согласованности заданных моделей. Результаты оценивания представлены в таблице 3.
В представленных моделях существенно значимо влияние такого свойства личности, как спонтанная агрессивность. Статистически значимые результаты были получены в каждой из моделей. Таким образом, подросток, имеющий более низкие баллы по шкале Спонтанной агрессивности, обладает позитивным отношением к семейным ценностям.
Второе место по степени влияния занимают раздражительность и уравновешенность. Статистиче-
ски значимые результаты получены в 1, 2, 5-7 моделях. Испытуемые, имеющие более высокие баллы по шкале уравновешенности, чаще соглашаются с утверждениями, представленными в каждой из моделей. Влияние же такого фактора, как раздражительность, является неоднозначным. Испытуемые, имеющие более высокие баллы по данной шкале, утвердительно отвечают на 1, 2, 6 и 7 вопросы. Раздражительность в подростковом возрасте является
& с
ш К
к
о
ю Г Я
ев £
О
г
к я
о О
Переменные 1 модель 2 модель 3 модель 4 модель 5 модель 6 модель 7 модель
Спонт-ая агрес-ть 0,127*** (0,027) 0,133** (0,031) -0,047* (0,026) -0,085*** (0,023) 0,115*** (0,022) 0,181*** (0,037) 0,173*** (0,024)
Раздраж-ть -0,059** (0,029) -0,086** (0,034) 0,021 (0,028) 0,004 (0,024) 0,046** (0,024) -0,162*** (0,041) -0,065** (0,027)
Уравновеш-ть -0,081*** (0,027) -0,104*** (0,032) 0,039 (0,027) -0,006 (0,023) -0,063*** (0,022) -0,167*** (0,039) -0,128*** (0,025)
Реактив. агрес-ть 0,003 (0,034) 0,025 (0,039) 0,025 (0,033) 0,023 (0,028) -0,057** (0,028) 0,080* (0,047) -0,012 (0,030)
Застенч-ть - 0,043 (0,026) 0,025 (0,031) -0,034 (0,025) -0,027 (0,022) 0,000 (0,021) 0,101*** (0,036) -0,005 (0,023)
Пол -0,431** (0,119) -0,499*** (0,139) -0,242** (0,119) 0,638*** (0,103) 0,550*** (0,100) -0,520*** (0,165) -0,028*** (0,108)
Село/Город -0,188 (0,126) 0,051 (0,151) 0,101 (0,122) 0,140 (0,108) 0,040 (0,102) 0,133 (0,181) -0,026 (0,112)
Полнота семьи (неполная/полная) -0,194 (0,134) -0,087 (0,158) 0,152 (0,139) 0,064 (0,118) 0,052 (0,113) -0,096 (0,186) 0,195 (0,129)
Размер семьи (малодетная/ многодетная) -0,392** (0,166) -0,313 (0,194) -0,004 (0,009) 0,012 (0,122) -0,004 (0,007) -0,056 (0,216) 0,001 (0,001)
Константа -0,084 (0,348) -1,243*** (0,410) -1,243*** (0,356) -0,788** (0,307) -1,469*** (0,290) -1,993 (0,488) 0,826*** (0,314)
Число наблюдений 2085 2253 1835 1815 1961 2249 2249
-2 Log- пр авдо по до бие 1969,583 1583,389 1986,460 2439,587 2599,017 1211,560 2324,618
Хи-квадрат 63,321 52,520 14,067 76,471 103,509 71,822 88,241
Я-квадрат Нэйджелкерка 0,048 0,045 0,012 0,055 0,069 0,072 0,058
«
•и К
8
0 г к
н
и
К -
н
и <и К
В
£ А
к н
1
Сч
Примечание. В скобках указаны робастные стандартные ошибки.
— оценка значима на 10%, 5%, 1%-ном уровне.
Табл. 3. Результаты регрессионного анализа между показателями шкал FPI и социологического опросника
довольно распространенным явлением. Одной из ее причин могут выступать напряженные детско-роди-тельские отношения. В частности, респонденты с высокими баллами по шкале раздражительности чаще всего не хотят, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли.
Тем не менее, выбор раздражительными подростками семейных ценностей может быть связан с наличием идеализированных представлений о будущей семье, желанием получить в ней то, чего не хватало в детско-родительских отношениях. Однако, идеализация семейных ценностей может привести к разочарованию в реальных отношениях.
Такие характеристики как реактивная агрессивность и застенчивость практически не оказывают влияния на выбор семейных ценностей.
Влияние реактивно-агрессивного поведения наблюдается в 5 и 6 моделях. При этом влияние переменной реактивной агрессивности является разнонаправленным. Те, кто не хотят, чтобы будущая семья была похожа на ту, в которой выросли, обладают более низкими баллами по реактивной агрессивности. Респонденты, не желающие в будущем создавать семью, имеют более высокие баллы по данной шкале и по шкале застенчивости.
Среди социально-демографических переменных, взятых в качестве контрольных, значимое влияние имеет фактор пола (влияние данного фактора выявилось практически во всех моделях) и размер семьи (в 1 модели). Так, подростки из многодетных семей чаще согласны с необходимостью подготовки человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям. Это может быть связано с различными причинами. Вероятно, в многодетных семьях, ценность семьи прививается более интенсивно, чем в малодетных. И для подростка становится значимой подготовка к семейным ценностям. Однако, данное предположение требует подтверждения в дальнейших исследованиях.
Представленные в статье результаты позволили дать оценку семейных ценностей российских подро-
стков, выявить влияние стиля поведения в подростковом возрасте на отношение к семейным ценностям.
Результаты исследования показывают, что у подростков диагностируется позитивное отношение к семейным ценностям. Большинство хотят создать свою семью, считают, что она является основой государства и согласны с необходимостью подготовки человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям. Однако, при этом большая часть подростков положительно относятся к гражданским бракам, многие допускают рождение детей вне брака. Таким образом, мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции — как к сохранению семейных ценностей, так и к формированию современных более либеральных установок с учетом современных веяний. Анализ регрессионных моделей показывает, что такие эмоционально-регулятивные свойства личности, как спонтанная агрессивность, раздражительность и уравновешенность являются предикторами отрицания семейных ценностей в подростковом возрасте. Агрессивный и неуравновешенный в своем поведении подросток с большей вероятностью склонен проявлять негативное отношение к семейным ценностям. Интересно, что более раздражительные подростки имеют позитивное отношение к семейным ценностям, что вероятно связано с желанием молодого человека получить в своей будущей семье тот уровень комфорта, которого ему не хватало в отношениях с родителями.
Значимое влияние на отношение к семейным ценностям оказывают такие социально-демографические переменные, как фактор пола и размер семьи. Так, подростки из многодетных семей чаще согласны с необходимостью подготовки человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям.
Также установлено, что несмотря на общее позитивное восприятие респондентами семейных ценностей, у девушек в большей степени наблюдается положительное отношение к данным ценностям, чем у юношей.