ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
О.А. Мальцева, канд. пед. наук, доцент
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (Россия, г. Орёл)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10070
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы профессионально-прикладной подготовки в образовательных организациях МВД России. Раскрыта сущность профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Сформулированы пути совершенствования данного вида обучения.
Ключевые слова: профессионально-прикладная подготовка, образовательные организации МВД России, деятельность, практика, сотрудники полиции.
Сегодня существенно изменилась модель профессионального образования, взгляды на его цели, содержание, мотивы, нормы, и формы, методы, изменяется роль преподавателя в этом процессе, стиль его взаимодействия с обучающимся, т.е. происходит отказ от понимания образования как получения готового знания и представление о педагоге как носителе готового знания [1].
Среди приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел, выдвигаемых современной кадровой политикой МВД России обозначено обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к результативной профессиональной деятельности. Значимость профессионального обучения сотрудника в современных условиях органов внутренних дел развития общества велика, поскольку оно реализуется в рамках реформирования российских правоохранительных органов, и соответственно подвержено изменению в требованиях к профессиональной компетентности и личности сотрудника органов внутренних дел.
Многогранность и сложность профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел предъявляет высокие требования к системе подготовки сотрудников в рамках профессионального образования, обладающими не только знаниями, умениями и навыками, но и сфор-
мированной профессиональной компетентностью, необходимой для осуществления своих полномочий.
В настоящее время система профессионального обучения является одной из ведущих форм удовлетворения индивидуальных профессионально-образовательных потребностей значительной части специалистов-практиков. В условиях индивидуализации познавательных потребностей обучающихся существенно меняются требования, предъявляемые к содержательно-технологическому и организационно-процессуальному базису образовательного процесса в системе профессионального обучения специалистов, а также к ролям научно-педагогических кадров образовательной организации МВД России.
Правовой статус полиции определен законодателем в Федеральном законе «О полиции», где четко прописаны предназначение и основные направления деятельности. Так, полиция предназначена «...для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [2].
На подготовку специалистов для системы МВД России оказывают особое воздействие ряд факторов, такие как: демократизация профессионального образования в России расширяет возможности для поисков путей совершенствования подго-
товки сотрудников-профессионалов для органов внутренних дел; современная общественно-политическая обстановка в стране, недостаточно совершенная действующая законодательная база, низкий уровень материально-технического обеспечения деятельности сотрудников, частая смена нравственных идеалов. Отсюда организационные, педагогические, психологические проблемы в подготовке кадров.
Должность служащего «Полицейский» одна из самых сложных, так потому что требует от сотрудника способности эффективно решать профессионально служебные задачи, которые связанны с риском для жизни и здоровья, недостаточным количеством времени на принятие важных решений, высоким уровнем ответственности за свои действия и решения.
При подготовке следователей, участковых, оперативных уполномоченных уголовного розыска, дознавателей и т.д. образовательное учреждение должно учитывать непрерывный рост требований общества к их управленческим качествам, таким как «.. .способность видеть развитие и эффективность своей деятельности в целом, понимать политику, уметь интегрировать свои функции в реализацию поставленных задач, уметь прогнозировать грядущие события и ситуации, планировать свою деятельность и деятельность подчиненных, принимать эффективное участие в поиске управленческих решений, оценивать результативность предлагаемых решений возникающих проблем, уметь создавать команду, мотивировать своих коллег на эффективную работу и др.» [3]. Все это напрямую связано с наличием у сотрудников профессионально-важных качеств.
В связи с этим, с целью уточнения перечня профессионально-значимых качеств сотрудника полиции нами было проведено анкетирование обучающихся факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова, которые обучаются по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц впервые принятых на службу в органы
внутренних дел, в котором приняло участие 136 человек.
Анализ полученных результатов, позволил определить наиболее значимые для опрошенных профессионально-значимые качества, способствующие, по их мнению, «.успешности профессиональной деятельности: профессионально-развитая память (85,4%), профессионально-развитое внимание (76,3%), наблюдательность (67,3%), честность (61%), коммуникативность или умение общаться с гражданами (93,5%) физическое развитие (77%), психологическая устойчивость (92,3%), трудолюбие (64%), законопослушность (73,2%), умение использовать знания по психологии в профессиональной деятельности (87,4%)». Такая компоновка профессионально-значимых качеств позволяет определить наиболее значимые сферы в профессиональной деятельности сотрудника полиции, с учетом определения конкретных к нему требований.
Сущность подготовки сотрудников ОВД к профессиональной деятельности заключается в формировании профессионально-значимых качеств, а ее содержание определяется руководящими документами МВД России, то есть спецификой деятельности в органах внутренних дел. Добавим ряд особенностей такие как: соответствие целей и задач полицейской службы и социального заказа граждан; многофункциональность обязанностей, требует определенных индивидуальных качеств и действий сотрудника органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Что приобретается курсантами (слушателями) в образовательных организациях МВД России.
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на службе, а также в форме самообразования. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осу-
ществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел (полиции) должна рассматриваться в новом контексте, а именно переходя от так называемой готовности сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности к непосредственному превентивному воздействию на факторы, способствующие противоправности деяний.
Определим основные подходы, которые на наш взгляд повысят эффективность профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел:
1. Преподавателям при организации процесса обучения необходимо перейти от технологии передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
2. Повысить требования к профессиональной компетентности преподавателя в
частности в знании деятельности органов внутренних дел. Необходим практический опыт и постоянная стажировка, повышение квалификации, очное участие на конференциях разного уровня.
3. Развитие взаимно заинтересованных связей с подразделениями органов внутренних дел по специальности (профилю обучения).
4. Внедрение профессионально ориентированных технологий обучения, которые способствуют формированию у обучающихся не только значимых для профессиональной деятельности качеств личности, но и знаний, умений и навыков, которые помогают качественно выполнять профессиональные обязанности по специальности.
5. Создание практико-ориентированных площадок (полигонов, специализированных кабинетов, полосы препятствия и прочее) для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин.
Библиографический список
1. Смирнов И.П. Будущее образования - гипотеза ученого/ Образование в постиндустриальном обществе: сб. статей междунар. науч. конф., посвященной Александру Михайловичу Новикову - Учёному. Учителю, Человеку! 2 декабря 2013 г. / Институт теории и истории педагогики РАО. - М.: ИИУ МГОУ, 2014 - С. 176.
2. О полиции [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ:. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Филимонов Р. Н. Компоненты профессионально-управленческих знаний и умений у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016 [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.09.2018).
FEATURES OF PROFESSIONAL AND APPLIED TRAINING OF POLICE OFFICERS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
O.A. Maltseva, candidate pedagogics of science, associate professor
Orel law institute of the Ministry of interior of Russia named after V.V. Lukyanov
(Russia, Oryol)
Abstract. In this article topical issues of professional and applied preparation in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. The essence of professional activity of the employee of law-enforcement bodies is disclosed. Ways of improvement of this type of training are formulated.
Keywords: professionally-applied preparation, the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, activity, practice, police officers.