Научная статья на тему 'Особенности проектного управления на предприятиях сферы малого бизнеса'

Особенности проектного управления на предприятиях сферы малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2048
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лановская С.Е., Ушанова И.С.

Методы и инструменты управления проектами постоянно эволюционируют, появляются новые способы, средства управления проектами, так же как и сферы их применения. Известно, что и проекты всегда планировались и реализовывались не только в крупной индустрии, но и в сфере малого и среднего бизнеса. Проведен анализ актуальности внедрения проектного подхода на предприятиях малого бизнеса. Также в работе отражены, выявленные особенности и проблемы исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проектного управления на предприятиях сферы малого бизнеса»

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

УДК 669.713.7

Я. Г. Лайцан Научный руководитель - С. Л. Парфенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДЕЙСТВИЕ МАРКЕТОЛОГА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Показано значение маркетинга и определены действия маркетологов в процессе проектного управления.

В настоящее время, все больше обязанностей должен выполнять штатный маркетолог, потому как лишь небольшой процент компаний имеет в своем штате отдел по управлению проектами и, соответственно, менеджеров проектов. Проблему чрезмерной загруженности и неэффективной работы отдела маркетинга можно решить двумя путями: компания может открыть отдел по управлению проектами, либо получить знания в области управления проектами.

Маркетолог должен формировать бизнес и пользовательские требования к будущему продукту. Он же обязан проконтролировать, чтобы эти требования были выполнены. Фактически это часть работы по управлению проектом. Более того, маркетологу надо уметь говорить на одном «проектном» языке с командой разработки и, прежде всего, - с официальным руководителем проекта. Далее, маркетолог должен быть неформальным лидером в проекте по разработке нового продукта. Для этого необходимо видеть весь проект в комплексе - от начала до конечного результата. Это важно, чтобы в нужный момент вмешаться и повлиять на развитие проекта в верном направлении.

Владение проектным управлением также развивает системное видение задач и процессов, что особенно важно при разработке и реализации маркетинговых стратегий.

Каждый проект имеет жизненный цикл, состоящий из стадий: инициации, определения целей и требований, планирования, реализации и контроля,

завершения. Суть стадии инициации - принятие решения о запуске проекта. На стадии определения целей и требований следует четко сформулировать, что должно быть сделано, для чего, в какие сроки, в каком объеме, с какими приоритетами и качеством [1].

Начинать следует с составления перечня основных работ проекта, после чего провести их декомпозицию: разбить работы на составляющие таким образом, чтобы их продолжительность можно было легко оценить.

Для успешного внедрения управления проектами в маркетинге можно выделить ряд действий по переходу к проектному управлению в маркетинге:

- эффективно использовать маркетинговые ресурсы;

- создать условия для появления «проектной культуры» на предприятии;

- определить типовые проекты;

- строить управление согласно стратегическими целями предприятия.

Все больше руководителей понимает необходимость внедрения проектного управления в своей компании.

Библиографическая ссылка

1. Мазур И. И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами : справ. пособие. М. : Высш. шк., 2010.

© Лайцан Я. Г., Парфенова С. Л., 2011

УДК 658.512

С. Е. Лановская Научный руководитель - И. С. Ушанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Методы и инструменты управления проектами постоянно эволюционируют, появляются новые способы, средства управления проектами, так же как и сферы их применения. Известно, что и проекты всегда планировались и реализовывались не только в крупной индустрии, но и в сфере малого и среднего бизнеса. Проведен анализ актуальности внедрения проектного подхода на предприятиях малого бизнеса. Также в работе отражены, выявленные особенности и проблемы исследуемого процесса.

Предприятиями малого и среднего бизнеса во всем мире производится более половины всех товаров народного потребления. В России малый бизнес уже давно перехватил инициативу на рынке потребительских товаров и его доля в производстве постоянно растет. Использование методики управления проектами при

развитии предприятий и организаций малого бизнеса поможет предпринимателям наиболее эффективно разрабатывать, планировать и реализовывать проекты для достижения поставленных перед собой целей.

Необходимо рассматривать варианты использования методики управления проектами как при выделе-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

нии из организации специального подразделения или отдельного человека, ответственного за реализацию конкретных задач, конкретного проекта, так и непосредственно в процессе основной деятельности организации [1].

Актуальной целью исследования является адаптация существующей методики управления проектами, инструментария, механизмов, средств и алгоритмов к использованию в управлении проектами в сфере малых и средних предприятий и организаций в управлении малыми проектами. Задача адаптации заключается в изменении способов применения и выборе необходимых средств и методов, а также в определение их необходимого состава.

Проектное управление предприятием вызвано радикальным изменением системы организации инвестиционной деятельности предприятия и ориентированно на решение задач через реализацию отдельных проектов с использованием всей методологии управления проектами. Современная система управления инвестиционной деятельностью предприятия требует нового взгляда на проблему управления проектами [2]. В современном бизнесе существует ряд глобальных тенденций, позволяющих говорить о его «проек-тизации», т. е. возрастании доли и значения деятельности, связанной с осуществлением проектов. Важнейшими среди них являются:

- сокращение жизненного цикла изделий и услуг, в особенности сроков разработки и запуска;

- персонализация спроса и предложения, продуктов и услуг.

В целом, можно говорить о проектной модели ведения бизнеса как совокупности взаимосвязанных проектов. Подобный подход позволяет адекватно отразить и другую особенность современного бизнеса, когда основным стратегическим конкурентным преимуществом становится гибкое поведение в изменчивой внешней среде.

Система управления проектной деятельностью предприятия должна удовлетворять следующим базовым требованиям:

- ориентация на поддержку принятия решений, прежде всего связанных с использованием имеющихся ресурсов и освоением новых изделий и услуг;

- эффективная система управления человеческими ресурсами;

- гибкая система планирования и учета, допускающая регулярную реструктуризацию проектов в соответствии с изменениями условий и достигнутыми результатами;

- развитая офисная система;

- эффективная поддержка деятельности;

- мониторинг и поддержка отношений с клиентами и партнерами [3].

Особенности проектной модели ведения бизнеса в сфере МСБ:

- интеллектуалоемкий характер содержания (предметной области) большинства проектов;

- малая доля проектов хозяйственной деятельности, связанных с материальными активами, т. е. пре-

обладание информационных и организационных управленческих проектов;

- сильная зависимость успеха проектов от внешних условий, прежде всего поведения заказчика;

- повышенные риски, включая риск нарушения сроков и бюджета, прекращения либо приостановки проекта, неудачного внедрения;

- повышенные требования к качеству, имеющие конструктивный, т. е. объективно проверяемый характер;

- высокая степень индивидуализации «под клиента» и важное значение организации тесной работы с ним;

- высокая вероятность появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методика, технология и система управления создаются «на лету»;

- высокие требования к квалификации менеджеров и исполнителей, их высокая стоимость;

- большая неравномерность поступления заказов, затрудняющая управление людскими ресурсами [3].

Таким образом, требуется новый взгляд на проблему управления проектами на малых предприятиях. Речь идет о необходимости перехода от управления проектами к поддержке проектной деятельности как важнейшей составляющей бизнеса.

Для эффективного применения управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса необходимо выработать стандарт применения методов управления проектами в этой сфере ведения бизнеса. Данный стандарт должен содержать четкий план действий предпринимателя или руководителя проекта при планировании и реализации проекта, который наряду с описанием процедур включает в себя формы всех документов, вырабатываемых в процессе планирования проекта. Использование этого стандарта поможет построить в небольшом масштабе предприятия малого или среднего бизнеса систему управления проектами.

Окончательно сформулировать стандарт применения методики управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса можно будет только после обобщения опыта реализации множества проектов, но уже сегодня можно говорить об актуальности такой идеи. Данная система поможет оперативно и качественно планировать малые проекты и изменит отношение предпринимателей и руководителей малых и средних предприятий и организаций к использованию методики управления проектами в принципе.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.iteam.ru/publications/project/sec-tion_42/article_2826/.

2. URL: http://biznesinkubator.ru/biztehn/menejment/ 2006/10/30/articles_641.html.

3. Лагодюк А. Н. Формирование и развитие системы проектного управления на предприятиях малого бизнеса. URL: http://creativeconomy.ru/library/ prd1093.php.

© Лановская С. Е., Ушанова И. С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.