Научная статья на тему 'Взаимосвязь маркетинга и управления проектами'

Взаимосвязь маркетинга и управления проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лайцан Я.Г., Лифантьев А.О., Брюханов В.В., Бревнова А.Г.

Проекты есть в любой организации, но многие компании этого не осознают. Например, вся маркетинговая деятельность построена на управлении проектами. Ведь если группа людей выполняет набор работ в определенный срок и в рамках определенного бюджета для получения определенного результата (например, организация пресс-конференции, рекламной кампании, участие в выставке, подготовка брошюры об услугах компании) это уже является проектной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь маркетинга и управления проектами»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

практики руководства коллективом. Ведь, по сути, деятельность подразделения - это комплекс больших и малых проектов на разной стадии жизненного цикла.

Каждый проект имеет жизненный цикл, состоящий из стадий: инициации, определения целей и требований, планирования, реализации и контроля, завершения. Суть стадии инициации - принятие решения о запуске проекта. На стадии определения целей и требований следует четко сформулировать, что должно быть сделано, для чего, в какие сроки, в каком объеме, с какими приоритетами и качеством.

Стадия планирования позволяет определить границы треугольника проекта и определить, впишется ли он в изначально установленные требования. Если нет, то нужно будет совместно с «заказчиком» пересмотреть требования и найти взаимоприемлемое решение, либо отказаться от проекта (иногда бывает и так). Начинать следует с составления перечня основных работ проекта, после чего провести их декомпозицию: разбить работы на составляющие таким образом, чтобы их продолжительность можно было легко оценить. Например, презентация компанией «Мобильные ТелеСистемы» новой услуги В1аскВепу® от МТС:

Подготовка семинара по продвижению услуги

г

Аренда помещения в МВДЦ «Сибирь» Печатные материалы (листовки, буклеты) Приглашение докладчиков из ОАО «МТС» регион Москва Приглашение участников (корпоративных клиентов) Программа и докладчики Подготовка презентации

г

База рассылки Текст приглашения Рассылка Обзвон по рассылке Список участников

Далее надо установить последовательности и взаимосвязи работ, а также предусмотреть возможные проблемы (риски) и пути их решения.

Стадия реализации и контроля - выполнение запланированных работ; их начальный, промежуточный и конечный контроль; решение проблем и коррекция плана.

Стадия завершения кроме сдачи работы заказчику включает также анализ проекта и выводы на будущее (причины проблем, потребности в обучении персонала и др.), пополнение базы знаний по проектам (сроки выполнения тех или иных работ и т. д.), оценка работы участников проектов, поощрения и взыскания.

Выделяют ряд действий по переходу к проектному управлению в маркетинге:

- Прежде всего, осознать, что от эффективности использования маркетинговых ресурсов зависит успешность бизнеса.

- Создать условия для появления «проектной культуры» на предприятии.

- Определить типовые проекты.

- Управление стратегическими целями предприятия.

© Лайцан Я. Г., Брюханов В. В., 2011

УДК 669.713.7

Я. Г. Лайцан, А. О. Лифантьев Научный руководитель - В. В. Брюханов, А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЗАИМОСВЯЗЬ МАРКЕТИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Проекты есть в любой организации, но многие компании этого не осознают. Например, вся маркетинговая деятельность построена на управлении проектами. Ведь если группа людей выполняет набор работ в определенный срок и в рамках определенного бюджета для получения определенного результата (например, организация пресс-конференции, рекламной кампании, участие в выставке, подготовка брошюры об услугах компании) - это уже является проектной деятельностью.

Как правило, маркетинг рассматривают как один из этапов в управлении проектами (УП). Роль маркетинга можно проследить на каждой из стадий УП (см. рисунок).

Наибольший объем исследований осуществляется на предынвестиционной фазе проекта. На инвестици-

онной фазе исследования имеют существенно меньшие значения и объем выполняемых работ. В период эксплуатации эти показатели несколько увеличиваются, что связано с необходимостью более внимательного мониторинга рынка для принятия адекватных решений по управлению проектом и его продукцией.

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Рирткаацм иг^нркпткй г» маркетингу проекта

нес (ИЗ N11 и

МирквП^мювыл исследования

иссппдашмиа

Нредыиасстлциэл ¡шя Инявстицнвннш фаза

1

Экплуатвционная фаза

Эффективный маркетинг является основным атрибутом эффективного управления проектами.

Раз уж мы говорим о взаимосвязи маркетинга и управления проектами, можно выделить типичные проекты в маркетинге:

- управление процессом подготовки брошюры, презентации, буклета, печатной рекламы;

- управление откликом на прямые рассылки;

- создание медиа-плана, годового отчета;

- организацию пресс-конференции, семинара;

- разработку конкурентного позиционирования бренда;

- анализ информации о конкурирующих продуктах и их рекламе;

- управление задачами по запуску нового продукта и т. д.

Реализация каждой отдельной по себе задачи, в принципе, не требует особых знаний в управлении проектами, но поскольку в маркетинге обычно выполняется несколько задач одновременно - для их эффективного выполнения необходимы более глубо-

кие знания для управления процессами. Кроме того, нередко маркетологу приходится общаться с профессиональными проектными менеджерами (например, при разработке нового продукта, услуги) и в этом процессе для «облегчения понимания» важно общение на «одном языке».

Кроме того, проектный менеджмент включает такие области знаний как управление содержанием проекта, его сроками, стоимостью, качеством, человеческими ресурсами (т. е. управление коллективом, проектной командой) и коммуникациями проекта, рисками, поставками (в том числе договорами), а также интеграцией проекта, каждая из которых, так или иначе, соприкасается с маркетинговой деятельностью. Ведь, по сути, деятельность подразделения - это комплекс больших и малых проектов на разной стадии своего жизненного цикла.

© Лайцан Я. Г., Лифантьев А. О., Брюханов В. В.,

Бревнова А. Г., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.