Научная статья на тему 'Управление проектами для маркетолога'

Управление проектами для маркетолога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лайцан Я.Г., Брюханов В.В.

Проектный менеджмент в маркетинге это по своей сути отдельная дисциплина. Большие объемы, нереальные сроки, несколько проектов в работе и, соответственно, одновременные «дедлайны» по каждому из них. Применение проектного менеджмента в такой ситуации позволит держать все процессы под контролем, оперативно реагировать на проблемы, своевременно корректировать планы и работать без авралов даже при самом напряженном графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление проектами для маркетолога»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

тия франчайзинга, однако по-прежнему сильно отстает от развитых стран по общему количеству компаний. Лидером рынка франчайзинга являются США - в стране работает около 750 тысяч франчайзинговых предприятий. В тройку входят Китай и Австралия [4].

Главная особенность развития франчайзинга в России в том, что у нас его очень мало. В России франчайзинг не стал «инкубатором» предпринимательства, и тому есть причины, они же являются и проблемами, развития франчайзинга в России [3].

Основные проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга в нашей стране, можно классифицировать по причинам их возникновения, к ним относятся [2]:

- экономические проблемы;

- социально-психологические проблемы;

- образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области;

- организационно-правовые проблемы.

Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия:

1. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.

2. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

3. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

4. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

5. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Франчайзинг во всем мире признан эффективным инструментом для освоения международного рынка. Постоянному увеличению количества проектов, работающих по франшизе, способствуют глобализация экономики, экспансия мировых и федеральных брендов.

Библиографические ссылки

1. Лебедев В. И. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. СПб. : Вектор, 2008.

2. Леонов А., Деев В. Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.bportal.ru/franchise/article.asp?type=analytic &id=414.

3. Франчайзинг в мире [Электронный ресурс]. URL: http://www.Infofranchise.ru. Загл. с экрана.

4. Россия выбилась в лидеры по темпам роста франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: http://ru.rusfranch.ru/press_center/opinions/111/.

© Крымова Н. А., Темных Ю. Г., Сумина Е. В., 2011

УДК 669.713.7

Я. Г. Лайцан Научный руководитель - В. В. Брюханов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ МАРКЕТОЛОГА

Проектный менеджмент в маркетинге - это по своей сути отдельная дисциплина. Большие объемы, нереальные сроки, несколько проектов в работе и, соответственно, одновременные «дедлайны» по каждому из них. Применение проектного менеджмента в такой ситуации позволит держать все процессы под контролем, оперативно реагировать на проблемы, своевременно корректировать планы и работать без авралов даже при самом напряженном графике.

Зачем проектное управление маркетологу? Конечно, провести рекламную компанию или подготовиться к участию в выставке можно и без познаний в управлении проектами. Но если у вас в работе параллельно несколько проектов, на каждую неделю приходится с десяток дедлайнов, а число контролируемых задач переваливает за сотню. Применение управления проектами в такой ситуации позволит держать все процессы под контролем

Если же компании предстоит разработать новый продукт, то важность знания проектного управления возрастает. Во-первых, именно маркетолог должен формировать бизнес- и пользовательские требования к будущему продукту. Он же обязан проконтролировать, чтобы эти требования были выполнены. А это -часть работы по управлению проектом. Во-вторых,

маркетологу надо уметь говорить на одном «проектном» языке с командой разработки и, прежде всего, -с официальным руководителем проекта. В-третьих, маркетолог должен быть неформальным лидером в проекте по разработке нового продукта. А для этого необходимо видеть весь проект в комплексе - от начала до конечного результата, не упуская мелочей и предвидя возможные риски, которые могут снизить привлекательность продукта на рынке. Это важно, чтобы в нужный момент вмешаться и повлиять на развитие проекта в верном направлении.

Владение проектным управлением также развивает системное видение задач и процессов, что особенно важно при разработке и реализации маркетинговых стратегий. Много полезного знание методологии управления проектами дает и для совершенствования

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

практики руководства коллективом. Ведь, по сути, деятельность подразделения - это комплекс больших и малых проектов на разной стадии жизненного цикла.

Каждый проект имеет жизненный цикл, состоящий из стадий: инициации, определения целей и требований, планирования, реализации и контроля, завершения. Суть стадии инициации - принятие решения о запуске проекта. На стадии определения целей и требований следует четко сформулировать, что должно быть сделано, для чего, в какие сроки, в каком объеме, с какими приоритетами и качеством.

Стадия планирования позволяет определить границы треугольника проекта и определить, впишется ли он в изначально установленные требования. Если нет, то нужно будет совместно с «заказчиком» пересмотреть требования и найти взаимоприемлемое решение, либо отказаться от проекта (иногда бывает и так). Начинать следует с составления перечня основных работ проекта, после чего провести их декомпозицию: разбить работы на составляющие таким образом, чтобы их продолжительность можно было легко оценить. Например, презентация компанией «Мобильные ТелеСистемы» новой услуги В1аскВепу® от МТС:

Подготовка семинара по продвижению услуги

г

Аренда помещения в МВДЦ «Сибирь» Печатные материалы (листовки, буклеты) Приглашение докладчиков из ОАО «МТС» регион Москва Приглашение участников (корпоративных клиентов) Программа и докладчики Подготовка презентации

г

База рассылки Текст приглашения Рассылка Обзвон по рассылке Список участников

Далее надо установить последовательности и взаимосвязи работ, а также предусмотреть возможные проблемы (риски) и пути их решения.

Стадия реализации и контроля - выполнение запланированных работ; их начальный, промежуточный и конечный контроль; решение проблем и коррекция плана.

Стадия завершения кроме сдачи работы заказчику включает также анализ проекта и выводы на будущее (причины проблем, потребности в обучении персонала и др.), пополнение базы знаний по проектам (сроки выполнения тех или иных работ и т. д.), оценка работы участников проектов, поощрения и взыскания.

Выделяют ряд действий по переходу к проектному управлению в маркетинге:

- Прежде всего, осознать, что от эффективности использования маркетинговых ресурсов зависит успешность бизнеса.

- Создать условия для появления «проектной культуры» на предприятии.

- Определить типовые проекты.

- Управление стратегическими целями предприятия.

© Лайцан Я. Г., Брюханов В. В., 2011

УДК 669.713.7

Я. Г. Лайцан, А. О. Лифантьев Научный руководитель - В. В. Брюханов, А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЗАИМОСВЯЗЬ МАРКЕТИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Проекты есть в любой организации, но многие компании этого не осознают. Например, вся маркетинговая деятельность построена на управлении проектами. Ведь если группа людей выполняет набор работ в определенный срок и в рамках определенного бюджета для получения определенного результата (например, организация пресс-конференции, рекламной кампании, участие в выставке, подготовка брошюры об услугах компании) - это уже является проектной деятельностью.

Как правило, маркетинг рассматривают как один из этапов в управлении проектами (УП). Роль маркетинга можно проследить на каждой из стадий УП (см. рисунок).

Наибольший объем исследований осуществляется на предынвестиционной фазе проекта. На инвестици-

онной фазе исследования имеют существенно меньшие значения и объем выполняемых работ. В период эксплуатации эти показатели несколько увеличиваются, что связано с необходимостью более внимательного мониторинга рынка для принятия адекватных решений по управлению проектом и его продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.